Реформы александра 2 конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Учебник: Сахаров А.Н. Боханов А.Н. история России XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов - М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2011.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте! Каково ваше настроение? Начнем урок с хорошего. Пожелаем друг другу успехов и удачи на сегодняшний урок. (Дети по очереди желают друг другу успехов и удачи). А теперь на этой хорошей ноте начнем наше путешествие во времена правления Александра II.

II. Актуализация прежних знаний

Задание: Сейчас, ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего нашего урока, мы с вами решим кроссворд и по ключевым словам напишем тему. (Приложение1), (работаем в группах).

III. Формирование новых знаний

1. Итак, тема нашего урока: “Либеральные реформы Александра II”. (записывают тему урока в тетрадях учитель объявляет цели и задачи, знакомит с планом изучения нового материала) Слайд 1

  1. Земская реформа.
  2. Городская реформа.
  3. Судебная реформа.
  4. Военная реформа.
  5. Реформа образования.
  6. Работа с высказыванием С.Платонова. (Слайд 2)

“. За императором Александром II навсегда останется имя великого преобразователя, принесшего русскому народу неведомые ему доселе блага гражданственности”.

- Какие выводы, исходя из этого высказывания мы можем сделать?

2. Слово учителя

Время преобразования Александра II является переломной эпохой в истории России. В стране происходили преобразования, которые охватили все сферы жизни российского общества. Реформы должны были решить задачу создания в России необходимых условий для развития модернизации и перехода к капитализму.

3. Работа в группах .по плану

  1. Время проведения реформы.
  2. Цели реформ.
  3. Значение реформ.
  4. Составить кластер

1 группа - Земская реформа.

Прочитать материал из учебника страницы 149-150 и дополнительный материал (Приложение 2)

2 группа – Городская реформа

Прочитать материал учебника 150-151 и дополнительный материал (Приложение 2)

5. Физкультминутка

6. Ролевая игра

Задание: Каждая группа должна подготовить небольшую сценку. (Приложение3).

Работа в парах. По теме: реформы в образовании. Метод “Шесть шляп”.

  • 1 пара – “Красная шляпа” - участники должны выразить свои чувства по поводу прочитанного материала
  • 2 пара – “Чёрная шляпа” - участники должны выделить проблемы темы.
  • 3 пара – “Жёлтая шляпа” - участники должны обобщить все положительные аспекты темы.
  • 4 пара – “ Белая шляпа” - участники должны объективно перечислить события, факты, новые сведения.
  • 5 пара – “Зелёная шляпа” - участники должны представить результаты изученного.
  • 6 пара – участники должны сформулировать выводы, идеи на перспективу. (Слайд 12)

IV. Закрепление темы

Выполнение тестового задания. (Приложение 5)

V. Рефлексия (Слайд 13)

  • Мне было интересно.
  • Мы сегодня разобрались.
  • Я сегодня понял, что.
  • Мне было трудно.
  • Завтра я хочу на уроке.

VI. Итоги урока

Домашнее задание: Написать мини-сочинение “ Можно ли назвать реформы Александра II Великими. ”.

Данный урок разработан в соответствии с принципами технологии проблемного обучения, что обусловлено требованиями ФГОС, ориентированными на проблемно-деятельностный подход как основополагающий принцип обучения, на развитие коммуникативных умений и навыков критического мышления. Проблемное обучение представляет собой систему методов и средств обучения, основанных на моделировании реального творческого процесса путем создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы.

Цели проблемного обучения: активизация мыслительных процессов студентов путем постановки проблемных вопросов и проблемных задач; усвоение студентами знаний, полученных в ходе самостоятельного решения проблем.

Технология проблемного обучения способствует самостоятельному научному поиску студентов, личностной включенности студентов в процесс обучения, получению учащимися новой информации в ходе решения теоретических и практических проблем, развитию коммуникативных умений.

Тема урока : Великие реформы Александра II (1860-е – 1870-е гг.)

Тип урока : комбинированный урок

Цель урока : выявить особенности преобразований в России в середине XIX века, охарактеризовать реформы Александра II, проанализировать их итоги и последствия

  • образовательные:
  • охарактеризовать исторический портрет Александра II
  • определить причины проведения реформ в 1860-х-1870-х гг.
  • рассмотреть этапы подготовки реформы отмены крепостного права, охарактеризовать основные положения реформы 1861 года
  • изучить вопрос реорганизации системы земского и городского управления
  • охарактеризовать судебную реформу 1864 г., выявив её значение для дальнейшего развития судебной системы
  • изучить ход и значение военной реформы под руководством Д.А. Милютина
  • выявить итоги и значение реформ Александра II
  • закрепить формирование исторических понятий, хронологию событий, знакомство с историческими персоналиями
  • воспитательные:
  • способствовать воспитанию чувства любви к Родине и гордости за историю своего народа, понимания неоднозначности оценки деятельности исторических личностей
  • развивающие
  • способствовать развитию у студентов умения обобщать и логически мыслить, оперировать историческими фактами, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, уметь ее аргументировать;
  • способствовать умению проводить комплексный поиск исторической информации в источнике разного типа, систематизировать разнообразную историческую информацию, участвовать в групповой работе, представлять результаты индивидуальной работы.

Технологии: кластер-технология, проектная деятельность, проблемное обучение, работа в группах

Термины: уставная грамота, временнообязанные крестьяне, отрезки, выкупная операция, земства, курия, земские управы, городская дума, городская управа, мировой судья, суд присяжных заседателей, адвокатура (присяжные поверенные), всеобщая воинская повинность, классическая гимназия, реальная гимназия.

Организация деятельности студентов

  1. Приветствие, проверка наличия студентов;
  2. Формулировка темы.

Цель: настроить студентов на работу.

Проверка наличия студентов.

Актуализация ранее изученного материала

Фронтальный и индивидуальный опрос

Вспомним особенности социально-политического и экономического развития Российской империи в годы правления Николая I.

1. В чем заключалась суть династического кризиса декабря 1825 года?

2. Каковы были причины и итоги восстания декабристов? В чем значение этого события для последующего развития страны?

3. Перечислите основные направления внутренней политики в годы царствования Николая I?

4. В каких фактах внутриполитической жизни проявлялся процесс усиления и разрастания государственного аппарата?

5. Раскройте содержание такого направления во внутренней политике Николая I как борьба с революционным движением.

6. В чем состояла заслуга деятельности М.М. Сперанского в годы правления Николая I?

7. Охарактеризуйте основные мероприятия по крестьянскому вопросу, их результаты и значение.

8. Приведите примеры того, что Россия конца 1830-х-начала 1840 гг. переживала начало промышленного переворота.

9. Подведите итоги правления Николая I.

Отвечают на поставленные вопросы устно.

Отдельная часть студентов работает самостоятельно, выполняя задания по индивидуальным карточкам.

1. Постановка цели и задач урока, проблемного вопроса.

Изучение нового материала

Закрепление полученных знаний

Цель этапа: Обеспечить усвоение нового материала.

2. Проблемный вопрос: Реформы Александра II имели противоречивые результаты (слайд 3).

4. Рассказ преподавателя о причинах преобразований (слайды 9-10)

5. Работа по заполнению кластера (слайд 11).

Задача каждого студента по ходу занятия заполнять кластер указанного на слайде образца, в котором должны быть указаны и раскрыты реформы и их содержание.

Студентам предварительно розданы кластеры на листах А4, а также вопросы по группам.

Студенты по группам работают с материалом в учебнике по указанным вопросам.

1. Как шел процесс подготовки к реформе отмены крепостного права? (в кластер не вписывается)

2. Какие права получили бывшие крепостные крестьяне?

3. Чье право собственности на землю было признано?

4. Какие документы фиксировали конкретные условия освобождения крестьян?

5. Какой статус получали крестьяне до момента перехода на выкуп?

6. Как назывались излишки земли, которые помещики имели право отрезать от надела в случае превышения нормы?

7. В чем заключалась суть выкупной операции с участием государства?

1. Какой характер носили земские и городские органы управления?

2. По какому принципу строилась избирательная система в земствах и городах?

3. На какие органы делились земская и городская система самоуправления?

4. Что входило в компетенцию земств и городских органов управления?

1. Какие новые принципы были положены в основу суда?

2. Какие виды судов были установлены в ходе реализации реформы?

3.Какие новые элементы появились в системе суда?

4. Какой орган являлся высшей судебной инстанцией?

1. Кто подлежал призыву на военную службу?

2. Какие сроки службы были установлены для армии и флота?

3. Кто мог быть освобожден от службы?

4. Какой принцип был положен в основу комплектования армии?

1. На какие виды стали делиться гимназии?

2. В чём значение нового университетского устава?

3. Какие гимназий появились в 1858 г.?

4. Какие курсы с университетской программой были организованы в 60-70-е гг. XIX в.?

7. Работа с выдержками из учебников по итогам и значению реформ Александра II, заполнение схемы (приложение № 3)

8. Ответ на проблемный вопрос .

9. Итак, какие реформы были проведены в годы правления Александра II?

Задают вопросы докладчику.

Индивидуальная работа студентов с учебным материалом с последующим устным обсуждением по заданным вопросам.

Отвечают на вопросы.

Студенты на основе кластера и схемы фронтально называют реформы, их содержание и итоги

Обобщение по уроку

Общий вывод формулирует преподаватель

Домашнее задание (письменно в тетрадях):

1. Работа с историческим источником (приложение 2):

Прочитайте приведённые ниже отрывки из сочинений историков, в которых представлены различные оценки императора Александра II и ответьте на вопросы:

1. какие черты характера отмечают исследователи у Александра II?

Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек, осознавший уроки Крымской войны, как император и самодержец, для которого превыше всего были престиж и величие державы. Большую роль сыграли и свойства его характера — доброта, сердечность, восприимчивость к идеям гуманизма…. Не будучи реформатором по призванию, по темпераменту, Александр II стал им в ответ на потребности времени как человек трезвого ума и доброй воли.

2. Ответ на вопрос из учебника (§ 58, стр. 68, вопрос 3), устно:

Вскоре после отмены крепостного права в России произошла отмена рабства в США. Можно ли считать, что это события одного порядка? Свой ответ аргументируйте.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: история

Тема урока: Великие реформы Александра II

– актуализация знаний о предпосылках и причинах реформ 60–70-х годов XIX века в России; продолжить формирование представление учащихся о целях, основных направлениях, важнейших мероприятиях и итогах реформ Александра II.
– способствовать развитию умения осуществлять поиск информации по заданной теме из различных источников, делать анализ, сравнивать и обобщать, составлять таблицы;.
– организовать активную познавательную деятельность учащихся через разные формы деятельности
– учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.

Тип урока: комбинированный урок, применения и совершенствования знаний.

Форма урока: проблемный урок с использованием групповой работы, технологии поискового метода

1. Организационный момент

2. Актуализация ранее полученных знаний

3. Изучение нового материала

Ø Судебная реформа

Ø Военная реформа

Ø Реформа образования

5. Проверка изученного материала (тест)

6. Объяснение домашнего задания

Основные даты:

Учебно-методический комплект и оборудование:

Оформленная классная доска с планом урока, основными понятиями, основными датами и домашним заданием.

Вступительное слово учителя:

" Об этом царе можно сказать, что он был сыном царя и воспитанником поэта, а современники называли его царем - Освободителем. О ком идет речь?"

(Александр II )

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о правлении Александр II. Вспомните годы его правления (Александр II 1855–1881 гг.)

Он правил 26 лет и провел реформы, которые вошли в историю как Великие.

И для начала я хотела бы знать насколько хорошо вы подготовились к сегодняшнему уроку:

На вашем столе лежат карточки №1.

Я вам буду задавать вопросы, а вы должны вписать термин в правильную ячейку.

Исторические понятия: крепостное право, временнообязанный, мировой посредник, уставная грамота, отрезки, государственная ссуда, сельский сход, прирезки, реформа.

Теперь поменяйтесь листочками и возьмите в руки ручку с контрастной пастой.

Критерии оценки:

Поднимите руку, кто не справился с заданием.

Пожалуй, самая значимая его реформа – освобождение крестьян от крепостной зависимости, за что народ прозвал Александра II “Освободителем”.

Можно ли назвать эту реформу Великой?

(Да. Было ликвидировано унизительное крепостное право. Реформа способствовала экономическому подъему страны.)

2. Проверка домашнего задания:

Что мы знаем о ней?

Учащимся предлагается разгадать анаграммы по теме “Отмена крепостного права”. Им нужно переставить буквы и цифры так, чтобы получилось слово, дата, связанная с изученной темой.

1. 1168 (1861 год)

2. ООБЯЗАВРЕМЫЙЕНН (ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЙ)

3. ЗРЕКИОТ (ОТРЕЗКИ)

4. КУПВЫ (ВЫКУП)

5. СВОАДБО (СВОБОДА)

Все эти слова связаны с крестьянской реформой.

Посмотрите на экран, перед вами портрет

( Работа с иллюстрациями на доске) Как вы думаете, почему у нас две фотографии Александра 2, но одна цветная, другая черно-белая? (сложность, двойственность и противоречивость реформ, были плюсы и минусы) .

Формулировка цели урока:

Значит какая цель нашего урока?

- выявить особенности преобразований в России в середине XIX века, охарактеризовать реформы Александра II , проанализировать их итоги и последствия, определить положительные и отрицательные стороны.

- Вспомните, что такое реформа?

Франц. reforme , от лат. - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

Реформы всегда происходят “сверху”, проводятся правительством. Могут принести стране пользу. А могут и нет. В современной России они тоже проводятся: в военной области, в здравоохранении, в образовании. С помощью реформ правительство хочет приспособить существующую политическую систему к новым условиям.

В середине XIX века Крымская война показала отсталость России. Необходимы были преобразования. И хотя Александр II не был либералом, более того ему нравились порядки, установленные его отцом (Николаем I). Но как военный человек и государственный деятель он осознал причины поражения России ему дорог был престиж страны, он встал на путь реформ. Они были непоследовательными, незавершенными, но способствовали обновлению России.

Необходимость отмены крепостного права и проведения либеральных реформ была очевидна уже в 30 – 40-е гг. 19 века. Однако власть так и не решилась на это.

Правительство опасалось, что освобождение вызовет массовые крестьянские волнения и недовольства помещиков. Перелом наступил после Крымской войны, когда стало очевидно: крепостное право угрожает интересам обороны страны.

Назовите причины отмены крепостного права?

http://900igr.net/datas/istorija/Nakanune-otmeny-prava/0006-006-Prichiny-otmeny-Krepostnogo-prava.jpg

Каково значение реформы отмены крепостного права?

Назовите эти реформы:

n Отмена крепостного права - 19 февраля 1861 г. (настя)

n Земская реформа - 1 января 1864 г

n Судебная реформа - 20 ноября 1864 г.

n Городская реформа - 1870 г

n Военная реформа - 1874 г. (оля)

n Финансовая реформа -1860-1870 гг.

n Реформа образования – 1863-1864 гг. (света)

В середине XIX века в России отсталое и запущенное местное хозяйство. Медицинская помощь в деревне отсутствовала Народное образование в зачаточном состоянии. О проселочных дорогах никто не заботился. Государственная казна истощена войной, правительство своими силами не могло поднять местное (земское, как иногда говорили) хозяйство.

К местным проблемам необходимо привлечь все слои населения. Несколько лет шла подготовка новых законов и 1 января 1864 года царь утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”. Согласно этому Положению на местах создавались земства – выборные органы местного самоуправления.

Земства решали местные хозяйственные и культурные задачи. Они не решали политические вопросы. В губерниях и уездах создавались земские собрания и земские управы.

Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на 3 избирательных съездах. Избиратели (только мужчины с 25 лет) делились на 3 курии:

1 курия (землевладельцы) – прямо выбирали своих депутатов (гласных).

2 курия (городская торговля и промышленная буржуазия) – прямо выбирали своих депутатов (гласных).

3 курия (крестьянская) – выбирала своих депутатов постепенно.

Сначала сельский сход выбирал на волостной сход, там выбирали представителей на уездный съезд, который направлял своего гласного в земские собрания. Такие выборы назывались многостепенными.

Что давала такая система выборов? Ответить на этот вопрос нам поможет картина художника Трутовского “Заседание земства”.

В Тверской губернии выборы не вызвали интереса у избирателей. Многие считали земства ненужной и обременительной затеей крестьян приходилось заставлять участвовать.

Как вы думаете, представители, какой курии преобладали в земских собраниях? (Дворяне.)

Избирательная система обеспечивала в них большинство дворян. Они образованы, способны к самоуправлению, местное дворянство было опорой самодержавия. Председателем Земского Собрания был предводитель дворянства. Земства учреждались в 33 губерниях страны. Их не было там, где отсутствуют дворянские землевладение, или помещики были не русскими (Архангельская, Астраханская губернии, Сибирь, Ср. Азия, Польша, Литва, Кавказ, Белоруссия, Правобережная Украина).

Для своей работы земствам нужны были денежные средства, и они получили право устанавливать местные налоги (т.е. земские сборы). Расходы земств были обязательные и необязательные. К необязательным относились расходы на образование и медицину. Но с годами становилось все больше

В 1870 г. была проведена городская реформа.

В 1866 г. Д. Каранозов совершил покушение на Александра II. Через год на царя еще покушение. Поэтому проект реформы подвергался изменениям.

В городах создавались выборные городские думы, городские управы. Во главе стоял городской голова. Функции те же, что и у земств: хозяйственные вопросы, содержание медицинских и образовательных учреждений. Подобные хозяйственные вопросы сегодня решают современные местные выборные власти.

Например: современная городская Дума. Только избирательным правом пользуется все население с 18 лет. А в XIX веке избирательное право ограничивалось имущественным цензом, т.е. к выборам допускались люди, имевшие собственность. Большинство населения в городах составляли служащие, интеллигенция, рабочие, крестьяне, пришедшие на заработки. Они не имели собственности и были лишены права голоса.

Реформа незавершенная так как:
– не все интересы общества учитывались;
– ограниченность деятельности хозяйственными вопросами.

После крестьянской реформы ближайшей заботы царя была судебной реформа. Ранее суд был закрытым, судебное разбирательство было долгим вызывало всеобщее недовольство.

20 ноября 1864 г. утверждены судебные уставы. Каким стал суд в России империи?

Суд стал:
– Бессословным (равным для всех).
– Гласным, т.е. присутствовала публика в зале заседание.
– Состязательным, т.е. процессе участвовали равные 2 стороны:
обвиняющая – прокурор,
защищающая – адвокат.
– Утверждалась несменяемость судей, т.е. судью нельзя было уволить за вынесения неугодного властям приговора.

Решение о виновности обвиняемого выносили присяжные заседатели. Созданы были следующие системы судов:

(быстрый, бесплатный)
по мелким уголовным
и гражданским делам

(коронный) суд
(окруж. суд, судебная палата)
по сложным уголовным
и гражданским делам

Это была самая последняя реформа, которая соответствовала самым современным мировым нормам того времени.

Военная реформа.

– Почему проводится военная реформа? (Крымская война показала военное отставание.)
– Какая система комплектования армии существовала в России? (Рекрутская повинность.)

Посмотрим на картину И.Е. Репина “Проводы новобранца”. Почему так больно матери, которая обняла сына на прощание? (Большой срок службы – 25 лет.) Рекрутская повинность имела большие недостатки. В случае войны нельзя было быстро увеличить численность армии, оставшееся после набора мужское население не имело военной подготовки. Что нового произошло в армии?

Автор военной реформы 60–70 х гг. – военный министр – Д.А. Милютин с 1861 г. Главное – в 1874 г. подписан указ о введении всеобщей военной повинности. Теперь призывались все молодые люди, без различия сословий с 20 лет. В зависимости от образования и семейного положения, предоставлялись льготы. У кого не было льгот, во время призыва тянули жребий.

Изменился срок службы в армии. 6 лет – в сухопутных войсках, 7 лет – на флоте. Он зависел от уровня образования призывника.

Совершенствовалась система военного управления – Россия поделена на 15 военных округов, которые подчинялись военному министерству. Открывались новые военные учебные заведения. Армия перевооружалась новым, более совершенным оружием.

Результат: Россия получила армию современного типа. Большая часть солдат теперь учили не только военному делу, но и грамоте. Это повышало авторитет военной службы.

Финансовая реформа 1862—1866 гг . Право распоряжаться всеми финансо­выми средствами страны получал министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Государственного контроля. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, который стал кредитовать торгово-промышленные предприятия. Главный итог преобразований финансовой системы заключал­ся в установлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессив­ных изменений в налоговой системе.

Значительные преобразования проведены в области просвещения. 18 июля 1863 г. был утвержден новый университетский устав, который расширял ав­тономию университетов. Ни войска, ни полиция не могли вступить на терри­торию университета без разрешения его ректора. Делами университетов ру­ководили ученые советы, состоявшие из профессоров, преподавателей и со­трудников. А. В. Головин, министр народного просвещения, хотел пойти еще дальше и разрешить студентам создавать свои объединения (корпорации), но это предложение император не поддержал.

В 1864 г. был принят Устав средней школы, в соответствии с которым гим­назии подразделялись на классические и реальные. Первые готовили глав­ным образом к поступлению в университет, вторые — в высшие техниче­ские учебные заведения. Школьная реформа 1864 г. демократизировала сфе­ру начального и среднего образования, расширяла сеть учебных заведений, привлекала новые педагогические кадры.

Закрепление:

На вашем столе лежат карточки:

Попробуйте самостоятельно заполнить таблицу плюсы и минусы реформ

Земства – выборные представительные учреждения, занимавшиеся решением хозяйственных вопросов на местах.

Земства играли существенную роль в решении местных хозяйственных и культурных задач: организация медицинской и ветеринарной помощи, появление образовательных учреждений.

Реформа городского самоуправления

Городские думы и управы – выборные органы власти в городах, занимавшиеся благоустройством и заведованием школьным, медицинским и благотворительным делом.

Думы проводили большую работу по организации городской жизни и развитию городов, но в общественном движении участвовали слабо.

Сенат занимался рассмотрением политических дел, являлся высшей апелляционной инстанцией.

окружной суд с присяжными заседателями;

мировой суд (для гражданских исков на сумму менее 500 руб. и мелких правонарушений, без присяжных заседателей с одним судьей);

волостной суд для рассмотрения мелких крестьянских правонарушений.

Суд стал бессословным, гласным, состязательным, независимым от администрации.

Всеобщая воинская повинность для мужчин с 21 года. Срок службы зависел от уровня образования призывника. Перевооружение армии. Новые военные учебные заведения.

Повышение боеспособности русской армии благодаря возможности её пополнения во время войны обучением военному делу резервом.

Реформа в области народного образования

Увеличено число учебных заведений, в том числе для детей из малообеспеченных семей.

Предоставлена автономия университетам.

Среднее образование можно было получить в классических гимназиях и реальных училищах.

Создание Высших женских курсов и женских гимназий.

Освобождение образования от тотального контроля со стороны властей. Ослабление влияния церкви.

Развитие женского образования.

Вывод (учащиеся делают сами, отвечая на вопросы):

- Почему реформы 60-70-х гг. получили название Великих?

- Можно ли утверждать, что эти реформы способствовали становлению в России правового государства?

Учитель: Несмотря на свой ограничительный характер, эти реформы были шагом на пути к правовому государству, потому что они законодательно закрепляли расширение гражданских прав населения в сфере местного самоуправления, судопроизводства, в военном деле и в области образования.

Подведение итогов .

Тест. Взаимопроверка теста.

Выставление оценок в журнал и дневники.


Урок позволит изучить основные положения земской, городской, судебной, военной реформ и реформы в области просвещения 1860-70-х годов, сформировать представление об их значении в истории России.

Описание разработки

Цели урока:

Образовательная: изучить основные положения земской, городской, судебной, военной реформ и реформы в области просвещения1860-70-х годов:, сформировать представление об их значении в истории России, определить либеральный, прогрессивный характер и феодальные, крепостнические пережитки.

Развивающая: закрепить навыки работы с текстом учебника, обобщения исторических фактов, умения делать выводы, решать проблемную ситуацию и аргументировать свою точку зрения. Формировать умение работать с текстом исторических источников.

Воспитательная: способствовать формированию чувства гордости историческим прошлым своей страны; продолжить воспитание содружества, сотворчества.

План-конспект урока.

I. Этап актуализации знаний и мотивации познавательной деятельности.

Учитель: сегодня на уроке мы продолжим изучение реформ Александра II. Наша задача познакомиться с содержанием земской, городской, судебной, военной реформ и реформы в области просвещения и оценить историческое значение всех реформ 60–70-х гг. XIX в.

- О каких реформах Александра II вы уже знаете, почему он вошел в историю как царь-освободитель? (Слайд 2, 3)

Ученики: крестьянская (1861 г.), освободившая крестьян от крепостной зависимости (Слайд 4).

Учитель: Почему эта реформа была необходима в России второй половины XIX века?

Ученики: отставание России, низкая эффективность крепостного труда, массовые выступления крестьян, Крымская война показала отставание армии.

Проверка домашнего задания:

Либерализм(от латинского слова liberalis - свободный) – идейное и общественно-политическое течение. Возникло в Европе в 17-18 вв. Провозглашало принцип гражданских, политических, экономических свобод. (Слайд 7).

Великие реформы Александра II (конспект)

Гражданское общество– общество, где власть государства поставлена под контроль общества и осуществляется строго на основе законов.

Правовое государство – вся жизнь общества подчинена закону, а закон направлен на обеспечение всеобщего равноправия и социальной справедливости.

Таким образом, реформа 1861 года имеет большое историческое значение: крестьяне получили свободу, гражданские права; наделы земли, хотя и некоторое время оставались временнообязанными.

Учитель: Отмена крепостного права коренным образом изменила структуру общественных отношений. Изменившаяся ситуация требовала принятия новых законов, введения новых институтов управления. Эту задачу в определённой мере выполнили реформы 60-70 гг. Мы должны с ними познакомиться и дать им характеристику, выявив прогрессивный, либеральный характер и феодальные, крепостнические пережитки.

Поможет вам в этом заполнение таблицы, начало которой вы сделали дома (Слайд 5):

Ваша задача - изучить в группе материал учебника и дополнительный материал по одной из реформ, ответить на вопросы и выполнить задания. Каждая группа представляет результаты своей работы, весь класс внимательно следит за рассказом и продолжает заполнение таблицы, начало которой мы сделали на прошлом уроке.

II. Изучение нового материала.

Реформы в области просвещения.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Учитель: Ткаченко Е.В.

Великие реформы Александра II.

Образовательная: изучить основные положения земской, городской, судебной, военной реформ и реформы в области просвещения1860-70-х годов:, сформировать представление об их значении в истории России, определить либеральный, прогрессивный характер и феодальные, крепостнические пережитки.

Развивающая: закрепить навыки работы с текстом учебника, обобщения исторических фактов, умения делать выводы, решать проблемную ситуацию и аргументировать свою точку зрения. Формировать умение работать с текстом исторических источников.

Воспитательная: способствовать формированию чувства гордости историческим прошлым своей страны; продолжить воспитание содружества, сотворчества.

Тип урока: формирование новых знаний, умений.

Вид урока: комбинированный с элементами лабораторной работы.

Учебно-методическое обеспечение урока:

Данилова А.А. История России, XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, 2009

Презентация “ Великие реформы Александра II”.

Раздаточный материал: карточки с заданиями.

- Извлечение из Городового положения от 16 июня 1870 г. (Документ 2)

План-конспект урока.

I. Этап актуализации знаний и мотивации познавательной деятельности.

Учитель: сегодня на уроке мы продолжим изучение реформ Александра II. Наша задача познакомиться с содержанием земской, городской, судебной, военной реформ и реформы в области просвещения и оценить историческое значение всех реформ 60–70-х гг. XIX в.

- О каких реформах Александра II вы уже знаете, почему он вошел в историю как царь-освободитель? (Слайд 2, 3)

Ученики: крестьянская (1861 г.), освободившая крестьян от крепостной зависимости (Слайд 4).

Учитель: Почему эта реформа была необходима в России второй половины XIX века?

Ученики: отставание России, низкая эффективность крепостного труда, массовые выступления крестьян, Крымская война показала отставание армии.

Проверка домашнего задания:

Либерализм(от латинского слова liberalis - свободный) – идейное и общественно-политическое течение. Возникло в Европе в 17-18 вв. Провозглашало принцип гражданских, политических, экономических свобод. (Слайд 7).

Гражданское общество– общество, где власть государства поставлена под контроль общества и осуществляется строго на основе законов.

Правовое государство – вся жизнь общества подчинена закону, а закон направлен на обеспечение всеобщего равноправия и социальной справедливости.

Название реформы

В чем заключается её прогрессивный, либеральный характер

Какие феодальные, крепостнические пережитки она сохранила

Крестьянская (1861 г.)

Переломный момент, грань между двумя эпохами – феодализмом и капитализмом, создала условия для утверждения капиталистического уклада в качестве господствующего.

Сохранила крепостнические пережитки (помещичье землевладение, повинности временнообязанных крестьян); крестьяне не получили землю в полную собственность, должны были платить выкуп, потеряли часть земли (отрезки)

Обобщение учителя

Таким образом, реформа 1861 года имеет большое историческое значение: крестьяне получили свободу, гражданские права; наделы земли, хотя и некоторое время оставались временнообязанными.

Учитель: Отмена крепостного права коренным образом изменила структуру общественных отношений. Изменившаяся ситуация требовала принятия новых законов, введения новых институтов управления. Эту задачу в определённой мере выполнили реформы 60-70 гг. Мы должны с ними познакомиться и дать им характеристику, выявив прогрессивный, либеральный характер и феодальные, крепостнические пережитки.
Поможет вам в этом заполнение таблицы, начало которой вы сделали дома (Слайд 5):

Ваша задача - изучить в группе материал учебника и дополнительный материал по одной из реформ, ответить на вопросы и выполнить задания. Каждая группа представляет результаты своей работы, весь класс внимательно следит за рассказом и продолжает заполнение таблицы, начало которой мы сделали на прошлом уроке.

II. Изучение нового материала

Реформы в области просвещения.

Работа в творческой группе по земской реформе (Слайд 8, 9)

1. Прочит в учебнике о содержании земской реформы с. 144-146

2. Ответить на вопросы и выполнить задания:

В каком состоянии находилось дворянство, медицинская помощь, народное образование в деревне накануне крестьянской реформы в России? (К началу 60-х гг. прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Деятельность руководивших губерниями и уездами чиновников, назначенных в столице.И отстраненность населения от принятия любых решений довели хозяйственную жизнь до крайнего расстройства.)

Почему правительство ввело местное самоуправление? (Медицинская помощь в деревне отсутствовала. Народное образование в зачаточном состоянии. О проселочных дорогах никто не заботился. Государственная казна истощена войной правительство своими силами не могло поднять местное хозяйство.)

Назовите земские органы управления. (В губерниях и уездах создавались земские собрания - распорядительные органы и земские управы - исполнительные органы (в волостях земства не создавались).)


Губернское земское собрание


Губернская земская управа



Уездное земское собрание





Уездная земская управа





(выборных от сельских обществ)

Как проводились выборы в земские органы управления? Какие сословия и классы участвовали в земских выборах? (Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на 3 избирательных съездах. Избиратели (только мужчины с 25 лет) делились на 3 курии:

1 курия (землевладельцы) – прямо выбирали своих депутатов (гласных).

2 курия (городская торговля и промышленная буржуазия) – прямо выбирали своих депутатов (гласных).

3 курия (крестьянская) – выбирала своих депутатов постепенно.

Сначала сельский сход выбирал на волостной сход, там выбирали представителей на уездный съезд, который направлял своего гласного в земские собрания. Такие выборы назывались многостепенными.

В Тверской губернии выборы не вызвали интереса у избирателей. Многие считали земства ненужной и обременительной затеей крестьян приходилось заставлять участвовать.

Избирательная система обеспечивала в них большинство дворян. Они образованы, способны к самоуправлению, местное дворянство было опорой самодержавия. Председателем Земского Собрания был предводитель дворянства. Земства учреждались в 33 губерниях страны. Их не было там, где отсутствуют дворянские землевладение, или помещики были не русскими (Архангельская, Астраханская губернии, Сибирь, Ср. Азия, Польша, Литва, Кавказ, Белоруссия, Правобережная Украина).)

В чем была прогрессивность реформы и в чем её непоследовательность?

Название реформы

В чем заключается её прогрессивный, либеральный характер

Какие феодальные, крепостнические пережитки она сохранила

Земская(1864 г.)

Вокруг земств сгруппировалась. Наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. Деятельность была направлена на улучшение положения народных масс.

Сословность выборов; значительные преимущества дворянам; ограничен круг вопросов, решаемых земствами

Работа в творческой группе по городской реформе (Слайд 10, 11 )

1. Прочит в учебнике о содержании городской реформы с. 146-147

2. Ответить на вопросы и выполнить задания:

Каковы основные положения реформы городского самоуправления? (В городах создавались выборные городские думы, городские управы. Во главе стоял городской голова. Избирательное право ограничивалось имущественным цензом, т.е. к выборам допускались люди, имевшие собственность. Большинство населения в городах составляли служащие, интеллигенция, рабочие, крестьяне, пришедшие на заработки. Они не имели собственности и были лишены права голоса.)

Читайте также: