Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала xx века конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

В своём творчестве Пушкин использовал все пласты лексики. Стиль пушкинских произведений отличается простотой, ясностью, ёмкостью, афористичностью. Творчество Пушкина свидетельствовало об окончательном формировании русского литературного языка. В творчестве Пушкина русская литература впервые обрела в полном смысле слова национальную самобытность. Тема России, русские типы характеров, народно-национальная проблематика, блестящий русский язык произведений Пушкина выдвинули русскую литературу в один ряд с крупными европейскими литературами – с этих пор русская литература приобрела мировое значение.

Анализ стихотворения по выбору: "Во глубине сибирских руд. "

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придёт желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала ХХ века (основные направления, темы, литературные течения).

Реализм в литературе ХХ века полностью противостоял модернизму. Реализм наглядно показывал веру в человека, его силы, возможности и реальность. Хотя, несмотря на это, в реализме использовались многие аспекты модернизма и его течений. Больше всего реализм отличился многообразием жанровых форм романа, таких как социальный, политический, философский, интеллектуальный, фантастический, детективный, утопический, роман-антиутопия и роман-эпопея. Очень много произведений было посвящены антивоенной и антифашистской тематике. Романы-антиутопии были написаны с целью иронии и потешения над тоталитарными странами и их вождями.

Акмеистами были такие поэты, как Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Михаил Зенкевич, Михаил Лозинский, Владимир Нарбут и др.

Многие писатели поплатились за свои труды, но в этом, наверное, и есть весь смысл. Они не боялись высказаться, написать, что думают, чтобы последующие поколения знали, как все было на самом деле, что переживал народ в этот период времени и какие ценности тогда были у людей. Они не боялись за себя, действовали по воле сердца, хотели помочь и поддержать свой народ, стремились быть нужными и понятыми. Поэтому стоит ценить и уважать труды этих великих, уважаемых и бесстрашных людей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Якименко Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы ЧОУ «Православ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Якименко Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы ЧОУ «Православ.

дать представления о тенденциях русской литературы конца ХIХ — начала ХХ вв.;.

Литература рубежа веков и начала ХХ века, ставшая отражением противоречий и.

Ощущение кризисности эпохи было всеобщим, но в литературе отражалось по-разн.

Ощущение кризисности эпохи было всеобщим, но в литературе отражалось по-разному. В начале ХХ века продолжались и развивались традиции реалистической литературы Реалистическая литература преодолевала свой кризис, связанный с излишним социологизмом, объективизмом, путем перехода к описанию субъективных мироощущений, раздумий. Новая реалистическая литература по существу отказалась от героя — носителя представлений автора.

Нновая реалистическая литература по существу отказалась от героя — носителя.

Нновая реалистическая литература по существу отказалась от героя — носителя представлений автора. Модернизм объединил целый ряд течений, направлений, наиболее значительными среди которых стали символизм, акмеизм и футуризм. Модернизм охватил все сферы художественного и прикладного искусства

Среди русских художников-графиков следует особо отметить творчество художест.

I. Проверка домашнего задания

1. Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

— Какие явления социальной и культурной жизни повлияли на развитие литературы?

— Как эти явления осознавались философами? Охарактеризуйте основные направления философской мысли.

— Что объединяло различные направления литературы, искусства, философии?

I I . Лекция учителя

Ощущение кризисности эпохи было всеобщим, но в литературе отражалось по-разному. В начале ХХ века продолжались и развивались традиции реалистической литературы; еще жили и творили Л. Н. Толстой и А. П. Чехов — их художественные достижения и открытия, отразившие новую историческую эпоху, выдвинули этих писателей на ведущие позиции не только русской, но и мировой литературы. В это время создавали свои произведения В. Г. Короленко, В. В. Вересаев, М. Горький, А. И. Куприн, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев и другие писатели-реалисты. Реалистическая литература преодолевала свой кризис, связанный с излишним социологизмом, объективизмом, путем перехода к описанию субъективных мироощущений, раздумий. В отличие от реалистической эстетики ХIХ века, которая представляла в литературе авторский идеал, воплощенный в каком-либо образе, новая реалистическая литература по существу отказалась от героя — носителя представлений автора. Авторский взгляд повернулся к человеку и миру в целом, утратил социологическую направленность и обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору. Авторские раздумья о судьбах человека и мира рассчитывали на читательское сотворчество, соучастие, звали к диалогу, к дискуссии. Новый реализм ориентировался, в то же время, на русскую литературную классику, прежде всего на творческое наследие Пушкина.

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Мое единое отечество —

Моя пустынная душа.

Декадентский пафос в целом противоречил модернистскому пафосу возрождения человечества.

Главным, что объединяло разные по своей эстетике течения модернизма, была установка на преобразующую мир силу творчества. Такая установка была чужда писателям-реалистам. Острая полемика, эстетическая борьба между двумя основными литературными направлениями — реализмом и модернизмом — характерна для литературной жизни рубежа веков. Хотя стремление к гармонии и красоте отражает глубинное единство реализма и модернизма.

Вообще споры о сути и роли искусства приобретали более широкое, уже внелитературное значение.

Статья Ленина сыграла огромную роль в истории литературы. Она стала программой всей литературы советской, она стала причиной того, что талантливые писатели, поэты оказались непризнанными, непонятыми, репрессированными, убитыми или выставленными из родной страны. Причиной того, что русская литература искусственно разделилась на несколько ветвей, существовавших многие десятилетия автономно.

Домашнее задание

1. В чем вы видите роль искусства? Изменилась ли эта роль в наше время?

2. Доработать конспект лекции.

4. Индивидуальное задание: подготовить доклад по биографии И. А. Бунина.

Дополнительные материалы для учителя

Школьная программа не дает возможности подробно говорить о всех представителях литературы Серебряного века, поэтому, приступая к ее изучению, назовем здесь хотя бы некоторые имена, которые должны быть узнаваемы современным образованным человеком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок дает представление о литературных течениях начала 20 века.

Вводный урок литературы в 11 классе.

Тема: Характеристика литературного процесса на рубеже19-20 веков.

Дать представление о традиционной периодизации литературы XX века.

Осознать кризис эпохи начала XX века и понять его причину.

3. Дать общее представление о литературных течениях начала XX века

Значение художественной литературы огромно потому, что

она действует одновременно и одинаково сильно на мысль и

1. Вступление к уроку. На рубеже веков Россия пережила перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризовался предельной напряжённостью, трагичностью времени. Для России это время ознаменовалось тремя революциями, двумя мировыми войнами, гражданской войной, целым рядом побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не меньшим количеством трагедий, принёсших народу неисчислимые страдания.

- Какой была внутриполитическая обстановка в стране?

Необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали 3 основные политические силы: защитники монархии, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции.

Выдвигались различные варианты программ перестройки:

Манифест 17 октября 1905 года, учреждение Думы.

Теоретическая подготовка революции и террор.

- Какие события в истории России этого периода вы можете назвать?

Русско-японская война 1904-1905-гг.

Первая буржуазно-демократическая революция в 1905 году.

Февральская революция в 1917 году. Начало катастрофы.

Гражданская война 1919-1921 годов. Война, открывающая одну из самых кровавых страниц российской истории.

Первая мировая война 1914-1919 годов. Война, которая по жестокости и числу жертв, превзошла все предыдущие войны.

Октябрьская революция 1917 года. Страна рухнула в пропасть, прервались вековые традиции.

Рубеж 19 и 20 веков характеризуется и значительными научными открытиями, повлекшими за собой кризис классического естествознания.

- Какие наиболее важные научные открытия в области естествознания были сделаны в это время?

Научные открытия в области естествознания:

-открытие рентгеновских лучей,

-определение массы электрона,

-создание квантовой теории,

-изобретение беспроволочной связи.

И если, несмотря ни на что, наша страна выстояла, то лишь благодаря той духовной культуре, которая веками формировалась в недрах народных и нашла своё воплощение в национальном фольклоре, православии, русской философии, литературе, музыке, живописи.

Литература рубежа веков и начала XX века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Это определение введено в 1933 г Н.А. Оцупом (парижский журнал русской эмиграции "Числа"). Время Пушкина, Достоевского, Толстого, т.е. XIX столетие он назвал отечественным "золотым веком", а последовавшие за ним "как бы стиснутые в три десятилетия явления" - "серебряным веком". Содержание этого определения претерпело значительные изменения. Первоначально оно характеризовало вершинные явления поэтической культуры - творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, других выдающихся художников. Определение "серебряный век" относили и к русскому искусству в целом - к творчеству живописцев, композиторов, философов. Оно стало синонимом понятия "культура рубежа веков". Однако в литературоведении термин "серебряный век" постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими течениями - символизмом, акмеизмом, "неокрестьянской" и футуристической литературой.

Ощущение кризисности эпохи было всеобщим, но в литературе отражалось по-разному. В начале XX века продолжались и развивались традиции реалистической литературы; еще жили и творили Л.Н. Толстой и А.П. Чехов - их художественные достижения и открытия, отразившие новую историческую эпоху, выдвинули этих писателей на ведущие позиции не только русской, но и мировой литературы.
В это время создавали свои произведения В.Г. Короленко, В.В. Вересаев, М. Горький, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев и другие писатели-реалисты. Реалистическая литература преодолевала свой кризис.

Новая реалистическая литература отказалась от героя-носителя представлений автора. Авторский взгляд обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору.

Авторские раздумья о судьбах человека и мира рассчитывали на сотворчество, звали к диалогу.

Новый реализм ориентировался на русскую литературную классику, прежде всего на творческое наследие Пушкина.

В связи с развитием марксизма в России возникло направление, связанное с конкретными задачами социальной борьбы. "Пролетарские поэты" привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся, экспрессивно передавали некоторые общественные настроения; их революционные песни и пропагандистские стихи были ориентированы на то, чтобы внести вклад в дело революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению, послужить идеологической подготовкой к классовым боям.

Понятие "серебряный век" связано прежде всего с модернистскими течениями.
Модернизм (от франц. "новейший", "современный") подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства. Особая роль отводилась автору, художнику -роль прорицателя, пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию. Модернизм объединил целый ряд течений, направлений, наиболее значительными среди которых стали символизм, акмеизм и футуризм. Модернизм охватил все сферы искусства

В эстетике модернизма отразился пафос "конца века", неминуемой гибели мира, обреченности, упадка. Поэтому многие годы модернизм отождествляли с декадансом (от лат. "упадок"). Декаданс как тип сознания характеризуется настроениями пассивности, безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.

Примером выражения таких настроений могут служить строки К. Бальмонта:

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Мое единое отечество –

Моя пустынная душа.

Серебряный век не был "оборван" в 1917 году, а жил и после него в скрытых формах в поэзии А. Ахматовой, М. Цветаевой, в творчестве Б. Пастернака, в литературе русской эмиграции.

Острая полемика, эстетическая борьба между двумя основными литературными направлениями - реализмом и модернизмом- характерна для литературной жизни рубежа веков.

Но споры о роли искусства приобретали более широкое, уже внелитературное значение.

Литература 20 века – это и советская литература, и литература русского зарубежья.

Периодизация русской литературы:

- серебряный век (1900-1917)

-первые десятилетия советской литературы (1917-1941)

-литература в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

-литература середины века (50-70-е годы)

- литература 80-90-х годов

2. Русская литература рубежа веков.

Основные направления литературы 19-20 веков.

Модернизм: символизм, акмеизм, футуризм.

Рассмотрим их более подробно. Учащиеся по ходу урока составляют таблицу.

Особенности литер. направления.

1. Критический реализм.

А) Символизм (1870-1910г.)

Первое и самое крупное течение, возникшее в России.

Б) Акмеизм (возникло в начале 1910-х годов)

В) Футуризм (будущее)

1.Правдивое, объективное отображение действительности в её историческом развитии.

2.Продолжение традиций русской литературы 19 века, критическое осмысление происходящего.

3.Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами.

4. Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

1.Это определённое умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости.

2.Настроение безнадёжности, неприятия действительности, стремление замкнуться в своих переживаниях.

1.В творчестве возобладало не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменить мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистике.

2.Основу его составляли 3 течения: символизм, акмеизм, футуризм.

1. Выражение идеи с помощью символов.

3. Внутренний мир человека – показатель общего трагического мира, обречённого на гибель.

4. Существование в двух планах: реальном и мистическом.

5. Главная заслуга- создание новой философии культуры, выработка нового мировоззрения. Оно сделало искусство более личностным.

1.Это попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое.

2.Возврат слову его изначального, не символического смысла.

3. Главное значение – Художественное освоение многогранного и яркого земного мира.

1.Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие.

3. Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.

1.Правдивое, исторически-конкретное изображение действительности в её революционном развитии.

2. Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся в духе социализма.

3. Писатель-это выразитель идей социализма.

4. Герои-борцы за идею, труженики, честные, справедливые люди.

Школьная программа не дает возможности подробно говорить о всех представителях литературы Серебряного века, поэтому, приступая к ее изучению, назовем здесь хотя бы некоторые имена, которые должны быть узнаваемы современным образованным человеком.

Андреев Леонид Николаевич (1871—1919)

Арцыбашев Михаил Петрович (1878—1927)

Бунин Иван Алексеевич (1870—1953)

Вересаев (Смидович) Викентий Викентьевич (1867—1945)

Горький Максим (Алексей Максимович Пешков) (1868—1936)

Зайцев Борис Константинович (1881—1972)

Замятин Евгений Иванович (1884—1937)

Короленко Владимир Галактионович (1853—1921)

Куприн Александр Иванович (1870—1938)

Ремизов Алексей Михайлович (1877—1957)

Толстой Алексей Николаевич (1882—1945)

Толстой Лев Николаевич (1828—1910)

Чехов Антон Павлович (1860—1904)

Шмелев Иван Сергеевич (1873—1950)

Гиппиус Зинаида Николаевна (1869 —1945)

Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866— 1941)

Минский Н. (Николай Максимилианович Виленкин) (1855—1937)

Балтрушайтис Юргис Казимирович (1873—1944)

Брюсов Валерий Яковлевич (1873—1924)

Бальмонт Константин Дмитриевич (1867—1942)

Сологуб Федор (Федор Кузьмич Тетерников) (1863—1927)

Кузмин Михаил Алексеевич (1875—1936)

Белый Андрей (Борис Николаевич Бугаев) (1880—1934)

Блок Александр Александрович (1880—1921)

Иванов Вячеслав Иванович (1866—1949)

Ахматова Анна Андреевна (Горенко) (1889—1966)

Адамович Георгий Викторович (1892—1972)

Гумилев Николай Степанович (1886—192 1)

Городецкий Сергей Митрофанович (1884—1967)

Зенкевич Михаил Александрович (1891—1973)

Иванов Георгий Владимирович (1894—1958)

Лозинский Михаил Леонидович (1886—1955)

Мандельштам Осип Эмильевич (1891—1938)

Нарбут Владимир Иванович (1888—1938)

Бурлюк Давид Давидович (1882—1967)

Каменский Василий Васильевич (1884—1961)

Крученых Алексей Елисеевич (1886—1968)

Лившиц Бенедикт Константинович (1887—1939)

Маяковский Владимир Владимирович (1893—1930)

Хлебников Велимир (Виктор Владимирович Хлебников) (1885—1922)

Эго-футуристы

Олимпов Константин Константинович (Фофанов) (1889—1940)

Северянин Игорь (Игорь Васильевич Лотарев) (1887—1941)

Есенин Сергей Александрович (1895—1925)

Клюев Николай Алексеевич (1884—1937)

Клычков Сергей Антонович (Лешенков) (1889—1940)

Орешин Петр Васильевич (1887—1938)

Ширяевец Александр Васильевич (Абрамов) (1887—1924)

Грузинов Иван Васильевич (1893—1942)

Есенин Сергей Александрович (1895—1925)

Мариенгоф Анатолий Борисович (1897—1962)

Рюрик Ивнев (Михаил Александрович Ковалев) (1891—198 1)

Шершеневич Вадим Габриэлович (1893— 1942)

Аверченко Аркадий Тимофеевич (1881—1925)

Агнивцев Николай Алексеевич (1888—1932)

Доктор Фрикен (Самуил Яковлевич Маршак) (1887—1964)

Дон Аминадо (Аминад Петрович Шполянский) (1888—1957)

Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая) (1876—1952)

Черный Саша (Александр Михайлович Гликберг) (1880—1932)

Писатели, не входившие в литературные группировки

Анненский Иннокентий Федорович (1855—1909)

Амфитеатров Александр Валентинович (1862—1938)

Волошин Максимилиан Александрович (1877—1932)

К. Р. (Великий князь Константин Константинович) (1858—1915)

Пастернак Борис Леонидович (1890—1960)

Розанов Василий Васильевич (1856—1919)

Садовской Борис Александрович (Садовский) (1881—1952)

Слезкин Юрий Львович (1885—1947)

Ходасевич Владислав Фелицианович (1886—1939)

Цветаева Марина Ивановна (1892—1941)

Черубина де Габриак (Васильева Елизавета Ивановна) (1887—1928)

Чулков Георгий Иванович (1879—1939)

Литературные критики

Боровский Вацлав Вацлавович (1871—1923)

Волынский Аким Львович (Флексер) (1863—1926)

Иванов-Разумник (Разумник Васильевич Иванов) (1878—1946)

Луначарский Антон Васильевич (1875—1933)

Плеханов Георгий Валентинович (1856—1918)

Чуковский Корней Иванович (Николай Васильевич Корнейчуков) (1882—1969)

Шкловский Виктор Борисович (1893—1984).

Эйхенбаум Борис Михайлович (1886—1959)

Вывод. Наша задача, задача читателя,-разобраться в духовной жизни ушедшего века. Духовная память народа должна пережить века и тысячелетия, чтобы воскресла духовная мощь России. Лучшие поэты эпохи редко замыкались в рамка определённого литературного течения. Поэтому реальная картина литературного процесса этого периода определяется творческими индивидуальностями писателей и поэтов, чем историей направлений и течений.

Домашнее задание.

1) Выучить основные положения лекции.

Читайте также: