Русская музыкальная старина конспект

Обновлено: 07.07.2024

Личностные умения: проявлять интерес к изучаемой теме, формирование чувства сопричастности и сопереживания, эмоционально ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.

Познавательные умения: извлекать информацию в соответствии с целью, определять значение и смысл термина, анализировать информацию, аргументировать свою точку зрения.

Коммуникативные умения: адекватно отвечать на поставленный вопрос, участвовать в диалоге, анализировать вопросы и правильно отвечать на них, грамотно выражать свои мысли.

Регулятивные умения: определять цели УД (направления своего познания),планировать деятельность с учётом поставленной цели,

отслеживать понимание нового материала, осуществлять контроль своей образовательной деятельности.

Предметные знания: знать наследие русской народной музыки, жанры народных песен (трудовая, колыбельная, плясовая).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План проведения урока в технологии развивающего обучения

Тема: Русская музыкальная старина.

Учебник для 2 класса: Музыка. УМК “ Планета Знаний“, автор Т.И. Бакланова.

Тип урока: изучение нового материала

Учитель: Сенченко Л.Л.

Цель: создать условия для формирования понятия музыкальное наследие России, жанры народных песен (трудовая, колыбельная, плясовая)

Личностные умения: проявлять интерес к изучаемой теме, формирование чувства сопричастности и сопереживания, эмоционально ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.

Познавательные умения: извлекать информацию в соответствии с целью, определять значение и смысл термина, анализировать информацию, аргументировать свою точку зрения.

Коммуникативные умения: адекватно отвечать на поставленный вопрос, участвовать в диалоге, анализировать вопросы и правильно отвечать на них, грамотно выражать свои мысли.

Регулятивные умения: определять цели УД (направления своего познания),планировать деятельность с учётом поставленной цели,

отслеживать понимание нового материала, осуществлять контроль своей образовательной деятельности.

Предметные знания: знать наследие русской народной музыки, жанры народных песен (трудовая, колыбельная, плясовая).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку музыки "Времена рождения музыки. Русская музыкальная старина" по программе Т.Баклановой "Планета знаний", 2 класс. Архив содержит презентацию и видеофайлы к уроку. В связи с большим размером архива, не стала в него помещать следующие видеофрагменты: "Танец маленьких лебедей" П.И.Чайковского и Ростовские звоны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание данного конспекта было обусловлено необходимостью проведения просветительских бесед и мероприятий, посвященных празднику День славянской письменности и культуры. Проведение урока на данную тематику органично вплетается в учебный план по предмету "Слушание музыки" для 3х классов музыкальной школы, второе полугодие которого предусматривает изучение культуры древних славян.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Пояснительная записка.

- формирование представления об особенностях музыкального творчества в Древней Руси;

- проведение урока в увлекательной, доступной форме;

- воспитание осознанной гордости за богатое культурное наследие своей страны.

Задачи урока:

Образовательные

- овладение необходимым объемом знаний по теме урока;

- знакомство с музыкой и музыкантами Древней Руси, с ее особенностями развития на протяжении нескольких веков;

Развивающие

- развитие понимания о взаимопроникновении и влиянии всех аспектов культуры друг на друга (принятие новой религии – развитие письменности – развитие музыкальной грамоты – общий культурный подъем);

- развитие образного мышления, эмоциональной восприимчивости;

- развитие слухового внимания и музыкальной памяти;

Воспитательные

- формирование системы нравственных и эстетических ценностей;

- воспитание навыков исполнителя и слушателя в контексте музыкального концерта;

- воспитание музыкально-художественного вкуса, умение эмоционально и осознанно относиться к русской музыке как к уникальному явлению;

Проектор, ноутбук, колонки

Презентация Power Point

Здравствуйте, ребята, сегодня мы поговорим о русской музыке. Кто мне назовет самых известных русских композиторов? (дети отвечают)

Правильно, Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Глинка и т.д.

Все это – композиторы классической русской музыкальной школы 19-20 веков. То есть, эти композиторы жили сравнительно недавно, сто, двести лет назад. Но как же возникла она, знаменитая на весь мир композиторская школа, с чего начала свой путь?

История русской музыки уходит в глубокую древность. Славянские племена, населявшие нашу землю еще задолго до образования Киевского государства, отличались осо­бой музыкальностью.

Их повседневная жизнь была тесно связана с песней. Этим объясняется и большое разнообразие ее жанров, среди которых:

СЛАЙД 5, 6 обрядовые песни славян,

СЛАЙД 7 свадебные, лирические,

СЛАЙД 8 военные, трудовые,

СЛАЙД 9 песни-плачи по умершим,

тесно связанные со всем бытом, со всеми событиями человеческой жизни и окружавшей человека природой. Это своеобразная летопись многовековой истории нашей страны, истоки которой лежат в сказках и былинах. А сейчас давайте послушаем музыкальные номера, которые ребята специально подготовили для нашего урока.

В те давние времена у простого люда не было ни особого образования, ни заморских знаний, поэтому все песни и сказания передавались из поколения в поколение устно – вот поэтому и называется оно Устным народным творчеством, которое живет по сей день. Песни мы с вами послушали, а давайте-ка вспомним, какие сказки вам бабушки рассказывали. (Дети отвечают)

А знаете ли вы, что сказка Колобок на самом деле - сказка про луну?

Волк откусил, Ворон отклевал, Медведь примял, а когда остаётся серпик, СЛАЙД 12

А про Бабу Ягу, оказывается, мы многое не знаем. Совсем изменилась сказка с давних времен. Раньше Баба Яга была совсем не злая, а наоборот, дарительница и советчица:

указывает доброму путнику дорогу, дарит волшебного коня или орла, даёт совет в беде. Она Повелительницу Стихий и зверей, она охраняет вход в далёкий сказочный мир, охраняет покой сельских мирных жителей и всех лесных обитателей.

СЛАЙД 16 + видео

Отсюда впервые зародился особый жанр – подголосочная полифония.

А как же музыке и сказкам быть без музыкальных инструментов? Ну-ка угадайте. Какой самый известный инструмент на Руси был? Правильно, гусли. СЛАЙД 17

Но были кроме гуслей и другие инструменты:

СЛАЙД 18, 19 струнные, духовые и ударные - рога, трубы, все­возможные дудки и т. д.

В русской народной культуре часто в качестве музыкальных инструментов используются предметы быта, такие как: коса, пила, печная заслонка, самоварная труба и природные объекты – береста, древесный и травяной лист, рыбья чешуя и т. п.

В славянских традициях на музыкальных инструментах играют в основном мужчины, хотя у русских известны и чисто женские инструменты, к которым относятся кугиклы (флейты Пана).

Музыкальные инструменты сопровождали не только песни и пляски, мы также знаем, что существовала военная музыка, песни под гусли на княжеских пирах, рассказывающие нараспев былины. А что такое былины, кто знает? (дети отвечают)

Правильно, это сказания, воспевавшие подвиги русских богатырей — Ильи Муромца, Добрыни Никитича и других. (прочитать отрывок из былины под музыку)

СЛАЙД 22+ музыка (звуки гуслей)

Из того ли-то из города из Муромля,
Из того села да с Карачирова,
Выезжал удаленькой дородний добрый молодец,
Он стоял заутрену во Муромли,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольнёй Киев-град,
Да й подъехал он ко славному ко горду к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как черна ворона;
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром кони никто тут не проезживат,
Птица черной ворон не пролетыват.

СЛАЙД 23 Ребята, давайте запишем важные факты о древнеславянской культуре, которые мы сейчас узнали с вами.

Зарождение профессиональной музыки в России происходило в эпоху создания первого древнерусского государства — Киевской Руси (IX—XIII века) и принятия христианства в качестве государственной религии (988 год).

Христианская религия пришла на Русь из Византии, что имело огромное значение для политического и культурного развития нашего народа. Вместе с новой религией пришли разные религиозные книги на греческом языке. Из-за непонимания греческого и латинского языка, славянские князья вынуждены были обратиться к византийскому царю, чтобы тот посоветовал им учителя, способного объяснить священные книги на их родном языке.

которая помогла прочесть святые книги и, впоследствии, стала главным фактором в развитии письменности и культуры на Руси. С тех пор стали основываться библиотеки, которые заполнялись учеными книгами на понятном для простых людей языке.

Стали возникать школы, в которых обучали азбуке и культуре в целом.

С появлением христианства музыка стала называться профессиональной и разделилась на устное светское искусство – сказителей и скоморохов, и письменное музыкальное творчество, связанное с церковным пением.

Скоморохи — любимцы князей и простого народа — были талантливыми артистами — певцами и фокусниками, акробатами и дрессировщиками.

СЛАЙД 34 + музыка (мужской хор a capella)

Церковная музыка на Руси издавна была чисто хоровой. Ее строгие, плавные, широкие мелодии исполнялись в один голос — мужским хором. Культура хорового пения a capella, то есть хоро­вого пения без сопровождения инструментов, была, таким образом, очень древней в нашей стране и связывалась как с народными, так и с церковными обычаями.

Давайте запишем все интересные сведения и термины, которые мы сейчас услышали.

XVII век стал рубежом в истории России: закончилось Средневековье, и наступил новый важный этап в развитии государства, в течение которого произошли серьезные изменения во всех сферах жизни. Но деление музыки на церковную и светскую сохранилось, и в каждой из них выделялись свои особые музыкальные жанры.

СЛАЙД 38 + музыка (Н.Дилецкий Партесный концерт)
СЛАЙД 39

Возникли и новые формы бытового пения, так называемые, канты, — светские песни для 3—4 го­лосов. Сначала содержание канта было религиозным, но постепенно становилось чисто светским — торжественно-хвалебным, патриотическим, любовно-лирическим и даже шуточным.

СЛАЙД 40 + музыка (Кант “Радуйся, росско земле”)

На этом канте основано знаменитое “Славься” из оперы “Иван Сусанин” М. И. Глинки.

Запишем последнюю на сегодня информацию о славянской музыке.

В XVIII веке начинают постепенно исчезать старинные обычаи и традиции: при дворе появляется первой русский придворный театр.

В кругу просвещенного боярства растет увлечение европейской инструментальной музыкой, а у знатных вельмож появляются домашние хоры и оркестры.

Народное творчество теряет свою популярность.

На смену скоморохам и самобытным музыкантам из народа начали приходить профессиональные музыканты, приехавшие из-за границы, на смену чисто русским напевам и характерной мелодике пришло увлечение западноевропейской музыкой. Так закончился период чисто славянской музыкальной культуры и начался век профессиональной русской музыкальной школы, такой, какой мы ее сейчас знаем.

Спасибо за внимание, ребята, я надеюсь, наш урок был для вас очень интересным и познавательным.

Читайте также: