Религия в современном обществе конспект урока 8 класс

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет : Обществознание

Класс : 8 класс

Тип урока : урок открытия нового знания

УМК : УМК по обществознанию под ред . Л . Н . Боголюбова

Технологическая карта

Роль религии в современном мире .

Формирование ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по освоению новых знаний о роли религии в современном мире .

Определять сущностные характеристики религии

Понимать роль религии в жизни общества

Объяснять сущность и значение веротерпимости

Раскрывать сущность свободы совести

Оценивать свое отношение к религии и атеизму

Формируемые УУД

Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества ;

Ценностные ориентиры , основанные на идеях поддержания гражданского мира и согласия , отношения к человеку , его правам и свободам как высшей ценности , признания равноправия народов , единства разнообразных культур

Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность ( от постановки цели до получения и оценки результата )

Способность анализировать реальные социальные ситуации , выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей .

Умение выполнять задания на оценку своих учебных достижений , поведения с учетом мнения других людей , в том числе для корректировки собственного поведения .

Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий , границ своего знания и незнания , новых познавательных задач и средств их достижения

Познавательные :

Умение формулировать учебную задачу с помощью учителя , определять область незнания

Умение выполнять познавательные задания на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках , перевод информации из одной знаковой системы в другую ( из текста в таблицу ).

Умение объяснять явления и процессы с точки зрения науки

Коммуникативные :

Продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе деятельности

Учитывать позиции других участников деятельности

Ясно и точно излагать свою точку зрения

Методы и педтехнологии

Основные понятия

Роль религии в культурном развитии . Религиозные нормы . Религиозные организации и объединения , их роль в современном обществе . Свобода совести . Свобода вероисповедания .

- дополнительные

Обществознание : Рабочие программы : Предметная линия учебников под редакцией Л . Н . Боголюбова : 5-9 классы [ Текст ] / Л . Н . Боголюбов .- М .: Просвещение , 2011.-48 с .- ( ФГОС )

Обществознание .8 класс ; учеб . для общеобразоват . учреждений [ Текст ]/ [ Л . Н . Боголюбов , Н . И . Городецкая , Л . Ф . Иванова и др .]; под ред . Л . Н . Боголюбова , Н . И . Городецкой . - М .: Просвещение , 2012.-223 с .

Котова О . А . Обществознание . 8 класс . Рабочая тетрадь [ Текст ]/ О . А . Котова , Т . Е . Лискова .- М .: Просвещение ,2011.-96 с .

Организация пространства

Структура урока

Самоопределение к деятельности - 1 мин

Актуализация знаний – 3 мин

Постановка учебной задачи – 7 мин

Решение учебной задачи ( открытие нового знания ) – 20 мин

Первичное закрепление – 3 мин

Включение новых знаний в систему знаний и повторение - 5

Рефлексия – 4 мин

Домашнее задание – 2 мин

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся ,

выполнение которых

приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I . Самоопределение к деятельности

Включение детей в деятельность на личностно - значимом уровне .

Организую ситуацию самооценки готовности к уроку .

Вспомните , что значит быть готовым к уроку .

Отметьте в оценочном листе готовность к уроку .

Желаю успехов в работе на уроке , чтобы каждый в конце урока мог сказать : Я понял …, Я знаю …, Для меня это было важно .

Оценивают готовность к уроку .

Проверяют наличие учебных принадлежностей

Отмечают в оценочном листе свою готовность к уроку

( см . Приложение 1)

Знания , умения и ценностные установки , необходимые для осознанного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности ( роль обучающегося )

Способность анализировать реальные социальные ситуации , выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей .

Умение выполнять задания на оценку своих учебных достижений , поведения с учетом мнения других людей , в том числе для корректировки собственного поведения .

II . Актуализация знаний

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний . Определение границ знания и незнания

Организую ситуацию для включения учащихся в практическую деятельность , направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия нового знания

Организую групповую работу ( Слайд № 4,5)

Составьте схему , используя следующие термины : мораль , образование , наука , религия , духовная сфера общества . ( слова записаны на доске )

Организую ситуацию для определения границ знания и незнания ( ситуация практического затруднения )

Дайте определение терминов

Определение какого термина вызвало затруднение ?

Уточняю и фиксирую тему урока

Выполняют задание .

Предъявляют результаты , соотносят их с целью .

Работа в группе

Каждая группа по цепочке дает определение терминов

Формулируют свое затруднение

Работа в группе :

Самооценка и взаимооценка работы в группе

Относительно целостное представление о духовной сфере общества

Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы , вести диалог , участвовать в дискуссии , аргументировать собственную точку зрения

Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность ( от постановки цели до получения и оценки результата )

Владение различными видами публичных выступлений и следование этическим нормам и правилам ведения диалога .

Умение выполнять познавательные и практические задания на оценку своих учебных достижений , поведения , выполнение в повседневной жизни этических норм .

III . Постановка учебной задачи

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему , познавательную цель и тему для изучения

Организую ситуацию формулирования проблемы и цели для изучения через выяснение , какого знания не хватает для решения проблемы

Сгруппируйте похожие понятия и назовите признаки , по которым проводилось объединение .

Представьте на доске все идеи , которые у вас появились

Сформулируйте вопросы , на которые вы хотели бы получить ответы сегодня на уроке ( Слайд № 10)

Фиксирую учебную задачу :

Определять роль религии в обществе

Иметь представление о религиозных организациях

Определять сущность свободы совести и веротерпимости

Проговаривают проблему , отделяя знание от незнания

Работа в группе

Объединяют понятия по признакам :

Влияние на общество

Отношение к религии и т . д .

Представитель одной из групп переносит записи на доску

Докладчики из других групп дополняют

Одна из групп представляет свой перечень вопросов

Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы , вести диалог , участвовать в дискуссии , аргументировать собственную точку зрения

Умение планировать и прогнозировать свои действия , формулировать учебную задачу с помощью учителя , определять область незнания

Продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе деятельности

Учитывать позиции других участников деятельности

Ясно и точно излагать свою точку зрения

Оценивать свою работу и работу членов группы .

Формирование и развитие ЦО к совместной деятельности по открытию нового знания о религии как одной из форм культуры

Организую ситуацию решения учебной задачи .

Если в тексте нет ответа , поставьте минус около вопроса .

Если у вас возникли новые вопросы , записывайте их ниже ранее сформулированных

Определяют действия и их последовательность . Осуществляют поиск необходимой информации . Обсуждают в парах , сравнивают , анализируют .

Обсуждают заполнение таблицы , сравнивают , анализируют и корректируют результаты заполнения таблицы

Работа в парах по обсуждению содержания таблицы

Умение находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках , адекватно ее воспринимать , применяя основные обществоведческие термины и понятия , преобразовывать в соответствии с решаемой задачей ( анализировать , обобщать , соотносить их с собственными знаниями )

Знание основных нравственных понятий , норм и правил , понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни

Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность .

Умение выполнять познавательные задания на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках , перевод информации из одной знаковой системы в другую ( из текста в таблицу ), оценку своих учебных достижений , поведения .

Овладение правилами ведения диалога

V . Первичное закрепление

Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму

Предлагаю вернуться к первому заданию и выполнить его по алгоритм , проговаривая во внешней речи .

Выполняют исходное задание по новому алгоритму .

Дают определение религии

Называют особенности религиозной веры

Определяют значение религии в жизни общества

Кратко характеризуют религиозные организации

( один - два ученика на выбор учителя )

Проговаривание в парах

Относительно целостное представление об обществе и человеке , о сферах и областях общественной жизни , механизмах и регуляторах деятельности людей Знание основных нравственных понятий , норм и правил , понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни

Умение объяснять явления и процессы с точки зрения науки

Овладение различными видами публичных выступлений ( высказывание , монолог ), Следование правилам ведения диалога

VI . Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий , повторению ранее усвоенных ЗУНов

Организую ситуацию выполнения задания на повторение и закрепление изученного ранее

Выполните задание № 3 ( стр .30) в Рабочей тетради

Проверьте выполнение задания по эталону

Оцените себя по предложенным критериям

Выполняют задание учителя

Задание № 3 ( см . Приложение 2)

Заполняют пропуски в тексте

Проверяют по эталону

Самооценка по критериям

( см . Приложение 3)

Задание : Заполнить пропуски в тексте .

Проверка по эталону

Относительно целостное представление об обществе и человеке , о сферах и областях общественной жизни , механизмах и регуляторах деятельности людей Знание основных нравственных понятий , норм и правил , понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни

Умение выполнять задания на оценку своих учебных достижений

Осознание учащимися своей учебной деятельности , самооценка результатов деятельности своей и всего класса .

Организую дискуссию , позволяющую ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы , способы их достижения , соотнести цели и полученный результат , личный вклад в коллективную работу

( Слайд № 14,15, 17)

Какие вопросы мы решали на уроке ?

На все ли поставленные вопросы мы ответили ?

Какие вопросы остались без ответа ?

Где можно найти ответы на эти вопросы ?

Что мешало работать ?

Что помогло достичь цели ?

Чему мы учились ?

Что понравилось на уроке ?

В чем вы видите важность и полезность полученных знаний и умений ?

Поблагодарите друг друга за хорошую работу

Я вас так же благодарю за активную , плодотворную работу на уроке .

Участвуют в диалоге с учителем . Анализируют и осмысливают , проговаривают свои достижения

На уроке выясняли сущность религии , ее роль в жизни общества и отдельно взятого человека .

Ответы на интересующие вопросы можно найти в словарях , энциклопедиях , Интернете ит . д .

Несоблюдение правил работы в группе некоторыми учениками

Отсутствие необходимых учебных принадлежностей

Внимательность , любознательность , доброжелательность

Мы учились находить нужную информацию , оценивать свои знания и действия . Взаимодействовать в группе и парах .

Все это помогло достичь цели урока

Диалог с учителем

Анализ оценочных листов

Относительно целостное представление об обществе и человеке , о сферах и областях общественной жизни , механизмах и регуляторах деятельности людей Знание основных нравственных понятий , норм и правил , понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни

Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий , границ своего знания и незнания , новых познавательных задач и средств их достижения

Формирование способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме ( отношение к религии и атеизму , осознание своего конституционного права на свободу совести , осознание своего места в поликультурном мире )

Отношение к человеку , его правам и свободам как высшей ценности

VIII . Домашнее задание .

Прочитайте параграф № 10

Задание на выбор :

Б ) мультимедийная презентация

II . Задание № 32 стр . 60. в Тренировочной тетради

А ) в печатном виде

Б ) мультимедийная презентация

( см . Приложение 4)( Слайд № 16)

Выбор задания по уровню сложности :

Умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой информации

Определение сущностных характеристик изучаемого явления , поиск и извлечение нужной информации по заданной теме из различных источников , перевод информации из одной знаковой системы в другую

Ученика ___8__ класса ___________________________________

Тема урока роль религии в современном мире ___________

Готовность к уроку

Работа со схемой и понятиями

Текст с пропущен -

Задание 3 . Прочитайте текст . Вставьте пропущенные слова , используя приведенный ниже перечень терминов и словосочетаний .

Религия – одна из форм __________ ( А ), способ практически - духовного освоения мира индивидом , _____________ ( Б ), обществом в целом .

В структуре религии выделяются __________ ( В ), культ , религиозные отношения , институты и организации . Религиозное сознание предполагает веру в наличие ________ ( Г ), влияющих на деятельность индивида и общества ; в возможность общения с этими силами и воздействия на них ; в истинность религиозных догматов , священных текстов , действительное свершение описанных в них событий ; в религиозные авторитеты . Благодаря религиозной вере определенные персоны , действия , предметы , тексты наделяются религиозным значение и __________ ( Д ) и включаются в культ .

Ученые выделяют политеистические ___________ ( Е ) и монотеистические ( единобожие ) религии . Различают также племенные или архаические ( шаманизм , знахарство , магия и др .), национальные ( например , индуизм , иудаизм ) и ____________( Ж ) ( буддизм , христианство , ислам )

Слова в списке даны в именительном падеже . Каждое слово ( словосочетание ) может быть использовано только один раз . Заполните пропуски в тексте . Результат перенесите в таблицу

1. Программы, необходимые для запуска проекта на компьютере: Microsoft Word; Office 2003(2007); Power Paint.

2. Дополнительные устройства: компьютер, Мультимедийный проектор, экран.

3. Материалы: мультимедийная презентация учителя.

Основные понятия: Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.

Оборудование: мультимедийный проектор, Библия, Коран, иконы, раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения, отрывков из Библии, Корана, наставлений Будды.

II. Изучение нового материала:

Постановка проблемы . Решите кроссворд.

  1. Особые духовные правила, регулирующие поведение человека.
  2. Отличная от природы часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений.
  3. Достижения людей в материальной и духовной жизни.
  4. Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах.
  5. Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер.
  6. Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.
  7. Они всегда там, где права.

. Найдите ключевое слово ( религия ).

Объявляется тема урока и цели.

Цели урока(слайд 2)

Обратите внимание на план урока (слайд 3)

Вопросы по данной теме: (слайд 4)

  • Что такое религия?
  • Когда появились первые религии?
  • Что им было свойственно?

1. Первый пункт плана

- Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить в конце урока?

( Что такое религия?)

- А я добавлю ещё один вопрос на который нам предстоит ответить: Связаны ли культура и религия между собой?

Учитель . Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок тысяч лет назад.

На определенном этапе развития религии появляется такой социальный институт, как церковь, которая объединяет людей одного вероисповедания, формирует единые каноны, догматы, нормы поведения.

Большое значение религия имеет и в наше время.

Учитель: ответим на вопрос: Что такое религия?

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (записать в тетради).

Исторические формы развития религии.

  • Племенные
  • Национальные
  • Мировые

Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе), национальные (связанные с определенным народом или народами) и мировые (не признающие национальных различий).

К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии в современном мире — христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.).
Крупнейшие религии сегодня - христианство, ислам, буддизм.

Перечислите мировые религии (слайд 6)

! Работа с документом на странице 76 учебника.

? Почему люди верят во вмешательство сверхъестественных сил?

Основа религии – вера (личное, эмоциональное отношение человека к какой-либо информации, которую он признает обоснованной без доказательств).

2.Второй пункт плана: Особенности религиозной веры ( слайд 7)

  1. Убежденность в существовании сверхъестественных сил;
  2. Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом;
  3. Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.

Учитель задает вопрос по третьему пункту плана.

3. Функции религии.

Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих? (слайд 8)

(слайд 9) и ответы

Учитель: следующий вопрос ( слайд 10) к третьему пункту плана.

Обратите внимание на христианские заповеди. Актуальны ли они сегодня? Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей?

- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

(ответ подходит 1,2 функция: регулирующая и воспитательная)

  1. Религиозные организации и объединения (слайд 11 – 16)

1.Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным организациям относят:

-организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

2. Церковь (слайд 12)

Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.

иерархия в Русской Православной церкви

Иерархия - (от греч . hieros - священный и arche - власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви;

3 .Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов) и обрядов (слайд 13)

4Секта .Возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации.

Для секты характерны:

  • - замкнутость,
  • - обособленность,
  • - претензии на исключительность своей роли,
  • - абсолютная нетерпимость к инакомыслию

5 .В ЧЁМ СОСТОИТ ОПАСНОСТЬ МНОГИХ СУЩЕСТВУЮЩИХ НЫНЕ СЕКТ? (слайд 15)

По данным всероссийского опроса, проведённого в марте 2013 года население РФ распределяется по религиозной принадлежности следующим образом:

  • Православие — 75 %
  • Ислам — 5 %
  • Католицизм, Протестантизм, Иудаизм, Буддизм — по 1 % и меньше
  • Неверующие — 8 %
  1. Свобода совести, свобода вероисповедание.

Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

  • Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма .

Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного— богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

В Конституции РФ статья 28 (слайд 18)

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Учитель: Вопросы религии не только отражены в конституции, но и в других документах в

Конвенция ООН о правах ребенка (слайд 19)

Ст. 14 . Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.

Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:

  • Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия
  • Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ
  • Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования.

На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.)

III. Закрепление и обобщение :

Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.

Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

- Работай! За тебя люди молятся! - Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

- А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

Беседа по вопросам:

Что нового вы узнали о слове спасибо?

(Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва)

Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога?

Б) Женщина была верующей и переживала, что не может часто ходить в храм. Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)

- Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это …. (культура)

- В настоящее время эти замечательные сооружения –церкви – считаются культурными памятниками. Они охраняются государством.

. - А у нас в селе есть храм? Где он находится? Как называется?(

1.Почему данные религии названы мировыми?

2. К какому виду и типу можно отнести каждую из мировых религий?

3. Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?

4. Каковы между ними различия?

работа с небольшой таблицей. Работать попрошу в парах.

- Кто желает прочитать свои слова? (одна пара читает, другие дополняют, учитель прикрепляет слова на доску):

Аккуратность или др.

Рождество или др.

Эти большие понятия, культура и религия, связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными частичками. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся сегодня на уроке.

Возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:

- Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке?
- Какие выводы о роли религии в жизни человека можно сделать?

  1. глагола;
  2. прилагательных; Предложение.
  3. Короткий вывод.
  1. Домашнее задание. Параграф 10, готовиться к уроку повторения.

Предварительный просмотр:

Буддизм — наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей . Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветленным, пробужденным. 45 лет Будда проповедовал свое учение, которое кратко может быть сведено к следующим основным идеям.

Жизнь есть страдание , причиной которого являются желания и страсти людей. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения, указанным Буддой.

Надо стремиться к нирване , т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей.

В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь.

Основные христианские идеи:

В IV в. н. э. император Константин объявил христианство государственной религией Римской империи. Христианство не является единым . Оно распалось на три течения. В 1054 г. христианство разделилось на римско-католическую и православную церкви. В XVI в. в Европе началась Реформация — антикатолическое движение. В результате появился протестантизм.

Православие и католицизм признают семь христианских таинств : крещение, миропомазание, покаяние, причастие, брак, священство и елеосвящение. Источником вероучения является Библия. Различия состоят в основном в следующем. В православии нет единого главы, отсутствует представление о чистилище как месте временного помещения душ умерших, священство не дает обета безбрачия, как в католицизме. Во главе католической церкви стоит папа, избираемый пожизненно, центром римско-католической церкви является Ватикан — государство, занимающее несколько кварталов в Риме.

Протестантизм имеет три основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство. Протестанты считают условием спасения христианина не формальное соблюдение обрядов, а его искреннюю личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. В их учении провозглашен принцип всеобщего священства, который означает, что каждый мирянин может проповедовать. Практически все протестантские конфессии сократили до минимума число таинств.

Ислам возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая религия из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек .

Основатель ислама Мухаммед — историческая личность. Он родился в 570 г. в г. Мекке, который был для того времени довольно крупным городом на пересечении торговых путей. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством арабов-язычников, — Кааба. Мать Мухаммеда умерла, когда ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром мусульманской религии.

Священная книга мусульман Коран представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составит и Коран.

В вероучении мусульман большую роль играет Сунна - сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда и Шариат — свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Наиболее тяжкими ipexa.Mii у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность.

Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает изображать человека и живогных, полому мечети украшаются только орнаментом. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.

Большое значение в исламе придается обрядности. Можно не знать тонкостей веры, но следует строго исполнять главные обряды, так называемые пять столпов мусульманства:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект.docx

Формировать знания о понятии и значении религии

Научить учащихся анализировать и обобщать полученную информацию, составлять проекты и презентации по теме урока.

Воспитательная:

Сформировать отношение к религии, религиозному сознанию, толерантное отношение к представителям различных религиозных конфессий.

Развивающая:

Способствовать формированию умения и навыков работы учеников с разными источниками

Обучающая: формировать представление о мировых религиях, выделять их сходства и различия.

Воспитательная: воспитывать толерантное отношение к религии различных народов, способствовать осознанию значимости и ответственности религиозного выбора.

Развивающая: Развивать коммуникативные навыки (работа в группе).

Оборудование:

Учебник по обществознанию Боголюбов.

Раздаточный материал (конверты для групп)

Наглядные пособия (библия, крест, дерево)

1 этап: Организационный.

Здравствуйте! Рада всех видеть. Присаживайтесь. Давайте проверим, готовы ли вы к занятию, все ли принадлежности необходимые у вас лежат на партах? Кто считает, что готов к уроку улыбнитесь всем, одноклассникам, мне и присутствующим гостям. Молодцы! Я думаю настроение у всех сегодня будет хорошее, ведь от улыбки становится светлее и теплее.

Сегодня не совсем обычный урок, а урок –кастинг, представим у нас не учебный класс, а редакция журнала, я генеральный директор этого журнала, а вы – будущие сотрудники этого журнала, которые пришли устраиваться ко мне на работу. Вам предстоит пройти нелёгкие испытания, т.е. показать все свои знания, умения и навыки. Я предлагаю вам работать в группах, чтобы было комфортнее и вы могли поддержать друг друга.

Перед вами рабочие листы с самооценкой–это сегодня ваши блокноты в них

вы будете выполнять задания, оценивать себя после каждого испытания исходя из этой таблицы,

Оценочная таблица

Без ошибок – 3 балла

1 - 2 ошибки - 2 балла

3 - 5 ошибок - 1 балл

Более 5 ошибок – 0 баллов

а потом в конце испытаний, мы узнаем, кто займет место начальника отдела, его заместителя, кто будет младшим сотрудником редакции, а кому ещё придётся пройти стажировку. Итак

1 группа – это первый отдел

2 группа – это второй отдел

3 группа – это третий отдел

2 этап: Актуализация знаний:

На работу принимают знающих. Вот сейчас вы покажите свои знания по прошлым темам, первое испытание для вас это решение кроссворда время 2 минуты.

(Сл 1)Вот как должно было у вас получится, проверьте себя сами и поставьте баллы. Слегка кивните головой те, кто справился с заданием. Я была уверенна в вас!

Найдите ключевое слово ( религия ).

Запишите его в блокноты.

цель я говорю.

перед каждым испытанием будут стоять задачи. сл 3

Ознакомьтесь с планом кастинга ,он на экране. План кастинга:

Особенности религиозной веры.

Религиозные организации и объединения.

Свобода совести, свобода вероисповедания.

Оформление страницы журнала

Ваша задача внимательно слушать и находить информацию в разных источниках.

Учитель . Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности. Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно. Большое значение религия имеет и в наше время.

Какие ассоциации у вас возникают со словом религия? Запишите их пожалуйста на доске.( схема слово религия а вокруг слова).

Постарайтесь сформулировать определение слова религия, исходя из данных ассоциаций. Молодцы!

А теперь, давайте заглянем в словарь учебника и найдем слово религия, кто-то из вас может воспользоваться телефоном и найти определение там (кто-то из учеников читает определение) из словаря , затем другой читает с телефона.

Ваши определения были похожи на то которое в словаре , запишите пожалуйста его в своих блокнотах.

(слайд 4) Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.

Не забудьте поставить себе баллы за работу.

По форме религии бывают.

Крупнейшие мировые религии сегодня - христианство, ислам, буддизм (слайд 5)

Ваша задача Внимательно слушать и записывать в блокнотах самое главное .

Девочки напоминаю выступление не дольше 1 минуты.

Я приглашаю представителя 1 группы Лапшак Лизу (христианство) слайд 5-10, 2 группа- Макаркова Яна(ислам), сл 11-16, 3 группа- Харунжина Настя (Буддизм).17-21 сл.

Благодарю за выступления. Помашите ручкой те, кто слушал внимательно и уяснил информацию. Я рада!

Ваша задача прочитать и выделить особенности, можно карандашом подчеркивать в учебнике, выписывать пока не надо, устно работаем. Пол минуты. сл 23 внимание на экран, проверяем свои знания, кто ответил правильно ставит себе максимум баллов.

Подмигните те кто справился с заданием. Хорошо, молодцы!

Присаживайтесь. Важным элементом религии являются религиозные организации, воплощающие своей деятельностью религиозные ценности и установки. К религиозным организациям относят: -церковь

-организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

Давайте о них узнаем подробнее. переходим к пятому испытанию религиозные организации

Давайте начнем с 3 гр, теперь 2, и 1.

Что пропагандирует церковь? (доброе уважительное отношение к людям)

В чем опасность сект? (жесткий контроль приверженцев, запрет распоряжаться своим имуществом, запрет общаться с близкими)

Кто является самым главным? (руководитель объединения)

Храм создал человек, а значит это …. (культура)- В настоящее время –церкви – считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. А у нас в Бредах есть храм? Где он находится? Как называется?(Архангела Михаила)сл 26, 27

Мне приятно что вы это знаете!

Следующее испытание –узнать новые понятия.

Ваша задача познакомиться с ними сл28

Посмотрите на экран, кто-то из учеников читает

Поставьте баллы кто отвечал.

А теперь поработаем с документами, они лежат перед вами

1 группа прочитайте пожалуйста Статью 28 Конституции РФ, все остальные внимательно слушают.

В Конституции РФ статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Учитель: Вопросы религии не только отражены в конституции, но и в других документах .

2 группа прочитайте пожалуйста

Конвенция ООН о правах ребенка Ст. 14 . Свобода мысли, совести и религии.

Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.

Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:

Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия

Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ

Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования.

3 группа сделайте пожалуйста вывод из прочитанного.

Какой принцип реализуют документы? Какое отношение должно быть к представителям других религий?

На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.)

Спасибо всем группам за работу! Кому все понятно, поднимите ручки вверх, спасибо.

Ваша задача использовать материал, который находится в конвертах и разместить его на ватмане, распределить обязанности в группе чтобы сэкономить время и подготовить защиту вашей страницы, время 2 минуты, и пол минутки на защиту.Можете приступать к заданию.

Давайте выясним, кто же у нас станет начальником отдела, кто будет его заместителем, а кто будет младшим сотрудником редакции, а кому ещё придётся пройти стажировку.Посчитайте свои баллы запишите сколько у вас получилось. А теперь по результатам я прошу вас выйти и приклеить яблочко на тот уровень, который вам соответствует.итак 1 группа, 2,3. Всем спасибо за работу, оценочные листы сдайте я выставлю оценки в журнал.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Религия"

Важнейшую роль в духовной жизни общества играла и играет религия. Она появилась в глубокой древности. Истории неизвестны безрелигиозные народы и племена, на какой бы стадии развития они не находились.

Так что же такое религия? Какие формы и виды религии известны? Какие функции выполняет религия в обществе? На эти вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке.

Что такое религия?

Религией обычно называют мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественных сил, Бога. Сам термин происходит от латинского слова religio – благочестие, набожность.

Основными составляющими частями религии являются религиозное сознание, или религиозная вера, религиозный культ (обряды) и организации верующих.

Религиозную веру часто называют минимумом религии. Человек может не относиться к какой-то религиозной общине, не следовать религиозным нормам, не участвовать в обрядах, и, тем не менее, быть верующим, если ему присуще религиозное сознание.

Религиозная сознание включает в себя три основных компонента.

Во-первых, это вера в двойственность мира. Для верующих мир сверхъестественного также реален, как и земной, материальный, осязаемый мир.

Во-вторых, для религиозного человека сверхъестественный мир первичен. Высшие силы, Бог создали всё, что нас окружает, определяют законы, по которым развиваются природа и человеческое общество; могут, если захотят, изменить их развитие.

В-третьих, верующие убеждены в возможности контактов между миром земным и миром высшим. Если человек обратиться к Богу с молитвой, просьбой, то Бог может его услышать, откликнуться на его обращение. Высшие силы могут покарать человека, если он не соблюдает предписанных людям норм, или помочь ему в осуществлении его намерений, если они благие.


Именно из веры в возможность вступать в какие-либо отношения со сверхъестественными силами возникли религиозные обряды, то есть определённые действия людей, которые передают основные идеи религии, приобщают верующих к её основам.

Необходимо помнить, что вера бывает не только религиозной. Верой называют личностное, эмоциональное отношение человека к какой-либо информации, которую он готов признать истинной без доказательств и обоснований. Верить можно тому или иному человеку, утверждению, идее. Но религиозная вера имеет свои особенности. Она не просто не требует доказательств, она в принципе отрицает их необходимость. Любой их поиск, попытка рационально обосновать существование Бога трактуется как сомнение, вероотступничество.


Ещё одной особенностью религиозной веры является то, что она всегда сопровождается определённым и переживаниями, и чувствами человека по отношению к божеству: любовь, страх, благоговение.

Формы и виды религии

У разных народов в разные времена встречались различные формы и виды религии. Самыми древними формами религии являются тотемизм, фетишизм, магия и анимизм.






Фетишизм – вера в сверхъестественные способности неодушевленных предметов. Люди считали, что некоторые вещи имеют особую, охранительную или вредящую силу. Их использовали в качестве амулетов, оберегов. Древние охотники носили на груди клыки или зубы убитых животных, считая, что они увеличат их силу или уберегут от нападения диких зверей. Охранительную роль играла и вышивка на одежде. Не случайно её размещали там, где наиболее возможным было проникновение злых сил – на швах, отверстиях, прорезях.



Магия – вера в сверхъестественные способности человека воздействовать на окружающий мир и других людей. Для этого использовали слова (заговоры) или специальные действия. Иногда магические способности приписывались отдельным, особым людям. Иногда считали, что такие возможности есть у каждого человека, нужно только знать магические обряды и уметь их выполнять. Некоторые магические действия, например вызывание дождя, выполнялось коллективно. Различали белую, защищающую магию, и чёрную, вредоносную.

Анимизм – вера в существование особой нематериальной субстанции – души. Можно сказать, что анимизм – основа любой религии. Душа, считают верующие, есть у человека, она может существовать и после его смерти. Душой люди наделяли и окружающие предметы: животных, растения, даже реки, камни, горы, то есть предметы, на первый взгляд, абсолютно неодушевлённые.

Некоторые проявления этих древних форм религии сохраняются и в современных верованиях.

Все существующие и ранее существовавшие религии можно также разделить на политеистические и монотеистические.


Политеизм, иначе его называют язычеством – это вера во множество богов. На уроках истории вы знакомились с языческими верованиями древних египтян, греков, славян. Языческие боги олицетворяют природные стихии: небо, землю, солнце, море. Позднее в языческих пантеонах (совокупности богов) появляются боги-покровители тех или иных занятий человека: земледелия, скотоводства, военного искусства, торговли, власти. Иногда боги имели равную силу, иногда выделялись главные и второстепенные божества.


Монотеизм – это вера в единого Бога. Древнейшей из монотеистических религий считают иудаизм – религию, возникшую у древних евреев в 11 – 9 веках до нашей эры. Из современных мировых религий монотеистическими являются христианство и ислам.

По территории распространения религии принято делить на национальные и мировые. К национальным религиям сейчас можно отнести, например, иудаизм, индуизм, даосизм, синтоизм. К мировым религиям обычно относят буддизм, христианство и ислам. Они распространяются в разных странах мира, независимо от национальной принадлежности их населения. Приверженцы мировых религий обычно ведут активную миссионерскую деятельность, стремясь распространить свою веру среди наибольшего количества людей. Буддизм, христианство и ислам проповедуют социальное равенство, они считают всех людей равными перед Богом.

Функции религии в обществе



Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперед.

Религия помогает человеку найти утешение и надежду в сложных жизненных обстоятельствах. Уповая на помощь Бога, верующий человек находит в себе силы изменить отношение к тем проблемам, с которыми он столкнулся, увидеть новые жизненные ориентиры.

Религия часто выступает в роли объединяющей людей идеи. Правда, различия в верованиях могут порождать и конфликты, вражду, ненависть. Поэтому большую роль в обеспечении стабильного развития общества играет веротерпимость как государственная политика, и как черта личности.

И, наконец, религия способствует накоплению и передачи от поколения к поколению целого пласта культурного наследия. К нему мы можем отнести религиозные верования и нормы, сочинения религиозных философов и писателей, храмы с их внутреннем убранством . Религиозные сюжеты стали источником вдохновения для многих художников, скульпторов, писателей, драматургов.

Подведем итог.

· Религией обычно называют мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественных сил, Бога.

· Самыми древними формами религии являются тотемизм, фетишизм, магия и анимизм.

· Принято выделять политеистические и монотеистические, национальные и мировые религии.

· Религия выполняет важные общественные функции: она формирует картину мира верующих, регулирует их поведение, даёт людям утешение и надежду, объединяет людей, способствует накоплению и передачи социокультурного опыта.

Вокруг нас живут люди с разными религиозными взглядами и атеисты (те, кто отрицает существование Бога). Так важно помнить, что все мы – часть общества, живущего на этой прекрасной планете. И чтобы это общество продолжало существовать, нам надо научиться жить в мире.

Читайте также: