Рекреационные ресурсы россии конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Руководитель проекта: Скородумова Татьяна Васильевна

Формирование самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся.

  • Образовательные цели:
    • Знать, что означает рекреация;
    • Знать ,что такое рекреационные ресурсы;
    • Различать виды рекреационных ресурсов;
    • Исследовать виды воздействия туризма на окружающий мир;
    • Познакомиться с экологическим туризмом.
    • Повышение интереса учащихся к окружающему миру;
    • Развитие у детей творческой активности.
    • Воспитательные цели:
      • Воспитать у детей эстетический вкус, любовь к прекрасному;
      • Воспитание бережного отношения к окружающему миру.

      Что такое рекреация?

      Рекреация (от лат. recreation – восстановление) - восстановление израсходованных человеком в процессе труда сил, накопление определенного запаса этих сил для дальнейшей деятельности, развития физического и интеллектуального потенциала. Что такое рекреационные ресурсы? Объекты и явления природы, а также человеческой деятельности, которые можно использовать в целях отдыха, туризма и лечения называются рекреационными ресурсами

      На основе природных условий и ресурсов

      Вокруг крупных городов

      Факторы образования рекреационных районов

      Требования, предъявляемые к рекреационному району.

      • Рельеф (плоский, холмистый, горный).
      • Благоприятный климат.
      • Наличие водных объектов.
      • Исторические или культурные памятники.
      • Минеральные воды и лечебные грязи.
      • Теплое море.

      В каждом районе России присутствуют рекреационные ресурсы различных видов

      подразделяются на три главных типа:

      • Рекреационно-лечебные, оздоровительные;
      • Рекреационно-спортивные;
      • Рекреационно-культурные.

      • Марциальные воды Карелии
      • Радоновые воды Белокурихи (Алтайский край)
      • Радоновые воды Пятигорска (Северный Кавказ)
      • Нарзаны Кисловодска (Ставропольский край)
      • Лечебные грязи озера Карачи (Новосибирская область)
      • Сероводород Мацесты(Сочи)
      • Озеро Сасык-Сиваш, Крым. Морская соль из озера Сасык-Сиваш имеет розовый цвет, благодаря удивительной микроводоросли Дуналиелла солоноводная, которая приспособилась к жизни в рапе. Биохимические исследования воды озера, проведенные еще в 1903 году, показали, что продуктом жизнедеятельности микроводоросли является бета-каротин.

      Такого разнообразия не найти ни в одной другой стране мира. Это жемчужины России, которые находятся на службе человека более 250 лет.

      • Крупнейшими в России по горному туризму и альпинизму стали районы Приэльбрусья и Теберды. (Северный Кавказ)
      • Средняя летняя температура на Дальнем Востоке почти до октября держится на уровне +17+22°С. Благоприятный климат, своеобразный рельеф, а так же дивные красоты растительного мира способствуют развитию здесь пешего туризма.

      Историко-культурный потенциал, материальные и духовные памятники очень важны для формирования мировоззрения народа, для удовлетворения туристических потребностей

      'Золотое Кольцо' России

      – наглядная энциклопедия древнерусской архитектуры. Это несколько городов на северо-востоке от Москвы, хранящих исторические и архитектурные памятники Древней Руси и последующих столетий.

      Города Золотого кольца России действительно образуют символическое кольцо, и каждый из городов удивляет своей великой историей и уникальными достопримечательностями, подобных которым нет больше нигде в мире.

      Города Золотого кольца России

      • Владимир
      • Ярославль
      • Кострома
      • Сергиев Посад
      • Переславль-Залесский
      • Иваново
      • Суздаль
      • Ростов Великий
      • Москва

      Типы воздействия туристической

      деятельности на окружающую среду

      • Воздействие на почву (Осыпи, оползни и смыв почвы связаны с пешими прогулками туристов)
      • Воздействие на растительность (вытаптыванию, прохождение туристических транспортных средств, сбор растений в гербарии и букеты, при котором они часто вырываются с корнем, приводит к исчезновению некоторых видов. Водители автомобилей часто сворачивают с проложенных дорог и пересекают луга в поисках хищников. Это ведет к локальной деградации травяного покрова и к образованию большого числа дорог, что нарушает естественную красоту природных территорий

      Воздействие на водные ресурсы

      Чем больше людей используют территорию, тем больше риск ухудшения качества воды. Некоторые виды деятельности наносят особенно большой ущерб.

      Воздействие на дикую природу.

      Наиболее сильное воздействие туризма на дикую природу связано с охотой и рыбной ловлей, которые сокращают популяции некоторых видов животных и рыб. Однако известно, что простое присутствие людей также способно нарушить жизнедеятельность диких животных, особенно птиц и крупных млекопитающих

      Влияние туризма на санитарное состояние территории

      Мусор и отходы, оставляемые туристами, создают серьезные санитарные проблемы и влияют на здоровье местного населения. Отходы, прежде всего, влияют на санитарные качества питьевой воды, почвы, растительности и воздуха.

      ·Эстетическое воздействие на ландшафт

      Серьезной проблемой в национальных парках является вандализм. Он выражается во многих формах, включая надписи и рисунки на древних валунах, лежащих по краям дорог и тропинок; сдирание коры со стволов деревьев; разрушение заборов и изгородей и другие виды физического надругательства над окружающей средой.

      Воздействие туризма на культурную среду

      Большую тревогу вызывает ущерб, наносимый археологами-любителями и коллекционерами археологических ценностей.

      Огромный ущерб наносит туристическая деятельность земляным укреплениям, наскальной живописи и другим историческим объектам, привлекающим внимание туристов.

      Таким образом, видно, что негативное воздействие туристической деятельности во много раз превышает разрушительную способность окружающей среды, и никакие финансовые и технические ресурсы не смогут его возместить.

      Туризм, тем не менее, выступает фактором, который стимулирует выявление, охрану, реставрацию и рациональное использование природных ресурсов и культурно-исторических ценностей, поэтому на данном этапе приветствуется экологический туризм .

      Экологический туризм должен быть:

      1) обращённым к природе и основанным на использовании преимущественно природных ресурсов;

      2) не наносящим ущерба или минимизирующим ущерб среде нашего обитания, т.е. экологически устойчивым;

      3) нацеленным на экологическое образование и просвещение, на формирование отношений равноправного партнёрства с природой;

      4) заботящимся о сохранении местной социокультурной сферы;

      5)экономически эффективным и обеспечивающим устойчивое развитие тех районов, где он осуществляется.

      Рекреационный потенциал России велик. Природные рекреационные ресурсы (моря, реки, озера, минеральные воды, живописные ландшафты и т.д.) очень разнообразны. К сожалению, до последнего времени развитие экотуризма в России шло преимущественно на самодеятельном уровне. Сейчас мы выходим на многие мировые рынки, в том числе и на рынок туризма. Развитие экологического туризма может сохранить природную красоту уникальных территорий.

      1)Колова И.А Стратегические проблемы развития туризма в России / Колова И.А., Мартов Н.К. – М.: РИБ Турист, 2007г.:

      2)Козлов В.Н. Рекреационные ресурсы СССР: Проблемы рационального использования / Козлов В.Н., Филиппович Л.С., Чалая И.П. - М.: Наука, 1990г. - 168 с.

      3)Бурылова Л. Г. Туристический потенциал регионов Российской Федерации: понятие, структура, оценка. / Бурылова Л. Г., Голиков Д. П., Прудский В. Г. – Пермь.: Монография, 2005г. – 133с.

      4)А.С. Кусков. Рекреационная география / А.С. Кусков, В.Л. Голубева. Т.Н. Одинцова. – М.: МПСИ Флинта, 2005г. – 496с.

      • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
      • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

      Угланова Галина НиколаевнаМусская ,

      Разработка урока географии

      Целевая аудитория: обучающиеся 9-х классов.

      Цель урока: на основе полученных ранее знаний обеспечить осознание и осмысление обучающимися основных особенностей отраслевого состава и географии рекреационного хозяйства; создать условия для стимулирования познавательной активности, развития коммуникативных компетенций средствами кейс-технологии.

      - показать особенности географии рекреационного хозяйства России, обозначить проблемы его развития и пути их решения;

      - стимулировать развитие эмоциональной сферы и творческих способностей обучающихся при решении обозначенных проблем;

      - воспитывать организованность, стремление рационально использовать время;

      - развивать внутригрупповое сотрудничество;

      - совершенствовать аналитическое мышление, привлекая к отбору и систематизации необходимой информации.

      Тип урока: урок усвоения новых знаний.

      Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

      Методы обучения: словесные (объяснение, беседа), наглядные (анализ разнообразных источников информации), практические (самостоятельная работа с материалами кейса).

      Технологии обучения: элементы кейс-технологии.

      Программно-методическое обеспечение:

      - Атлас: География 9 класс. М.:Дрофа; Издательство ДиК. Редактор: А.Н. Приваловский.

      - ЭОР: мультимедиа презентация, комплект электронных карт.

      Оборудование:

      - Мультимедиа оборудование (проектор, экран).

      Организационный момент (1 мин)

      Подготовка обучающихся к работе, создание оптимальных условий для решения учебных задач, достижения цели урока.

      Проверка готовности к уроку.

      Актуализация знаний (7 мин)

      Организация индивидуальной и фронтальной работы по актуализации знаний.

      - Экспресс-тестирование по изученной теме.

      Индивидуальная работа у доски – 1 чел.

      Индивидуальная работа за компьютерами – 6 чел.

      Каждый обучающийся в течении 1 минуты записывает то, что он знает о данной теме (термины, словосочетания, характеристики).

      Мотивация учебной деятельности обучающихся.

      Формулировка целей урока (5 мин)

      Подготовка обучающихся к работе, стимулирование познавательного интереса.

      Мы с вами на протяжении 2-х предыдущих уроков изучали инфраструктурный комплекс России. Мы достаточно подробно изучили эту тему, но не осветили еще одну, достаточно важную ее составляющую. Информация, которую вы получите в ходе сегодняшнего урока, во многом, опирается на ваш жизненный опыт и, безусловно, пригодится вам в дальнейшей жизни.

      Прежде чем перейти к новой теме, я бы хотела предоставить слово Андреевой Марине. Она провела небольшое исследование, результаты которого сейчас нам представит. Эта информация пригодится нам на сегодняшнем уроке.

      Как выдумаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Конечно, об отдыхе и туризме.

      Каковы цели нашего сегодняшнего урока?

      - Познакомиться с рекреационным хозяйством России, его особенностями, структурой, географией, проблемами и перспективами развития.

      Запись числа и темы в тетрадь.

      Формулировка целей урока.

      Первичное усвоение новых знаний (25 мин).

      Организация работы с учебником

      - Какие факторы будут определять размещение учреждений данной отрасли? (наличие рекреационных ресурсов)

      - Вспомним из курса 8 класса, что к ним относится? (наличие удобных пляжей теплых морей, рек и озер, живописных горных ландшафтов, источников минеральных вод, памятников истории и культуры и т. д. )

      Обращение к жизненному опыту обучающихся

      - С рекреационным хозяйством связано развитие туристической индустрии. Вы, наверняка, неоднократно пользовались услугами этой отрасли. С какой целью? (отдых и оздоровление, посещение культурно-исторических мест, занятия физкультурой и спортом и т.д.)

      В зависимости от целей, выделяют различные виды туризма. Рассмотрите их на рис. 49 учебника(стр.79). Перечислим их.

      Как вы думаете, как распределены рекреационные ресурсы по территории страны? (неравномерно)

      А сейчас давайте вспомним, о чем поведала нам в начале урока Марина.

      Какие самые популярные туристические направления в России?

      В России сформировались крупные туристические районы, где могут сочетаться различные виды отдыха.

      Посмотрите внимательно на диаграмму, которая отражает динамику въезда иностранных граждан в Россию с целью туризма.

      Какую тенденцию мы видим?

      Просторы России огромны, рекреационные ресурсы разнообразны. Но в последнее время отмечается снижение числа иностранных туристов, въезжающих в Россию.

      Прочитайте материал и перечислите причины, влияющие на снижение числа иностранных туристов.

      Да и наши соотечественники все чаще выбирают другие страны в качестве мест для отдыха.

      Возникает противоречие: в России есть что показать, но некому это смотреть.

      Какие пути решения проблемы привлечения туристов в Россию вы можете назвать? ( Разработка разнообразных туристических маршрутов. Реклама новых видов туризма)

      Давайте попытаемся разработать макет приглашения для туристов, в котором бы заключалась информация о нашей стране, как о привлекательном туристическом направлении.

      Возьмите в руки материал, лежащий у вас на парте в файлах. Зачитайте проблему, которой посвящен кейс (стр.1)

      Работа выполняется в группах по 4 человека. Время выполнения – 12 минут.

      Представление результатов работы с кейсом.

      Анализ выполнения задания кейса.

      А сейчас я предоставляю слово Андреевой Екатерине. Она представит нам результаты проведенного опроса среди обучающихся нашей школы.

      Физкультминутка.

      Пока Катя выходит к доске, мы с вами сядем поудобнее, расслабимся, закроем глаза, посчитаем до 5. Повернемся к соседу слева, улыбнемся, повернемся к соседу справа, улыбнемся ему, настроимся на позитивный лад и приготовимся слушать доклад.

      Не стоит забывать о родном крае. Наша Курская область – уникальный с точки зрения природы и богатства традиций регион. На ее территории сосредоточено большое количество достопримечательностей и удивительных объектов природы.

      7 чудес Курской земли с интерактивной картой вы можете найти на сайте 18 школы.

      Ребята, скажите, легко ли было из обширного перечня объектов выбрать всего 1? Отнюдь, нет. Это говорит о многообразии, богатстве культуры, природы, исторического наследия России, которое невозможно охватить за 1 урок.

      Я надеюсь, что в дальнейшей жизни, вы, вспоминая материал сегодняшнего урока, выберете в качестве места для отдыха, просторы нашей необъятной Родины.

      Оборудование: карта России, видеомагнитофон, мультимедийный проектор, магнитофон.

      1. Организационный момент

      2. Повторение пройденного материала. Фронтальный опрос

      – Мы с вами на предыдущих уроках изучали инфраструктурный комплекс.
      – Какова основная задача инфраструктурного комплекса?
      – Напомните состав инф. комплекса. (Коммуникационная система и сфера обслуживания)
      – Что входит в коммуникационную систему? (Транспорт и связь)
      – Какова главная задача транспорта? (Связывать между собой отдельные звенья хозяйства и районы страны)
      – Какие виды транспорта вы знаете?
      – В чём основные достоинства и недостатки ж/д транспорта?
      – Расскажите об автомобильном транспорте. (Достоинства и недостатки)
      – О каких достоинствах и недостатках авиатранспорта вы знаете?
      – Какой транспорт занимает первое место в России по грузообороту? (Трубопроводный)
      – Самый дорогой вид транспорта? (Авиатранспорт)
      – Главная ж/д магистраль России? (Транссибирская)
      – Самые дешёвые грузоперевозки? (Морские)
      – Погодные условия особенно влияют на работу, какого транспорта?
      – На предыдущем уроке мы с вами изучали сферу обслуживания. Из каких отраслей состоит сфера обслуживания?

      – Сегодня на уроке мы с вами разберём отрасль сферы обслуживания – рекреационное хозяйство России.

      4. Работа над новым материалом

      Рекреационное хозяйство – должно обеспечивать отдых людей. Восстановление здоровья, сил человека проходит в специальных учреждениях: санаториях, домах отдыха, пансионатах, турбазах. Скопление этих учреждений в одном городе образует город-курорт.

      – Какие города-курорты вы знаете? (Сочи, Пятигорск, Анапа, Кисловодск…)

      • Рельеф – горный, плоский, равнинный;
      • Климат благоприятный.
      • Наличие водных объектов.
      • Исторические и культурные памятники.
      • Безопасность жизни.

      – Но у каждого человека есть малая Родина, то место, где он родился и вырос, где прошло его детство и юность, те места, с которыми связаны многие добрые воспоминания. Таким местом для нас является наш маленький уютный городок п. Молодёжный.

      Есть в городке моём места,
      Что с детства мне знакомы…
      Родная сердцу простота
      В берёзке той и клёне.
      Метель иль пасмурное лето
      Я в Молодёжном рад всему
      Отеческим теплом согрет я
      И верен дому своему…

      – Все вы знаете, что на данный момент одним из самых прибыльных бизнесов является туристический бизнес.

      – Я предлагаю вам поработать рекламными менеджерами. Объединившись в группы, вы за отведённое время должны составить рекламу нашего городка, для того чтобы привлечь туристов. Подумайте, а что в нашем городке можно изменить, чтобы он привлёк как можно больше туристов и денежных средств. На выполнение этой работы вам даётся 5 мин.

      5. Творческая работа в группах

      Защита творческих проектов.

      6. Подведение итогов урока

      7. Домашнее задание. Реферат, на к.к. отметить города Золотого кольца России.

      На основе сбора статистического материала и его анализа, мною были составлены ряд статей на тему "Международные туристско- рекреационные ресурсы России", которые в дальнейшем были внедрены в учебный процесс. Предлагаю конспект урока "Международные туристско-рекреационные связи России" в школьном курсе "География России".

      ВложениеРазмер
      konspekt.doc 50 КБ

      Предварительный просмотр:

      Тип урока: изучения нового материала.

      Цель урока: сформировать и систематизировать знания об особенностях и характерных чертах внешних туристско-рекреационных связей России, продолжить развитие пространственного мышления и самостоятельности при работе с учебником, картой и статистическим материалом.

      1. образовательная: сформировать и систематизировать знания об особенностях и характерных чертах внешних туристско-рекреационных связей России;
      2. развивающая: способствовать формированию и развитию общекультурной компетенции, т.е. способности понимать экономические и социальные явления
      3. воспитательная: воспитание самостоятельности и способов самоконтроля при работе с учебником, картой и статистическим материалом.

      Организационный (2 мин)

      Приветствие. Проверка отсутствующих и готовности учащихся к уроку.

      Приветствие учителя. Настраивание на работу на уроке.

      Проверка домашнего задания (5 мин)

      ‒ Ответьте на вопросы:

      1. Что такое сфера материального производства?
      2. Перечислите отрасли народного хозяйства, относящиеся к сфере материального производства.
      3. Что такое непроизводственная сфера?
      4. Перечислите отрасли народного хозяйства, относящиеся к нематериальной сфере.
      5. Что такое обслуживание?
      6. Что такое услуга?

      Подготовка учащихся к изучению нового материала (3 мин)

      ‒ Какие ощущения у вас возникали при просмотре данного видеоролика?

      ‒ С какой целью вы бы их посетили?

      ‒ Каким одним словом можно заменить подобные выезды?

      ‒ Захотелось посетить эти места.

      Усвоение новых знаний (20 мин)

      Каждому учащемуся выдается инструктивная карточка, которая по ходу урока заполняется и вкладывается в тетрадь (Приложение №1).

      (Учащиеся говорят, учитель записывает на доске).

      ‒ Туризм в современном мире проявляется в различных явлениях, связях и отношениях, это определяет необходимость его классификации, т. е. группировки по отдельным однородным признакам, зависящим от определенных практических целей. Известно большое количество подходов к классификации туризма. Они различаются принципами построения, прикладными задачами и даже самим пониманием сущности туризма. Наиболее значительным с практической точки зрения основанием для классификации туризма является его деление на категории типы, виды и формы [18].

      Учащиеся по ходу доклада заполняют инструктивную карточку.

      ‒ Отдых, поездки и т. д.

      ‒ Туризм ‒ это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источника в стране (месте) временного пребывания [42].

      Читайте также: