Религия как одна из форм культуры конспект урока 8 класс

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Есть Бог, есть мир, они живут во век,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но всё в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Н. Гумилё в

Цели урока и задачи : познакомить с различными функциями религии в обществе; характеризовать основные типы религиозных организаций.

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий религия, религиозное сознание, мировые религии, религиозный культ, религиозные организации, межконфессиональный конфликт; характеризовать признаки религиозного сознания; оценивать роль религии в жизни общества; анализировать основные идеи мировых религий; объяснять сущность принципа свободы совести; сравнивать светское и религиозное сознание.

Метапредметные:1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии решения проблемы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

2) регулятивные: планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом;

3) познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; собирать и фиксировать информацию ; давать определение понятий.

Тип урока : комбинированный, с элементами исследовательской деятельности,

Основные приемы : индивидуальная работа с учебной литературой, рассказ учителя, работа в парах, группах.

Основные понятия: Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм

2.Проверка и актуализация знаний

3.Изучение нового материала

4.Итоги и рефлексия

1. Орг. начало урока.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Рада вас видеть на нашем сегодняшнем уроке! Проверьте, всё ли у вас готово для плодотворной работы на уроке: учебник, тетрадь, письменные принадлежности. Надеюсь, что сегодня на уроке вас не смутит присутствие гостей, и вы будете работать так же активно и плодотворно, как работаете на всех наших уроках.

2. Проверка домашнего задания:

Мы с вами начали изучение основных сфер жизни общества.

-С какой сферой мы начали знакомство? (духовной)

-Что мы с вами уже изучили? (образование, совесть, наука, мораль…..)

-Что еще относится к этой сфере мы узнаем с вами на уроке.

-.Чтобы понять о чем пойдет речь возьмите в файлах пазлы и сложите из них четверостишье. (попросить одного ученика озвучить ее)

Каждому из вас я подготовила буклет, который по ходу урока который нужно будет заполнить и прикрепить в рабочую тетрадь.

3. Изучение нового материала

Учитель . Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно 40 тыс. лет назад. Большое значение религия имеет и в наше время.

- ответим на вопрос: Что такое религия?

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (Записать в рабочем листе).

Исторические формы развития религии бывают:

Племенные Что мы о них знаем ?

Национальные Назовите их.

-Перечислите мировые религии (христианство, ислам, буддизм)

Выступление учащихся.

1. Особенности религиозной веры .

- А сейчас ребята, давайте поработаем в группах , при этом Вам разрешается негромко обсуждать вопросы и ответы.

2. Роль религии в жизни общества .

II группа- прочитав текст на с.97-98 обозначит задачи которые религия выполняет в обществе .

III группа- изучив дополнительный материал (10 заповедей) попробует ответить на вопросы текста.

1.Убежденность в существовании сверхъестественных сил;

2.Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом;

3.Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.

(2 группа) Как Любой социальный феномен религия выполняет в обществе определенные задачи:

Регулирует поведение людей в обществе - религиозные нормы диктует, как себя вести, вводят ограничения;

Воспитывает человека - побуждает к развитию таких положительных качеств, как милосердие, доброта, умеренность;

Отвечает на вечные человеческие вопросы о мироустройстве и предназначении человека;

Снимает психологическое напряжение- верующие люди после совершения религиозных обрядов чувствуют облегчение, приток сил;

Объединяет общество для решения различных задач.

(3 группа) Делая выводы можно говорить о том, что любая религия предполагает наличие таинственной связи между человеком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними.

3. Религиозные организации и объединения

Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным организациям относят: (запись в рабочий лист)

-организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

Найдите в учебнике на с.98, 99 текст характеризующий каждую из этих организаций.

1 ученик - Церковь

Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.

2 ученик - Секта возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации.

-Какие черты характерны для секты: замкнутость, (обособленность, претензии на исключительность своей роли, абсолютная нетерпимость к инакомыслию)

3 ученик -Организация

Религиозные организации сектантского типа могут быть построены вокруг яркого религиозного деятеля. Руководитель такой организации провозглашает себя и признается ее участниками Богом (его новым воплощением) и носителем Абсолютной истины.

4. Свобода совести, свобода вероисповедания.

-Ребята, у Вас на партах лежит Конституция РФ, напоминаю Вам, это наш основной и главный закон, которой действует на всей нашей страны. Конституции РФ провозглашены: (ст.28)

I -Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

II -Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма .

III (в толковом словаре) Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного— богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д

Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:

Таблица в тетрадь.

На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.

IV. Рефлексия

-Проверим насколько вы хорошо усвоили новый материал.

Наш урок подходит к концу, заполните оценочную таблицу в вашем буклете.

V . Домашнее задание и выставление оценок:

1. § 12 читать, пересказ.

1. Программы, необходимые для запуска проекта на компьютере: Microsoft Word; Office 2003(2007); Power Paint.

2. Дополнительные устройства: компьютер, Мультимедийный проектор, экран.

3. Материалы: мультимедийная презентация учителя.

Основные понятия: Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.

Оборудование: мультимедийный проектор, Библия, Коран, иконы, раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения, отрывков из Библии, Корана, наставлений Будды.

II. Изучение нового материала:

Постановка проблемы . Решите кроссворд.

  1. Особые духовные правила, регулирующие поведение человека.
  2. Отличная от природы часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений.
  3. Достижения людей в материальной и духовной жизни.
  4. Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах.
  5. Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер.
  6. Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.
  7. Они всегда там, где права.

. Найдите ключевое слово ( религия ).

Объявляется тема урока и цели.

Цели урока(слайд 2)

Обратите внимание на план урока (слайд 3)

Вопросы по данной теме: (слайд 4)

  • Что такое религия?
  • Когда появились первые религии?
  • Что им было свойственно?

1. Первый пункт плана

- Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить в конце урока?

( Что такое религия?)

- А я добавлю ещё один вопрос на который нам предстоит ответить: Связаны ли культура и религия между собой?

Учитель . Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок тысяч лет назад.

На определенном этапе развития религии появляется такой социальный институт, как церковь, которая объединяет людей одного вероисповедания, формирует единые каноны, догматы, нормы поведения.

Большое значение религия имеет и в наше время.

Учитель: ответим на вопрос: Что такое религия?

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (записать в тетради).

Исторические формы развития религии.

  • Племенные
  • Национальные
  • Мировые

Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе), национальные (связанные с определенным народом или народами) и мировые (не признающие национальных различий).

К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии в современном мире — христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.).
Крупнейшие религии сегодня - христианство, ислам, буддизм.

Перечислите мировые религии (слайд 6)

! Работа с документом на странице 76 учебника.

? Почему люди верят во вмешательство сверхъестественных сил?

Основа религии – вера (личное, эмоциональное отношение человека к какой-либо информации, которую он признает обоснованной без доказательств).

2.Второй пункт плана: Особенности религиозной веры ( слайд 7)

  1. Убежденность в существовании сверхъестественных сил;
  2. Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом;
  3. Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.

Учитель задает вопрос по третьему пункту плана.

3. Функции религии.

Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих? (слайд 8)

(слайд 9) и ответы

Учитель: следующий вопрос ( слайд 10) к третьему пункту плана.

Обратите внимание на христианские заповеди. Актуальны ли они сегодня? Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей?

- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

(ответ подходит 1,2 функция: регулирующая и воспитательная)

  1. Религиозные организации и объединения (слайд 11 – 16)

1.Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным организациям относят:

-организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

2. Церковь (слайд 12)

Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.

иерархия в Русской Православной церкви

Иерархия - (от греч . hieros - священный и arche - власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви;

3 .Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов) и обрядов (слайд 13)

4Секта .Возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации.

Для секты характерны:

  • - замкнутость,
  • - обособленность,
  • - претензии на исключительность своей роли,
  • - абсолютная нетерпимость к инакомыслию

5 .В ЧЁМ СОСТОИТ ОПАСНОСТЬ МНОГИХ СУЩЕСТВУЮЩИХ НЫНЕ СЕКТ? (слайд 15)

По данным всероссийского опроса, проведённого в марте 2013 года население РФ распределяется по религиозной принадлежности следующим образом:

  • Православие — 75 %
  • Ислам — 5 %
  • Католицизм, Протестантизм, Иудаизм, Буддизм — по 1 % и меньше
  • Неверующие — 8 %
  1. Свобода совести, свобода вероисповедание.

Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

  • Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма .

Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного— богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

В Конституции РФ статья 28 (слайд 18)

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Учитель: Вопросы религии не только отражены в конституции, но и в других документах в

Конвенция ООН о правах ребенка (слайд 19)

Ст. 14 . Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.

Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:

  • Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия
  • Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ
  • Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования.

На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.)

III. Закрепление и обобщение :

Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.

Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

- Работай! За тебя люди молятся! - Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

- А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

Беседа по вопросам:

Что нового вы узнали о слове спасибо?

(Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва)

Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога?

Б) Женщина была верующей и переживала, что не может часто ходить в храм. Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)

- Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это …. (культура)

- В настоящее время эти замечательные сооружения –церкви – считаются культурными памятниками. Они охраняются государством.

. - А у нас в селе есть храм? Где он находится? Как называется?(

1.Почему данные религии названы мировыми?

2. К какому виду и типу можно отнести каждую из мировых религий?

3. Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?

4. Каковы между ними различия?

работа с небольшой таблицей. Работать попрошу в парах.

- Кто желает прочитать свои слова? (одна пара читает, другие дополняют, учитель прикрепляет слова на доску):

Аккуратность или др.

Рождество или др.

Эти большие понятия, культура и религия, связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными частичками. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся сегодня на уроке.

Возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:

- Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке?
- Какие выводы о роли религии в жизни человека можно сделать?

  1. глагола;
  2. прилагательных; Предложение.
  3. Короткий вывод.
  1. Домашнее задание. Параграф 10, готовиться к уроку повторения.

Предварительный просмотр:

Буддизм — наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей . Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветленным, пробужденным. 45 лет Будда проповедовал свое учение, которое кратко может быть сведено к следующим основным идеям.

Жизнь есть страдание , причиной которого являются желания и страсти людей. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения, указанным Буддой.

Надо стремиться к нирване , т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей.

В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь.

Основные христианские идеи:

В IV в. н. э. император Константин объявил христианство государственной религией Римской империи. Христианство не является единым . Оно распалось на три течения. В 1054 г. христианство разделилось на римско-католическую и православную церкви. В XVI в. в Европе началась Реформация — антикатолическое движение. В результате появился протестантизм.

Православие и католицизм признают семь христианских таинств : крещение, миропомазание, покаяние, причастие, брак, священство и елеосвящение. Источником вероучения является Библия. Различия состоят в основном в следующем. В православии нет единого главы, отсутствует представление о чистилище как месте временного помещения душ умерших, священство не дает обета безбрачия, как в католицизме. Во главе католической церкви стоит папа, избираемый пожизненно, центром римско-католической церкви является Ватикан — государство, занимающее несколько кварталов в Риме.

Протестантизм имеет три основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство. Протестанты считают условием спасения христианина не формальное соблюдение обрядов, а его искреннюю личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. В их учении провозглашен принцип всеобщего священства, который означает, что каждый мирянин может проповедовать. Практически все протестантские конфессии сократили до минимума число таинств.

Ислам возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая религия из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек .

Основатель ислама Мухаммед — историческая личность. Он родился в 570 г. в г. Мекке, который был для того времени довольно крупным городом на пересечении торговых путей. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством арабов-язычников, — Кааба. Мать Мухаммеда умерла, когда ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром мусульманской религии.

Священная книга мусульман Коран представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составит и Коран.

В вероучении мусульман большую роль играет Сунна - сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда и Шариат — свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Наиболее тяжкими ipexa.Mii у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность.

Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает изображать человека и живогных, полому мечети украшаются только орнаментом. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.

Большое значение в исламе придается обрядности. Можно не знать тонкостей веры, но следует строго исполнять главные обряды, так называемые пять столпов мусульманства:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить с различными функциями рели­гии в обществе; характеризовать основные типы религиозных организаций.

Конспект урока №

Предмет: ____________________ Класс:_______ Дата проведения___________

ТЕМА: Религия как одна из форм культуры

Цели и задачи: познакомить с различными функциями рели­гии в обществе; характеризовать основные типы религиозных организаций. ;

Планируемые результаты: предметные: применять понятий­ный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий

религия, религиозное сознание, мировые религии, религиозный культ, религиозные организации, межконфессионалъный конфликт', харак­теризовать признаки религиозного сознания; оценивать роль религии в жизни общества; анализировать основные идеи ми­ровых религий; объяснять сущность принципа свободы совести; сравнивать светское и религиозное сознание; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудни­чество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; при­обретать опыт регуляции речевого поведения как основы ком­муникативной компетентности; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии решения проблемы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2) регулятивные: планировать пути достижения образовательных целей; соотно­сить свои действия с планируемым результатом; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения цели; кор­ректировать свои действия в соответствии с изменяющейся си­туацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; собирать и фик­сировать информацию, выделяя главную и второстепенную; ста­вить репродуктивные вопросы по изученному материалу; давать определения понятий; личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к изучению обществознания; уважение к свободе вероисповедания, взглядам и верованиям людей разных религиозных конфессий; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для рабо­ты в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Введение в новый материал

Как возникла жизнь? Что происходит после смерти? Суще­ствуют ли другие миры? Что лежит в основе поступков человека? В чем разница между добром и злом? Религия — один из способов найти ответы на эти вопросы.

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

Особенности религиозной веры.

Роль религии в жизни общества.

Религиозные организации и объединения.

Свобода совести, свобода вероисповедания.

Проблемные вопросы

Почему человек верит в возможность вмешательства сверхъестественных сил в свою жизнь?

Почему активное развитие науки не уменьшает количество верующих в стране?

Какова роль религии в жизни общества?

Работа по теме урока

Из уроков истории вам известно, что религиозные представле­ния зародились очень давно, около 40 тыс. лет назад. На опреде­ленном этапе развития религии появляется социальный институт, объединяющий людей одного вероисповедания, формирующий единые каноны, догматы, нормы поведения (например, церковь в христианстве).

Запись в тетради

Религия (от лат religio — святыня) — совокупность представле­ний, основанных на вере в существование высших сил и существ (Бога и богов), а также соответствующее поведение и специфи­ческие действия (культ).

Проанализируйте следующие высказывания и ответьте на вопросы.

Религия — это то, что должно быть чисто и святовоздаваемо богам; что имеет смысл, если только они замечают это и если есть роду человеческому от бессмертных богов некое воздаяние (Цицерон).

Религия — это познание всех наших обязанностей как боже­ственных заповедей (религия — это не просто взгляд на мир, а жест­кие требования, которые регламентируют человеческую жизнь, как именно он должен направлять и распределять свои усилия) (И. Кант).

Религия есть опиум народа. Религия есть самосознание чело­века, который или еще не обрел себя, или уже снова потерял себя (К. Маркс).

Вопросы к классу

Какое из высказываний, по вашему мнению, более точно определяет сущность религии?

С какими высказываниями вы согласны, а с какими не со­гласны? Почему?

Особенности религиозной веры

Понять, как и почему возникли различные верования, пыта­лись и светские мыслители, многие из которых были неверующи­ми, и представители церкви.

Послушайте различные мнения о происхождении религии.

Одни исследователи считают, что религия сложилась как свое­образный ответ на страдания и лишения людей. Мечтавшие об ином уделе люди находили утешение в вере в помощь сверхъестественных сил. Другие предлагают психологическое объяснение происхождения религии. По их мнению, бессознательное восхищение отцом, поэти­зация его облика служат ключом к объяснению тайны Бога. Бог для человечества — это кристаллизация психологических переживаний, связанных с отношением к отцу. Вот почему божества в различных религиях и добрые, и суровые, они и карают, и милуют.

Некоторые исследователи вопросов веры полагают, что религия, особенно единобожие, объективное следствие того, что человеку не­обходимо познать целостность мироздания, единую систему законов природы и общества. Существует мнение, что религия способствует творческой, познавательной деятельности. Некоторые представители науки и искусства замечали, что вера дает импульс к творчеству.

Вопрос к классу

Какая точка зрения, на ваш взгляд, наиболее объективно объясняет появление религиозных верований? Свой ответ аргументируйте.

(Ответы учеников. Возможно проведение мини-дискуссии.)

(Проверка выполнения задания.)

В любой религии существуют определенные обряды. Они яв­ляются зримым воплощением религиозных представлений. Это совокупность специфических действий и ритуалов, обусловлен­ных верой и регламентированных вероучением. Нередко обряды имеют воспитательное значение. Они приучают человека подчи­няться общему порядку. Вершиной обрядовых действий являет­ся молитва — непосредственное словесное обращение человека к Богу.

Роль религии в жизни общества

Как любой социальный феномен религия выполняет в обще­стве определенные задачи:

регулирует поведение людей в обществе — религиозные нормы диктуют, как себя вести, вводят ограничения;

воспитывает человека — побуждает к развитию таких поло­жительных качеств, как милосердие, доброта, умеренность;

отвечает на вечные человеческие вопросы о мироустройстве и предназначении человека;

снимает психологическое напряжение — верующие люди после совершения религиозных обрядов чувствуют облег­чение, приток сил;

объединяет людей в рамках религиозной общины, избавляя их от одиночества;

объединяет общество для решения различных задач.

Из курса истории России вы знаете, какой важный вклад внесла Русская православная церковь в объединение Руси после политической раздробленности. Она вдохновляла русский народ на борьбу против ордынского владычества. К сожалению, история знает немало примеров и национальной вражды, порожденной религиозной верой.

— Изучите и прокомментируйте схему.


Работая с дополнительным материалом, ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

Список заповедей в современной трактовке, с исходными цита­тами.

Вопросы к тексту

Актуальны ли сегодня эти заповеди?

Какие функции религии реализуются посредством этих за­поведей?

Религиозные организации и объединения

Правовое положение религиозных организаций в России ре­гулируется Федеральным законом № 125-ФЗ «О свободе совести

Предлагаю совершить небольшое виртуальное путешествие.

Рабочий материал

Слайд 2. Священнослужители разделяются на диаконов, пресви­теров и епископов. Лица, находящиеся на двух первых священных степенях, могут принадлежать как к монашествующему (черному), так и к белому духовенству.

Слайд 3. Секта (от лат. secta, sequi — следовать за кем-то, повино­ваться, secare — отсекать (часть от целого)) — группа, следующая за ли­дером, произвольно формирующим особое религиозное направление и отсекающим людей от изначальной религиозной целостности как организационной, так и мировоззренческой.

Слайд 5. Для всех сект свойственен: 1) молодой исторический воз­раст; 2) преувеличенное представление о личности лидера, с которо­го только и начинается история секты; 3) доктринальный конфликт с христианством как следствие отрицания христианского вероучения.

Слайд 6. Выделяются так называемые тоталитарные секты — осо­бый тип организаций, для которых характерны авторитарные мето­ды управления, ограничения прав человека для членов организации. Их деятельность представляет опасность для жизни и здоровья гра­ждан. Например, члены секты Аум Синрике совершили газовую атаку в токийском метро с помощью отравляющего газа зарин.

Свобода совести, свобода вероисповедания

В Российской Федерации проживают представители многих распространенных в мире религий. По данным социологического исследования, проведенного в 2012 г., население России распре­деляется по религиозной принадлежности следующим образом:

православные верующие (прихожане Русской православ­ной, грузинской, армянской и других церквей) — 42,4%;

христиане, не принадлежащие к определенной конфес­сии, - 4,1%;

последователи неоязычества — 1,1%;

Свобода совести состоит и в том, что можно быть и атеистом.

Запись в тетради

Атеизм (от греч. atheos — отрицание бога) — система взглядов и убеждений, отрицающая существование бога (божеств) и отвер­гающая всякую религию.

Как же реализуются принципы свободы совести и свобода вероисповедания в Российской Федерации?

— Изучите и прокомментируйте схему.

Представьте, что мы с вами стали свидетелями спора между посетителями одного из форумов, которые обсуждали проблему вовлечения детей в религию. Одни участники дискуссии утвержда­ют, что ребенок должен по мере взросления самостоятельно опре-

делиться в вопросе выбора религии, а другие считают, что родите­ли должны помочь ребенку, а во многих случаях и сделать выбор за него, руководствуясь собственными религиозными взглядами.

Разделитесь на две группы. Работая с п. 4 § 12 учебника и интернет-ресурсами, подберите аргументы в защиту той или иной позиции.

(Проводится мини-дискуссия. Подведение итогов работы по данному вопросу)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

(Проверка выполнения заданий.)

Наш урок подходит к концу.

Что вы получили от этого урока?

Что вас удивило?

За что вы можете себя похвалить?

За что вы можете похвалить одноклассников?

Мне больше всего удалось.

Для меня было открытием, что.

Домашнее задание

Прочитать § 12 учебника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать у учащихся представление о религии, ее месте в современном обществе.

Воспитательная:

Воспитать у учащихся бережное отношение к религии, разным конфессиям.

Развивающая:

Развивать умения и навыки работать в группах, парах, с разными источниками

Сформировать у учащихся представление о религии, ее месте в современном обществе.

Воспитательная:

Воспитать у учащихся бережное отношение к религии, разным конфессиям.

Развивающая:

Развивать умения и навыки работать в группах, парах, с разными источниками

Задачи урока:

1.Раскрыть черты религиозного сознания.

2.Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.

3.Раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания.

Тип урока: комбинированный, с элементами исследовательской деятельности, Основные приемы: индивидуальная работа с учебной литературой, рассказ учителя, работа в парах, группах.

2.Проверка и актуализация знаний

3.Изучение нового материала

4.Обобщение и систематизация новых знаний

5.Закрепление изученного материала

6.Итоги и рефлексия

1. Орг. начало урока.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Рада вас видеть на нашем сегодняшнем уроке! Проверьте, всё ли у вас готово для плодотворной работы на уроке: учебник, тетрадь, письменные принадлежности, дневник и ваши светлые головы. Надеюсь, что сегодня на уроке вас не смутит присутствие гостей, и вы будете работать так же активно и плодотворно, как работаете на всех наших уроках.

- (имя ученика) скажи, пожалуйста, кто сегодня отсутствует!? Очень жаль. Надеюсь, что отсутствующие обязательно узнают о пройденном нами сегодня материале и узнают домашнее задание.

-А сейчас хотелось бы озвучить цели и задачи нашего урока (перечислить задачи урока и план работы).

1. Роль религии в жизни общества, мировые религии.

2. Религиозные организации и объединения.

3. Свобода совести и свобода вероисповедания.

Задачи урока:

Познакомиться с мировыми религиями.

Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.

Раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания.

Основные понятия: Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм

2. Проверка домашнего задания:

Возьмите файлы, которые лежат на краях ваших парт и выньте из них лист с тестом. Тест состоит из двух вариантов. Каждый вариант теста уже подписан. Вам осталось указать Ваши инициалы, класс и дату.

- Помните, что работать нужно активно и правильно читать задания.

-На выполнение работы я даю Вам 5 минут. Время пошло.

( Следить за временем. За 1 минуту до окончания времени огласить о конце работы).

1. Наука — это:

1) Совокупность знаний об окружающем мире

2) Система исследований для получения новых знаний

3) Специфические организации и учреждения

4) Все вышеперечисленное

2. Науки, изучающие законы природы, называются:

1) Физическими 3) Математическими

2) Гуманитарными 4) Естественно-техническими

3. Образование предполагает:

1) Получение знаний об окружающем мире, обществе, человеке

2) Создание новых знаний

3) Усвоение этических норм и ценностей

4) Изучение чужого опыта

4. Система образования регулируется:

1)Государством 3) Социальной группой

2)Обществом 4) Отдельными людьми

5. Перечислите методы получения научных знаний:

1. Верны ли суждения?

Под наукой понимают:

А. Систему знаний.

1)Верно только А 3) Верно А и Б

2)Верно только Б 4) Оба неверны

2. Законы развития общества изучают науки:

1)Философские 3) Гуманитарные

2)Экономические 4) Исторические

3. Человек получает образование в результате:

1) Адаптации 3) Взросления

2) Социализации 4) Старения

4. Гуманизация образования — это:

1) Отказ от выставления низких отметок

2) Свободное посещение занятий в школах

3) Большее внимание к индивидуальным особенностям личности

4) Уменьшение учебной нагрузки

5. Перечислите ступени образования в современной России:

Отложите ручки, возьмите карандаши, обменяйтесь вариантом с соседом.

Сейчас мы выполним взаимопроверку с последующим выставлением оценок.

Критерий выставления оценок Вы видите на доске.

Критерии оценки:

Вариант №1 Вариант №2

5-эксперимент, наблюдение, опыт, статистика 5-дошкольное, начальное общее, среднее общее

На работу я даю Вам 2 минуты.

Ребята время вышло.

Кладем тесты на край стола

Изучение нового материала.

-Ребята, приступаем к изучению новой темы. Возьмите в файлах рабочие листы. На них Вы видите тему нашего сегодняшнего урока (попросить одного ученика озвучить ее)

Пояснение учителя:

Когда появились первые религии?

Что им было свойственно?

1. Первый пункт плана

(ответы детей: секта, вера, бог, душа, крест и т.д.)

Учитель. Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок ты­сяч лет назад. Большое значение религия имеет и в наше время.

Учитель: ответим на вопрос: Что такое религия?

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (Записать в рабочем листе).

-Ребятам, которые находятся за партами нужно вписать каждую мировую религию в рабочий лист.

Динамическая пауза:

Дружно с вами мы писали и читали тоже все

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Религиозные организации и объединения

Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным организациям относят: (запись в рабочий лист)

-организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.

2. Организация

Религиозные организации сектантского типа могут быть построены вокруг яркого религиозного деятеля. Руководитель такой организации провозглашает себя и признается ее участниками Богом (его новым воплощением) и носителем Абсолютной истины.

3. Секта возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации.

Для секты характерны:

- претензии на исключительность своей роли,

- абсолютная нетерпимость к инакомыслию

-Ребята, у Вас на партах лежит Конституция РФ, напоминаю Вам, это наш основной и главный закон, которой действует на всей нашей страны. – ( Попросить одного ученика прочитать статью)

Конституции РФ провозглашены: (ст.28)

Свобода совести и свобода вероисповедания:

Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.

Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного— богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д

Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:

Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия

Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ

Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ

Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования.

На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.

IV. Закрепление (кроссворд)

-А сейчас мне хочется узнать, как вы внимательно работали на уроке и разобрались ли вы с новым материалом. У Вас в файлах лежат листы с кроссвордом.

-Достаньте их, в течение 5 минут Вам предстоит ответить на вопросы к кроссворду.

-Ребята, не забывайте, что это групповая работа, поэтому Вам разрешается негромко обсуждать вопросы и ответы.

-Всем все понятно?

-Время вышло, обратите внимание на доску.

VI.Рефлексия (Работа с кружками)

- В заключение нашего урока хотела бы спросить у Вас, как Вы считаете:

Читайте также: