Русская литература на рубеже веков конспект

Обновлено: 16.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вводные уроки литературы в 11 классе.

Тема: Русская литература на рубеже19-20 веков. Обзор русской лит-ры 20 века. Модернизм и реализм.

1.Показать взаимосвязь и взаимовлияние литературной и общественной мысли конца XIX –начала XX вв. с историческими процессами в стране и мире;

2.Дать представление об основных тенденциях в литературе конца XIX –начала XX веков;

3.Дать представление о традиционной периодизации литературы XX века;

4.Осознать кризисность эпохи начала XX века и понять её причину;

5. Дать общее представление о литературных течениях начала XX века;

6.Воспитывать чувство сопричастности и сопереживания к истории России, любовь к ее культуре.

Значение художественной литературы огромно потому, что

она действует одновременно и одинаково сильно на мысль и

Оргмомент. Психологический настрой на урок.

Совместное формулирование темы и целей урока.(Русская литература на рубеже 19-20 веков.

Рассмотреть взаимосвязь литературы и общественно-политической мысли конца 19 - начала 20 веков с историческими процессами в стране и в мире и их взаимовлияние.

Лекция учителя. (По ходу лекции беседа)

Историко-культурная ситуация.

Вступление к уроку. На рубеже веков Россия пережила перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризовался предельной напряжённостью, трагичностью времени. Магически действовала дата перехода от века к веку. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории. Слайд 3

Вопрос: Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века? Слайд 4

Слово учителя. Слайд 5

Для России это время ознаменовалось тремя революциями, двумя мировыми войнами, гражданской войной, целым рядом побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не меньшим количеством трагедий, принёсших народу неисчислимые страдания.

Вопрос: Какой была внутриполитическая обстановка в стране?

Слово учителя. Слайд 6

Необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали 3 основные политические силы: защитники монархии, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции.

Выдвигались различные варианты программ перестройки: Слайд 7

Манифест 17 октября 1905 года, учреждение Думы.

Теоретическая подготовка революции и террор.

Слово учителя. Слайд 8

Рубеж 19 и 20 веков характеризуется и значительными научными открытиями, повлекшими за собой кризис классического естествознания.

Вопрос: Какие наиболее важные научные открытия в области естествознания были сделаны в это время? Слайд 8

Слово учителя. Слайд 9

Научные открытия в области естествознания:

-открытие рентгеновских лучей,

-определение массы электрона,

-создание квантовой теории,

-изобретение беспроволочной связи.

Слайд 11.Научные открытия явились основой сдвига в общественном сознании.

Слайд 15. Вывод:

Философ Н.Бердяев так охарактеризовал это время русского культурного ренессанса:

Восприняв идеи Ницше, русские мыслители не пошли за ним до конца. Для русской религиозной мысли ницшеанство – это упадок, декаданс европейской философии, предмет для критического анализа.

Философия на рубеже веков:

Богоискательство (Перестроить формы гражданского быта и человеческого существования на основании обновления христианства. То есть попытка сформулировать универсальные законы, которые сдержат агрессивные силы человечества).

.Культуре же придавалось особое значение. Искусство, литература послужили художественной формой для выражения философских идей. Новая литература должна была стать способом установления мировой гармонии, способом постижения истины.

Примечание: Все три основных направления философии уходят от истинной веры – акт богоотступничества.

Русская литература на рубеже 19-20 веков.

Слово учителя. Слайды 18,19

Литература рубежа веков и начала XX века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Это определение введено в 1933 г Н.А. Оцупом (парижский журнал русской эмиграции "Числа"). Время Пушкина, Достоевского, Толстого, т.е. XIX столетие он назвал отечественным "золотым веком", а последовавшие за ним "как бы стиснутые в три десятилетия явления" - "серебряным веком". Содержание этого определения претерпело значительные изменения. Первоначально оно характеризовало вершинные явления поэтической культуры - творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, других выдающихся художников. Определение "серебряный век" относили и к русскому искусству в целом - к творчеству живописцев, композиторов, философов. Оно стало синонимом понятия "культура рубежа веков". Однако в литературоведении термин "серебряный век" постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскимитечениями - символизмом, акмеизмом, "неокрестьянской" и футуристической литературой.

Слайд 20. Ощущение кризисности эпохи было всеобщим, но в литературе отражалось по-разному. В начале XX века продолжались и развивались традиции реалистической литературы; еще жили и творили Л.Н. Толстой и А.П. Чехов - их художественные достижения и открытия, отразившие новую историческую эпоху, выдвинули этих писателей на ведущие позиции не только русской, но и мировой литературы.
Слайд 21. В это время создавали свои произведения В.Г. Короленко, В.В. Вересаев, М. Горький, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев и другие писатели-реалисты. Реалистическая литература преодолевала свой кризис.

Новая реалистическая литература отказалась от героя-носителя представлений автора. Авторский взгляд обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору.

Авторские раздумья о судьбах человека и мира рассчитывали на сотворчество, звали к диалогу.

Новый реализм ориентировался на русскую литературную классику, прежде всего на творческое наследие Пушкина.

Слайд 22. В связи с развитием марксизма в России возникло направление, связанное с конкретными задачами социальной борьбы. "Пролетарские поэты" привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся, экспрессивно передавали некоторые общественные настроения; их революционные песни и пропагандистские стихи были ориентированы на то, чтобы внести вклад в дело революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению, послужить идеологической подготовкой к классовым боям.

Слайд 23. Понятие "серебряный век" связано прежде всего с модернистскими течениями.
Модернизм (от франц. "новейший", "современный") подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства. Особая роль отводилась автору, художнику -роль прорицателя, пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию. Модернизм объединил целый ряд течений, направлений, наиболее значительными среди которых стали символизм, акмеизм и футуризм. Модернизм охватил все сферы искусства.

Слайд 24. В эстетике модернизма отразился пафос "конца века", неминуемой гибели мира, обреченности, упадка. Поэтому многие годы модернизм отождествляли с декадансом (от лат. "упадок"). Декаданс как тип сознания характеризуется настроениями пассивности, безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.

Примером выражения таких настроений могут служить строки К. Бальмонта:

Я ненавижу человечество, Я от него бегу, спеша. Мое единое отечество -Моя пустынная душа.

Серебряный век не был "оборван" в 1917 году, а жил и после него в скрытых формах в поэзии А. Ахматовой, М. Цветаевой, в творчестве Б. Пастернака, в литературе русской эмиграции.

Слайд 25. Острая полемика, эстетическая борьба между двумя основными литературными направлениями - реализмом и модернизмом- характерна для литературной жизни рубежа веков.

Но споры о роли искусства приобретали более широкое, уже внелитературное значение.

Слайд 26. Статья Ленина сыграла огромную роль в истории литературы. Она стала программой всей литературы советской, она стала причиной того, что талантливые писатели, поэты оказались непризнанными, непонятыми, репрессированными, убитыми или выставленными из родной страны.

В мире широком, в море шумящем

Мы-гребень встающей волны,

Странно и сладко жить настоящим,

Предчувствием песни полны.

Радуйтесь, братья, верным победам!

Смотрите на даль с вышины!

Нам чуждо сомненье, нам трепет неведом,-

Мы-гребень встающей воны.

- Вот результаты сопоставления:

1. Перестройка во всех областях жизни.

4. Путь реформ и насильственный путь(терроризм)

Промежуточная проверочная работа. Тест. Слайд 29.

1. какие важнейшие исторические события происходили в России на рубеже 19-20в. ?

2. Как повлияло развитие науки на умонастроения общества?

3. Дайте характеристику основных политических сил в России в н.20в.

5. В чем суть богоискательства?

7.Назовите имена писателей-реалистов, работавших в н.20в.

9. Какие тенденции отразились в эстетике модернизма?

Слово учителя.

Основные направления литературы 19-20 веков.

Модернизм: символизм, акмеизм, футуризм.

Рассмотрим их более подробно. Учащиеся по ходу урока составляют таблицу.

А) Символизм (1870-1910г.)

Первое и самое крупное течение, возникшее в России.

Б) Акмеизм (возникло в начале 1910-х годов)

В) Футуризм (будущее)

1.Правдивое, объективное отображение действительности в её историческом развитии.

2.Продолжение традиций русской литературы 19 века, критическое осмысление происходящего.

3.Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами.

4. Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

1.Это определённое умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости.

2.Настроение безнадёжности, неприятия действительности, стремление замкнуться в своих переживаниях.

1.В творчестве возобладало не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменить мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистике.

2.Основу его составляли 3 течения: символизм, акмеизм, футуризм.

1. Выражение идеи с помощью символов.

3. Внутренний мир человека – показатель общего трагического мира, обречённого на гибель.

4. Существование в двух планах: реальном и мистическом.

5. Главная заслуга- создание новой философии культуры, выработка нового мировоззрения. Оно сделало искусство более личностным.

1.Это попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое.

2.Возврат слову его изначального, не символического смысла.

3. Главное значение – Художественное освоение многогранного и яркого земного мира.

1.Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие.

3. Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.

1.Правдивое, исторически-конкретное изображение действительности в её революционном развитии.

2. Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся в духе социализма.

3. Писатель-это выразитель идей социализма.

4. Герои-борцы за идею, труженики, честные, справедливые люди.

5. Итог урока. Слово учителя.

Вывод. Наша задача, задача читателя,-разобраться в духовной жизни ушедшего века. Духовная память народа должна пережить века и тысячелетия, чтобы воскресла духовная мощь России. Лучшие поэты эпохи редко замыкались в рамках определённого литературного течения. Поэтому реальная картина литературного процесса этого периода определяется творческими индивидуальностями писателей и поэтов, чем историей направлений и течений.

6. Домашнее задание.

1) Выучить основные положения лекции.

I. Проверка домашнего задания

1. Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

— Какие явления социальной и культурной жизни повлияли на развитие литературы?

— Как эти явления осознавались философами? Охарактеризуйте основные направления философской мысли.

— Что объединяло различные направления литературы, искусства, философии?

I I . Лекция учителя

Ощущение кризисности эпохи было всеобщим, но в литературе отражалось по-разному. В начале ХХ века продолжались и развивались традиции реалистической литературы; еще жили и творили Л. Н. Толстой и А. П. Чехов — их художественные достижения и открытия, отразившие новую историческую эпоху, выдвинули этих писателей на ведущие позиции не только русской, но и мировой литературы. В это время создавали свои произведения В. Г. Короленко, В. В. Вересаев, М. Горький, А. И. Куприн, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев и другие писатели-реалисты. Реалистическая литература преодолевала свой кризис, связанный с излишним социологизмом, объективизмом, путем перехода к описанию субъективных мироощущений, раздумий. В отличие от реалистической эстетики ХIХ века, которая представляла в литературе авторский идеал, воплощенный в каком-либо образе, новая реалистическая литература по существу отказалась от героя — носителя представлений автора. Авторский взгляд повернулся к человеку и миру в целом, утратил социологическую направленность и обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору. Авторские раздумья о судьбах человека и мира рассчитывали на читательское сотворчество, соучастие, звали к диалогу, к дискуссии. Новый реализм ориентировался, в то же время, на русскую литературную классику, прежде всего на творческое наследие Пушкина.

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Мое единое отечество —

Моя пустынная душа.

Декадентский пафос в целом противоречил модернистскому пафосу возрождения человечества.

Главным, что объединяло разные по своей эстетике течения модернизма, была установка на преобразующую мир силу творчества. Такая установка была чужда писателям-реалистам. Острая полемика, эстетическая борьба между двумя основными литературными направлениями — реализмом и модернизмом — характерна для литературной жизни рубежа веков. Хотя стремление к гармонии и красоте отражает глубинное единство реализма и модернизма.

Вообще споры о сути и роли искусства приобретали более широкое, уже внелитературное значение.

Статья Ленина сыграла огромную роль в истории литературы. Она стала программой всей литературы советской, она стала причиной того, что талантливые писатели, поэты оказались непризнанными, непонятыми, репрессированными, убитыми или выставленными из родной страны. Причиной того, что русская литература искусственно разделилась на несколько ветвей, существовавших многие десятилетия автономно.

Домашнее задание

1. В чем вы видите роль искусства? Изменилась ли эта роль в наше время?

2. Доработать конспект лекции.

4. Индивидуальное задание: подготовить доклад по биографии И. А. Бунина.

Дополнительные материалы для учителя

Школьная программа не дает возможности подробно говорить о всех представителях литературы Серебряного века, поэтому, приступая к ее изучению, назовем здесь хотя бы некоторые имена, которые должны быть узнаваемы современным образованным человеком.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда не активна

Русская литература на рубеже 19 - 20 веков. Обзор

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: дать общее представление о развитии исторического и литературного процессов конца XVIII–начала XIX века; познакомить с основными темами и проблемами русской литературы XIX века; познакомить учащихся с лучшими представителями русского искусства.

Лекция (краткое содержание).

Учащиеся записывают план, составляют тезисы.

1. политическая и общественная обстановка
в конце XVIII–начале XIX века

Россия заняла видное место в ряду европейских государств. Русские войска под руководством выдающихся полководцев А. В. Суворова и П. А. Румянцева одержали победы в двух войнах с Турцией. В результате Россия получила выход в Черное море. Были построены города: Одесса, Севастополь, Николаев.

Тяжелое положение крестьян привело к обострению классовой борьбы. Возникло народное движение под предводительством Емельяна Пугачева (1773–1775 гг.).

После подавления пугачевского восстания в стране усилилась правительственная реакция.

Важнейшим историческим событием явилась война 1812 года, возникшая в результате агрессивной политики Наполеона. Отечественная война 1812 г. вызвала небывалый общенациональный подъем.

Надменный временщик, и подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей,

Взнесенный в важный сан пронырствами, злодей!

Деятельность обществ завершилась восстанием 14 декабря 1825 г., которое было жестоко подавлено. Декабристы потерпели неудачу потому, что не решились призвать в свои ряды народ. Но идеи декабризма оказали огромное влияние на передовых людей России, были подхвачены писателями и поэтами.

2. просвещение и культура

Московский университет становится крупным научным центром.

Открываются школы, средние учебные заведения во многих губерниях. Издаются книги, газеты, журналы.

Но дело Н. И. Новикова продолжил И. А. Крылов (1769–1844) – лучший русский баснописец. Много горькой правды говорил И. А. Крылов о несправедливых порядках в царской России, о корыстных чиновниках и чванных вельможах.

Выдающиеся писатели: М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев – живо откликались на общественные запросы, в своих произведениях глубоко и правдиво освещали явления жизни.

В начале XIX в. в России открылись университеты в Казани, Харькове, Петербурге. В 1811 году был открыт Царскосельский лицей, в создании которого принял большое участие М. М. Сперанский – видный государственный деятель.

При учебных заведениях стали возникать литературные общества…

3. расцвет искусства

Конец XVIII–начало XIX в. – время значительного расцвета русского искусства. Все виды искусства выдвинули замечательных русских мастеров.

Много общественных зданий и красивых дворцов было построено в Москве и Петербурге талантливыми зодчими В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым (Петровский дворец, Московский университет и др.). Выдающимися архитекторами начала XIX в. были А. Н. Воронихин (Казанский собор в Петербурге) и А. Д. Захаров (автор проекта здания Адмиралтейства). Здания и соборы строились в стиле классицизма и ампира. (Стиль ампир – стиль величественных построек с колоннами.)

В скульптуре прославились Ф. И. Шубин, земляк М. В. Ломоносова, и Ф. Г. Гордеев.

Известные живописцы Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский создали правдивые портреты своих знаменитых земляков. Больших успехов добились художники А. Г. Венецианов, О. А. Кипренский, В. А Тропинин.

В театрах Москвы и Петербурга ставились оперы, драмы. Выдающиеся актеры того времени – М. С. Щепкин, П. И. Жемчугова.

4. развитие литературы

Сложная и бурная общественная жизнь, наполненная классовыми противоречиями и революционными событиями, стала причиной обострения классовой борьбы в литературе. В ней обозначилось два полюса: литература (и культура), в той или иной степени отражающая чувства и идеи народа, и литература господствующих сословий, дворянства и буржуазии. Ожесточенные споры между консервативными писателями и прогрессивными велись по разным вопросам, в том числе и об отношении литературы к действительности, о народности и самобытности русской литературы, об отношении ее к народному творчеству, о литературных направлениях, о языке.

Консервативные писатели в своих произведениях пытались отвлечь читателей от современной жизни, увести их в мир мечтаний и грез.

Русская литература на рубеже двух веков – это процесс сложного взаимодействия активно борющихся литературных направлений.

Последняя треть XVIII века – эпоха классицизма и сентиментализма.

Начало – 15-е годы XIX века можно назвать преддекабристской эпохой.

Наиболее существенные особенности – завершение развития классицизма, угасание его творческих возможностей; расцвет и спад сентиментализма, возникновение и развитие романтизма. Значительным явлением надо признать продолжавшийся процесс становления реализма.

Своеобразие русской литературы 1-й половины XIX в.

1.Литературно-общественное движение 1800—1825 гг.

И. А. Крылов-баснописец: этические, психологические, социально-политические и философско-исторические проблемы в произведениях писателя. Их народность и реализм.

2. Литературно-общественное движение 1825 — начала 1840-х годов.

Профессионализация писательского труда, расширение читательской аудитории.

1830-е годы — время господства прозы в русской литературе. Расцвет исторической беллетристики (М.Н.Загоскин, И.И.Лажечников и др.). Нравственно-сатирические и исторические романы Ф.В. Булгарина. Художественное творчество А.А.Бестужева-Марлинского, Н.А.Полевого, В.Ф.Одоевского.

3. Литературно-общественное движение 1840-х—1855 гг.

Обострение общественной борьбы в России, ее отражение в литературе. Рост демократических тенденций в русском освободительном движении. Философские искания эпохи, развитие материалистических и социалистических идей. Критические выступления В. Г. Белинского. Деятельность кружка петрашевцев.

Читайте также: