Развитие географических знаний о земле 5 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География. Землеведение.

Цель: ознакомить учащихся с историей познания Земли и развитии географии в периоды Древнего мира и Средние века.

Задачи урока: Образовательные: познакомить учеников с изменением знаний людей о форме и природе Земли, как развивались знания человека о природе планеты, познакомить учащихся с известнейшими открытиями и путешественниками с древнейшего времени до средневековья.

Воспитательные: формирование мировоззренческих идей.

Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: понимание географических следствий истории исследования поверхности Земли

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма работы учащихся: коллективная

Техническое оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, интернет, ЭОР, персональный компьютер.

Материал для проведения урока по географии. Поможет в работе молодого специалиста.

ВложениеРазмер
razvitie_geograficheskih_znaniy.rar 664.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок новых знаний.

Используемые технологии: проблемного обучения, развивающего обучения, информационно-коммуникативные.

Формируемые УУД: предметные: знать факты, события, имена.

Метапредметные: уметь планировать свою учебную деятельность, работать в соответствии с поставленной задачей, участвовать в совместной деятельности, высказывать суждения, искать и отбирать информацию, переводить информацию из одного вида в другой, оценивать работу одноклассников;

Личностные: обладать ответственным отношением к учёбе, коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

Оборудование: учебник, карта полушарий, атласы с контурными картами.

Ход урока: Технологическая карта урока географии в соответствии с требованиями ФГОС

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя. Настрой на работу.

Проверка готовности рабочего места ученика и учителя.

Актуализация знаний. Мотивационно-целевой.

Организовывает беседу с учениками по вопросам:

- предлагаю вам самим сформулировать тему урока: для этого у нас есть три картинки (слайд 1)

-Из чего можно получить географические знания?

Ученики настраиваются на урок обсуждают полученную тему урока.

Личностные результаты: формирование мотивационной основы учебной деятельности. Предметные результаты: формулирование темы и цели урока.

Изучение нового материала

Беседа о первых путешественниках

Учитель предлагает Работу с учебником ответить на вопросы кто создал первую карту, глобус.

Обучающиеся работают в парах в своих тетрадях перечисляют мультфильмы где рассказывается о преставлениях древних людей о Земле.

Ученики вместе с учителем знакомятся с первыми народами которые совершали путешествия, путешественниками

Предметные результаты: учащиеся получат ответы на вопросы:

  1. Что такое география?
  2. Что изучает география?
  3. Кто были первыми географами?

Познавательные результаты: учащиеся научатся вычитывать с текста фактуальную информацию. Регулятивные результаты: учащиеся научатся работать по плану с текстом, выделять главные мысли. Коммуникативные результаты: учащиеся научатся взаимодействовать друг с другом. Личностные результаты: учащиеся проявят учебно-познавательный интерес к географической науке.

Применение изученного. Рефлексия.

Для проверке пройденного материала учитель предлагает поиграть в игру защита-нападение. Класс делится на три команды по рядам. 1команда – Нападение готовят вопросы к команде Защита.

2 команда Защита отвечают на вопросы команды Нападение.

3 команда Судьи оценивают две команды и каждого участника.

Обучающие готовят вопросы и отвечают.

Предметные результаты: учащиеся получат знания по изученному материалу. Познавательные результаты: научатся ориентироваться в материале и выбирать интересное. Регулятивные результаты: научатся формулировать вопросы по изученному материалу. Коммуникативные результаты: научатся работать в группе. Личностные результаты: научатся осваивать новые социальные роли.

Подводит итог урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. Способствует адекватной оценке правильности результатов действия. Объясняет домашнее задание, параграфа разноуровневое задание.

Работа с электронными заданиями в профиле ЯКЛАСС

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. Записывают д/з в дневник по уровням сложности.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, выстраивание логической цепочки рассуждения, рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.


Урок поможет сформировать у обучающихся представление об истории познания Земли, научить анализировать первые исторические карты и глобус, показать значение путешествий Васко да Гамы, Христофора Колумба.

Описание разработки

Цель: Сформировать у обучающихся представление об истории познания Земли, научить анализировать первые исторические карты и глобус, показать значение путешествий Васко да Гамы, Христофора Колумба.

Ход урока:

1. Орг момент.

2. Мотивация учебной деятельности.

Любознательность. С неё всё началось. Ничто не мешает нам предположить, что среди первых вопросов, которые задавал себе первобытный человек были вопросы об окружающем мире.

Любознательность порождала стремление узнать, что находится за холмом, рекой, лесом. Открывшийся мир запечатлевался в сознании человека и знания об окружающем мире, необходимые для выживания человека, передавались из поколения в поколение.

Затем появилась письменность. Люди стали записывать, зарисовывать, что видели и слышали, научились схематически изображать местность на бумаге. Так постепенно накапливались знания о Земле. Только изучив их историю, можно представить все опасности и трудности, с которыми сталкивались первооткрыватели.

Их пример вдохновляет современников на новые исследования ещё не открытых богатств Земли, на бережное отношение к тому, чем мы пользуемся каждый день.

Сегодня на уроке мы узнаем как в древности люди представляли себе форму Земли, как выглядит карта Эратосфена.

3. Изучение нового материала.

Знания о природе Земли были необходимы людям. Они познавали окружающий мир для того, чтобы собирать плоды, ловить рыбу, охотится. Первобытные люди пытались расширить обжитые территории за счёт отдалённых земель. Так они осваивали территории. Местность они изображали в виде насечек на стенах пещер, коре деревьев, костях животных. Так передавалась информация об охотничьих угодьях, ловушках последующим поколениям. Такие рисунки были найдены в Европе, Азии, Африке.

Высекая символические предметы окружающей среды человек создавал схематические чертежи местности - их считают древнейшими картами.

Чтобы отличить новые реки, горы, леса от уже известных люди давали им название, они передавались устно из поколения в поколение. Так передавался первый географический опыт.

А) Какую форму имеет Земля.

Этот вопрос возникал у всех народов. Но все представляли землю по- разному. Жителям равнин она казалась ровной, жителям гор в виде горы.

В Древней Индии считали, что земля – это полусфера, она покоится на трёх слонах, слоны на черепахе.

В Древней Греции земли представляли в виде диска, который напоминает щит воина. Наиболее распространённое было мнение о том, что земля плоская

Б) Кто совершил самые древние плавание. Имена первых путешественников история не сохранила. Расширяя рамки разведанных земель люди наталкивались на водные просторы и пытались преодолеть их. Корабль изобрели шесть тысяч лет назад. Древние географические открытия совершили жители Древней Греции. Они плавали на гребных и парусных судах, не только вдоль берегов, но и в открытом море, могли ориентироваться по солнцу и Полярной звезде.

Греки основали множество колоний по берегам Средиземного, Черного и Азовского морей об окружающем мире расширялось.

В 4 в до н. э великий учёный античного мира Аристотель пришёл к выводу о шарообразности Земли.

(см. стр 10, рис. 14).

В) Как начиналась эпоха Великих географических открытий.

В 1498г. экспедиция под руководством Васко да Гамы обойдя м. Доброй Надежды добрались до Индии и вернулась с грузом пряностей, которые окупили все расходы.

Житель Генуи Х. Колумб предложил испанскому королю искать путь в Индию идя на запад от Испании, а не вокруг Африки как это делали португальцы. Колумб верил, что земля круглая, значит идя на запад – придёшь на восток – в Индию. В 1492г. на трёх небольших кораблях экспедиция Колумба вышла из испанского города Палоса и через три месяца достигла берегов неизвестной суши, которую Колумб принял за Индию, но открытые земли были не Индией, а Новой частью света, названной позже Америкой.

В 1519г. экспедиция из пяти кораблей под командованием Ф. Магеллана пришли на службу к испанскому королю. Экспедиция отплыла из Испании. Пройдя вдоль восточного побережья Южной Америки, корабли обогнули её через пролив и вышли в океан, пролив назвали Магеллановым, а океан Тихим. В 1522г. экспедиция вернулась в Испанию, обогнув земной шар, это было одним из доказательств шарообразности земли.

Магеллан погиб в стычке с туземцами на Филиппинских островах, из 5 кораблей вернулась одна Виктория, но груз пряностей стоил так дорого, что все расходы на экспедицию окупились с лихвой.

4. Закрепление

1. Как люди представляли Землю в древности ?

2. Какое значение имела экспедиция Х. Колумба?

3. Какое значение имела экспедиция Ф. Магеллана?

Прочитать параграф, и ответить на вопросы в конце параграфа, нанести на контурную карту экспедиции Ф. Магеллана, Х. Колумба.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

География 5 класс Дата___________

Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; развивать умение работать в группе, навыки работы с материалами презентации, развивать внимание, память, логическое мышление и наблюдательность, применять полученные знания в нестандартной ситуации, развивать интерес к предмету.

Воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры, любви к природе и своей планете Земля, воспитывать самостоятельность, коллективизм, умение работать в группе

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные: формирование системы знаний об исследовании изучении Земли;

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами, систематизировать изученную информацию, овладение практическими умениями и навыками.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений;

Оборудование: ноутбук, презентация, учебники, тетради, атласы, раздаточный материал

Учитель приветствует детей. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.

-Здравствуйте ребята! Проверьте все ли готово у вас к уроку?

--Закройте глаза. Представьте себе улыбку. Попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки. Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнем.

Настраиваются на работу

2. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание

- Ребята, хотели ли вы поплыть в путешествие на корабле вокруг света?

- Как называлось бы такое путешествие? (Кругосветное) Давайте сегодня совершим с вами виртуальное плавание. Итак, тема нашего урока.

-А что же нам нужно, как вы думаете, чтобы совершить это путешествие? (Определение цели и задач урока)

Участвуют в беседе с учителем,

Определяют тему урока

Вместе с учителем определяют цель и задачи урока

3. Актуализация знаний

- Мы отправимся в путь на кораблях. Давайте дадим названия нашим кораблям. Чтобы все смогли совершить плавание, мы с вами разделились на 3 группы (корабля). Экипаж какого корабля проявит больше смекалки, покажут лучшие знания, тот корабль сможет удачнее пришвартоваться и получить высший балл. –

А с какими океанами и континентами мы встретимся?

- Я предлагаю для разминки отгадать загадки и проверить свои знания.

Загадки о материках. (Приложение №1)

- Отдать швартовы! Поднять паруса !Полный вперед! Итак, мы отправляемся в путь

Дают названия кораблям

Отвечают на вопросы.

4. Применение знаний в новой ситуации

- Многие учёные-путешественники внесли свой вклад в познание Земли. Я уверена, что вам известны имена многих путешественников. Я предлагаю вам отгадать по слайдам этих отважных героев.

(Каждая группа отгадывает имя путешественника, затем вместе с помощью слайдов проверяют ответы)

МУЛЬТФИЛЬМ- 10 Ребус .-11

Прямо по курсу я вижу какую-то бутылку. Возьмем ее на борт. Да это же бутылочная почта!

А, вы знаете, что бутылочная почта была изобретена Христофором Колумбом, тем самым, который открыл Америку. Возвращаясь обратно, его эскадра попала в сильный ураган. Опасаясь гибели кораблей, Колумб написал отчет о путешествии, адресовав его испанской королеве, вложил его в скорлупу кокосового ореха, а орех – в просмоленный бочонок, и бросил в море. Так было положено начало "бутылочной почте". Послание достигло берегов Испании через … 358 лет, бочонок выловили в 1850 году испанские рыбаки. СЛАЙД № 12

( Учитель достает бутылку, из нее – бумагу с “посланием ”). Документ сильно попорчен морской водой, но некоторые слова можно разобрать. Давайте попробуем восстановить текст документа, вписав пропущенные слова.

Анкета называется именем нашей планеты _____ (Земля)

Форма______ (Шар)

Естественный спутник Земли ___________ (Луна)

Кто первым увидел 3еммлю из космоса ____Ю.Гагарин

Если на Землю смотреть из космоса, она имеет цвет……. потому что____ (голубой, т.к. большую часть занимают моря и океаны).

Самый большой материк ___ (Евразия)

Самый большой океан_____ (Тихий)

Настраиваются на следующий этап

Работа в группах

- Ребята, как настоящие моряки, мы должны хоть на ненадолго покинуть корабли и побывать в открытом море. Давайте проведем физкультминутку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

урока географии по теме:

6 класс

Учитель географии: Понизова Н.П.

п.Теплоозерск — 2014

- познакомить учащихся с историей накопления географических знаний о Земле;

- показать, как с течением времени расширялся географический кругозор человечества, и менялось представление о Земле;

- познакомить с некоторыми выдающимися путешественниками и географами; объяснить значение современных географических исследований.

Проверка знаний

-Из каких источников можно получить географические знания?

2) Вопрос на размышление:

Изучение нового материала

Представления о Земле древних людей.

Учитель подчеркивает, что география древняя наука, которая сопровождала и помогала человечеству в освоении земель, в выживании на той или иной территории. Рассказывает как люди получили первые знания (собирательство – наблюдали, запоминали; с появлением судов стали путешествовать); Далее учитель выясняет, что знают школьники (из книг, фильмов) о том, как представляли мир древние люди. Дополняет новыми сведениями.

«-Расскажи, что такое горизонт?

–Горизонтом называется воображаемая линия, которая… Горизонтом, - поправился он, - я назову ту грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли.

- Значит, как же? – все еще не веря своим ушам Варвара Степановна. – Значит, небо, по-твоему , - твердый купол?

- И, значит, есть такое место, где Земля кончается?

Только скоро я узнал,

Что конек туда вбежал,

Где (я слышал стороною)

Небо сходится с Землею.

Тут Иван с землей простился и на небе очутился.

Почему у героев этих сказок сложилось такое представление о Земле и небе? Как представляли Землю древние народы?

Правильное представление о Земле и ее форме сложилось у разных народов не сразу и не в одно и то же время. На представления людей о Земле оказывала влияние окружающая их природа. Так, жители Вавилона представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой расположен Вавилон. Древние жители Индии представляли Землю в виде половины шара, опирающегося на слонов, которые в свою очередь, стоят на огромной черепахе. Древние греки считали, что Земля имеет форму выпуклого диска, который со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце, поднимаясь и погружаясь ежедневно в воды Океана.

С развитием техники и корабельного дела люди начали совершать все более дальние путешествия. И постепенно стали накапливаться доказательства шарообразности Земли.

Развитие мореплавания и дальние путешествия не только заставили людей задуматься о форме Земли, они давали огромное количество информации о вновь открываемых землях.

Выдающимися путешественниками были древние греки, но их изыскания ограничивались территорией Европы. (слайд №4-8) Далее учитель доводит до сведения ребят следующие факты:

-6 век до н.э. карта Анаксимандра представляла собой круг, со всех сторон окруженный водой.

-1-й атлас создан голландским картографом Ортелием.

- 1-й глобус создан немецким ученым Мартином Бехаймом в 1492 году.

(рис 2, стр.6 учебника)

Чем отличается модель Земли Бехайма от современной? (На глобусе изображены Европа, Азия, Африка, которые занимают около половины поверхности Земли и нет Северной и Южной Америки, Антарктиды, Австралии. Атлантический и Тихий океан представляют собой единое водное пространство, а на месте Индийского океана расположено Восточный Индийский океан и Бурное Южное море. Очертания материков только отдалено напоминают современные очертания материков).

- Посмотрите на изображение одной из первых карт (карта Эратосфена –слайд №8 ). Откройте физическую карту полушарий в атласе и найдите черты сходства и отличия между этими двумя картами (Соотношение воды и суши; разделение суши на части; разделение океана).

Практическое задание:

Вы путешествуете в машине времени. В руках у вас древняя карта Эратосфена. Сравните ее с современной картой и установите названия объектов, нанесенных на карту Эратосфена.

Названия географических объектов на карту Эратосфена

Пролив Геркулесовых столбов

Путешествия. Открытие Земли.

Великие географические открытия.

Вслед за этим родилась идея плыть из Европы в Индию не на восток, а на запад. Идею воплотил Христофор Колумб, испанский мореплаватель, родившийся в Италии (слайд №11). Но, как оказалось, Колумб не достиг Индии, а открыл новую часть света. Однако экспедиции Васко да Гамы удалось обогнуть Африку и достичь Индии в противоположном направлении (слайд №12).

В 1519-1522 гг. испанская экспедиция Фернана Магеллана и Эль-Кано впервые обошла Землю с востока на запад, открыв для европейцев Тихий океан (слайд №13).

В XVIII в. англичанин Джеймс Кук (слайд №14) открыл Новую Зеландию и восточное побережье Австралии. Путешествия Кука завершили открытие Тихого океана. В то же время Кук объявил о том, что никогда корабли не смогут пройти в Южную полярную область.

И всё же, не смотря на прогнозы Кука, русским мореплавателям Ф.Ф.Беллинсгаузену и М.П.Лазареву (слайд №15), удалось проникнуть далеко на юг, и открыть последний континент – Антарктиду.

Читайте также: