Россия во всемирной истории конспект

Обновлено: 04.07.2024

1. История как объект изучения. Методы и источники изучения истории. формационный, цивилизационный, информационный и др. подходы к истории. Русская история - неотъемлемая часть всемирной истории.

Русская история — неотъемлемая часть всемирной истории — одна из древнейших наук (около 2500 лет). Содержание науки – исторический процесс, в многообразных явлениях человеческой жизни. Наука слагается из ряда самостоятельных отраслей исторического знания: политическая, гражданская, хозяйства, культуры и т.д. История подразделяется и по широте изучения объекта: мира в целом (всемирная или всеобщая); мировых цивилизаций; континентов (Азии и Африки); отдельных стран и народов (Канады, Китая, России и т.д.). История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат), фактов, событий. Она связана с другими гуманитарными и социальными науками.

Русская история неотъемлемая часть всемирной истории : Россия, во-первых, занимает огромную территорию, которую населяло множество племен и национальностей. Во-вторых, Российская история одна из самых древних (ср. с американской историей), следовательно, на всем протяжении истории всегда что-то происходило: велись войны, были смуты, нашествия, революции. В-третьих, в 18 в. Россия приобрела статус Империи, и после этого нас начали уважать и всем пришлось с нами считаться, мы стали сверхдержавой, коей и оставались до 20 в. В-четвертых, русских царевен выдавали замуж за французских, датских, немецких принцев - совершались династические браки, отечественная история стала неотъемлемой частью мировой, в частности европейской истории.

Методология и историография исторической науки

Методология исторической науки — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания.

Функции исторической науки:

1. познавательная (изучение закономерностей исторического развития)
2. воспитательная (формирование гражданских и нравственных ценностей)
3. практически-политическая (помогает выработать научно обоснованный политический курс)
4. прогностическая (позволяет предвидеть будущее)


  1. ретроспективный (изучение истории посредством выявления причинно-следственных связей между историческими явлениями и последовательного проникновения в прошлое)

  2. историко-сравнительный (изучение И посредством сопоставления исторических объектов во времени и пространстве)

  3. типологический (классификация исторических явлений на основании существенных признаков)

  4. синхронный (изучение различных событий, происходящих в одно и то же время и их сопоставление)

  5. идеографический (описание исторических событий и явлений) Учение о способах получения исторического знания называется методологией истории. Подходы в методологии:

1. историография (история исторической науки)
2. источниковедение (изучение и классификация исторических источников)

Методология истории – также учение о способах получения исторического знания

Подходы в методологии:

1. рационализм (разум - единственный способ познания)
2. субъективизм (личность – основа исторического и общественного процесса)
3. теологический (мировой дух, Бог – главный фактор исторического развития)
4. марксизм (история – процесс смены общественно-политических формаций)
5. цивилизационный (изучение истории – изучение уровней степеней развития общества) (Шпенглер, Тойнби, Данилевский)
6. географического детерминизма (на развитие истории наибольшее влияние оказывают природные и географические условия) (Шарль Монтескье)

Формационный подход. Согласно этому подходу, всемирный исторический процесс представляется как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций, различающихся между собой, прежде всего, по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. История человечества определяется как движение от 1-го бесклассового общества - первобытнообщинного строя, через классовые - рабовладение, феодализм, капитализм - к новому бесклассовому - коммунизму. Утверждается, что смена общественно-экономических формаций осуществляется в основном путем революций и составляет всеобщий объективный закон исторического развития. В центре формационного подхода находятся материальные ценности жизни: экономика (способ производства, отличающий одну общественно-экономическую формацию от другой), политика (вопросы классовой борьбы за власть), удовлетворение все возрастающих потребностей (страстей, грехов). Формационный подход рассматривает одну, материальную сферу жизни общества:
- социальную структуру;
- политическую систему;
- экономический строй;
- природную сторону жизни общества (география, соседи, климат, почва, полезные ископаемые);
- борьбу людей против людей (экономическую, социальную, политическую, военную).

Цивилизационный подход рассматривает с культурологической точки зрения две сферы жизни общества - прежде всего ментальную, а также материальную: - человека с его поврежденным страстями (грехом) менталитетом (душой), жизнь наиболее грешных (выдающихся) светских людей: политиков, ученых, писателей, артистов и т. д.;
- демократическое устройство общества (правовое государство, гражданское общество, права и свободы человека);
- борьбу людей за власть и собственность, за прибыль любой ценой (индивидуализм, конкуренцию и т. д.);
- историю безбожной, светской культуры (литературы, искусства и науки), ее особенности в сравнении с другими странами;
- образование и воспитание;
- особенности общественного сознания и общественной психологии (менталитет данного общества);
- историю России в сравнении с другими цивилизациями;

Информационный подход заключается в том, что при изучении любого объекта, процесса или явления в природе или обществе прежде всего, выявляются наиболее характерные для него информационные аспекты. В основе информационного подхода лежит принцип информационности, согласно которому: информация является универсальной, фундаментальной категорией; практически все процессы и явления имеют информационную основу; информация является носителем смысла всех процессов, происходящих в природе и обществе; все существующие в природе и обществе взаимосвязи имеют информационный характер.
Основные принципы изучения. Принцип объективности обязывает выявлять закономерности, определяющие процессы экономического, социально-политического и культурного развития, рассматривать историческую реальность во всей ее многогранности и противоречивости, независимо от нашего отношения к излагаемым фактам и событиям, не искажая и не подгоняя их под заранее заданные схемы и концепции. Принцип историзма предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпохи, во взаимосвязи и взаимообусловленности событий, с точки зрения того, как, в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки давались ему на том или ином этапе развития.


2. Русская историческая школа.

Исторические взгляды Николая Михайловича Карамзина вытекали из рационалистического представления о ходе общественного развития: история человечества есть история всемирного прогресса, основу которого составляет борьба разума с заблуждением, просвещения - с невежеством. Решающую роль в истории, по Карамзину, играют великие люди. Все усилия Карамзин употреблял на раскрытие идейных и моральных мотивировок действий исторических личностей. Психологический анализ является для него основным приёмом объяснения исторических событий.

Карамзин был сторонником норманской теории (Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет) происхождения Русского государства. Периодизация русской истории Карамзина очень близка к периодизации В. Н. Татищева и М. М. Щербатова. Все они отождествляют историю страны с историей государства, а историю государства - с историей самодержавия. Однако Карамзин внёс много нового как в понимание общего хода русской истории, так и в оценки отдельных исторических событий.

Русская история, по мнению Сергея Михайловича Соловьева, открывается тем явлением, что несколько племен, не видя возможности выхода из родового, особенного быта, призывают князя из чужого рода, единую общую власть, которая соединяет роды в одно целое, дает им наряд, сосредоточивает силы северных племен, пользуется этими силами для сосредоточения остальных племен нынешней средней и южной России. Здесь главный вопрос для историка состоит в том, как определились отношения между призванным правительственным началом и призвавшими племенами, равно и теми, которые были подчинены впоследствии; как изменился быт этих племен вследствие влияния правительственного начала- непосредственно и посредством другого начала - дружины, и как, в свою очередь, быт племен действовал на определение отношений между правительственным началом и остальным народонаселением при установлении внутреннего порядка или наряда.

В основе методологии и исторической концепции Ключевского лежали позитивистские взгляды. Василий Осипович попытался доказать, что развитие общества зависит от сочетания целого ряда внешних и внутренних факторов - географических, этнографических, политических, экономических и социальных.

3. Образование Древнерусского Государства. (спорные проблемы и теории). Этапы становления и эволюции русской государственности.

1) Существует несколько теорий образования Древнерусского государства.

В 30-е-40-е годы в 18 веке немецкие историки, работавшие в русской академии (Шлейцер, Байер, Миляр), создали Нормандскую (варяжскую) теорию происхождения Русского государства. Согласно этой теории, славяне в силу своей природной неорганизованности не были в состоянии создать своё государство. И оно возникло только благодаря Европейским, Нормандским, Варяжским рыцарям. В ответ на это М. Ломоносов создал Антинормандскую теорию , утверждая, что государство было создано славянами, а варяги были военными наёмниками. До 20-го века историки делились на норманистов и антинорманистов. В современной исторической науке распространены взгляды о том, что что государство у славян возникло в результате слияния объективных и субъективных факторов:

Объективные: появление рядовой знати и имущественного неравенства, а также из-за необходимости борьбы с кочевниками с Востока и Юго-Востока.

Субъективные: Появление Рюрика с дружиной для охраны славянских земель и ассимиляции варягов и славян.

2) Согласно Нормандской теории в 862 году князь Рюрик с братьями Синеусом и Труваром и дружиной высаживаются в Ладоге. Однако вскоре он переезжает в Новгород и начинает там княжить. Синеус княжит в Белоозёре, А Трувор – в Изборске. Братья Рюрика скоро умерли, и Рюрик объединил под своей властью северо-западных и часть северо-восточных славянских земель. Он отправил своих дружинников Оскольда и Дира на Юг. Они захватывают Киев, убивают киевских князей и начинают княжить в Киеве. В 879 году Рюрик умирает и перед смертью назначает приемником своего родственника Олега, поручив ему заботиться об Игоре Рюриковиче (сыне Рюрика).

Олег расширяет границы своих владений и присоединяет земли кривичей и родимичей. В 882 году идёт на Киев, убивает Оскольда и Дира, переносит в Киев столицу государства, подчиняет тиверцев и уличей. Фактически образовал Русское государство.

Игорь Рюрикович присоединяет земли древлян на Юго-западе с городом Искоростень.

Княгиня Ольга создала погосты – пункты сбора дани и уроки - фиксированное количество сбора дани. В 955 году едет в Византию и принимает христианство.

Святослав Игоревич присоединяет Волжскую Булгарию, присоединяет часть Придунайских земель с городом Переяславец.

Владимир Красное Солнышко присоединяет Червень и Теремышь, земли Ятвагов и Полоцкое княжество. В 988 году крестит сперва дружину, а потом и всю Русь.

4. Крещение Руси и его историческое значение. Роль русской православной церкви в становлении и укреплении русской государственности.

2) В консолидации русских земель, формировании единого российского государства важную роль играла православная церковь. В течение относительно короткого времени двух-трех веков христианство пустило глубокие корни на русской земле. Православная церковь стала одним из самых авторитетных институтов. Она оставалась важнейшим связующим звеном всех русских земель в период феодальной раздробленности до татаро-монгольского нашествия.

Во время татаро-монгольского ига ее значение еще больше возросло. Православие служило духовно-нравственной опорой русского народа в годы тяжелых лишений. На ее авторитет опирались великие князья московские, проводя свою объединительную политику. Известно, что глава Русской православной церкви митрополит Владимирский Петр был в тесной дружбе с Иваном Калитой, подолгу жил в Москве, где и умер в 1326 г., и был погребен в Успенском соборе. Его преемник митрополит Феогност окончательно поселился в Москве, которая таким образом стала церковной столицей всей Руси. Перенос кафедры митрополита в Москву способствовал укреплению политической роли московского княжества.

Активную роль в освободительном процессе от татаро-монгольского ига играло православное духовенство. Особые заслуги в этом имеет основатель подмосковного Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский, ставший одним из наиболее почитаемых святых Русской православной церкви. Сергий Радонежский вместе с Дмитрием Донским по праву может быть назван организатором и вдохновителем победы русских войск над татарскими войсками во время Куликовской битвы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

на уроке у учащихся формирует у учащихся представления о месте России во всемирной истории, особенностях исторического пути России, учащиеся узнают о влияние на развитие исторического процесса природно-климатических условий, геополитического положения и др.

Тема: Россия во всемирной истории

Учитель истории и обществознания

Ярошенко А.Н.

Тема: Россия во всемирной истории

Цели урока:

Формирование у учащихся представления о месте России во всемирной истории, особенностях исторического пути России.

Показать влияние на развитие исторического процесса природно-климатических условий, геополитического положения и др.

Форма урока:

Ход урока:

Организационный момент.

Изучение нового материала.

1. Учитель организует работу с источниками в парах. Каждая пара получает оба документа.

Задание.

Прочитайте источники. Обменяйтесь мнениями в паре и подготовьте совместный ответ на предложенные вопросы и задания:

Что объединяет представленные источники?

Сравните, как определяют предмет науки истории авторы (найдите общее и различия).

Какие строчки вы считаете самыми важными? Поясните свое мнение.

Какая точка зрения представляется вам более аргументированной?

Согласны ли вы с мнением авторов?

Источник 1Л. Н. Гумилев. От Руси к России: очерки этнической истории

А можно ли представить человеческую историю как историю народов? Попробуем исходить из того, что в пределах Земли пространство отнюдь не однородно. И именно пространство — это первый параметр, который характеризует исторические события. Еще первобытный человек знал границы территорий своего обитания, так называемый кормящий и вмещающий ландшафт, в котором жил он сам, жили его семья и его племя.

Каждый такой коллектив, чтобы жить на Земле, должен приспособиться (адаптироваться) к условиям ландшафта, в пределах которого ему приходится жить. Связи этноса с окружающей природой и рождают пространственные взаимоотношения этносов между собой. Но естественно, что, живя в своем ландшафте, члены этноса могут приспособиться к нему, только изменяя свое поведение, усваивая какие-то специфические правила поведения — стереотипы. Усвоенные стереотипы (историческая традиция) составляют основное отличие членов одного этноса от другого.

Источник 2М. Блок. Апология истории

Незнание прошлого не только вредит познанию настоящего, но ставит под угрозу всякую попытку действовать в настоящем.

2. Учащиеся читают текст параграфа 3.

Вопросы и задания для организации дискуссии:

Назовите основные факторы, определившие своеобразие русской цивилизации. Какие из них проявляются в наше время?

Существует ли взаимосвязь между ценностями православия и действием остальных факторов в истории России? Аргументируйте свою точку зрения.

Представьте взаимосвязь факторов цивилизационного развития России в виде схемы. Каково значение каждого фактора в истории нашей страны? Какой фактор представляется вам наиболее значимым и почему?

Учащиеся выделяют особенности социума, государства и системы ценностей, сформировавшихся в средневековой Руси, и отвечают на вопрос: как связаны между собой факторы цивилизационного развития и система ценностей средневековой Руси?

Особенности социума: личностно-патриархальный характер общественных отношений; отсутствие частной собственности на землю; слабое развитие корпоративных связей при сохранении сельской и посадской общины.

Особенности государства: сильное государство с упрощенными механизмами управления; абсолютизация личной власти; жесткие методы управления; многочисленные повинности подданных. (Учитель отмечает, что в полной мере эта характеристика может быть отнесена только к послемонгольскому времени.)

Особенности системы ценностей: государство; вера; совесть; соборность (коллективизм).

История России — часть мировой истории. Поиски ее места в мировом историческом процессе ведутся уже не первый век. Существует несколько точек зрения по этой проблеме.

Сторонники третьей точки зрения отстаивают идею самобытности России. В середине XIX в. славянофилы А.С. Хомяков, К.А. Аксаков, И.И. Киреевский и другие связывали эту идею со своеобразным путем развития страны, который, в свою очередь, определялся прежде всего православием. Русской жизни присущи высокая духовность с центральной идеей соборности, общинное устройство социальной жизни, формировавшее у людей лучшие душевные качества.

Каждая из позиций, определяющих место России в системе мировых цивилизаций, имеет свои сильные и слабые стороны, каждая из них опирается на исторические российские реалии, и, несомненно, каждая из них имеет право на существование.

Всемирная (всеобщая) история — процесс развития человеческого общества в целом, для которого характерны закономерности, проявляющиеся в истории всех народов. Всемирный исторический процесс начинается с появлением человеческого общества и в зависимости от общих отличительных особенностей условно делится на хронологические периоды (Википедия)

Часть 1. Всеобщая история древнего мира (до 476 г. н.э)

(5 класс)

Часть 2. Всеобщая история средних веков. 476 — 1499 гг.

(6 класс)

Часть 3. Всеобщая история нового времени. 1500 — 1800 гг.

(7 класс)

Часть 4.Всеобщая история нового времени. 1800 — 1900 гг.

(8 класс)

Часть 5. Всеобщая история новейшего времени. С 1900 г. до н.в.

(9 класс)

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА






  • Шпаргалка по всемирной истории / И.А.Кудрявцева — Ростов н/Д: Феникс.
  • Всемирная история Новейшего времени, 1918 — начало XXI в. / В.С.Кошелев, М.А.Краснова, Н.В.Кошелева — Минск : Изд. центр БГУ.
  • УМК по всеобщей истории А. А. Вигасина (5-9 классы) — М.: Просвещение.
  • Памятка по всеобщей истории / Тильда Нагаева.— Ростов н/Д : Феникс.

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

Школьные предметы:

Поиск конспекта

Новые конспекты

  • Алгебра 9 КР-5 Уровень 3 (сложный)
  • Алгебра 9 КР-5 Уровень 2 (средний)
  • Алгебра 9 КР-5 Уровень 1 (легкий)
  • Алгебра 9 КР-4 Уровень 3 (сложный)
  • Алгебра 9 КР-4 Уровень 2 (средний)
  • Алгебра 9 КР-4 Уровень 1 (легкий)
  • Электромагнитные колебания

О проекте

Возрастная категория: 12+

(с) 2021 Учитель.PRO — Копирование информации с сайта только при указании активной ссылки на сайт!

Читайте также: