Русская культура и быт в xviii в конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока «Русская культура и быт XVIII в.

Цель: сформировать представление об особенностях русской культуры данного периода, раскрыть суть основных достижений и направлений духовной жизни русского народа, также его бытовой культуре.

Задачи урока:

Используя метод проектов, показать общие тенденции в развитии образования, науки, литературы XVIII века, их отличие от предыдущих периодов.

развитие творческих умений, познавательных навыков и навыков при работе учащихся с историческими документами;

организация поисковой деятельности;

развитие аналитического мышления, хронологических умений и навыков; умения самостоятельно конструировать свои знания, расширение кругозора учащихся;

воспитание уважения к истории родного края.

.развитие умений и навыков коммуникативного характера в расчете на то, что это поможет повысить самооценку и позволит увереннее чувствовать себя на уроке каждому ученику.

Тип урока: комбинированный урок на основе проектной деятельности.

Оборудование:

Портретная галерея выдающихся личностей эпохи.

Ссылки на презентации:

1. Оргмомент. Цели и задачи урока.

2. Исторические условия развития русской культуры во второй пол. XVIII века.

3.Образование и наука в России.

4. Новая русская литература. Театр.

5. Основные направления в архитектуре, скульптуре, живописи.

Основные понятия: барокко, нарышкинское барокко, классицизм, Просвещение, сентиментализм.

8.Д/з (комментированное), выставление оценок с комментариями.

Класс делится на группы, перед каждой их которых поставлена определённая задача( в соответствии с пунктами плана).

2. Важно показать общий образ культуры.

Задание группе 1:

раскрыть особенности исторических условий, в которых развивалась русская культура данного периода.

Ответить на вопрос: какие перемены в обществе способствовали её включению в мировой культурный процесс?

Задание группе 2:

Вспомните систему образования в России в XVII веке. Могла ли она обеспечить страну специалистами?

В чём проявился сословный характер образования?

Используя материалы презентации, расскажите о бурном развитии российской науки и техники.

Задание группе 3:

Охарактеризуйте новые направления в литературе. Расцвет русского классицизма и переход к реализму. Г.Р. Державаин.

В чём, на ваш взгляд проявился светский характер литературы?

Развитие театра. В чём, по-вашему, заключалось нравоучительное содержание тогдашних пьес?

Развитие сентиментализма. Н.М. Карамзин.

Задание группе 4:

Какое крупное событие в российской истории дало новый импульс развитию архитектуры? (Строительство Петербурга)

Характеристика основных стилей архитектуры XVIII столетия – барокко и классицизма.

Используя материалы презентации, расскажите о наиболее известных русских архитекторах эпохи классицизма (Д. Трезини, В. Растрелли, В.И. Баженов и др).

Задание группе 5:

Что нового появилось в русской живописи на протяжении всего XVIII века?

Охарактеризуйте работы В.Л. Боровиковского, Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова и др.

Расскажите о наиболее известных русских скульпторах. – К.-Б. Растрелли, Э.М. Фальконе, Ф.И. Шубине, М.И. Козловском.

Задание группе 5:

Как изменения в быту усилили разрыв между высшими и низшими слоями общества? Свой рассказ проиллюстрируйте материалами презентации.

В конце урока учащиеся должны прийти к выводу, что в стране в XVIII столетии произошла настоящая культурная революция. Коренным образом изменилось отношение к Европе – В России перешли к прямым и масштабным заимствованиям опыта европейских государств во всех сферах - образовании, культуре, науке и технике.

Домашнее задание: §§ 53-54.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 460 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.10.2018 1006
  • DOCX 20.5 кбайт
  • 6 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кукуева Наталья Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


В уроке говорится о развитии системы образования на протяжении XVIII века, особенное внимание уделяется народному образованию. Описывается развитие книгоиздания и науки. Рассматривается процесс формирования оппозиционных взглядов и реакция на них со стороны правительства. Урок рассказывает о становлении классицизма и сентиментализма в литературе, архитектурных стилях барокко и классицизм.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Культура России в XVIII в."

«О незабвенно столетие! Радостным смертным даруешь

В годы преобразований в культуре России происходило усвоение разнообразных западных явлений. Уже ко второй половине 18 века в государстве сформировалась собственная, своеобразная и очень яркая культура.

В ходе урока вы узнаете об образовании, книгоиздании, науке, общественной мысли и художественной культуре России в 18 веке.

Образование. Одним из приоритетных направлений развития России было создание образовательной системы, соответствующей новой культуре. При Петре I появились учебные заведения, которые готовили специалистов в сфере навигации, инженерии и медицины.

Однако ни Петру, ни его преемникам не удалось создать школы для простого народа. Образование имело сословный характер и являлось дворянской привилегией.

При Анне Иоанновне был открыт Сухопутный шляхетский корпус.

При Елизавете Петровне – Пажеский и Морской шляхетский корпус. Для обучения девочек был создан Смольный институт.


В эти заведения принимали только детей дворян. Основная масса населения России оставалась неграмотной. От этого страдало не только культурное развитие, но и все сферы жизни государства.

С середины 18 века начала совершенствоваться система образования. В 1755 году по проекту Михаила Ломоносова был основан Московский университет. Его важнейшей характеристикой стала бессословность. В университет принимали всех, кроме крепостных крестьян. Поступить можно было на 3 факультета: медицинский, юридический и философский. Обучение в Московском университете было как платным, так и бесплатным для выходцев из беднейших слоёв населения. Длилось оно 7 лет.

При Московском университете были основаны 2 гимназии, одна – для дворянских детей, а другая – для детей разночинцев. В этих гимназиях готовили к поступлению в университет. В 1758 году в Казани была открыта первая провинциальная гимназия.


Россия нуждалась в системе народного просвещения, создавать которую начала Екатерина II. В 1786 году появился Устав народных училищ. Согласно нему

в уездных городах создавались малые училища, срок обучения в которых составлял 2 года;

в губернских городах открывались главные народные училища с четырёхлетним сроком обучения;

в малые училища принимались дети всех сословий кроме крепостных крестьян;

при обучении использовались единые учебные планы.

Несмотря на очевидное продвижение в деле народного просвещения, на это выделяли не так много средств. Естественно, образование не стало всеобъемлющим. Только представьте, к концу 18 века из 37-миллионного населения России в училищах проходили обучение только около 20 тысяч человек.

Книгоиздание. Вторая половина 18 века стала важным периодом в становлении книжной культуры в России. Раньше книги считались предметом роскоши. При Петре I среди книжных изданий преобладали учебные пособия. В 18 веке книга стала источником знаний, её чтение доставляло удовольствие.

В 1779 году Николай Новиков возглавил типографию Московского университета. Он издавал сочинения русских и зарубежных писателей, труды просветителей, сборники важных исторических документов.

Новиков открывал собственные книжные лавки не только в Москве и Петербурге, но и в провинциальных городах.

О развитии книгоиздания говорят следующие цифры. В 1785 году было выпущено 269 изданий, а спустя 2 года – 435.

Наука. В середине 18 века начала быстрыми темпами развиваться российская наука. Примечательной фигурой в этой сфере стал Михаил Ломоносов. Он был сыном крестьянина, который благодаря своему таланту и невероятной работоспособности превратился в выдающегося учёного.


Ломоносов был весьма разносторонней личностью. Он писал труды по физике, астрономии, химии, минералогии, геологии и истории. Михаил Ломоносов открыл закон сохранения материи и движения, доказал существование на Венере атмосферы.

В 34 года Ломоносов стал профессором химии, а к 53 годам он уже был почётным членом Стокгольмской и Болонской Академий наук.

Заметными были успехи в географии, естествознании и этнографии. Для изучения территорий снаряжались многочисленные экспедиции.


В 18 веке активно работали российские изобретатели. В 1765 году Иван Ползунов создал первую в России паровую машину.

Широко известно имя Ивана Кулибина. Он изобретал разнообразные механизмы, сконструировал водоход и самодвижущийся экипаж. Кулибин подготовил проект моста через Неву. Но его изобретения значительно опережали время и воспринимались людьми только как диковинка. В большинстве своём они остались не реализованными.


Государственную власть рассматривали как единственную реальную силу, работающую на общую пользу, под которой подразумевалось обеспечение благополучия всего населения России. Глава государства представлялся мудрым правителем, опирающимся на справедливые законы.

Эти идеи нашли поддержку в обществе. Но со временем стали проявляться разногласия между Екатериной II и русскими просветителями. Дело в том, что действия императрицы были направлены на улучшение положения дворянства и делалось это за счёт основного населения государства. Появились люди, которые могли во всеуслышание заявить о несоответствии поступков Екатерины и провозглашённой ею идеологии.


Журналы Новикова были закрыты, а его самого арестовали. Радищев был приговорён к смертной казни, позже заменённой на ссылку в Сибирь.

Художественная культура. В 18 веке развитие русской культуры шло в одном ритме с западноевропейской. Но при этом она сохраняла собственные национальные черты.

Первым профессиональным литератором России считается Александр Сумароков. Он стал основоположником русской драматургии. Пьесы Сумарокова были посвящены заметным событиям российской истории. Автор стремился пробудить в людях высшие нравственные идеалы.


Знаменитым поэтом был Гавриил Державин. Он нарушал все каноны классицизма. Язык произведений близок к разговорному, что было несвойственно литературе 18 века. Известна ода Державина "Фелица", прославляющая правление Екатерины II.


В конце 18 – начале 19 века в литературе сформировалось новое направление – сентиментализм. Его главным отличием от классицизма стало внимание к переживаниям простого человека, попытки раскрыть его внутренний мир. На первое место сентиментализм ставил чувства, а не разум. Ярким представителем этого направления в России стал Николай Карамзин, оказавший большое влияние на последующее развитие сентиментализма в русской литературе.

С середины 18 века быстрыми темпами развивалась театральная культура. Труппы возникали в Москве, Петербурге и провинциальных городах. Частым явлением стало создание дворянами крепостных театров.

Первый профессиональный театр появился в Ярославле, руководил им Фёдор Волков.


30 августа 1756 года стало особым днём в истории российского театра. Был подписан Указ об учреждении Русского театра в Петербурге. С этого момента ведёт своё начало история Императорских театров, существовавших за счёт государства.

Интересно развитие русской живописи, архитектуры и скульптуры. В 1758 году была создана Академия художеств, сыгравшая важную роль в становлении художественной культуры России.

Большой успех имели русские портретисты, отличавшиеся неповторимым своеобразием своих работ. Широко известны работы Дмитрия Левицкого, признанного мастера парадного портрета. Он всегда мог найти идеальную позу и жест, характерные для отдельно взятого человека.

Левицкий стал автором серии портретов благородных девиц Смольного института. Заказчиком этой работы выступила императрица Екатерина II.


Работы Фёдора Рокотова отличаются некоторой таинственностью и недосказанностью. Художник стремился подчеркнуть глубину человеческой натуры.

Мастером скульптуры был Федот Шубин. Он обладал редкой способностью выражать духовную сущность своих героев. Известны бюсты Голицына, Ломоносова и Павла I работы Шубина.

В 18 веке появилось много замечательных архитектурных сооружений. В первой половине 18 века в России господствовал стиль барокко. Его характерными чертами были пышность, торжественность и обилие декоративных элементов. В стиле барокко работал Бартоломео Растрелли. Он занимался строительством Зимнего дворца, дворцовых ансамблей в Царском Селе и Петергофе.


Для архитектуры второй половины 18 века характерен классицизм, отличавшийся простотой и гармонией. В этом стиле построены Дом Пашкова в Москве, здание Сената в Кремле, Московский университет, Таврический дворец.


Таким образом, реформы Петра I в 18 веке принесли серьёзные результаты. Русская культура восприняла всё самое лучшее от западной, сохранив при этом своё своеобразие.

Давайте подведём итоги.

В 18 веке были предприняты первые попытки создания системы народного просвещения.

Предпринимались первые попытки открытой критики официальной государственной идеологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории Отечества в коррекционной школе VIII вида.

Конспект урока Быт русских людей в XVIII веке

Рассказ учителя (учащиеся по ходу рассказа учителя проверяют правильность выполненного задания):
Мужской наряд аристократа.
Мужчины носили кафтаны, шили их из легких шелковых тканей, парчи или атласа, а по краям делали меховую опушку. По манжетам и подолу нашивали золотое или серебряное кружево. Кафтан был чрезвычайно удобной одеждой и скрывал недостатки фигуры своего владельца. Людям невзрачным он придавал значимости, худым – солидности, тучным – величия. Менять кафтаны надо было каждый день, ходить в одном кафтане несколько дней подряд считалось неприличным.
Под кафтан надевали камзол и тонкую рубашку с кружевами и вышивкой. На ворот рубашки повязывали галстук или бант. Штаны носили в обтяжку до колена, чулки и туфли. Туфли делали на каблуке с квадратным мысом, их обязательно украшали пряжками с драгоценными камнями. Иногда стоимость одной пряжки равнялась стоимости нескольких деревень вместе с крепостными крестьянами. Носили мужчины высокие сапоги, выше колен. Такие сапоги назывались ботфортами. Шили их из мягкой кожи.
Мужской наряд завершала треугольная шляпа, украшенная перьями и лентами. На пальцы мужчины одевали кольца и перстни, а в руках держали трость - это небольшой декоративный посох. Трость украшалась множеством драгоценных камней.
Фаворит Екатерины II Платон Зубов, чтобы показать всем придворным свое превосходство над ними, носил в кармане бриллианты. Изредка он доставал их из кармана и перебирал в руке так, чтобы все видели это богатство.
Женский наряд дворянки.
Богатые женщины одевались в пышные платья из дорогих тканей. Платья были украшены лентами, кружевами, вышивкой, бантами, драгоценностями. Талию затягивали в корсет, а под юбку для пышности надевали каркас. Бока юбки могли достигать в ширину два метра. В таком платье даме надо было не только ходить, но и уметь танцевать, красиво кланяться и садиться. Дамы носили остроносые туфельки на высоком каблуке. Шили их из тонкой кожи или шелка и украшали драгоценными камнями.
Женщины украшали себя большим количеством драгоценностей: кольцами, брошками, серьгами, браслетами. Стоимость этих драгоценностей доходила до стоимости целого дворца. Носили женщины и чудесные шляпки. Шляпки защищали от ветра грандиозные дамские прически, которые тоже украшали перьями, лентами, кружевами и драгоценностями.
Зимой аристократы носили шубы, украшенные золотыми кистями.
Одежду русские аристократы заказывали за границей. В России стали появляться свои мастера, занимающиеся пошивом одежды – портные. Многие из них приехали жить и работать в Россию из Европы. Аристократы предпочитали иметь собственного портного, потому что непрерывно заказывали себе новые наряды.
Самые богатые дворянки имели по несколько тысяч платьев в своем гардеробе. Императрица Елизавета Петровна меняла наряды по пять раз в день. Она никогда не надевала два раза одно и то же платье. После своей смерти она оставила 15000 платьев.

ФИЗМИНУТКА
Европейская мода повлияла и на русскую кухню аристократов и богатых дворян.

С этим направлением быта познакомимся самостоятельно.
Работа по учебнику стр. 199.

Беседа по прочитанному тексту:
1. Назовите традиционные русские блюда? (Щи, каши, мед, пироги, дичь).
2. На смену традиционным русским блюдам, пришла европейская еда, назовите ее. (Салаты, бульоны, слоеные пирожки, пирожные, торты, рыба и мясо с добавками и соусами).
3. Кто готовил новые блюда? (Личный повар аристократа).
4. Где аристократ мог продемонстрировать кулинарные шедевры? (Во время приемов и балов).

Кроме кулинарного искусства в моду вошли и танцы.

Это было целое искусство, постигать которое учили всех дворян и аристократов с детских лет. Надо было запомнить порядок движений в танце, и знать, какой танец за каким следует на балу. Обычно бал открывался медленным танцем –менуэтом.
За балами и праздниками, которые проводили аристократы и богатые дворяне, могли наблюдать со стороны горожане. Они любовались фейерверками и им выносили на улицу угощенье: пороги, пиво, подарки. Богатые люди часто нанимали уличных артистов и циркачей, которые устраивали веселые представления и веселили народ.
В городах устраивались и общие народные гулянья на праздники, попробуйте отгадать названия этих праздников:


1. В целом мире торжество,
Потому что… (Рождество)!
2. В этот праздник, все стремятся,
Долго дома не сидеть,
А на ярмарку все мчатся,
Представления смотреть,
Выступают скоморохи,
Пекут вкусные блины,
Раз в году бывает праздник,
В завершении зимы.
(Масленица)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволяет расширить представление о повседневной жизни россиян в 18 веке. Развивает любознательность и интерес к истории.

Урок истории: " Быт и обычаи россиян в XVIII веке"

Образовательные: расширение представления учащихся о повседневной жизни россиян в XVIII веке;

Развивающие: развитие умения воссоздавать исторический образ; сравнить жизнь и быт россиян разных сословий; формирование умений излагать свою точку зрения, делать краткие конспективные записи для подготовки своего ответа

Воспитательные: Развивать у учащихся любознательность, интерес к истории; формировать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой, воспринимать и анализировать художественные произведения как источники знаний по истории; вести поисковую работу.

Задачи урока:

1. Научить учащихся познавать новое в быте.

2. Организовать работу учащихся в группах.

3. Формировать умения: излагать грамотно свои мысли; развивать монологическую речь; прослеживать причинно-следственные связи; творчески подходить к выполнению домашнего задания; работать самостоятельно; работать в нестандартной обстановке.

Методическое обеспечение урока:

1. Презентации учащихся, учителя.

Оборудование: мультимедийное оборудование.

Виды работ учащихся на уроке:

1) Работа в группе.

2) Работа с понятиями.

3) Работа с учебником и дополнительной литературой.

4) Беседы с учащимися.

5) Работа с рабочей тетрадью.

6) Работа с тетрадью.

7) Развитие речи, мышления, памяти.

8) Работа с исторической картой ( атлас)

9) Творческое домашнее задание.

I. Организационный момент.

II. Постановка целей.

III. Повторение и закрепление понятий.

IV. Изучение нового материала.

1) Жилище высших слоев населения 18 века

2) Одежда высших слоев населения

3) Питание различных слоев населения в конце 18 века

V. Подведение итогов урока.

Итак, быт –это повседневная жизнь человека, совокупность условий, в которых она проходит .

(БЫТ – повседневная жизнь. Определение написанное на листе бумаги прикрепляется на доску).

А сейчас назовите мне города России 18 века, которые вы знаете. ( Работа с картой).

Теперь откройте рабочие тетради и запишите информацию, которую сейчас услышите.

(слайд 1) Я хочу рассказать о том, как стали жить в конце 18 века высшие слои общества.

(слайд 2) По сравнению с началом 18 века даже цари стали жить роскошнее. Самыми крупными царскими дворцами были Зимний в Петербурге ( Архитектор Бартоломео Растрелли), Большой Екатерининский в Царском Селе и Большой в Петергофе, созданные по проектам Растрелли. (слайд 3)Для освещения лишь одного из них в праздничные дни требовалось не менее 20 тысяч свечей и 150 тысяч лампад.

(слайд 4) Построенные в стиле барокко, они были богато украшены лепными узорами, стенными росписями, зеркалами, картинами, позолотой, коврами, оружием.

Старались не отставать от царей и вельможи. (слайд 5) Они строили себе по несколько дворцов не только в Петербурге и Москве, но и в пригородах. Вельможи старались не уступать друг другу в роскоши обстановки. (слайд 6) Владения аристократии отличались роскошью и изысканностью: большие залы, со вкусом обставленные европейской мебелью, огромные люстры со свечами, богатые библиотеки с книгами западных авторов, — все это должно было показать чувство вкуса и стать подтверждением знатности семьи. Просторные комнаты домов позволяли владельцам устраивать многолюдные балы и светские приемы (слайд 7).

(слайд 8) Жизнь провинциальных дворян. В отличие от столичных дворян, представители провинциального дворянства жили более скромно, хотя и пытались всеми силами походить на более зажиточную аристократию. Порой такое стремление со стороны выглядело довольно карикатурно. Если столичная знать жила за счет своих огромных владений и работающих на них тысячах крепостных, то семьи провинциальных городов и сел основной доход получали от налогообложения крестьян и доходов со своих небольших хозяйств. (слайд 9) Дворянская усадьба представляла собой подобие домов столичной знати, но с существенным отличием - рядом с домом были расположены многочисленные хозяйственные постройки.

Жилища простого городского населения и крестьян по-прежнему строились из дерева. (слайд 10) При возникновении в городе даже небольшого очага пожара возникала угроза выгорания целых кварталов и даже всего города. В связи со строительством Петербурга правительство запретило делать каменные постройки из-за нехватки строительного камня. Впервые в 18 веке появилась нумерация домов по улицам, а раньше она была порядковой. Печное отопление совершенствовалось, в домах становилось теплее, поэтому окна стали делать больше, вставляя в них стекло, а не слюду, как прежде.

Крестьянские избы и строились, и содержались по-старому (слайд 11). Вместо стекла в избах крестьян по-прежнему натягивали бычий пузырь. Однако у более состоятельных селян появились и слюдяные окна.

Учитель: Ребята, послушайте фрагмента из произведения Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”(слайд 12) : "Четыре стены, до половины покрытые, так, как и весь потолок, сажею; пол в щелях, на вершок, по крайней мере, поросший грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода, и дым, всякое утро зимою и летом наполняющий избу; окончины, в коих натянутый пузырь сморкающийся в полдень пропускал свет; горшка два или три (счастливая изба, коли в одном из них всякий день есть пустые шти!). Деревянная чашка и кружки, тарелками называемые; стол, топором срубленный, который скоблят скребком по праздникам. Корыто кормить свиней или телят, буде есть, спать с ними вместе, глотая воздух, в коем горящая свеча как будто в тумане или за завесою кажется. К счастию, кадка с квасом, на уксус похожим, и на дворе баня, в коей коли не парятся, то спит скотина. "

ОДЕЖДА.

(слайд 1). Сословные различия наиболее ярко проявлялись в одежде. Правда, уходили в прошлое екатерининские времена с выпячиваемыми напоказ драгоценными одеждами придворных. Если в эпоху Екатерины II парадная одежда графа Григория Орлова (слайд 2) была осыпана бриллиантами и другими драгоценными камнями и стоила миллион рублей (притом что 1 пуд ржи стоил 95 копеек, а крепостной крестьянин - 25-30 рублей), то уже в царствование Павла I и Александра I наиболее модными становятся скромные сюртуки и платья французского покроя. (слайд 3) В одежде знати в течение XVIII в. произошли огромные изменения. В обязательном порядке не только женщины, но и мужчины должны били носить напудренные парики. При Николае I была введена форма для чиновников. Большинство придворных носило военную форму. (слайд 4)Дворяне надевали теперь тонкие рубашки с кружевами, галстуками и бантами, короткие и узкие камзолы. Поверх них носили кафтаны из бархата или плотного шёлка.

Очень сложными были женские наряды (слайд 5). Обязательным их атрибутом был корсет, в который женщину затягивали изо всех сил, прежде чем надеть на неё платье. Теперь её талия казалась очень узкой. Нижняя часть платья, наоборот, с помощью специального каркаса была сильно расширена.

(слайд 6) Шили платья из разных, но очень дорогих материалов. Считалось неприличным появляться в одном и том же платье несколько раз в одном обществе. (слайд 7) В связи с этим у дамы из высшего общества имелось огромное количество платьев. У императрицы Елизаветы Петровны, (слайд 8) например, во время московского пожара сгорело 4 тысячи платьев. Когда же она умерла, после неё осталось ещё 15 тысяч платьев.

(слайд 9) Самой модной обувью были туфли с квадратными носами на не высоком каблуке. Их пряжки были богато украшены, подчас даже бриллиантами. Цена такой обуви достигала стоимости нескольких деревень с крепостными крестьянами .

Учитель: Питание основной части населения оставалось традиционным. Давайте вспомним, какие основные продукты питания использовали крестьяне в XVII веке? (примерные ответы учащихся – зерновые культуры: рожь, просо, пшеница, овес; много овощей, мясные и рыбные блюда; садовые культуры и ягоды, дары леса). С древних времен наши предки использовали богатый набор растительной и животной пищи.

Главным продуктом был ржаной (в богатых домах и в праздники — пшеничный) хлеб(слайд 1). Из проса (пшена), гороха, гречки, овса варили каши и кисели. Употребляли много овощей — капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свеклу, лук, чеснок, все шире входил в обиход картофель. Из капусты (летом — из щавеля или крапивы) и других овощей варили самое популярное блюдо — щи. Вторым блюдом, как правило, была каша, а позже — отварной в мундире картофель с солеными огурцами или грибами.

В городах в большом количестве открывались трактиры, чайные, буфеты для тех, кто не мог обедать дома (слайд 3).

Для богатого и среднего городского населения в XVIII веке привычными стали сосиски и сардельки, зразы, салаты, колбасы, котлеты(слайд 4). Впервые стали использовать плиты и сковороды. Трапезы стали совместными: в них принимают участие и мужчины, и женщины. У каждого теперь появляется свой столовый прибор.

Учитель: Есть ещё одна сторона жизни народа. Это досуг. Что это такое? (Досуг – занятия в свободное время. Слово выводят на экран в презентации).

Учитель: Чем же занимались в свободное время разные слои населения? Откройте учебник. Прочитайте и ответьте на мои вопросы.

Учитель: Беседа с классом:

Как же проводили досуг простые люди?

Много ли у них было свободного времени?

Чем занимались в свободное время люди низших слоев населения?

Назовите праздники, которые отмечали люди в 18 веке?

ДОСУГ.

Учитель: Крестьяне не имели свободного времени даже в религиозные праздники и воскресные дни. Поэтому и организованного досуга как такового у них не было. В свободное от работы время они чаще всего занимались домашними делами или ходили в церковь. В зимние праздники и на Масленицу катались на санях с гор. В Рождество колядовали(слайд 1).

Горожане (особенно в столицах) могли “принимать участие” в праздниках знати, наблюдая за ними со стороны. В дни коронационных торжеств или вступления на престол нового царя они могли получать от его щедрот вино и пироги. Все могли наблюдать за устраивавшимися по этому случаю фейерверками и иллюминациями.

Общими для всего населения являлись лишь церковные праздники с их едиными для каждого обрядами и традициями. Но и здесь различия были очевидны(слайд 2). Обязательными были, например, рождественские елки для богатой детворы с подарками и представлениями, балы и маскарады для знати, чиновничества. Для бедноты обычным делом в эти дни были народные гулянья, колядование — исполнение песен и стихов с последующим угощением или одариванием участников колядок.

Новым видом досуга стало посещение театральных представлений, как в государственных, так и в крепостных театрах (слайд 5). Часто устраивались танцы. Обычно их открывала хозяйка дома с самым почетным гостем, за ними шли хозяин и почетная гостья. Затем в танце проплывали остальные. В XVIII веке основным танцем был менуэт.

Учитель: Сделайте вывод, как изменился быт разных слоев населения в России в течение 18 века? (Выводы учащихся)

Ребята, для того, чтобы закрепить пройденный материал, давайте поиграем. Игра называется “Мнемотехника”, она основана на технике запоминания. Игра проводится в три тура. Я зачитываю 8 слов, вы внимательно слушаете, но ничего не пишете. Как только я остановлюсь, сразу записывайте в столбик слова, которые запомнили, в любом порядке, не обязательно, как я их зачитывала. На это предоставляется время – 1 мин. В первом столбике слова будут простые для запоминания, во втором и третьем – посложнее. В конце мы выясним, кто больше всех запомнил фамилий, понятий, названий и терминов из материала сегодняшнего урока. Тот, кто победит во всех трех турах, получит “5”.

Читайте также: