Россия в год революционных потрясений конспект

Обновлено: 07.07.2024

В результате мировой войны и революций коренным образом изменилась геополитическая карта Европы. Почти одновременно распались четыре империи - Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская. Цивилизация оказалась в состоянии небывалого прежде глобального кризиса, сопровождавшегося массовой гибелью солдат и мирных жителей, сменой типа экономического развития, миграционными процессами, безработицей и резким снижением уровня жизни населения. Голод, эпидемии, смерть и хаос становились обыденным явлением. Одним из последствий Первой мировой войны, проявившихся в том числе в Советской России 1920-1930-х годов, стала милитаризация экономики, усиление ее государственного регулирования, приход к власти диктаторских режимов.

Повсеместно, а не только в России, на фоне обнищания населения, кризиса старых властных институтов и ценностей, которым был предъявлен счет за неспособность уберечь мир от военной катастрофы, наблюдалась резкая радикализация общественных настроений. Популярными становились идеи переустройства мира на коммунистических началах. Казалось, что надежды большевиков на революцию в России, которая разожжет пожар мировой революции, не были лишены оснований.

Россия в Первой мировой войне

Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну. Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на Восточном (русском) фронте и взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм воинов. Национальные подразделения и женские батальоны в составе русской армии. Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии.

Великая российская революция 1917 года

Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия модернизации. Основные социальные слои и выражающие их интересы политические партии накануне революции.

Первые революционные преобразования большевиков

Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Национализация промышленности. Декрет о земле и социализация земли. Отделение церкви от государства и школы от церкви.

Гражданская война и ее последствия

Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917-го - весной 1918 года: Центр, Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Средняя Азия. Начало формирования основных очагов сопротивления большевикам. Ситуация на Дону. Позиция Украинской Центральной рады. Восстание чехословацкого корпуса.

Особенности Гражданской войны на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке. Польско-советская война. Поражение армии Врангеля в Крыму.

Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов России и ее значение. Эмиграция и формирование Русского зарубежья. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в 1921-1922 годах.

Понятия и термины:

Персоналии:

А.Ф. Керенский, В.И. Ленин, Николай II, М.В. Родзянко, Г.Е. Львов, П.Н. Милюков, Л.Г. Корнилов, Ф.Э. Дзержинский, Я.М. Свердлов, Л.Д. Троцкий, А.И. Деникин, А.В. Колчак, П.Н. Врангель, патриарх Тихон, М.Н. Тухачевский, С.М. Буденный, М.В. Фрунзе, В.И. Чапаев, К.Е. Ворошилов, Г.И. Котовскии , В.К. Блюхер, Н.И. Махно.

События/даты:

28 июля 1914-го - 11 ноября 1918 года - Первая мировая война

1 августа 1914 года - объявление Германией войны России

1915 год - образование Прогрессивного блока

май 1916 года - Брусиловский прорыв

26 февраля 1917 года - расстрел демонстрации на Знаменской площади Петрограда, переход части воинских частей на сторону восставших

27 февраля 1917 года - формирование временного комитета Государственной думы

2 марта 1917 года - отречение Николая II

1 сентября 1917 года - провозглашение России республикой

февраль-ноябрь 1917 года - Великая российская революция

ноябрь 1917-го - 1922 год - период Гражданской войны

февраль 1917 года - Февральский переворот и падение монархии

25-26 октября 1917 года (7-8 ноября по новому стилю) - Октябрьский (большевистский) переворот

конец октября 1917 года - создание СНК

ноябрь 1917 года - принятие Декларации прав народов России

декабрь 1917 года - создание ВЧК при СНК

декабрь 1917 года - создание Высшего совета народного хозяйства

5-6 января 1918 года - Учредительное собрание

январь 1918 года - создание регулярной Красной Армии

3 марта 1918 года - подписание большевиками Брестского мира с Германией и выход из Первой мировой войны

май 1918 года - восстание чехословацкого корпуса, начало широкомасштабной гражданской войны в России

июль 1918 года - восстание левых эсеров

июль 1918 года - принятие первой советской Конституции России

5 сентября 1918 года - объявление красного террора

18 ноября 1918 года - свержение Директории и установление диктатуры Колчака

май-октябрь 1919 года - наступление белой армии под командованием Деникина

октябрь 1919-го - январь 1920 года - общее наступление РККА против белых армий

1920 год - занятие Красной армией Азербайджана, Армении, Хивы и Бухары

1920 год - заключение Советской Россией мирных договоров с Литвой, Латвией и Эстонией

апрель-октябрь 1920 года - боевые действия в ходе советско-польской войны

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План урока по всемирной истории (8 класс)

Тема: Россия в годы революционных потрясений (1905 – 1917 гг.)

Цель: познакомить учащихся с причинами, целями, основными событиями и результатами революций 1905 – 1907 гг. и Февральской революции 1917 г.

1. Дать учащимся знания о причинах, основных событиях и результатах российских революций начала XX века;

2. Способствовать формированию у учащихся умений и навыков самостоятельной работы с источниками информации, работы в группы;

3. Содействовать выработке навыков решения проблемных заданий;

4. Способствовать воспитанию интереса, уважения к историческому прошлому народов России, Беларуси.

Тип урока: усвоение новых знаний в форме групповой работы с использованием проблемного задания.

1. Организационный момент

2. Проверка знаний по предыдущим темам с целью подведения к изучению нового материала.

Какие классы буржуазного общества России XIX – начала XX в. вы знаете?

В каком положении находились рабочие в России в конце XIX – начала XX в.?

Какие проблемы существовали в деревне после проведения реформы 1861 г.?

В какой войне принимала участие Россия в начале XX в.? Чем для России она закончилась?

3. Формулировка проблемы

Учащиеся делают предположения по поводу прочитанного. Они должны выйти на следующие результаты: 1) по типу это либо запись в дневнике, либо письмо; 2) автором его является Николай II ; 3) описанные в документе события связаны с революционными событиями в России.

Далее учащиеся должны сформулировать проблему, к решению которой нужно выйти в конце урока: почему в начале XX века на защиту царя никто не встал, какие причины, ошибки императора и его окружения привели к ликвидации монархии?

4. Усвоение новых знаний. Работа в группах с предложенными на карточках вопросами и учебным текстом. (По мере работы учащиеся заполняют таблицу в тетради)

1) Причины первой русской революции 1905 – 1907 гг.

2) Цели первой русской революции 1905 – 1907 гг.

3) Какое событие произошло 9 января 1905 г.? Чем оно закончилось? (Покажите на карте город, где произошло данное событие)

4) Когда, где и с чего началась всеобщая политическая стачка? Какие организационные структуры стали появляться во время всеобщей политической стачки? Чем они занимались?

5) Какой документ был обнародован Николаем II 17 октября 1905 г.? О чем в документе говорилось?

6) Что произошло в декабре 1905 г. в Москве? Чем закончилось это событие?

7) Сколько Государственных дум было созвано в России в период первой революции? Какова их судьба?

8) Какие итоги имела первая русская революция?

1) Причины Февральской революции 1917 г.

2) Какой документ был обнародован Николаем II 2 марта 1917 г.?

3) О чем в это документе говорилось ?

4) Почему Николай II был вынужден подписать этот документ?

5) В руки какого органа власти перешло управление страной в результате Февральской революции 1917 г.?

6) Какое решение Временного правительства оказалось для него роковым? Почему?

7) Какие итоги имела Февральская революция 1917 г.?

1) Кто такой П.А.Столыпин?

2) Что он считал главной целью своих реформ?

3) Когда проводились реформы П.А.Столыпина?

4) Почему П.А.Столыпин сконцентрировался на реформировании деревни?

5) Какие преобразования в деревне были проведены?

6) Какая роль, по мнению П.А.Столыпина, отводилась крестьянам в будущей России?

7) П.А.Столыпин был сторонником или противником монархии в России?

1) Какие политические партии принимали участие в революционных событиях 1905 – 1907 гг.?

2) Какие политические партии принимали участие в Февральской революции 1917 г.?

3) Какие партии представляли монархический лагерь? Чьи интересы они представляли? За что выступали?

4) Какие партии представляли либеральный лагерь? Чьи интересы они выражали? За что выступали?

5) Какие партии представляли революционный лагерь? Чьи интересы они выражали? За что выступали?

6) Какие течения оформились в РСДРП?

7) Какие цели ставили перед собой меньшевики и большевики?

Учащиеся, проработав свои вопросы, дают ответы, заполняют таблицу и подходят к общему итогу двух русских революций – свержение самодержавия.

- Закрепление материала. Выполнение заданий на карточках.

Задание 1. Вычеркните лишнее в логических рядах:

а) РСДРП, конституционные демократы, Союз 17 октября;

б) партия социалистов-революционеров, Русская монархическая партия, РСДРП.

б) В какой политический лагерь входила социал-демократическая партия?

Задание 3. Распределите перечисленные ниже события в соответствующие колонки таблицы.

а) расстрел мирной демонстрации в Петербурге 9 января;

б) подписание Николаем II акта об отречении от престола;

в) всеобщая политическая стачка;

г) указ о свободном выходе крестьян из общины;

д) переход власти в руки Временного правительства;

е) переселение крестьян за Урал;

ж) третьеиюльский государственный переворот;

з) декабрьское вооруженное восстание в Москве.

Возвращаемся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока.

Почему в начале XX века на защиту царя никто не встал, какие причины, ошибки императора и его окружения привели к ликвидации монархии?


Технологизация урока: использование информационно-компьютерных технологий, проблемно-поискового метода, приёма подбора ассоциаций, метода создания проблемной ситуации, сравнительного метода, метода синтеза и анализа.

План урока:

I Организационное начало урока: приветствие, объявление темы урока, задач.

II Подготовка к усвоению новых знаний (актуализация знаний, опора на имеющиеся знания учащихся).

Учитель: Какой можно сделать вывод о последствиях революций? Да, это слом старых порядков, это потрясение для общества. А если за короткий временной промежуток времени происходит три революции? Это может изменить ход истории?

Существовали ли в России вопросы, которые могли быть решены при помощи революции? (краткая фронтальная беседа по домашнему параграфу)

III Усвоение новых знаний:

Первая российская революция 1905-1907 гг.

  • Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника и заполнение первой части схемы. (приложение 1)
  • Заполнение схемы на доске при помощи учащихся.
  • Слово учителя, обзор событий Февральской буржуазной революции1917 гг.

История России — это причудливое переплетений революций и контрреволюций, реформ и контрреформ, рывков вперед и движений назад. С давних времен все это стало характерной чертой политической истории России. Особенно заметный след оставили события 1917 г. Это была переломная эпоха в истории российского общества, когда рушились все ценности, а на авансцену политической и общественной жизни вышли огромные массы людей.

Февральская буржуазная революция началась неожиданно. 23 февраля в Петрограде началась восстание рабочих. 25 февраля 1917 г. — забастовка стала всеобщей. 27 февраля 1917 г. – переход на сторону восставших воинских частей.

Видя всю безысходность ситуации 2 марта 1917 г. на станции Дно (обращение к карте) Николай II подписал отречение от престола. Рухнуло самодержавие, закончилась династия Романовых, которая правила Россией более 300 лет.

Было образовано двоевластие. Власть разделили Временное правительств (власть буржуазии) и Петроградский Совет (власть рабочих и крестьян).

Октябрьская социалистическая революция готовилась политической партией РСДРП (большевиками). Лидер партии большевиков Ленин осуществлял непосредственное руководство вооружённым восстанием верных большевикам армейских частей.

Учитель: Ребята, сравните три части схемы и подчеркните в схеме те моменты, которые, на ваш взгляд, свидетельствуют о взаимосвязи трёх революций. Что вы подчеркнули? ( причины революций, единый характер первых двух революций, одинаковые вопросы трёх революций, схожие активные социальные силы). Разница в итогах революций. Какой можно сделать вывод? Да, взаимосвязи трёх революций. Это события можно рассматривать как единый период российской истории.

IV Контроль и самоконтроль (экспресс-тест).

Учитель: Соотнесите исторические события с революцией, во время которой они произошли:

Конспект урока на тему: Россия в годы революции и гражданской войны

Развитие у учащихся способности определять: свою мировоззренческую позицию, исходя из исторической обусловленности событий гражданской войны в России начала XX века; возможности выхода из кризисных ситуаций путем гражданского мира

Задачи урока

Образовательные : формирование критического мышления учащихся (навыков системного анализа, формулирования собственной позиции, искусства аргументации, навыков работы с историческими источниками, умений сравнивать, делать выводы)

Воспитательные : воспитание терпимости, толерантности, готовности к компромиссу

Развивающие : развитие умения формулировать свою точку зрения, быть внимательным к мнению других, делать самостоятельные выводы, обобщения, умения работать с документами.

Планируемые результаты

Личностный результат - осознавать ответственность за судьбу Родины, понимать, в чём опасность национализма, экстремизма

Метапредметный результат - уметь анализировать текстовую, графическую информацию, уметь критически мыслить, приводить аргументы и доказательства; формулировать собственную позицию, устанавливать логические связи

Предметный результат - знать основные события, связанные с Гражданской войной в России в начале ХХ века; понимать, в чём трагедия Гражданской войны в России и Гражданской войны на Украине сегодня; каковы последствия и уроки гражданской войны; уметь работать с различными источниками; извлекать нужную информацию.

Содержание урока

Предварительная работа. Опережающее задание по истории Оренбуржья.Разделение класса на 2 рабочие группы, обеспечение учащихся образовательными ресурсами

1.Организационный момент. Учитель приветствует учащихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность к уроку.

Судьба России бесконечно дороже судьбы классов и партий, доктрин и учений.

Слайд №1 Н.А. Бердяев

Вступительное слово учителя

Одни идут освобождать

Москву и вновь сковать Россию,

Другие, разнуздав стихию,

Хотят весь мир пересоздать.

И там и здесь между рядами

Звучит один и тот глас:

«Кто не за нас – тот против нас.

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме.

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других…

Учитель предлагает вспомнить ранее изученный материал

На доске рисуется значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что ученики знают по изученной теме.

4.Первичное усвоение нового материала

В рассматриваемой нами теме много дискуссионных вопросов, начиная с хронологических рамок, периодизации, неизбежности и характере революций и гражданской войныи т.д. Эти проблемы рассматривались нами на уроках, но сегодня поговорим о том, что предрешило исход братоубийственной гражданской воны в России, поскольку итоги войны коренным образом изменили судьбы наших соотечественников, да и государство претерпело большие изменения

Работа в группах. Задание: изучить документы приложения №2 и ответить на вопросы:

1.Какую роль, по-вашему мнению, сыграл террор во время военных действий?

2.Согласны ли вы с мнением современников о причинах поражения белого движения?

3.В чем вы видите причины победы красных в гражданской войне?

Работа с источниками

Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения

Далее предлагается заслушать краеведческий материал и ответить на вопрос

Выслушав ответы учащихся подчеркнуть, что и в начале XXI века наш регион сохраняет статус стратегического в плане взаимоотношений с южными странами ближнего зарубежья, стран СНГ, в частности, с республикой Казахстан

После обсуждения и корректировки работы по источникам, отметить, что окончание гражданской войны ознаменовалось победой большевиков. Важнейшей ее причиной историки называют широкую поддержку народных масс. Серьезно повлияло на развитие ситуации и то, что ослабленные Первой мировой войной, страны Антанты не смогли скоординировать свои действия и нанести удар по территории бывшей Российской империи всеми силами.

Итоги гражданской войны в России оказались ужасающими. Страна фактически лежала в руинах. Эстония, Латвия, Литвы, Польша, Белоруссия, Западная Украина, Бессарабия и часть Армении вышли из состава России. На основной территории страны потери населения, в том числе и в результате голода, эпидемий и т.д. составили по одним источникам не менее 15 млн. человек. Они сравнимы с общими потерями стран, принимавших участие в военных действиях Первой мировой. Уровень производства в стране резко упал. Около 2 млн. человек покинули Россию, эмигрировав в другие государства (Франция, США). Это были представители русского дворянства, офицерства, духовенства, интеллигенцииСлайды № 8, 9 или Приложение №1

-Продолжая разговор о том тревожном времени попробуем выстроить цепочку важнейших событий 1917-1922 гг., которые привели к вооруженному столкновению граждан одной страны в борьбе за власть, за доступ к материальным ценностям

Красные Белые Зеленые

Ленин Колчак Махно

Троцкий Деникин Антонов

Кризисы (3) Кр/гвардия

Декреты Брестский мир

Комбеды Террор Анархия

Корнилов- Приказ №1

Роспуск Учредительного собрания янв. 1918 г.

Пол.в/к Реквизиции Нац/земли

Отметить полноту и логичность цепочки событий, которые предопределили ход российской истории (по усмотрению учителя достаточно проверки письменного задания или слайдов)

1.Чего заслуживают участники этих исторических событий?- Какой памяти они достойны от нас, потомков? - Представьте в своём воображении памятник участникам Гражданской войны

2.Революции и Гражданская война это трагические или героические страницы в истории нашей страны? (обсуждение проблемного вопроса)

3.Какие уроки наши современники должны извлечь из этого?Слайд № 11

(Трагедия Гражданской войны учит нас отказу от ненависти, от насилия и произвола как способа организации жизни, решения конфликта между разными политическими силами)

7.Применение знаний и умений. Составление синквейна по теме

Губит лишает устанавливает

Подвиг и трагедия победителей и побежденных

Вооруженная борьба за власть в стране

Примечание. В случае нехватки времени задание переносится на дом и проверяется вначале следующего урока

Задание на дом: Задание 4 стр 119 (письменно, на выбор) или историческое сочинение по периоду 1917-1922 гг., подготовиться к тестированию

Дискуссии об отношении к Февральской и Октябрьской революциям и Гражданской войне идут уже многие десятилетия. Как вы уже поняли, на многие вопросы, которые сегодня возникали, однозначного ответа нет. Требуется вдумчивый подход, лишённый категоричности.

Завершить урок мне хочется словами писателя Б. Васильева:

“Главный итог, который мы вынесли, в том, что гражданская война есть ни с чем ни сравнимая трагедия народа, в которой никогда не было победителей. Братья, щедро проливавшие кровь друг друга, сражались за Россию, за её завтрашний день, которая каждая из сторон видела и понимала по-разному. Они поступили так, как велела им совесть. И было бы в высшей степени справедливо воздать должное всем павшим за Родину в гражданской войне. Так поступили после гражданской войны в Америке, в Испании, в Финляндии. Предлагается возвести общий памятник жертвам гражданской войны, чтобы над красным и белым обелиском вознесла мать Россия венок скорби и уважения. Придёт покаяние и закончится гражданская война”.

Приложение №1 или слайды №8, 9

Последствия революционных потрясений и Гражданской войны

1.Огромные жертвы – более 15млн человек

2.Разруха в экономике (за пять лет промышленное производство сократилось в 7 раз)

3.Резкое падение уровня жизни людей

4.Рост социальной напряженности

5.Падение интеллектуального потенциала (уничтожение и эмиграция интеллектуальной элиты общества)

6.Рост социальной напряженности (сознательное разжигание классовой вражды, бесправное положение бывшего дворянства, буржуазии, духовенства)

7.Падение нравственности в обществе – убийство, предательство, жестокость стали нормой жизни

8.Унификация идеологии, внедрение единомыслия – духовный вакуум.

10.Изоляция от стран Запада

Приложение №2 Источники о терроре Красных и Белых

Фрагмент из приказа белого генерала С.Н. Розанова.

Из постановления СНК о красном терроре 5 сентября 1918 г.

Причины поражения белых

Из письма П. Врангеля. 1924 г.

2. Наше дело проиграно. Неужели же России нужен большевизм, неужели идея национализма побеждена идеей интернационализма только потому, что вся примешенная к нам грязь и накипь превратили нас в защитников интересов класса помещиков против большевиков, выдающих себя за защитников интересов рабочих и крестьян… Мы проиграли только потому, что скверно играли и только.

Н. Львов. Белое движение. 1924 г.

3. Войну с большевиками вели как войну с внешним врагом, а не как гражданскую войну, опираясь на силу оружия, а не сочувствие народных масс… Проводили реакционные меры по землевладению и национальному вопросу… и тем давали оружие для большевистской агитации.

В. Шульгин. 1919 г.

4. Ни одно из (антибольшевистских) правительств… не сумело создать гибкий и сильный аппарат, могущий стремительно и быстро настигать, принуждать, действовать… Большевики тоже не захватили народной души… но бесконечно опережали нас в темпе своих действий, в энергии, подвижности и способности принуждать. Мы, с нашими старыми приемами, старой психологией, старыми пороками военной и гражданской бюрократии, не поспевали за ними…

А. Деникин. Речь памяти генерала С. Маркова. 1925 г.

Приложение №3

Гражданская война в Оренбуржье

После провозглашения в ноябре 1917года советской власти в Оренбурге, казачий круг избрал атаманом А.И. Дутова с передачей всей власти в Оренбурге ему. Дутовым были арестованы руководители Советской власти вместе с председателем С.М. Цвиллингом. В Оренбург на борьбу с дутовщиной был послан Кобозев. Развернулась жестокая братоубийственная война. В апреле 1918 г. дутовцы уничтожили несколько продотрядов, проникнув в город Оренбург белоказаки застали врасплох спящих красноармейцев и членов их семей. Все были зарублены. 129 человек, в том числе дети, старики, женщины. В ответ командование красных устроило артиллерийский обстрел 11 казачьих станиц, в которых было сожжено и повреждено 2115 домов и погибло много населения. Бои шли с переменным успехом.13 сентября 1919года дутовцы были разбиты и изгнаны из города силами Туркестанского фронта во главе с М.В. Фрунзе.Начался переход дутовцев на сторону красных. С небольшим числом войск А.И. Дутов отступил на юг, в Казахстан. В марте 1920 года, преследуемый красными частями, мятежный атаман ушёл в Китай, где через год погиб. Таким образом, в конце 1919 года гражданская война в губернии завершилась повсеместным установлением советской власти.

Приложение №4 (для учителя)

На доске рисуется значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что ученики знают по изученной теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

2.Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова или фразы.

Читайте также: