Ритмичная деятельность организма 9 класс конспект урока сухорукова

Обновлено: 05.07.2024

Занятие проводится в 9 классе с целью обобщения знаний.

ВложениеРазмер
biologicheskie_ritmy_i_biologicheskie_chasy.ppt 1.9 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Биологические ритмы и биологические часы

Цели: Выяснить, что такое биологические ритмы и как они влияют на жизнь населяющих организмов. Проследить взаимосвязь между деятельностью Солнца и заболеваниями человека. Определить, влияет ли солнечная активность на частоту заболеваний и физиологическое состояние человека.

Утверждения Биологические ритмы присуще только животным. Фотопериод – соотношение светлого и тёмного времени суток. Длина светового дня является сигнальным фактором, определяющим направление биологических процессов. С деятельностью Солнца не связаны заболевания человека. Большинство людей в течение суток имеют два пика работоспособности. Нарушение установившихся ритмов не снижает работоспособность человека.

Биологические ритмы – это периодически повторяющиеся изменения биологических процессов в организме человека.

Биологические ритмы организмов Годичные циклы роста и развития организмов. Периоды цветения и плодоношения у растений. Весенние и осенние перелёты птиц. Миграция рыб и зверей.

Сезонные изменения у организмов Хризантема зацветает лишь осенью когда длина светового дня уменьшается от 12 до 6 часов. У бабочек при уменьшении длины светового дня замедляется развитие яиц и личинок. Одни животные становятся малоподвижны и впадают в оцепенение, другие готовятся к активной жизни в суровые холода.

Заполните таблицу Суточные ритмы Годовые (сезонные) ритмы Приливно-отливные ритмы

Распределите ритмы 1.Спячка бурых медведей; 2.Перелёты птиц с мест гнездований в южные районы; 3.Утреннее раскрывание цветков; 4.Линька соболя; 5.Открывание и запирание раковин устриц, обитающих в прибрежной зоне; 6.Весеннее пробуждение растений: 7.Сон и бодрствование у человека; 8.Наибольшая восприимчивость кожи к косметическому уходу; 9.Авитаминозы у человека; 10.Осенний листопад;

11.Ночная активность ежей; 12.Постройка гнезда птицами; 13.Зарывание рачков прибрежной зоны в мокрый песок; 14.Ритм дыхания у человека; 15.Набухание почек у растений; 16.Появление первоцветов; 17.Образование плодов и семян у растений; 18.Оцепенение мух; 19.Активизация сокодвижения у березы в апреле; 20.Смена поколений у насекомых (яйцо – личинка – куколка – взрослое насекомое).

Ответы Суточные ритмы Годовые (сезонные) ритмы Приливно-отливные ритмы 3, 7, 8, 11 1, 2, 4, 6, 9, 10, 12, 15, 16, 17, 18, 19, 20 5,13

Фотопериод – соотношение светового и темнового времени суток.

Биологические часы – способность организмов ориентироваться во времени

Внутренние расписание организмов Соловей просыпается и поёт в 2часа ночи Полевые жаворонки - в 3часа ночи Скворцы – в 3 часа ночи Мак расправляет цветки в 5 часов утра Одуванчик – в 6 часов утра Колокольчики – в 7 часов утра Бархатцы и ноготки – в 8 часов утра

Первый - с 8 до 12 часов Второй – между 17 и 19 часами Два пика работоспособности:

Еще в начале XX века стало известно, что у людей бывают разные биологические ритмы. Именно они влияют на время нашей работоспособности и желание поспать. В зависимости от этого времени человечество изначально делили на 2 группы: жаворонков и сов. Совы - это те люди, у кого наибольшая активность проявляется во второй половине дня (после шестнадцати часов), пик приходится на 9-10 часов веч ера.

Чуть позже в этом "птичьем" разделении появилась еще одна группа - голуби - люди, которые легко подстраивают свой график под обстоятельства и без труда могут быть как совой, так и жаворонком. Голуби легко адаптируются практически к любому времени и имеют примерно одинаковую активность на протяжении всего рабочего дня.

Жаворонки наиболее активны в первой половине дня (до пятнадцати часов), а максимально - утром в 10-11 часов. Жаворонки рано встают и рано засыпают. Совы, напротив, поздно засыпают и поздно встают.

Совы - это те люди, у кого наибольшая активность проявляется во второй половине дня (после шестнадцати часов), пик приходится на 9-10 часов вечера. Англичане провели исследование среди 3000 человек старше 50 лет, которое дало неожиданные результаты: совы оказались богаче жаворонков, память и мышление у сов так же развиты лучше. Кроме того, здоровье у сов в целом оказалось лучше, чем у жаворонков.

Как определить, кто вы - сова, жаворонок или голубь? Многие специалисты утверждают, что уже с самого рождения у человека есть собственные биоритмы. Те, кто родился в период с 4.00 до 11.00 - жаворонки, совы же рождаются с 16.00 до полуночи. Рожденные в оставшиеся часы - голуби.

Если же вы не знаете точное время своего рождения, есть еще один способ. Утром, как только проснетесь, измерьте пульс, а потом число вдохов за минуту. Если соотношение показателей приблизительно 4:1, то вы - голубь, если 5:1 или 6:1, вы - жаворонок, а если 3:1 и меньше, значит, вы - сова.

Вывод: Биологические ритмы присуще всем организмам Фотопериод – соотношение светлого и тёмного времени суток Длина светового дня является сигнальным фактором, определяющим направление биологических процессов Солнечная активность влияет на частоту заболеваний и физиологическое состояние человека Большинство людей в течение суток имеют два пика работоспособности Нарушение установившихся ритмов снижает работоспособность человека.

Решите задачу Достройте вторую цепь ДНК: …АТГЦЦЦААТГГТАТГ… Определите её длину и массу.

Домашнее задание Восстановить знания о фотопериодизме

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Элективный курс "Биологическая роль воды"

Данный элективный курс предназначен для общеобразовательного класса, так как углубляет знания учащихся, ориентированных на сдачу экзамена по химии и биологии и расш.

Элективный курс :"БИОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ. ФАУНА МОРДОВИИ".

Программа курса рассчитана на поддержку базового курса биологии 7 класса.Она раскрывает многооб­разие животного мира Мордовии.Программа курса рассчитана на 34 часа.

Элективный курс:"Биологическое краеведение. Флора Мордовии".


Элективный курс "Биологически активные вещества"

Элективный курс для учащихся 10 класса общеобразовательной школы, расчитан на 8 часов имеет практическую направленность.



Элективный курс "Биологическая роль химических элеменов"

Представлена разработка учебного занятия элективного курса по химии для обучающихся 9 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 9 классе на тему "Работа сердца" соответствует ФГОС.

Конспект урока в 9 классе.

Тема: Работа сердца.

Цели: - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями.

Образовательные: - формирование новых анатомических понятий: фазы работы сердца, пауза, автоматизм;

- продолжить формирование навыков работы с учебником и раздаточным материалом.

Развивающие: - развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.

Воспитательные: - прививать навыки коммуникативного общения;

- воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, бережного отношения к своему здоровью, воспитание культуры речи.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Организационный момент.(1 мин.)

Проверка знаний учащихся и подготовка к восприятию нового материала.(5 мин.)

- Вставьте в текст пропущенные слова. (Приложение 1)

- Составьте схему.(Приложение 2)

- надпишите части сердца. (Приложение 3)

-круги кровообращения: как изменяется кровь в малом круге кровообращения; в большом круге кровообращения?

3. Изучение нового материала.

Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные и по сей день.

Что такое сердце?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть меж ребер и аортой

Бьется шар , на шар земной похожий?

Так или иначе, все земное

Умещается в его пределы,

Потому, что нет ему покоя, до всего есть дело.

- Какой символ является символом любви?

- Как его изображают?

- А действительно ли так выглядит сердце?

- А какие имена прилагательные употребляются именем существительным сердце?

- Давайте выясним, подходят ли эти слова в биологическом смысле к нашему сердцу?

2. Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока и определить цель.

Мы с вами уже на прошлом уроке определили местоположение сердца в человеческом организме. Где оно находится? (Слово сердце от середина, размеры сердца с кулак)

Мы уже знаем, что сердце человека четырехкамерное. Оно состоит из двух предсердий и двух желудочков.

Сердце – удивительный и надежный насос, который работает всю жизнь без остановки. За один день сердце сокращается не менее 100 тыс. раз. Если прожить 70 лет, то за эти годы сердце сократится около 3 млрд. раз. И это все без ремонта, замены деталей. За сутки оно перекачивает 10 тонн крови, а за 70 лет – 175 млн. литров.

В чем секрет неутомляемости и высокой работоспособности сердца? Запишите предположения в тетради.

Рассмотрим работу сердца на примере одного сердечного цикла.

3.Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящих во время одного сокращения сердца. Длится оно менее 1 сек. Частота сердечных сокращений зависит от характера деятельности человека. Если человек спокойно лежит или сидит, деятельность сердца замедляется. Если он занят легким физическим трудом, работа сердца ускоряется, а при тяжелой физической нагрузке частота сердечных сокращений резко увеличивается.

Сердечный цикл состоит из трех фаз (учащиеся заполняют таблицы) (Приложение 4):


1 .Длится 0,1 сек. Сокращение предсердия, кровь через створчатые клапаны попадает в желудочки. Устья вен, впадающих в предсердия сжаты, поэтому кровь не может течь в обратном направлении.(интернет-ресурс)

2.Длится 0,3 сек. Сокращение желудочков. Открываются полулунные клапаны, кровь направляется в аорту из левого желудочка и из правого желудочка в легочные артерии. (интернет-ресурс)

3. Длится 0,4 сек. Пауза, общее расслабление сердца. Полулунные клапаны закрыты.

Весь сердечный цикл длится 0,8 сек. Он прослушивается как сердцебиение.

Оптимальный режим работы сердца: предсердия работают 0,1 сек, а 0,7 сек отдыхают; желудочки работают 0,3 сек, а 0,5 сек. отдыхают.

В сердце интенсивно протекают обменные процессы, т.к. клетки мышечной ткани содержат много митохондрий и ткань хорошо снабжается кровью.

Вывод: высокая работоспособность сердца обусловлена:

- высоким уровнем обменных процессов

- усиленным снабжением мышц сердца кровью

- строгим ритмом его деятельности.

4. Регуляция работы сердца.

Регулирует работу сердца вегетативная нервная система. К сердцу подходят парасимпатические и симпатические спинно-мозговые нервы.

Нервная регуляция

нервная система нервная система

усиление работы сердца ослабление работы сердца

Гуморальная регуляция

Усиление работы сердца ослабление работы сердца

Гормоны надпочечников ацетилхолин

адреналин ионы калия


ионы кальция

5. Виртуальная лабораторная работа.

6. Автоматизм сердца.

Иногда можно наблюдать удивительное явление: биение изолированного сердца, т.е. сердца вне организма, в искусственно созданной питательной среде.

Сердце – живучий орган. Русский физиолог Кулябко в 1903 году оживил сердце трехмесячного ребенка, умершего от пневмонии, через 20 часов после его смерти. Брюхоненко сумел оживить сердце через 100 часов после наступления смерти.

7. Что мы знаем о сердце на духовном уровне?

Сердце

Сеет вокруг себя здоровье, уничтожает и высасывает жизненные

улыбку, тепло силы

Давайте охарактеризуем каждое из них при помощи прилагательных.

8. Укрепление и сохранение здоровья сердца. (работа с карточками и памятками, расшифровка девиза). (Приложение 5)

Что нового мы узнали на уроке? (изучили работу сердца, механизм нервной и гуморальной регуляции, выяснили причину удивительной работоспособности сердца в течении всей нашей жизни).

Закрепление материала – тесты.

Вставьте в текст пропущенные слова.

Люди, которые при переливании отдают свою кровь, называются ………….………….. . Те, кто принимают кровь, называются ………………..……….. . Универсальной группой крови, которую можно переливать во все другие, является ……………………. группа. Люди, имеющие ………………. ……….группу, могут принимать все другие группы крови. При переливании крови нужно учитывать не только группу крови, но и …………………………….…. .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Класс - 9 класс.

Тема: Ритмичная деятельность организма. Ритмы сна и бодрствования. Значение сна.

Образовательные: дать понятие о приспособительных ритмах жизни и биологических часах, определить причины этих проявлений, первично закрепить знания по данной теме, проверить усвоение нового материала.

Развивающие: расширять кругозор и словарный запас учащихся, развивать умение анализировать и классифицировать явления в жизни растений, животных и человека.

Воспитательные: прививать интерес к предмету, пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать гигиеническому воспитанию.

Оборудование: компьютерная презентация, карточки с тестовыми заданиями.

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Фронтальная беседа:

Какие пути приспособления организмов к среде обитания вы знаете?

Что такое анабиоз и криптобиоз? Чем эти состояния отличаются друг от друга?

Как организмы могут сопротивляться влиянию среды?

Каким образом организмы могут избегать неблагоприятных условий среды?

Что такое конвергенция? Приведите примеры проявления конвергенции.

III. Изучение новой темы

Рассказ учителя с элементами беседы

Жизнь на Земле развивалась в условиях регулярной смены дня и ночи и чередования времен года из-за вращения планеты вокруг своей оси и вокруг Солнца. Ритмика внешней среды создает периодичность, то есть повторяемость условий в жизни большинства видов. Регулярно повторяются как критические, трудные для выживания периоды, так и благоприятные. Приспособленность к периодическим изменениям внешней среды выражается у живых существ не только непосредственной реакцией на изменяющиеся факторы, но и в наследственно закрепленных внутренних ритмах.

Биологические ритмы – периодически повторяющиеся изменения активности процессов жизнедеятельности организмов.

Различают суточные и годовые ритмы активности живых организмов. А для обитателей побережий морей и океанов, где наблюдаются такие явления как прилив и отлив, характерны приливно-отливные ритмы. Исключение составляют бактерии и вирусы, наличие ритмов у которых пока не доказано.

Суточные ритмы – ритмы, которые приспосабливают организмы к смене дня и ночи.

Причиной суточных ритмов является вращение Земли вокруг своей оси.

Суточные ритмы обнаружены как у многоклеточных, так и у одноклеточных организмов. У растений интенсивный рост, распускание цветков, закрывание и открывание устьиц приурочены к определенному времени суток. Наблюдаются ритмы и в протекании процессов дыхания и фотосинтеза, что проявляется в их усилении или ослаблении.
У животных сильно меняется активность в течение суток. По этому признаку различают дневных и ночных животных. Проявляются суточные ритмы в чередовании сна и бодрствования, изменении двигательной активности, частоты пульса, температуры тела.
У человека обнаружено около 100 периодически повторяющихся процессов. Например, в течение суток максимальная масса тела отмечается в 18–19 часов, температура тела – в 16 – 18 часов, частота дыхания – в 13 – 16 часов, частота сердечных сокращений – в 15 – 16 часов, даже кожа более чувствительна к косметическим процедурам в светлое время суток.

Вопрос: Как вы думаете, у всех ли организмов проявляются суточные ритмы?

Примерный ответ: Суточные ритмы проявляются не у всех видов, а только у тех, в жизни которых смена дня и ночи играет важную экологическую роль. Обитатели пещер и глубоких вод, где нет смены дня и ночи, живут по другим ритмам.
Среди наземных позвоночных и беспозвоночных суточная периодичность также выявляется не у всех. Например, землеройки сменяют активность и отдых каждые
15–20 минут, невзирая на день и ночь. У этих животных обмен веществ протекает очень быстро, поэтому они вынуждены питаться круглосуточно.

Периодичность передается по наследству. Нарушения суточной ритмики организма в условиях ночной работы, подводного плавания, космических полетов другие представляют серьезную медицинскую проблему.

Годовые ритмы – это ритмы, которые приспосабливают организмы к сезонной смене условий.

Причина: движение Земли вокруг Солнца.

При годовом движении Земли по орбите вокруг Солнца на нашей планете происходит смена времен года: зимы, весны, лета и осени.
В жизни видов периоды роста, размножения, линек, миграций, глубокого покоя закономерно чередуются и повторяются таким образом, что критическое время года организмы встречают в наиболее устойчивом состоянии. Самый же уязвимый процесс – размножение и выращивание молодняка – приходится на самый благоприятный период. На этот же период приходится цветение растений, созревание плодов и семян (вегетационный период).
Эта периодичность смены физиологического состояния в течение года во многом врожденная, то есть проявляется как внутренний годовой ритм.
Если, например, австралийских страусов или дикую собаку динго поместить в зоопарк Северного полушария, период размножения у них наступит осенью, когда в Австралии весна.
Перестройка внутренних годовых ритмов происходит с большим трудом, через целый ряд поколений.
Задолго до наступления неблагоприятных периодов у организмов начинается длительный процесс подготовки. У организмов много приспособлений к сезонному ритму внешних условий. Задолго до наступления зимы у растений опадают листья, созревают плоды и семена. Одни животные становятся малоподвижными и впадают в оцепенение, другие готовятся к активной жизни в суровые холода, третьи уходят от неблагоприятных условий.
Резкие кратковременные изменения погоды (заморозки летом или зимние оттепели) обычно не нарушают годовых ритмов растений и животных.
Таким образом, главным фактором, на который реагируют организмы в годовых циклах, является не случайное изменение погоды, а изменение долготы дня. Это единственный астрономический сигнал наступления нового сезона.

Фотопериод – соотношение светлого и темного времени суток.

Длина светового дня закономерно изменяется в течение года. Если день сокращается, виды начинают готовиться к зиме, а если удлиняется – к активному росту и размножению.

Фотопериодизм – способность организмов реагировать на изменение длины светового дня.

Длина дня оказывает влияние на скорость и интенсивность процессов жизнедеятельности. Например, хризантема зацветает лишь осенью, когда длина дня уменьшается от 12 до 6 часов. У бабочек при уменьшении длины дня замедляется развитие яиц и личинок.
У людей помимо гормональных были обнаружены изменения в обмене веществ, температурной регуляции, кровообращении, кроветворении.
Внешними воздействующими факторами являются для человека продолжительность и интенсивность освещения, фотохимические раздражители изменяющегося ультрафиолетового излучения и температурные колебания.
Так, например, весной люди наиболее восприимчивы к заболеваниям, возникают душевные кризисы, которые выражаются в учащении самоубийств, преступлений и душевных расстройств. Статистика показывает, что весной возникает стремление к более активной физической деятельности (психосоматический рост), в то время как способность к обучению, внимательность и тщательность ухудшаются.
Кризис возникает и осенью, правда, менее выраженный: человек становится более уравновешенным, ограничивается своим домашним "гнездышком", в большой степени становится, склонен к духовной, нежели к физической активности.
Ученые считают, что растения определяют изменение длины светового дня при помощи листьев, а животные и человек – при помощи особого отдела головного мозга.
Человек может использовать знания о биологических ритмах в практической деятельности. Например, при выращивании овощей и фруктов, для повышения яйценоскости кур, благодаря искусственному увеличению длины дня, можно достичь больших результатов.

Приливно-отливные ритмы – ритмы, которые характерны для обитателей прибрежной зоны морей и океанов.

Это самая сложная ритмика в жизни живых организмов. Так у берегов Атлантического океана вода поднимается и спадает дважды в сутки с периодом 12,4 часа (это ровно половина лунного периода). Следовательно, точное время приливов постоянно сдвигается.
Жизнь в приливно-отливной зоне представлена большим многообразием видов. На время отливов моллюски плотно сжимают раковины, рачки прячутся в песок или под мокрые водоросли. Сложность, в данном случае, заключается еще и в том, что на жизнь этих организмов влияет также и суточная периодичность. Рачки и крабы во время дневных приливов ведут себя активнее, чем во время ночных приливов.
Рыба грунион , обитающая у калифорнийского побережья, откладывает свою икру на песчаном пляже во время новолунных или полнолунных приливов, которая развивается там в течение 14 дней до следующего прилива и затем снова попадает в воду.

Таким образом, биологические ритмы приспосабливают организмы к циклическим изменениям во внешней среде.
За точность работы биологические ритмы называют биологическими часами.

Биологические часы – способность живых организмов ориентироваться во времени.

Хронобиология – наука, изучающая вопросы, связанные с регуляцией ритмов человека внешними условиями.

Нарушение установившихся ритмов может снижать работоспособность, оказывать неблагоприятные воздействия на человека. При передвижении в другие часовые пояса, нарушаются регуляции процессов жизнедеятельности, и необходимо от 2 дней до 2 недель, чтобы произошла синхронизация внутренних часов организма с местным временем. А кто из вас ощущает на себе переход на летнее и зимнее время, когда осенью и весной мы переводим часы?
Это еще раз подтверждает существование биологических ритмов у человека.

IV. Закрепление

Тестовое задание. Назовите типы биологических ритмов (приливно-отливные, суточные, годовые), которые определяют следующие явления:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: дать понятие о приспособительных ритмах жизни и биологических часах, определить причины этих проявлений, первично закрепить знания по данной теме, проверить усвоение нового материала.

Развивающие: расширять кругозор и словарный запас учащихся, развивать умение анализировать и классифицировать явления в жизни растений, животных и человека.

Воспитательные: прививать интерес к предмету, пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать гигиеническому воспитанию.

Оборудование: компьютерная презентация, карточки с тестовыми заданиями.

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Фронтальная беседа:

Какие пути приспособления организмов к среде обитания вы знаете?

Что такое анабиоз и криптобиоз? Чем эти состояния отличаются друг от друга?

Как организмы могут сопротивляться влиянию среды?

Каким образом организмы могут избегать неблагоприятных условий среды?

Что такое конвергенция? Приведите примеры проявления конвергенции.

III. Изучение новой темы

Рассказ учителя с элементами беседы

Жизнь на Земле развивалась в условиях регулярной смены дня и ночи и чередования времен года из-за вращения планеты вокруг своей оси и вокруг Солнца. Ритмика внешней среды создает периодичность, то есть повторяемость условий в жизни большинства видов. Регулярно повторяются как критические, трудные для выживания периоды, так и благоприятные. Приспособленность к периодическим изменениям внешней среды выражается у живых существ не только непосредственной реакцией на изменяющиеся факторы, но и в наследственно закрепленных внутренних ритмах.

Биологические ритмы – периодически повторяющиеся изменения активности процессов жизнедеятельности организмов.

Различают суточные и годовые ритмы активности живых организмов. А для обитателей побережий морей и океанов, где наблюдаются такие явления как прилив и отлив, характерны приливно-отливные ритмы. Исключение составляют бактерии и вирусы, наличие ритмов у которых пока не доказано.

Суточные ритмы – ритмы, которые приспосабливают организмы к смене дня и ночи.

Причиной суточных ритмов является вращение Земли вокруг своей оси.

Суточные ритмы обнаружены как у многоклеточных, так и у одноклеточных организмов. У растений интенсивный рост, распускание цветков, закрывание и открывание устьиц приурочены к определенному времени суток. Наблюдаются ритмы и в протекании процессов дыхания и фотосинтеза, что проявляется в их усилении или ослаблении.
У животных сильно меняется активность в течение суток. По этому признаку различают дневных и ночных животных. Проявляются суточные ритмы в чередовании сна и бодрствования, изменении двигательной активности, частоты пульса, температуры тела.
У человека обнаружено около 100 периодически повторяющихся процессов. Например, в течение суток максимальная масса тела отмечается в 18–19 часов, температура тела – в 16 – 18 часов, частота дыхания – в 13 – 16 часов, частота сердечных сокращений – в 15 – 16 часов, даже кожа более чувствительна к косметическим процедурам в светлое время суток.

Вопрос: Как вы думаете, у всех ли организмов проявляются суточные ритмы?

Примерный ответ: Суточные ритмы проявляются не у всех видов, а только у тех, в жизни которых смена дня и ночи играет важную экологическую роль. Обитатели пещер и глубоких вод, где нет смены дня и ночи, живут по другим ритмам.
Среди наземных позвоночных и беспозвоночных суточная периодичность также выявляется не у всех. Например, землеройки сменяют активность и отдых каждые
15–20 минут, невзирая на день и ночь. У этих животных обмен веществ протекает очень быстро, поэтому они вынуждены питаться круглосуточно.

Периодичность передается по наследству. Нарушения суточной ритмики организма в условиях ночной работы, подводного плавания, космических полетов другие представляют серьезную медицинскую проблему.

Годовые ритмы – это ритмы, которые приспосабливают организмы к сезонной смене условий.

Причина: движение Земли вокруг Солнца.

При годовом движении Земли по орбите вокруг Солнца на нашей планете происходит смена времен года: зимы, весны, лета и осени.
В жизни видов периоды роста, размножения, линек, миграций, глубокого покоя закономерно чередуются и повторяются таким образом, что критическое время года организмы встречают в наиболее устойчивом состоянии. Самый же уязвимый процесс – размножение и выращивание молодняка – приходится на самый благоприятный период. На этот же период приходится цветение растений, созревание плодов и семян (вегетационный период).
Эта периодичность смены физиологического состояния в течение года во многом врожденная, то есть проявляется как внутренний годовой ритм.
Если, например, австралийских страусов или дикую собаку динго поместить в зоопарк Северного полушария, период размножения у них наступит осенью, когда в Австралии весна.
Перестройка внутренних годовых ритмов происходит с большим трудом, через целый ряд поколений.
Задолго до наступления неблагоприятных периодов у организмов начинается длительный процесс подготовки. У организмов много приспособлений к сезонному ритму внешних условий. Задолго до наступления зимы у растений опадают листья, созревают плоды и семена. Одни животные становятся малоподвижными и впадают в оцепенение, другие готовятся к активной жизни в суровые холода, третьи уходят от неблагоприятных условий.
Резкие кратковременные изменения погоды (заморозки летом или зимние оттепели) обычно не нарушают годовых ритмов растений и животных.
Таким образом, главным фактором, на который реагируют организмы в годовых циклах, является не случайное изменение погоды, а изменение долготы дня. Это единственный астрономический сигнал наступления нового сезона.

Фотопериод – соотношение светлого и темного времени суток.

Длина светового дня закономерно изменяется в течение года. Если день сокращается, виды начинают готовиться к зиме, а если удлиняется – к активному росту и размножению.

Фотопериодизм – способность организмов реагировать на изменение длины светового дня.

Длина дня оказывает влияние на скорость и интенсивность процессов жизнедеятельности. Например, хризантема зацветает лишь осенью, когда длина дня уменьшается от 12 до 6 часов. У бабочек при уменьшении длины дня замедляется развитие яиц и личинок.
У людей помимо гормональных были обнаружены изменения в обмене веществ, температурной регуляции, кровообращении, кроветворении.
Внешними воздействующими факторами являются для человека продолжительность и интенсивность освещения, фотохимические раздражители изменяющегося ультрафиолетового излучения и температурные колебания.
Так, например, весной люди наиболее восприимчивы к заболеваниям, возникают душевные кризисы, которые выражаются в учащении самоубийств, преступлений и душевных расстройств. Статистика показывает, что весной возникает стремление к более активной физической деятельности (психосоматический рост), в то время как способность к обучению, внимательность и тщательность ухудшаются.
Кризис возникает и осенью, правда, менее выраженный: человек становится более уравновешенным, ограничивается своим домашним "гнездышком", в большой степени становится, склонен к духовной, нежели к физической активности.
Ученые считают, что растения определяют изменение длины светового дня при помощи листьев, а животные и человек – при помощи особого отдела головного мозга.
Человек может использовать знания о биологических ритмах в практической деятельности. Например, при выращивании овощей и фруктов, для повышения яйценоскости кур, благодаря искусственному увеличению длины дня, можно достичь больших результатов.

Приливно-отливные ритмы – ритмы, которые характерны для обитателей прибрежной зоны морей и океанов.

Это самая сложная ритмика в жизни живых организмов. Так у берегов Атлантического океана вода поднимается и спадает дважды в сутки с периодом 12,4 часа (это ровно половина лунного периода). Следовательно, точное время приливов постоянно сдвигается.
Жизнь в приливно-отливной зоне представлена большим многообразием видов. На время отливов моллюски плотно сжимают раковины, рачки прячутся в песок или под мокрые водоросли. Сложность, в данном случае, заключается еще и в том, что на жизнь этих организмов влияет также и суточная периодичность. Рачки и крабы во время дневных приливов ведут себя активнее, чем во время ночных приливов.
Рыба грунион, обитающая у калифорнийского побережья, откладывает свою икру на песчаном пляже во время новолунных или полнолунных приливов, которая развивается там в течение 14 дней до следующего прилива и затем снова попадает в воду.

Таким образом, биологические ритмы приспосабливают организмы к циклическим изменениям во внешней среде.
За точность работы биологические ритмы называют биологическими часами.

Биологические часы – способность живых организмов ориентироваться во времени.

Хронобиология – наука, изучающая вопросы, связанные с регуляцией ритмов человека внешними условиями.

Нарушение установившихся ритмов может снижать работоспособность, оказывать неблагоприятные воздействия на человека. При передвижении в другие часовые пояса, нарушаются регуляции процессов жизнедеятельности, и необходимо от 2 дней до 2 недель, чтобы произошла синхронизация внутренних часов организма с местным временем. А кто из вас ощущает на себе переход на летнее и зимнее время, когда осенью и весной мы переводим часы?
Это еще раз подтверждает существование биологических ритмов у человека.

IV. Закрепление

Тестовое задание. Назовите типы биологических ритмов (приливно-отливные, суточные, годовые), которые определяют следующие явления:

Презентация: Ритмичная деятельность организма

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Ритмичная деятельность организма". Презентация состоит из 54 слайдов. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 11.97 Мб.

Содержание

Презентация: Ритмичная деятельность организма

Ритмичная деятельность организма

УМК Сухоруковой Л.Н. 8 класс Топунова Елена Николаевна, учитель биологии МОУ СОШ №4 г. Ростова Ростов Ярославский, 2015


Слайд 2


Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7

Высокочастотные ритмы (T


Слайд 8


Слайд 9

Графики биоритмов за месяц

Графики биоритмов за месяц


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12


Слайд 13


Слайд 14


Слайд 15


Слайд 16


Слайд 17


Слайд 18

Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Отгадайте загадку: Поистине неслышными шагами приходит он ко мне - приятнейший из воров, и похищает мысли мои и я застываю на месте. Фридрих Ницше


Слайд 19


Слайд 20

Какова продолжительность сна? 250 тысяч часов 1/3 жизни.


Слайд 21

Какова продолжительность сна? Кошка: 2/3 суток.


Слайд 22

Значение сна? Лишение сна – страшная пытка Однажды был поставлен специальный опыт: одних собак полностью лишили сна, а других – пищи. Первые погибли на 5-ый день, а вторые были живы и после двадцатипяти-дневногоголодания. О неодолимой силе сна сложено много пословиц, а в одной из русских загадок о сне говорится: “И рать, и воеводу в один мах перевалял”.


Слайд 23

Человек может заснуть в любом положении


Слайд 24

Причины сна? Торможение в коре больших полушарий и др. отделов головного мозга Накопление в организме гормона эпифиза Мелатонин — основной гормон эпифиза, регулятор суточных ритмов.


Слайд 25

Фазы сна


Слайд 26

Медленный сон Быстрый сон Ортодоксальный сон (ФМС) Парадоксальный сон (ФБС)


Слайд 27

Медленный сон Быстрый сон 1 стадия – дремота – 5-10 мин 2 стадия – сон-размышление – 15-20 мин 3 стадия – отрыв от реальности 4 стадия – самая глубокая и таинственная Непроизвольные сокращения мышц Нет ярких образов Бессонница. Нельзя вспомнить сон Феномен лунатизма Ночные страхи


Слайд 28

Медленный сон Быстрый сон 1 стадия – дремота – 5-10 мин 2 стадия – сон-размышление – 15-20 мин 3 стадия – отрыв от реальности 4 стадия – самая глубокая и таинственная БДГ-фаза Снятся красочные сны около 20 мин В начале ночи – 2,5 часа


Слайд 29

Медленный сон Быстрый сон 1 стадия – дремота – 5-10 мин 2 стадия – сон-размышление – 15-20 мин 3 стадия – отрыв от реальности 4 стадия – самая глубокая и таинственная БДГ-фаза Снятся красочные сны около 20 мин Ближе к утру – 1,5 часа


Слайд 30


Слайд 31


Слайд 32


Слайд 33

Что такое сновидения? Нильс Бор Планетарная модель атома


Слайд 34

Что такое сновидения? Стр. 38 учебника Выпишите определение


Слайд 35

Что такое сновидения? Сновидения – это сложные психические явления, которые основываются на пережитых ранее впечатлениях, вступающих в разнообразные сочетания


Слайд 36

Почему могут сниться ночные кошмары? Скрытые проблемы со здоровьем Трудности и заботы Место, выбранное для сна


Слайд 37


Слайд 38

Влияет ли изобретение электрического освещения на продолжительность сна? По сравнению с концом 19 века сейчас люди спят на 20% меньше Хроническое недосыпание – проблема 21 века


Слайд 39

Подберите наиболее удобное для вас время для сна (когда ложиться спать, а когда просыпаться) Здоровый сон?


Слайд 40


Слайд 41


Слайд 42

Объясни смысл поговорок Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда. Сон лучше всякого лекарства Какова постель, таков и сон Лучший сон до полуночи Выспишься –помолодеешь!


Слайд 43

Объясни смысл поговорок Усталость – лучшая подушка Сонного пса не буди - укусит Час сна до полуночи стоит трёх после Ни на волос не уснул. Одним ухом спит, другим слышит Не ужинать – святой закон, кому дороже лёгкий сон (А.С. Пушкин)


Слайд 44


Слайд 45

В жизни Бенджамин Франклин был сдержан и скромен. Старался соблюдать жизненные принципы, придуманные им самим, стремясь к моральному совершенству. Вот названия этих добродетелей Франклина с соответствующими наставлениями: 1. Воздержание. Есть не до пресыщения, пить не до опьянения.2. Молчание. Говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.3. Порядок. Держать все свои вещи на их местах; для каждого занятия иметь свое время.4. Решительность. Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.5. Бережливость. Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не расточать.6. Трудолюбие. Не терять времени попусту; быть всегда занятым чем-либо полезным; отказываться от всех ненужных действий.7. Искренность. Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли; в разговоре также придерживаться этого правила.8. Справедливость. Не причинять никому вреда; не совершать несправедливостей и не опускать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.9. Умеренность. Избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от несправедливостей.10. Чистота. Не допускать телесной нечистоты; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.11. Спокойствие. Не волноваться по пустякам и по поводу обычных или неизбежных случаев.12. Целомудрие. …13. Скромность. Подражать Иисусу и Сократу.


Слайд 46


Слайд 47


Слайд 48


Слайд 49


Слайд 50


Слайд 51


Слайд 52


Слайд 53


Слайд 54

Читайте также: