Религии мира и их основатели 4 класс орксэ презентация и конспект

Обновлено: 05.07.2024

Загрузить презентацию (638 кБ)

Цель. Познакомить учащихся с основателями мировых религий, их жизнью и их первоначальными учениями.

  • Сформировать первоначальные представления о культурологических основах мировых религий
  • Способствовать воспитанию уважительного отношения к людям другой веры.
  • Сформировать понятие образа мира, как единого целостного, при разнообразии религиозных культур: буддизм, христианство, ислам.
  • Развить умение работать с различными источниками знаний.
  • Формировать умение сравнивать и обобщать материал.
  • Развить умение работать в группах.
  • Учебное пособие Беглов А.Л.“Основы мировых религиозных культур”
  • Карточки с заданиями.
  • Презентация

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение

Расскажите, что вы знаете о первых религиях.

У какого народа возникла вера в Единого Бога.

III. Знакомство с новым материалом.

На доске появляются эмблемы религий.

Вопрос: Знаете ли вы, что обозначают эти эмблемы?

Прочитай тему урока.

Как ты думаешь, о чем мы будем сегодня говорить на уроке

- Сегодня в мире насчитывается более 10000 различных религий. У многих народов Африки, Азии и Австралии сохраняются местные верования, связанные с почитанием различных духов.

А сегодня мы поговорим о трех мировых религиях. Почему мировых?

На столах карточки с вопросами для размышления.

- Кто такой Иисус Христос и чему он учил людей?

- Кто такой Будда и почему он ушел в нирвану?

- Кто такой Мухаммад и каково его учение?

Самостоятельная работа в группах.

Откройте учебник на странице 12.

Задание:

а. Прочитать текст

б. В каждом абзаце выделить главное

в. Перечитать текст согласно главным мыслям

IV. Закрепление изученного.

1. По словесному портрету определить основателя религии.

  • Он был уроженцем Мекки. Его отец умер за несколько дней до его рождения, а мать – когда ему было 6 лет. Его воспитывал дядя. В юности он был чист сердцем, и друзья любили его. Его мудрость и цельность характера позволили ему объединить разрозненные племена Аравии. (Мухаммад)
  • Он родился в царской семье. Жил во дворце в роскоши и без забот. Но однажды он понял, что все смертны, что любого смертного подстерегают болезни, что богатство и знатность – это не самое главное. Он покинул свой дом, и стал странствовать в поисках истины. (Будда)
  • Его рождение предсказано ангелом Гавриилом, явившимся Деве Марии в городке Назарете, и возвестившим, что у нее должен родиться сын. Он должен родиться на земле Иудеи - в Вифлееме, легендарном городе царя Давида. (Иисус Христос)

(Дети отгадывают, о ком идет речь)

На доске появляются имена и портреты основателей религий.

  • Христианство
  • Ислам
  • Буддизм
  1. Какую религию проповедовал Иисус Христос?
  2. Почему иудеи последовали за проповедником Иисусом?
  3. Где родился Иисус?
  4. Почему Иисуса считали Сыном Божьим?
  5. Почему между Иисусом и начальниками иудейского народа возник конфликт?
  6. Что случилось после смерти Иисуса и как стало распространяться христианство?
  1. Основателем какой религии был Мухаммад?
  2. Кто такой Мухаммад и кто такие ханифы?
  3. Что случилось с Мухаммадом на горе близ Мекки?
  4. К чему призывал Мухаммад?
  5. С чего началось распространение ислама по сторонам и континентам?
  6. Что такое ислам и кто такие мусульмане?
  1. Основателем какой религии был Будда?
  2. Где возник буддизм?
  3. Почему царевич Сиддхартха Гаутама покинул свой дворец?
  4. Как к царевичу пришло просветление?
  5. В чем смысл четырех благородных истин буддизма?
  6. Как умер Будда и что такое ступы?

Работа с картой.

Покажи места зарождения основных мировых религий.

V. Рефлексия (работа в группах)

(Что нового узнали на уроке; что понравилось; что хотелось бы улучшить в работе в группе).

О чем хотелось бы рассказать родным, близким, знакомым.

И пусть рассказ об одном из основателей мировых религиозных культур будет вашим домашним заданием.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Четвёртый урок модуля "Основы мировых религиозных культур".

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра поликультурного образования

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

«Возникновение религий.

Слушатель курсов повышения квалификации по предмету ОРКСЭ

Соловьева Светлана Егоровна, учитель начальных классов

Москва 2017 год

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

Тип урока - комбинированный

Формирование первоначальных знаний о возникновении религий мира и их основателях.

Задачи урока:

дать представление об истории возникновения мировых религий;

познакомить учащихся с основателями мировых религий, их жизнью и первоначальными учениями;

активизировать познавательную активность учащихся;

расширять кругозор, обогащать словарь учащихся;

продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;

научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации

развивать коммуникативные навыки работы;

воспитывающие:

воспитывать уважительное отношение к традициям религиозных культур народов мира.

Планируемые результаты:

формирование уважительного отношения к разным религиям мира;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

обретение мотивации к изучению нового материала;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений, установления аналогий и причинно-следственных связей;

обучение умению слушать собеседника и вести диалог;

умение искать информацию для выполнения учебных заданий;

развитие способности определять собственное отношение к услышанному, прочитанному и формулировать свою точку зрения;

обучению работать с таблицей;

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений о традиционных религиях;

осознание ценности человеческой жизни, умение видеть причины явлений и событий.

Оборудование:

проектор, доска, экран, презентация,

подготовленная на доске таблица для заполнения;

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности обучающихся к учебному занятию, организация внимания школьников.

Проверка домашнего задания.

(Ответы учащихся)

- Можете ли вы теперь объяснить, какую роль религия играет в культурной жизни людей?

(Ответы учащихся)

(Ответы учащихся)

(Ответы учащихся)

- Какие вопросы вы приготовили дома для своих одноклассников?

(Учащиеся задают вопросы друг другу, подготовленные на основе изученного материала).

3. Актуализация ранее полученных знаний.

(Учитель читает утверждение, а дети показывают одну из карточек: ДА/НЕТ).

Религия существовала с глубокой древности (да).

Первобытные верования - вера в духов (да).

Первобытные люди верили, что души умерших предков продолжают участвовать в жизни семьи, рода (да).

В древних государствах – Индии, Китае, Японии, Египте, Греции, Риме – люди верили в единого Бога (нет).

Религия, почитающая много богов, называется единобожием (нет).

Первым народом, поверившим в Единого Бога, были евреи (да).

Традиционными называют религии, которые существуют с глубокой древности (нет).

4. Работа по теме урока.

- В глубокой древности человек не отделял себя от природы, но это не значит, что он не стремился понять, объяснить мир, в котором жил. Люди верили, что природа живая, что всё, окружающее человека – живые существа, имеющие свою силу, влияющие на жизнь и смерть людей.

- Как вы думаете, по какой причине это происходило?)

- Действительно, человек многое не мог объяснить, и он был тесно связан с природой.

- Проходило время, и постепенно на смену вере в духов возникала вера в богов. Между людьми, имеющими разные религиозные представления, часто возникали противоречия, приводящие даже к войнам. Долго люди не могли понять, что различия в вероисповедании не разделяют людей, что каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать религии совсем.

- Мы с вами сейчас заглянем в мир религий. Религия – это вера в сверхъестественное, чудо, с набором определенных правил поведения в жизни.

- Мировые религии вобрали в себя множество разнообразных традиций народов разных стран, определили образ жизни и мыслей миллионов людей.

- Как вы считаете, какая из тем будет заголовком нашего урока?

(Ответы детей)

- Вы правы, сегодня мы поговорим об основных мировых религиях, как они возникли и кто был их основателями.

- Сегодня на уроке мы рассмотрим четыре мировых религии: иудаизм, христианство, ислам и буддизм. Узнаем, кто основал каждую из этих религий.

- Но для того, чтобы хорошо понимать, о чём мы будем говорить сегодня, давайте уточним несколько понятий, которые встретятся нам на уроке

1. Религия – вера в сверхъестественное, божественное, включающее в себя набор определённых правил поведения людей.

2. Пророк - человек, имеющий дело со сверхъестественными, божественными силами и служащий посредником между ними и человечеством.

3. Бог - название могущественного сверхъестественного высшего существа.

4. Молитва - обращение человека к Высшему Существу – богу, или его посредникам.

5. Ангел - духовное, бесплотное существо, сообщающее волю Бога.

- Мы будем знакомиться с религиями в той последовательности, в которой они возникали в мире.

- Это одна из самых древних религий. Основателем её считается Авраам. Он жил на территории Израиля и помогал еврейскому народу соблюдать свои традиции. Потом наступил голод, и последователи Авраама переселились в Египет. Тяжёлые испытания ждали людей: рабство, голод, непосильная работа. Вот в такое тяжёлое время в обычной еврейской семье родился мальчик – Моисей. Когда он вырос, он услышал слова Бога, который повелел ему спасти еврейский народ от тяжёлого рабства. И он повёл людей назад в родные земли. Они странствовали так 40 лет. На горе Синай Моисей получил таблички от Бога – скрижали, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу.

Только при соблюдении этого нового закона – завета, Бог мог оказать помощь еврейскому народу.

Христианство

Христианство возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи — Палестине — как религия, обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства — надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле.

Ислам возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая религия из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек.

Основатель ислама Мухаммад — историческая личность. Он родился в 570 г. в г. Мекке, который был для того времени довольно крупным городом на пересечении торговых путей. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством арабов-язычников, — Кааба. Мать Мухаммеаа умерла, когда ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром мусульманской религии.

Священная книга мусульман Коран представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составит и Коран.

В вероучении мусульман большую роль играет Сунна - сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда и Шариат — свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Наиболее тяжкими у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры.

Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает изображать человека и животных, полому мечети украшаются только орнаментом. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.

Физкультминутка

5. Закрепление изученного материала. (Работа по заполнению таблицы).

- Ребята, давайте теперь закрепим наши знания по мировым религиям и их основателям. Перед вами таблица с названиями религий. Постарайтесь правильно ответить на вопросы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 34 г. Ставрополя Иванова Лю.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 34 г. Ставрополя Иванова Лю.

Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 34 г. Ставрополя Иванова Людмила Владимировна

Повторение пройденного Подумайте и скажите, как вы понимаете слово религия. С.

Почему древние люди заботились о душах своих предков? Первобытные люди верили.

Почему древние люди заботились о душах своих предков? Первобытные люди верили, что души умерших людей продолжают участвовать в жизни своей семьи и своего племени. Объясните, что такое пантеон? В древних государствах люди верили во множество богов все вместе эти боги назывались пантеоном. У Какого народа возникла вера в единого бога? Народ иудейский (еврейский) Что такое завет? Моисей заключил договор (Завет)с Богом. Бог оберегает свой народ, а народ должен быть верен богу и соблюдать его заповеди.

Христианство I век н.э. Иудеи ждали пророка, который избавит их от всех бед (.

Рождение Иисуса Христа Иисус родился в маленьком городке Вифлеем. Его родител.

Рождение Иисуса Христа Иисус родился в маленьком городке Вифлеем. Его родителям не хватило места в гостинице, поэтому Мать Иисуса, Мария родила Младенца в пещере, которую использовали для ночлега скота.

Иисус проповедовал, учил, что люди должны любить Бога и своих ближних. Он не.

Иисус проповедовал, учил, что люди должны любить Бога и своих ближних. Он не только проповедовал, но и исцелял больных, помогал тем, кто в этом нуждался. Люди, которые следовали за Ним и верили в Него, считали Его не только человеком, но и Сыном Божиим, пришедшим открыть людям путь к праведной жизни. Иисус призывал каждого человека измениться, стать лучше.

Смерть Иисуса Христа и его Воскрешение Они считали, что он должен избавить иу.

Смерть Иисуса Христа и его Воскрешение Они считали, что он должен избавить иудеев от их врагов и притеснителей, что он должен быть храбрым военачальником, а не проповедником. Поэтому скоро между Иисусом и начальниками иудейского народа возник конфликт. Иисуса схватили рядом с Иерусалимом, в саду под названием Гефсимания и решили казнить страшной казнью: Его распяли на кресте, как делали это с самыми злыми преступниками. В этот момент большая часть учеников испугались и покинули Его. Как верят христиане, Иисус как Сын Божий не был подвластен смерти, и Он воскрес из мертвых.

Христианство Мессия-помазанник, по-гречески Христос. Проповедник-Иисус. Христ.

Христианство Мессия-помазанник, по-гречески Христос. Проповедник-Иисус. Христианство-учение о жизни и воскресении Христа, а последователи Иисуса- христиане.

Ислам. Ислам - одна из трёх мировых религий, возникшая в VII в. в Аравии. 570.

Ислам. Ислам - одна из трёх мировых религий, возникшая в VII в. в Аравии. 570 г. в городе Мекка родился мальчик, которого назвали Мухаммадом.

Мухаммад стал ханифом – так в Аравии называли людей, которые верили в единого.

Мухаммад стал ханифом – так в Аравии называли людей, которые верили в единого Бога, жили благочестивой жизнью, но не были ни иудеями, ни христианами. Мухаммад призывал всех арабов, которые верили в разных богов, вернуться к религии единобожия, которую исповедуют иудеи и христиане. Он считал, что Бог (по-арабски – Аллах) давно посылал людям пророков, пророками были и Моисей и Иисус. Себя он считал последним пророком. 610 г. он начал проповедовать.

Однажды, когда Мухаммад уединился для молитвы на невысокой горе близ Мекки, к.

Однажды, когда Мухаммад уединился для молитвы на невысокой горе близ Мекки, к нему явился ангел, который стал диктовать ему священные тексты и объявил ему, что он – посланник Бога.

Мухаммад сумел объединить разрозненные племена Аравии, а правившие после него.

Ислам Мухаммад. Ханиф - верит в Единого Бога, живёт благочестивой жизнью. Бог.

Буддизм Буддизм - старейшая из трёх мировых религий, возникшая на северо-вост.

Буддизм Буддизм - старейшая из трёх мировых религий, возникшая на северо-востоке Индии в VI-V вв. до н. э. Символ Буддизма

Рождение Будды В VI в. до нашей эры в семье правителя небольшого княжества на.

Рождение Будды В VI в. до нашей эры в семье правителя небольшого княжества на севере Индии родился мальчик, которого назвали Сиддхартха Гаутама. Мудрецы увидели у ребенка все признаки великого человека и предсказали, что он станет или великим государем, властителем всего мира, или святым, познавшим истину.

Познание истины Эти истины состояли в том, что в мире существует страдание; 2.

Познание истины Эти истины состояли в том, что в мире существует страдание; 2) существует причина страдания - желания; 3) существует освобождение от страданий - нирвана. 4) существует путь, ведущий к освобождению от страданий. Святыня - Дерево Бодхи

Будда Царевич Сиддхартха Гаутама стал Буддой (Просветленным). Он стал странст.

Будда Царевич Сиддхартха Гаутама стал Буддой (Просветленным). Он стал странствовать и проповедовать свое учение, которое назвали позднее буддизмом. У Будды появились ученики.

Ступы Ученики кремировали его тело, а прах был развезен ими по разным сторона.

Ступы Ученики кремировали его тело, а прах был развезен ими по разным сторонам света и заключен в специальные сооружения – ступы.

Буддизм Сиддхартха Гаутама Четыре благородные истины: в мире существуют страд.

Буддизм Сиддхартха Гаутама Четыре благородные истины: в мире существуют страдания; существует причина страдания- желания; существует освобождение от страданий -нирвана; существует путь, ведущий к освобождению от страданий. Будда - (Просветлённый) Буддизм - учение Будды Ступы- специальные сооружения, в которых заключён прах Будды.

Это интересно Древней религией Индии был индуизм. Его особенностью была вера.

Это интересно Древней религией Индии был индуизм. Его особенностью была вера в то, что душа человека не умирает вместе с телом, а рождается на земле вновь и вновь в самых разных обличьях: человека, животного или даже растения. Кем именно родится человек в следующий раз, зависит от того, как он вел себя в жизни, его следующая жизнь станет для него наказанием или наградой.

Внимательно прочитайте и выпишите в тетрадь новые слова. Проверь себя Мессия.

Внимательно прочитайте и выпишите в тетрадь новые слова. Проверь себя Мессия- помазанник, по гречески Христос Христианство – учение о жизни о жизни и воскресении Иисуса Вифлием – город где родился Иисус Ханифы – люди которые верили в единого бога Халифы – преемники Мухаммада Будда – просветлённый Нирвана – освобождение от страданий Ступы – специальные сооружения в Буддизме Мекка - священный город .

Закрепление пройденного В каком городе родился Иисус? Почему возник конфликт.

Закрепление пройденного В каком городе родился Иисус? Почему возник конфликт между Иисусом и правителями иудейского народа? Какой город у мусульман считается священным? К чему призывал Мухаммад? Что означает слово Будда? Почему царевич Сиддхарта Гаутама покинул свой дворец? Д/З Рассказать старшим об истории религий. Узнай у старших, что они ещё знают об истории религий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мировая религия – буддизм - возникла раньше остальных в далёкой Индии.

О жизни Будды В VI в. до н.э в семье правителя небольшого княжества на севере Индии родился мальчик, которого звали Сиддхартха Гаутама. Мудрецы предсказали, что он станет великим государем, властителем мира, или святым, познавшим истину.

В VI в. до н.э в семье правителя небольшого княжества на севере Индии родился мальчик, которого звали Сиддхартха Гаутама. Мудрецы предсказали, что он станет великим государем, властителем мира, или святым, познавшим истину.

1) В мире существует страдание -рождение, старость, болезнь, невозможность достигнуть желаемого, смерть…

2) Существует причина страдания –желание жить в этом мире, получать удовольствие.

3) Существует освобождение от страданий (НИРВАНА)- нужно научиться ограничивать свои желания.

4) Существует путь, ведущий к освобождению от страданий.

Так царевич Сиддхарта Гаутама стал Буддой (Просветлённым)

Став просветлённым, царевич начал странствовать и проповедовать своё учение, которое назвали позднее буддизмом. Восемь заповедей буддийского образа жизни описаны в буддийских священных писаниях, которые называются Типитака. - свобода от суеверий и предрассудков, стремление к миролюбивости, - отказ от ненависти и злобы., - речь должна быть всегда умной. правдивой, направленной на примирение, не должно выть лжи и сплетен, - тяжёлыми поступками считаются убийство, воровство, а добрыми -щедрость, благонравие, - способ зарабатывать на жизнь не должен приносить вреда другим людям, - человек должен подавлять злобные порывы, а добрые поощрять, - надо всегда взвешивать свои мысли и поступки, - размышлять над сутью жизни.

Став просветлённым, царевич начал странствовать и проповедовать своё учение, которое назвали позднее буддизмом. Восемь заповедей буддийского образа жизни описаны в буддийских священных писаниях, которые называются Типитака. - свобода от суеверий и предрассудков, стремление к миролюбивости, - отказ от ненависти и злобы., - речь должна быть всегда умной. правдивой, направленной на примирение, не должно выть лжи и сплетен, - тяжёлыми поступками считаются убийство, воровство, а добрыми -щедрость, благонравие, - способ зарабатывать на жизнь не должен приносить вреда другим людям, - человек должен подавлять злобные порывы, а добрые поощрять, - надо всегда взвешивать свои мысли и поступки, - размышлять над сутью жизни.

Христианство в I веке в Палестине

Иисус родился в маленьком городке Вифлеем. Его родителям не хватило места в гостинице, поэтому Мать Иисуса, Мария родила Младенца в пещере, которую использовали для ночлега скота.

Люди следовали за Ним. Считали Его не только человеком, но и Сыном Божьим, пришедшим открыть людям путь к праведной жизни.

Он не полько проповедовал, но и исцелял больных, помогал тем. Кто в этом нуждался.

Однако. Многие в народе ждали от мессии другого. Они считали, что он должен избавить иудеев от их врагов и притеснителей, что он должен быть храбрым военачальником, а не проповедником. Поэтому Иисуса схватили рядом с Иерусалимом и решили казнить страшной смертью: Его распяли на кресте, как делали это с самыми злыми преступниками. В этот момент большая часть учеников испугались и покинули Его.

Однако. Многие в народе ждали от мессии другого. Они считали, что он должен избавить иудеев от их врагов и притеснителей, что он должен быть храбрым военачальником, а не проповедником. Поэтому Иисуса схватили рядом с Иерусалимом и решили казнить страшной смертью: Его распяли на кресте, как делали это с самыми злыми преступниками. В этот момент большая часть учеников испугались и покинули Его.

Читайте также: