Разнообразие почв презентация 4 класс планета знаний конспект

Обновлено: 05.07.2024

1 Разнообразие почв Подготовила: Нуриева Ляйсира, ученица 4 класса Гимназии г.Мензелинска

2 Почвенная система Почва – это тонкий слой земной поверхности, на котором растут растения. Он образовался в результате взаимодействия горных пород, климата и живых организмов. Меняются климат, растительность, животный мир, горные породы – изменится и почва.

4 Кроссворд:Кроссворд: 1. Слой земли, на котором растут растения. 2. Одна из составных почвы. 3. Вещество, повышающее плодородие почвы. 4. Основное свойство почвы. п О Ч В А Е С О К Е Р Е Г Н О Й Л О Д О Р О Д И Е

5 Плодородие Плодородие Человек распахал и засеял поля около 10 тыс. лет назад. Плодородие – это важнейшее свойство почвы. Оно зависит от наличия в ней органического вещества – перегноя (или гумуса). Гумус образован разложившимися остатками мёртвых растений, животных и других организмов. Толщина этого слоя в почве различна в разных местах до 5 см в тундре и до 2 м у чернозёмов степей юга России.

12 О чём говорят расчёты учёных? 1 см почвы образуется в природе за лет! 20 см почвы – за 5-6 тысяч лет! Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений, – всего за 15 лет!

13 Обильно поливать Вносить побольше удобрений Сажать полезащитные лесные полосы Снимать слой почвы перед началом строительства Проводить снегозадержание Распахивать почву вдоль склона Распахивать почву поперек склона Умеренно использовать удобрения и ядохимикаты Поливать не слишком обильно

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ почвы тане.pptx

Окружающий мир 4 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Окружающий мир 4 класс

Окружающий мир 4 класс

удача уважение успех взаимопонимание уверенность здоровье любовь улыбка

удача уважение успех взаимопонимание уверенность здоровье любовь улыбка

Урок-исследование Чудесная кладовая

Урок-исследование Чудесная кладовая

Заглянем в словарь… ЗЕМЛЯ

Заглянем в словарь… ЗЕМЛЯ

Корзина идей

Заглянем в словарь… ПОЧВА

Заглянем в словарь… ПОЧВА

Планета Земля земля - суша Родная земля земля - почва

Планета Земля земля - суша Родная земля земля - почва

Состав почвы: Почва – это верхний плодородный слой земли

Состав почвы: Почва – это верхний плодородный слой земли

Из чего состоит почва? Попробуйте сделать вывод, из чего состоит почва? В поч.

Из чего состоит почва? Попробуйте сделать вывод, из чего состоит почва? В почве есть воздух В почве есть вода В почве есть перегной В почве есть песок и глина В почве есть соли В почве есть останки растений и животных Опыт 1 Опыт 2 Опыт 3 Опыт 4 Опыт 5 Опыт 6

почва воздух вода песок перегной глина минеральные соли корни растений бакте.

почва воздух вода песок перегной глина минеральные соли корни растений бактерии различные животные

Нет почвенного слоя в Арктике и Антарктиде, на вершинах высоких гор, на голых.

Нет почвенного слоя в Арктике и Антарктиде, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах. Везде ли есть почва?

Гипотеза Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких – нибудь явл.

Гипотеза Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких – нибудь явлений; вообще – предположение, требующее подтверждение. С.И.Ожегов

Таблица результатов исследования Характеристики Образец № 1 Образец № 2 Цвет.

Таблица результатов исследования Характеристики Образец № 1 Образец № 2 Цвет Запах Структура (наличиекомочков, их размер) Состав

Вопросы: Что можно сказать о цвете почвы? От чего зависит цвет почвы? 2. Како.

Вопросы: Что можно сказать о цвете почвы? От чего зависит цвет почвы? 2. Какой запах у почвы? 3. Одинакова ли структура почв? 4. Какой образец плодороднее? Почему? 5. Одинаковы ли по составу образцы почв? Где больше песка? Где больше глины?

ФИЗМИНУТКА



РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

В тайге - Подзолистые почвы

В тайге - Подзолистые почвы

В лиственных лесах - Серые лесные почвы

В лиственных лесах - Серые лесные почвы

Зона тундры, тайги - Болотные почвы

Зона тундры, тайги - Болотные почвы

На лугах - Луговые почвы

На лугах - Луговые почвы

Почвы с содержанием соли – солончаки в степях, полупустынях, пустынях

Почвы с содержанием соли – солончаки в степях, полупустынях, пустынях

Василий Васильевич Докучаев Создал учение о почве как о самостоятельном прир.

Василий Васильевич Докучаев Создал учение о почве как о самостоятельном природном теле, открыл основные закономерности образования и распространения почв.

Почва Донского края В почвенно-сельскохозяйственном отношении территория Дон.

Почва Донского края В почвенно-сельскохозяйственном отношении территория Дона является одной из наиболее важных природно-экономических частей России. Всего в области насчитывается более 750 почв и их разновидностей. В пределах Ростовской области преобладают черноземы и каштановые почвы. Чернозѐмы (самые плодородные почвы) занимают большую половину территории- 64,2 %, почвы каштанового типа (малоурожайные) - 26,6 %. Кроме этих почв широко распространены: солонцы, луговые почвы, солончаки, солоди.

Заглянем в энциклопедию…

Заглянем в энциклопедию…

За 300 лет образуется около 1 см почвы.

За 300 лет образуется около 1 см почвы.

Слой почвы 18 см вода сможет смыть: В лесу – за 500000 лет; На лугу – за 3225.

Слой почвы 18 см вода сможет смыть: В лесу – за 500000 лет; На лугу – за 3225 лет; Где нет растений – за 15 лет

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Охрана почв

Подведем итоги Теперь я знаю… Теперь я могу… Мне было интересно… Мне было тру.

Подведем итоги Теперь я знаю… Теперь я могу… Мне было интересно… Мне было трудно…

Спасибо! МУЗЫКА и поле на заключение

Спасибо! МУЗЫКА и поле на заключение

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 212 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 989 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.12.2016 4971
  • ZIP 7.9 мбайт
  • 530 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Тыльченко Татьяна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

4. Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, умению высказывать своё мнение.

5. Воспитывать бережное отношение к почве.

Урок окружающего мира в 4 классе

Цели и задачи:

1. Познакомить обучающихся с разнообразными типами почв, повторить их свойства;

2. Развивать навыки исследовательской деятельности, коммуникативные навыки;

3. Воспитывать умение работать в группе;

4. Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, умению высказывать своё мнение.

5. Воспитывать бережное отношение к почве.

Эмоциональный настрой

Вслушайтесь в слова:

“Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается…”.

- Что такое земля? (выслушиваются высказывания учащихся, в ходе которых звучит слово "Почва")

-Кто догадался, над какой темой будем работать на уроке? Вы хорошо знаете, что многие тайны природы человек узнает, проводя исследования. Сегодня мы с вами – исследователи, которые будут изучать (что?) почвы. Все ли вы знает о почве? Тогда какие цели поставим перед собой? Что бы вы хотели узнать?

Что такое почва?

Из чего состоит почва?

Какие свойства имеет почва?

Какие бывают почвы?

Какие почвы в нашей области?

Что может разрушить почву?

Как защитить почву?

Чтобы начать исследование, давайте составим план (на доске)

План работы
1. Состав почвы.
2. Свойства почвы.
3. Виды почв.
4. Значение почв.
5. Охрана почв.

3. Лабораторно-практическая работа.

- Так, что же такое почва? Давайте внимательно рассмотрите верхний слой.

- Какого он цвета? Сделайте вывод. (Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой) слайд №2

- Теперь давайте вспомним, что входит в состав почвы и какими свойствами она обладает.

1. Инструктаж по технике безопасности при работе.

2. Проведение опытов (групповая работа по инструкционным картам). Заполнение таблицы учащимися.

Опыт № 1(группа 1).

Цель: определение состава почвы на наличие песка и глины.

1.Зачерпни мерную ложку почвы.

2. Брось её в стакан с водой.

3. Размешай палочкой.

4. Дай отстояться.

5. Наблюдай за осадком.

6. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ___________________________________________. На дно осел осадок. Это __________, поверх которого осела _______________. Значит, в почве есть

____________________________.

Опыт № 2(группа 2).

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.

1.Зачерпни мерную ложку почвы.

2. Брось её в стакан с водой.

3. Наблюдай, что происходит.

4. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.

Опыт № 3(группа 3).

Цель: определение наличия в почве воды.

1. Возьми фильтровальную бумагу.

2. Насыпь на нее немного почвы.

3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.

4. Стряхни почву обратно в стакан.

5. Что ты наблюдаешь?

6. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли фильтровальную бумагу, насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось _________________________________. Это ___________. Она появилась из почвы. Значит, в почве есть ________________.

Опыт № 4(группа 4)

Цель: определение состава почвы на наличие в ней остатков растений и мелких животных.

1. Возьми стакан с водой.

2. Добавь туда почвы.

3. Размешай стеклянной палочкой.

4. Подожди немного и посмотри на поверхность воды.

5. Что ты наблюдаешь?

6. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, всплыл мусор, остатки листьев, остатки живых организмов.

Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что _______________________________________________________. Значит, в почве есть ______________________________________________.

(В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки - это перегной или гумус)

Опыт № 5* (проводит учитель)

Цель: определение состава почвы на наличие минеральных солей.

1. Взять стакан с водой, в которой долго находилась почва.

2. Взять несколько капель воды из стакана.

3. Поместить эти капли в фарфоровое блюдце или на стекло.

4. Подержать блюдце (стекло) над огнем.

5. Что ты наблюдаешь?

Ответ. Вода быстро испарилась, на дне блюдца остались белые налеты. Это минеральные соли, которые необходимы для роста и развития растений. Они образуются под действием микробов, которые живут в почве. Значит, в почве есть соли, которые могут растворяться в воде.

Проверка заполненной части таблицы.

Остатки растений, мелких животных

Перегной (главная часть почвы)

Определение основных свойств почвы.

– Как вы думаете, что может гореть из составных частей почвы? – Запишите в таблицу это свойство.

Опыт № 6**.

Цель: определение свойств почвы.

1. Возьмите горшок с почвой.

2. Налейте туда немного воды.

3. Держите горшок над пустым стаканом.

4. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва_______________________________________________ воду.

- Рассмотрите еще раз верхний слой почвы. - Что увидели? (траву)

- Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва? (плодородие)

- Как Вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей)

- Отчего зависит плодородие почв? (Это зависит от количества перегноя)

Проверка заполненной таблицы.

Остатки растений, мелких животных

Перегной (главная часть почвы)

- Давайте сделаем вывод: из чего состоит почва? (заполняется схема на доске).

Физминутка

Игра “Хлопки”.

- А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы.

Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной.

(Дети не хлопают в ладоши, когда учитель называет стекло, бумагу, целлофановые пакеты)

4. Виды почв.

– Как вы думаете, все ли почвы одинаковы? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос. Перед вами образцы с почвами. Сравните их по цвету (работа в группах, запись результатов в таблицу)

Структура (наличие комочков, их размер)

Состав (наличие песка, глины)

Вопросы по исследованию:

Что можете сказать о цвете почвы?

От чего зависит цвет почвы?

Какой запах у почвы?

Одинакова ли структура почв?

Какой образец плодороднее?

Одинаковы ли по составу образцы почв? Где больше песка? В каком образце больше глины?

Какой вывод вы сделали?

- Раз почвы разные, то у них должно быть свое название. Какое название вы бы дали каждому образцу?

- А ученые как называют эти почвы? Обратимся за помощью к учебнику, стр.50.

- Попробуйте, зная описание почв, определить ее название.

- Как же в научной литературе называется почва № 1? (подзолистая). Как вы думаете, почему эту почву так назвали? (сероватый цвет, похожа на золу)

- Как же в научной литературе называется почва № 2 (чернозем)? Почему эту почву так назвали? (черный цвет)

- В каких же почвах перегноя больше, а в каких меньше? Какие почвы самые плодородные? (Особенно богаты перегноем черноземные почвы. Поэтому они имеют темный или даже черный цвет. Меньше перегноя в подзолистых почвах. Они сероватого цвета)

- Наука, изучающая почву – почвоведение, появилась около 100 лет назад благодаря русскому ученому В.В.Докучаеву. Докучаев В.В. создал первые почвенные карты России.

5. Охрана почвы

Задача. Ученые провели исследование и установили, что 1 см почвы образуется за 300 лет. Но для нормального развития растений нужен слой толщиной 20 см. Сколько лет потребуется для образования такого слоя почвы? (6 000 лет)

Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.

Ученые выяснили, что слой почвы толщиной 18 см вода может смыть:

в лесу – за 500 000 лет;

на лугу – за 3 225 лет;

где нет растений – за 15 лет.

Наша добрая кормилица нуждается в защите. Что же делают люди, чтобы почва сохранилась, чтобы была плодородной и давала большие урожаи.

Вновь обратимся за помощью к учебнику стр. 51-52.

Какие меры по охране почв вам стали известны (удобрять, высаживать лесные полосы, сохранять плодородный слой на период стройки)?

6. Итог урока

Завершая исследования сегодня на уроке, я попрошу вас заполнить протоколы юных исследователей

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке применяется технология исследования с целью формирования новых знаний о составе почвы.

Тема: Почва. Состав почвы.

На данном уроке применяется технология исследования с целью формирования новых знаний о составе почвы.

Средства ИКТ - для углубления и расширения знаний по данной теме.

Для самостоятельного изучения материала и развития коммуникативных качеств используется работа в группах.

Тип урока: исследование (опыты, работа в группах)

Цель: Создать условие для формирования представления о почве, её слоях, составе, основным свойством и охраной.

Дать элементарные знания о почве;

Познакомить с разнообразием почв;

Выяснить простейшие связи между почвой, растительностью, животными и горными породами.

Штатив, спиртовка, стекло, стаканы, воронка

Литература: популярная энциклопедия для детей "Все обо всем", "Кто такой? Что такое?" 2 том, "Детская энциклопедия"

Планируемые результаты:

Личностные:
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
-воспитание чувства любви к родной земле.
Регулятивные:
-Умение: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу ее выполнения;
-осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности.
Познавательные:

-Умение: извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической), в разных источниках (учебник, презентация);
отбирать и перерабатывать полученную информацию;
-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные:

- Умение: оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
-сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим процесс работы и свой результат; слушать мнения других;
-строить добрые, уважительные отношения между партнерами; давать адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм.

1.Начнем с добрых пожеланий друг другу. Дайте руку соседу.

Мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля.

2. Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний.

Помогите, помогите,

Что к чему мне разъясните!

Света много и тепла,

Поливаю как всегда,

Но растения погибают

От чего же я не знаю!

Давайте вспомним, что необходимо растениям для жизни.

Какие условия есть?

Почему погибают растения?

Для этого мы должны изучить состав почвы.

Сейчас мы превратимся в ученых-практиков, будем ставить опыты и делать выводы.

Ставятся общие цели и задачи урока. (Приложение № 1, слайд № 1)

Итак, нам предстоит узнать, из чего состоит почва, что в ней содержится, основное её назначение, может ли почва удивить нас.

3. Исследование.

Разбить класс на группы. Каждая группа проводит свой опыт, описывает свой опыт и делает вывод.

- С чего начнем наше исследование? Что такое почва, из чего состоит?

Опыт № 1. В стакан с землей бросить кусочек сухой земли. Что заметили? Пузырьки.

Вывод: в почве содержится воздух

Опыт № 2. Возьми бумажную салфетку, положи на нее немного почвы и сильно сожми. Стряхни почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно.)

Вывод: В почве содержится вода.

Опыт № 3. Прокаливание почвы. Почувствовали запах, появился дым.

- Нагреем немного почвы. Что вы видите? (Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах.) Почему это происходит? (Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.)

- Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод? (В составе почвы есть перегной - гумус.)

Вывод: Это доказывает, что в почве есть перегной (Остатки растений, сухих листьев, останки умерших мелких животных). В одних почвах его мало, в других много. Чем больше, тем почва темнее, богаче питательными веществами

Опыт № 4. Прокаленную почву опустить в стакан с водой. Отстоялась, разобрать слои: песок вверху, ниже глина.

Вывод: в почве есть песок и глина.

Опыт № 5. Сделать три воронки в стаканчики с землей, глиной, песком. Налить воды. Сравнить проходимость воды.

Вывод: почва пропускает воду хуже песка, но лучше глины.

Опыт 6 (Учитель) - Возьми несколько капель воды из стакана, где был комочек почвы, и помести их в пробирку. Нагревай пробирку над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет.)

Что это? Соли.

Сделайте вывод. (В почве есть сопи.)

Совершенно верно, это соли - питательные вещества, необходимые растениям.


- Давайте еще раз перечислим, что входит в состав почвы.

Откуда они появились в почве?

Вода – дождь, снег.

Песок и глина – остатки горных пород.

Перегной – растительные и животные остатки отмерших растений.

Откуда соли?

Для этого заглянем в почву. Кипит здесь работа. (учебник с. 70)

Какие живые существа обитают в ней?

Какую работу они выполняют?

Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её, делая более проницаемой для воды и воздуха. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Так эти животные обогащают почву перегноем. Поэтому дождевых червей надо охранять.

И пища им нужна особая. Какая?

А кто же после них остатки съедает? Микробы

Это единственные организмы, которые превращают перегной в соли.

А соли как попадают в растения? Растворяются в воде.

- Сделайте большой вывод: что такое почва, из чего состоит? (Приложение)

"Чудесная кладовая" - чтение рассказа учителем.

- Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в нее горстку зерна - получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину - вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовется она - земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зерна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

- Что называют волшебной кладовой? (Землю.)

- А почему? (Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горстей и т.д.)

- Что издавна делает земля-матушка? (Земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)

- Да, и не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей. Как можно назвать землю? (Землю можно назвать кормилицей.)

- Каково же основное свойство почвы? Плодородие. ( учебник с. 68 абзац 5, 6)

Почему называют плодородный слой земли? Плодородный – сложное слово, из каких слов состоит? Плод+ род.

В чем же заключается плодородие почвы? Наверно в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни

- Как вы думаете почва везде одинаковая?

- В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы.

- Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы? (От количества перегноя.)

- При каких условиях плодородие почвы будет более высоким? Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие. В плодородной почве лучше растут растения.

Самое большое количество перегноя содержится в черноземных почвах (показ образца в коробке). На них выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных растений. (Работа по карте) Черноземы - средняя полоса России: Тула, Курск, Воронеж, Самара, Челябинск, Омск. У вас на партах лежит тот состав почвы, который чаще всего встречается в нашей стране. На что похож по цвету состав почвы? На золу.

Это подзолистые почвы. В них перегноя не очень много. Именно такие почвы у нас на Урале. Есть почвы, в которых много глины. Дайте им название. Глинистые.

Почвы с преобладанием песка… Песчаные. (слайд)

Широко распространены и торфяные почвы, которые образуются на болотах. Они коричневого цвета. Хотя в них много остатков растений, перегноя в них меньше, чем в черноземах. На болотах много воды и растения перегнивают плохо. Для использования торфяных почв их осушают. (Показ на карте местонахождения торфяных почв: Сибирь, тундра)


Живые растения берут питание из почвы, тем самым уменьшая её плодородие, поэтому почва требует ухода. Сильно изношенные и истощенные почвы могут "заболеть", т.е. они могут утратить свою жизнедеятельность, перестанут плодоносить. Как же сохранить это важнейшее свойство почвы?

- Почва образуется в природе очень медленно. (слайд)

4. Закрепление. Кроссворд.


1.Верхний слой земли, в котором растут растения.

2.Одна из составных частей почвы.

3.Вещество, повышающее плодородие почвы.

4.Основное свойство почвы.

- Кого вам хотелось бы поблагодарить сегодня на уроке?

- Кто оценивает свою работу на "отлично"?

- Кому нужна по изучению данной темы помощь, в чьём лице?

Карточки для групп

Опыт №1. В стакан с землей бросить кусочек сухой земли. Что заметили? Сделайте вывод.

Опыт № 2. Возьми бумажную салфетку, положи на нее немного почвы и сильно сожми. Стряхни почву в лоток. Что осталось на салфетке? Сделайте вывод.

Опыт № 3. Прокаливание почвы. Взять пробирку. Положить в неё кусочек земли. Подержи пробирку над спиртовкой. Что заметили. Сделайте вывод.

Опыт № 4. Прокаленную почву опустить в стакан с водой. Размешать. Отстоялась. Что заметили. Сделайте вывод.

Опыт № 5. Положи в первую банку песок, во вторую – глину, в третью – почву. Налей воды. Сравни проходимость воды через песок, глину и почву. Сделайте вывод.

Опыт 6 Капельку поместим на стекло и подержим над огнем. Что произошло? Сделайте вывод.

Читайте также: