Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии 7 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере, балету, оратории, оперетте, мюзиклу и др.

Однако термин МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ используют и для характеристики инструментально-симфонической музыки . Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. образов, их сопоставлении.

Главное в музыке, так же, как и в жизни – развитие.

Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.

Музыкальные образы в музыкальной драматургии воплощаются по принципу сходства и принципу различия.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

IV ЧЕТВЕРТЬ

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— укрепление интереса к исследованию драматургии произведений искусства на примере Симфонии В.А. Моцарта.

Личностные:

— осознание стройности, соразмерности, логичности строения симфонического цикла и сонатной формы.

Предметные:

— знание особенностей жанра симфонии, освоение схемы строения симфонии;

— знание строения сонатной формы;

Учебно-дидактическое обеспечение:

Музыка: В.А. Моцарт. Симфония № 41, финал (№ 44 аудиоприложения).

Графика: Схема симфонического цикла.

1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

· Из какого крупного музыкального произведения прозвучали фрагменты? Назовите эти фрагменты.

· Как называются сольные жанры в крупном вокально-сценическом произведении, раскрывающие характеристики его главных героев?

· Чем отличается музыкальная драматургия крупного сценического произведения от драматургии небольших инструментальных или вокальных пьес?

Ответы учащихся.

3. Работа по теме урока

1) О жанре симфонии и симфонической драматургии

Симфония - монументальный музыкальный жанр, в котором драматургия охватывает значительное музыкальное пространство. Симфония, в отличие от оперы, является чисто инструментальным жанром, поэтому музыкальное развитие представлено в ней не через движение образов и персонажей, а через последовательность и сочетание музыкальных тем.

Тема становится средоточием некой мысли, идеи, имеющей музыкальное воплощение, свой собственный характер, мелодический и ритмический рисунок. Умение слышать тему, различать её в общем потоке музыкального движения и означает умение воспринимать и понимать такое сложное и многообразное произведение, каким является симфония.

Отчасти это можно сравнить с тем, как мы воспринимаем произведение литературы: ведь мы читаем и совсем маленькие рассказы, и крупные романы, а значит, учимся воспринимать различные литературные жанры.

Так же и в музыке: в ней существуют и маленькие пьесы, и симфонии, - и те и другие раскрывают своё собственное содержание. Понятно, что восприятие симфонии требует от слушателя значительной подготовки - ведь в ней так много различных музыкальных мыслей!

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Пророчество, глубинное знание сокровенных тайн жизни и в её высших проявлениях, и в повседневном течении - такой смысл открывается многим и многим при знакомстве с этим произведением.

Нередко происходит, что в своих последних произведениях композиторы подводят итог жизни, достигают вершин мысли и эмоционального накала. Поэтому так часто среди поздних сочинений встречаются крупномасштабные жанры: в них большие идеи, значительное содержание обретают высокое, достойное воплощение.

Чем же привлекательна симфония?

Почему не только Моцарт, но и Бетховен, Брамс, Чайковский, Прокофьев, Шостакович свои последние годы посвятили поискам именно в области симфонического жанра?

Прежде всего симфония - не только крупная, но многочастная форма, открывающая возможность для значительного образного и тематического развития. Её классическая структура, предполагающая четырёхчастность, уже сама по себе даёт возможность ввести всевозможные противопоставления, контрасты, столкновения.

Ещё одним свойством симфонии является присущая ей динамичность. Не только смена частей, почти всегда разнохарактерных, но и смена тем внутри каждой части, развитие этих тем, нередко бурное и драматическое,- таковы особенности жанра симфонии с его изначальной установкой на движение, развёртывание во времени.

Схема симфонического цикла

Часть I

Allegro

Часть II

Andante ( Adagio )

Трёхчастная форма ( A – В – А )

Часть III

Menuetto (Scherzo)

Часть IV

Allegro

2) Схема симфонического цикла и строение сонатной формы

Особый динамизм жанру симфонии придаёт использование в первых и часто в четвёртых частях сонатной формы. Динамизм этой формы заключается в интенсивном развитии различных тем. Начальная тема называется главной, за ней следует побочная (иногда - связующая). Как правило, главная и побочная партии различны по характеру и звучат в разных тональностях. Обе темы составляют основу первого раздела сонатной формы - экспозиции. Затем они подвергаются многообразному развитию в среднем разделе - разработке. Наконец, в третьем разделе – репризе – они возвращаются и звучат в основной тональности.

Часть I

Allegro

Сонатная форма

Развитие различных тем экспозиции, чаще всего главной

Часть II

Andante ( Adagio )

Трёхчастная форма ( A – В – А)

Часть III

Menuetto (Scherzo)

Часть IV

Allegro

Сонатная форма, как правило, отличается очень быстрым темпом: неслучайно её часто называют сонатным allegro (allegro - быстро).

Моцарт много сделал для того, чтобы превратить симфонию в ведущий жанр концертной музыки. Симфония № 41 – его последнее произведение в этой сфере, но не менее яркое, чем остальные его творения.

Юпитер в римской мифологии - всемогущий бог неба, царь богов. Юпитер почитался как верховное божество, повелитель грома и молний. Одно из его прозвищ - Люцетий (свитлодар, свет дающий) - говорит о том, что он считался также богом света. Образ Юпитера объединил в себе черты многих древних италийских божеств. Ему приписывались покровительство земледелию, охрана границ; бог следил за соблюдением клятв и даровал полководцам победу в бою. Римские военачальники, возвращаясь с триумфом из походов, приносили Юпитеру благодарственные жертвы и несли в его храм лавровые венки. В период Империи Юпитер считался покровителем императорской власти; иногда статуям, изображавшим божество, придавали облик римского правителя. Покорённые Римом народы отождествляли с Юпитером своих верховных божеств, например, Амона, Ваала. Юпитер был аналогичен греческому громовержцу Зевсу, и все мифы о Зевсе были отнесены и к римскому богу.

Первая часть имеет решительный героический характер. Вторая часть (Анданте) воплощает благородные лирические настроения. Третья часть (Менуэт) начинается изящно и легко, а потом продолжается громкими фанфарными звучаниями. Грандиозный, жизнерадостный и стремительный финал достойно венчает симфонию. В нём пять тем, которые развиваются и взаимодействуют друг с другом полифонически. Они объединяются в одном энергичном, жизнерадостном настроении.

Так главная партия симфонии становится её своеобразным эпиграфом.

В характере побочной партии проявляет себя тот Моцарт, любимый и почитаемый многими, которого называли солнечным юношей, вечным светом в музыке.

Обаятельная, задушевная мелодия словно парит в вышине, заставляя забыть о только что прошумевших столкновениях, данных в главной партии.

Б) Слушание побочной партии

Однако этот свет царит недолго: внезапно звучание обрывается и наступает пауза в целый такт.

Эта пауза как предчувствие грозы, как затишье перед бурей. Свои звуковые предвестники имеют различные явления мира и - кто знает? - не заимствовала ли музыка самые выразительные из них, многократно усилив и связав их с самыми глубинными человеческими переживаниями?

Ведь действительно после паузы весь оркестр вступает в мрачном до миноре, который врывается тревожно и взволнованно.

В) Слушание эпизода внутри побочной партии

Что это? Напоминание о главной партии или предупреждение о грядущей опасности? Не такой уж весёлой и безоблачной оказалась побочная партия.

Однако жизнерадостность первой части всё же становится определяющей: перед концом экспозиции вводится ещё одна, заключительная тема хороводного характера, впоследствии играющая важную роль в разработке.

Г) Слушание заключительной партии

Удивительно, что разработка в первой части симфонии относительно невелика в сравнении с экспозицией, занимая чуть больше половины её объёма. Это связано с тем, что главная и побочная партии уже получили значительное развитие в экспозиции, которая в результате оказалась богаче и драматичнее разработки.

Удивительно также и то, что обе партии в разработке почти не развиваются, уступив место неисчерпаемому богатству комбинаций заключительной, хороводной темы.

Звучание главной партии в репризе кажется ещё более торжественным, побочной – ещё более лирическим. Все темы сохраняют сво й внешний облик, но усиливают тот основной пафос звучания, какой характерен для каждой из них.

Заключение первой части – сияющее, ликующее, фанфарное – утверждает настроение приподнятое, восхитительно-радостное, истинно моцартовское.

Е) Работа над нотными примерами

Вторая тема более подвижна, в её ритме ощущается танцевальность, а в характере — задор.

Третья тема — чёткая, решительная, маршевая, с упругим ритмом.

Четвёртая тема основана на поступенном восходящем движении. Шутливый характер ей придаёт отрывистое звучание стаккато и трели.

Пятая тема — певучая, нежная.

В нотном примере 46 ученики увидят, какую полифоническую работу проводит композитор над темами. Мы видим канон на третьей теме — кульминацию разработки. Тема поменяла свой характер, стала грозной и суровой, звучит f в миноре.

5) Величие творчества В.А. Моцарта

Отличительной чертой творчества Моцарта является удивительное сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.

Моцарт — один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами.

Эти три последние симфонии Моцарта - №№ 39, 40, 41 – написаны в течение шести недель летом 1788 года для концертов по подписке, что должно было стать для композитора столь необходимым ему источником дохода. К сожалению, эта серия концертов не состоялась. Возможно, Моцарт так никогда и не услышал эти три симфонии в живом звучании.

Каждая из симфоний – шедевр. Они очень непохожи друг на друга и вместе представляют целую гамму характеров и стилей.

Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта.

Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Моцарт отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчётливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.

Композитором создано и множество духовных произведений: мессы, кантаты, оратории, а также знаменитый Реквием.

К. Горбатов. Вид на Зальцбург

https://c.radikal.ru/c27/1912/85/7678a6dae5a7.jpg

https://pbs.twimg.com/media/Dqhn4hxX0AAJZ82.jpg

Памятник В.А. Моцарту в Вене. Фото

На фотографии с изображением памятника В.А. Моцарту мы также отмечаем его светлый, лёгкий, как бы воздушный характер. Ангелы смотрят снизу на фигуру композитора, стоящую на высоком постаменте. Белый памятник с золотой отделкой создаёт лучезарное настроение. Оно очень соответствует музыкальному фрагменту, который мы изучали на этом уроке.


Текст песни:

Снова зорька золотая

Вышла, как дитя мила –

Веселяся и играя,

Счастье людям принесла.

Вот и солнце заблистало

Первым ласковым лучом.

Вся природа, вся природа

Блещет радостным огнём,

И ликует всё кругом.

Этот день такой чудесный -

Зелен луг, в цвету наш сад.

Шлёт улыбку свод небесный,

Всё ласкает взгляд.

Ночь ушла, а с ней туманы,

И печаль, и тьма ушли,

И печаль, и тьма ушли,

Светлый день пришёл желанный,

Светлый день пришёл желанный,

Желанный вам принёс он радость,

Радость людям светлый день,

Радость людям светлый день.

Светлый день, светлый день.

Последние могучие фанфары симфонии - чистое выражение открытой, откровенной, блистательной радости, глубочайшей по эмоциональной силе и воздействию на людей.

6. Рефлексия. Вопросы и задания

1) Почему симфония является одним из самых ярких в драматургическом отношении жанров?

2) Почему крупномасштабный жанр симфонии связан с частым использованием сонат ной формы?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— укрепление интереса к исследованию драматургии произведений искусства на примере Симфонии В.А. Моцарта.

Личностные:

— осознание стройности, соразмерности, логичности строения симфонического цикла и сонатной формы.

Предметные:

— знание особенностей жанра симфонии, освоение схемы строения симфонии;

— знание строения сонатной формы;

IV ЧЕТВЕРТЬ

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— укрепление интереса к исследованию драматургии произведений искусства на примере Симфонии В.А. Моцарта.

Личностные:

— осознание стройности, соразмерности, логичности строения симфонического цикла и сонатной формы.

Предметные:

— знание особенностей жанра симфонии, освоение схемы строения симфонии;

— знание строения сонатной формы;

Учебно-дидактическое обеспечение:

Музыка: В.А. Моцарт. Симфония № 41, финал (№ 44 аудиоприложения).

Графика: Схема симфонического цикла.

Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Из какого крупного музыкального произведения прозвучали фрагменты? Назовите эти фрагменты.

Как называются сольные жанры в крупном вокально-сценическом произведении, раскрывающие характеристики его главных героев?

Чем отличается музыкальная драматургия крупного сценического произведения от драматургии небольших инструментальных или вокальных пьес?

Ответы учащихся.

3. Работа по теме урока

1) О жанре симфонии и симфонической драматургии

Симфония - монументальный музыкальный жанр, в котором драматургия охватывает значительное музыкальное пространство. Симфония, в отличие от оперы, является чисто инструментальным жанром, поэтому музыкальное развитие представлено в ней не через движение образов и персонажей, а через последовательность и сочетание музыкальных тем.

Тема становится средоточием некой мысли, идеи, имеющей музыкальное воплощение, свой собственный характер, мелодический и ритмический рисунок. Умение слышать тему, различать её в общем потоке музыкального движения и означает умение воспринимать и понимать такое сложное и многообразное произведение, каким является симфония.

Отчасти это можно сравнить с тем, как мы воспринимаем произведение литературы: ведь мы читаем и совсем маленькие рассказы, и крупные романы, а значит, учимся воспринимать различные литературные жанры.

Так же и в музыке: в ней существуют и маленькие пьесы, и симфонии, - и те и другие раскрывают своё собственное содержание. Понятно, что восприятие симфонии требует от слушателя значительной подготовки - ведь в ней так много различных музыкальных мыслей!

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Пророчество, глубинное знание сокровенных тайн жизни и в её высших проявлениях, и в повседневном течении - такой смысл открывается многим и многим при знакомстве с этим произведением.

Нередко происходит, что в своих последних произведениях композиторы подводят итог жизни, достигают вершин мысли и эмоционального накала. Поэтому так часто среди поздних сочинений встречаются крупномасштабные жанры: в них большие идеи, значительное содержание обретают высокое, достойное воплощение.

Чем же привлекательна симфония?

Почему не только Моцарт, но и Бетховен, Брамс, Чайковский, Прокофьев, Шостакович свои последние годы посвятили поискам именно в области симфонического жанра?

Прежде всего симфония - не только крупная, но многочастная форма, открывающая возможность для значительного образного и тематического развития. Её классическая структура, предполагающая четырёхчастность, уже сама по себе даёт возможность ввести всевозможные противопоставления, контрасты, столкновения.

Ещё одним свойством симфонии является присущая ей динамичность. Не только смена частей, почти всегда разнохарактерных, но и смена тем внутри каждой части, развитие этих тем, нередко бурное и драматическое,- таковы особенности жанра симфонии с его изначальной установкой на движение, развёртывание во времени.

Схема симфонического цикла

Часть I

Allegro

Часть II

Andante (Adagio)

Трёхчастная форма (A – В – А)

Часть III

Menuetto (Scherzo)

Часть IV

Allegro

2) Схема симфонического цикла и строение сонатной формы

Особый динамизм жанру симфонии придаёт использование в первых и часто в четвёртых частях сонатной формы. Динамизм этой формы заключается в интенсивном развитии различных тем. Начальная тема называется главной, за ней следует побочная (иногда - связующая). Как правило, главная и побочная партии различны по характеру и звучат в разных тональностях. Обе темы составляют основу первого раздела сонатной формы - экспозиции. Затем они подвергаются многообразному развитию в среднем разделе - разработке. Наконец, в третьем разделе – репризе – они возвращаются и звучат в основной тональности.

Часть I

Allegro

Сонатная форма

Развитие различных тем экспозиции, чаще всего главной

Часть II

Andante (Adagio)

Трёхчастная форма (A – В – А)

Часть III

Menuetto (Scherzo)

Часть IV

Allegro

Сонатная форма, как правило, отличается очень быстрым темпом: неслучайно её часто называют сонатным allegro (allegro - быстро).

Моцарт много сделал для того, чтобы превратить симфонию в ведущий жанр концертной музыки. Симфония № 41 – его последнее произведение в этой сфере, но не менее яркое, чем остальные его творения.

Юпитер в римской мифологии - всемогущий бог неба, царь богов. Юпитер почитался как верховное божество, повелитель грома и молний. Одно из его прозвищ - Люцетий (свитлодар, свет дающий) - говорит о том, что он считался также богом света. Образ Юпитера объединил в себе черты многих древних италийских божеств. Ему приписывались покровительство земледелию, охрана границ; бог следил за соблюдением клятв и даровал полководцам победу в бою. Римские военачальники, возвращаясь с триумфом из походов, приносили Юпитеру благодарственные жертвы и несли в его храм лавровые венки. В период Империи Юпитер считался покровителем императорской власти; иногда статуям, изображавшим божество, придавали облик римского правителя. Покорённые Римом народы отождествляли с Юпитером своих верховных божеств, например, Амона, Ваала. Юпитер был аналогичен греческому громовержцу Зевсу, и все мифы о Зевсе были отнесены и к римскому богу.

Первая часть имеет решительный героический характер. Вторая часть (Анданте) воплощает благородные лирические настроения. Третья часть (Менуэт) начинается изящно и легко, а потом продолжается громкими фанфарными звучаниями. Грандиозный, жизнерадостный и стремительный финал достойно венчает симфонию. В нём пять тем, которые развиваются и взаимодействуют друг с другом полифонически. Они объединяются в одном энергичном, жизнерадостном настроении.

Так главная партия симфонии становится её своеобразным эпиграфом.

В характере побочной партии проявляет себя тот Моцарт, любимый и почитаемый многими, которого называли солнечным юношей, вечным светом в музыке.

Обаятельная, задушевная мелодия словно парит в вышине, заставляя забыть о только что прошумевших столкновениях, данных в главной партии.

Б) Слушание побочной партии

Однако этот свет царит недолго: внезапно звучание обрывается и наступает пауза в целый такт.

Эта пауза как предчувствие грозы, как затишье перед бурей. Свои звуковые предвестники имеют различные явления мира и - кто знает? - не заимствовала ли музыка самые выразительные из них, многократно усилив и связав их с самыми глубинными человеческими переживаниями?

Ведь действительно после паузы весь оркестр вступает в мрачном до миноре, который врывается тревожно и взволнованно.

В) Слушание эпизода внутри побочной партии

Что это? Напоминание о главной партии или предупреждение о грядущей опасности? Не такой уж весёлой и безоблачной оказалась побочная партия.

Однако жизнерадостность первой части всё же становится определяющей: перед концом экспозиции вводится ещё одна, заключительная тема хороводного характера, впоследствии играющая важную роль в разработке.

Г) Слушание заключительной партии

Удивительно, что разработка в первой части симфонии относительно невелика в сравнении с экспозицией, занимая чуть больше половины её объёма. Это связано с тем, что главная и побочная партии уже получили значительное развитие в экспозиции, которая в результате оказалась богаче и драматичнее разработки.

Удивительно также и то, что обе партии в разработке почти не развиваются, уступив место неисчерпаемому богатству комбинаций заключительной, хороводной темы.

Звучание главной партии в репризе кажется ещё более торжественным, побочной – ещё более лирическим. Все темы сохраняют сво й внешний облик, но усиливают тот основной пафос звучания, какой характерен для каждой из них.

Заключение первой части – сияющее, ликующее, фанфарное – утверждает настроение приподнятое, восхитительно-радостное, истинно моцартовское.

Е) Работа над нотными примерами

Вторая тема более подвижна, в её ритме ощущается танцевальность, а в характере — задор.

Третья тема — чёткая, решительная, маршевая, с упругим ритмом.

Четвёртая тема основана на поступенном восходящем движении. Шутливый характер ей придаёт отрывистое звучание стаккато и трели.

Пятая тема — певучая, нежная.

В нотном примере 46 ученики увидят, какую полифоническую работу проводит композитор над темами. Мы видим канон на третьей теме — кульминацию разработки. Тема поменяла свой характер, стала грозной и суровой, звучит f в миноре.

5) Величие творчества В.А. Моцарта

Отличительной чертой творчества Моцарта является удивительное сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.

Моцарт — один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами.

Эти три последние симфонии Моцарта - №№ 39, 40, 41 – написаны в течение шести недель летом 1788 года для концертов по подписке, что должно было стать для композитора столь необходимым ему источником дохода. К сожалению, эта серия концертов не состоялась. Возможно, Моцарт так никогда и не услышал эти три симфонии в живом звучании.

Каждая из симфоний – шедевр. Они очень непохожи друг на друга и вместе представляют целую гамму характеров и стилей.

Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта.

Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Моцарт отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчётливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.

Композитором создано и множество духовных произведений: мессы, кантаты, оратории, а также знаменитый Реквием.

К. Горбатов. Вид на Зальцбург



Памятник В.А. Моцарту в Вене. Фото

На фотографии с изображением памятника В.А. Моцарту мы также отмечаем его светлый, лёгкий, как бы воздушный характер. Ангелы смотрят снизу на фигуру композитора, стоящую на высоком постаменте. Белый памятник с золотой отделкой создаёт лучезарное настроение. Оно очень соответствует музыкальному фрагменту, который мы изучали на этом уроке.


Текст песни:

Снова зорька золотая

Вышла, как дитя мила –

Веселяся и играя,

Счастье людям принесла.

Вот и солнце заблистало

Первым ласковым лучом.

Вся природа, вся природа

Блещет радостным огнём,

И ликует всё кругом.

Этот день такой чудесный -

Зелен луг, в цвету наш сад.

Шлёт улыбку свод небесный,

Всё ласкает взгляд.

Ночь ушла, а с ней туманы,

И печаль, и тьма ушли,

И печаль, и тьма ушли,

Светлый день пришёл желанный,

Светлый день пришёл желанный,

Желанный вам принёс он радость,

Радость людям светлый день,

Радость людям светлый день.

Светлый день, светлый день.

Последние могучие фанфары симфонии - чистое выражение открытой, откровенной, блистательной радости, глубочайшей по эмоциональной силе и воздействию на людей.

6. Рефлексия. Вопросы и задания

Почему симфония является одним из самых ярких в драматургическом отношении жанров?

Почему крупномасштабный жанр симфонии связан с частым использованием сонат ной формы?

Драматургия музыкальных спектаклей строится в соответствии с общими законами театра. Экспозиция, завязка, кульминация, развязка действия присутствуют в любой опере или балете. При этом каждый жанр выработал свои способы выражения развития сюжета. В операх – это речитативы, арии, ансамбли и хоровые сцены. В балетах – это классический и характерный танец, сольные и ансамблевые хореографические номера.
В вокальных циклах Шуберта отдельные песни напоминают мини-сцены спектакля в исполнении одного актера-певца.
Классические оперы и балеты также имеют внутреннюю номерную структуру. После некоторых номеров можно даже услышать аплодисменты публики, которые не мешают дальнейшему развитию сюжета.
Однако, музыкальные жанры постоянно развиваются. И номерная структура музыкального спектакля уступила место сквозному развитию, при котором все действие строится из больших сцен. В сценические жанры проникают способы симфонического развития. Одним из таких приемов являются лейт-мотивы. Но и симфонический жанр вбирает в себя элементы театра. Так, в 9-й симфонии Бетховену понадобился на сцене хор для реализации своего драматургического замысла.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: