Развитие слухового внимания и фонематического восприятия конспект занятия в подготовительной группе

Обновлено: 06.07.2024

Цель: развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, умение дифференцировать звуки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом и пожелаем друг другу хорошего настроения. Сегодня в гости к нам пришел …, а кто пришел вы сейчас попробуете догадаться сами. На доске вывешиваются картинки, детям предлагается назвать их и выделить в названиях первый звук. (лампа, утюг, ножницы, телевизор, индюк, крыша).Правильно ребята, к нам пришел Лунтик.

2. Основная часть.

Ребята, внимательно послушайте слова которые я вам назову, если в названном слове слышится звук С, вы должны хлопнуть в ладоши слова:

―сова, ―зонт, ―лиса, ―лес, ―коза, ―слон, ―жук, ―коса, ―ѐжик, ―нос, ―стакан.

Справились с этим заданием.

Логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь — и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах.

Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах:

Логопед следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

Ребята, у Лунтика было день рождение. Мила решила подарить ему свой рисунок. Но пока она его несла, начался дождь и смыл половину рисунка. Давайте мы с вами поможем Миле дорисовать рисунок.

Инструкция: посмотрите внимательно на рисунок. Здесь изображен сложенный пополам платочек. Как вы думаете, если платочек развернуть, какой у него вид? Дорисуй платочек так, чтобы он выглядел развернутым. Помните, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая.

4. Физкультминутка.

- Молодцы, ребята и с этим заданием вы отлично справились. А теперь давайте мы немножко отдохнем, а поможет в этом нам Лунтик.

5. Ребята, Лунтик на чердаке у бабы Капы нашел интересные предметы и среди них он увидел интересные картинки. Картинки были перепутаны. Давайте поможем Лунтику разобрать их.

Игра проводится в виде эстафеты. Дети делятся на 2 команды. Одна команда собирает картинки, например со звуком Л, другая со звуком Р. Один игрок может взять одну картинку.

Когда все дети возьмут по картинке, они поворачиваются друг к другу и называют картинки, выделяя голосом свой звук. Выигрывает та команда, которая правильно и быстрее соберет картинки.

6. Ребята, Лунтик очень часто теряет звуки, давайте поможем найти эти звуки и отдадим их Лунтику, чтоб он их больше не терял.

3. Заключительная часть.

Педагог тихим голосом называет тех детей, которые могу т сесть на свое место.

Тот, кого я назову, тихонько садится на свой сту льчик (вполголоса: Саша, сядь…)

2. Сегодня мы с вами будем слушать разные зву ки. Закройте глаза. Раз, два, три, четыре,

Что вы услышали? (шаги, вода из - под крана капает, хлопнула дверь…) В окр уг вас много

разных звуков. Предметы могу т зв уча ть по - разном у . Послушайте эти звуки.

Педагог переливает воду, стучит молотком, звенит колокольчиком, играет на дудочке,

см инает бумагу, режет бумагу ножницами, озву чивая каждое свое действи е.

Педагог за ширмой выполняет действия, а дети называют, что звучало.

Ребята, что вы сейчас слышали? Вы слышали разные зву ки и по ним уз навали, какой

предмет звучал. А кто мне ответит, чем же мы слу шаем? (Ушами).

3. Раздается стук. Ой, ребята, похоже, к нам кто - то пришел. Кто же это? Из - за ширмы

- Здравствуй, зайка. Почему ты плаче шь, что сл у чилось?

- А почему у тебя ушки заболели? Ты что, когда гу лял, шапк у забыл надеть, просту дился?

- Да нет. Это медведь так громко кричал, когда со мной разговаривал, вот они и заболели.

- Здравствуй, Миша. Зачем же ты так громко кричал, у зайца даже ушки разболелись от

- Я думал, он меня не слышит. Я так кричал, чтобы ему было все понятно. У меня самого

- Ну вот, у одного уши разболелись от громких зву ков, у дру гог о горло.

Ребята, как вы думаете, каким голосом нужно разговарива ть, громким или спокойным ?

(Спокойным). Лучше бу дет пони мать зайка, если мишка станет кричать?(Нет).

Ребята, а мы с вами бу де м беречь наши ушки?(Да). Станем мы кричать или буде м

Педагог предлагает детям при звоне бу бна бежать на цып очках, а при звонких хлопках

У каждого ребенка изображение дудочки и колокольчика. У педагога му зыкальные

Я спрячусь за ширму и буду по очереди играть на му зыкальных инстр у ментах, а вы

должны показать картинку с инструментом, на котором я сейчас поиграю.

Что мы сегодня с вами делали? (Слушали). Чем мы слу шали? (Ушами). Что мы

слушали? (Звуки). Какие звуки вы слышали?(Как колокольчик звенел, как дудочка играла,

Хорошо мы слушали? Все предметы отгада ли? Не стуча ли, не крича ли? Вам

Тема: развитие слу хово го внимания и слухового восприятия

Цель: развитие слухового внимания и слухового восприятия на материале вне речевых

Оборудование: ширма, игрушки петрушка, заяц и медведь (лиса, волк, ежик) (или их

костюмы), погремушка, барабан, колокольчик, ду дочка, бубен, картинки на каждого

ребенка с изображением колокольчика, ду дочк и и бубна, 5 карточек с изображением

Педагог тихим голосом называет тех детей, которые могу т сесть на свое место.

Тот, кого я назову, тихонько садится на свой сту льчик (вполголоса: Саша, сядь, Маша,

2. Сегодня к нам в гости придут петру шка, зайка и мишка (это могут быть игр у шки, а

могут быть дети, которые выбираются из гру ппы и переодеваются за ширмой. У петру шки

- колпачок, у зайца – шапочка с ушками, у мишки – шапочка медведя).

Педагог предупреждает детей, что мишка придет с погрему шкой, петр у шка – с

барабаном, зайка – с дудочкой. Дети должны по зву к у отгадать, какой гость идет. Прежде

чем выйти к детям, звери подают зву ки за ширмой, каждый н а своем инстру менте. Дети

должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, выбираются новые гости, и игра

У каждого ребенка изображение дудочки, колокольчика и бу бна. У педагога

музыкальные инструменты ду дочка, колоколь чик и б у бен.

Я спрячусь за ширму и буду по очереди играть на му зыкальных инстр у ментах, а вы

должны показать картинку с инструментом, на котором я сейчас поиграю.

Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет, светит солнышко, и

можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду медленно сту чать в б у бен. А если начнется

дождь, я буду стучать быстро, и вы прячетес ь в свои домик и (дети садятся на корточки

За стол садится наседка (педагог), перед ней стоят цыплята (дети). Н аседка стучит по

столу, а цыплята слушают. На столе лежа т карточки с нарисованными цыплятами от 1 до

5. Наседка просит одного из детей выбрать нужну ю карточк у и пропищать столько раз ,

сколько постучала наседка. Например, нас едка ст у чит 3 раза, ребенок выбирает карточк у с

Что мы сегодня с вами делали? (Сл у шали). Чем мы слушали? (Ушами). Что мы

слушали? (Звуки). Какие звуки вы слышали?(Как колокольчик звенел, как дудочка играла,

Хорошо мы слушали? Все предметы отгада ли? Не стуча ли, не кричали? Вам

Тема: развитие слу хово го внимания и слухового восприятия

Цель: развитие слухового внимания и слухового восприятия на материале вне речевых

Оборудование: ширма, звуковые коробочки, игрушка медведь, полоски с точками от 1 до5

на каждого ребенка, колокольчик, барабан, дудочка, картинки на каждого ребенка с

Педагог тихим голосом предлагает сесть тем детям, чье имя будет названо ласково.

коробочки умеют издавать звуки; каждая коробочка гремит по - своему. Давайте

А теперь Миша погремит за ширмой, а вы отгадаете, какой коробочкой он гремел.

Педагог закрывает коробочки ширмой, гремит, потом ширму открывает. Дети

Дети сидят за столами. Перед каждым ребенком несколько полосок с разным

Наш Мишка еще маленький. Поэтому он част о капризничает и топает ногами. Когда

Мишка будет топать, посчитайте, сколько раз он топну л. Найдите н а полоске столько же

точек, сколько раз Миша топну л, и покажите мне эт у полоску .

Дети рассказывают стихотворение и вместе с педагогом выполняют соответствующие

У каждого ребенка изображение дудочки, колокольчика и барабана. У педагога

музыкальные инструменты ду дочка, колокольчик и барабан.

Я буду играть,а вы внимательно слушайте, какая му зыкальная игр ушка звуч ит. Покажите

мне картинку со звучащей му зыкальной и грушкой. Положите картинку перед собой на

стол. Послушайте внимательно, какая игру шка зв учит после первой. Найдите и положите

картинку с ее изображением. Определите, какая игрушка звучит последней. Найдите,

положите и назовите картинку с музыкальным инстру ментом, который з вучит последним.

Потом педагог меняет последовательность звучания инстру ментов.

Что мы сегодня с вами делали? (Сл у шали). Что мы слушали? (Звуки). Какие зву ки вы

слышали?(Как колокольчик звенел, как ду дочка играла, как топал медвежонок…)

В какую игру вам понравилось играть больше вс его? Молодц ы!

Тема: развитие слу хово го внимания и фонематического восприяти я

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале

Оборудование: магнитная доска; игрушки: медведь, волк, лиса, белочка; картинки с

изображениями собаки, коровы, му хи, машины, листь ев, змеи, комаров, петуха, курицы,

лягушки, вороны, овечки, гуся; зеркала на каждого ребенка.

Педагог стоит рядом с магнитной доской, держит в ру ках картинки, читает детям

стихотворение и по ходу стих отворения выставляет картинки на магнитну ю доску.

ВложениеРазмер
konspekt_razvitie_sluhovogo_vnimaniya_i_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx 260.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. НЯГАНЬ

непосредственно образовательной деятельности

по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Р азвитие слухового внимания и фонематического восприятия

Балакадашева Гульмира Халиловна

воспитатель МАДОУ МО г.Нягань

«Детский сад № 10 «Дубравушка

Тема: развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков;

1.Дети стоят возле педагога.

Педагог стоит рядом с магнитной доской, держит в руках картинки, читает детям стихотворение и по ходу стихотворения выставляет картинки на магнитную доску.

Где-то собаки рычали: Ррр!

В стойле коровы мычали: Ммм!

В комнате мухи жужжали: Жжж!

Мимо машины бежали: Ррр!

Листья в лесу шумели: Ссс!

Змеи в лесу шипели: Шшш!

А комары все пели: Ззз!

А сейчас сядет тот, кто вспомнит, как рычали собаки? Какие звуки издавали коровы? Как жужжали мухи? Как шипели змеи? Какие звуки пели комары? А листья в лесу как шумели?

2.Закрепление понятия звук.

Выставляется несколько панно: Звуковые домики красного, синего и зеленого цветов. В окошках домиков кружочки такого же цвета. Вносится кукла.

траву, перепрыгиваем через лужу (прыгаем на двух ногах).

Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: о-о-о!

Налетел ветерок: ф-ф-ф!

Ребята, кто мне ответит, что можно увидеть в лесу? (Деревья, кусты, цветы, траву, грибы, ягоды). Вы назвали много предметов. Вы произносили слова.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что видит только глаз –

Над нами и под нами

И все, что в памяти у нас,

Дети, чем отличается кукла Маша от наших девочек? (Она – неживая. Она – кукла). Миша, кто ты? (Мальчик). Нина, кто ты? (Девочка). Все вы …(дети). Мы все живые люди.

6.Итог. Оценка деятельности детей.

Вспомните, какие звуки мы с вами сегодня произносили?

Спойте любые гласные звуки. А теперь произнесите согласные звуки.

Чем мы произносим все эти звуки?

А теперь скажите мне какие-нибудь слова. Молодцы!

Тема: Звук и буква У.

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков и слов;

выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в начале слова; в словах из текста;

Оборудование: зеркала, предметные картинки: красный домик; буква У большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога и буквы У к этим полоскам; красивая коробочка, картинки или предметы: утюг, утенок, удочка, улитка, утка;.

1. Педагог предлагает сесть на свои места детям, назвавшим любой звук.

2. Ребята, эту куклу зовут Уля. Как зовут нашу куклу? (Уля). Какой первый звук вы услышали в слове Уля? (звук У). Где мы можем услышать звук У? Кто воет: У-у-у! (Волк) Молодцы. А как воет маленький волчонок? (у-у-у!- тоненьким голоском, тихо ).

А как же получается звук у, как мы его с вами произносим? Посмотрите в зеркало – губы вытянулись и сделали маленький кружок; положите руку на горлышко и произнесите звук у – горлышко гудит, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает. Звук у – гласный звук, потому что его можно пропеть.

Спойте этот звук еще раз. Гласные звуки обозначаем красным цветом. Где живут гласные звуки и буквы? Правильно, вот в этом красном домике.

Педагог показывает детям красный домик и красный кружок.

Нажмите пальчиком на кружочек, оживите его.

Сегодня мы будем произносить много слов со звуком У.

А сейчас мы с вами будем ловить звук у ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук у – тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно.

Если дети ошибаются, объясняем еще раз и еще раз играем.

Уля принесла вам красивую коробочку. В ней – картинки и предметы. Отгадайте загадки и вы узнаете. Что в коробочке.

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Ниточка в реке. (Удочка). Выставляется картинка.

Чем мы ловим рыбу? (Удочкой). Где вы услышали звук У – в начале, в середине или в конце слова? (В начале слова).

Дети нажимают пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова.

Ребята, что вы сейчас мне подсказывали? (Слова). Вы подсказали много слов, и все они звучат по-разному. Какие слова вы сказали? (Утюг, утенок, ухо, улитка, утка ).

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг

Электрический…(утюг). Имитация работы с утюгом. Чем вы гладите? (Утюгом).

Педагог предлагает детям выбрать слова со звуком У из стихотворения:

Устала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

В каких словах вы услышали звук У?

7. Буква У. Выставляется домик для гласных звуков и буква У.

Педагог знакомит детей с буквой.

Это – буква У. Букву мы можем увидеть и написать, а звук – услышать и сказать. Буква У будет жить в красном домике, потому что звук у – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).

У – сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

Пишем букву У большую и маленькую.

Подарим хозяйке красного домика слова со звуком У. Используя карточку, разделенную на з части, педагог ставит в ее начало букву У и предлагает детям догадаться – какое слово задумано.

Я буду произносить часть слова без звука У. Вы дополните его звуком У и скажите все слово._ казка, _ дав, _ лыбка, _ ченик, _ голок, _ кол.

Тема: Звук и буква А.

выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков;

в начале и в конце слова, в словах из текста;

Оборудование: зеркала, домик для гласных звуков, красный кружок, буква А большая и маленькая (для домика), полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога, красные кружочки и буквы А к этим полоскам; предметные муляжи фруктов: абрикос, арбуз, апельсин; картинки: пила, метла, лейка, астра, азбука, айва.

1. Ребята, вспомните, какой звук мы учили на прошлом занятии? (Звук у). Назовите слова, которые начинаются на звук у.

2. Вы помните, кто живет в этом домике? (звуки и буквы). А это хозяйка красного домика, ее зовут Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами. Какой первый звук в слове Анна? (Звук А). Анна предлагает нам спеть этот звук. (А-а-а). Чем мы произносим звук А? (Ротиком). Как был ротик открыт? (Широко).Правильно, и нет никакой преграды для воздуха. Звук а – гласный звук, потому что его можно пропеть голосом. Нажмите пальчиком на красный кружок, оживите его.

А сейчас мы с вами будем ловить звук а ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук а – тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно.

У Анны возле домика есть фруктовый сад. Анна принесла нам вот такие фрукты. Выставляются муляжи фруктов или картинки: абрикос, апельсин, арбуз. Назовите их. Где вы услышали звук а – вначале, в середине или в конце слова? (В начале слова).

Абрикос – Покажите на полоске, где находится звук а? (В начале слова). Поставьте на это место красный кружок. Апельсин. Арбуз.

Еще в саду есть нужные инструменты и вещи. Назовите их. Выставляются картинки: пила, метла, лейка. Где вы услышали звук а – вначале, в середине или в конце слова? (В конце слова).

Пила – покажите на полоске, где находится звук а? (В конце слова). Поставьте на это место красный кружок. Метла. Лейка.

- Аист, аист, длинноногий,

Укажи домой дорогу.

- Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова - правою ногой,

Снова – левою ногой,

После - правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

6. Послушайте стихотворение:

Астра, азбука, айва Выставляются картинки.

Астра, азбука, айва.

Давайте вместе еще раз скажем эти слова. Что это? Астра. Сколько здесь звуков а? (два). Астра – начинается на а, и заканчивается на а. Айва. Азбука.

7. Буква А. Выставляется домик для гласных звуков и буква А большая и а маленькая.

Педагог знакомит детей с буквой.

Это – буква А. Буква А будет жить в красном домике, потому что звук а – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).

А – шалашик, посмотри:

Есть скамеечка внутри.

(Объясняем, что такое шалашик – показываем картинку).

Пишем большую и маленькую букву А.

Подарим хозяйке красного домика слова со звуком А. Используя карточку, разделенную на 3 части, педагог ставит в ее начало букву А и предлагает детям догадаться – какое слово задумано.

Я буду произносить часть слова без звука А. Вы дополните его звуком А и скажите все слово._ пельсин, _ нанас, _ рбуз, _ фрика, _ збука.

Затем буква А передвигается в конец полоски и то же задание дается со словами без последнего звука. Незнайк_, свечк_, плит_, весн_, мимоз_.

Тема: Звуки и буквы А, У.

Цель: четкое произношение и сопоставление звуков а, у;

выделение ударных и безударных звуков а, у в начале и в конце слов;

воспроизведение и чтение звуковых рядов из двух гласных звуков;

анализ звукового ряда из двух и трех гласных.

Оборудование: домик для гласных звуков, буквы А, У большие и маленькие, синий квадрат; предметные картинки: арбуз, улитка, апельсин, ананас, учитель, уши, указка, автомобиль, кошка, девочка, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога и буквы А и У к этим полоскам; карточки со слогами: Ау, Уа, УАУ, АУА.

1. На свои места садятся дети, правильно назвавшие слова сначала со звуком У, потом со звуком А.

2. Педагог объявляет, что на занятии дети будут слушать и находить в словах звуки А, У. На доску выставляются 4 картинки: названия 3-х нарисованных предметов начинаются с одного и того же звука, 4-е название отличается первым звуком. Например: арбуз, улитка, апельсин, ананас. Или: учитель, уши, указка, автомобиль.

На доску выставляются буквы А, У. Рядом с буквой А ставится синий квадрат. Педагог объясняет, что изобразил слово АМ (так говорил Бармалей, пугая ребят), и просит назвать звуки в этом слове. Затем вместо буквы А он ставит букву У и просит назвать получившееся слово, если последний звук в нем остался без изменений. Аналогичным способом слово УХ преобразуется в АХ.

4. Выделение звуков А,У в конце слов.

На дорожке сидела рыжая (кошкА). Пес Пират кинулся догонять пушистую (кошкУ). На скамейке сидела маленькая (девочкА). Мама взяла за руку маленькую (девочкУ). И т.п.

5. Анализ, синтез и чтение сочетаний звуков.

Педагог произносит сочетания из двух звуков: АУ, УА. Дети воспринимают их сначала на слух, называют количество, порядок звуков. После этого берутся сочетания из 3-х звуков: УАУ, АУА.

Те же сочетания дети читают по одному и хором.

Педагог предлагает детям изобразить движения, соответствующие словам стихотверений:

Алый арбуз все ребята едят,

В августе аисты к югу летят.

Утром утка на пруду

Учит деток брать еду.

Травку щиплют и галдят

С мамой уткой пять утят.

После двукратного повторения педагог просит выбрать из стихов слова со звуками А и У в разных позициях.

7. У каждого из детей на столах карточки, разделенные на 3 части и карточки с буквами А, У. Педагог просит внимательно слушать слова и ставить нужную букву в начало или конец карточки., в соответствии с позицией изучаемых звуков. Слова: приду, слеза, астры, абрикос, брошу, вижу, утка, улитка.

8.Итог. Оценка деятельности детей.

Тема: Звук и буква И.

выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков;

в начале и в конце слова; в словах из текста;

знакомство с буквой И.

Оборудование: зеркала, домик для гласных звуков, красный кружок, буква И большая и маленькая (для домика), полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога, красные кружочки и буквы И к этим полоскам; кукла мальчик; мешочек, предметы: индюк, ириска, изюм; картинки: санки, коньки (или предметы); карточки с надписью Иа, Ауи, Иуа, Уиа.

1.Дети стоят вокруг педагога.

Ребята, вспомните, какие звуки мы учили на прошлом занятии? (Звуки а, у).

Вы помните, какие это звуки? Гласные. Почему они называются гласные звуки? Потому что их можно пропеть голосом.

Появляется кукла мальчик. К нам в гости пришел мальчик. Давайте спросим, как его зовут? Как тебя зовут? Иван. Ребята, как зовут мальчика? (Иван). Какой звук вы услышали первым в этом слове? (И). Правильно, звук и. Ребята, а как вы думаете, этот звук можно пропеть? Давайте попробуем: и-и-и. Посмотрите в зеркало, ваш рот улыбается, кончик языка за нижними зубками. Спойте его долго, протяжно. Воздух проходит свободно. Вы догадались, какой это звук? (Гласный звук). Каким кружочком обозначим звук и? (Красным). Показываем красный кружок.

Сегодня мы с вами будем произносить много слов со звуком и и узнаем букву и.

А сейчас мы с вами будем ловить звук и ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук и.

Как зовут нашего гостя? (Иван). Иван принес нам подарки. Посмотрим, что это? Из мешочка достаются предметы: индюк, ириска, изюм. Назовите их. Где вы услышали звук и – вначале, в середине или в конце слова? (В начале слова).

Индюк – Покажите на полоске, где находится звук и? (В начале слова). Поставьте на это место красный кружок. Ириска. Изюм.

В мешочке еще есть какие-то предметы. Назовите их. Достаются игрушки или картинки: санки, коньки . Где вы услышали звук и – вначале, в середине или в конце слова? (В конце слова).

Коньки – покажите на полоске, где находится звук и? (В конце слова). Поставьте на это место красный кружок. Санки.

Я называю вам один предмет, а вы – когда этих предметов много.

Мяч – мячи, носок – носки, шапка – шапки, вилка – вилки, ложка – ложки, чашка – чашки, нога – ноги, рука – руки, плечо – плечи, локоть – локти. Ребята, где мы с вами слышали звук и (мячи, носки…)? (В конце слов.)

Принесли мы вам подарки,

Кто захочет, тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

Один из детей изображает действие заводной игрушки, а другие – повторяют.

7. Буква И. Выставляется домик для гласных звуков и буква И.

Педагог знакомит детей с буквой.

Это – буква И. Буква И будет жить в красном домике, потому что звук и – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).

Молоток я раздобыл,из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек? – Три!

- А какая буква? –( И.)

Пишем букву И большую и маленькую.

Кто мне скажет, как говорит ослик? (Иа). Сколько звуков вы услышали? (два). Какой звук первый? (И). Второй? (А). Прочитайте, что здесь написано? (Иа).

Послушайте, как я скажу. Ауи. Сколько звуков вы услышали? (Три). Какой первый звук? (А). Второй? (у). Третий? (И). Прочитайте, что написано на карточке. То же: Иуа, Уиа.

Используя карточку, разделенную на 3 части, педагог ставит в ее начало букву И и предлагает детям догадаться – какое слово задумано.

Я буду произносить часть слова без звука И. Вы дополните его звуком И и скажите все слово._ збушка, _ндюк, _зюм, _грушки, _нструменты, _нжир.

Затем буква И передвигается в конец полоски и то же задание дается со словами без последнего звука. Коньк_, санк_, палк_, вилк_, тарелк_, сумк_.

Тема: Звук и буква О.

Цель: выделение заданного гласного звука

в начале и в середине слов, из потока слов, из текста;

воспроизведение и чтение звуковых рядов из трех звуков;

анализ звукового ряда из трех звуков;

1. Дети, представьте, что мы с вами оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: О! Потом огорчились: О-о-о! Увидели корабль и радостно воскликнули: О-о-о!

Дети мимикой выражают разное эмоциональное состояние.

Откуда мы только что вернулись? (С необитаемого острова). Прислушайтесь к слову остров. Какой первый звук вы услышали? (звук О). Сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком О, познакомимся с буквой О.

Что происходит с губами, когда вы произносите звук О? (Губы вытягиваются в трубочку, округляются.) Спойте звук о. Какой это звук? (Гласный звук). В каком замке поселится звук О?(В красном). Какие гласные звуки вы знаете?

Дети произносят гласные звуки с одновременным движением пальцев: а – указательный и средний пальцы правой руки соединяются с указательным пальцем левой; у – поднимаются указательный и средний пальцы; о – делается колечко.

Это – бабушка Оля и дедушка Осип. Повторите их имена. Какой первый звук в словах? (Звук О). А вот их дом. Есть ли звук О в слове дом? Где слышится звук о в слове дом? (В середине слова). На вашей полоске звук о займет среднее окошко. Дом бабушки Оли и дедушки Осипа стоял у озера. Где стоял их дом? (У озера). Они пригласили нас на отдых. Какое сейчас время года? (Осень). Повторите слова со звуком о. (Озеро, отдых, осень). Где вы произносили звук О в этих словах? (В начале слова). На вашей полоске звук о займет первое окошко.

Садимся в поезд, едем к дедушке… (Осипу) и бабушке… (Оле). Вот и приехали. Кто сидит на крылечке дома? (Кот). Где мы слышим звук О? Мы слышим звук о в середине слова. Какое окошко займет звук о на вашей полоске? (Среднее окошко). На лужайке ходят… (козы, овцы, кони, коровы). Повторите слова, в которых звук о слышится в середине. В каких словах звук о на первом месте?

Бабушка Оля послала нас в огород. Она просит принести овощи, в названии которых есть звук о. Назовите их. (Горох, картошка, фасоль, укроп, помидоры).

Покажите бабушке Оле и дедушке Осипу, как мы умеем изображать овощи.

Изобразите ворчливый горох.

- Ох, ох, ох! – разворчался горох.-

Ох и трудно жить в стручке,

Если дверца на крючке.

Дедушка Осип спрашивает, можете ли вы показать, как убирают овощи?

Дети имитируют уборку разных овощей.

А сейчас дедушка Осип приглашает вас на рыбалку. Где водится рыба? (В озере). Куда мы пришли? (К озеру). Я вижу большого окуня. Кого мы увидели? (окуня). Забрасывайте удочки. Тащим, тащим – вытащили. Это… (сом). Где услышали звук о? (В середине слова).

Автор: учитель - логопед Григорьева Юлия Леонидовна

Программные задачи:

- Здравствуйте, ребята. Давайте мы немного помолчим и послушаем тишину. Как у нас тихо в группе. А что значит тихо? (ответы детей) Кто это к нам стучится (логопед стучит) Давайте узнаем (приходит Незнайка).

- Посмотрите, ребята, кто к нам пришел и нарушил нашу тишину. А теперь у нас тихо? (нет) А почему? (ответы детей) Ребята, а на улице тихо? Что вы слышите? (гул машин, щебетание птиц…) Правильно, вы слышите звуки. И сегодня мы вместе с Незнайкой отправимся в страну звуков Звукляндию и познакомимся с разными звуками.

1) Беседа по теме

Мы оказались в стране Звукляндии. Какие звуки вы здесь слышите? (логопед стучит молотком, шуршит бумагой) Окружающие звуки могут быть разные. Есть звуки природы: грохот грома, стук дождя по крыше, шелест листьев, звон ручья. Есть звуки, издаваемые различными предметами: скрип двери, удары молотка, звон посуды, шелест газеты. (Все звуки демонстрируются). Эти звуки не всегда приятны. А есть звуки очень приятные: это звуки музыкальных инструментов. Значит, звук – это все то, что мы слышим. Чем мы слышим звуки?

- Молодцы, а теперь Незнайка хочет поиграть с музыкальными инструментами. Он поиграет на инструменте, а вы отгадаете, на каком.

3) Физминутка музыкальная с Незнайкой.

- Запомните все музыкальные инструменты. Сейчас вы закроете глазки, а Незнайка спрячет какой-то инструмент.

- Какие же еще звуки есть в стране Звукляндии. Давайте послушаем (логопед включает запись).

6) Обведение по точкам разных предметов, которые издают звуки.

- Нам пора возвращаться в свою группу. А чтобы вспомнить, что звучало в стране Звукляндии, Незнайка вам предлагает выполнить задание. Обведите картинку по точкам и узнаете.

- Что такое звук? Какие звуки бывают? Какие звуки мы слышали в стране Звукляндии? Что нам помогает слышать звуки?

Читайте также: