Резерв учебного времени конспект

Обновлено: 16.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Нет ничего более легкого, чем быть занятым, и нет


Важнейшее условие рационального использования времени – расстановка приоритетов, или глобальных целей. Ведь это именно то, на что вы хотели бы эффективно потратить время. Поэтому вначале составьте план важнейших дел: на год, месяц, неделю, и, наконец, на день. Что мы с Вами и проделываем в начале года составляя календарные, поурочные и др

Есть еще одна причина, осознание которой в полном объёме пришло с годами опыта: классы, ученики в них чрезвычайно неоднородны, уровень успешности различен, вот и возникла потребность в технологичной, а значит сменной, гибкой, функциональной модели, которая быстро настраивается и позволяет не допустить снижения уровня успеваемости и качества ЗУН. А еще это позволяет решать не мене важную задачу: эффективное использование рабочего времени учителя.

Эффективное использование учебного времени заключается в анализе и целенаправленном распределении времени учебной деятельности

Причины дефицита времени

1. Неверная расстановка приоритетов в учебе
2. Неумение планировать учебное время

Вопросы, помогающие учителю сделать учебное время эффективным

На чем я должен сконцентрироваться в первую очередь на этом уроке? (какова центральная задача)?

Какая задача на этом уроке самая существенная и требует наибольших затрат времени?

Какие другие дела на этом уроке необходимо завершить, подготовить к завершению или начать (обязательные задачи)?

К каким нерешенным вопросам следовало бы приступить (возможные задачи)?

Что было бы еще целесообразно, желательно или уместно сделать?

Эффективность использования учебного времени для учителя определяется:

Фиксацией результатов вместо действий.Фиксируйте в планах результаты или цели, а не просто какие-либо действия.

Определением резервов времени
1. Оставляйте определенный процент своего времени в качестве резерва для неожиданных заданий или на случай недооценки продолжительности отдельных этапов урока

Выделением свободного времени

Отдавайте себе отчет в том, что вы не можете и не должны делать!

Устанавливайте приоритеты и начинайте с важных дел!

Ваше время на уроке – в ваших руках…

Рациональная организация урока

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 45 минут. Исключение составляют лишь ученики 1 - х классов, для которых урок должен длиться 35 минут соответственно низкой устойчивости их внимания. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинировать урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.). В остальных классах рекомендуется проведение физкультминуток на 4-ом уроке через 20 мин от его начала или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы умственного беспокойства). Такая работа необходимо для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки не рациональны, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные, контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке.

Физкультурные минутки препятствуют нарастанию утомления, снимают статические нагрузки. Физкультминутки проводятся в классе под руководством учителя или подготовленного ученика. Проводят их в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание. Чаще всего физкульминутки проводятся на 27 минуте урока. Учащимися выполняется 4-5 упражнений, повторяемых по 5-6 раз. В комплекс подбираются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений.

Какие предъявляются требования к уроку с позиций здоровье сбережения

1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4 - 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 мин.

4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.

5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.

7. Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный - недостаточный); между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность - пассивность).

13. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.

В конце урока обратить внимание на следующее.

14. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75 - 80%.

15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.

16. Темп окончания урока:

- спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.

- задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).

Рассмотрим прием, который играет значительную роль в экономном и эффективном использовании рабочего времени на уроке.

Активное слушание.

Одной из распространённых форм, применяемых широко на уроках, контроля и проверки знаний, умений, навыков, на уроках совершенствования знаний, является тестирование. Споры о тестировании не прекращаются, как и их активное использование. Подготовка к ЕНТ требует ознакомления школьников и уверенного использования различных тестовых форм. В применении к нашей теме тестирование, охватывающее всех участников образовательного процесса, позволяет проводить этапные, тематические, итоговые проверки, с высокой продуктивностью и экономией времени.

Естественно тест не отражает всей полноты освоенного школьниками комплекса знаний, умений (умения говорить, аргументировать, вести диалог, планировать), не охватывает всех освоенных школьниками видов умственный действий ( хотя, основные – анализа синтеза, сравнения, сопоставления и тд. позволяет оценить), но проверить сформированные базовые ЗУН, представляется возможным.

К тому же ошибки и негативные моменты стали исправляться. Тесты составляют всё более квалифицированные коллективы авторов. Элементы случайности остаются, но их уровень понижается. Сам учитель в условиях разнообразия тестового материала, способен выбрать или создать сам комплексный тест и соблюдать системность и периодичность при использовании этой формы.

Средство, позволяющее экономно и эффективно распоряжаться временем урока.

В условиях современного преподавания очень эффективно применение компьютеров.

1) Происходит охват всех учащихся деятельностью, в которой практические навыки работы на компьютере переплетаются с приобретением знаний.

2) Позволяет задействовать видео- и аудио- каналы получения информации.

Наглядность на высоком уровне.

3) значительно экономить время.

4) проводить работу по готовым электронным пособиям

5) позволяют уч-ся самим составлять тесты, в том числе опираясь на образцы.

6) позволяет готовить эстетически оформленные материалы для выступлений.

7) готовит к практическому применению знаний об особенностях тестирования в условиях ЕНТ.

8) позволяет действовать с индивидуальной скоростью.

Значит, остаётся внеурочное время и использование множительной техники для выполнения тестовых заданий в письменном варианте, что активно используется.

Значительную роль в организации процесса обучения играет эффективное использование кратких адаптированных лекций, особенность в том, что лекция содержит не материал учебника, а освещение учебного материала.

Эффективным приёмом, решающим задачи темы, является творческая работа по выбору уч-ся. Данная работа предусматривает, что это, этап, завершающий тему или раздел. Осуществляется она во временных рамках урока, что проявляет компетенцию уч-ся во многих аспектах деятельности:

Целеполагания,планирования,обобщения.дополнительных,знаний,интеграции теории и практики, авторской позиции, умения делать выводы. Творческие работы учащихся являются примером самостоятельности в изложении материала, работы, которые носят личностный оттенок, показывают, как учащиеся делают важный шаг от репродуктивной к сущностно - репродуктивной и продуктивно-творческой деятельности.

Анализ "поглотителей" времени

Попытайтесь в заключение идентифицировать пять причин временных потерь, которые повторяются.

1. Нечеткая постановка цели.

2. Отсутствие приоритета в делах.

3. Попытка слишком много сделать за один раз.

4. Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях решения.

5. Плохое планирование трудового дня.

7. Чрезмерное чтение.

8. Скверная система досье.

9. Недостаток мотивации (индифферентное отношение к работе).

10. Поиски записей, памятных записок, адресов, телефонных номеров.

11. Недостатки кооперации или разделения труда.

12. Отрывающие отдел телефонные звонки.

13. Незапланированные посетители.

15. Неполная, запоздалая информация.

16. Отсутствие самодисциплины.

17. Неумение довести дело до конца.

18. Отвлечение (шум).

19. Затяжные совещания.

20. Недостаточная подготовка к беседам и обсуждениям.

21. Отсутствие связи (коммуникации) или неточная обратная связь.

22. Болтовня на частные темы.

23. Излишняя коммуникабельность.

24. Чрезмерность деловых записей.

26. Желание знать все факты.

27. Длительные ожидания (например, условленной встречи).

28. Спешка, нетерпение.

29. Слишком редкое делегирование (перепоручение) дел.

30. Недостаточный контроль над перепорученными делами. Задумайтесь над этим.

И если у вас якобы нет времени, чтобы предпринять что–либо для вашего самосовершенствования, то возьмите у себя время, чтобы больше иметь его! В этой связи небольшая история (притча).

Типовые учебные планы ОГП разрабатываются Главным Управлением Воспитательной Работы ВС РФ на каждый учебный год. В них определяются темы, обязательные для изучения всеми категориями военнослужащих, а также время и формы проведения занятий.

C учетом специфики решаемых задач, обстановки в районах дислокации войск (сил), уровня подготовки военнослужащих, степени психологических и физических нагрузок на личный состав и других факторов указанные планы дополняются и конкретизируются органами воспитательной работы:

  • ⎯ видов ВС;
  • ⎯ родов войск;
  • ⎯ главных и центральных управлений Министерства обороны;
  • ⎯ военных округов (флотов);
  • ⎯ объединений;
  • ⎯ соединений;
  • ⎯ воинских частей (кораблей 1 ранга).

Дополнение и уточнение типовых учебных планов осуществляется путем:

  • ⎯ включения дополнительных тем за счет резерва учебного времени;
  • ⎯ внесения необходимых дополнений (уточнений) в установленные темы занятий;
  • ⎯ перераспределения рекомендуемых учебных часов между темами и формами занятий;
  • ⎯ изменения рекомендуемых форм и методов проведения занятий.

Оставшийся резерв учебного времени в обязательном порядке используется в течение учебного года (периода обучения) для решения вновь возникающих учебных и воспитательных задач.

Порядок и нормы использования резерва учебного времени в подчиненных войсках (силах) устанавливаются органами воспитательной работы видов ВС, родов войск, военных округов (флотов), объединений и им равных.

В соответствии с типовыми учебными планами и методическими указаниями, поступившими из вышестоящих органов военного управления, а также установленным на год (период обучения) объемом учебных часов, в полку (на корабле) составляются календарные учебные планы занятий по ОГП, которые утверждаются командиром и включаются отдельным разделом в планы боевой (командирской) подготовки.

Уточнение и дополнение типовых учебных планов производится командирами (начальниками) органов военного управления, соединений и воинских частей за счет перераспределения часов между темами занятий, изменения форм и методики их проведения. Им разрешается изменять до 30 % тем от установленных типовым учебным планом. При этом учитываются особенности вида ВС, рода войск, характер решаемых задач, уровень образования военнослужащих, обстановка в районе дислокации войск (сил), степень психологических и физических нагрузок на личный состав и другие факторы.

Резерв учебного времени

В учебных планах предусмотрен резерв учебного времени, который используется для изучения текущего законодательства, документов по актуальным вопросам государственного и военного строительства, истории и традиций войск (сил), воинских частей (кораблей), обсуждения острых проблем укрепления воинской дисциплины, поддержания законности правопорядка, обучения и воспитания военнослужащих.

На каждый новый учебный год командирами (начальниками) органов военного управления, воинских частей, учреждений и предприятий Министерства обороны РФ издается установочный приказ об организации ОГП. В приказе, как правило, назначаются и определяются:

  • ⎯ руководители учебных групп и их помощники;
  • ⎯ задачи ОГП в новом учебном году и состав учебных групп (по подразделениям или персонально, если занятия проводятся не в составе подразделений);
  • ⎯ время и места проведения занятий;
  • ⎯ время проведения инструктивно-методических занятий с руководителями учебных групп (не реже одного раза в месяц по 2-3 часа);
  • ⎯ порядок выделения руководителям групп служебного времени для подготовки к занятиям (не менее 4-х часов еженедельно);
  • ⎯ организация учебно-методического обеспечения;
  • ⎯ требования к оценке индивидуальных знаний обучаемых и т.д.

Формирование учебных групп ОГП в полку

Формирование учебных групп ОГП в полку (на корабле) организуется заместителем командира по воспитательной работе (офицером по ОГП и информированию) и осуществляется в период планирования боевой подготовки части на период обучения.

Формирование учебных групп предусматривает:

  • ⎯ определение состава и численности учебных групп, мест проведения занятий;
  • ⎯ подбор руководителей групп и определение их заместителей;
  • ⎯ подбор помощников руководителей учебных групп.

Учебные группы комплектуются в соответствии с организационно-штатной структурой полка (корабля), в основном в составе подразделений. При этом не допускается создание малочисленных групп (менее 10 человек) и групп с числом слушателей более 25-30 человек.

Группы солдат (матросов) при наличии полного штата личного состава создаются, как правило, по взводам и им равным подразделениям. В танковых ротах и подразделениях сокращенного состава – по-ротно. Группы сержантов (старшин) – по ротам или батальонам (им равным). Группы прапорщиков (мичманов) и офицеров – по батальонам (им равным) или в масштабе части. В управлении соединения, полка (корабля) создаются отдельные группы старших и младших офицеров.

Важным психологическим аспектом, который влияет на качество занятия, является умение взаимодействовать, сотрудничать. Когда человек работает в команде, он чувствует поддержку, чувствует себя более комфортно и успешно. И, конечно же, можно добиться высоких результатов при командном взаимодействии.

- Вам необходимо на листе бумаги А 4, с помощью набора карандашей у каждой группы нарисовать ковер с помощью следующих геометрических фигур:

  • 4 равнобедренных (равносторонних) треугольников;
  • 4 треугольников с прямым углом;
  • 4 ромба;
  • 5 квадратов;
  • 4 прямоугольника;
  • 4 круга.

- Итак, начали. Работаем 3 минуты. Время пошло.

- Заканчиваем. И вот, что у нас получилось. Совершенно разные ковры у каждой группы. Но, работа оценивается по критериям:

  • наличие центрального рисунка;
  • одинаковое оформление углов;
  • симметричное расположение деталей относительно центра.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Мультфильм о командном взаимодействии. Он очень хорошо характеризует , что такое команда

Пятнадцать способов потери времени на занятии

Проблемы, связанные с неумением управлять своим временем, являются одними из наиболее распространённых. Успех во взрослой жизни во многом зависит от того, как мы распоряжаемся временем, поэтому многие люди обращаются к технологиям тайм-менеджмента – управлению временем, чтобы всё успевать и на работе, и дома. Некоторые считают, что детей необходимо учить учить планировать время на приготовление уроков, на организацию полезной деятельности, отдых, так как он привык к тому образу жизни, который ведёт, но человек способен работать над собой и меняться к лучшему в любом возрасте. Тема рационального использования времени актуальна и пользуется популярностью как среди взрослых, так и среди студентов и школьников.

Одной из главных причин низкого качества знаний обучающихся, по мнению педагогов, является недостаток времени, отводимого на занятии на изучение содержания при всё возрастающем его объёме. Так ли это в действительности? Рассмотрим основные причины потери времени и выявим общие условия его экономии.

Самое первое условие вытекает из определения занятия, как управляемого процесса. Управление в данном случае – это организация взаимодействия педагога и обучающихся по достижению целей занятия. Следовательно, на занятии не должно быть места тому, что не работает на достижение цели. Исходя из этого, обозначим в традиционно сложившейся структуре занятия типичные действия педагога, приводящие к потере времени.
Организация начала занятия
1. Дети входят в кабинет по расписанию. Данная ситуация, объясняемая педагогом необходимостью проветривания кабинета, обеспечения безопасности, подготовки кабинета к занятию и т.п., в действительности является прямым расточительством времени. Достаточно впустить детей за 3 минуты до звонка, тем самым дать им возможность заранее подготовиться , чтобы сэкономить эти минуты.

2. Поиск дежурных и приведение кабинета в порядок. Данные действия должны осуществляться на перемене и быть в числе общешкольных требований к дежурству. Заметим, что сохранность порядка в кабинете – показатель того, что деятельность детей на занятии педагогом организована.

3. Выяснение причин опозданий никакой практической пользы для достижения задач занятия не имеет. Кроме того, оправдываться – для ребенка достаточно унизительно.

5. Выяснение причин неготовности обучающихся к занятию не помогает им обрести необходимые знания. Если у ребенка нет необходимого материала или оборудования, а у вас есть, помогите ребенку, не тратьте время на выяснение причин: Почему ты не принес? Выясните это обязательно, после занятия.

Актуализация знаний
6. Беседы на отвлекающие темы не по содержанию занятия, которые не будут использоваться на текущем занятии . Всё это не работает на достижение его целей. В то же время сопутствующее повторение давно изученного материала повышает эффективность урока.

7. Акцентирование внимания на детях, которые не подготовились к занятию. Отвечать публично могут те, кто может. Призывать к публичному выступлению неподготовленного, плохо говорящего ребенка – неэффективно. Ребёнок выставляется перед другими детьми не с лучшей стороны, что влияет негативно не только на его самооценку, но и на отношение этого ребенка к педагогу и к занятиям.

8. Отстраненный стиль взаимоотношений (китайская стена). Специфика дополнительного образования такова, что дети приходят к нам не только чему-то научиться, но и отдохнуть, получить удовольствие, удовлетворение от работы. Замечайте темп деятельности каждого ребёнка, и давайте задания в соответствии с этим темпом. Кому-то необходимо больше времени на усвоение материала. Объясните ещё раз индивидуально.

9. Требования вставать для произнесения реплики в процессе беседы, для ответа на вопрос, предполагающий односложный ответ; выходить к доске , чтобы показать на карте, схеме, картинке один объект. Встать, сказать слово и сесть – это не гимнастика, это напряжение (нужно сидеть на краю стула, не двигать его по полу и т.п.), к тому же весьма расточительное по времени. Стоя произносятся небольшие монологи; выход к доске должен предусматривать задания, оправдывающие перемещения учащихся по классу и связанные с ними затраты времени, например, показ объекта с комментариями.

Изучение и закрепление нового учебного материала
10. Включение в содержание занятия отвлекающей информации. Второстепенный материал поглощает время, необходимое для закрепления знаний и способов деятельности, составляющих обязательную часть образовательной программы. Весь интересный дополнительный материал может стать предметом изучения в рамках внеурочной деятельности

11. Любые действия педагога или обучающихся, результат которых не проверяется. В данном случае нарушается элементарное требование дидактики к организации учебной деятельности: задание – деятельность обучающихся – проверка результата выполнения.

12. Отсутствие чётких, конкретных инструкций к заданиям, которые не требуют самостоятельного составления алгоритмов их выполнения. Например, когда педагог просит обучающихся сделать вывод по итогам работы, но не объясняет, о чём должен быть этот вывод, что затрудняет и отдаляет во времени получение желаемого результата. Чем чётче сформулировано задание, тем меньше времени требуется на его выполнение и тем качественнее результат.


13. Желание педагога сделать, как можно больше, не обращая внимание на качество работы. Экономия времени на качественную отработку обязательного содержания во имя 100%-ного выполнения плана занятия приводит к пробелам в знаниях обучающихся, что потребует в дальнейшем дополнительных временных затрат на их ликвидацию. Рациональный выход – отработать пусть меньший, по сравнению с запланированным, объём программных знаний и способов деятельности, но сделать это качественно. Задачи, которые не удалось решить на данном занятии, будут решены на следующем.

14. Рисование схем, таблиц, этапов работы отнимает время, предназначенное на достижение задач занятия. Заранее заготовленные графические формы, предназначенные для заполнения, позволяют значительно экономить время.


Как видим, основные потери времени занятия приходятся на решение организационных вопросов. В то же время направленность на достижение целей занятия, тщательный отбор содержания, соблюдение дидактических требований к организации учебной деятельности обеспечивают резерв времени, необходимый для получения качественного результата.

Несколько способов удержать внимание

Мастерство настоящего учителя, умеющего владеть аудиторией, состоит из мелочей. Как удержать внимание класса, правильно сделать замечание, использовать свой голос для поддержания дисциплины, а не наоборот? Многие приходят к этому путем проб и ошибок, однако теперь все педагогические приемы подробно описаны, и их можно изучить. Накануне Дня учителя предлагаем вашему вниманию отрывок из книги, по которой можно научиться эффективно учить других.

Сильный голос — прием, позволяющий преподавателям (и тренерам) перенять мастерство педагогов, умеющих "руководить классом". Лучшие учителя приходят в самый неуправляемый класс, в котором никто не может навести порядок, заставляют учеников делать то, что нужно, и возвращают к уроку тех, кто не слушает (или не хочет слушать). В рамках данного приема учителя используют пять навыков.

Лаконичность. Чем меньше слов, тем более сильный эффект они производят. Излишняя болтливость сигнализирует о нервозности и нерешительности, тогда как правильно подобранные слова свидетельствуют о подготовке и прозрачности намерений.

Старайтесь обойтись без лишних слов, особенно если волнуетесь. Используйте простые синтаксические конструкции. В одной фразе должна быть заложена одна простая и понятная мысль. За счет этого важная информация не потеряется в потоке ненужных фраз.

Не говорите одновременно с детьми, в один голос. Покажите, что ваши слова имеют вес: дождитесь полной тишины и только потом говорите. Добившись того, что никто не соревнуется с вами за внимание, вы показываете, что сами будете решать, кого и когда ученики будут слушать. Для достижения этой цели, возможно, потребуется прерваться на самом неожиданном месте, чтобы показать таким образом, что вы не станете продолжать, пока не завладеете всеобщим вниманием.

Допустим, вы собирались сказать: "Ребята, достаньте дневники и запишите домашнее задание". Если вас слушали невнимательно, прервите свою речь на полуслове ("Ребята, достаньте. ") и, выдержав паузу, продолжайте. Если мерный гул и бормотание по-прежнему мешают работе, сократите фразу до минимума: "Ребята. " Во время этих пауз не меняйте позы, тем самым давая понять, что, пока не установится тишина, никакого продолжения не будет.

Не позволяйте вовлекать себя в диалог. Заявив некую тему, не отвлекайтесь на посторонние разговоры. Этот принцип особенно важен, когда вы делаете кому-то замечание.

Предположим, Дэвид толкает стул Маргарет. Вы говорите: "Пожалуйста, Дэвид, убери ногу со стула Маргарет". Дэвид отвечает: "Она тоже меня толкает!" или "Она хотела занять мою половину!". У многих учителей появляется искушение продолжить выяснение: "Маргарет, все так и было?" или "Меня не интересует, что там делала Маргарет". Тем самым вы поддерживаете тему, предложенную Дэвидом, вместо того, чтобы вовлечь его в свою. Лучше всего отреагировать так: "Дэвид, я попросила тебя убрать ногу со стула Маргарет" или "Сейчас же выполни мою просьбу и убери ногу со стула Маргарет". В этом случае учитель недвусмысленно дает понять, что он управляет разговором, и все слушают только его.

В этой же ситуации Дэвид может возмутиться: "Но я ничего не делал!" Даже в данном случае не рекомендуется развивать эту тему. В конце концов, вы не стали бы делать замечания, если бы сомневались в его проступке. Поэтому реагируйте так: "Я попросила тебя убрать ногу со стула". К этим словам можно уже ничего не добавлять.

Смотрите в глаза, стойте на месте. О чем бы вы ни говорили, помимо слов вы задействуете невербальную коммуникацию. Даже телом можно показать, что вас должны слушать. Если вы хотите подчеркнуть значимость своих слов, развернитесь всем телом и лицом к человеку, к которому обращаетесь. Смотрите ему в глаза. Стойте прямо или слегка наклонитесь (последний жест свидетельствует, что у вас все под контролем и вас невозможно смутить или напугать).

Стойте на одном месте, когда даете задание, не жестикулируйте и не отвлекайтесь на посторонние дела. Человек, одновременно говорящий что-то и отвлекающийся на какие-то бумажки, показывает, что его слова не столь важны. Поэтому примите официальную позу, сложите руки за спиной и покажите, что ваши слова, как и вы сами, весомы, значительны и отнюдь не случайны.

Сила тишины. Обычно, когда учитель нервничает или боится, что ученики не будут его слушаться, когда чувствует, что перестает управлять классом, он первым делом старается говорить громче и быстрее. Громкая и быстрая речь сигнализирует о волнении, страхе и потере контроля. Ученики, понимая, что взяли верх над вами и вашими эмоциями, способны легко довести вас до истерики, что, конечно, намного интереснее, чем писать контрольную или решать задачу. Громкий голос, как это ни парадоксально, усиливает шум в классе, и ученикам проще переговариваться шепотом.

Если хотите удержать внимание, говорите медленнее и тише, хотя это и противоречит первому порыву. Понижайте голос. В буквальном смысле слова заставьте учеников прислушиваться к себе. Будьте воплощением уравновешенности и невозмутимости.

Наталья Клещёва

Вопрос 1. Как организованы занятия в резервную неделю? В резервную неделю проводятся уроки по расписанию, составленному на учебный год? Или преподаватель проводит только консультации по отдельно составленному расписанию?
Наше финансовое управление считает, что все уроки по расписанию необходимо отработать (в том числе и в резервную неделю), а консультации проводить вне учебных занятий.
Можно ли в резервную неделю работать по расписанию учебного года, а отработанные часы считать как консультации?

Вопрос 2. В учебном плане прописано очень большое количество часов на консультации. И как мы понимаем, это количество входит в обязательную часть. На такое количество часов у преподавателей просто нет времени (мы учимся только во вторую смену). Можно ли проводить не все консультации, а например половину прописанных в учебном плане часов? Тем более, что наше финансовое управление утверждает, что на эти часы нет средств.

Ответ 2. Указанное количество часов на консультации в ФГТ необходимо выполнить. Но распределяете вы их по предметам и годам – самостоятельно. Если вы предоставите минимальное количество консультационных часов на индивидуальные занятия, а остальное количество консультационных часов (их большую часть) – на групповые занятия, указанной вами проблемы не будет.
Вопрос 3. В учебном плане прописано определенное количество часов по каждому предмету на каждого обучающегося. Нужно ли вести учет данных часов? Ведь ребенок может пропускать занятия по болезни или просто без уважительной причины. Иногда даже по желанию родителей (например – отдых за границей) и т.д. И как быть с групповыми занятиями? Как правило, у недобросовестных учащихся очень много пропусков по данным предметам. Если много пропусков, как считать освоение данного предмета учащимся?

Ответ 3. Полнота и успешность освоения учащимися образовательной программы определяются успешностью прохождения промежуточной и итоговой аттестаций. Количество часов, определенное для каждого предмета, - это расчетные единицы, количественный показатель для финансирования той или иной образовательной программы.

Вопрос 4. Что делать в случаях, когда в школе один специалист, и он заболел или отсутствовал по уважительной причине? Замещение организовать невозможно, так как другого такого специалиста (например, духовика) нет даже в городе?

Ответ 4. Замена занятия, пропуск которого происходит по вине образовательной организации, - обязательна. Это обязанность и ответственность администрации.

Читайте также: