Революция продолжается 1930 е годы кубановедение конспект
Обновлено: 05.07.2024
Презентация на тему: " КУЛЬТУРА КУБАНИ В 1920 – 1930 ГГ. РОЖДЕНИЕ НОВОЙ КУЛЬТУРЫ. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕДВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ." — Транскрипт:
1 КУЛЬТУРА КУБАНИ В 1920 – 1930 ГГ. РОЖДЕНИЕ НОВОЙ КУЛЬТУРЫ. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕДВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ.
2 ШКОЛА. ПРОСВЕЩЕНИЕ. Центральным звеном в системе школьного образования были начальная (первой ступени) и средняя (второй ступени) школы общеобразовательного типа. Их число и количество обучающихся непрерывно росло. Стали создаваться ученические комитеты, всевозможные комиссии (санитарная, хозяйственная, библиотечная), пионерские форпосты, комсомольские ячейки. Появились школы для взрослых. В станицах работали избы-читальни. В 1927 году в Кубанском округе было 259 национальных школ украинских, армянских, немецких, эстонских, грузинских. Вузовское строительство 1920-х годов было приостановлено с началом нэпа. Вузы перевели на местный бюджет, ввели плату за обучение. В октябре 1921 года реорганизован Кубанский университет. Политехнический институт, Высшие художественные курсы, консерватория преобразованы в техникумы. К концу 1921 года на Кубани действовали три вуза: педагогический, сельскохозяйственный, медицинский. Важнейшим событием стало открытие в 1926 году Краснодарской радиовещательной станции. Появились новые музеи - в Ейске, Сочи, Темрюке.
3 НАУКА. Активно занимался краеведческими изысканиями Совет обследования и изучения Кубанского края, вскоре переименованный в Кубано- Черноморский краевой научно-исследовательский институт, а затем преобразованный в Северо-Кавказский промышленный НИИ. В Краснодаре, Новороссийске, Анапе, Армавире, вблизи Майкопа и Гулькевичей были созданы институты и опытные станции, где велись исследования в области медицины, экологии моря, растениеводства, животноводства. Кубанский химико-бактериологический институт возглавлял всемирно известный микробиолог И. Г. Савченко.
7 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Художники и скульпторы широко привлекались к оформлению революционных праздников, созданию плакатов, памятников. В художественном музее Краснодара устраивались выставки кубанских художников, учащихся художественного техникума. После присвоения музею в 1924 году имени наркома просвещения А. В. Луначарского фонды пополнились многочисленными работами из крупнейших собраний Москвы и Ленинграда, в том числе произведениями И. К. Айвазовского, И. И. Левитана, К. А. Коровина году открылась первая художественная школа в Армавире. В городах и станицах создаются самодеятельные художественные студии. В начале 1920-х годов в Новороссийске работал знаменитый мордовский скульптор С. Д. Эрьзя.
В 1921 г. в стране была сильная
засуха, в 1922 г. Северный Кавказ
выполнил план продналога всего на
43 процента. Уже в 1921 г. в стране
начался голод, не миновала эта участь
и кубанцев. За 1920-1922 гг.
население Кубани и Черноморья
сократилось на 32 тысячи человек.
Сдача церковных ценностей на нужды голодающих. 1922 г.
Прошла реорганизация в сфере
промышленности в течение 1921-1922 гг. Из
1336 кубанских предприятий в
государственном секторе сохранилось 133.
Остальные предприятия готовили к сдаче в
аренду.
Условия нэпа позволили возродить
сельскохозяйственную кооперацию. К концу
1926 г. в нее входила третья часть
крестьянских хозяйств.
Название диаграммы
государствен
ный сектор
арендованные
предприятия
Кубань в период культурной
революции
Культурная
Одним из центральных
революция направлений
— комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской
России
политики
и СССР,
в области
направленных
культуры на
была
коренную перестройку культурной и идеологической
жизни
работа
общества,
по ликвидации
целью которых было формирование нового типа культуры как одной
изнеграмотности
задач строительства
среди населения.
социализма, в том числе увеличение доли выходцев из
пролетарских
Уже в конце 1918
классов
г. были
в социальном составе интеллигенции.
ликвидированы гимназии, реальные
училища, церковноприходские и
земские школы. На их месте
В целом ликвидация неграмотности и
создавалась единая для всей страны
развитие школьного обучения
трудовая школа из двух ступеней (по
проходили успешно. Так, в 1931 г. 85
срокам обучения пять лет или
процентов населения Кубани овладели
четыре года).
грамотой, количество школ с 1913 по
На Кубани в 1920 г. не знали
1938 г. выросло с 880 до 2498, число
грамоты 468 766 детей школьного
учащихся увеличилось в 4 раза и
возраста. В городах и сельской
составило 628 915 человек, хотя в крае
местности создавались пункты
еще оставалось 76 469 неграмотных
ликбеза для обучения неграмотных
чтению и письму.
Начавшаяся в 1920-е годы культурная революция имела несколько задач: ликвидация культурной отсталости, и прежде всего неграмотности населения страны, обеспечение условий для развития творческих сил трудящихся, формирование социалистической интеллигенции и утверждение идеологии научного коммунизма в сознании широких масс. Развитие культуры с самого начала увязывалось со служением интересам партии и государства, общества и лишь потом с интересами гармоничной, всесторонне развитой личности, нового человека как продукта культурной политики.
Новая школа строилась с ориентацией на потребность государства в трудовых ресурсах. Овладеть профессией подросток мог при поступлении после четырехлетки в низшие профессиональные школы и школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), после семилетки - в техникум с трехлетним сроком обучения. Девятилетка же давала некоторую профессиональную выучку и подготавливала к поступлению в высшую школу. В целом ликвидация неграмотности и развитие школьного обучения проходили успешно. Преобразования коснулись и высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании. Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян.
Создание высшей школы стало возможным потому, что в период революции и Гражданской войны в Екатеринодаре оказалось много видных представителей отечественной науки.
Важной частью культурного строительства стала организация широкой сети библиотек, которые были бесплатными и общедоступными.
Советская власть проявила крайнюю заинтересованность в искусстве. Идеологическая функция искусства воспринималась как доминирующая. С первых дней Советская власть на Кубани проявляла особый интерес к театральному делу, поощряла его, не теряла контроль над ним.
Рабочие и крестьяне стали основными зрителями в театрах и на концертах.
В театре для рабочих и красноармейцев показывали спектакли на революционные темы по пьесам
В годы нэпа дотации государства на развитие культуры сократились. Тридцать процентов работников искусства оказались безработными.
Учебные заведения были сняты с государственного бюджета. Не выплачивалась зарплата.
Кубанская интеллигенция со спектаклями выезжала в село.
Большое место в своей культурной политике большевики отводили антирелигиозной пропаганде. Атеистическая доктрина превратилась в государственную политику. Постепенно церковные праздники стали вытесняться советскими.
Произошли столкновения верующих с властями. Епископ был приговорен к лишению свободы на семь лет. С 1929 г. началось массированное наступление на все религии по всей стране, в том числе и на Кубани.
Таким образом, в 1920-е годы проявились две тенденции в развитии культуры. С одной стороны, на ее демократизацию, с другой - на усиление партийно-государственного контроля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"История России в 1900-1930-е годы"
Тест по истории России для 11 класса в формате ЕГЭ. В тест включены задания по истории России с 1900 по 1930-е годы, которые характеризуют экономическое, политическое и социальное положение нашей.
Тоталитарные режимы в 1930-е годы. Италия, Германия, Испания. 9 класс
методическая разработка по всеобщей истории для 9 класса.
Технологическая карта урока истории России в 9 классе. Тема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентиров
P < margin-bottom: 0.21cm; >Технологическая карта урока истории России в 9 классеТема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентировПодготовила и провелаучитель Юрова С. В.Тип урока: уро.
Разработка урока истории для 9-го класса на тему "Международные отношения в 1930-е годы".
Международные отношения в 1930-х годов
Презентация содержит учебный материал по теме "Международные отношения 1930-х годов" для курса "Новейшая история" для 9 класса; авторы учебника - Сороко-Цюпа А.О., Несмелова М.Л.
Читайте также: