Реформы столыпина 9 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

формирование коммуникативных навыков обучающихся на уроках истории;
обеспечить усвоение учащимися темы.

  • Образовательная :
    выявить причины, цели, методы и итоги реформы П.А. Столыпина.
  • Развивающая :
    продолжить формированию умений участвовать в обсуждении, работать с историческими документами, текстом, самостоятельно делать выводы.
  • Воспитывающая :
    воспитывать умение самоорганизовываться на уроках и умение слушать других.

Оборудование:

  • Раздаточный материал (документы, карточки, таблицы)
  • Учебник. История России. XX век, под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.
  • Ноутбук, мультимедиапроектор, доска.

I. Организационный момент

Урок проходит с использованием презентации, подготовленной учителем.

II. Эпиграфом нашего урока будут являться слова П.А.Столыпина:

Приложение. Слайд 1: “Народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут; они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие более сильные народы”.

– Выберете ключевые слова.
– Почему человек не должен забывать прошлое своей страны? (Выслушиваются мнения ребят, учитель подводит итоги)

Тогда давайте разбираться в прошлом истории нашего государства.

1. (Связь с прошлым уроком). Для начала проверим с вами домашнее задание по сравнению взглядов политических сил, сформировавшихся в ходе первой русской революции, на решение аграрного вопроса.

(Каждый получает карточку № 1 с вопросами и отвечает самостоятельно, после идет взаимопроверка – см. Приложение 1)

III. Переход к изучению новой темы:

– Какие политические силы сформировались в ходе первой русской революции?
– Как правительство отреагировало на предложения по аграрному вопросу?
(Все предложения были отвергнуты государством).
– Какая проблема наиболее остро стояла в начале 20 века в экономическом развитии России? (Проблема аграрного вопроса)
– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (О решении аграрного вопроса)

Учитель: Да, сегодня мы рассмотрим вопрос одной из самой острой проблемы России начала 20 века – аграрного вопроса.

– Каким путем можно решить этот вопрос? (Революционным или мирным).
– Как решается мирный путь решения проблемы в стране? (Путем реформ).

Сегодня на уроке мы с вами и рассмотрим, как решался аграрный вопрос путем реформ в России.

Слайд 2:Тема урока Реформы Столыпина

Слайд 3: Россия в начале 20 века. Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий.

9 июня 1906, как мы с вами знаем, Николай 11 царским указом распустил 1 Государственную Думу, обвинив ее в революции.

Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета Министров П.А. Столыпина – министр внутренних дел.

Слайд 4: Мотивация на новую тему:

  • Кто же он – П.А. Столыпин?
  • Какие реформы он предлагал провести?
  • Цели реформы
  • Основные мероприятия и осуществление реформы
  • Итоги реформы
  • Актуальна ли тема урока сегодня?

На эти вопросы мы постараемся поразмышлять во время изучения темы.

Для начала давайте познакомимся с этим государственным деятелем.

Учитель: Какие реформы предлагал провести Столыпин, разрабатывая правительственную программу действий?

У вас на столе лежит лист с текстом (см. Приложение 3). Во время работы с текстом вы должны сделать необходимые записи о предложениях Столыпина, после этого принять участие в нашей игре “Чистый слайд”.

Слайд 6: игра “Чистый слайд”:

  1. На какие части делится программа Столыпина?
  2. Какую часть Столыпин предлагает провести в жизнь немедленно?
  3. Какие еще реформы предлагал провести Столыпин?

Учитель: Важной частью своей программы Столыпин считал аграрную.

(Слайд7: знакомство с планом)…

Учитель: На основании высказываний Столыпина определить – Цели реформы. (Работа с документом, см. Приложение 2). После идет обсуждение целей реформ с ребятами.

  1. “Успокоение” страны, отвлечение крестьян от принудительного отчуждения помещичьих земель. (Крестьян, рассредоточенных по хуторам, занятых своими хозяйствами, будет труднее поднять на бунт).
  2. Создание социальной опоры самодержавия – в лице зажиточных крестьян (создание широкого слоя мелких буржуазных собственников).
  3. Модернизация страны (продолжение ее).

Вывод учителя: …таким образом важнейшей проблемой, от которого зависело будущее России – был аграрный вопрос.

Начало реформе положил Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 г.

Откройте этот документ в учебнике на стр.67. Ознакомьтесь и ответьте на вопрос:

Почему с этим указом связано начало реформы?

(Предоставил право крестьянам выходить из общины и передачи земли в частную собственность)

Учитель: Основные мероприятия аграрной реформы (Работа по группам).

У каждой группы своя карточка: всем группам внимательно изучить карточку и выполнить задания (даю вам времени 8–10 минут).

1 группа: Разрушение крестьянской общины – стр.63
2 группа: Переселенческая политика – стр.64
3 группа: Итоги аграрной реформы – стр.64
4 группа: индивидуальная работа со “слабыми” ребятами: найти в тексте и выпиши цели, методы и итоги реформ (даю другой текст и помогаю им в работе с текстом).

КСО: ребята работают по группам со своим текстом и делают основные записи по вопросам. В каждой карточке свои вопросы:

Вопросы 1 группе:

  • Рассказать о разрушении общины.
  • Какие по аграрной реформе предполагалось образовать типы крестьянских хозяйств?
  • Объясните, что означает термин “отруб” и “хутор”.
  • Почему произошел переворот правящих верхов от принудительного сохранения общины к политике ее ускоренного разрушения?
  • В чем состоял социальный смысл аграрной реформы Столыпина? Какой была основная цель указа.

Вопросы 2 группе:

  • Рассказать о переселенческой политики
  • Чего хотело правительство, реализуя переселенческую политику?
  • Назовите недостатки переселенческой политики.
  • В чем вы видите прогрессивное значение переселенческой политики?
  • Что явилось новым явлением в результате переселенческой политики?
  • В чем вы видите значение создания коопераций?

После каждая группа рассказывает кратко свой материал.

Учитель задает вопросы по выяснению усвоения материала.

Затем вместе с классом выделяются основные мероприятия аграрной политики Столыпина и появляется слайд (ребята делают записи в тетрадях):

  • Создание новых форм землевладения: отруб и хутор.
  • Государственная помощь крестьянским хозяйствам.
  • Переселение крестьян.
  • Развитие крестьянской кооперации.

Учитель: Кому выгодны были данные мероприятия? (Правительству, чтобы решить незаселенность огромных пространств Сибири и Дальнего Востока.)

Учитель: А теперь попробуем разобраться, какие результаты имела данная реформа?

– Кто может рассказать об итогах Столыпинской реформы?

Выслушиваются ответы ребят и подводятся итоги аграрной реформы Столыпина.

(После ребята записывают итоги реформы самостоятельно в тетрадь)

Учитель: Почему же не состоялся путь реформ, и так трагично сложилась судьба Столыпина? Почему П.А. Столыпин остался реформатором – одиночкой?

После идет обсуждение по этому вопросу (но не затягивать).

После выслушивания ребят, можно подчеркнуть: Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России”.

Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически реформатором-одиночкой.

IV. Закрепление:

1 варианту – выписать из приведенной таблицы положительные результата аграрной реформы.
2 варианту – отрицательные результаты аграрной реформы.

Учитель: Скажите, как вы считаете, вопрос затронутый Столыпиным, актуален сегодня?

(Выслушиваются ответы ребят).

Вывод: В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенция и предприниматели, считали их недостаточными.

Д/З: параграф 8

1 варианту – написать отрицательные результаты аграрной политики
2 варианту – положительные результаты аграрной политики

А теперь давайте отвлечемся от темы урока и представим, что реформу должен осуществить не Столыпин, а мы. Но не аграрную реформу, а реформу нашего урока истории. Что бы вы изменили в уроке, что бы вы оставили.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Экономические реформы П.А.Столыпина

Цели: охарактеризовать пути развития России в начале века, сравнить аграрные проекты с положениями столыпинского аграрного законопроекта. проанализировать столыпинские реформы, их итоги и последствия.

2. Проверка домашнего задание – тестирование;

а) 9 января 1905 г. б) 10 декабря 1906 г. в) 9 март 1905 г.

С какого события принято начинать историю первой русской революции:

б) с декабрьского вооруженного восстания в Москве;

Каковы итоги первой российской революции:

а) социальной переворот в стране;

б) отмена выкупных платежей;

в) свержение самодержавия;

Какой лагерь из общественно-политических сил выступал за мирные, демократические методы борьбы:

а) Правительственный лагерь; б) Либеральный лагерь;

в) Революционный лагерь.

Кто не относился к движущим силам первой российской революции:

а) рабочие; б) крестьяне ;

в) мелкая буржуазия; г) интеллигенция.

Конституционно-демократическую партию возглавлял:

а) П.Н.Милюков; б) Г.А.Гапон;

в) В.М.Чернов; г) Е.Ф.Азеф.

Председателем I Государственной думы был избран:

а) В.М.Чернов; б) С.А.Муромцев;

в) П.Н.Милюков; г) В.И.Ленин.

Укажите причину роспуска II Государственной думы:

а) царь видел в нем противовес дворянским и земским собраниям;

в) обвинение депутатов в заговоре и арест;

г) указ императора.

Когда 1906 года была распущена I Государственная дума:

а) 9 июля; б) 9 января; в) 20 февраля; г) 3 июня.

С каким событием связано окончание первой российской революции:

а) роспуск II Государственной думы;

б) Манифест 17 октября;

в) Всероссийская октябрьская стачка.

3. Объяснение нового материала:

Петр Аркадьевич Столыпин родился 5 апреля 1862 года в Дрездене. Окончил Виленскую гимназию и в 1881 поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. По окончании университета поступил на службу в Министерство государственных имуществ.

В 1889 году перешел в Министерство внутренних дел. А 1903 году назначен Саратовским губернатором. В апреле 1906 года ушло в отставку правительство Витте. Столыпин был назначен министром внутренних делю Назначение это было не случайным – Столыпина поддерживали многие. Через два с половиной месяца Столыпин стал председателем Совета министров, сохранив за собой пост министра внутренних дел.

24 августа 1906 года Столыпин опубликовал правительственную программу, состоящую из двух частей

Успокоение страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов.

Об улучшении крестьянского землевладения

Об улучшении быта рабочих

Реформа местного управления (губернии и т.д.).

О преобразовании местных судов.

Реформа средней и высшей школы.

Но удалось привести в жизнь только аграрную реформу.

1 русская революция показала, что главным вопросом был аграрный вопрос;

Крестьяне не поддержали самодержавие.

Создание прочной социальной базы самодержавия в лице крепкого зажиточного крестьянина при сохранении помещичьего землевладения;

Развитие капиталистических отношений в деревне, разрушение общины, передача крестьянской земли в частную собственность;

Создание хуторных и фермерских хозяйств;

Образование широкого рынка для промышленности;

Направление развития реформы:

Разрушение общины. Разрешен свободный выход крестьян из общины. Выходя из общины, крестьянин получал в частную собственность все закрепленные за ним наделы и мог требовать, чтобы они были сведены в один участок. Шло поощрение отрубов и хуторов. Помещичье землевладение оставалось неприкосновенным. Указ о разрушении общин имел несколько целей:

Совместная жизнь крестьян в деревнях облегчит работу революционерам.

Крестьянин, получивший в собственность землю, рассредоточенных по хуторам, занятых своими хозяйствами, поднять на бунт будет очень трудно.

Аграрная реформа была признана создать широкий слой мелких собственников и тем самым обеспечить стабильность в обществе.

Переселение безземельных и малоземельных крестьян из центра на окраины (Сибирь, Кавказ, Средняя Азия, Дальний Восток).

Реформа началась в благоприятных условиях ( росли цены на хлеб, отменены выкупные платежи);

Община была разрушена.

Земля переходила в частную собственность, которую они могли передавать по наследству.

Крестьянин мог потребовать хутор, отруб.

Таким образом реформа была выгодна богатым крестьянам, которые имели деньги, чтобы создать крупное хуторское хозяйство. Большинство же крестьян не видело очевидных выгод от реформы. Не помогала даже помощь от крестьянского банка.

Итоги реформ А.П.Столыпина:

Возросли посевные площади.

Хлебный экспорт увеличился на треть.

Мировой экспорт зерна.

Удвоилось количество минеральных удобрений.

Развитие сельского хозяйства.

Т.о. столыпинские план реформ был программой модернизации России. Главное внимание он уделял аграрной реформе, целью которой было разрушение общины и формирование в деревне класса собственников.

Кооператив – производственная или торгово-закупочная организация, созданная для совместного ведения хозяйства несколькими участниками или организациями, а также для получения прибыли в интересах всех участников объединения.

Отруб – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне.

Хутор – участок земли, выделенный крестьянину при выходе его их общины с переселением из деревни на свой участок.

Точка зрения: Главная трудность проведения столыпинской аграрной реформы коренилось не столько в технико-землемерных проблемах, сколько в коллективистской психологии крестьянина. Большинство крестьян не умели действовать единолично, по-фермерски, на свой страх и риск, и боялись лишиться помощи общины в борьбе за выживание. И вот когда Столыпин предложил крестьянам хутора и отруба, русский крестьянин все-таки предпочел остаться в общине.

4. Домашнее задание: § 6, Новые слова, Вопросы №1,2,3,4. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос – каковы цели, содержание и значение аграрной реформы П.А.Столыпина.

2.Государствен ные думы I и II . Госу дарственный перев орот 3 июня 1907го да.

1.Выбор пути. Раб ота со схемой . Уч ащиеся делают в тетради.

Задание: Проанал изируйте в се три варианта разв ития.

Сегодня на у роке речь пойдёт о третье м пути разв ития.

2. Госу дарственные ду мы I и II . Государственн ый переворот 3 июня 1907года

Использу ю Теодор Шанин. Столы пин и революция св ерху.)

Личность . Пётр Ар кадьевич Столы пин родился 5 а преля 1862 года в Др ездене.

Окончил Виленс кую гимназию и в 1 881 году посту пил на физико - математический

факультет Петербургского у ниверситета. П о оконча нию у ниверситета поступил на

службу в Министерство госу дарственных имуществ. В 1889 году перешёл в в

Министерств о внутренних дел. Был назначен у ездным предводителем дворянства в

Ковенской гу бернии, 1899г. - губернск им предводителем дворянства, а 1902

г.,неожиданно для с ебя ( благодаря поддержки В.К.П леве), - гродненским

губернатором. В 1903 году назначе н Саратовским гу бернатором.

Вопрос классу : Что вы знаете о деятель ности Столы пина в нашем к рае?

Как увековечена память П етра Аркадьевича в Сарат овской области?

Летом 1905 го да саратовская гу берния стала одни м из главных очаг ов крестьянског о

движения. В а преле 1906 года у шло в отставку правительств о Витте. Столы пин был

назначен минист ром вну трен них дел. Н азначение было не случайным – Столыпина

поддерживали на т от момент мн огие. Через два с половиной месяц а Столыпин стал

председателем Совета минист ров , со хранив за собой п ост министра вну тренних дел.

Проблемное зад ание : Оцените полит ические взгляды и деятельность Столы пина, о

24 августа 1 906 года Столыпин о публиковал правительственну ю программу ,

А. Успокоение стра ны при пом ощи чрезвычайных м ер и объявл ения в некоторых

районах импе рии военного поло жения с введением там в оенно - полевых су дов.

- свобода вероис поведания ( п рав а и обя занности староо брядческих и секта нских

- о неприкоснов енности личност и и гражданск ом равноправии в см ысле устранени я

ограничений и ст еснений отдельных г рупп населения. ;

- об улу чшении быта рабочи х и о госу дарственном их ст раховании;

- реформа местн ого управления ( предполагалось о рганизовать , чтобы губернск ие и

уездные адми нистративные у чреждения были поставл ены в непос редственну ю связь

с преобразованн ыми органами сам оуправлени я, включающими и мелкую з емскую

- полицейская р еформа о слия ния общей и жан дармской полиции.

Но удалось пр овести в жизнь толь ко аграрную реформу .

1. Причины реформы: Первая русская револ юция показала, что гл авным вопросом

был аграрный в опрос; крестьяне н е поддерживали с амодержавие.

А) Создание п рочной социально й базы самодержав ия в лице кре пкого зажиточн ого

Б) Развитие капитал истических от ношений в деревне, разрушени е общины, пер едача

крестьянам земл и в частную собственность; созда ние хуторски х и фермерских

В) Образование ш ирокого ры нка для промышле нности;

Г) Переселение революционн о настроенных, мал оземельных к рестьян из це нтра на

1. Разрушение об щины, закрепле ние земли в частную собственность к рестьян, их

2. Помощь кресть янам через Крестья нский банк для покупки казённы х или

дворянских з емель. Создание ху торов, отрубов. Возникнове ние фермерск ого

3. Переселение беззем ельных и малоземел ьных крестья н из центра на ок раины (

9 ноября 1906 г ода – указ о передаче к рестьянину его на дела в его собствен ность.

Столыпин говорил, что « правительств о сделало ставку не на убогих и пья ных, а на

В) Земля перехо дила в частную собстве нность, котору ю они могли передавать по

Таким образ ом, реформа был а выгодна богатым крестьянам , которые имели ден ьги,

чтобы создать кру пное ху торское хозяйство. Б ольшинство же крест ьян не видело

очевидных вы год от реформы. Не п омогла даже пом ощь от Крестьянск ого банка.

За 1904 - 1914 гг. из общины вышло 26 % крестья нских дворо в, на хутора и от руба –

А) Крестьяне не хотели брать землю по следующим причин ам:

- большинство к рестьян не умело хозя йствовать единол ично;

Крестьянам был и предоставлен ы многочисленные льготы дл я желающих

- По данным с овременного ис следователя В.Г. Сироткина, стараниями

столыпински х хуторян урожайн ость в стране с 1906 по 1915 год в ыросла на 14 % , а в

Сибири – на 25 % . К 1914 году столып инские фермеры обгоняют общи ну по

поставкам това рной продукции в город и на экс порт: зерн овой экспорт России в

1912 году почти на 30 % превышал эксп орт Аргентины, Ка нады и США, вместе

- Реформа полож ила начало част ной собственност и на землю у огромн ой массы

- Приток разо рившихся кресть ян пополнил ры нок рабочий силы, воз рос спрос на с / х

Всё это способств овало развитию промышленн ости, торговли , т.е. развитию

Г) Половинчат ость, незавершённ ость реформы. П очему?

- Проводилась бю рократическим а ппаратом, док азавшим свою способность

« Главная тру дность проведения ст олыпинской аг рарной реформы коренилась не

столько в техник о - землемерных пр облемах, сколько в к оллектив исткой психол огии

крестьянства. Б ольшинство крестьян н е умели действовать единолично, по -

фермерски, на ст рах и риск, и боялись л ишиться п омощи общины в б орьбе за

выживание. И в от когда Столып ин предложил кресть янам жу равля в небе - хутора и

отруба, даже с пециальный Кресть янский банк открыл, р усский кре стьянин

предподчёл с иницу в ру ках - остался в о бщине. « Как – никак без сенокосилки

проживу , а надорвусь и помру – детишек об щина пригреет. Ну а на хуторе кто

- Столыпин заявлял, что для успеха п реобразований не обходимо « двад цать лет

- Реформа укре пила позиции б огатого крестьянства, но не решила ос новных

3) Зародилось новое противореч ие между беднейшим к рестьянством и за житочным


ХХ век – один из самых сложных и противоречивых периодов отечественной истории. Изучение событий ХХ века наиболее плодотворно возможно на основе работы с историческими источниками. Работа на уроке в рамках исследовательского занятия позволяет учителю осуществить проблемный подход в обучении, а учащимся – вынести свой собственный вердикт по поводу событий нашей истории в ХХ столетии.

Учащиеся знакомятся с материалом по учебному пособию и дополнительной литературе, анализируют документальные источники, сопоставляют факты и делают выводы, обобщения, в том числе в ходе самостоятельной работы.

В результате учащиеся создают свою версию развития событий в стране в один из наиболее сложных исторических периодов.

Цель урока:

Задачи урока:

  • выяснить цели, основные мероприятия и итоги аграрной реформы П.А. Столыпина, ту историческую обстановку, в которой осуществлялись преобразования;
  • Дать представление учащимся о реформаторском пути выхода из революции.

План урока.

Рассмотреть вопросы: 1.Личность П.А. Столыпина. 2.Цели аграрной реформы. 3.Основные мероприятия реформы. 4.Осуществление реформы. 5.Итоги и значение реформы Столыпина.

Содержимое разработки

Урок Истории в 9 классе

Тема урока: Реформы П. А. Столыпина

Методические рекомендации к уроку

ХХ век – один из самых сложных и противоречивых периодов отечественной истории. Изучение событий ХХ века наиболее плодотворно возможно на основе работы с историческими источниками. Работа на уроке в рамках исследовательского занятия позволяет учителю осуществить проблемный подход в обучении, а учащимся – вынести свой собственный вердикт по поводу событий нашей истории в ХХ столетии.

Учащиеся знакомятся с материалом по учебному пособию и дополнительной литературе, анализируют документальные источники, сопоставляют факты и делают выводы, обобщения, в том числе в ходе самостоятельной работы.

В результате учащиеся создают свою версию развития событий в стране в один из наиболее сложных исторических периодов.

Задачи урока:

выяснить цели, основные мероприятия и итоги аграрной реформы П.А. Столыпина, ту историческую обстановку, в которой осуществлялись преобразования;

Дать представление учащимся о реформаторском пути выхода из революции.

Рассмотреть вопросы:
1.Личность П.А. Столыпина.
2.Цели аграрной реформы.
3.Основные мероприятия реформы.
4.Осуществление реформы.
5.Итоги и значение реформы Столыпина.

Опережающее задание.
Ответить на вопросы:

1.В чем состояла суть аграрного вопроса в России начала XX века?
2.Вспомните, как основные политические партии России начала ХХ века предлагали решить вопрос о земле?

Вводное слово учителя. Вечер 1 сентября 1911 года. Место действия – Киевский городской театр. Антракт. Зрители прогуливаются в фойе. Российский премьер Петр Аркадьевич Столыпин, облокотившись руками о барьер оркестровой ямы, стоит лицом к партеру. К нему направляется незнакомый молодой человек. Столыпин не видит, что он прикрывает театральной программкой оттопыривающийся карман, в котором лежит пистолет. Не доходя двух-трех шагов до премьера, молодой человек выхватывает свое смертоносное оружие и делает два выстрела.

Таковы противоречивые отзывы современников…

Для этого вы проанализируете имеющиеся источники и составите текстовый коллаж который поможет защитить вашу точку зрения. Класс разбивается на две позиции.

Источники информации находятся в виде электронных файлов на ноутбуках и распечатаны для работы.

Петр Аркадьевич Столыпин (1862 – 1911) родился в дворянской семье, в которой было принято ценить и соблюдать традиции, но не чуждаться при этом и новаций.

Род Столыпиных известен с XVI века, он оставил заметный след в русской истории. Столыпины гордились своим родством с М.Ю. Лермонтовым. Прадед Петра Аркадьевича, сенатор Аркадий Алексеевич Столыпин, поддерживал дружеские отношения с М.М. Сперанским. Дед реформатора, Дмитрий Аркадьевич, был писателем, философом, экономистом. Он немало размышлял о путях решения аграрного вопроса и пришел к выводу о необходимости развития хуторского хозяйства при ограничении прав общины. Отец третьего российского премьера, Аркадий Дмитриевич, участник Крымской войны, литератор, приятель Л. Толстого. Жена Петра Аркадьевича была правнучкой А.В. Суворова.

П.А.Столыпин окончил Виленскую гимназию. В 1881 году он поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Прослушав там полный курс, он избрал карьеру государственного служащего и поступил в Министерство государственных имуществ в чине коллежского секретаря. Административная деятельность неизменно воспринималась Столыпиным как одна из форм служения обществу. Не менее важным будущий реформатор считал и исполнение тех обязанностей, которые проистекали из принадлежности к дворянскому сословию. Переехав в родные места, в Ковенскую губернию, Петр Аркадьевич становится уездным, а затем и губернским предводителем дворянства.

В 1902 году Столыпин получает весьма ответственный пост гродненского губернатора. В 1903 году способного администратора переводят в Саратов.

В 1905 году саратовскому губернатору П.А. Столыпину пришлось решать немало сложных вопросов, как и его коллегам в других районах страны. Положение в губернии было весьма тревожным, но Столыпину удалось не без успеха воспользоваться теми полномочиями, которые давало российским губернаторам принятое еще в начале царствования Александра 111, в августе 1881 года, Положение об усиленной и чрезвычайной охране.

Столыпин добился если не полной стабилизации положения в губернии, то, по крайней мере, заметного снижения накала борьбы. Личное мужество, без которого в терроризируемой эсерами России ни один чиновник не мог исполнять свои обязанности; государственный ум и интуиция, подсказывавшие верные решения в запутанных ситуациях; готовность применять жесткие меры; способность проявлять политическую мудрость и гибкость – все эти качества помогли саратовскому губернатору достичь большего, чем удалось многим другим местным администраторам. Столыпин пресекал любые проявления правого и левого экстремизма, последовательно отвечая применением силы как на попытки организовать погромы, так и на революционный терроризм. При этом губернатор готов был сотрудничать с относительно умеренными элементами в любом политическом лагере, настаивая лишь на неукоснительном исполнении закона, и умел находить общий язык, как с земскими либералами, так и с правыми националистами.

Разумеется, Саратовская губерния не могла стать оазисом социальной гармонии; сам Столыпин хорошо понимал, что для настоящего умиротворения, для предотвращения беспорядков и волнений необходимы весьма серьезные преобразования, которые не могут свестись к дарованию политических свобод. При этом Столыпин – в отличии от большинства высокопоставленных чиновников империи – довольно отчетливо представлял себе, что именно нужно делать, в каких реформах более всего нуждается русская деревня и отечественная промышленность.

В 1905 году саратовский губернатор обратил на себя внимание центральных властей. Столыпина пригласили в столицу. В апреле 1906 года он стал министром внутренних дел в кабинете Горемыкина, а через два с небольшим месяца возглавил Совет министров. Занимая в течение пяти лет один из высших постов в Российской империи, Столыпин сумел – несмотря на постоянное давление слева и справа, несмотря на интриги и нешуточную политическую борьбу, в центре которых он то и дело оказывался, осуществить многие из своих идей.

Итак, продолжает учитель, 9 июля 1906 года царским указом председателем Совета министров был назначен П.А.Столыпин. Какую страну получил вновь назначенный премьер-министр? Какую программу выхода России из политического кризиса он предложил? Основным вопросом для Столыпина был вопрос аграрный, отмечает учитель и просит школьников вспомнить, какие варианты его решения отстаивали различные политические силы в начале ХХ века ( Этот вопрос учащиеся должны были подготовить дома).

Цели аграрной реформы.

Задание: на основании высказываний П.А.Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.

(Цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян.)

(Цель: продолжение модернизации России)

3.Основные мероприятия реформы.

На этом этапе урока учитель обращается к схеме: Основные мероприятия аграрной реформы П.А.Столыпина.

Создание новых форм Государственная Переселение Развитие землевладения помощь крестьянским крестьян крестьянского

Крестьяне – частные собственники своего надела.

«Каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.

Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановляемому простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие… в собственность переходящего к личному владению домохозяина.… Если в течение указанного срока общество такого приговора не постановит, то… все означенные действия исполняются на месте земским начальником…

Из речи Столыпина перед депутатами Государственной думы, март 1907г.:

Из речи Столыпина перед депутатами Государственной думы, ноябрь 1907г.:

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ

1.Какой пережиток феодально-крепостнического уклада стал основным объектом критики Столыпина?

2.Какие аргументы против общины и общинного землепользования выдвигает Столыпин?

3.Какова процедура выделения из общины?

4. Осуществление реформы.

5.Итоги и значение реформы П.А.Столыпина.

Задание: соотнесите цели реформы и ее результаты; сделайте вывод об успехе реформы.

Подводя итоги урока, учитель просит школьников дать общую оценку столыпинской реформе и проследить, какое влияние она оказала на дальнейшее развитие России.

В заключение учитель говорит, что сейчас наша страна также переживает время реформ. В этих условиях особенно важно понять, какие проблемы, не решенные в России в начале ХХ века, возвращаются к нам сегодня.


-75%

Читайте также: