Российское общество в петровскую эпоху конспект урока 8 класс презентация

Обновлено: 06.07.2024

Подберите изображения, которые могли бы стать иллюстрациями к тексту параграфа. Какими источниками информации вы пользовались? Какие из них оказались наиболее информативными?

Модули урока

Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты) для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Влияет ли, на ваш взгляд, экономическое развитие страны на её социальную структуру?

Как изменилось положение основных слоёв российского общества за время правления Петра I?

Устанавливать причинно-следственные связи экономического и социального развития страны

Ориентационный (актуализации/повторения)

Что такое сословная структура, сословие?

Назовите новые черты в социальном развитии стран Западной Европы начала XVIII в. Объясните понятия гильдии, магистрат.

Существовало ли деление населения на разные категории до Петра I? Как изменилась социальная структура российского общества к началу XVIII в.? Какие факторы влияли на этот процесс?

Актуализировать знания из курса всеобщей истории, предметные знания, в том числе с помощью словаря

Работа со словарём.

Содержательно-операционный

Объясните происхождение понятий мелкопоместный дворянин, табель, ранг. Прочитайте п. 1 § 7. В чём была разница между вотчиной и поместьем? Какие различия между вотчиной и поместьем были упразднены в 1714 г.? Для чего это было сделано?

Что означала на практике возможность отчуждать наследуемые имения?

С каких сословий взыскивалась подушная подать?

Познакомьтесь с Табелью о рангах. Какие возможности для карьерного, имущественного и сословного роста давала военная служба при Петре I? Насколько вам представляются реальными, равными такие возможности?

Составьте схему социальной структуры населения России в первой четверти XVIII в. Упростилась или усложнилась, на ваш взгляд, структура российского общества?

Пояснять смысл терминов и понятий.

Аргументировать выводы материалами параграфа.

Использовать приёмы анализа исторического источника при формулировании выводов и оценок.

Составлять самостоятельно схему социальной структуры, анализировать произошедшие изменения в сравнении с предыдущим периодом

Работа со словарём, учебником, схемой, документом.

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Расскажите об изменениях в сословном составе общества в России эпохи Петра I. В чём главные отличия сословной структуры общества в России от сословной структуры западноевропейских обществ? Используйте схему.

Опишите жизнь крестьян; горожан при Петре I. Используйте дополнительные сведения о сословиях, которые содержатся в отрывках документов после § 7.

Какие тяготы пришлось испытать народу в годы Петровских реформ?

Придумайте и запишите в тетради не менее 5 тестовых заданий для проверки знаний по одному из разделов параграфа

Рассказывать о сословной структуре российского общества, выделять особенности.

Описывать жизнь социальных групп.

Аргументировать выводы и суждения примерами параграфа, отрывками из документов эпохи

Работа с учебником.

Дополнительный материал

Табель о рангах (фрагмент)

Ко учреждённой вышеобъявленной табели рангов прилагаются сии пункты, каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит.

1. Принцы, которые от нашей крови произходят, и те, которые c нашими принцеccами сочетанны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокими служители Российского государства.

2. Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чину, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским.

3. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возмёт выше данного ему ранга, тому за каждой случай платить штрафу 2 месяца жалованья.

6. Без патента апшит никому не даёт ранга, разве оной апшит за нашею рукою дан будет.

7. Все замужные жёны поступают в рангах, по чинам мужей их. И когда они тому противно поступят, то имеют они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж её был за своё преступление.

8. Сыновьям Российскаго государства князей, графов, баронов, знатнейшаго дворянства, такожде служителей знатнейшаго ранга, хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов знатных чинов в публичной асамблеи, где двор находится, свободной доступ пред другими нижняго чину, и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались; однако ж мы для того никому какова рангу не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут, и за оныя характера не получат.

11. Все служители российские или чужестранные, которые осми первых рангов находятся, или действително были, имеют оных законные дети и потомки в вечныя времена лутчему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах равно почтены быть, хотя б они и низкой породы были, и прежде от коронованных глав никогда в дворянское достоинство произведены или гербом снабдены не были.


Урок знакомит с изменениями в жизни разных слоёв населения России в начале XVIII века. Говорится о реформах, которые коснулись дворянского сословия, горожан и крестьян.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Российское общество в Петровскую эпоху"

С началом Северной войны Российское государство стало испытывать сильнейшие финансовые затруднения.

Для создания новых источников государственного дохода была даже введена особая должность прибыльщика.

Прибыльщик – государственный чиновник с 1704 года, в задачу которого входило изыскание источника дохода для государства.

Они хорошо послужили своему государю, придумав множество разнообразных способов взимания денег с населения. Самым простым способом пополнения казны прибыльщики видели в введении бесконечных налогов, как прямых, так и косвенных.

Многие из вас слышали о знаменитом налоге на бороды, однако не менее известен и налог на цвет глаз, который был введён в Башкирии. Согласно царскому указу, чем темнее были глаза у человека, тем меньше он платил налога. Самыми низкооблагаемыми глазами были глаза чёрного цвета. Плата за них составляла всего 2 алтына.

Алтын – это серебряная монета достоинством 3 копейки.

За серые глаза приходилось отдавать уже 7 алтын, за зелёные – 10, а за голубые –13. К слову, в начале XVIII века за 12-18 копеек можно было купить овцу, а за 30 – около 64 килограммов муки.

Подробнее о финансовом положении и о других сферах жизни различных представителей российского общества в эпоху Петра I вы узнаете далее.

Вопросы занятия будут следующими: Дворянское сословие. Городская жизнь. Положение крестьян.

В начале XVIII века российское дворянство насчитывало около 70 тысяч человек.

Из них только 600 человек (0,8 %) держали более тысячи крестьянских душ и могли называться богатыми людьми. Остальные 90 % дворян имели не более 100 душ, 60 % которых владело всего 1-20 душами. Усадьбы таких мелкопоместных дворян практически не отличались от владений состоятельных крестьян.

Во эпоху Петра I дворяне были прикреплены к отбыванию государственной службы точно так же, как и крестьяне были прикреплены к земле. Они обязаны были нести либо военную службу в регулярных армии и флоте, либо гражданскую – в новых административных и судебных учреждениях.

Однако государственная служба требовала наличия образования и некоторых специальных умений и навыков. Поэтому Петром I для была введена обязательная школьная подготовка к службе.

Безграмотным дворянским недорослям не разрешалось жениться, покупать земли и крестьян. Указом 1714 года о единонаследии были упразднены различия между поместными и вотчинными владениями.

С этого момента вся земельная собственность дворян стала наследственной. Но в то же время их могли лишить имения за неявку на службу либо иную провинность. Однако указ о единонаследии постановил, что землевладелец, имеющий сыновей, мог завещать всё своё имение одному из них, чтобы избежать дробления родовых владений. Остальные же сыновья для получения земельной собственности должны были нести государственную службу.

Тем дворянам, которые находились на военной службе, разрешалось покупать имения после 7 лет службы, тем, кто нёс гражданскую службу, – после 10 лет. Указ о единонаследии вызывал большое недовольство среди дворян, и они любыми способами старались его обойти.

После введения Табели о рангах выходцы из низших сословий получили возможность строить карьеру и могли дослужиться до высоких чинов. Так, например, 25 % офицерского состава в пехотных полках в начале XVIII века вышли из простых солдат – крестьян, посадских людей, купечества.

Пётр I лично продвигал по службе талантливых государственных и военных деятелей. За достойную службу даже неродовитых дворян могли наградить орденами и титулами – баронским, графским и даже княжеским.

Но при этом старая знать сохранила свои земли. Её представители по-прежнему занимали высшие должности в армии и системе управления. И лишь немногие выходцы из низших сословий смогли попасть в ряды правящей верхушки.

Городских жителей в России в начале XVIII века было около 600 тысяч человек, что составляло всего 4 % населения.

Многие российские города представляли собой военно-административные центры, в которых размещались гарнизоны и чиновники государственных учреждений.

В Петровскую эпоху в управлении городов, как и в других сферах российского общества, также произошли изменения. В 1720 году в Петербурге был основан Главный магистрат как главное начальственное учреждение над магистратами других городов.

Магистрат – сословный орган городского управления в России с 1720 по 1864 год. Первоначально имел административно-судебные, а с 1775 года – преимущественно судебные функции.

Городовые магистраты заменили собой земские избы и состояли из выборных бургомистра и советников-ратманов. Им подчинялось торгово-промышленное население городов – купцы и мещане.

Члены магистрата стали бесплатными помощниками воевод в городах. Они обеспечивали сбор налогов, поставку рекрутов, выполнение различных служб и повинностей.

Также магистраты выполняли полицейские функции: выдавали паспорта, выявляли людей без документов.

Однако города не получили настоящего самоуправления: горожане находились в подчинении у провинциальных и городовых начальников-воевод.

Гильдии – купеческие, политические, религиозные объединения, защищавшие права своих членов.

Сами гильдии делились на 1-ю и 2-ю. В 1-ю гильдию входили крупные купцы, доктора, аптекари, ремесленники-ювелиры, иконники и живописцы. Во 2-ю – мелкие торговцы, содержатели постоялых дворов и мастера-ремесленники. Фактически запись в ту или иную гильдию производилась в зависимости от степени состоятельности горожанина.

Цехи состояли из мастеров-ремесленников и работавших у них подмастерьев и учеников. Однако в российских городах они не стали независимыми корпорациями, как в Западной Европе, хотя их члены и собирались на сходы и выбирали старшин. Задачей цехов был сбор налогов, при этом наиболее состоятельные граждане обязаны были платить за неимущих.

При Петре I большинство населения составляли крестьяне. Их мало интересовала государственная и культурная жизнь. Они полностью зависели от цикла земледельческих работ.

С началом Северной войны горожан и крестьян облагали всё новыми и новыми налогами, как прямыми, так и косвенными. Прямыми были такие налоги, как драгунские, корабельные, рекрутские, на строительство Санкт-Петербурга. В качестве косвенных налогов вводились разнообразные сборы, придуманные прибыльщиками. Начиная с 1704 года, налоги взимались с тех, у кого есть баня, пасека, мельница и даже борода.

Кроме денежных сборов, на крестьянские плечи ложились и различного рода государственные работы. Мужиков обязывали возить казённые грузы, строить каналы и крепости. Также ежегодно до 40 тысяч человек отправлялось на строительство новой столицы.

Кроме этого, один, а иногда и два раза в год деревни должны были предоставить новобранцев (от 15 до 30 лет) на бессрочную солдатскую службу. При Петре I в армию было набрано 284 тысячи молодых рекрутов, многие из которых погибли, были ранены или бежали из армии и стали бродягами и разбойниками. А поскольку у военнослужащих регулярной армии не было казарм, то они расселялись на постой в домах крестьян и горожан.

К казённым повинностям добавлялся крепостной гнёт. По закону имущество крепостных стало рассматриваться как собственность их владельца и могло быть конфисковано за любую провинность.

В 1721 году Пётр I своим указом разрешил владельцам заводов – недворянам – покупать деревни. Так появились прикреплённые к частным предприятиям посессионные крестьяне.

В 1724 году для крепостных вводятся паспорта. С этого времени на заработки они могли уходить только с письменного разрешения помещиков, удостоверенного подписью представителя местной власти.

В 1721 году Пётр I осудил продажу людей, но крестьян по-прежнему дарили, меняли, проигрывали, продавали оптом и в розницу. Это привело к их массовому бегству, в том числе за границу. Приём беглых крестьян наказывался штрафом до 100 рублей и даже конфискацией имущества укрывателя.



Целевая аудитория: для учителя

в данной работе представлены конспект урока, презентация и два фрагмента фильма" Азовские походы" и " Великое посольство", которые будут интересны учителям, изучающим историю России в 7 классе

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Российское общество в петровскую эпоху. Презентация на заданную тему содержит 13 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Дворянское сословие Дворяне-70 тысяч чел. 600- богатые Остальные – это 90% мелкопоместные Обязаны служить и учиться

Дворянские ассамблеи Ассамблеи – общественные собрания, заведенные Петром I с целью перенесения в Россию западноевропейских обычаев и правил приличия, устраивались для общения обоего пола людей.

Города и горожане 1720 г. - магистраты из выборных бургомистра и советников ратманов. Они должны были следить за порядком в городе.

Положения крестьян Сборы: запросные, драгунские , корабельные. Налог на бани, бороды, серые глаза Возить казенные грузы, строить каналы и крепости

Положения крестьян Посессионные крестьяне- приписанные к мануфактуре Приписные крестьяне работали на заводах вместо уплаты налогов

1721 г. - Петр осудил плохое отношение к крестьянам Велел не относится к крестьянам как к скоту, продавать крепостных семьями 1724- введена паспортная система

Дарья Николаевна Салтыкова Русская помещица, вошедшая в историю как изощрённая садистка и серийная убийца нескольких десятков подвластных ей крепостных крестьян. Решением Сената и императрицы Екатерины Второй была лишена достоинства столбовой дворянки и приговорена к пожизненному заключению в монастырской тюрьме, где и умерла

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: