Решение задач разными способами конспект урока

Обновлено: 20.05.2024

Вид: закрепление умения решать задачи на основе расширения способа действия.

  • научить решать задачи арифметическим и алгебраическим способом;
  • научить решать усложненные уравнения.

Ход урока

1. Орг. момент.

Эмоционально-психологический настрой на урок. (Цель: создать эмоционально-психологический контроль)

Мне вспомнилась одна пословица “Корень ученья горек, да плод его сладок”. Как вы понимаете эту пословицу?

Она очень подходит к нашему уроку и вы это поймете.

- Тема нашего урока “Решение задач разными способами”

- Запишите число и тему урока.

3. Актуализация знаний.

- Мы с вами уже решали очень много самых разных задач, а сегодня я предлагаю вам решить необычные задачи, а задачи в которых есть буквенное значение.

  1. В зале занято 6 рядов по в мест. Сколько мест занято?
  2. А сколько свободных мест, если в зале а мест?
  3. Длина прямоугольника 8 см. Найдите периметр квадрата.
    - Можно решить эту задачу? (Эта задача требует пояснения при решении. Если прямоугольник является квадратом, то задача имеет решение, а если нет, то задачу решить нельзя)
  4. Скоро Новый Год и я предлагаю вам задание составить задачу с такими данными.Масса подарка 800 граммов.

4. Решение задачи.

Для ремонта школы привезли в одинаковых банках 90 кг зеленой краски и 180 кг белой краски. Зеленой краски было 18 банок. Сколько купили банок с белой краской?

  • 1 этап – восприятие задачи.
  • 2 этап – поиск плана решения (прикидка ответа)
  • 3 этап – выполнение плана.
  • 4 этап – проверка (сравнить с прикидкой)

1 способ.

1) 90 : 18 = 5 (кг) – в 1 банке.

2 способ.

1) 180 : 90 = 2 (раза) – во сколько раз за белую краску заплатили больше, чем за зеленую.

2) 18 х 2 = 36 (банок.)

- Ребята, что обозначает часть или целое число 90? 18? 180?

- Где мы еще с вами можем встретить часть и целое? (В уравнении)

5. Физминутка.

Если неизвестное число находится сложением – приседаете,

Вычитанием – руки вверх,

Делением – руки вперед.

А – 7 = 18 35 : а = 7 а + 6 = 10
30 – а = 13 а : 12 = 5 а х 4 = 24

- Назовите уравнения, где а – целое.

Решите уравнения второго столбика (по вариантам)

- Ребята, а что такое уравнение?

- А попробуйте теперь решить в паре такое уравнение:

6. Расширение способа действия.

- Мы с вами решали задачу двумя способами. Это были арифметические способы решения. А давайте попробуем решить эту задачу еще одним способом – с помощью уравнения.

- Что мы возьмем за х?

- Вы уже говорили, что уравнение это равенство. Какая величина в нашей задаче равна, одинаковая?

- Исходя из этих данных составьте в группах уравнение по этой задаче. (180 : х = 90 : 18)

- Молодцы! Это алгебраический способ решения задачи.

7. РРО.

- Мы с вами уже решали задачи разными способами, а сейчас попробуйте записать решение задачи в виде уравнения.

Уровень 1.

Реши задачу, составив уравнение.

На крыше сидело 7 голубей. Когда к ним прилетело еще несколько, их стало 15. Сколько голубей прилетело?

Уровень 2.

Реши задачу, составив уравнение.

В 7 одинаковых коробках 21 кг винограда. Сколько килограммов винограда в 4 таких же коробках?

8. Итог урока.

- Разрешите закончить наш урок, задав вам несколько вопросов.

- С чем мы сегодня познакомились на уроке?

Чему вы научились?

9. Домашнее задание.

1 уровень. Найдите в учебнике задачи, которые можно решить уравнением.

2 уровень. Составьте 2 задачи, которые можно решить уравнением – простым и усложненным.

Конспект урока с использованием деятельностного подхода.

ВложениеРазмер
reshenie_zadach_raznymi_sposobami.docx 76.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема: Решение задач разными способами.

  1. предметные: учить решать задачи разными способами; совершенствовать умение составлять модель к задаче;
  2. метапредметные : способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
  3. личностные: развивать мотивы учебной деятельности; развивать навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

  1. по источнику знаний : словесные, практические;
  2. по уровню познавательной активности: частично - поисковый;
  3. по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Оборудование: карточки со схемами слов, фишки, карточки для парной и групповой работы, презентация на интерактивной доске МIMIO .

Мотивация к деятельности.

Актуализация и постановка учебной задачи.

Открытие нового знания.

Самостоятель-ная работа с последующей самопроверкой по эталону.

- Доброе утро, ребята!

- Мы начинаем наш урок. Предлагаю начать его такими словами:

- Как вы понимаете это высказывание?

- Что значит учиться? (Понять, что мы не знаем и самим найти способ это узнать)

- Я желаю вам успеха на уроке. А какие качества помогут вам добиться успеха?

- Посмотрите на математические выражения и попробуйте распределить их на группы разными способами.

( одна пара выполняет задание на интерактивной доске).

-Давайте посмотрим, что у вас получилось. Кто согласен с этой парой? По какому признаку вы распределили выражения на группы?

-Кто по-другому выполнил это задание? По какому признаку вы распределили выражения на группы?

1 группа – выражения, в которых выполняется сложение;

2 группа – выражения, в которых выполняется вычитание.

1 группа – выражения с результатом 10;

2 группа – выражения с результатом 15.)

- Посмотрите на рисунок. Что можно составить по этому рисунку?

-Попробуйте составить задачу.

-Как выдумаете, чем мы будем заниматься на уроке?

-Будем решать задачи.

- Какую учебную задачу поставим перед собой на уроке? (Мы должны научиться решать задачи разными способами)

-Давайте посмотрим, какую задачу по этому рисунку предлагают решить авторы -нашего учебника. Откройте учебник на странице 60.

-Прочитайте условие задачи. Прочитайте вопрос.

Работа в группах.

-Попробуйте решить эту задачу в группах. Но сначала вспомните правила групповой работы.

(одна группа работает на интерактивной доске)

-Посмотрите, как решила задачу первая группа. Расскажите, как вы рассуждали?

-Сколько девочек? Две.

-Сколько мальчиков? Три.

-Сколько всего детей? Пять.

-Какая группа решила задачу другим способом? Расскажите, как вы рассуждали?

-Сколько детей на лыжах? Трое..

- Сколько детей на санках? Двое .

-Сколько всего детей? Пять.

- Кто догадался, как решить задачу третьим способом ?

- Молодцы, ребята. Вы справились с заданием.

Электронная физминутка для глаз. Слайд 5.

- А теперь вас ждёт самостоятельная работа. Попробуйте решить задачу разными способами самостоятельно.

Дети работают на карточках.

I способ. I I способ.

- Сколько красных цветов? - Сколько роз?

-Сколько жёлтых цветов? -Сколько тюльпанов?

-Сколько всего цветов? -Сколько всего цветов?

- Давайте вспомним алгоритм самопроверки.

- Проверьте себя по образцу. Слайд 7.

- По каким критериям можем себя оценить? (умение решить задачу разными способами).

- Оцените себя. (Дети оценивают по шкале и комментируют свою оценку).

- Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её?

- Чему мы научились?

- Кому было трудно?

- Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект.docx

Зачётный конспект урока

ФИО учителя: Кислова Татьяна Васильевна

Дата: 13.12.2016

Предмет: математика

Тема урока: Решение задач разными способами.

Место и роль урока в изучаемой теме: открытие нового знания.

Цель урока: создать условия для формирования умения решать задачи разными способами.

Задачи:

- способствовать формированию умений решать задачи разными способами и правильного выбора действий;

- способствовать усвоению школьниками связи между компонентами и результатами арифметических действий;

- способствовать развитию умения находить разные способы решения задач;

- закрепить умение правильно совершать действия сложения и вычитания.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны:

- уметь выполнять действия сложения и вычитания;

- понимать конкретный смысл действий сложения и вычитания;

- находить значение сумм однозначных чисел в пределах 10 на наглядной основе.

- знать правильное прочтение записи действий сложения и вычитания.

Учащиеся научатся:

- находить разные способы для решения задач и правильно выбирать действие для его осуществления;

- уметь правильно выбирать действие при решении задач.

Дидактическое оборудование: презентация, учебник, школьная доска.

Ход урока

Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

Д: (садятся за парты, настраиваются на урок).

Актуализация опорных знаний.

У: Посмотрите на слайд, сейчас мы проведем устный счет, который для вас приготовили Эльза и Анна, все помнят правила устного счета? Сидим в полной тишине, поднимаем руку и тот, кого я назову, отвечает только ответ (слайд 2).

Д: (решают примеры устного счета).

У: Молодцы, ребята, а теперь давайте проведем арифметический диктант, слушайте очень внимательно, чтобы не ошибиться. Открывайте ваши тетради, запишите сегодняшнее число и приготовьтесь слушать диктант, ответы записываем через запятую, если вы не знаете ответы оставьте место.

Д: (открывают тетради, записывают число).

Д: (решают примеры, записывают ответы).

У: А теперь проверим, правильные у нас получились ответы или нет (слайд 3). Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки; одна ошибка; 2; больше 2 ошибок.

Д: (проверяют, поднимают руки).

У: Посмотрите на слайд, Кристоф разделил эти примеры на группы и теперь хочет, чтобы это попробовали сделать вы. Как вы думаете, на какие группы мы их можем поделить?

Д: Примеры на вычитание и примеры на сложение.

У: Какие примеры мы отнесем к примерам на вычитание? А какие к примерам на сложении?

Д: На вычитание: 11 – 1; 18 – 3; 15 – 5. На сложение: 14+1; 6+4; 10+5.

У: Проверим (слайд 4). А давайте решим эти примеры, начнем с примеров на вычитание. Теперь на сложение.

Д: 10; 15; 10 – на вычитание. 15; 10; 15 – на сложение.

У: На какие еще группы мы можем поделить эти примеры?

Д: Примеры с ответом 10 и примеры с ответом 15.

У: Молодцы. А теперь откройте свои учебники на странице 120. Посмотрим на второе задание (слайд 5). Прочитайте условие задачи.

Д: Петя, Маша и Ваня катаются с горки на лыжах, а Дима и Ира – на санках. Сколько детей на горке?

У: Как мы поняли, что это задача? Итак, о чем идет речь в задаче? Что делали дети? Как мы можем решить задачу?

Д: (отвечают).

У: Сколько девочек у нас в задаче?

Д: 2 девочки.

Д: 2 кружочка.

Д: 3 мальчика.

Д: 3 треугольника.

У: Нарисуем 3 треугольника. Ребята, прочитайте мне еще раз, что мы должны найти в задаче?

Д: Мы должны найти, сколько всего детей.

У: Значит, нарисуем фигурную скобочку напротив наших кружков и треугольников и поставим знак вопроса. Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на наш вопрос?

Д: Нам нужно к 2 прибавить 3 и мы получим, сколько всего детей.

У: Запишем решение: 2+3=

Д: Получается 5.

У: На какой вопрос мы отвечали?

Д: Сколько всего детей на горке?

У: И сколько детей у нас получилось?

У: Ребята, а на чем катались дети по горке?

Д: Они катались на лыжах и санках.

У: А сколько детей каталось на лыжах?

У: А сколько на санках?

У: Как вы думаете, мы сможем решить задачу другим способом?

Д: 3 кружочка.

Д: 2 треугольника.

У: Давайте еще раз вспомним, какой вопрос стоит в задаче?

Д: Сколько детей на горке.

У: Нарисуем фигурную скобку и знак вопроса. Как нам найти ответ на вопрос в задаче?

Д: Сложить: 3+2=5.

У: Запишем решение задачи: 3+2=5. И какой ответ?

У: Молодцы, ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Д: Мы будем решать примеры и задачи.

У: Правильно, но мы будем не просто решать задачи, а решать их разными способами. Вы устали, давайте немного отдохнем (проводит физминутку).

Открытие нового знания.

У: Ребята, Олаф решил подарить Эльзе и Анне по букету, но он не знает сколько цветков у него есть. У меня на экране и у вас учебнике под номером 3, изображены цветы, у нас есть вопрос, мы можем сами придумать условие и решить задачу, чтобы помочь Олафу. Посмотрите внимательно на рисунок, какие цветы изображены на рисунке? (слайд 6)

Д: Розы и тюльпаны.

Д: 5 роз. 5 кружочков.

Д: 5 тюльпанов. 5 квадратов.

У: Какой вопрос мы стоит в нашей задаче?

Д: Сколько цветов.

У: Нарисуем фигурную скобку и поставим знак вопроса. Как нам нужно решить задачу, чтобы найти ответ?

Д: Сложить розы и тюльпаны.

У: Запишем решение: 5+5=. Сколько всего цветов у нас получится?

Д: 10 цветов.

У: Ребята, а какого цвета розы и тюльпаны на рисунке?

Д: Желтого и красного.

У: Сколько желтых цветов?

Д: 7 желтых.

У: А сколько красных?

Д: 3 красных.

Д: 7 кружков.

Д: 3 квадрата.

У: Какой у нас вопрос в задаче?

Д: Сколько цветов.

У: Нарисуем фигурную скобку и напишем знак вопроса. Как нам ответить на вопрос в задаче?

Д: Нужно сложить красные и желтые цветы.

У: Запишем решение: 7+3=10. Какой ответ у нас получится?

Д: 10 цветов.

У: Молодцы. Ребята, что мы только что с вами сделали? Мы только одним способом решили задачу? Все поняли, как решать задачи? Поднимите руки, кто понял?

Д: (отвечают).

У: Ребята, посмотрите на примеры в учебнике под номером 4 и на экране. Эльза заколдовала по одному примеру в каждом столбике, вам нужно найти, в каком примере есть ошибка, давайте внимательно рассмотрим все примеры, чтобы найти тот, где ответ записан неверно.

Д: (решают примеры: неправильный пример в первом столбике: 18 – 9=10 (9); второй столбик: 11 – 1=12 (10); третий столбик: 12+1=14 (13)).

У: Ребята, что мы делали сегодня на уроке? Какие задания вам понравились? Что вызвало трудности? Сложной ли была тема? Что нового вы узнали?

Д: (отвечают).

У: Тем ребятам, которые хорошо сегодня потрудились, Эльза просила передать заколдованные снежинки (раздает снежинки).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: 1.Закрепить навыки письменных вычислений; Повторить письменные приемы умножения и деления, закрепить решение уравнений. Закрепить пути использования свойств умножения в процессе выполнения задач.

2. Развивать мышление, внимание, речь, творческую активность, интерес к математике.

3.Воспитывать доброе отношение к друг другу.

Ход урока.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, всем удачи-

За работу, в добрый час!

Приветствие: Мир, Мир, Мир везде.

Мир в тебе, Мир во мне,

Свет, Свет, Свет везде.

Свет в тебе, Свет во мне.

Добро, Добро, Добро везде.

Добро в тебе, Добро во мне.

Счастье, Счастье, Счастье везде.

Счастье в тебе, Счастье во мне.

Учитель: Мы с вами поприветствовали друг друга, поприветствуем и свою тетрадь.

(Записывается дата и Классная работа).

IV. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

а)Чтение чисел на доске:

300, 302, 304, 306, 308,……

812, 810, 808, 806, 804, ……

(Найди закономерность чисел, записать их в тетрадь и продолжить ряд чисел).

б)Повторение таблицы умножения и деления на 7и 8.

в) Математический диктант.

V.Работа по теме урока.

Составление и решение задач.

а) 1 литр -30 тг. б) По каз. яз. – 42 книги

Утром -3 л. По матем.- 48 книг

После обеда- еще 2 л. -? тенге Разделили – на 3 класса

Каждый класс- ? книг.

VI. Физминутка. Ребята спят,

Они решали и устали.

Ребята все проснулись

И тихо, тихо потянулись.

VII. Закрепление пройденного материала.

а) Нахождение Р и S квадрата (2 см) и прямоугольника (3см,2 см)

- Почему у квадрата обозначена сторона один раз?

- А у прямоугольника два раза? (Св-во прямоугольника, квадрата).

-Как найти P и S прямоугольник? -Как найти P и S квадрата?

б) Сложение и вычитание многозначных чисел.

-Все домой! Звонок раздался

Залетели в класс синицы

И склевали единицы

Залетели сойки и склевали двойки

И не стало цифры три.

Сообщить прошу вас, дети

Где стояли цифры эти? 6*1 *3

в) Найди значение выражений.

VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

С*6=360 360:а=60 х*6=60

б) Заполни таблицу.

(Проверка выполняется на доске)

в) Индивидуальная работа.(карточки)

Реши удобным способом.

IX. Выразите в единицах измерения:

4 дм 8 см= …см 2т= ….кг

5 дм 3мм=… мм 3т 8 кг=…кг

X.Работа по учебнику стр 125 № 4

Запиши частное 28 и х в виде выражений, если х= 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

XI. Рефлексия. Выставление оценок.

-Понравился ли вам урок? –Что больше всего запомнилось и понравилось?

-Оцените свое настроение с помощью снежинок.

XII.Д/З. стр 126 № 6

Тема :Закрепление. Решение задач разными способами.

Цель: 1.Закрепить навыки письменных вычислений; Повторить письменные приемы

умножения и деления, закрепить решение уравнений. Закрепить пути исполь-

зования свойств умножения в процессе выполнения задач.

2. Развивать мышление, внимание, речь, творческую активность, интерес к

3.Воспитывать доброе отношение к друг другу.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, всем удачи-

За работу, в добрый час!

Приветствие: Мир, Мир, Мир везде.

Мир в тебе, Мир во мне,

Свет, Свет, Свет везде.

Свет в тебе , Свет во мне.

Добро, Добро, Добро везде.

Добро в тебе, Добро во мне.

Счастье, Счастье, Счастье везде.

Счастье в тебе, Счастье во мне.

Учитель: Мы с вами поприветствовали друг друга, поприветствуем и свою тетрадь.

(Записывается дата и Классная работа).

IV. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

а)Чтение чисел на доске:

300, 302, 304, 306, 308,……

812, 810, 808, 806, 804, ……

(Найди закономерность чисел, записать их в тетрадь и продолжить ряд чисел).

б)Повторение таблицы умножения и деления на 7и 8.


















9 *7 8 16 :8 48


5 6 24 56


3 1 2 4 80 72 64 32

в) Математический диктант.

V.Работа по теме урока.

Составление и решение задач.

а) 1 литр -30 тг. б) По каз. яз. – 42 книги


Утром -3 л. По матем.- 48 книг

общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 18.

  1. М. И. Моро, С.И.Волкова. Для тех, кто любит математику 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение,2018. – с. 12.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Ребята, давайте вспомним, что такое задача.

Задача – это рассказ, в котором требуется что-либо узнать.

Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно, понять, о чём в ней говориться, представить ситуацию, описываемую в задаче.

Читать условие нужно внимательно: частями, предложениями.


Чтобы легче было представить то, о чём говорится в задаче, можно сделать рисунок (условный рисунок), построить чертёж (схематический чертёж), выполнить краткую запись, составить таблицу. Это поможет установить зависимость между данными задачи.


Из графических моделей видно, что показывает каждое число, что неизвестно, можно ли сразу ответить на вопрос задачи, если нет, то почему. Составляем план решения задачи, который представляет собой цепочку из последовательных действий.

Записывать решение задачи можно по действиям, с пояснениями, с вопросом к каждому действию или выражением.


После проверки решения задачи, записываем ответ.

Ответ нужно списывать с вопроса. Ответ всегда начинается с числа.

Выбор способа решения задачи зависит от условия задачи и данных.

Выполним тренировочные задания:

Решение: (10 + 6) : 2 = 8 штук.

2. Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде компоненты задачи

  1. Миша пришил в первый день 12 пуговиц, ещё два дня по 5 пуговиц.;
  2. Сколько пуговиц всего пришил Миша?;
  3. 12 + 5 ∙ 2;
  4. 22 пуговицы.


Слова, которые нужно найти: условие; вопрос; решение; ответ.

Читайте также: