Конспект урока по музыке 3 класс радуйся мария богородице дево радуйся

Обновлено: 07.07.2024

Ход урока.

Организационный момент. Приветствие.

Читаю эпиграф к уроку:

Пусть ей вечно солнце рукоплещет!

Так она и будет жить в веках

Самая прекрасная из женщин,

Женщина с ребенком на руках.

Вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня будем с вами говорить?

А как же называется наш урок сегодня? Откройте страницу 44 учебника. Прочитайте! (ответы детей)

Слайд№2

Введение в тему урока.

В искусстве существуют вечные темы. Одной из них является тема женщины, и сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом, о самом близком для каждого из нас человеке- о матери. Композиторы, художники, писатели всего мира воспевали женщину-мать. Тема материнства для многих вечная тема. Она волновала и будет волновать многие и многие века. Эта тема близка каждому человеку.

Изучение нового материала.

Слайд №3

Давайте послушаем эти произведения, постараемся выявить интонационное сходство молитв через характер звучания, лад, динамику, распевность. Почувствуем красоту гармонии, чистого и благозвучного обращения к образу Богородицы.

Слайд №4,5

У.- Как вы думаете, где можно услышать эту музыку?

Д.-такая музыка звучит в церкви, в соборе

Слайд №6

У.- Как можно назвать это музыкальное произведение, которое исполнялось в церкви, храме.

Д.-молитва

У. Кто из вас когда-то посещал собор или церковь, кто был на службе? Ваше впечатление?

(технология педагогики сотрудничества)

Есть музыка, которая передает настроение, связанное с образами природы, а есть музыка, которая отражает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром, музыка, которая очищает душу, просветляет ее. Это музыка – духовная.

В православных храмах в честь святых и праздников звучат особые песнопения, называется Тропарь.

Тропари составлены и написаны ко всем иконам Божией Матери много лет назад (а их в церковном календаре более ста). Существует тропарь и к иконе Владимирской Божией Матери. В нём частично рассказана история иконы.

(личностное УУД: понимание музыкально-эстетического чувства, его функций в жизни человека)

Слайд №8

У.- Кто исполняет эту музыкальную молитву?

У.- Есть ли музыкальное сопровождение?

Д.- нет, звучали только голоса

У.- Как называется такое исполнение хора, без сопровождения?

У.- К кому она обращена?

Д.- к Божьей матери

(познавательное УУД: восприятие музыки, размышление о ней).

(монолог композитора)

Сергей Рахманинов, в детстве любил слушать колокольный звон, старинные русские песни, древние былины. Он родился в Новгородском крае, в живописном месте у озера Ильмень недалеко от речки Волхова. Его отец был дворянин, а мама – генеральская дочь, профессиональный историк. Но бабушка была самым дорогим ему человеком. К ней в дом приходили звонари и исполнители, русские песен.

(технология педагогики сотрудничества)

У. А как еще называют Божью Матерь?

Д.- Богородица, Царица небесная, Всепетая, Дева Мария, Мадонна

У.- А кто такая Богородица? Что вы о ней знаете? (дети отвечают).

Образ Божьей Матери это пример великой любви ко всему человечеству. Богородица – это, прежде всего мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах, как вечный символ страдающей матери.

У.- Дева Мария появилась на свет более двух тысяч лет назад чудесным образом. Ее родители Иоаким и Анна были добры и милосердны, но у них не было детей. Горячо молясь и прося милости и прощения, они испросили у Бога даровать им дитя и поклялись, что с трех лет отдадут ребенка в храм на воспитание. Господь даровал им Марию, когда они были уже старыми, потеряв всякую надежду.

При рождении Марии - Анне возвестили, что ею - Марией - дастся спасение всему миру.

Когда девочке исполнилось три года, родители привели ее в храм, и как только она вошла в храм, он озарился божественным светом, как будто предрекая ей особую судьбу.

Слайд №9

Слайд№10

У. Как вы думаете, почему Господь выбрал именно Марию?

У.- Господь выбрал Марию за ее чистоту и непорочность, за кроткий нрав, долготерпение и святость. Это произошло более двух тысяч лет назад, примерно седьмого апреля. С этого времени православные верующие празднуют светлый праздник Благовещение Пресвятой Богородицы.

(Регулятивные:выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя).

У. Как нужно исполнять молитву? В жанре песни, танца или марша?

Д.- Песенная

У.-А почему?

Д.-Лучше передает лирические чувства, простая и одновременно величественная

(познавательные УУД: эмоциональный отклик, оценка музыкального произведения)

Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Ей посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы.

слайд№11

(интегральная технология)

(информационное УУД: картины Рафаэля, В. Васнецова)

У.- Что вы видите на картине? (ответы детей)

Мы видим изображение Божьей Матери с младенцем Иисусом художника Виктора Васнецова. Эту великолепное произведение можно увидеть в алтарной части Владимирского собора в Киеве. Сколько любви, кротости, нравственной чистоты в образе Божьей Матери. С какой нежностью, бережностью она обнимает младенца и небесный свет озаряет ее лик.

(технология ИКТ).

У.- (читает стихотворение) Одной картины я желал быть вечный зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая наш Божественный Спаситель- Она с величием, Он с разумом в очах- Взирали, кроткие, во славе и в лучах: (А.С.Пушкин) (учебник страница 43 )

Как вы думаете, что хотел передать нам А.С. Пушкин этими строками?

У.- В этих строках поэт А.С. Пушкин передает свое преклонение перед образом Богородицы, воспевая ее вселенскую любовь к людям. На Руси Божью Матерь называют Богородицей.

Скажите, ребята, а без чего мы себе не можем представить храм?

У.- А что такое икона?

Образы святых людей сопровождали человека повсюду – в храме, в доме, в дороге…

Что зажигают перед иконой?

Физкультминутка

-Сейчас мы возьмем дыхание, не поднимая плечи. Представим, что перед нами свеча, будем дуть на ее пламя. Но так, чтобы оно не погасло. (упражнение повторить 2 раза).

Теперь резким выдохом задуваем свечу (2 раза)

(технология арт-терапии и здоровье сбережения)

Слайд №12

У.- А сейчас ребята откройте страницу 41 и прочитайте стих Данте.

Картину Рафаэля от иконы В. Васнецова отделяет почти 350 лет, а ведь они очень похожи. Образ Марии- величественна, благородна, спокойна.

Давайте сравним эти два произведения

Слайд №13

У.- Скажите, откуда Дева Мария спускается к людям?

У.- Какой цвет преобладает?

(белый цвет у Рафаэля)

У.- Посмотрите на картину Васнецова. Какой цвет преобладает?

У.- Белый цвет символизирует чистоту и непорочность, а золотистый - божественный.

Почему женщина с младенцем без короны, богатой одежды, а весь мир называет Ее Царицей Небесной? (ответы детей)

У.- Ребята, мы сегодня на уроке познакомились с двумя произведениями, которые можно назвать музыкальными молитвами композиторов С.Рахманинова и Ф. Шуберта. Давайте попробуем их сравнить, Что между ними общего и в чем различие? используя средства музыкальной выразительности.

Чем похожи эти музыкальные молитвы двух композиторов?

  1. Выразительное интонационное выделение обращения к Богородице и Деве Марии с последующим распеванием на один слог, что придает мелодии, светлую торжественность. Мелодия как бы расцветает и наполняется светом.
  2. Оба произведения написаны в мажоре. Это придает музыке особую возвышенную радость приобщения к таинству молитвы. Церковная музыка не признает уныния, и даже скорбь в ней светлая.
  3. Темп и динамика – тоже схожие. Спокойная неторопливость тихой мелодии молитвы есть и у Рахманинова и у Шуберта.
  4. Созвучны ли картины В. Васнецова и Рафаэля музыке, которая прозвучала на уроке?

(технология ассоциативно-образного мышления)

Итог урока: Слайд №14

Музыка, литература и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, они помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений.

Духовные произведения всегда песенные. Найдите еще раз слова, которые передают наши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвященные Богоматери.

(доброта, любовь, спокойствие, умиротворенность, благородство, сердечность)

Слайд №15

У.- Образ Богородицы близок образу матери, тема материнства для многих композиторов, художников, поэтов – вечная тема. Она волновала, и будет волновать многие и многие века. Эта тема близка каждому человеку, потому, что самое дорогое, родное, святое связано с мамой. Любите и берегите своих матерей!

Исполнение песни о маме.

Слайд №16

Домашнее задание:-Нарисуйте свою маму или образ Божьей матери.

Попробуйте сочинить стихи о маме.

Рефлексия: оцените свою активность на уроке с помощью смайликов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План урока № 1 в 3 кл. II четверть

Раздел : О России петь – что стремиться в храм .

Тема : Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся.

Цель : приобщение детей через музыкальную интонацию к жанрам духовной музыки; музыкальной молитве в творчестве Ф.Шуберта и С. Рахманинова.

Задачи (планируемы результаты).

Сформировать УУД :

воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимательности и заботливости отношений в семье.

воспитывать этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

формирование эстетических чувств к окружающему миру.

формировать знания учащихся о церковной музыке;

пробуждать интерес к церковной музыке с архаичным текстом;

формировать умение анализировать, сравнивать, выделять главное;

активизировать моторику и метроритмическое чувство в деятельности учащихся.

развивать музыкальное восприятие, музыкальную память, творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства;

выявлять интонационное сходство молитв через характер звучания, лад, динамику, распевность.

осмысление интонационной выразительности музыки, воплощение эмоциональных состояний в различных видах музыкально-творческой деятельности; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

дальнейшее развитие вокально – интонационных навыков, выразительного исполнения разучиваемого песенного материала.

Предполагаемый результат: формирование у детей художественного вкуса, творческого воображения, основанное на межпредметных связях урока музыки с изобразительным искусством и литературным словом; формирование лучших качеств (доброта, любовь к близким, забота).

Музыкальный материал .

Межпредметные связи : литература, изобразительное искусство, музыка.

1. Орг. момент.

2. Работа по теме урока.

Введение в тему урока.

Тему нашего сегодняшнего урока вам подскажет музыка, которая сейчас прозвучит

- Как вы думаете, где можно услышать эту музыку? (в церкви, в концертном зале)

- Кто исполняет это музыкальное произведение? (хор)

- Есть ли музыкальное сопровождение? (нет)

Беседа по теме урока.

- Как называются слова в этом произведении – стихи или молитва? (молитва)

- К кому она обращена? (к Богородице)

- А кто такая Богородица? Что вы о ней знаете?

- Как вы думаете, почему Господь выбрал именно Марию?

Господь выбрал Марию за ее чистоту и непорочность, за короткий нрав, долготерпение и святость. Это произошло более двух тысяч лет назад, примерно седьмого апреля. С этого времени православные верующие празднуют светлый праздник Благовещение Пресвятой Богородицы.

Именно эту молитву о Богородице воплощает композитор С. Рахманинов в своей музыке, которую слушали в начале урока. Это музыкальное прочтение молитвы.

- Кто из вас был в храме и слушал церковную музыку? Ваши впечатления?

Работа с картинами.

Давайте еще раз обратимся к учебнику на стр.43. Мы видим изображение Божьей Матери с младенцем Иисусом художника Васнецова. Эту большую икону можно увидеть в алтарной части Владимирского собора в Киеве. Сколько любви, кротости, нравственной чистоты в образе Божьей Матери. С какой нежностью, бережностью она обнимает младенца и небесный свет озаряет ее лик.

Прочитайте стихи, помещенные под портретом (дети читают)

В этих строках поэт А.С. Пушкин передает свое преклонение перед образом Богородицы, воспевая ее вселенскую любовь к людям.

На Руси Божью Матерь называют Богородицей.

- А как ее называют в западных странах с католической верой? (Девой Марией. Мадонной)

- Скажите, откуда Богоматерь спускается к людям? (с облаков)

- Какой цвет преобладает? (белый цвет у Рафаэля и золотистый у Васнецова)

Белый цвет символизирует чистоту и непрочность, а золотистый - божественный.

Богоматерь идет по облакам навстречу своей страшной судьбе, зная, что для счастья людей должна отдать смерти самое дорогое, что у нее есть - Сына.

- Скажите, какой музыкальный инструмент можно услышать в католическом храме? (орган)

- А в православном храме можно услышать орган? (нет)

Правильно. В православных храмах признается только один музыкальный инструмент - человеческий голос. А в западноевропейских храмах орган сопровождает пение церковного хора.

В этой молитве Дева Мария предстает нам в образе заступницы святой, к которой обращаются страждущие люди.

Сравнение. Итак, мы познакомились с двумя произведениями, которые можно назвать музыкальными молитвами композиторов С.Рахманинова и Ф. Шуберта.

Давайте попробуем их сравнить, Что между ними общего и в чем различие?

Что общего в построении мелодии?

Выразительное интонационное выделение обращения к Богородице и Деве Марии с последующим распеванием на один слог, что придает мелодии, светлую торжественность. Мелодия как бы расцветает и наполняется светом.

Оба произведения написаны в мажоре. Это придает музыке особую возвышенную радость приобщения к таинству молитвы. Церковная музыка не признает уныния, и даже скорбь в ней светлая.

3. Вокальная работа.

(вклеивание листа с текстом песни в тетрадь)

(слушание песни в записи, исполнение песни учителем)

(работа над объемом дыхания, дикцией, осознанным произношением текста)

4. Итог урока.

На этом уроке мы прикоснулись к тайнам двух музыкальных молитв Шуберта и Рахманинова. Эта музыка – особая: светлая, тихая и очень возвышенная. Мы говорим, святая музыка потому, что она будит в нас самые высокие чувства. Ведь образ Божьей Матери – это пример великой любви ко всему человечеству. В каждом из нас тоже есть очень много хорошего: и доброта и понимание и милосердие. И именно такая музыка помогает нам стать лучше и подумать: а достаточно ли мы любим и уважаем близких людей, родителей, друзей и учителей. Задумайтесь над этим.

5. Рефлексия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

•Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки.

•Осознать единство темы.

• Выявить интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику

1. Раскрыть образ Божьей Матери и образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства;

2. Развивать умение сравнивать, вокально-хоровые навыки;

3. Способствовать расширению представлений учащихся о музыкальных образах и жанрах.

4. Воспитывать чувство уважения к произведениям искусства, раскрывающим образ Божьей Матери и образ матери.

МЕТОДЫ: созерцания, словесный, художественный анализ, наглядный, практический, сравнения, выход за пределы музыки.

Тип урока: Углубления в тему.

Вид урока: урок – исследование.

• Карточки со словами: мир, радость, спокойствие, величие, красота, простота, благородство, тишина, достоинство).

Использованная литература и ресурсы сети Интернет:

1. Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2004

2. Музыка: учеб. Для учащихся 3 кл. нач. шк./Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2005

3. Фонохрестоматия / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Фонохрестоматия: 3 класс (CD, MP3)

I Организационный момент.

1) С добрым утром, солнышко, мы тебе рады!

Дети проснулись и вместе собрались:

И Маша здесь, и Ваня здесь, и Оля здесь, и Костя здесь.

( При пропевании имени ребенка погладить по голове) .

2) Утро начинается, вместе мы встречаемся,

Мы друг другу рады, все друг другу рады!

И Маша здесь, и Наташа здесь……….

3) Солнце утром рано встало (потягиваются)

Всех детишек приласкало (обнять ребенка)

С добрым утром, глазки, вы проснулись? (глаза)

С добрым утром, щечки, вы проснулись? (массируют щечки)

С добрым утром, ушки, вы проснулись? (массируют ушки)

С добрым утром, ручки, вы проснулись? (гладят кисти рук)

С добрым утром, солнце, я проснулся ! (тянет руки вверх)

Музыкальное приветствие:

Ученики. Музыка, здравствуй! – 2 раза

Музыка, музыка.

Праздник прекрасный – 2 раза

Нам дарит музыка.

Учитель. Здравствуйте, девочки!

Девочки. Здравствуйте! (садятся на свои места)

Учитель. Здравствуйте, мальчики!

Мальчики. Здравствуйте! (садятся на свои места)

Учитель. Здравствуйте, здравствуйте!

Ученики. Здравствуйте!

Вместе. Здравствуйте, здравствуйте все!\

У.:- Я постараюсь, чтобы и сегодняшний урок музыки стал для вас интересным. О чем мы сегодня будем говорить, вы мне скажете сами после просмотра видеоролика.

Введение в тему урока

У.: -Какие чувства наполнили вас во время просмотра ролика?

Д.: Такие чувства переполняют человека, когда говорят о МАМЕ.

У.: Чему же будет посвящен сегодняшний наш урок музыки?

У.: Есть особые произведения в искусстве раскрывающие великие, вечные темы. Сегодня мы с вами поговорим об отношениях человечества к матери средствами искусства. Проследим как музыка, литература и живопись создают образ матери, тема материнства от века к веку волновала художников всех народов, наверное, потому, что эта тема близка каждому человеку, независимо от возраста, страны и национальности.

Актуализация темы урока

Эпиграфом к уроку я взяла такие слова:

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

(Звучит Молитва Богородице)

У.: - Ребята, дайте название этой музыке одним словом

У - А где обычно звучат молитвы?

У - Перед вами строки из стихотворений прочтите их и выберите то, которое больше подходит к молитве:

Раскрытие темы урока на произведения разных видах искусства

Сл. 2. 1). Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Сл. 3.2). А вот и лунный шар: лампада зажжена,

В молельню тихую земля превращена;

Замолкла жизнь людей. Да вот, - ее молитва!

Сл. 4. 3). «Ave Maria – лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей,

В тихом предстань сновидении ей!

Ave Maria – лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха

Д.: - ( выбирают характер, темп, динамику настроение, тембр голоса, инструмента, лад)

Сл. 7. Посмотрите на изображение простое ли это изображение ? Как вы думаете, ее написал русский художник или художник зарубежный?

Физкультминутка. Белки

Белки прыгают по веткам.

Прыг да скок, прыг да скок!

Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)

Будем в классики играть

Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь ещё немножко

На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)

Физкультминутка. Будем прыгать и скакать!

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Наклонился левый бок.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Согнем левую ножку,

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

Будем прыгать, как лягушка

Будем прыгать, как лягушка,

За прыжком — другой прыжок,

Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)

Ванька-встанька, (Прыжки на месте)

Непослушный ты какой!

IV Беседа по картинам

Сл. 8. Картину Рафаэля от иконы Васнецова отделяет почти 350 лет, а ведь они очень похожи. Давайте сравним чем?

У.: Кто изображен на картинах?

У - Откуда явилась Мария?

У: - Куда направляет стопы?

У.: - Куда устремила взгляд?

У.:- Какие краски на холстах художников?

У.: - Какого цвета больше?

У.: - Есть ли разница на картинах между небом и землёй?

У.: Где происходит действие?

У.: - Перед кем стоит Дева Мария?

У.: - Картины созданы в разное время и разными по вероисповеданию художниками, но как много в них общего. Как вы думаете почему?

Вот уже более двух тысяч лет православная церковь празднует праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в основе которого лежит евангельская история

(Читаю текст из библии)

Читая Священное Писание, Мария все яснее постигала законы Творца. Размышления о мудром устройстве сотворенного Им мира занимали ум Премудрой Девы и весели Ее сердце, как других веселят пиры, забавы или игры.

Однажды, читая священное писание перед Марией предстал Архангел Гавриил и произнес Божественное приветствие:

— Радуйся, святая, добрая Дева! Господь с тобою! Своею скромностью, своей добротой и любовью к Богу ты заслужила великую милость: у тебя родится сын, и ты должна назвать его Иисус. Он — Сын Божий, и придет на землю, чтобы спасти всех людей от зла, греха и смерти.

- Давайте послушаем молитву С. Рахманинова.

Присоединитесь своей душой и пропойте душой вместе с произведением.

У.: - Что вы почувствовали?

У.: - Опишите эту музыку? Какая она?

У.: - Как вы думаете, музыка этих молитв похожа?

Д.: - (распевность, динамика, лад, чистое, благозвучное звучание, красота)

У.: - Послушайте еще раз фрагменты этих молитв и скажите есть ли отличие?

Повторное слушание фрагментов молитв.

Д.: - У Рахманинова без музыкального сопровождения, а у Шуберта с музыкальным сопровождением.

У.: Кто-нибудь знает почему?

У.: - Это из-за веры. В православных церквях нет музыкальных инструментов, а в католических - есть.

Динамическая пауза.

Сл. 10. Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской - Небесной заступницы Москвы

(В руках учителя маленькая копия иконы из церкви)

У.: О чем молятся этой иконе?

«Странная история России

Вся прошла перед Твоим Лицом.

Здесь в Успенском - в сердце стен Кремлёвских,

Умиляясь на нежный облик Твой,

Сколько глаз жестоких и суровых

Увлажнились светлою слезой! (М. Волошин)

У.: - Путь иконы из Сиона в Киев, из Киева во Владимир, из Владимира в Москву - путь многовековой, а образ остаётся неизменным.

У.: Что вы можете сказать о музыке, которая звучала?

Д.:(возможный ответ Похожа на молитву.)

У.: Кто-то заметил название этой молитвы?

Сл. 11. Тропарь – жанр византийской и древнерусской (с XI в.) гимнографии, небольшое произведение в честь святого или церковного праздника.

По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой ТРОПАРЬ. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери.

Запишем новое слово в музыкальные словарики.

Прочитайте стихотворение этого же поэта, которое он создал под впечатлением от слушания Тропаря и иконы Богоматерь Владимирская.

Не на троне – на Её руке, Левой

Ручкой, обнимая шею, -

Взор во взор, щекой припав к щеке,

Нет ни сил, ни слов на языке…

А Она в тревоге и в печали

Через зыбь грядущего глядит…

В мире нет слепительнее чуда

Откровенья вечной Красоты!

У.: - Какие чувства вызывают у вас эти строчки? С чем схожи они?

Богоматерь Владимирская – считается заступницей Москвы.

(Показать маленькую копию из церкви)

Если вы с родителями будете в нашем храме, обратите внимание на эту икону, ее легко узнать по количеству золотых украшений, принесенных иконе людьми в благодарность за помощь.

Развитие вокально-хоровых навыков.

Кто-то приходит за помощью к иконам, кто-то находит помощь и успокоение, в том, что пишет стихи, картины, но каждый из нас знает точно, что выслушает, поможет и защитит нас только один человек – это наша МАМА. МАМА – слово, которое на всех языках звучит одинаково нежно и тепло…

- Ребята, а теперь закройте глаза и представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Хорошо ли вы их помните?

1.Мамочка родная я тебя люблю

Все цветы весенние тебе я подарю

Пусть солнце улыбается глядя с высоты

Как же это здорово, что у меня есть ты.

Мамина улыбка вносит счастье в дом

Мамина улыбка мне нужна во всем

Мамину улыбку всем я подарю

Мамочка родная я тебя люблю - 2 раза.

Нет на свете лучше и милее глаз

Мама всех красивее,скажу я без прекрас.

Без тебя мне мамочка ни прожить ни дня,

Как же это здорово,что ты есть у меня!

У.: - Какой образ сопровождал нас сегодня на уроке?

У.: - Найдите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, стихи, смотрите на картины, посвященные Богоматери.

О чем вы узнали сегодня на уроке?

Учитель: Музыку каких композиторов мы услышали на уроке?

Какие слова можно подобрать, характеризуя образ Матери?

Мир, радость, спокойствие, величие, красота, простота, благородство, тишина. достоинство

У.: - Богородица, прежде всего мать, поэтому и чтят её образ во всех странах, как вечный символ страдающий матери. И в любом из видов искусств образ матери является неизменным символом доброты, любви, счастья, величия. Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, старайтесь не причинять ей боли своими словами и поступками.

Домашнее задание . У.: Наверняка, у каждого из вас, после прослушивания музыки на уроке, остались свои впечатления найдите стихотворение, которое, по вашему мнению, было бы близко вашим чувствам, прочитайте его выразительно и поделитесь с нами на следующий урок.

Рефлексия. (Учитель открывает створку доски, на ней изображения Богоматери Владимирской и Абалацкой)

У.: -Поднимите глаза на доску, кто это перед вами?

Д.: -(предполагаемый ответ: образы богоматери, о которых говорили на уроке.)

Конспект открытого урока музыки

в 3-м классе

по теме:

" Два музыкальных обращения к Богородице"

Подготовила и провела:

Дмитриева Мария Александровна,

Пояснительная записка

Цель урока: приобщение детей через музыкальную интонацию к жанрам духовной музыки; музыкальной молитве в творчестве Ф.Шуберта и С. Рахманинова.

Задачи:

$1 ü Обучающая. Узнать, как поэты, художники и композиторы рисуют образ Богородицы и какими средствами они это делают.

$1 ü Развивающая. Развивать ассоциативно-образное мышление детей.

$1 ü Воспитательная. Воспитывать интерес к духовной музыке.

Планируемые результаты:

Предметные: - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии; - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Метапредметные

Познавательные: владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.

Логические: умение проводить анализ, сравнение музыкальных произведений.

Регулятивные: формирование эмоционально – осознанного отношения к музыкальному искусству; саморегуляция в процессе работы над разучиванием песни.

Коммуникативные: формирование умения взаимодействовать с учителем, с одноклассниками.

Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости.

Методы обучения: словесно-индуктивный (беседа), сопоставление, сравнение.

Виды контроля и обратной связи: устный – фронтальный.

Домашнее задание: нарисовать портрет мамы.

Музыкальный материал:

Оборудование:

$1 1. Компьютер.

$1 2. Мультимедиа-проектор и экран.

$1 3. Компьютерная презентация.

$1 4. Аккордеон.

$1 5. Учебники.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность на уроке

Виды деятельности

обучающихся

- Какое настроение создала вам музыка, исполненная достаточно необычным способом?

- В каком характере?

- Какой образ возник в вашем воображении?

Мы вернемся сегодня еще к этой мелодии, но уже в оригинальном звучании.

А сейчас попробуем определить тему нашего урока.

Введение в тему урока

Ребята, мы с вами уже знаем, что музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы.

Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.

Осознание темы урока

Эпиграфом к уроку я взяла такие слова ( Л. Рогожников ) :

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если “любимая” - слово святое,

То трижды священное – “женщина – мать!”

- Как вы думаете, с какой вечной темой искусства мы будем знакомиться?

Выявление образа, о котором будем говорить

Дева Мария, Царица небесная, Мадонна, Пресвятая Богородица .

- О ком эти слова?

К образу Богородицы обращались и поэты, и художники, и композиторы разных стран мира. И сегодня мы об этом узнаем подробнее.

Мы рассмотрим два музыкальных обращения к Богородице, так и называется тема нашего урока.

Осознание темы урока

Задача нашего урока:

- Знакомы ли мы с произведениями композиторов, художников посвященных Пресвятой Богородице? (нет)

- Значит, какая стоит перед нами задача на уроке?

Узнать, как поэты, художники и композиторы разных стран мира рисуют образ Богородицы и какими средствами они это делают.

Определяют задачу урока

Эпиграф к теме о Богородице

Открываем учебники на стр. 41, читаем стихотворение.

Она идет, хвале внимая,

Благим покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье

Собою на земле являя…

Работа по учебнику,

Созданная великим итальянским художником XV века Рафаэлем “Сикстинская мадонна” - одна из самых прекрасных картин на земле.

- Что мы видим на этой картине?

В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”).

- Какие чувства выразил художник? (светлые, добрые, возвышенные, нежные)

-Какую музыку должен был бы сочинить композитор, чтобы выразить эти чувства? (ласковая, задумчивая, напевная, созвучная возвышенному и чистому образу матери И.Христа)

ласковая, задумчивая, напевная, нежная

Читаем стихотворение А. Фета.

- Как называет поэт Богородицу?

Исп. Робертино Лоретти

- Какой из музыкальных жанров сможет передать лучше всего эти лирические и поэтические чувства? (песня, песенность)

Сейчас вы услышите музыку, полную большой внутренней силой, проникновенный гимн женской доброте и благородству.

- Какие чувства передал австрийский композитор?

- Какими музыкальными красками он их выразил? (плавная, протяжная мелодия, распевы)

Музыка и Изобразительное искусство – каждое своими средствами: мягкими линиями, чистыми светлыми красками – создают ощущение возвышенного, одухотворенного, прекрасного.

- Что еще созвучно музыке и картине? (стихи поэтов)

- Какой тембр голоса исполнял? (дискант, итальянский мальчик-певец Робертино Лоретти)

- Какой инструмент сопровождал прекрасное пение? (орган)

“Богородице Дево, радуйся”.

Познакомимся с другой молитвой Божией Матери, сочиненной русским композитором С. Рахманиновым, на стр. 42.

И в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к Деве Марии – “Богородице Дево, радуйся”.

Д.З: История праздника Благовещение Богородицы, 7 апреля. - Какой хор исполняет молитву?

-Сохраняется ли на протяжении всего хора тихое звучание голосов?

пропеть главную тему на стр. 42

- В чем отличие от зарубежной музыки? (поет хор, без сопровождения, мелодия на одном, повторяющемся звуке)

Видео-презентация с образами Богородицы на музыку

У А. С. Пушкина также есть стихи, воспевающие Богородицу.

- Как поэт называет Богородицу? (Пречистая)

- Иконописный образ, рассматриваем.

музыка В. Гаврилина, слова А. Шульгиной

У каждого из нас есть своя мама, добрая, ласковая, нежная, порой строгая.

О маме сложено немало песен. Разучим одну из них.

- Какие слова передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, читаете стихи, смотрите на картины художников, посвященные Богоматери? Выберите подходящие по вашему мнению слова на слайде.

(благородство, простота, достоинство, радость, величие, красота, мир, спокойствие, тишина)

-Как поэты, художники и композиторы передают образ Богоматери?

Музыка, литература и изобразительное искусство каждое своими средствами выразительности создают образ Богоматери.

- Какие чувства вы испытываете, когда слушаете музыку, смотрите картины, посвященные Богородице?

-Что узнали нового на уроке?

Музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений.

Выставление оценок за урок

Нарисовать портрет мамы.

- Был ли урок интересным для вас?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Были ли вы активными участниками учебной деятельности?

Используемая литература и ресурсы сети Интернет:

$1 2. Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2011.

$1 3. Музыка: учебник для учащихся 3 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2008.

Читайте также: