Рисование средняя группа сентябрь конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

непосредственно-образовательной деятельности

в средней группе

Исаченкова Светлана Дмитриевна

Цель: обобщать знания детей об осени.

Реализация программы в образовательных областях:

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная .

Программные задачи:

1. Развивать знания о приметах осени, изменениях в природе; уточнять знания о жизни птиц и животных осенью.

2. Обогащать и активировать словарь детей.

3. Учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Подводить детей к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество.

4. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску).

Словарь: осень, осенний, хмурая, пасмурная, дождливая, золотая, разноцветная, серое небо, низкое, холодно, моросит дождь, урожай, спячка, стая, берлога.

Ход занятия :

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какое сейчас время года, и спрашивает, какое время года было до этого. В качестве подсказки предлагает детям отгадать загадки о разных временах года.

- Красный, желтый, бурый цвет – это лето или нет? (осень)

- С севера прилетела, в белый наряд все одела. (зима)

– Оно пришло, разные краски нам принесло. (Дети вспоминают краски лета.)

– Ребята, хотите мы с вами пойдем гулять в лес? Но сначала нам нужно одеться.
- Что же одеть нам? Может панамку и сандалии? Нет? Почему?

-Конечно, на улице осенью холодно. Что еще вы можете сказать о погоде осенью? (холодная, пасмурная, дождливая, ветреная, хмурая)

-А какие приметы осени вы ещё знаете? (идёт дождь, холодно, трава пожухла и завяла, листья пожелтели, дует ветер…)

И одеваться в такую погоду нужно тепло, по-осеннему.

-Давайте выберем ту одежду, которая нужна для прогулки осенью. (одеваем куклу на прогулку)

- Молодцы, все справились с заданием, послушайте стихотворение про осень.

(автор Е. Благинина):

Хорошо, что ты пришла,

У тебя мы, Осень, спросим,

Что в подарок принесла?

Принесла я вам муки!

Значит, будут пирожки!

Принесла вам гречки!

Каша будет в печке!

Принесла вам овощей!

И для каши, и для щей!

Рады ли вы грушам?

Мы их впрок насушим!

А уж яблоки – что мед!

На варенье, на компот!

Принесла и меду! Полную колоду!

Ты и яблок, ты и меду,

Ты и хлеба принесла.

А хорошую погоду

Нам в подарок припасла?

Дождику вы рады?

Не хотим, не надо!

-Ребята, а что ещё приносит осень? Что делают люди осенью? (собирают урожай)

-Какой урожай собирают люди? (овощи, фрукты, грибы)

-Давайте и мы соберём урожай в корзинку,

(дети собирают овощи и фрукты в корзины)

– А теперь давайте с вами посмотрим какой красивый лес!
- Осень - золотое время года. Кто знает почему осень называют золотой?
(Потому что осенью все листья на деревьях, кустарниках становятся желтыми и потому все кажется золотым.)

На земле повсюду лежат желтые, оранжевые листья –как золотой ковер.
- Еще ребята, когда идет дождик на листочках бывают капли и когда они блестят, листья кажутся золотыми.
- За что мы любим это время года?
(деревья стоят нарядные, красочные, поспевает много овощей и фруктов)
Осень - удивительное время. Она словно художник раскрашивает деревья разными цветами: красным, желтым, оранжевым, бордовым. Подумайте: почему весной все растения старались, чтобы у них появились листочки, а теперь деревья и кустарники сбрасывают листья?

(они готовятся к зимнему сну, чтобы не замерзнуть.)
-Давайте послушаем, что происходит в осеннем лесу? Но ребята, я не слышу птиц, где они все, как вы думаете? (собираются в стаи и улетают на юг).

-А почему они улетают? (ответы)

-Правильно, ведь зимой холодно, насекомые исчезают и птицам нечего кушать.

-Ой, а кто это рыжий среди деревьев:

Рыжий маленький зверёк

По деревьям прыг да скок.

Он живёт не на земле,

А на дереве в дупле. (белка)

Ребята, а что делают животные в лесу осенью? Как готовятся к зиме? (ответы)

-Посмотрите, что это? (на столе лежат вырезанные из бумаги листья: берёзовые, кленовые, дубовые). (ответы)

-А откуда появились эти листочки? (опали с деревьев осенью). Что происходит с деревьями осенью?

-Как называется такое явление? (ответы). И дождь ранней осенью идет необыкновенный - из ярких листьев - листопад.

-Давайте соберем листочки в корзинку. Возьмите их. Какой у тебя листочек, с какого дерева? (берёзовый, кленовый, дубовый)

-Молодцы, все правильно назвали, а сейчас давайте представим, что мы листочки.

Физкульминутка:

Мы – листочки осенние

На деревьях висели.

Дунул ветер – полетели

И на землю тихо сели.

Снова ветер пробежал

И листочки все поднял.

И на землю тихо сели.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики начиная с большого)

Будем листья собирать. ( сжимать и разжимать кулачки)

Листики дуба мы соберем, ( загибать пальчики, начиная с большого)

Маме осенний букет принесем.

Посмотрите, пожалуйста, на рисунок, что вы видите? (Ответы).

- Правильно, это осеннее дерево.
А сейчас возьмем в руки кисточки, попробуем нарисовать дерево в воздухе.
Ствол дерева рисуем снизу вверх. Кладем кисточку плашмя, потому что внизу ствол толстый, и ведем вверх, там дерево тоньше, поэтому вверху рисуем кончиком кисти. Затем рисуем толстые ветки – суки, и тонкие веточки, они тянуться к солнцу. Листья рисуем способом примакивания.

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, как нужно пользоваться кистью. Нужно опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску. Какую краску берём чтобы нарисовать дерево?
(Коричневую)

- А листочки какой?

(Желтой, красной, зеленой)
- Правильно, приступаем к работе.
Самостоятельная работа детей. Воспитатель обращает внимание на тех детей у кого не получается, подбадривает, помогает.

- Сегодня мы были в гостях у осени. Вы все молодцы, очень хорошо занимались. Скажите, кому что понравилось делать на нашем занятии. (ответы детей)

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Цель: развитие творческих способностей детей.

Образовательные задачи: прививать умение видеть прекрасное в окружающей действительности;

Воспитательные: воспитывать желание узнавать новое;

Развивающие : развивать умения работать кистью и красками, видеть форму предмета.

Оборудование:акварель или гуашь, кисточки разных размеров, альбомные листы, баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки, незавершенные рисунки, выполненные воспитателем для показа техники рисования. Репродукция картины И. Левитана, И. Шишкина.

Предварительная работа: : целевые прогулки в парк, рассматривание разных деревьев, листвы (форма, цвет, знакомство с картинами И. Левитана, И. Шишкина, В. Васнецова.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Ход ООД.

I Вводная часть.

Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель: Послушайте загадку и определите, о каком времени года в ней говорится:

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь ёлочек и сосен, я красавица.

Воспитатель: Правильно, осень.

2. Основная часть.

Воспитатель: Осень длится три месяца. Сейчас сентябрь, потом придет октябрь, а затем ноябрь. Давайте с вами назовем осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Воспитатель: Сентябрь – это первый осенний месяц. Сейчас ранняя осень. На улице жарко? (Нет.) Солнце светит? (Да.) Ветер дует? (Да.) Какого цвета листья на деревьях? (Желтые, зеленые, оранжевые и т. д.) Как одеты люди? (Тепло.)

Ранней осенью немного холодает, но еще тепло. Солнце ярко светит. Дожди идут. Листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и на полях убирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

- Посмотрите, какие у нас на доске красивые картины.

Воспитатель: Покажите мне, пожалуйста, раннюю осень. Почему вы так думаете?

Дети: На картине видно, что погода теплая, листья только начинают желтеть.

Воспитатель: Найдите теперь иллюстрацию золотая осень.

Почему вы так думаете?

Дети: Листья стали разноцветными, птицы летят в теплые края. В эту пору очень красиво, когда идешь, то листья шуршат под ногами.

Воспитатель: Как шуршат листья? Давайте с вами прошуршим.

Воспитатель: Осталось нам найти иллюстрацию - поздняя осень. Почему вы так думаете?

Дети :небо хмурое, идет дождь, дует холодный ветер.

Воспитатель: Как вы думаете, куда пришла осень на всех этих картинах (В лес.) Правильно, а как вы догадались? (Ответы детей.)Посмотрите какие красивые деревья осенью. Давайте и мы нарисуем осеннее дерево. Но сначала немного поиграем.

Ветер дует нам в лицо. Машут руками на лицо.

Закачалось деревцо. Качаются из стороны в сторону.

Ветер тише, тише, тише. Приседая, машут руками вверх- вниз.

Деревцо всё выше, выше. Тянутся вверх.

Как вы думаете с чего мы начнем рисовать дерево? (Со ствола.)

Правильно, сначала мы нарисуем. Наиболее толстая его сторона находится у самой земли, наиболее тонкая – верхний конец. Все ветки находятся на стволе, вдоль его, и направляются вверх. Длинные ветки находятся в нижней части дерева, короткие располагаются по направлению к верхушке. Мы берем кисточку, давайте покажем, как мы правильно держим кисточку. (Дети показывают воспитателю.) Молодцы, помните. Какую краску мы возьмем для ствола? (Коричневую.) Правильно, мы сначала макнем кисточку в воду, а затем в краску. Акварельная краска твердая, поэтому сначала ее нужно разбавить с водой. Теперь мы набираем на кисточку краску, а затем рисуем ствол. Провожу ровную, прямую линию слева-направо. У дерева прямой красивый ровный ствол – провожу вертикальную линию сверху-вниз, начинаю рисовать кончиком кисти, а потом всей кистью. Кончиком кисточки рисую 2 маленькие веточки на макушки, которые смотрят вверх на солнышко. У дерева есть толстые ветви, и все они растут вверх – к солнышку, рисую их всей кистью с одной и с другой стороны ствола снизу. А на толстых ветках есть тонкие, они тоже тянутся к солнышку, рисую их кончиком кисточки с одной и с другой стороны ветки.

Воспитатель: ребята, какие красивые у вас получились деревья, но чего-то не хватает?

Воспитатель: правильно. Пока подсыхает краска мы с вами поиграем.

Разотру ладошки сильно.

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Затем руки я помою…

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу!

Воспитатель: ваши пальчики отдохнули? (Ответ детей) Садитесь на свои места. Подскажите, мне, пожалуйста, какими цветами надо рисовать осенние листья?

Дети: желтым, красным, оранжевым, зеленым.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Посмотрите, у нас получился целый осенний лес. Какие красивые у нас с вами получились деревья. Вам нравятся ваши работы, почему, чем. Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо вам за творчество.


Цель: развитие творческих способностей детей.
Задачи:
- прививать умение видеть прекрасное в окружающей действительности;
- вызывать желание узнавать новое;
- развивать умения работать кистью и красками, видеть форму предмета.
Материалы к занятию: акварель или гуашь, кисточки разных размеров, альбомные листы, баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки, незавершенные рисунки, выполненные воспитателем для показа техники рисования. Репродукция картины И. Левитана, И. Шишкина.
Предварительная работа: целевые прогулки в парк, рассматривание разных деревьев, листвы (форма, цвет), знакомство с картинами И. Левитана, И. Шишкина, В. Васнецова.
Ход занятия:
Воспитатель:
(на мольбертах расположены картины И. Левитана, И. Шишкина)




Светит солнышко с небес.
С летом день прощается.
Мы идём в страну чудес
К осени-красавице.
Осень в сказочной красе
Скоро с нами встретится:
Лента жёлтая в косе
У березы светится,
Гроздья ягод у рябин —
Яркие фонарики.
В каждой ягодке рубин
Драгоценный маленький.
А у тоненьких осин
Осень — красок магазин.
Чудо-краски — разные.




Пальчиковая игра:
Разотру ладошки сильно.
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Затем руки я помою…
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу!



Для начала мы определимся с главной составляющей любого дерева без исключения – это наличие веток разной величины и, естественно, ствола, который является основой. Наиболее толстая его сторона находится у самой земли, наиболее тонкая – верхний конец. Все ветки находятся на стволе, вдоль его, и направляются вверх. Длинные ветки находятся в нижней части дерева, короткие располагаются по направлению к верхушке.



Сначала начинаем рисовать именно основную часть дерева – ствол, так как со ствола и начинается изображение практически каждого дерева. Как мы уже знаем, верхняя часть ствола тоньше, нижняя – толще.



При использовании кисти начинаем прорисовывать ствол сверху са) ветви, которые изображаются аналогично стволу – сверху они достаточно тонкие, а ближе к стволу – более массивные. Тонкая часть всегда направляется вверх. В процессе работы важно помнить, что все ветки должны располагаться на разном расстоянии.
Далее делаем нашему дереву крону, состоящую из маленьких веточек, отходящих от крупных, а на них еще более мелких. Маленьких веточек на рисунке должно быть очень много и все они имеют одинаковый диаметр. Несмотря на то, что они очень тонкие, все веточки, так же, как и крупные, направлены вверх.



А теперь промываем кисточку хорошо растворяем коричневую краску, закрашиваем ствол. После чего кисточку опускаем в красную краску и прикладываем к веточкам, это у нас красные листочки, затем в желтую – желтые листочки и зеленые, показываем как листья падают на землю.

Программное содержание. Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстниками рисункам.

Программное содержание. Учить детей доступными средствами отражать полученные впечатления. Закреплять приемы рисования кистью, умение правильно держать кисть, промывать ее в воде, осушать о тряпочку. Поощрять рисование разных предметов в соответствии с содержанием рисунка.

Программное содержание. Учить детей лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с материалом.

Программное содержание. Учить детей работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки – флажки. Закреплять приемы аккуратного наклеивания, умение чередовать изображения по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета. Вызывать положительный эмоциональный отклик на созданные изображения.

Программное содержание. Продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви. Учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приемы рисования карандашами. Учить быстрому приему рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.

Программное содержание. Познакомить детей с приемами лепки предметов овальной формы. Учить передавать особенности каждого предмета. Закреплять умение катать глину прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и кругообразными – при лепке предметов круглой формы. Учить пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность.

Программное содержание. Учить детей резать широкую полоску бумаги (примерно 5 см), правильно держать ножницы, правильно ими пользоваться. Развивать творчество, воображение. Воспитывать самостоятельность и активность. Закреплять приемы аккуратного пользования бумагой, клеем.

Программное содержание. Развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, хорошо промывать ее и осушать. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие. Развивать эстетическое восприятие. Вызывать чувство удовольствия, радости от созданного изображения.

Занятие 9. Лепка по замыслу

Программное содержание. Учить детей определять содержание своей работы, использовать в лепке знакомые приемы. Формировать умение выбирать из созданных наиболее интересные работы (по теме, по выполнению). Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать воображение, творческие способности детей.

Программное содержание. Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину, углы. Учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив ее; правильно держать ножницы и правильно действовать ими. Развивать чувство композиции. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали. Подводить к эстетической оценке работ.

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с приемами изображения предметов овальной и круглой формы; учить сравнивать эти формы, выделять их отличия. Учить передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы. Закреплять навыки закрашивания. Упражнять в умении закрашивать, легко касаясь карандашом бумаги. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Август – сентябрь

Август – сентябрь Пока еще тепло и можно заниматься с детьми на участке, целесообразно познакомить их с народными песенками, под текст которых хорошо играть в спокойные и подвижные игры. Например, можно поиграть в такую игру: воспитатель читает потешку «Еду-еду к бабе, к

Сентябрь

Сентябрь – октябрь – ноябрь

Сентябрь – октябрь – ноябрь Рекомендация читать детям каждый день остается в силе и в средней группе детского сада.Многие песенки и потешки русского народа, авторские поэтические произведения являются удачным материалом для подвижных игр и импровизаций:

Август – сентябрь

Август – сентябрь В начале года рекомендуется повторять произведения художественной литературы из репертуара, предназначенного для малышей второго года жизни. Это позволяет детям легче запомнить небольшие стихи и песни.Шагая на прогулку под текст русской народной

Август – сентябрь

Август – сентябрь Во многих дошкольных учреждениях первые младшие группы начинают формировать в конце августа – начале сентября.Пока стоит хорошая погода, желательно больше гулять с детьми. На прогулке масса возможностей занять малышей, познакомить их друг с другом,

Читайте также: