Религиозные праздники конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Цели урока: Систематизация и обобщение знаний о праздниках в религиях мира: православных, мусульманских, иудейских и буддийских.

  • Закрепить знания обучающихся о многообразии праздников в религиях мира;
  • Воспитать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира, воспитывать толерантное отношение к различным религиям; пробуждать интерес культуре разных народов и их истории; расширить кругозор учащихся.

У: Ребята, вспомните, пожалуйста, тему нашего прошлого урока? О чем мы говорили? Слайд

Д:Мы изучали тему “Праздники в религиях мира” рассмотрели, какие праздники являются главными в каждой религии.

У: Какова цель нашего урока?

Сегодня на уроке мы с вами закрепим полученные знания и оправимся в мир разнообразных и удивительных религиозных праздников.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Вопросно-ответная беседа.

- Ребята любите ли вы праздники?

- Какие ассоциации возникают при слове праздник?

(радость, веселье, подарки, угощенья, отдых)Слайд.

Что такое праздник?

ПРАЗДНИК - нерабочий день, день радости, установленный в честь какого-либо события.( словарь (Ожегова). А мы с вами рассматриваем праздники в религиях мира. Но и религиозные праздники тоже посвящены какому-нибудь событию.

Работа в парах. Ученики друг другу рассказывают об одном из праздников.

Работа в группах. (распределение групп)

Заполните таблицу “Праздники религий мира”. Для этого работайте в группах.

- У всех ли правильно получилось? Запомнили названия праздников?

Проверьте сами. Слайд

- Наверное, у всех всё получилось, ведь группой работать легче.

1. Работа в группах.

Чтоб подробнее познакомиться с этими праздниками, поработаем в группах.

  • 1 группа - буддизм Дончод-хурал
  • 2 группа – буддизм Сагаалган
  • 3 группа – иудаизм Песах
  • 4 группа – иудаизм Шавоут
  • 5 группа - Рождество
  • 6 группа – христианство( православная) – Пасха
Название праздника
Дата, время года
Какому событию посвящено
Символы, традиции

Буддизм – одна из самых древних мировых религий. Какие же основные праздники у них? Сагаалган и ДанчодХурал.Слайд

- Сагаалган, Праздник отмечается как начало весны и Новый год по монгольскому лунно-солнечному календарю. Отмечается не ранее 21 января и не позднее 19 февраля.

Основой всех буддийских обрядов праздника Сагаалган было избавление от грехов и скверн, накопленных в предыдущем году. Одним из главных ритуалов до сих пор является однодневный пост, сопровождаемый церемонией сожжения "сора" - чёрной пирамидки, символизирующей накопленное зло. Слайд

Согласно буддийской традиции, Будда перед уходом в нирвану призвал к себе всех животных, однако с ним проститься пришли лишь - Мышь, Корова, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака и Свинья. В благодарность Будда им вручил каждому по одному году управления , причем годы были даны именно в таком порядке, в каком животные пришли к Будде. Так появился знаменитый 12-летний “цикл животных” Слайд

- День рождения Будды ( Дончод-хурал) - самый важный буддийский праздник, отмечаемый в день полнолуния второго месяца лунного календаря. В июне. Буддисты верят, что в этот день более 2,5 тысяч лет назад в разные годы произошло три события: рождение Будды, достижение им Просветления в 36 лет и уход в Нирвану на 81 году жизни. Слайд

Празднование Дня рождения Будды продолжается неделю. В это время в монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются бумажными фонариками и гирляндами из цветов. На территории храмов, вокруг священных деревьев и ступ расставляются масляные лампадки. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды. После окончания праздничного молебна в День рождения Будды миряне устраивают угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки.Слайд

Иудаизм

Песах - праздник весны и свободы, в память о массовом исходе евреев из Египта (около 3300 лет назад) - одном из важнейших, значительнейших событий еврейской истории. Традиция связывает название "песах" с тем, что Бог "прошел" мимо домов евреев в то время, когда Он наказывал египтян за отказ фараона отпустить еврейский народ. Главная особенность Песаха - заповедь есть пресный хлеб - (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное ("хамец"). Маца - тонкая пресная лепешка, весь процесс выпечки ее с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы. Маца - напоминание о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.Слайд.

Праздник начинается 15 числа месяца нисана (март-апрель) и длится 7 дней в Израиле и 8 дней в странах диаспоры.

В вечер наступления Песаха проводится праздничная трапеза по специальному, освященному веками ритуалу ("седер" - "порядок", ивр.). Читается ПасхальнаяАгада - рассказ об исходе из Египта. Трапеза сопровождается особыми молитвами, благословениями, песнопениями.

- Шавуотили Седьмица (Пятидесятница) – большой иудейский праздник. В Шавуот празднуется дарование еврейскому народу Торы на горе Синай приИсходе из Египта.

За пределами Земли Израильской праздник отмечается 2 дня. Шавуот - один из паломнических праздников. В древности в этот праздник в Храме жертвовали пшеницу нового урожая, первые плоды, фрукты. В наше время в праздник Шавуот в синагогах принято читать рассказ о даровании Торы, текст заповедей и повествование о законах празднования Шавуот в Храме. Существует также традиция в канун Шавуотавсю ночь читать Тору.

Праздничная трапеза в Шавуот обязательно включает молочную пищу. Этот обычай связан с днём вручения Торы. Считается, что вернувшись в лагерь от горы Синай, евреи ели именно молочную пищу. С тех пор в праздник Шавуот перед обедом едят что-либо молочное, и лишь затем подают другие праздничные блюда.

Рош-Гашана - Новый год по еврейскому календарю (первые два дня месяца Тишрей, - обычно в сентябре, иногда октябре по еврейскому календарю). С этого дня начинается 10 - дневный период духовного самоуглубления и покаяния. Эти дни называют "десять дней тшува" (буквальный перевод с иврита - "возвращение") - возвращение к Богу. Их называют также "Десять дней раскаяния" или "Дни трепета". Считается, что в Рош-Гашана решается судьба каждого человека на год вперед. В первую ночь праздника евреи приветствуют друг друга добрым пожеланием: "Да будете Вы записаны и подписаны на хороший год в Книге Жизни!" В своих молитвах, обращенных к Всевышнему, люди просят ниспослать им, их семьям, всему народу мир, хорошее здоровье и удачу в делах.

В Рош-Гашана в синагогах принято трижды трубить в шофар (особо обработанный бараний рог). Звук шофара должен напомнить о трубном гласе на Синайской горе, призвать всех и каждого к покаянию. Верующие в этот день облачены в светлые одежды. Во время праздничной трапезы принято обмакивать халу или яблоко в мед

Православные

Из истории праздника Рождество. Слайды

Иудеи были тогда под властью римлян. Император Рима приказал переписать всех людей Палестины. Для этого каждый житель должен был явиться в город, откуда начался его род. Иосиф и Мария отправились в Вифлеем. Но в городе все дома были уже заняты, и они остановились в пещере, где зимой пастухи прятали от ветра скот. Там Мария без мук и страданий родила своего Младенца. Она спеленала Его и уложила в ясли — кормушку для овец. Сияющий Младенец тихо лежал на соломе в тёмной пещере, а Иосиф, вол и ослица согревали его своим дыханием. Так совершилось великое событие — рождение Спасителя. Это было более двух тысяч лет назад.

Пасха - это самый главный праздник в году. К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом - временем покаяния и духовного очищения. Пасхальную радость невозможно пережить во всей полноте, не постившись, хотя бы и не так строго, как предписывают монашеские правила.

На Руси традиция отмечать Пасху появилась в Х веке вместе с приходом христианства. Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном Богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, оно очень торжественное и радостное. В православных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом - большинство церквей в пасхальную ночь переполнены. Уже после окончания службы верующие "христуются", т.е. приветствуют друг друга целованием и словами "Христос воскресе!" и "Воистину Воскресе!". Слайды

Празднование Пасхи продолжается сорок дней - ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе - самой торжественной - ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры. Пасха - это семейный праздник, поэтому вокруг праздничного стола собираются самые близкие люди.

Многие не знают зачем и почему яйца вообще красят и почему в именно красный цвет. На этот счет есть много версий, но я расскажу только одну из них. По древнему церковному преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина (одна из двенадцати апостолов) преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре по вознесении Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе". Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Красная окраска яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения.

Итак, Пасха - это несомненно семейный, радостный и красивый праздник, где вся семья должна собраться за столом, разделить общую радость праздника и стать еще более крепкой и дружной семьей, чего мы вам и желаем!

Праздник Троицы по-иному ещё называют Пятидесятницей, т.к. именно в пятидесятый (50) день после Пасхи.Слайд

Праздник Троицы в народе называют "зелёным", "изумрудным", летним праздником. Потому что праздник Святой Троицы - это праздник обновления жизни, праздник зелени: на Троицу принято храм Божий и дома украшать ветвями клена, сирени, берез, ив, луговыми травами, цветами. На Троицу и после неё уже нельзя было петь веснянки, зато на Троицу принято пускать венки из цветов по воде.

Считалось, что весна и лето по-настоящему вступают в свои права только с праздника Троицы. По-настоящему верующие христиане, соблюдающие церковные каноны, знают, что в период с Пасхи и до Троицы нельзя ни молиться на коленях, ни совершать земные поклоны до земли. Но уже в сам праздник Святой Троицы вечерняя служба в храме Божьем частично совершается на коленях - на коленях читаются три православные молитвы Василия Великого, с помощью которых православные люди просят у Духа Святого прощения грехов, исповедаются и просят о просвещении грешных душ.

Благодаря подвигу Сына Божьего Иисуса Христа праздник Святой Троицы символизирует, что душа каждого из нас может "расцвести" пышным цветом Любви, Добра, Веры и Надежды.

Ислам

- Курбан-байрам (Праздник жертвоприношения) - мусульманские праздник окончания хаджа, отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца исламского лунного календаря (зуль-хидж) в память жертвоприношения пророка Ибрахима и через 70 дней после праздника Ураза-байрам.
Как повествуется в Коране, к пророку Ибрахиму во сне явился Архангел Джабраил и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву его единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где сейчас находится Мекка, и начал приготовления. Его сын, будучи послушным отцу и Богу, не сопротивлялся. Однако это оказалось испытанием от Аллаха. Когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не резал. И тогда ангел Джабраил в качестве замены жертвы дал пророку Ибрахиму барана. Курбан-байрам является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне праздника паломники восходят на гору Арафат, а в день Курбан байрама совершают символическое побитие шайтана камнями и таваф (обход вокруг Каабы).

- Один из крупных праздников ислама Ураза-байрам отмечается в честь окончания поста в месяц рамадан. В соответствии с традицией ислама, именно в этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммеду первые стихи Корана. Праздник начали отмечать в 624 году.

Накануне праздника Ураза-байрам собираются обязательные платежи (закят) мусульман в пользу общины, также малоимущим членам общины раздаётся закятуль-фитр - обычно это продукты питания, но возможна и денежная помощь. В праздник Ураза байрам мусульмане совершают в мечети коллективную молитву. После чего верующие поздравляют друг друга, дарят подарки, идут в гости или приглашают к праздничному столу. Праздник Ураза байрам продолжается три дня. В это время также принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших.

- Для проверки и закрепления, сейчас проведём тестирование.

Работа с маркерными досками для обратной информации.

Тест на экране. Дети показывают правильный ответ , записывая маркером на дощечках

Тест “Праздники в религиях мира”

1. Как называется праздник Воскресение Христово?

2. Как называется праздник — день рождение Иисуса?

3. В какой день недели всегда происходит Пасха?

а) на пятницу

б) на воскресенье

в) на субботу

4. В какой день христиане празднуют Рождество Христово?

5. Главный праздник мусульман?

6. Какой малый мусульманский праздник Вы знаете?

7. В честь какого события празднуется малый праздник?

а) в честь окончания 30-дневного поста в месяц рамадан

б) в честь начала поста

8. Маулид – это праздник

а) день рождения пророка Мухаммеда;

б)священный месяц, начало нового года;

в) ночь чудесного вознесения пророка на небеса.

9. Песах — это главный праздник

10. Что едят во время праздника Песах?

11. С какой историей связано, что именно этот продукт едят иудеи во время праздника Песах?

а) в магазинах не продают другие продукты

б) не хотят готовить другую пищу

в) бежали в спешке из Египта и не успели заквасить тесто

12. От какой пищи принято воздерживаться во время праздника Шавуот?

а) от молочных продуктов

б) от рыбы

в) от мяса

V. Домашнее задание.

- Расскажи членам семьи и друзьям о понравившемся религиозном празднике.

Рефлексия

Наш урок подходит к концу.Давайте сейчас каждый для себя определит, с какой целью он прошел. Давайте вернемся к теме и цели нашего урока, и сделаем вывод.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Автор: Коротеева Александра Владимировна

Тип урока: открытие нового знания

Цель: осознать ценность праздников в иудаизме, христианстве, исламе, буддизме и уважительного отношения к традициям религиозных праздников.

- познакомить детей с праздниками в разных религиях мира;

- расширить представление о многообразии праздников в религиях мира;

- способствовать воспитанию доброжелательности, уважения к традициям представителей различных религий.

Метапредметные целевые ориентиры:

- способствовать формированию умений смыслового чтения;

- способствовать работа с информацией, представленной в разном виде (текстовая, графическая, в табличном виде);

- совершенствовать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-способствовать становлению коммуникативных навыков и культуры выражения мысли;

– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- развитие коммуникативных умений работы с учителем и одноклассниками;

- развитие умения строить монологический рассказ и культуры выражения мысли;

- способность принимать и сохранять учебные цели и задачи.

Предметные:
- формирование представлений о религиозных праздниках, поздравлениях, подарках.

– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа.

Используемая технология: РКМЧП

Основные термины и понятия: Рождество, Сочельник, Крещение, Пейсах. Шавуот. Суккот. Ханука. Пурим. Рождество. Пасха. Вознесение. Троица. Курбан-байрам. Урза-байрам. Вишакха. Пуджа. Дунчод-хурал. Салгаалган.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебное пособие, тексты.

Форма работы: фронтальная, парная, групповая.

Методы: беседа, наглядные, эвристический.

- Ребята, какой сегодня прекрасный день! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Пусть этот урок подарит вам радость открытия новых знаний и радость общения.

- Совершенно, верно. Скажите, пожалуйста, что для вас означает слово праздник? Поработайте в группах и найдите определение этого слова в толковых словарях.

- Прочитайте, пожалуйста, определение праздника из школьного толкового словаря, из словаря Ожегова.

Сегодня мы будем вести разговор о праздниках, но в рамках нашего предмета, догадайтесь о каких праздниках пойдет речь?

Вы правы! Тема нашего урока: Праздники в религиях мира.

Пары работают со словарём

3. Актуализация опорных знаний

- То, что еще необходимо нам выяснить по теме, мы с вами узнаем, выполнив следующее задание.

Работаем в группах.

- Прочитайте предложения. После каждого предложения, поставьте знак. Объясни свой выбор. Дай правильный ответ.

Работают в группе

(См. приложение 1.)

4. Постановка проблемы и формулирование целей урока.

- Проверяем по цепочке, по вопросу на группу. (Читает вопрос – дает ответ).

- В каком предложении появился вопрос? Что нам необходимо выяснить?

-Попробуйте сформулировать, пожалуйста, цель урока.

Зарядка для глаз по схеме.

6. Основной этап

Работать сегодня будем в 4-х группах, по плану на слайде, каждая из которых будет представлять одну из мировых религий.

На доске сводная таблица

-Расскажите остальным ребятам, о том, что узнали о праздниках в вашей религии.

- Я сегодня готовилась к встрече с вами и задумалась вот над таким вопросом: зачем человеку нужны праздники. Вы как думаете?

- Праздник должен быть у каждого. В какой бы ситуации не находился человек для праздника, всегда должны найтись время, место, возможности. Да, да — именно должны, потому что без праздников это будет не жизнь человека, а существование робота. Праздники появились вместе с появлением самого человека, и ни войны, ни засуха, ни что не могло отменить праздника. Тот, кто думает, что праздники не нужны – скучный человек, который, как в болоте, погряз в серых буднях и своих проблемах. Такого человека нужно срочно спасать и подарить просто так большой букет цветов или что-то столь же приятное. Праздники – это всегда надежда, радость, положительные эмоции. Все люди всегда ждут хорошего.

- На любой праздник мы стараемся дарить подарки. Несмотря на свою веру. Ведь может буддист подарить подарок в свой праздник христианину, а христианин – буддисту? Конечно, да. Да и подарки не должны быть дорогими.

- А зачем мы дарим подарки?

Самое главное назначение подарков в разных религиях мира – оказать внимание родным, друзьям, взрослым и детям, у которых беда или грусть. Подарить им праздничное настроение и веру в будущее.

- дети озвучивают свои ответы

Представители от групп заполняют таблицу у доски.

Слайд 3 – зачем человеку праздники?

(см. приложение 2)

- Итак, давайте вернемся к нашим предложениям.

Изменились ли ваши ответы в конце урока? Почему? На все ли вопросы мы нашли ответы?

Хотите проверить свои знания? Предлагаю тест-слайд: на каком празднике вас угостят этими блюдами?

На каких праздниках вам хотелось бы побывать? Почему?

1 уровень. Расскажи членам семьи и друзьям о понравившемся религиозном празднике.

2 уровень. Найти пословицы и поговорки о праздниках!

- Нарисовать праздник (на выбор)

– - думаю иначе (есть ошибка)

? - есть вопрос (не знаю)

В каждой религии свои праздники?

Самый главный религиозный праздник у христиан – Пасха?

Сагааган – буддийский Новый год?

Иудеи в праздник ставят на стол горькие травы?

Курбан-байрам – праздник жертвоприношения?

В праздник Шовуот можно кушать только молочные продукты?

Символ пасхи – крашеные яйца?

Пейсах. Шавуот. Суккот. Ханука. Пурим.

Песах - еврейская Пасха. Песах - центральный иудейский праздник. Начинается на 15-й день весеннего месяца нисан. В Израиле Песах - семидневный праздник, первый и последний дни которого - полноценные праздники и нерабочие дни. За пределами Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два - полноценные праздники.

Слово песах (пасха) означает "прохождение мимо".

На основании предписаний Торы в праздник Песах каждый должен был совершить паломничество в Иерусалимский Храм.

Суккот - веселый праздник. Суккот - один из трех паломнических праздников, во время которого трижды в году, в период существования Храма, весь израильский народ собирался в Иерусалиме. У этого праздника есть несколько названий: праздник шалашей (кущей), праздник сбора урожая, конец странствий по пустыне, праздник человечности и мира, праздник черпания и возлияния, с просьбой дождей для будущего урожая. Праздник Суккот выражает связь еврейского народа со своей страной, со своим историческим прошлым. Если все прочие праздники отмечаются дома, в кругу семьи, то в Суккот евреи покидают дома и живут в шалашах, специально построенных для этого дня на улице, под открытым небом. Шалаш строится в память о странствиях еврейского народа в пустыне в течение 40-а лет.

Шаббат - в иудаизме седьмой день недели (приходится на субботу), в который Тора предписывает воздерживаться от работы.
Шаббат начинается в пятницу вечером с праздничного ужина при зажженных свечах, после чего последующие 24 часа отделяются для общения со Всевышним. Это является еженедельным, установленным Им временем свидания для встречи с Его народом.
В Шаббат нельзя готовить горячую еду, и чтобы насладиться хорошим вкусным и главное горячим обедом нужно приготовить горячую еду до наступления Шаббата и держать ее в горячем состоянии до обеда в Субботу. Вот тут и проявляется вся изобретательность еврейских хозяек. Отсюда и берут корни очень многие известные еврейские блюда - чолнт, цимес, кугол. Это блюда, которые могут стоять долго в тепле и от этого только становятся вкуснее.

Курбан-Байрам - праздник жертвоприношения ради Всевышнего Бога. Это самый большой мусульманский праздник. Курбан-Байрам завершает собою обряд Хаджа - паломничества к святыням Ислама. Главным обрядом дня Курбан-Байрама является жертвоприношения животного ради Всевышнего Бога. Мясо жертвенного животного, согласно предписанию, делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью мусульманин может оставить себе. Таким образом, принесенная жертва не только способствует духовному очищению жертвователя, но и обеспечивает на некоторое время пропитание бедной части мусульманской общины.

Ураза-байрам - мусульманский праздник, отмечается в первый день месяца Шавваля. Этим днем завершается священный месяц поста Рамадан. Этот праздник называется малым праздником в противоположность большому празднику - празднику жертвоприношения. В праздник дарят подарки, обмениваются традиционными блюдами с ближайшими соседями; очень важно в дни праздника собрать вместе всех своих родственников. После торжественного богослужения верующие посещаются кладбище - помянуть умерших. Семьи умерших за последний год устраивают поминки с приглашением муллы, родственников и близких. Праздник отмечается очень радостно и с большими надеждами на счастливое существование в следующем году. В дни разговенья устраиваются ярмарки, на которых народные певцы, танцоры, кукольники, жонглеры и др. показывают красочные представления. Идет оживленная торговля на базарах, для молодежи и детей устраиваются качели.

Вишакха. Пуджа. Дунчод-хурал. Салгаалган.

Дончод или Весак— буддийский праздник в честь рождения, просветления и смерти (ухода в паринирвану) Гаутамы Будды. В центре внимания праздника — просветление Гаутамы Будды, знаменующее собой переломный момент в познании истины. В этот день принято украшать местные храмы и с наступлением темноты зажигать фонарики, что символизирует просветление, приходящее в этот мир. Фонарики для Весака делаются из бумаги на лёгком деревянном каркасе. На территории храмов вокруг деревьев Бодхи и ступ принято расставлять масляные лампы. Люди посылают своим друзьям открытки, на которых, как правило, изображаются памятные события из жизни Будды.

Люди также посещают местные храмы и монастыри, слушают молитвы и медитируют в течение всей ночи, то есть обращаются к обряду. В традиции тай принято обходить вокруг монастыря три раза, в честь Будды, дхармы и сангхи (трёх драгоценностей). В дни праздника также поощряется дана как свидетельство милосердия. Миряне, как правило, приносят в монастырь или храм обильное угощение. этот праздник не считается праздником света.

Рождество. Пасха. Вознесение. Троица. Крещение.

Рождество христово, великий христианский праздник, установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме Ввиду литургического воспоминания и празднования важнейшей тайны (наряду с пасхальной) спасения человеческого рода — Боговоплощения и пришествия в мир Сына Божия, рожденного во плоти, — является одним из самых значительных дней литургического года и одним из главнейших праздников в большинстве христианских конфессий. В настоящее время почти все христиане (за исключением Армянской Церкви) празднуют его 25 декабря (в соответствии с принятым в той или иной общине календарным стилем; в большинстве приходов Русской Православной Церкви это 7 января по новому стилю).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Митрофанова Татьяна Петровна.

-формирование у учащихся первоначальных представление о роли церковных праздников, заключенных в них духовно – нравственных ценностей.

• Развивать умения и навыки работы с разными источниками информации, понимание их культурологического смысла.

• Обогатить духовный мир учащихся.

• Воспитывать любовь к малой родине, уважение к верованиям и традициям русского народа.

7. План урока с хронометражём:

Ориентировочно-мотивационный этап.

Мотивация-1мин.

Актуализация-5мин.

Постановка учебной задачи-2 мин.

Операционно-исполнительский этап.

Открытие нового знания-15 мин.

Первичное закрепление -3 мин

3.Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой- 5 мин.

4. Включение полученного знания в систему знаний.-10 минут.

III. Рефлексивно-оценочный этап-4 минуты

ЛИЧНОСТНЫЕ. У учащихся будут сформированы: положительное отношение и интерес к изучению темы; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе; осознанные нравственные ценности; осознанное положительное отношение к культурным и религиозным ценностям.

ПРЕДМЕТНЫЕ. Учащиеся будут иметь представления: об основных христианских богородичных праздниках.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. Регулятивные. Учащиеся научатся на доступном уровне: осознавать цели и задачи изучения темы; планировать свои действия для реализации задач, распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая общий план действий и конечную цель;

Познавательные. Учащиеся научатся: находить необходимую информацию в учебнике понимать информацию, представленную в виде презентации Православного календаря.

Тип урока: урок изучения нового материала

Основные понятия: христианский праздник, богородичные праздники, православие.

Межпредметные связи: история, литературное чтение, музыка.

Ориентировочно-мотивационный этап.

1.Мотивация-1мин.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книга, ручка и тетрадка.

Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. пожелайте соседу удачи.

2. Актуализация-5 мин.

Учитель: Ребята, вашему вниманию я предлагаю канон, в котором ответ на вопрос можно легко и быстро найти, установив связь между его элементами.

(Дети:Рождество Господне.)

Учитель: Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?

(о праздниках)

Приходилось ли тебе бывать в православном храме на празднике? Расскажите об этом.

(дети рассказывают)

Учитель: На доске вы видите названия праздников. Подумайте , на какие 2 группы вы их можете разделить?( На доске-Крещение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, Преображение Господне, Рождество Пресвятой Богородицы, Рождество Господне, Введение во храм Пресвятой Богородицы)

(Праздники в честь Господа Иисуса Христа и праздники в честь Пресвятой Богородицы.)

Учитель: На столах у вас лежит справочный материал с названием и днями празднования Христианских праздников на этот год. Это двунадесятые и великие праздники. Красным цветом отмечены –двунадесятые праздники, чёрным- великие.

Двунадесятые праздники (

7.01 Рождество Христово

14.01 Обрезание Господне по плоти

19.01 Святое Богоявление. Крещение Господне

15.02 Сретение Господне

7.04 Благовещение Пресвятой Богородицы

12.04 Пасха – Светлое Христово Воскресение

21.05 Вознесение Господне

31.05 День Святой Троицы. Пятидесятница

7.07 Рождество Иоанна Предтечи

12.07 Апостолов Петра и Павла

19.08 Преображение Господне

28.08 Успение Пресвятой Богородицы

11.09 Усекновение главы Иоанна Предтечи

21.09 Рождество Пресвятой Богородицы

27.09 Воздвижение Креста Господня

14.10 Покров Пресвятой Богородицы

4.12 Введение во храм Пресвятой Богородицы

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о праздниках в честь Пресвятой Богородицы. Найдите в справочном материале эти праздники.(Дети работают со справочным материалом)

3. Постановка учебной задачи-2 мин.

Учитель: Попробуйте сформулировать цель урока.

(Цель урока: повторить известные нам праздники, узнать о новых торжественных религиозных датах, Богородичных праздниках)

(Цель прописывается на доске)

Операционно-исполнительский этап.

Открытие нового знания-15 мин.

Учитель: Богоро́дичные пра́здники – дни церковного календаря, посвященные особенному прославлению Божией Матери. Начало почитания различных событий из жизни Богородицы прослеживается уже в древности. 4 важнейших богородичных праздника, касающихся основных событий жизни Пресвятой Богородицы (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), были со временем включены в число двунадесятых праздников. Из праздников в честь отдельных событий из жизни Божией Матери на Востоке первыми возникли Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы. Благовещение стали праздновать, как полагают, в IV в. что также связано с распространением празднования Рождества Христова.

Учитель: Моими помощниками сегодня на уроке будут ребята нашего класса, посещающие воскресную школу при нашем храме Воскресения Христова и их родители. Они, работая способом творческого проектирования, создали Православный календарь. Ваша задача их внимательно послушать, а потом работая в группах и опираясь на полученные знания, а также, используя учебник, вы должны будете защитить один из Богородичных праздников.

(Презентация Православного календаря.)

Учитель: Почему же так радостен этот праздник?

Ответ дается в праздничном молитвенном песнопении, который называется тропарь. Давайте его послушаем.(Дети слушают праздничный тропарь)

Учитель: - Этот праздник был первым предвестием будущего спасения людей. (Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предоставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова – явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.

Учитель: – Что значит имя Мария?

Учитель: (слайд 7) Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через которую будет даровано спасение всему миру.

(Презентация Календаря.)

Мы узнали, что праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм впервые зафиксирован в греческих месяцесловах в VIII в.

День празднования-4 декабря.

Всего трех лет от роду Пресвятая Дева была введена во храм. На встречу им из храма вышли священники во главе с первосвященником Захарией.(слайд 8)

Крыльцо, ведущее к храму, состояло из 15 высоких ступеней. И трехлетняя Мария без посторонней помощи взошла на самый верх. (слайд9)

Дева Мария жила при храме, молилась, читала Священные книги и занималась рукоделием. Ангелы приносили Пречистой Деве небесную пищу. (слайд 10)

Физкультминутка.

(Презентация Календаря.)

А с весной к нам пост приходит,

В жизни новый чин заводит.

В храме – свечи, ладан росный

И слова Триоди постной.

Март сменяется апрелем,

Утро тонет в птичьих трелях.

С нами чудо из чудес –

Благовещенье с небес!

Дети. Одна из страниц нашего календаря посвящена одному из самых главных праздников Православного календаря – Благовещении Пресвятой Богородицы, который празднуется 7 апреля. (Слайд 11) Благовещение стали праздновать, как полагают, в IV в. Этот праздник получил своё название в память благой вести о рождении на земле Христа Спасителя. Произошло это событие в галилейском городе Назарете. Здесь жила Дева Мария и старец Иосиф. Сюда послан был Богом Архангел Гавриил возвестить пречистой Деве, что Господь избрал Её стать Матерью Сына Божия, спасителя мира.

Учитель: Послушайте, как рассказывает о явлении Ангела Богородице Евангелие – книга о земной жизни Иисуса Христа.

(Учитель пересказывает детям повествование о Благовещении Пресвятой Богородицы, описанное в Евангелии от Луки (глава 1, стихи 26–38).

Она же, увидев Ангела, смутилась от слов его, размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего.

Учитель: – Посмотрите внимательно на изображение Пречистой Девы на иконе(слайд12), подумайте и ответьте: поверила ли Ангелу Дева Мария или стала противоречить ему, просить доказательств того, что все будет именно так, как он сказал? (Ответы детей)

Благовещение Пресвятой Богородицы было очень важным событием в истории всего человечества. Без смиренного принятия Богородицей воли Бога о том, чтобы Она стала Матерью Иисуса Христа, не могло бы произойти Рождества Христово. (Слайд 13)

(Презентация Календаря.)

28 августа православные христиане отмечают праздник Успения Пресвятой Богородицы, который называют в народе и Богородичной Пасхой. (Слайд 14)

Земная кончина Божией Матери произошла на 72-м году Ее жизни.

Как рассказывается в Священном Писании, главное чудо произошло
на третий день после погребения. Когда открыли пещеру, где Дева Мария была похоронена, она оказалась пустой. (Слайд 15) Согласно церковным догматам, воскресшее тело Богоматери было взято на небо, где Она молится за весь человеческий род. В качестве церковного праздника Успение начинают отмечать с IV века, о чем упоминает Григорий Турский, и свидетельствуют древние календари. Первоначально праздник совершался 18 января, но в отдельных регионах 15 августа. Массовое распространение праздника произошло во второй половине V столетия, после III Вселенского (Эфесского) собора (Слайд 16).

2.Первичное закрепление -3 мин

Учитель: Ребята, вы прослушали историю праздников, и теперь вспомните все, о чем мы с вами говорили, и , работая в группах, выполните следующие задания:

1.В каждой религии свои праздники?

2.Праздник Благовещения празднуется весной?

3. Пресвятая Богородица родилась зимой?

4.Праздник Успения Пресвятой Богородицы празднуется в сентябре?

5.Церковный год начинается в январе?

6.Земная кончина Божьей Матери произошла на 72-м году её жизни?

(Проверка проводится по эталону : да, да, нет, нет, нет, да)(Слайд 17)

3.Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой- 5 мин.

Учитель: А сейчас каждая группа, получит своё задание, на выполнение , которого вам даётся 5минут, затем проводится взаимопроверка и оценивание.

2 задание-дополни записи:

Для 1 группы- 1. Место рождения Девы Марии……….

2.Родители Девы Марии…….

3.Мария в переводе …….

4. Название и дата праздника, где описываются эти события из жизни Богородицы.

Для 2 группы- Пресвятая Дева была введена во храм , когда ей было…..

2.Дева Мария живя во храме занималась…..

3.Небесную пищу ей приносили….

4. Название и дата праздника, где описываются эти события из жизни Богородицы.

Этот праздник получил своё название в память благой вести о рождении на земле….

Архангел Гавриил возвестил пречистой Деве, что Господь избрал Её стать…

4. Название и дата праздника, где описываются эти события из жизни Богородицы.

Земная кончина Божией Матери произошла на…

Согласно церковным догматам, воскресшее тело Богоматери было взято…..

3. Когда открыли пещеру, где Дева Мария была похоронена, она оказалась….

4. Название и дата праздника, где описываются эти события из жизни Богородицы.

4. Включение полученного знания в систему знаний -10 минут.

Учитель: Следующее задание вы будете выполнять в группе, опираясь на странички Православного календаря, дети и родители , выпустившие его, будут вашими консультантами.

Задание: Из карточек, которые находятся в конверте, полученном группой, выберите иллюстрации, которые относятся к вашему празднику. Составьте плакат по теме, наклеив карточки и подписав их.

(В результате групповой работы учащиеся. используя плакаты, рассказывают о праздниках)

III. Рефлексивно-оценочный этап-4 минуты

Учитель: Удалось ли нам достигнуть поставленной цели на уроке? Дополните предложения:

Я узнал нового о богородичных праздниках……

Я хочу рассказать родителям о ________

Учитель: В конце урока я хочу поблагодарить вас за работу и примите на память о нашем уроке календарик , где отмечены все православные праздники этого года.

7. Задание на дом: Выберите одно задание из предложенных:

2. Составить кроссворд “Христианские праздники”

3.Основы религиозных культур и светской этики: Книга для родителей./Под ред. Тишкова В. А., Шапошниковой Т. Д.; Данилюк А. Я., Мурманск, 2015.

4.Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4–5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений / под редакцией В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошниковой. - М.: "Просвещение", 2015.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по ОРКСЭ "Религиозные праздники народов России"

Тема урока : Религиозные праздники народов России

- закрепить знания учащихся о религиозных праздниках народов России;

- воспитывать гражданскую идентичность.

-Формирование у детей образа родной страны, как Родины, как многонационального государства, богатого народными традициями;

-Воспитание в детях гордости от того, что мы родились и живем в России; желания стать наследниками славных традиций русской истории.

-Развивать коммуникативные навыки, формировать умение работать в группе.

- слайды с иллюстрациями по теме;

- карточки с заданиями.

-выставка предметов христианской и исламской религий,

Ход урока.

Вступительное слово учителя:

Учитель: Россия – многонациональная страна. В ней живут столетиями рядом русские и украинцы, татары и калмыки, ногайцы и армяне, дагестанцы и башкиры, а также десятки других народов. Исторически сложилось, что народы России исповедуют религии, являющиеся традиционными.

Традиции (о т лат. tradere, что значит передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.

Какие традиции существуют в вашей семье?

Что содержат в себе духовные традиции?

Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому.

«Какие традиционные для России религии вы знаете?

(православное христианство, ислам, буддизм, иудаизм)

-В исламе запрещено изображать людей и животных, поэтому большое развитие получило искусство … (каллиграфии).

-Православные христиане почитают изображения … (Христа). Эти изображения называются … (иконы).

- Мусульманский храм(м е четь);

-Священная книга мусульман (к о ран);

- Культовое сооружение иудеев (с и нагога);

- Буддийский храм (па г ода);

- Священная книга буддизма (т и питака);

-Основатель ислама (М у хаммад);

- Молитва в буддизме (ман т ра);

-Священная книга иудаизма (т о ра).

II. Актуализация знаний.

-Кроме повседневных обрядов и паломничеств, в каждой религии есть обряды, связанные с теми днями, которые отмечаются верующими данной религии в память о каких-то самых важных для них событиях или о каком-то святом. Это праздники и праздничные обряды.

- Какие религиозные праздники вы знаете? Как они отмечаются?

(Рассказы учащихся о религиозных праздниках: Весак, Цаган Сар, Курбан-байрам,Пурим, Крещение, Пасха, День рождения Пророка)

- Курбан-байрам (Праздник жертвоприношения) - мусульманские праздник окончания хаджа, отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца исламского лунного календаря (зуль-хидж) в память жертвоприношения пророка Ибрахима и через 70 дней после праздника Ураза байрам.
Как повествуется в Коране, к пророку Ибрахиму во сне явился Архангел Джабраил и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву его единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где сейчас находится Мекка, и начал приготовления. Его сын, будучи послушным отцу и Богу, не сопротивлялся. Однако это оказалось испытанием от Аллаха. Когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не резал. И тогда ангел Джабраил в качестве замены жертвы дал пророку Ибрахиму барана. Курбан-байрам является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне праздника паломники восходят на гору Арафат, а в день Курбан байрама совершают символическое побитие шайтана камнями и таваф (обход вокруг Каабы).

- Один из крупных праздников ислама Ураза-байрам отмечается в честь окончания поста в месяц рамадан. В соответствии с традицией ислама, именно в этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммеду первые стихи Корана. Праздник начали отмечать в 624 году.
Накануне праздника Ураза-байрам собираются обязательные платежи (закят) мусульман в пользу общины, также малоимущим членам общины раздаётся закят уль-фитр - обычно это продукты питания, но возможна и денежная помощь. В праздник Ураза байрам мусульмане совершают в мечети коллективную молитву. После чего верующие поздравляют друг друга, дарят подарки, идут в гости или приглашают к праздничному столу. Праздник Ураза байрам продолжается три дня. В это время также принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших.

Сагаалган, или Цагаан сар (монг. "Белый месяц") - самый торжественный и главный праздник монголоязычных народов. Праздник отмечается как начало весны и Новый год по монгольскому лунно-солнечному календарю. Внук Чингис-хана - великий хан Хубилай под влиянием китайской астрологии перенёс время празднования Нового года с осени на конец зимы. После изгнания монголов из Китая в XIV веке традиция празднования Сагаалган в конце зимы была принесена в Монголию.
Основой всех буддийских обрядов праздника Сагаалган было избавление от грехов и скверн, накопленных в предыдущем году. Одним из главных ритуалов до сих пор является однодневный пост, сопровождаемый церемонией сожжения "сора" - чёрной пирамидки, символизирующей накопленное зло. Помимо чествованием новолетия, ритуалы первых двух недель нового года связаны также с великими чудесами Будды и его победами над учителями-иноверцами.

- День рождения Будды (Весак, Дончод-хурал) - самый важный буддийский праздник, отмечаемый в день полнолуния второго месяца лунного календаря. Буддисты верят, что в этот день более 2,5 тысяч лет назад в разные годы произошло три события: рождение Будды, достижение им Просветления в 36 лет и уход в Нирвану на 81 году жизни.
Празднование Дня рождения Будды продолжается неделю. В это время в монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются бумажными фонариками и гирляндами из цветов. На территории храмов, вокруг священных деревьев и ступ расставляются масляные лампадки. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды. После окончания праздничного молебна в День рождения Будды миряне устраивают угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки.

III . Проверка понимания изученного.

1. О каких праздниках идёт речь?

(презентация, слайды №1-7)

2. Работа в парах с раздаточным материалом (карточки).

Заполните правильно таблицу.

Рождество, Пурим, Курбан-байрам, Пасха, Песак, Цаган Сар, Ураза-байрам, Весак, Крещение, День рождения Пророка.

Проверка работы (слайд №8).

2. Этот праздник отмечают как Новый год и день встречи весны. (Навруз)

3. Праздник Рождения Иисуса Христа. (Рождество)

4. Один из главных христианских праздников. Он отмечается в день Светлого Воскресения Иисуса Христа. (Пасха)

5. Праздник жертвоприношения. (Курбан-байрам)

6. День рождения Будды. (Весак)

8. В этот день вода считается святой. (Крещение)

IV . Рефлексия деятельности на уроке.

-- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);
-- самооценка на основе критерия успешности (Р);
-- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
-- планирование учебного сотрудничества (К).

Организация учебной деятельности:

– Назовите тему урока.

С чем же связаны религиозные праздники народов России? (Праздники связаны с важными событиями в прошлом).

– Какую цель мы ставили перед собой?

– Достигли этой цели?

– Давайте оценим свою работу.

Красный – делаю ошибки.

Желтый – знаю, но допускаю ошибки.

Зеленый – выполняю без ошибок.

Читайте также: