Религия и культура древнего египта 5 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Данный конспект подходит для проведения урока дистанционно.

1. Познакомить учащихся с особенностями культуры и религии древних египтян.

2. Продолжить формирование умений анализировать исторические факты на элементарном уровне. Формировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника.

3. Способствовать формированию интереса учащихся к культурному наследию древних стран, в частности стран Древнего Востока, подвести их к пониманию существования универсальных моральных норм и принципов в религиозном наследии древнейших культур. На примере понимания древним человеком неразрывной связи человека с природой подвести учащихся к осознанию необходимости бережного отношения к ней, как основного условия сохранения нашей цивилизации.

Тип урока: урок изложения нового материала.

Тема урока: Религия и культура Древнего Египта

(записать в тетрадь)

Люди в Древнем Египте верили, что всем управляют боги. Египтяне особо почитали фараонов потому, что считали их сыновьями бога солнца.

Для богов египтяне строили храмы – жилища богов, (рисунок на стр. 59, 60) и делали статуи, в которых боги вселялись. Служителями богов были жрецы. Они умели разговаривать с богами, поэтому египтяне несли им подарки, чтобы задобрить бога. Жрецы жили при храмах и были очень богаты.

Храм – жилище бога

Жрец – служитель бога

Египтяне верили во много богов, поэтому религия египтян называется многобожие.

Записать в тетрадь:

Многобожие – вера во многих богов.

Каждый бог отвечал за какое-то явление природы или помогал в чем-то. Богов изображали полулюдьми, полуживотными. (таблица, рисунки на стр.52-55).

Чему покровительствовал

Изображение

Ра, Амон, Амон-Ра


Человек с головой сокола и диском солнца

Бог тьмы, ночи


Человек с телом змеи


Человек с головой змеи

Богиня неба


Корова с телом из звезд

Бог мудрости


Человек с головой ибиса

Богиня красоты


Женщина с головой кошки, кошка

Бог-судья в царстве мертвых


Богиня плодородия, покровительница матерей


Бог неба и света, покровитель фараонов


Человек с головой сокола

Бог пустыни


Человек с головой осла

Бог мертвых


Человек с головой шакала

Богиня правды


Женщина с крыльями

Египтяне верили, что после смерти человек попадает в царство мертвых, где его судит Осирис. Если человек был добрым и не делал зла, то его оставляют жить в стране мертвых, если он был злой, его съедало чудовище (лев с головой крокодила). (рисунок на стр. 55)

О богах и героях египтяне сочиняли мифы.

Записать в тетрадь:

Миф – сказание о богах и героях.

Прочитайте миф об Осирисе и Исиде на стр. 53 – 54.

Чтобы жить в стране мертвых, тело человека должно сохраниться. Поэтому египтяне высушивали тело умершего, обливали смолой и обматывали бинтами (делали мумию). Хоронили умерших в саркофагах (каменных гробах), которые клали в гробницу. Чем богаче был человек, тем богаче была его гробницу. В нее клали все необходимое для жизни. Гробницами для фараонов были пирамиды. (рисунок на стр. 57, 59)

Самая большая пирамида была построена в 2600 г. до н.э. (пирамида Хеопса).

Мумия – тело умершего , обмотанное бинтами

Саркофаг – гроб

Гробница – помещение, вырубленное в скале, где стоял гроб.

Пирамида – гробница фараона

2600 г до н.э. – строительство пирамиды Хеопса

Пирамиды и гробницы защищали от грабителей, в них делали много ходов и ловушки.

Пирамиды охраняло мифическое существо с телом льва и головой человека – сфинкс. (рисунок на стр. 57)

Сфинкс – существо с телом льва и головой человека.

Стены пирамид и храмов были украшены изображениями богов, сцен из жизни и истории египтян.

Прочитайте на стр. 60 каким правилам следовали мастера, изображая бога, фараона, вельможу или простого египтянина.

Также на стенах писали молитвы, стихи и заговоры. Ученые долгое время не могли расшифровать эти записи, потому что египтяне писали значками – иероглифами.

Расшифровать их смог французский ученый Шампольон. (стр. 63, текст в рамке)

Записать в тетрадь:

Иероглифы – значки, письменность в Египте.

Иероглиф мог означать целое слово, букву или звук. Гласные звуки иероглифами не передавались. Писали египтяне на папирусе тонкой палочкой черной или красной краской. Иероглифов было очень много, запомнить их было трудно, поэтому мало египтян умело писать и читать. Школы находились при храмах, учителями были жрецы. У жрецов было много свободного времени, поэтому они могли наблюдать за природой и небесными светилами. В Египте знали математику, астрономию, составили точный календарь и использовали водные часы, чтобы определять время. Но знания были доступны в основном жрецам.

Таким образом, египтяне верили во множество богов, которым поклонялись. Фараонов они считали сыновьями бога солнца. Также египтяне верили в жизнь после смерти, поэтому строили гробницы, а из тела умерших делали мумии.

Египтяне строили пирамиды и храмы, делали статуи фараонов и богов, изображали их на рельефах. Писали египтяне иероглифами. Но выучить письменность могли немногие. Самыми образованными в Египте были жрецы.

Домашнее задание:

Прочитать параграфы 10-12, выучить новые термины и определения в тетради.

Религия это вера людей в Бога или богов, в сверхъестественные силы, способные творить чудеса, а также вера в то, что у человека есть душа, продолжающая существование после смерти тела.

Культ это один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, преклонении перед кем- или чем-либо.

Жрец это служитель культа.

Фараон это правитель в Древнем Египте, обладающий неограниченной властью.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Жизнь людей и сейчас во многом зависит от природы, нам необходимо, чтобы светило солнце, шли дожди, земля давала урожай. В древности люди были ещё более зависимы от сил природы. Они не понимали, как возникают определенные явления природы: почему светит солнце, идёт дождь, сменяется день и ночь. Ведь в древности люди ещё не обладали современными знаниями, поэтому считали, что все явления природы объясняются действиями каких-либо героев, богов, которые в зависимости от настроения посылают на землю дождь, грозу или засуху. Так возникли мифы и религия.

Миф – повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о богах и героях.

Религия – вера в сверхъестественные силы.

Мифы и религия позволяли египтянам дать ответы на интересующие их вопросы о человеке, жизни и смерти.

Мифы о богах и их деяниях – добрых и злых – египтяне записывали на свитках папируса, вырезали на камнях храмов, изображали на стенах подземных усыпальниц. Боги сначала жили среди людей (в это свято верил каждый египтянин) и царствовали в долине Нила. Давайте с ними познакомимся.

Основным занятием египтян было земледелие. Вся их жизнь зависела от солнца, поэтому самым главным богом египтяне считал бога Солнца, которого называли Ра, Амон, или Амон–Ра. Каждое утро Амон–Ра появляется на востоке и плывет по небу на своей золотой Ладье. На голове бога ослепительно сияет солнечный диск. Вечером лодка Амона – Ра на западном краю неба вплывает в ворота подземного царства, где бог света вступает в бой с богом тьмы, свирепым змеем, по имени Апоп. Сражение длится всю ночь, в нём всегда побеждает солнечный бог, первые лучи солнца знаменуют его победу и возвещают начало нового дня. Этим мифом египтяне объясняли смену дня и ночи.

Особо почитаемым в Египте был бог Осирис. По легенде Осирис ранее был царём Египта, именно он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Его младший брат Сет был богом пустыни, он завидовал Осирису и ненавидел его. Легенда гласит, что однажды Сет, придя на пир к Осирису, принес с собой гроб, со словами: "Кому этот гроб придется в пору, тому он и достанется." Подарок никого не удивил, т.к. египтяне смолоду готовились к загробной жизни в царстве мёртвых. Гости по очереди примеряли гроб на себя, но стоило Осирису лечь в него, как хитрый Сет захлопнул крышку. Его слуги бросили гроб в воды Нила. Жена Осириса, богиня Исида, почитавшаяся в Египте как покровительница материнства, домашнего очага, долго искала гроб с телом мужа в болотах дельты Нила. Найдя же, она чудесным образом его оживила. Однако Осирис не пожелал оставаться на земле, а стал судьей в царстве мёртвых.

Что же пытались объяснить египтяне этим мифом?

С чудесным его воскрешением египтяне стали связывать время разлива Нила, считалось, что он начинается, когда Осирис оживает, а с ним после засухи оживает и природа.

Верили египтяне и в то, что после смерти человек отправляется в " царство мёртвых", где правит бог Анубис. Прежде всего, каждому умершему предстоит пройти через суд Осириса, он приносит клятву, что не совершал зла в своей земной жизни. С помощью весов, на одну чашу которых кладут записанную клятву, а на другую фигурку богини правды Маат, Осирис определяет, лжёт ли человек. Свирепое чудовище с головой крокодила и телом льва готово проглотить любого, кто говорит неправду. Праведников же пропускают в царство, где есть тепло, свет, царит покой.

Как вы видите, богов своих египтяне изображали в виде животных и птиц или людей с головами птиц или животных. Мифы о них возникли ещё в те незапамятные времена, когда на месте пирамид была ровная, как стол, пустыня, а на месте Сфинкса – скала желтоватого песчаника. Многих богов египтяне страшились, потому что они, как и все силы природы, были жестоки к людям. А некоторых, слывших добрыми помощниками и защитниками, очень любили.

По древнегреческим мифам боги правили страной долгое время, затем бразды правления были переданы их земным сыновьям–посланникам – фараонам.

Одним из самых известных фараонов Древнего Египта можно назвать Эхнатона, правившего в Древнем Египте около 1351 – 1334 гг. до н.э. Этот правитель стал великим реформатором религии. Укрепляя свою самодержавную власть, он выступил против жрецов и главного бога Амона. Правитель объявил Атона единым богом, а себя единственным посредником между ним и людьми. Но реформа Эхнатона потерпела неудачу и многобожие в Египте сохранится еще долгое время.

Египтяне занимались и наукой. Многое из научного наследия древних египтян дошло до наших дней. Эти сведения зачастую были неполными, покрытыми завесой тайны. Bo многом, эта таинственность связана с тем, что хранителями научной традиции были жрецы, а наука тесно переплеталась с религией. Многие знания, особенно имевшие некий сакральный смысл, тщательно оберегались и были доступны лишь избранным.

В области научных познаний наибольшее развитие в Древнем Египте получила математика. Греки считали, что родиной геометрии является Египет.

Для строительства храмов и гробниц, измерения земельных площадей и подсчета налогов требовалась, прежде всего, система исчисления; с этого и началось развитие математики. Египтяне умели умножать и делить, умели решать уравнения с одним и двумя неизвестными. Строительство пирамид и создание системы искусственного орошения свидетельствует о развитии инженерных наук, геометрии.

Химия в Древнем Египте – наука, имевшая отчасти сакральный характер. Главная область приложения химических познаний – создание мумий, чтобы душа могла вновь вселиться в тело в "царстве мёртвых". Применялись химические знания и в изготовлении стекла. Фаянсовые украшения, бусы из цветного демонстрирует умение египетских стекловаров использовать разнообразные добавки для окрашивания стекла.

Египетские медики лечили различные лихорадки, болезни сердца, печени, дыхательных путей, диабет, большинство желудочных заболеваний, язвы и различные травмы: головы, горла, ключиц, грудной клетки, позвоночника. Египетские хирурги отваживались на довольно сложные операции. Как свидетельствуют находки в гробницах, они использовали хирургические инструменты, изготовленные из бронзы. Во всем античном мире лучшими врачами, и в частности хирургами, справедливо считались египтяне.


С глубокой древности основным источником накопления научных знаний в Древнем Египте была хозяйственная деятельность. Для грамотной организации годичного сельскохозяйственного цикла необходимо было уметь определять приход очередного времени года, предугадывать разлив Нила. Для этого египетские жрецы вели наблюдения за звёздами, составляли карты звездного неба. Помимо Сета – Сириуса, важнейшей звезды для древних египтян, на этих картах присутствует Венера, Вечерняя звезда.

Видимо, именно от древнеегипетских жрецов пошла традиция, изображать на картах звёздного неба созвездия в виде символических фигур. Внимательное наблюдение за небом позволило египетским жрецам довольно быстро научиться определять разницу между звёздами и планетами. Ими была вычислена продолжительность года, он у них составлял 365 дней.

Таким образом, египтяне смогли заложить основы многих современных наук. Мы видим, что потребности хозяйства, религии, обыденной жизни людей привели к накоплению знаний – математических, астрономических, биологических, медицинских. Возникла необходимость все эти знания сохранить и передать потомкам.

Чтобы обозначить слово на письме египтяне его просто нарисовали. Их письменность была основана на иероглифах – знаках–рисунках, обозначавших какой-либо предмет, действие или просто звук. Сам термин "иероглиф" обозначает "священные вырезанные". Как вы уже догадались, использовали письмо в основном жрецы и специально обученные люди – писцы, ведь запомнить, как записать более 700 иероглифов и научиться их читать, причем гласных египтяне не писали, под силу было не каждому. Например, иероглиф ДОМ мог обозначать и слово "дом" и любое другое слово, где встречаются согласные "д" и "м". Поэтому тот человек, который мог читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом.

Писали же египтяне на различных материалах: камне, дереве, глиняных черепках. Но самое большое распространение получил папирус. Листы папируса обычно скрепляли друг с другом, а для того чтобы было удобнее хранить сворачивали в свиток. Длина свитков иногда достигала 45 метров.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Заполните пропуски в тексте. Для этого выберите пропущенные подходящие по смыслу слова.

Вся жизнь египтян зависела от (солнца, воды) поэтому самым главным богом египтяне считал бога (Солнца, луны) которого называли Ра, Амон, или Амон–Ра. Каждое утро Амон–Ра появляется на (юге, востоке) и плывет по небу на своей золотой Ладье. На голове бога ослепительно сияет солнечный диск. Вечером лодка Амона – Ра на (северном, западном) краю неба вплывает в ворота подземного царства, где бог света вступает в бой с богом (света, тьмы,) свирепым змеем, по имени Апоп.

Ответ: Вся жизнь египтян зависела от (солнца, воды) поэтому самым главным богом египтяне считал бога (Солнца, Луны) которого называли Ра, Амон, или Амон–Ра. Каждое утро Амон–Ра появляется на (юге, востоке) и плывет по небу на своей золотой Ладье. На голове бога ослепительно сияет (золотой, солнечный) диск. Вечером лодка Амона – Ра на (северном, западном) краю неба вплывает в ворота подземного царства, где бог (света, тьмы) вступает в бой с богом (света, тьмы) свирепым змеем, по имени Апоп.

Пояснение: Достаточно внимательно вчитаться в текст и можно легко выбрать правильный вариант ответа. В Египте очень много солнца, поэтому египтяне ему поклонялись, солнце встает на востоке. Если у бога солнца на голове может быть только солнечный диск, заходит солнце вечером на западе и наступает ночь, т.е. борьба с богом тьмы.

Наблюдая за повадками диких животных, древние египтяне получали научные знания об окружающем мире.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок- проект по истории Древнего мира в 5-м классе

Предметные: познакомиться с культурой Древнего Египта; особенностями древнеегипетской письменности и литературными произведениями; основными видами религиозных сооружений, с устройством пирамиды; знаменитыми храмами Древнего Египта; достижениями науки древних египтян.

Метапредметные: извлекать информацию из разного рода источников; развивать умение переводить текстовую информацию в опорный конспект и кратко преподносить информацию; ф ормировать умение самостоятельно строить рассказ на основе нескольких источников информации.

Личностные: воспитывать уважение к культурному наследию других народов, осознавая его как часть мировой культуры; развивать творческую активность; воспитывать чувство прекрасного, уважение к тем людям, создавшим шедевры мировой культуры.

Оборудование: учебник Андреевская Т.П. Белкин М.В. Ванина Э.В. М.: Вентана-Граф, презентация, материалы библиотеки Кирилла и Мефодия.

Опережающее задание:

Учащимся необходимо самостоятельно подобрать материал по данной теме.

2. Повторение изученного. Решение задач.

Вы знаете имена двух египетских фараонов – Тутмоса III и Хеопса.

- Подумайте, могли ли эти владыки Египта что-нибудь знать друг о друге. Обоснуйте вашу мысль.

Задача № 2. Самая древняя пирамида Джосера была построена около 2612 гг. до н.э., а пирамида Хеопса около 2504 гг. до н.э. Сколько лет прошло с момента постройки самой первой пирамиды . На сколько лет раньше была она построена по отношению к строительству пирамиды Хеопса.

3. Ход урока.

Мотивация к уроку.

- Давайте попробуем решить кроссворд. Угадав слова, мы узнаем о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке.

Учащиеся приходят к выводу, что на уроке мы будем говорить о культуре Древнего Египта. (записываем тему в тетрадь).

- Давайте вспомним, что такое культура?( Культура- достижения людей в разных областях).

Постановка целей.

- Попробуйте сформулировать цели нашего урока- что мы должны узнать на уроке? (учащиеся ставят цели: 1) узнать, какие научные знания возникли в Древнем Египте, как и где использовались.

2.Каковы достижения египтян в архитектурном строительстве?

3. Каковы особенности письменности? Какие литературные произведения созданы в Древнем Египте?)

- Ребята, а вы любите путешествовать?

- Есть ли среди вас те, кто побывал в Египте?

Каждый человек, собираясь в путешествие, хочет узнать – какие достопримечательности есть в данной стране и что можно посмотреть интересного.

Наш рекламный отдел состоит из 3-х подразделений, сотрудники которых расскажут о достопримечательностях Египта.

1 группа. Письменность и литература Древнего Египта.

2 группа. Пирамиды и храмы Древнего Египта.

3 группа. Научные знания Древнего Египта.

( Каждая группа получает карточки с заданиями, на которые по истечении некоторого времени должна будет дать ответ. А также группам заранее было предложено найти дополнительный материал по определённым темам. Этот материал необходимо будет представить на уроке)

Слово учителя: Народы Древнего Египта создали оригинальную, интересную и богатую культуру, многие ценности которой вошли в мировую сокровищницу.

Но сначала давайте с вами повторим правила групповой работы.

(Внимание детей переключается на доску, где написаны правила групповой работы. Дети читают вслух эти правила.)

4. Работа в группах .

1 группа. Письменность и литература Древнего Египта ( материал для подготовки- & 10 п. 1, 3, дополнительный материал, который дети искали самостоятельно).

Карточка с заданиями:

- Кто из богов по преданию даровал письмо древним египтянам?

- Когда зародилась письменность и сколько знаков содержало иероглифическое письмо ?

- Какие особенности египетского письма вы отметили?

- Кто имел возможность получить образование в древнеегипетской школе?

- Где находились школы в Древнем Египте и чему там учили?

- Какой материал использовали для письма?

- Назовите древнеегипетские литературные произведения и дайте им краткую характеристику.

- Оформите страничку в буклете согласно вашей теме.Отметьте свою работу в листах самооценки.

После выступления 1-ой группы проводится физминутка.

Встали дружно, потянулись

Богу солнца улыбнулись!

Богу ГЕБУ наш поклон

Многократным будет он.

Руки вверх к богине НУТ

Пусть немножко отдохнут.

Тело наше сделай круг

Повтори АМОНА путь

Готовы из знаний

Плести сотни сот

Поможет нам в этом

Бог мудрости ТОТ.

2 группа. Пирамиды и храмы Древнего Египта ( материал для подготовки: & 10 п. 4 и дополнительный материал, который готовили учащиеся).

Карточка с заданиями:

- Назовите самые известные пирамиды Египта. Когда они были построены?

Расскажите как, кто и с какой целью строили пирамиды?

- Расскажите что вам известно о сфинксах.

- Перечислите известные храмы Древнего Египта. Когда и при каком фараоне они были построены?

- Дайте описание храма (изнутри и снаружи).

- Из чего изготавливали краски для росписи пирамид и храмов?

- Каковы особенности изображения фараонов ?

- Расскажите о самых известных статуях фараонов, возведённых в храмах Древнего Египта.

- Оформите страничку в буклете согласно вашей теме. Отметьте свою работу в листах самооценки.

3 группа. Научные знания Древнего Египта ( материал для подготовки : & 10 п. 2, 3 и дополнительный материал, который готовили учащиеся)

Карточка с заданиями:

- Какие науки имели развитие в Древнем Египте?

- Назовите достижения египтян в математике, медицине, астрономии.

- Что из достижений древних египтян используется в наше время?

- Оформите страничку в буклете согласно вашей теме. Отметьте свою работу в листах самооценки.

5. Закрепление изученного.

- Дополните предложения. Сегодня на уроке я…

- больше всего мне понравилось…

- Какой материал урока был вам уже известен? Что нового вы узнали на уроке? А хотелось бы ещё узнать что- то по этой теме?

6. Выставление оценок за работу. (используем листы самооценки)

7. Домашнее задание.

Базовый уровень- Прочитать параграф и ответить на вопросы к тексту.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказать учащимся об особенностях мировоззрения древневосточного человека.

Продолжить формирование умений анализировать исторические факты на элементарном уровне. Формировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника.

Способствовать формированию интереса учащихся к культурному наследию древних стран, в частности стран Древнего Востока, подвести их к пониманию существования универсальных моральных норм и принципов в религиозном наследии древнейших культур. На примере понимания древним человеком неразрывной связи человека с природой подвести учащихся к осознанию необходимости бережного отношения к ней, как основного условия сохранения нашей цивилизации.

Тип урока: урок изложения нового материала.

Основные факты и понятия

XIV век до н. э. – религиозная реформа Эхнатона. Объявление Атона верховным богом Древнего Египта.

Миф – представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов; общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов и т. д.

Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества, содержащая элементы религии, а также наука о мифах.

Религия – одна из форм отражения действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях. Главным, определяющим признаком религии является вера в реальность сверхъестественного.

Культ – Один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Преклонение перед кем- или чем-либо.

Жрец – служитель культа.

Фараон – титул египетских царей.

I. Организационный момент.

1. Подготовка устного ответа по карточке.

Для этого вспомни:

Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?

Как было вооружено войско фараона?

Как выглядели боевые колесницы?

Что привозили из походов их участники?

Каковы были результаты походов для фараона, военачальника и рядовых воинов?

Примерный ответ учащихся: Фараоны организовывали военные походы для того, чтобы расширить территорию своего государства, обогатиться. Войско фараона имело на вооружении копья, топорики, луки, дротики. Наконечники этого оружия были сделаны из бронзы. Угрозой для врага была египетская конница, которой управлял колесничий, а другой воин отстреливался. Из походов привозили все ценное, а главное – рабов. Таким образом, фараоны, вельможи в походах обогащались, а рядовые воины ничего не получали.

2. Индивидуальная работа. Письменно на листочках.

- Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом или левом столбиках пропущенные строки.

2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы

4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня,

6. Специалист по строительству зданий.

8. Сбор в пользу государства.

Ответы: 1 – место, где река делилась на несколько рукавов; 2 – папирус; 3 – повелитель всего Египта; 4 – крестьянин; 5 – ремесленник; 6 – архитектор; 7 – вера в сверхъестественные существа; 8 – налог.

Работа с классом по карте.

- Где находится Египет? (Северо-восточная часть Африки.)

- В какие страны совершали походы фараон Тутмос III со своим войском? (Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину, Сирию. Финикию.)

4. Беседа по вопросу.

- Почему говорят, что военные походы фараонов постепенно приводили к ослаблению царства? (1. Погибало много простых жителей Египта, участки земли не кому было обрабатывать, рабов они себе приобрести не могли. 2. Огромное количество рабов в стране – это источник недовольства властью, своим положением. В любой момент они могут поднять восстание.)

5. Заслушивается устный ответ по карточке, дается отзыв на ответ. Собираются на проверку индивидуальные задания.

III. Переход к изучению новой темы.

Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их и их ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы можно сделать на основе этих данных?

Главный вывод: у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования.

Задача для учащихся: Какие религиозные верования существовали у древних египтян?

IV. Изучение новой темы

1) Боги древних египтян.

2) Погребальные обряды египтян.

3) Религиозные верования древних египтян.

4) Религия и власть фараона.

На доске написана тема урока.

Египтяне были язычниками, то есть поклонялись множеству богов. Согласно верованиям египтян, различные силы природы находились в подчинении у различных богов. Одним из важнейших божеств был бог Ра – бог солнца, который также считался хранителем фараона. Большое значение придавалось и богу подземного царства Осирису: каждый умерший переходил в подчинение к этому богу.

Боги изображались в виде животных или людей с головами животных. Египетские боги и богини часто выступают в образе того или иного животного, что является пережитком первобытной эпохи, подобное представление о богах очень удивляло греков, попадавших в Древний Египет. Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этим животным.

Современные исследования доказали, что почитание животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе человека. Таким образом, египетская религия сохранила черты глубочайшей древности.

2. Работа с текстом учебника.

- Прочитайте п.2 §10 (стр. 49-50) учебника.

- Выясните, какие боги существовали у древних египтян?

- Заполните таблицу в тетрадях.

Какие силы природы и занятия они отражали?

1. Ра, Амон, Амон-Ра

Покровительница женщин и их красоты

3. Работа с текстом учебника.

- Прочитайте п.3 §10 (стр. 50-51) учебника.

- Какое явление природы получило отражение в этом мифе?

4. Рассказ учителя.

Тело умершего бальзамировали – натирали специальными мазями. Затем мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики – саркофаги. Чем знатнее был умерший тем больше было саркофагов, вставляемых друг в друга. Верхним саркофагам придавались черты умершего. Саркофаг помещался в специальной гробнице-пирамиде (для фараонов), или пещере (для вельмож). Гробницу начинали строить еще при жизни знатного египтянина. Иногда строительство длилось десятки лет. Рядом с саркофагом клали вещи необходимые для жизни в загробном мире. Чтобы гробницу не обокрали - вход в нее замуровывали, а внутри строили ловушки.

5. Решение задачи.

- О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существуют между религией и государственной властью? (Египтяне верили, что фараон не просто человек, а могущественный бог, сын бога Ра. Солнца. Бог Солнца – царь среди богов, фараон (его сын) – царь среди людей. Между религией и государственной властью существует самая тесная связь. Религия – важнейшая опора государственной власти в Египте.)

6. Рассказ учителя.

Жреческое сословие в Египте всегда находилось в тесном единении с государством. Жрецы составляли отдельную, относительно замкнутую корпорацию, вся их жизнь была подчинена, даже в мелочах, нормам старинного устава. Этим уставом жрецам разрешалось носить только полотняную одежду и лишь плетеную обувь – сандалии. В остальном же одежда жрецов была различна и зависела от положения, занимаемого каждым отдельным лицом в жреческой иерархии. Роскошь, которая начала распространяться в Египте, коснулась и этого сословия.

Жрецы могли надевать шкуры не всех животных, этот элемент одежды был также регламентирован, так шкуру леопарда, наброшенную на правое плечо, носили жрецы Анубиса. Помимо шкуры леопарда жрецам было позволено носить шкуры тигров и пантер, которые изначально считались необходимой принадлежностью одежды высших сословий, и до окончательного падения древнеегипетского государства служили знаками отличия высших жреческих должностей как одеяние, освященное древностью.

Вообще в Древнем Египте шкура животного являлась важнейшим символом внешнего превращения, с помощью которого человек хотел указать, а затем и получить, в конечном счете, изменение внутреннее. Шкура же при этом – символ переходной стадии.

Жрецы составляли определенный коллектив, который традиционно принято называть клиром, главной целью которого было "обслуживание" того или иного божества.

V. Закрепление изученного на уроке.

Беседа по вопросам.

- Какие религиозные верования существовали у древних египтян?

- Какая связь существует между религией и государственной властью? (Религия–опора государственной властью).

- Представьте себе, что вы попали в Древний Египет. По дороге навстречу вам идут несколько человек. По каким внешним признакам вы могли бы узнать в одном из них жреца?

VI. Итог урока.

Домашнее задание:

Прочитать §10 учебника.

І. Опрос домашнего задания.
ІІ. Объяснение нового материала.
ІІІ. Закрепление.
Так как тема урока сложна, целесообразно провести фронтальный опрос.

  1. Как называется страна Древнего Востока, которую мы изучаем? (Египет)

Ученик рисует меловую схему

  1. Египет – так называется страна, которая располагалась… (С – В Африке)
  2. Какие два моря омывают Египетское государство? (Средиземное и Красное моря)
  3. Первой столицей Египта был город…(Мемфис)
  4. Царей древнего Египта называли… (Фараон)
  5. Когда образовалось единое государство? (3 тыс. лет до н.э.)
  6. Подсчитайте, сколько лет назад это было?


  1. Самые крупные завоевания совершил фараон… (Тутмос ІІІ) около…(1,5 тыс.) лет до н.э.
  2. Войсками фараонов были завоеваны в Африке… (Нубия) богатая золотом, в Азии богатые залежами медной руды… (Синайский) полуостров и страны (Палестина, Сирия, Финикия)
  3. У Египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из… (бронзы). Так называется сплав… (меди + олова)

а) Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Это верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта. Наряду с ними у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.
Задание:
В ІІІ тыс.л. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие и бог солнца стал одним из главных богов египтян. Как одно связано с другим? ( Египтяне поняли, что солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Однако они не знали, что солнце раскаленное небесное тепло и верили в то, что солнце – это бог.)
Работа с аппликацией. Прикрепляют изображение богов, по мере рассказа о нем.



Выставление оценок.
Домашнее задание &10,вопросы, опорный сигнал.

Читайте также: