Русская культура в 16 веке 7 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Домашнее задание: Подготовить рассказы об одном из деятелей культуры XVI века.

План учебного занятия:

Ход учебного занятия

Мы сегодня с вами будем работать с проектором, пожалуйста, обратите внимание на слайд (Приложение 1) (слайд 1) – здесь представлен определённый коллаж из иллюстраций разного рода, предположите, о чём пойдет речь на занятии, и вместе определим тему?

  1. уточнить понятие культура;
  2. выявить основные направления и представителей культуры России XVI века.

Слайд 3 (понятие культура). Ребята, я предлагаю вашему вниманию три понятия культура, выберите то понятие, которое вы считаете наиболее полным и правильным на ваш взгляд. Правильный ответ обоснуйте и обведите в своих рабочих листах.

Учитель: обобщает ответы, говоря о том, что все они верны, но наиболее полно отражает понятие культура вариант 2, потому что.. (оперирует мнениями учащихся)

Учитель: Действительно, развитие культуры XVI века обусловили вышеперечисленные факторы. Давайте выделим уровни культуры: (слайд 6)

Уровни культуры:

  1. Просвещение.
  2. Архитектура.
  3. Живопись.
  4. Фольклор.
  5. Быт.

Далее организуется работа в группах по 5 человек (столы расставляются перед началом урока по количеству групп).

Учитель: Ребята! Сейчас мы с вами будем работать над изданием устного журнала с одноимённым названием нашего занятия.

Задача каждой группы – написать статьи по определенному уровню культуры на основании материала, представленном на рабочем листе 2. (Приложение 3) Статья должна содержать не менее 15 предложений. На работу группы даётся 8 минут, на представление своей статьи 1,5-2 минуты.

Идёт работа в группах. Через 8 минут вступление учителя: (слайд 7)

Выступление групп со своими статьями в соответствии с выбранным уровнем культуры и одновременная демонстрация слайдов. После выступления целесообразно спросить у групп, чья статья больше понравилась.

Подведение итогов урока.

Учитель: Спасибо всем за работу! Таким образом, мы рассмотрели культурное наследие наших предков, которое обогатило и плавно влилось не только в мировую культуру, но её отголоски и ощущаем мы, в веке XXI.

Вы сегодня для меня были, действительно, тем маяком, свет которого поддерживал на протяжении всего занятия.

Я предлагаю в качестве домашнего задания написать рассказ об одном из выдающихся произведений литературы, архитектуры, живописи изучаемого периода. (слайд 13)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Культура Руси в XVI веке

В 16 в. Русское государство вступало, завершив объединение земель. К концу 16 в. утвердилось новое наименование страны- Россия. Важнейшим процессом развития русской государственности в 16 в. стало завершение централизации. 16 век – век Ивана Грозного, окончательно утвердившего деспотическое самодержавие, но это и век блестящих культурных достижений.

Грамотность, печатное дело

В 16 в. основным материалом для письма становится бумага, которую привозили из Европы.

В середине 16 в. по инициативе Ивана Грозного в Москве была учрежден первая типография. Напечатанные в ней книги не имеют выходных данных и сведений об издателе, поэтому эту первую типографию называют анонимной.

Из-за обвинений в еретичестве Иван Фёдоров перебрался в Великое княжество Литовское, где издал первый русский букварь с грамматикой (1574).

Печатные книги ни в 16 в., ни в 17 в. не вытеснили рукописные, т.к. печатались тогда только богослужебные книги, а летописи, повести, жития оставались рукописными. К тому же печатные книги поначалу стоили дороже рукописных.

Литература и общественная мысль

Соратником Макария Афанасием была написана Степенная книга, один из крупнейших памятников русской исторической литературы XVI века, повествующий о русской истории с древнейших времён до 1560-х гг. Она вобрала в себя значительное число произведений древнерусской книжности, иногда частично, а иногда даже полностью. Также она содержит ряд уникальных известий, достоверность которых не выяснена.

В то же время уже в 16 в. идет обмирщение культуры, т.е. отказ от исключительно религиозного мировоззрения, церковной тематики .

Наиболее известными вольнодумцами того времени были Матвей Башкин, отрицавший иконы, таинства, церковную обрядность, и особенно Феодосий Косой, усомнившийся даже в богочеловеческой природе Христа. По мнению Феодосию, Христос был просто человеком. Он проповедовал отказ от монашества и самой церкви, неповиновение власти, следование заветам раннего христианства.

Дипломат Федор Карпов писал о необходимости в государстве законности. Власть в его понимании должна быть сильной и справедливой.

Конец XV — начало XVI вв. — это период значительного укрепления идеи самодержавия в Русском государстве. Единственная в мире истинная православная держава должна была и управляться единственным в мире истинным православным самодержцем. Свидетельством тому — стремление русских духовно-политических кругов утвердить за русским государем титул царя. И не случайно этот титул эпизодически начинает встречаться в некоторых русских внешнеполитических документах времени Правления Ивана III и Василия III, а понятие "самодержец" входит в официальный титул Василия III.. В этом смысле характерно, что именно в первой четверти XVI века появляется "Сказание о князьях Владимирских", обосновывавшее династические претензии московских государей. В основе "Сказания" лежат две легенды. Первая — о происхождении Рюриковичей и, следовательно, московских великих князей от римского императора Августа. Вторая легенда доказывает, что царские регалии — царский венец, бармы, золотая цепь, крест от древа распятия и сердоликовая шкатулка, принадлежавшая Августу, — достались московским великим князьям через Владимира Мономаха от его деда византийского императора Константина. Таким образом, удревление генеалогии московских государей на максимально возможный срок позволяло рассматривать историю самой России как часть общемировой истории, в которой Россия занимает самое достойное место.

Архитектура

В 1505 – 1508 гг. итальянский архитектор Алевиз (Фрязин) Новый возвёл пышный Архангельский собор, ставший усыпальницей великих князей и царей.

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/v/V17kWUK54e9AJayXxfpIzQSOtHgDsT0RhYoMZNvBj6/slide-42.jpg

(также известная как Колокольня Ивана Великого) — церковь-колокольня, расположенная на Соборной площади Московского Кремля. Всего на колокольне находятся 34 колокола. Основные — Успенский. Весит 65320 кг. далее — Реут, или Ревун. Весит — 32760 кг. Он был изготовлен по указу царя Михаила Федоровича в 1622 году Андреем Чоховым. Во время взрыва французами уши отвалились, но их так искусно приделали, что даже звон не изменился. Медведь — древнейший (1501). Весит 7223 кг. Отлит Иваном Алексеевым в 1501 году и перелит в 1775 году Семеном Можжухиным. Лебедь. Весит 7371 кг перелит из старого колокола в 1775 году с сохранением прежней формы и надписи. Назван так из-за того, что его звон напоминает лебединый крик.

https://www.orthphoto.net/photo/201611/100041.jpg

В 30-х гг. были сооружены стены Китай-города. В 1591 г. Фёдор Конь построил стены и башни Белого города (по Бульварному кольцу), а в 1591-1592 гг. были возведены деревянно-земляные укрепления по линии нынешнего Садового кольца – Скородом. Им так же были построены стены Смоленского кремля.

В 16 в. появляется новый стиль в архитектуре – шатровый. Для него характерны: восьмерик на крестообразном основании, перекрытие в виде шатра, многоглавие, асимметричность. Лучший образец – церковь Вознесения в селе Коломенское (1532 г.), построенная в честь рождения Ивана 4. Архитектор – Петр Франческо Анибале

https://b1.culture.ru/c/56281.jpg

Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове (1547 г.). Сочетает в себе традиционную пятикупольную композицию с приемами шатрового зодчества.

https://i.pinimg.com/originals/8d/58/97/8d589787d48c989844b88d88d9c34732.jpg

В 1555-1561 г. на Красной площади в Москве в честь взятия Казани был возведён знаменитый шедевр русской архитектуры – собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного). Авторами его были русские мастера Барма и Постник Яковлев (возможно это одно и то же лицо). Покровский собор – уникальное произведение. Вокруг центрального шатра расположены восемь куполов, ни один из которых не повторяет другой по форме и рисунку. Современную цветную окраску собор получил в XVII в., первоначально он был белым.

https://7deti.ru/wp-content/uploads/2017/11/sobor-1024x768.jpg

Изобразительное искусство

Фрески храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре под Вологдой. Автор – Дионисий.

Акафист Богородице, икос 3. "Целование Елисаветы" (встреча Марии и Елисаветы)

http://ferapontov-monastyr.ru/media/texts_medias/0/middle/14.jpg

Святитель Николай Чудотворец. Конха южного придела собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/c/Ckf9h32At5zyQq4FVYuUeOgTDBraH0RSxmNMiv/slide-6.jpg

Ремесленное производство

Царь-пушка отлита по приказу царя Фёдора Ивановича (инициатор – Борис Годунов).

Пушка изначально была задумана как экспонат, демонстрирующий мастерство литейщиков.

Пушка ни разу не стреляла. Всего один раз её привели в боевую готовность в 1591 году, когда к Москве приблизились войска крымского хана Казы-Гирея.

Сначала её установили у Лобного места. Лобное место расположено в Москве, на Красной площади. До 1917 года использовалось при совершении крестных ходов в дни православных праздников, а также для публичного оглашения царских указов.

Конспект урока по истории: : Культура России в 16 веке .

1 . Конец 15 начало 16 вв. - это период создания единого централизованного Русского государства. Все это привело к изменениям в политической, социальной, экономической и культурной жизни русского общества. Прочитайте пункт 1 на странице 100-101 и выпишите особенности развития культуры России в 16 веке.

2. В Российском государстве росла потребность в грамотных людях. Стоглавый собор принял решение об открытии училищ при церквях и монастырях. Грамоте учили люди, которые не имели духовного сана. За свою работу они получали еду и жалованье.

Редким явлением на то время было домашнее обучение.

Дети учились письму, чтению, арифметике и богословию. Учебниками для них были церковные книги. Только во второй половине XVI века стали появляться пособия по грамматике и арифметике, после открытия книгопечатания.

https://urok.1sept.ru/articles/521304/img4.jpg

первый печатный станок

Устно ответьте на вопросы: 1) Когда и при каких обстоятельствах была издана первая книга в России. Название 1 книги?

2) Какое влияние на развитие культуры в России оказало книгопечатание?

Физкультминутка

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.

3,4. Прочитайте п.3, выпишите летописи, созданные в 16 веке.

Как детей учить и страхом спасать. Наказывай сына твоего в юности, и он успокоит тебя в старости и принесет тебе честь. Не будь скуп на удары дитяти, ибо от палочных ударов он не умрет, а поздоровеет; нанося удары телу, спасаешь душу от смерти. Не улыбайся ему, не играй с ним; ибо в малом деле посмеявшись, в большом пострадаешь. Не дай ему власти в юности и сокруши ему ребра, пока он растет, чтобы, возмужав, не перестал повиноваться тебе, ибо в таком случае будет больно и досадно твоей душе, убыточно твоему дому, будет погибель имению твоему, укоризна от соседей, пред властью поплатишься и претерпишь разные неприятности.

Как научать мужу жену свою, как угодить Богу и мужу своему, как хорошо устроить дом, завести в хозяйстве порядок, рукоделие всякое знать и самой делать. Мужья должны поучать жен своих с любовью и разумно. Жены должны спрашивать мужей своих, как Богу и мужу угодить, дом свой устроить. Они должны им во всем покоряться… Хозяйка сама должна знать, как мука сеется, как квашня приготовляется, как в печи валяются хлебы, простые и сдобные, как выпекаются; она должна знать приготовление калачей и пирогов, количество муки, необходимое для этого, сколько чего можно сделать из четверти, осьмины… меру должно знать во всем. Сама хозяйка должна уметь изготовлять мясные и рыбные блюда, всякие пироги и блины, всякие каши и кисели, всякие пирожки. Умея сама, пусть она и слуг научит этому. Такова должна быть хорошая хозяйка. Она должна знать все, что касается до пива, меда, вина, кваса, уксуса, кислых щей, что как делается. Если она все это знает, то благодаря распоряжениям мужа и ее разумом хозяйство пойдет хорошо и всего будет много.

Как устроить дом хорошо и чисто. Согрев утром воды, перемыть, вытереть и высушить стол, блюда, ставцы; ложки и всякие сосуды… Все сосуды и принадлежности должны быть всегда чисты, не должны разбрасываться по скамьям, двору, хоромам; все должно быть на своем месте. Изба, стены, скамьи, пол, двери, даже в сенях и на крыльце должны быть вымыты, выкрашены, чтобы всегда было чисто. Пред нижним крыльцом сена положить для вытирания ног… Но если муж увидит, что у жены и слуг нет порядка и делается не так, как здесь написано, то должен он жену научить. Когда она делает все как следует, то заслуживает любви и жалования; если же она не живет по наставлению, сама не исполняет своих обязанностей и слуг не учит исполнять, то пусть муж накажет и постращает ее наедине, а, наказав, пожалует и скажет доброе слово. Должно наказывать с любовью; не следует мужу сердиться на жену, а жене на мужа, но жить им в любви и откровенности. Со слугами и детьми поступать так же: наказать по вине и побить, потом пожаловать.

Но если жена, или сын, или дочь слова и приказания не слушают, не боятся, не делают того, что муж, отец или мать повелевают, то их плетью постегать, смотря по вине; а бить их наедине, не при людях наказать. За какую-либо вину не бить по уху, по лицу, под сердце кулаком, пинком, не колоть посохом, ничем железным и деревянным не ударять. Тот, кто в сердцах так бьет, может большой вред причинить: слепоту, глухоту, повреждение руки или ноги. Должно бить плетью и разумно, и больно, и страшно, и здорово. Когда вина велика, когда ослушание или небрежение было значительное, снять рубашку и плеткою вежливенько побить, за руки держа, да побив, чтобы гнева не было, сказать ласковое слово. Да чтобы люди этого не видели и не слышали.

Вопросы: 1) Каковы были обязанности жены и мужа в семье?

2) Как следовало воспитывать детей?

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: