Революция продолжается 1930 е годы кубановедение конспект

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " КУЛЬТУРА КУБАНИ В 1920 – 1930 ГГ. РОЖДЕНИЕ НОВОЙ КУЛЬТУРЫ. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕДВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ." — Транскрипт:

1 КУЛЬТУРА КУБАНИ В 1920 – 1930 ГГ. РОЖДЕНИЕ НОВОЙ КУЛЬТУРЫ. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕДВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ.

2 ШКОЛА. ПРОСВЕЩЕНИЕ. Центральным звеном в системе школьного образования были начальная (первой ступени) и средняя (второй ступени) школы общеобразовательного типа. Их число и количество обучающихся непрерывно росло. Стали создаваться ученические комитеты, всевозможные комиссии (санитарная, хозяйственная, библиотечная), пионерские форпосты, комсомольские ячейки. Появились школы для взрослых. В станицах работали избы-читальни. В 1927 году в Кубанском округе было 259 национальных школ украинских, армянских, немецких, эстонских, грузинских. Вузовское строительство 1920-х годов было приостановлено с началом нэпа. Вузы перевели на местный бюджет, ввели плату за обучение. В октябре 1921 года реорганизован Кубанский университет. Политехнический институт, Высшие художественные курсы, консерватория преобразованы в техникумы. К концу 1921 года на Кубани действовали три вуза: педагогический, сельскохозяйственный, медицинский. Важнейшим событием стало открытие в 1926 году Краснодарской радиовещательной станции. Появились новые музеи - в Ейске, Сочи, Темрюке.

3 НАУКА. Активно занимался краеведческими изысканиями Совет обследования и изучения Кубанского края, вскоре переименованный в Кубано- Черноморский краевой научно-исследовательский институт, а затем преобразованный в Северо-Кавказский промышленный НИИ. В Краснодаре, Новороссийске, Анапе, Армавире, вблизи Майкопа и Гулькевичей были созданы институты и опытные станции, где велись исследования в области медицины, экологии моря, растениеводства, животноводства. Кубанский химико-бактериологический институт возглавлял всемирно известный микробиолог И. Г. Савченко.

7 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Художники и скульпторы широко привлекались к оформлению революционных праздников, созданию плакатов, памятников. В художественном музее Краснодара устраивались выставки кубанских художников, учащихся художественного техникума. После присвоения музею в 1924 году имени наркома просвещения А. В. Луначарского фонды пополнились многочисленными работами из крупнейших собраний Москвы и Ленинграда, в том числе произведениями И. К. Айвазовского, И. И. Левитана, К. А. Коровина году открылась первая художественная школа в Армавире. В городах и станицах создаются самодеятельные художественные студии. В начале 1920-х годов в Новороссийске работал знаменитый мордовский скульптор С. Д. Эрьзя.

В 1921 г. в стране была сильная
засуха, в 1922 г. Северный Кавказ
выполнил план продналога всего на
43 процента. Уже в 1921 г. в стране
начался голод, не миновала эта участь
и кубанцев. За 1920-1922 гг.
население Кубани и Черноморья
сократилось на 32 тысячи человек.
Сдача церковных ценностей на нужды голодающих. 1922 г.
Прошла реорганизация в сфере
промышленности в течение 1921-1922 гг. Из
1336 кубанских предприятий в
государственном секторе сохранилось 133.
Остальные предприятия готовили к сдаче в
аренду.
Условия нэпа позволили возродить
сельскохозяйственную кооперацию. К концу
1926 г. в нее входила третья часть
крестьянских хозяйств.
Название диаграммы
государствен
ный сектор
арендованные
предприятия

Кубань в период культурной
революции
Культурная
Одним из центральных
революция направлений
— комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской
России
политики
и СССР,
в области
направленных
культуры на
была
коренную перестройку культурной и идеологической
жизни
работа
общества,
по ликвидации
целью которых было формирование нового типа культуры как одной
изнеграмотности
задач строительства
среди населения.
социализма, в том числе увеличение доли выходцев из
пролетарских
Уже в конце 1918
классов
г. были
в социальном составе интеллигенции.
ликвидированы гимназии, реальные
училища, церковноприходские и
земские школы. На их месте
В целом ликвидация неграмотности и
создавалась единая для всей страны
развитие школьного обучения
трудовая школа из двух ступеней (по
проходили успешно. Так, в 1931 г. 85
срокам обучения пять лет или
процентов населения Кубани овладели
четыре года).
грамотой, количество школ с 1913 по
На Кубани в 1920 г. не знали
1938 г. выросло с 880 до 2498, число
грамоты 468 766 детей школьного
учащихся увеличилось в 4 раза и
возраста. В городах и сельской
составило 628 915 человек, хотя в крае
местности создавались пункты
еще оставалось 76 469 неграмотных
ликбеза для обучения неграмотных
чтению и письму.

Начавшаяся в 1920-е годы культурная револю­ция имела несколько задач: ликвидация культурной отсталости, и прежде всего неграмотности населения страны, обеспечение условий для развития творческих сил трудящихся, формирование социалистической интеллигенции и утверждение идеологии научного коммунизма в сознании широких масс. Развитие куль­туры с самого начала увязывалось со служением ин­тересам партии и государства, общества и лишь по­том с интересами гармоничной, всесторонне развитой личности, нового человека как продукта культурной политики.

Новая школа строилась с ориентацией на потребность государства в трудовых ресурсах. Овладеть профессией подросток мог при поступлении после четырехлетки в низшие професси­ональные школы и школы фабрично-заводского уче­ничества (ФЗУ), после семилетки - в техникум с трех­летним сроком обучения. Девятилетка же давала некоторую профессиональную выучку и подготавли­вала к поступлению в высшую школу. В целом ликвидация неграмотности и развитие школьного обуче­ния проходили успешно. Преобразования коснулись и высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаменов и без докумен­тов о среднем образовании. Преимуществами при по­ступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян.

Создание высшей школы стало возможным пото­му, что в период революции и Гражданской войны в Екатеринодаре оказалось много видных представите­лей отечественной науки.

Важной частью культурного строительства стала организация широкой сети библиотек, которые были бесплатными и общедоступными.

Советская власть проявила крайнюю заинтересо­ванность в искусстве. Идеологическая функция ис­кусства воспринималась как доминирующая. С пер­вых дней Советская власть на Кубани проявляла особый интерес к театральному делу, поощряла его, не теряла контроль над ним.

Рабочие и крестьяне стали основными зрителями в театрах и на концертах.

В театре для рабочих и красноар­мейцев показывали спектакли на революционные темы по пьесам

В годы нэпа дотации государства на развитие куль­туры сократились. Тридцать процентов работников искусства оказались безработными.

Учебные заведения были сняты с государственного бюджета. Не выплачивалась зарплата.

Кубанская интеллигенция со спектаклями выез­жала в село.

Большое место в своей культурной политике боль­шевики отводили антирелигиозной пропаганде. Ате­истическая доктрина превратилась в государственную политику. Постепенно церковные праздники стали вытесняться советскими.

Произошли столкновения верующих с влас­тями. Епископ был приговорен к лишению свободы на семь лет. С 1929 г. началось массированное на­ступление на все религии по всей стране, в том числе и на Кубани.

Таким образом, в 1920-е годы проявились две тен­денции в развитии культуры. С одной стороны, на ее демократизацию, с другой - на усиление партийно-государственного контроля.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"История России в 1900-1930-е годы"

Тест по истории России для 11 класса в формате ЕГЭ. В тест включены задания по истории России с 1900 по 1930-е годы, которые характеризуют экономическое, политическое и социальное положение нашей.

Тоталитарные режимы в 1930-е годы. Италия, Германия, Испания. 9 класс

методическая разработка по всеобщей истории для 9 класса.


Технологическая карта урока истории России в 9 классе. Тема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентиров

P < margin-bottom: 0.21cm; >Технологическая карта урока истории России в 9 классеТема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентировПодготовила и провелаучитель Юрова С. В.Тип урока: уро.

Разработка урока истории для 9-го класса на тему "Международные отношения в 1930-е годы".

Международные отношения в 1930-х годов

Презентация содержит учебный материал по теме "Международные отношения 1930-х годов" для курса "Новейшая история" для 9 класса; авторы учебника - Сороко-Цюпа А.О., Несмелова М.Л.

Читайте также: