Россия великая космическая держава к 60 летию первого полета человека в космос конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

День интегрированных уроков. посвященный Дню космонавтики

Учитель: Феденева Л. Л.

МАОУ гимназия № 16 город Тюмень

Тема: Страна, открывшая путь в космос.

Цель: создать условия для овладения, систематизации и расширения представлений о космосе и космонавтах.

познакомить историей создания ракет, искусственных спутниках Земли и их ролью в жизни современного человека.

прививать уважение к истории России, воспитывать чувство гордости за свою страну.

- Ребята, прочтите с доски слова и подумайте над ответами:

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету

- Кто догадался, какова тема и задачи урока? (самостоятельно формулируют)

Кому известно, какая дата отмечается сегодня 12 апреля в нашей стране и в мире и почему этот день особенно важен в 2121 году? (60 летие первого полёта человека в космос)

I Освоение космоса (Литературное чтение. Работа с материалом текста по усмотрению учителя))

Человечество с глубокой древности стремилось к звездам. У древних греков существовал миф об Икаре, который на крыльях, выполненных из воска и перьев, пытался долететь до Солнца, но воск растаял, Икар упал с высоты на скалы и погиб.

В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал Константин Эдуардович Циолковский.

Он всю жизнь проработал учителем физики и математики, а в свободное время конструировал ракеты и собирал двигатели к ним.

Эстафету у К.Э. Циолковского принял Сергей Павлович Королев.

Под его руководством в нашей стране было построение множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей.

В послевоенное время ученые задумались над возможностью полётов человека в космос и длительных космических путешествий. Благодаря открытиям С. П. Королёва, были запущены спутники Земли.

Из задача помогать транслировать хорошее изображение телепередач, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывать людей друг с другом в любой точке мира.

Люди создали спутники для того, чтобы изучать землю, Солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы.

Первыми космонавтами - разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы.

Первая мышка - космонавт пробыла над Землей почти целые сутки. В ее чёрной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.

Потом наступила очередь собак - более умных животных, чем мыши и кролики.

Но не каждая собака подходила для полета. Надо было найти такую, чтобы величиной она была чуть больше кошки, чтобы весила 4 - 6 кг, чтобы ей было не больше двух - трех лет и, чтобы у нее была светлая шерсть – так ее лучше видно в камеру.

Породистые собаки не годились: они слишком изнежены и капризны.

Ласковые спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.

Собак учили не бояться тряски, шума, переносить жару и холод, питаться в новых необычных условиях и ещё многому.

На неё надели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О самочувствии собаки в космосе ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены в ракете.

Лайка из космоса не вернулась.

Вслед за Лайкой полетели и другие собаки. Все они возвратились на Землю.

Так ученые убедились, что живые существа могут жить в условиях невесомости. Путь в космос был открыт.

12 апреля 1961 года 27- летний летчик старший лейтенант (в этот же день стал майором) Юрий Алексеевич Гагарин совершил первое в истории человечества космическое путешествие. Он стал первым землянином, которому довелось своими глазами увидеть и убедиться, что Земля - шар.

Ракета стартовала с космодрома Байконур в Казахстане. А приземлился космонавт на правом берегу Волги близ деревни Смеловка Терновского района Саратовской области.

Гагарин улыбался всему миру. Он улыбался нашей планете, всему человечеству, радовался солнцу, лесам и полям.

Облетев Землю в корабле - спутнике, Гагарин сказал: «Я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!”

Да, она прекрасна – наша планета Земля. И нашу прекрасную маленькую планету, единственную, где есть жизнь, цветы, ручьи, березы, где есть смех, улыбки и любовь, надо беречь!

II Русский язык

- Прочтите слова, что их объединяет? (существительные, тема одна). Образуем от каждого существительного прилагательное и подумаем, какое существительное может согласоваться с этим прилагательным.

Космос -космический (эксперимент, мусор)-м.р, ед.ч, И.п

Пространство- пространственный (безвоздушное)-ср.р, ед.ч, И.п

Кометы -кометное (сияние); кометный (хвост)

Планеты – планетарный (парад) их 8

Спутник – спутниковый (телефон)

Звёзды- звёздное (небо)

Метеориты – метеоритный (дождь)

Астероиды – астероидный (пояс)

Скафандр- скафандровый (отсек, шкаф, зал)

Ракета- ракетный (носитель)

- Как называется профессия человека, осваивающего и исследующего космические пространства?

Космонавты (астронавты) Какими качествами должны обладать люди этой героической профессии? Перечислите их.

(отважные, смелые, сильные, выносливые, умные, опытные, образованные, бесстрашные, надёжные, рискованные)

- Фото и информацию о космосе можно увидеть и узнать в… Планетарии.

В городском Планетарии открылась красочная фотовыставка о планетах – гигантах. (разбор предложения по членам предложения с указанием частей речи)

1 Найдите сложное слово фотовыставка – фото и выставка

2 Найдите слова с орфограммой безударный гласный, проверяемый ударением

гОродском -гОрод; планЕтарии – планЕта

3 Найдите слова, в которых нельзя проверить безударное написание гласных Открылась, гИгантах

4 Найдите слово, в котором нужно проверить парный согласный звук в корне слова гороДском – гороДа

III Окружающий мир (работа с материалом текста по усмотрению учителя) и Математика

А современная космическая станция находится в космосе много лет, это настоящий космический дом, в котором космонавты живут по многу месяцев. Чем они там заняты?

Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж космонавтов сменяется другим. Космонавты наблюдают за звездами, планетами и Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют космический дом, проводят много разных научных опытов. За космическим полетом следят с Земли из Центра управления.

http://ped-kopilka.ru/images/6(67).jpg

Крылья космической станции – это солнечные батареи. Они ловят солнечные лучи и превращают их в электрический ток. А ток освещает, обогревает и питает все научные приборы.

Первый суточный полет человека вокруг Земли Германа Титова.

Титов Герман Степанович родился в одном из сёл Алтайского края.

1 Его полет продолжался 1 сутки 1 час 18 минут. Давайте сосчитаем в часах (минутах) продолжительность полёта космонавта Титова.

1с1ч 18 мин =24ч +1ч=25ч и 18 мин

1с1ч18 мин= 24*60+60+18=1440+60+18=1518мин

После этого спускаемый аппарат корабля совершил успешную посадку.

2 Найдём разницу в продолжительности полёта космонавтов Гагарина и Титова.

Гагарин 108мин

Титов 1518 мин

3 Первый полёт человека в космос состоялся в 1961 году. Какое количество времени прошло с тех пор?

2021-1961=60 лет

А, если посчитать в днях (возьмём среднее 365 дн) 365*60=примерно 21900 дней (без учёта високосных лет)

Представляете, ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. А кто первая женщина космонавт?

Валентина Терешкова .

Свой космический полёт Терешкова совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6.

4 Он продолжался почти трое суток. Определите продолжительность полёта Валентины Терешковой в часах и минутах.

72*60=4320 минут

Одновременно на орбите находился космический корабль Восток-5, пилотируемый космонавтом Валерием Быковским.

Первый выход в космос Леоновым А.А.

Какова продолжительность в секундах?

12мин 9с= 12*60+9=729 с

В открытом космосе Леонов вышел из космического корабля, который вращался вокруг Земли со скоростью 30 тыс км в час. За его спиной был металлический рюкзак с запасом кислорода на 45 мин. В скафандре был клапан для выхода тепла, влаги и углекислого газа.

Во время работы космонавт пережил сильнейший эмоциональный стресс: частота пульса повысилась более чем вдвое – до 143 ударов в минуту, почти вдвое увеличилась и частота дыхания, температура тела перевалила за 38 градусов, пот залил скафандр до колен, за сутки полета он похудел на 6 кг. Возвращение космонавтов на Землю проходило в режиме, близком к аварийному, но закончилось, слава Богу, благополучно.

Первая высадка на Луну.

Нил Армстронг (1969г.) – американский астронавт, первым высадился на Луну.

Сколько времени прошло с момента высадки на Луну американского астронавта?

2021-1969=52 года.

Ракеты-носители.

Советские ракеты-носители, выводящие пилотируемые корабли, искусственные спутники Земли и автоматические межпланетные станции.

Байконур, космодром, расположен в Казахстане, Кзыл-Ординская область, у г. Байконур.

Основан в 1955 г. Имеет несколько стартовых комплексов, технических позиций и измерительных пунктов. С Байконура запущен первый в истории искусственный спутник Земли (1957) и первый космический корабль с человеком на борту.

30 апреля 2011 г. Первый космический турист Дэннис Тито. Американский бизнесмен заплатил за полет около 20 млн долларов.

В качестве итога, можно выполнить работу по составлению синквейна.

1. Космонавты, конструкторы, инженеры

2. Бесстрашные, образованные, выносливые, одержимые (идеей)

3. Готовятся, изучают, исследуют, покоряют

4. Важные открытия совершают космонавты. (Изучением космоса занимаются космонавты)

Ученик Циолковского С.П. Королев внес поистине неоценимый вклад в достижения отечественной космонавтики. В 1931 году Королев и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф.А. Цандер добились создания в Москве группы изучения реактивного движения, через два года ставшей частью Реактивного научно-исследовательского института. В нем, в 1933 году, были разработаны и успешно произведены запуски первых советских ракет на твердом и жидком топливе. В конце 30-х годов под руководством Сергея Королева был построен и испытан ракетоплан. Тогда же была испытана первая автоматическая крылатая ракета 212 его конструкции.

Государство поддерживало ракетчиков отнюдь не из желания приблизить выход человечества в мировое космическое пространство, а из оборонных соображений – уже тогда было ясно, что ракета – это грозное оружие, и другие страны, особенно Германия, вели активные исследования в этом направлении.

Во время Второй мировой войны наиболее совершенная ракетная техника была создана в фашистской Германии, где под руководством Вернера фон Брауна были построены одноступенчатая баллистическая ракета с жидкостным реактивным двигателем ФАУ-2 и двухступенчатая ФАУ-3.

В 1946 году С.П. Королев был назначен главным конструктором ОКБ, занимав-шегося проектированием многоступенчатых баллистических ракет. В 1948 году была запущена первая отечественная баллистическая ракета Р-1 с дальностью полета 600 км, которая в 1951 году была принята на вооружение, а в 1956 году – ракеты Р-5М с дальностью полета 1200 км.
Помимо боевых ракет в Советском Союзе с 1949 года регулярно запускались научно- исследовательские ракеты (созданные на базе баллистических ракет), с помощью которых исследовались верхние слои атмосферы, космические лучи, а также поведение подопытных животных (собак) во время полета. Таким образом закладывался фундамент для будущего полета человека в космос.

С появлением в стране ядерного оружия одноступенчатые ракеты не могли удовлетворить военных – им требовалась многоступенчатая межконтинентальная ракета, способная доставить ядерный заряд в любую точку земного шара. Ее разработка велась в ОКБ Королева, но для запуска такой ракеты старый полигон Капустин Яр уже не годился, и в 1955 году в казахской степи, недалеко от железнодорожной станции Тюра-Там, началось строительство нового космодрома Байконур.

4 октября 1957 года Р-7 вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. Это был алюминиевый шар диаметром 58 см и массой 83 кг, снабженный радиопередатчиком. Впервые созданный человеком аппарат достиг первой космической скорости. Это событие принято считать началом космической эры – эры практической космонавтики. Связь с первым спутником продолжалась 20 суток, после чего он еще около двух с половиной месяцев кружил над Землей, пока не сгорел в плотных слоях атмосферы. В ходе этого эксперимента изучались ионосфера Земли и возможность установления связи с космическим аппаратом, а также верхние слои атмосферы.

В начале 1960 года в СССР был создан Центр подготовки космонавтов, и из летчиков-истребителей набран первый отряд космонавтов. Первый полет человека в космос должен был состояться в декабре 1960 года, но был отложен из-за взрыва на космодроме Байконур баллистической ракеты Р-14, в результате чего погибли десятки человек.

Юрий Алексеевич Гагарин летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, полковник. Родился 9 марта 1934 года в городе Гжатск (ныне Гагарин) Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области в семье колхозника. В Советской армии с 1955 г. окончил Первое Чкаловское военное авиационное училище летчиков имени К.Е. Ворошилова в городе Оренбурге, Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского. С 1957 года до зачисления в отряд космонавтов служил летчиком-истребителем в истребительном авиационном полку Северного флота.

Трагически погиб 27 марта 1968 года в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселове Киржачского района Владимирской области при выполнении тренировочного полета на самолете УТИ МиГ-15. Похоронен у Кремлевской стены на Красной площади в Москве.

Полет Гагарина открыл эру практического освоения человеком космического пространства, дал мощный импульс техническому прогрессу, развитию современных технологий, фундаментальной и прикладной науки.

Развитие пилотируемых полетов в СССР проходило поэтапно, с учетом достигнутых научно-технических результатов и появления новых научных, хозяйственных и технических задач.

На начальном этапе освоения космического пространства в основном решались вопросы конструирования космических кораблей и их систем, отрабатывались наземные системы управления полетами, методика спуска кораблей с орбиты, поиска и встречи космонавтов на земле.

Во время космических экспедиций были отработаны новые методы сборки в космосе крупногабаритных конструкций с исполь-зованием термодинамических соединений из материалов, обладающих эффектом памяти формы – будущих элементов новой Международной космической станции. Также проводилось изучение природы серебристых облаков, аэрозольных слоев в атмосфере и мезосфере, исследование межзвездного газа, была получена научная информация о взаимосвязи физических процессов, происходящих во Вселенной и околоземном пространстве, а также организовано множество экспериментов по космической медицине, биотехнологии, астро- и геофизике, материаловедению и других.

25 июля 1984 года первой женщиной, вышедшей в открытое космическое пространство, стала летчик-космонавт Светлана Савицкая.

Сегодня Россия использует пять космодромов: Байконур, который находится на территории Казахстана, Плесецк, Капустин Яр, Свободный, Баренцево море. Принято решение о строительстве космодрома Восточный в Амурской области.

В 2009 году Россия начала проектирование пилотируемого корабля будущего. Предполагается, что на новом корабле, который проектируется как многоразовая система, отправляться на орбиту и возвращаться смогут сразу шесть человек.

За последние 50 лет в России сделаны огромные шаги в исследовании и освоении космоса. Помимо полетов пилотируемых космических аппаратов осуществлены исследования Луны с помощью автоматических станций и полеты автоматических станций к планетам Солнечной системы – Венере и Марсу, посадки спускаемых аппаратов на их поверхность с передачей изображений окружающего ландшафта. Созданы обитаемые орбитальные станции, многоразовые транспортные средства, системы космической связи, метеорологии, дистанционного зондирования Земли, координатно-метрические комплексы и многое другое.

Успехи в освоении космоса обусловили резкое и на качественно новом уровне развитие самых актуальных и передовых областей науки и техники: микроэлектроники, вычислительной техники, радиотехники и телевидения, систем автоматического управления и телеуправления, робототехники, физики, геологии, энергетики и др.

Особо широко космическая техника применяется в системах связи: созданы и эксплуатируются государственные и коммерческие спутниковые системы связи и ретрансляции, обеспечивающие двустороннюю глобальную связь со стационарными и мобильными объектами, передачу широкополосной информации высокого качества, включая передачу телевизионных программ в любую точку Земли.

На современном этапе космическая деятельность России занимает одно из ключевых мест в геополитике страны, является одним из важнейших факторов, определяющих ее статус как великой державы и как страны высоких технологий, а также относится к категории высших государственных приоритетов России. Государственные интересы Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства включают в себя прежде всего сохранение Россией этого статуса, а также использование и наращивание конкурентных преимуществ, применение космических средств для обороны и безопасности страны. Исследование и использование космического пространства играют все более важную роль в экономическом, научном и социальном развитии страны, в обеспечении ее национальной безопасности.

12 апреля в России отмечают День космонавтики, а весь мир – Международный день авиации и космонавтики. Этот праздник приурочен к первой дате полета человека в космос.


Как известно, первым человеком, полетевшим в космос, был советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор прошло почти шестьдесят лет, но Россия остается одним из мировых лидеров в сфере освоения космического пространства. И именно поэтому День космонавтики в нашей стране вполне может считаться не узкопрофессиональным, а общенародным праздником.

День космонавтики. Наша страна — космическая держава, и этим стоит гордиться!

Старшему лейтенанту Юрию Алексеевичу Гагарину было 27 лет. Выходец из крестьянской семьи, он окончил 1-е военное авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова в Чкалове (ныне – Оренбург), служил в морской авиации, в 769-м истребительном авиационном полку122-й истребительной авиационной дивизии ВВС Северного флота. К концу 1959 года старший лейтенант Гагарин налетал 265 часов, имел квалификацию военного летчика 3-го класса.

Дублер Юрия Гагарина Герман Степанович Титов, также носивший погоны старшего лейтенанта, был чуть младше Гагарина – ему было 25 лет. После призыва в армию он окончил 9-ю военную авиационную школу летчиков в Кустанае и Сталинградское военное авиационное училище летчиков им. Краснознаменного сталинградского пролетариата в Новосибирске, после чего служил в 26-м гвардейском авиационном полку ВВС Ленинградского военного округа.

25 января 1961 года главнокомандующий ВВС СССР приказал зачислить всех шестерых членов группы на должности космонавтов ВВС. 23 марта 1961 года командиром отряда космонавтов был назначен Юрий Гагарин. Уже одно это назначение свидетельствовало о том доверии, которое у командования возникло к молодому старшему лейтенанту. Ведь в подчинении у Гагарина оказались и офицеры более старшего возраста – если Гагарин был 1934 года рождения, то Андриян Николаев – 1929 года рождения, а Павел Попович – 1930 года рождения.

Ускоренные темпы организации первого полета в космос объяснялись тем, что Сергей Королев очень беспокоился, не полетят ли американцы раньше нас. В распоряжении Королева была информация, что США готовят запуск человека в космос на 20 апреля 1961 года. Поэтому старт советского космического корабля было решено назначить на вторую декаду апреля – между 11 и 17 апреля 1961 года. На заседании Государственной комиссии была одобрена кандидатура Гагарина, Титов назначен его дублером.

3 апреля 1961 года, за девять дней до полета в космос Юрия Гагарина, состоялось специальное заседание Президиума ЦК КПСС, которое проводил лично секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев. С докладом выступил заместитель Председателя Совета Министров СССР Дмитрий Федорович Устинов. По результатам доклада Президиум ЦК КПСС принял решение о запуске в космос советского космонавта.

В задании, подписанном Сергеем Королевым и начальником отдела по подготовке и обеспечению космических полётов Главного штаба ВВС генерал-лейтенантом авиации Николаем Каманиным, подчеркивалось:

Выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180—230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полёта — проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полёте, проверить связь корабля с Землёй, убедиться в надёжности средств приземления корабля и космонавта.

На заседании комиссии было принято окончательное решение об отправке в космос старшего лейтенанта Юрия Алексеевича Гагарина.

Полет Юрия Гагарина открыл эру освоения космоса посредством участия человека в космических полетах. Но было у первого полета в космос и политическое значение – отправив первого космонавта, Советский Союз продемонстрировал всему миру, что он может, во-первых, конкурировать с Соединенными Штатами на равных и во многом превосходить их, а во-вторых, что СССР является флагманом мирового научно-технического прогресса и использует свой интеллектуальный и технический потенциал в интересах человечества.


В отличие от первых пяти космонавтов, бывших кадровыми офицерами морской авиации и военно-воздушных сил, Валентина Терешкова не имела никакого отношения к вооруженным силам. Она была самой обычной работницей текстильной фабрики, незадолго до зачисления в отряд космонавтов окончившей заочный техникум легкой промышленности.


Впрочем, с 1959 года Терешкова занималась парашютным спортом в Ярославском аэроклубе и выполнила 90 прыжков с парашютом. Когда стали подбирать кандидатуру женщины-космонавта, выбор пал на 26-летнюю Валентину Терешкову. Вместе с другими кандидатами – женщинами она была зачислена в отряд космонавтов и получила звание рядового вооруженных сил. 15 декабря 1962 года ей было присвоено звание младшего лейтенанта, 16 июня 1963 года – лейтенанта и в тот же день – капитана, а 9 января 1965 года 27-летняя Терешкова уже одела майорские погоны.

В 1964 году Советский Союз вновь поставил рекорды. Во-первых, 12 октября 1964 года в космос впервые вышел многоместный космический корабль. На нем летели Владимир Михайлович Комаров, Константин Петрович Феоктистов и Борис Борисович Егоров. Во-вторых, в полете на многоместном корабле впервые участвовали гражданские специалисты. Из трех космонавтов кадровым военным был только Владимир Михайлович Комаров. 37-летний инженер-подполковник авиации Комаров в день полета получил следующее воинское звание инженер-полковника. Он был выпускником Батайского военного авиационного училища им. К.А. Серова и 1-го факультета авиационного вооружения Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского, служил в НИИ Военно-воздушных сил на должностях помощника ведущего инженера и испытателя 3 отделения 5 отдела занимался испытаниями новых образцов авиационной техники.

18 марта 1965 года в космос отправились 39-летний подполковник авиации Павел Иванович Беляев (в день полета присвоено звание полковника) – выходец из истребительной авиации ВВС, и 30-летний майор Алексей Архипович Леонов (в день полета присвоено звание подполковника), тоже начинавший службу в истребительной авиации. Алексей Архипович Леонов впервые в истории мировой космонавтики вышел в открытый космос. Таким образом, Советский Союз не прекращал делать рекорды в области космонавтики.


За многие десятилетия космическая отрасль получила в нашей стране всестороннее развитие. Множество открытий и рекордов было совершено и поставлено советскими, а затем и российскими космонавтами. Профессия космонавта стала едва ли не самой престижной в Советском Союзе, сотни тысяч советских мальчишек грезили о космосе, для многих именно пример Гагарина определил жизненный путь, подтолкнув к поступлению в летные и авиационно-инженерные училища.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие должно помочь учащимся знать ответы на вопросы истории развития российской космонавтики, а также способствовать нравственно – патриотическому воспитанию учащихся в игровой форме.

Цель: формирование познавательного интереса детей к истории космонавтики, развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Задачи: 1. Приобщение детей к мероприятиям, имеющим государственное значение;

2. Знакомство детей с историей развития космонавтики, расширить представления детей о первооткрывателях космоса;

3. Воспитание чувства патриотизма, дружеских взаимоотношений, взаимопомощи, сопереживания.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Общеобразовательная школа № 7

Конспект воспитательного мероприятия для 1 класса, посвященного 60-летию полета Ю.А.Гагарина.

День космонавтики. Он был первым!

Выполнила: учитель начальных классов

МБОУ ОШ № 7 г. Мончегорска

Шатунова Юлия Геннадьевна

Актуальность данной темы заключается в том, что более 60 лет назад началась эра освоения космоса и успешно продолжается до сих пор, встав на новую ступень своего развития. Основоположниками космонавтики были наши соотечественники, поэтому первостепенной задачей данного мероприятия было подчеркнуть высокую общенациональную значимость космической деятельности, усилить общественный авторитет тех профессий, которые обеспечивают и прогресс, и прочные позиции России в космонавтике, т. к. всё, что связано с космосом, с ярчайшими страницами его освоения, составляет безусловную гордость нашего народа. Это наше достояние, которое мы обязаны хранить, приумножать и развивать.

Целевая аудитория: 7-8 лет, 1 класс.

Цель: формирование познавательного интереса детей к истории космонавтики, развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Задачи:
1. Приобщение детей к мероприятиям, имеющим государственное значение;

2. Знакомство детей с историей развития космонавтики, расширить представления детей о первооткрывателях космоса;

3. Воспитание чувства патриотизма, дружеских взаимоотношений, взаимопомощи, сопереживания.

Данное мероприятие должно помочь учащимся знать ответы на вопросы истории развития российской космонавтики, а также способствовать нравственно – патриотическому воспитанию учащихся в игровой форме.

Методы, применяемые на мероприятии: словесный, практический, проблемно-поисковый (сбор материала), самоконтроль и взаимоконтроль (закрепление изученного ).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

План мероприятия:

- Вступительное слово учителя.

- Беседа об истории покорения космоса.

- Первый полет в космос.

- Освоение космического пространства.

- Конкурсы для детей (испытания).

Оборудование: карта звездного неба, фотография Земли из космоса, портреты великих людей, книжная выставка, компьютер, экран, проектор, рисунки учащихся.

Дополнительные материалы: видеоролик (прилагается).

Ход мероприятия (40 минут)

Вступительное слово учителя.

Ребята, все вы знаете, что 12 апреля наша страна отмечает праздник - День космонавтики. Сегодня мы, конечно очень коротко, поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.

С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.

(Показываю карту звездного неба.)

Беседа об истории покорения космоса.

Ученики рассказывают.

Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд.

С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля - шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год.

(Показывает фотографию Земли из космоса.)

Потом люди построили самолеты и стали летать в воздушной оболочке Земли (атмосфере). Но люди не останавливались на достигнутом, их манил космос.

Основоположники космонавтики - Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев.

Эти два человека положили начало освоению космоса. (Показывает их портреты.)

Первый полет в космос

Максим читает стихотворение.

Гагарин был первым на свете,

Кто в космос однажды полет совершил.

Мальчишкам на нашей планете

Теперь я горжусь тем, что знаю,

Кем же был Юрий Гагарин.

Спросите меня, отвечу вам гордо:

Он — космонавт, первым вышедший к звездам!

Освоение космического пространства

После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты. Сейчас космос зовет тех, кто умеет управлять электронно-вычислительными машинами, плавить металл, проводить монтажные и разгрузочные работы. И условия работы космонавтов стали иными. Сегодня работа в космосе - это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса во всем мире.

Учитель. А как вы думаете, космонавт - это мужская профессия? (Выслушиваются ответы детей.)

Оказывается, космос покоряется и женщинам. Имя одной женщины-космонавта известно всему миру. Это - Валентина Николаевна Терешкова (портрет). А впервые вышел в открытое космическое пространство известный космонавт - Алексей Леонов.

В космосе - невесомость. Это неблагоприятное явление для космонавта. Под действием невесомости у человека начинает кружиться голова, его укачивает. Также в открытом космосе большая разница температур: то высокая, то низкая. Поэтому космонавт должен быть тренированным и здоровым человеком.

Конкурсы для детей (испытания)

Учитель. Ребята, чтобы полететь в космос, надо быть сильными, ловкими, находчивыми, как все космонавты. Готовы ли вы пройти испытания?

Дети. Готовы!

Дети делятся на 2 команды.

1. Каждая команда выбирает художника.

На листе бумаги фломастерами художники рисуют человечков, которые состоят только из геометрических фигур. Побеждает та команда, которая больше использовала геометрических фигур.

В это время остальные члены экипажей рисуют космический город, состоящий только из геометрических фигур и цифр.

Подводятся итоги конкурса рисунков (команды получают жетоны).

(Пример: Спутник, скафандр, луноход, космодром, ракета, невесомость, космонавт и т. д.)

4. А вот еще одно задание вам. Строение ракеты.
Командам даётся конструктор. Задача - собрать ракету и дать ей название.

А теперь мы с вами побываем на Луне и пройдемся по кратерам. (Участникам раздаются по две дощечки, они должны, перекладывая их и идя по ним, перейти лунные кратеры.)

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Кто же это? (Космонавт.)

Крыльев нет, но эта птица.

Полетит и прилунится. (луноход).

Обгоняя ночь и день,

Вкруг земли бежит олень.

Задевая звезды рогом,

В небе выбрал он дорогу.

Слышен стук его копыт.

Он Вселенной следопыт. (Спутник.)

Если ясной ночью выйдешь,

Над собою ты увидишь

Не видна. (Млечный Путь.)

Искра небо прожигает,

А до нас не долетает. (Метеорит.)

7. Найди слова, спрятанные в буквах.
Задача команд найти 6 слов в таблице. (Космос, солнце, планета, земля, ракета, скафандр, орбита, луна)



8. Последнее испытание. Перевёртыши.
Задача команды составить слова. Командам раздаются карточки со словами.
Слова перевёртыши:

АТИОРБ - орбита
ОНАВТКОСМ - космонавт

СОСОМК - космос
ЦЕОЛСН - солнце


-Молодцы, вы справились со всеми заданиями.

Подведение итогов. По жетонам определяется победитель.

К холодным, голубым высотам

Спешит ракета, как стрела.

Мчит на привычную работу,

К далёким звёздам, там дела.

Когда-то космос нелюдимый

Освоил русский человек.

Вошёл в простор необозримый,

Чем славен, стал двадцатый век.

Земля расширила владенья,

Просторы космоса познав.

Апрель стал месяцем рожденья,

Нового слова — КОСМОНАВТ!

Землянин наш, Гагарин Юрий,

Что на земле когда-то жил.

С улыбочкой, бровей не хмурил,

Дорогу в космос проложил.

И с той поры к далёким звёздам

Летят стальные корабли.

Ум человеческий их создал,

Они посланники земли.

1. Гагарин Ю.А. Дорога в Космос. Записки летчика-космонавта СССР. Под ред. и с предисловием Н.Каманина. М., Правда, 224с, 1961 г.

2. Николаев А.Г. Космос - дорога без конца. М., Молодая гвардия, 269с, 1974 г.

3. Стихотворения для заучивания (интернет).

4. Кондратюк Ю.В. Завоевание международных пространств. Под ред. Иванова П.И. М., Оборонгиз, 82с, 1947 г.

Читайте также: