Развитие внимания и памяти у младших школьников конспект

Обновлено: 05.07.2024

1. Проверить уровень зрительной и слуховой памяти, внимания.

2. Начать работу по развитию произвольной памяти и внимания у детей младшего школьного возраста.

3. Показать детям значение хорошей памяти и внимания для человека.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки одинаковых размеров (дом, дерево, белка, телевизор, банка, лодка, солнце, яблоко, кукла, ручка, печатные таблицы с цифрами (по количеству детей).

Ход ТРЕНИНГА:

-Послушайте стихотворение А. С. Пушкина “У лукоморья дуб зеленый”.

(Читается учителем по памяти.)

-Вы прослушали стихотворение. Как же я смогла его рассказать?

-Что такое память? Зачем она нужна человеку?

-Да, память очень важна для человека. Если бы ее не было, то люди не смогли бы передавать все знания и умения будущему поколению. Мы не умели бы читать, считать, не помнили бы своих родителей и друзей. Очень хорошо помогает запоминать и развитое внимание. Если ты внимателен, то подмечаешь все детали, запоминаешь их, а потом легко повторяешь все, что ты видел или слышал.

-Как вы думаете, а у вас хорошая память и внимание? Давайте их проверим.

Диагностика внимания и памяти.

-Давайте сначала проверим, какие вы внимательные, как умеете быстро и точно работать. Я дам вам карточки, а вы считайте в них количество цифр, которые я назову. Сосчитайте все цифры “5”, “7”, “0”.

4 3 2 8 2 3 6 5 9 1

7 5 7 6 6 5 9 0 8 5

3 1 0 1 3 4 0 6 5 1

7 2 4 1 0 6 2 3 7 1

6 5 4 4 3 8 8 3 1 3

8 0 0 3 2 1 5 4 9 5

0 7 6 3 2 6 3 8 2 9

6 1 7 6 9 5 8 5 9 0

7 4 1 7 5 3 9 2 3 4

6 3 0 7 6 9 1 0 9 1

-Ну, как, трудно? Как видите, если работать быстро, то можно сделать много ошибок, а если медленно, то теряешь много времени. А мы попробуем отработать так ваше внимание, чтобы было правильно и быстро.

-Давайте поиграем в игру на внимание.

Я показываю движение, а вы должны сделать его наоборот. Например, я опускаю руки, а вы поднимаете.

(Учитель показывает различные движения, а дети выполняют их наоборот.)

-А сейчас давайте проверим вашу память.

Методика 2. Зрительная память.

-Перед вами 10 картинок. Запомните все предметы на этих картинках. (1 минута)

(Дети называют те предметы, которые они запомнили. Учитель подводит итог.)

Методика 3. Слуховая память.

-Сейчас я прочитаю вам слова, вам нужно постараться их все запомнить: перо, гора, дерево, замок, палка, картон, чернила, пчела, капуста, стекло.

-Кто повторит то, что запомнил?

(Учитель подводит итог.)

-Как видите, результаты не очень хорошие. А ведь вам придется читать много текстов, стихов, запоминать их. Если не развивать свою память и внимание, то придется много времени тратить на подготовку уроков и повторение.

-Как же лучше запоминать? Научиться быть более внимательными? Надо просто постоянно работать, тренировать свою память и внимание.

-Сейчас я научу вас быстрее и точнее запоминать то, что видите или слышите. Но сначала еще поиграем в игру на внимание.

Игра “Поиск предмета”.

- Запомните, пожалуйста, все, что видите впереди себя (доска, стол учителя, будьте очень внимательны. А сейчас все отвернитесь.

(Учитель кладет на стол любой предмет.)

Повернитесь. Что-то изменилось?

(Игра проводится несколько раз.)

Упражнения по развитию памяти.

-Чтобы лучше запомнить все картинки и слова, надо составить рассказ с ними. Давайте попробуем.

“Жила-была кукла в маленьком домике. Как-то раз кукла смотрела телевизор и увидела там белку, которая сидела на дереве и ела вкусное яблоко. Кукла решила поехать в гости к белке. Она взяла банку с вареньем, ручку в подарок белочке, села в лодку и поехала. Светило яркое солнце, и скоро кукла приехала в гости к белке.

-А сейчас, кто попробует повторить все слова?

-Как видите, составив рассказ, вы смогли запомнить все слова.

-А теперь попробуйте составить рассказ по словам, которые я зачитывала вам на слух.

(Дети все вместе составляют рассказ.)

-Ну, как, понравилось так запоминать? Именно таким образом можно легко запоминать различные слова и зрительно, и на слух.

-Чему мы сегодня научились? Мы продолжим с вами работу над памятью и вниманием на следующих занятиях.

Мероприятие, посвященное Дню памяти и скорби. Для детей младшего школьного возраста.

Мероприятие, посвященное Дню памяти и скорби. Для детей младшего школьного возраста. Назначение: Материал предназначен для учащихся начальной школы. Данный материал будет интересен учителям начальных классов, педагогам.

Подвижные игры для детей младшего школьного возраста

Подвижные игры для детей младшего школьного возраста Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас вспомнить своё детство и поиграть вместе с нами в подвижные игры! Ещё десять лет назад такие игры,.

Индивидуальные особенности внимания младших школьников.

Роль внимания в учебной деятельность велика. На занятиях учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключает с одного вида деятельности на другую. Уровень развития познавательной сферы младшего школьника позволяет ему сосредотачивать внимание на нужных действиях, но в то же время часто еще преобладает непроизвольное внимание. Поэтому для ребенка в начальной школе достаточно характерна отвлекаемость, вследствие которой ему трудно сосредоточиться на сложном учебном материале.

Внимание младших школьников характеризуется небольшим объемом и устойчивостью. Если подростки сосредоточенно могут заниматься одним делом в течение 40-45 минут, старшеклассники – до 50 минут, то для младших школьников нормальным считается удержание сознания на нужном объекте в течение 10-20 минут. Также затруднено распределениевнимания и его переключение с одного учебного задания на другое. В то же время, благодаря учебной деятельности у ребенка достаточно активно развивается произвольное внимание. При этом логика его развития такова: сначала школьник следует указаниям учителя и работает под его контролем, а затем начинает выполнять задания самостоятельно – сам ставит цель и контролирует свои действия. Когда появляется самостоятельный контроль за ходом и результатами своей деятельности, тогда мы и наблюдаем проявление произвольного внимания.

Несмотря на указанные общие тенденции в развитии внимания, существуют и индивидуальные особенности. Эти отличия наблюдаются при анализе проявления различных свойств внимания. Некоторые ученики имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они могут долго и усердно выполнять одно задание, но быстро перейти к другому заданию для них весьма проблематично. Для других характерна легкость переключаемости, но при этом и значительная отвлекаемость. Существуют проблемы с небольшим объемом внимания у некоторых младших школьников.

Для хорошей организации учебного процесса и оптимального развития личности младшего школьника важно, чтобы педагог имел представление о возрастных особенностях развития внимания и учитывал индивидуальные отличия. Опытный педагог, используя весь арсенал педагогических методов, создаст необходимые условия для развития внимания всех учеников. При этом важно не забывать о ресурсах конструктивного взаимодействия учителя с родителями.

Психологические особенности и развитие памяти младших школьников.Рассмотренные выше процессы памяти протекают у разных людей неодинаково. Индивидуальные различия памяти зависят от множества факторов: возраста, особенностей высшей нервной деятельности, содержания ведущей деятельности человека, уровня развития отдельных процессов памяти и т. д.

В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и в определенной последовательности. Самая первая память – моторная или двигательная. За ней (около 6 мес.) – аффективная память; образная память – на втором году жизни. Позже других появляется логическая память, элементарные формы которой проявляются в 3-4 года, а формируется она к юношескому возрасту.

В младшем школьном возрасте развитие памяти ребенка связано, прежде всего, с организацией его учебной деятельности. Выполнение задач учебной деятельности способствует развитию произвольной памяти детей: они запоминают и воспроизводят не только то, что хотят и что им интересно, а и то, что им нужно знать, и тогда, когда этого требует учебная деятельность.

При развитии памяти младших школьников важно помнить, что запоминание учебного материала должно быть осмысленным. Осмысленное запоминание, с одной стороны, является более прочным и эффективным, а с другой – способствует развитию мышления детей, их способности мыслить.

К. К. Платонов предложил выделять следующие этапы смыслового (логического) запоминания:

1. Понимание смысла запоминаемого.

2. Анализ материала.

3. Выявление наиболее существенных мыслей.

5. Запоминание обобщенного материала.

В младшем школьном возрасте существуют возрастные особенности мышления (в это время абстрактно-логическое мышление только формируется), которые усложняют организацию осмысленного запоминания. Но это не значит, что оно невозможно. Учитель должен создать оптимальные условия или, выражаясь понятием Л. С. Выготского, зону ближайшего развития, благодаря чему развивалась бы произвольность и осмысленность всех познавательных процессов младшего школьника.




Индивидуальные особенности внимания младших школьников.

Роль внимания в учебной деятельность велика. На занятиях учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключает с одного вида деятельности на другую. Уровень развития познавательной сферы младшего школьника позволяет ему сосредотачивать внимание на нужных действиях, но в то же время часто еще преобладает непроизвольное внимание. Поэтому для ребенка в начальной школе достаточно характерна отвлекаемость, вследствие которой ему трудно сосредоточиться на сложном учебном материале.

Внимание младших школьников характеризуется небольшим объемом и устойчивостью. Если подростки сосредоточенно могут заниматься одним делом в течение 40-45 минут, старшеклассники – до 50 минут, то для младших школьников нормальным считается удержание сознания на нужном объекте в течение 10-20 минут. Также затруднено распределениевнимания и его переключение с одного учебного задания на другое. В то же время, благодаря учебной деятельности у ребенка достаточно активно развивается произвольное внимание. При этом логика его развития такова: сначала школьник следует указаниям учителя и работает под его контролем, а затем начинает выполнять задания самостоятельно – сам ставит цель и контролирует свои действия. Когда появляется самостоятельный контроль за ходом и результатами своей деятельности, тогда мы и наблюдаем проявление произвольного внимания.

Несмотря на указанные общие тенденции в развитии внимания, существуют и индивидуальные особенности. Эти отличия наблюдаются при анализе проявления различных свойств внимания. Некоторые ученики имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они могут долго и усердно выполнять одно задание, но быстро перейти к другому заданию для них весьма проблематично. Для других характерна легкость переключаемости, но при этом и значительная отвлекаемость. Существуют проблемы с небольшим объемом внимания у некоторых младших школьников.

Для хорошей организации учебного процесса и оптимального развития личности младшего школьника важно, чтобы педагог имел представление о возрастных особенностях развития внимания и учитывал индивидуальные отличия. Опытный педагог, используя весь арсенал педагогических методов, создаст необходимые условия для развития внимания всех учеников. При этом важно не забывать о ресурсах конструктивного взаимодействия учителя с родителями.

Психологические особенности и развитие памяти младших школьников.Рассмотренные выше процессы памяти протекают у разных людей неодинаково. Индивидуальные различия памяти зависят от множества факторов: возраста, особенностей высшей нервной деятельности, содержания ведущей деятельности человека, уровня развития отдельных процессов памяти и т. д.

В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и в определенной последовательности. Самая первая память – моторная или двигательная. За ней (около 6 мес.) – аффективная память; образная память – на втором году жизни. Позже других появляется логическая память, элементарные формы которой проявляются в 3-4 года, а формируется она к юношескому возрасту.

В младшем школьном возрасте развитие памяти ребенка связано, прежде всего, с организацией его учебной деятельности. Выполнение задач учебной деятельности способствует развитию произвольной памяти детей: они запоминают и воспроизводят не только то, что хотят и что им интересно, а и то, что им нужно знать, и тогда, когда этого требует учебная деятельность.

При развитии памяти младших школьников важно помнить, что запоминание учебного материала должно быть осмысленным. Осмысленное запоминание, с одной стороны, является более прочным и эффективным, а с другой – способствует развитию мышления детей, их способности мыслить.

К. К. Платонов предложил выделять следующие этапы смыслового (логического) запоминания:

1. Понимание смысла запоминаемого.

2. Анализ материала.

3. Выявление наиболее существенных мыслей.

5. Запоминание обобщенного материала.

В младшем школьном возрасте существуют возрастные особенности мышления (в это время абстрактно-логическое мышление только формируется), которые усложняют организацию осмысленного запоминания. Но это не значит, что оно невозможно. Учитель должен создать оптимальные условия или, выражаясь понятием Л. С. Выготского, зону ближайшего развития, благодаря чему развивалась бы произвольность и осмысленность всех познавательных процессов младшего школьника.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области

443111, г. Самара, ул. Московское шоссе, 125А

тел/факс (846) 931-55-15, тел (846) 931-55-08

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ 2-Х КЛАССОВ НА ТЕМУ:

Отчетный период: февраль 2017 года

педагога-психолога

Зубрихиной Нины Сергеевны

отдела психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
образовательных учреждений Центрального районов г.о.Тольятти

Конспект урока

Цели урока: Развить у учащихся память, внимание и наблюдательность.

Образовательная:

помочь учащимся получить представление о памяти, внимании и наблюдательности.

воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, наблюдательности, усидчивости;

Развивающая:

развитие познавательных интересов, навыков работы с компьютером;

Задачи урока:

Привлечь учащихся для самостоятельной тренировки памяти, внимания и наблюдательности.

Порекомендовать нужные упражнения.

Порекомендовать правильные продукты питания.

I .Организационный момент (2 мин.)

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Актуализация знаний (5 мин.)

- Как Вы, думаете, почему герои мультика забыли про день рождения ослика Иа?

- Да действительно, у них была не очень хорошо развита память.

- А сейчас мы проверим какая память у Вас?

Устный опрос учащихся по вопросам:

ВОПРОСЫ (8 мин)

1.Помните ли Вы, какие уроки у вас были вчера?

2.Какое сегодня число?

3.Для чего нам нужно тренировать память?

4.Для чего нам нужно быть внимательным?

На сегодняшнем занятии мы с вами поговорим о таком процессе, как память и внимание. (Слайд 1)

Что же такое память? (Слайд 2)

Память – это запоминание, сохранение и припоминание того, что человек делал, чувствовал или думал.

Существует много различных видов памяти: (Слайд 4)

Существует много различных видов памяти:

1. Произвольная память – это запоминание по указанию других людей.

Непроизвольная – запоминание различных интересных явлений (Слайд 5)

2. Непроизвольная – запоминание различных интересных явлений

Если мы запоминаем движения – это двигательная память (Слайд 6)

3. Если мы запоминаем движения – это двигательная память

Если запоминаем на слух – это слуховая, (Слайд 7)

4. Если запоминаем на слух – это слуховая,

5. Если образы, картинки – образная

Внимание – это это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. (Слайд 8)

Сейчас мы посмотрим, насколько хорошо у вас развиты все эти виды памяти. (Слайд 9)

Сейчас мы посмотрим, насколько хорошо у вас развиты все эти виды памяти.

Для начала проверим, как вы внимательно меня слушаете:

Сейчас я прочитаю загадку:

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой.

Я в бутылках лимонада,

В этом стихотворении есть антонимы: зной-прохлада. (Слайд 10)

В этом стихотворении есть антонимы: зной-прохлада.

Антонимы – это слова, противоположные по значению.

Думаю, что теперь вы без труда воспроизведете загадку.

Я антоним к слову смех, (Слайд 11)

Я антоним к слову смех,

Не от радости, утех

Я бываю поневоле

От печали и от боли,

От обиды, неудач.

Найдите антонимы, повторите загадку (Слайд 12):

Найдите антонимы, повторите загадку:

Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Скажите мне пожалуйста, какой вид памяти был задействован в этих заданиях?

Физминутка (2 мин.) (Слайд 13)

Теперь все встаньте и делайте упражнение вместе со мной. Запоминайте, потому что потом вы будете делать одни.

1. Шаг левой ногой вперед, руки вперед.

2. Приставить правую, руки вниз.

3-4 Поворот направо.

5. Шаг правой ногой в сторону, руки в сторону, приставить левую, руки вниз.

6. Поворот налево.

Следующее задание (Слайд 14):

Упражнение на тренировку зрительной памяти и внимания . (7 мин.)

Сейчас на доске будут появляться фигуры по одной . Учащимся нужно запомнить и ответить на вопросы (Слайд 15):

Какие фигуры нарисованы?

Какого они цвета?

Какая фигура лишняя? Почему?

Через 5 секунд фигуры убираем с экрана.

Зарисуйте все эти фигуры по памяти на листе бумаги.

На первой парте лежат 10 разных предметов, один ученик выходит, в течении 5 секунд запоминает все что лежит на парте, а затем, отвернувшись должен назвать все предметы, какие он запомнил.

На первой парте лежат 10 разных предметов, один ученик выходит, в течении 5 секунд запоминает все что лежит на парте, а затем, отвернувшись должен назвать все предметы, какие он запомнил. (Слайд 17)

hello_html_m1666c46.jpg

Найдите отличия от предыдущего рисунка (Слайд 19)

hello_html_m1666c46.jpg

Наше занятие подходит к концу и (Слайд 20)

Наше занятие подходит к концу и давайте вспомним, с каким процессом мы сегодня познакомились?

- Какие виды памяти вы узнали?

– Что такое вниминие?

Рекомендации для улучшения памяти (4 мин.)

В день заучивай хотя бы одно четверостишье;

Заучивай с желанием знать и помнить;

Короткие стихи учи целиком, а длинные разбивай на отрывки.

Правильно питайся!

Чтобы память была хорошей, кушайте: (Слайд 22)

орехи, яйца, крупы, семечки, хлеб с отрубями, ростки пшеницы; зеленые листовые овощи (витамин Е);

ягоды – черника и черная смородина (витамин С);

горсть семечек тыквы (цинк) ;

молоко (В2) , сыр, мясо ( B 12);

Говядина, баранина, зеленые овощи, сухофрукты (железо) .

Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин.)

Учащиеся оценивают своё настроение и свою работу на уроке, выбирая одну из эмоций. (Слайд 23)

Отгадайте напоследок загадку: (Слайд 24)

Отгадайте напоследок загадку:

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Спасибо за внимание! (Слайд 25)

Спасибо за внимание!

Использованная литература (Слайд 26)

1. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

2. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога 1-4 класс Издательство Эксмо, 2009. – 384 с.

3. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2005. — 176 с: илл. — (Психологическая работа с детьми.)

4. Журнал "Школьный психолог" №09 (105), 2002-05-07 раздел: "Вместе с родителями"

Краткое описание документа:

Конспект урока

Цели урока: Развить у учащихся память, внимание и наблюдательность.

Образовательная:

  • помочь учащимся получить представление о памяти, внимании и наблюдательности.
  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, наблюдательности, усидчивости;
  • развитие познавательных интересов, навыков работы с компьютером;
  • развитие кругозора.

Воспитательная:

Развивающая:

Задачи урока:

  • Привлечь учащихся для самостоятельной тренировки памяти, внимания и наблюдательности.
  • Порекомендовать нужные упражнения.
  • Порекомендовать правильные продукты питания.
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1360 человек из 84 регионов

Курс повышения квалификации

Школьные службы примирения и восстановительная медиация

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 71 человек из 35 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 251 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.03.2018 3492
  • DOCX 604 кбайт
  • 53 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Зубрихина Нина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Развивать и корректировать зрительную и слуховую память, внимание.

Проверка уровня зрительной и слуховой памяти, внимания через комплекс упражнений.

Работа по развитию произвольной памяти и внимания.

Объяснение детям значения хорошей памяти и внимания для человека.

Воспитание дружеских взаимоотношений между учащимися.

Воспитание мотивации к учению.

- конверты с карточками, смайликами;

Вступительная беседа.

- У нас сегодня на уроке гости. Давайте повернёмся к ним и дружно поздороваемся. У каждого на парте лежит конверт, когда нам нужно будет из него что-то достать, я вам скажу.

- Выполнив первое задание, мы узнаем, о чём будем сегодня говорить на занятии. (1 слайд)

Задание: рукой не водим, следим только глазками, нужно определить, какие буквы соответствуют числам. Прочитайте слово.



- Какое слово у нас получилось?

- Правильно. А что такое память? Зачем она нужна человеку? (Да, память очень важна для человека. Если бы её не было, то люди не смогли бы передавать все знания и умения будущему поколению. Мы не умели бы читать, считать, не помнили бы своих родителей и друзей.)

- А кто помнит: какие виды памяти бывают?

- Зрительная и слуховая.

- Молодцы. Мы сегодня потренируемся развивать нашу зрительную и слуховую память.

- Давайте прочитаем про себя тему урока. (2 слайд)

2. Упражнения на развитие памяти

Тренировка зрительной памяти

- Задание: В течение 2 минут вы должны внимательно посмотреть на экран. Запомните увиденные изображения. А теперь возьмите из конверта чистый листочек и зарисуйте как можно точнее.

- Проверьте в парах.

- А теперь давайте проверим все вместе по экрану. (3 слайд)

Тренировка слуховой памяти

- Задание № 1 с. 32: Послушай внимательно пары слов. Постарайся запомнить. Запиши второе слово каждой пары. Если какие-то непонятные слова?

ШУМ – вода СТОЛ - обед

МОСТ – река РУБЛЬ - копейка

ЛЕС – медведь ДИЧЬ – выстрел (дичь – дикие животные как объект охоты)

РОЙ – пчела ЧАС - время

ГВОЗДЬ – доска (4 слайд - проверка) РЕКА – море (5 слайд - проверка)

Инструкция: сейчас я вам прочитаю ряды слов, ваша задача – выделить в каждом слове лишь первую букву и запомнить её. После этого вы должны записать первые буквы в том же порядке, в котором они прозвучали. У вас должно получиться новое слово. Например: Школа, Коза, Аист, Флаг – ШКАФ (на доске). (6 слайд)

А теперь работаем самостоятельно:

Каша, лимон, юла, ветер (клюв);

Заря, ива, метель, аквариум (зима);

Тайна, ель, лоб, еда, гора, айсберг (телега);

Тишина, езда, рот, мотор, овал, стол (термос) (термос – вид бытовой посуды для длительного сохранения более высокой или низкой температуры продуктов питания)

Проверка по слайду (7 слайд)

Физкультминутка

для глаз и физические упражнения (с мальчиком)

- В начале занятия вы на экране прочитали название нашего урока. А кто его помнит?

- Развитие памяти и внимания. (8 слайд)

- Молодцы! Очень хорошо помогает запоминать и развитое внимание. Если вы внимательны, то подмечаете все детали, запоминаете их, а потом легко повторяете всё, что вы видели или слышали.

- Как вы думаете, а у вас хорошая память и внимание? А мы сейчас это проверим.

3. Диагностика внимания и памяти

- Ну, как, трудно? Как видите, если работать быстро, то можно сделать много ошибок, а если медленно, то теряешь много времени. Для того чтобы работать быстро и качественно, мы должны быть очень внимательными, то есть у нас должно быть развито хорошо внимание. Над этой проблемой мы сегодня тоже поработаем.

Детям раздаются картинки. За 4 минуты нужно найти 10 отличий. Работа в парах. Проверка.

- Ребята, какой праздник недавно был?

- А чем Новый год всем нравится?

- Тем, что все получают подарки от Деда Мороза.

Итог занятия

- Чем мы сегодня занимались? Какие психические процессы (виды умственной деятельности) мы сегодня повторяли и развивали?

- Внимание и память.

- У каждого из вас на парте лежит конверт, в котором лежит 2 смайлика: один весёлый, другой грустный. Выберите того смайлика, который показывает ваше настроение после сегодняшнего занятия. Если плохое настроение, то грустного смайлика, если хорошее настроение, то доброго. (11 слайд)

Читайте также: