Размножение и индивидуальное развитие организмов конспект урока

Обновлено: 25.07.2024

1. Организационный момент. Приветствие и определение готовности к уроку.

2. Вводное слово учителя.

Тема “Размножение и индивидуальное развитие организмов” одна из наиболее важных тем курса общей биологии, так как изучаемые вопросы, с одной стороны, хотя и хорошо вам известны по предыдущим курсам, но раскрываются более подробно, с учетом современных научных достижений, кроме того, являются значимыми для каждого человека, поскольку касаются здоровья его самого и его потомков.

Совместное с учениками определение целей и задач урока.

Повторить, знать и уметь использовать знания:

- о размножении организмов, его формах, приводить примеры;

- о делении клетки, его способах и значении, что такое митоз и мейоз;

- об оплодотворении и индивидуальном развитии организмов, что такое онтогенез;

- о влиянии вредных факторов на развитие организма;

а также: важнейшие биологические открытия, их значение для науки и практики, что такое клонирование, каковы его научные, нравственные аспекты, возможности дальнейшего развития.

3. Повторение и обобщение по теме.

Беседа, индивидуальные задания у доски и по карточкам с использованием таблиц, коллекций, влажных препаратов.

Вопросы:

1) Что такое размножение, его значение для живой природы. Какие существуют формы и способы размножения, сравнить их, привести примеры из различных царств живой природы.

Деление клетки, его виды, значение (по таблице у доски).

  • как происходит митоз, его значение;
  • как происходит мейоз, его значение.

Или можно дать такое задание для работы в парах, в небольшой группе.[2]

Карточка № 1. Дать определение, что такое митоз. Каково его значение? Назвать фазы митоза по их описанию и определить их последовательность: - происходит образование хромосом__________; делится тело клетки_________ ; хромосомы расходятся к полюсам клетки__________; хромосомы выстраиваются по экватору клетки, кним прикрепляются нити веретена деления___________.

Карточка № 2. Дать определение, что такое мейоз. Какова его особенность и значение? Какое деление называется редукционным? Назвать фазы мейоза.

Карточка № 3. Сравните митоз и мейоз и заполните таблицу:

Митоз Мейоз
В каких клетках происходит

Подготовка к делению

Учитель: Мы вспомнили, что такое размножение, его значение для воспроизводства, роста и развития организмов, значение деления клетки для этих процессов, сейчас посмотрим видеофрагмент “Оплодотворение и развитие земноводных” (2 минуты).

Актуализиция вопросов: необходимо обратить внимание, как происходит оплодотворение, какие процессы осуществляются в дальнейшем, как происходит формирование и развитие бластулы, гаструлы, трехслойного зародыша.

Вопросы к беседе по итогам просмотра:

3) Что такое оплодотворение, его биологический смысл и механизм;

4) Как происходит индивидуальное развитие организмов – онтогенез, его этапы.

5) Осуществление зародышевого, эмбрионального развития (по итогам просмотра видеофрагмента и по таблице у доски).

6) Постэмбриональное развитие (беседа с использованием коллекций, влажного препарата).

Краткий анализ работы по вопросам 1-8.

Учитель: а сейчас все вместе постараемся сделать выводы и обобщить то, что мы повторили.

4. Выводы по итогам работы:

Размножение - это воспроизведение себе подобных организмов. Существует бесполое и половое размножение. При бесполом размножении организм несет наследственные задатки

(гены) одного родителя, при половом размножении – от 2 родителей, что обеспечивает комбинативную изменчивость и имеет значение для выживания особей в природе.

В основе роста и развития организмов лежит процесс деления клеток. Митоз – непрямое деление, в результате чего образуются клетки с таким же, как и у родительской клетки, набором хромосом (2n). При мейозе образуются половые клетки с гаплоидным набором хромосом (n). Оплодотворение – процесс слияния мужской и женской половых клеток, при этом восстанавливается диплоидный набор хромосом, образуется зигота. Она начинает делиться, формируется однослойный зародыш – бластула, а затем двухслойный зародыш - гаструла и трехслойный зародыш. Начинается закладка и образование органов и тканей.

У цветковых растений – двойное оплодотворение, когда один спермий сливается с яйцеклеткой, из которой развивается зародыш, а второй – с центральной диплоидной клеткой, из которой развивается эндосперм. Этот процесс был открыт русским ученым С.Г. Навашиным.

После рождения или выхода из яйцевых оболочек наступает период постэмбрионального развития. Постэмбриональное развитие может быть прямым и с превращением.

На индивидуальное развитие организмов оказывают вредное воздействие многие факторы: алкоголь, никотин, токсические и наркотические вещества. Они нарушают нормальное развитие, способствуют появлению различных аномалий, могут прервать развитие особи.

(Выводы и обобщение делаются учениками или при непосредственном участии детей).

Обобщив изученный материал, перейдем к контролю знаний и умений, выполним небольшую проверочную работу.

5. Проверочная работа.

1 вариант.

Задание № 1. Тест. Выберите правильный ответ.

1) Что такое размножение?

а - увеличение числа особей,

б - деление клеток,

в - воспроизведение себе подобных организмов,

г- образование новых видов.

2) Какое размножение характерно для растений?

а - половое и бесполое,

б - только половое,

в - только бесполое,

г - тлько делением клетки.

3) При мейозе образуются клетки с набором хромосом:

4) Двухслойный зародыш называется:

5) Из эктодермы образуются:

а - кожа,

б - кишечник,

в - скелет и мышцы,

г - все перечисленное.

6) Делением клетки не является:

Задание № 2.

Определить соответствие и вставить соответствующие числам названия стадий развития:

Непрямое развитие насекомых: 1- ________, 2-________, 3-_________, 4-_________.

Ответы: взрослая особь, куколка, яйцо, личинка, кокон, икринка.

Задание № 3.

Дайте краткое объяснение:

В чем преимущество полового или бесполого размножения?

2 вариант.

Задание № 1. Тест. Выберите правильный ответ.

1) Что такое оплодотворение?

а - слияние двух половых клеток,

б - слияние яйцеклетки и сперматозоида,

в - слияние организмов,

г - половой процесс.

2) Какое размножение характерно для животных?

а - половое и бесполое,

б - только половое,

в - только бесполое,

г - только делением клетки.

3) При митозе образуются клетки с набором хромосом:

4) Однослойный зародыш называется:

5) Из эндодермы образуются:

а - кожа,

б - кишечник,

в - скелет и мышцы,

г- все перечисленное.

6) Делением клетки не является:

Задание № 2.

Определить соответствие и вставить соответствующие числам названия стадий развития:

Непрямое развитие земоводных: 1- _______, 2-_______, 3-________, 4-_________.

Ответы: взрослая особь, куколка, икринка, яйцо, кокон, головастик.

Задание № 3.

Дайте краткое объяснение:

В чем проявляется вредное воздействие на развитие организма определенных факторов?

3 вариант.

Задание № 1. Тест. Выберите правильный ответ.

1) Что такое размножение?

а - увеличение числа особей,

б - деление клеток,

в- воспроизведение себе подобных организмов,

г- образование новых видов.

2) Формы размножения организмов:

а - половое и бесполое,

б - только половое,

в - только бесполое,

г - только делением клетки.

3) При амитозе образуются клетки с набором хромосом:

4) Двухслойный зародыш называется:

5) Из мезодермы образуются:

а - кожа,

б - нервная система,

в - скелет и мышцы,

г - все перечисленное.

6) Делением клетки не является:

Задание № 2.

Определить соответствие и вставить соответствующие числам названия:

Оплодотворение: 1- _________ х __________ 2-_________ 3 -_________.

Ответы: зигота, сперматозоид, бластула, яйцеклетка.

Задание № 3.

В чем преимущество полового или бесполого размножения?

Домашнее задание. Подготовить материал о практическом применении важнейших научных открытий в области биологии.

7. Клонирование организмов. Проблемы, связанные с клонированием.

Клонирование – это образование идентичных потомков (клонов) путем бесполого размножения, процесс изготовления генетически идентичных копий отдельной клетки и организма. Клон – совокупность клеток или организмов, генетически идентичных одной родоначальной клетке.

Основные этапы: 1943 год – успешное оплпдотворение яйцеклетки “в пробирке”, 1973 год – заявление одного из ученых о готовности произвести на свет первого “ребенка из пробирки”, на что последовали строгие запреты церкви, 1977 год - клонирование лягушек, 1978 год – рождение первого “ребенка из пробирки”, 1981 год – получение трех клонированных эмбрионов человека и их уничтожение под давлением общественности, 1987 год - клонирование человеческих зародышей (их развитие было приостановлено), 1997 год – человечество потрясено появлением шотландской овцы Долли в Великобритании; принят Законопроект в конгрессе США о запрещении клонирования человека. 2000 год – попытки государственного регулирования процессов клонирования.

Клонирование человека сейчас уже очень близко к реальности. Как вы уже слышали, было много попыток создать человека путем клонирования. Человеческий клон, считают некоторые, это идентичный близнец другого человека, отсроченный по времени. Он может быть обычным человеческим существом, выношенным и рожденным обычной женщиной, воспитанным в семье и т. д. Многие спрашивают, для чего клонировать человека? Возможно, им могли бы ответить бездетные семьи или те, кто потерял близкого человека. А, может быть, тот, кто нуждается в пересадке органа. Или государство хотело бы иметь определенных выдающихся личностей (вождей, политиков, артистов и др.). Но так ли все просто и возможно?

Каковы же доводы за и против клонирования? Беседа по обсуждению проблемы.

На данный момент вокруг отношения к экспериментам по клонированию человека существует несколько вопросов:

1. Имеем ли мы вообще право на клонирование человека?

2. Любые эксперименты состоят из ошибок и достижений, но в данном случае ошибкой будет появление на свет клона человека (сформировавшейся личности) с какими-либо отклонениями. Тогда возникает вопрос: “Что делать с “ним?”. Имеем ли мы право уничтожать такие последстия, т. е. уничтожить клон, ведь это будет равносильно убийству. Или существо должно продолжить мучения?

3. Обладает ли наука необходимой информацией для проведения таких экспериментов?

4. Можно ли спрогнозировать последствия таких экспериментов. Ведь в случае успеха такой прорыв в науке может иметь самые непредсказуемые последствия для человечества. Польский писатель-фантаст Станислав Лем в одной из книг пишет, как его герой обрел одного двойника, затем другого, и, наконец, каюта была набита людьми из разных дней, недель, лет… Но эти осложнения – лишь бледная тень тех грозных проблем, которые могут встать перед человечеством. Природой отработан сложнейший механизм подготовки половых клеток к выполнению их функции: дать начало новой жизни. Клонирование, т. е. воспризведение копии взрослого человека – это и есть попытка прорваться сквозь запреты природы, считают противники клонирования.

Учитель: давайте проанализируем, что такое клонирование, каковы доводы за и против клонирования. Беседа по обсуждению проблемы. Выводы: клонирование – это образование идентичных потомков (клонов) путем бесполого размножения.

Аргументом в пользу клонирования является появление возможности выращивания органов для пересадки их в организм, что может позволить победить массу болезней, возможность бездетных людей иметь собственных детей, помощь людям с тяжелыми генетическими болезнями.

Аргументы против клонирования: право одного человека на клонирование другого, возможность использования клонов в личных (корыстных) целях, опасность проведения экспериментов и их последствий, научная база для проведения таких экспериментов, прогноз последствия клонирования и др.

Профессор Борис Конюхов считает, что “нормы биотики, о которых так много спорят сейчас, нужны не только ученым. Те нравственные заповеди, которыми человечество пользуется веками, к сожалению, не предусмативают новых возможностей, которые вносит в жизнь наука. Поэтому людям и необходимо обсуждать и принимать новые законы общежития, учитывающие новые реальности”.

Специальной резолюцией Совета безопасности ООН введен мораторий на любые эксперименты по клонированию человека и зародышей старше двухнедельного срока развития.

Решением Генеральной Ассамблеи ООН вводится запрет на клонирование человека (Март 2005 года). Дополнительный протокол к Европейской конвенции о правах человека и биомедицине запрещает “любое вмешательство, имеющее целью создать существо, идентичное другому человеку, живому или мертвому”. Он подписан представителями многих стран. В России также действителен мораторий – пятилетний запрет на клонирование.

Урок сегодня хотелось бы закончить словами С. Острового:

Есть в природе знак святой и вещий, ярко обозначенный в веках,
Самая красивая из женщин – женщина с ребенком на руках,
Пусть ей солнце вечно рукоплещет, так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках.

Литература.

1. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват.учреждений. Д.К. Беляев, Н.Н.Воронцов и др. М.: Просвещение, 2004.

2. О.В.Саблина, Г.М. Дымшиц. Общая биология: Рабочая тетрадь. Пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2005.

3. Рожать нельзя клонировать. Вестник ВОГиС.-2002.-№19.

4. Г.С.Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Решетникова. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Биология. М.: Интеллект-Центр, 2004.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока для преподавателя. Здесь помещена технологическая карта и сценарий урока с подробным описанием хода и заданиями.

Материал подготовила Иванова О.В,

преподаватель ГБПОУ

Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний;

Вид занятия: смешанный;

Количество часов – 2 часа

Время занятия – 90 минут

Ключевые понятия: Митоз , мейоз, гаметогенез, оплодотворение онтогенез, эмбриогенез, постэмбриогенез, бластула, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма, органогез, эмбрион.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний о формах и способах размножения живых организмов, особенностях оплодотворения у растений и животных, процессе онтогенеза живых организмов, умение сотрудничать, добиться четкости и организованности в самостоятельной работе, дать каждому ученику возможность достичь успеха.

- рассмотреть особенности эмбриогенеза и постэмбриогенеза;
- определить спектр факторов, влияющих на ход нормального онтогенеза человека.

- развивать навыки самооценки, творческие способности учащихся;
- стимулировать мыслительную активность, логическое мышление.

- продолжить формирование здорового образа жизни;
- продолжить формирование работать в коллективе,

Материально – техническое обеспечение:

Методическая разработка для преподавателя,

Рабочая тетрадь для студентов;

интернет ресурсы- видео.

Методы урока: наглядные (презентация, видео), словесные ( беседа, рассказ), репродуктивный и критического мышления.

В результате изучения данной темы студент должен:

сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения,

этапы индивидуального развития

биологическую терминологию и символику;

объяснять единство живой и неживой природы,

родство живых организмов;

отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека;

Материалы данной методической разработки способствуют реализации общих и профессиональных компетенций.

Общие компетенции

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 11,ОК 12.

Технологическая карта занятия

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Методы обучения

Организационный

Добрый день. Прошу, садитесь.

Начинаем наш урок.

Сядем ровно, не сутулясь,

За осанкою следим.

И про жизнь поговорим.

Знают все без исключенья.

Мы сегодня на уроке

Знанья ваши закрепим,

Материал весь обобщим.

Слушай, смело отвечай

И пятёрку получай.

Определение целей занятия. Мотивация темы.

(На фоне музыки на экране демонстрируются фотографии человека от рождения до старости.)

ЖЖизнь каждого человека это своеобразный атом невообразимой, безмерной вечности. И, как атом, оно очень сложное, но и безмерно малое по сравнению с вечностью. Нередко говорят, что оно вроде искры, которая вылетела из костра, вспыхнула на короткое мгновение в темноте и сразу погасло….Такие сравнения - печальное осознание скоротечности человеческой жизни.
Но оно такое многогранное!
Жизнь каждого из нас существует не само по себе. Оно прочно вплетено в ткань общего бытия, подчинено законам природы - сложным и таинственным. Узнать их непросто, но очень интересно.

Обобщение и систематизация знаний

Состоит из нескольких этапов

тжой тубе митоз 1 декабря 2011 год. Мейоз 14 декабря 2011 год.

Развитие организма (Онтогенез). Научфильм СССР 1987 год. | VK

(к термину из первого столбца подобрать определение из второго столбца)

Распределите признаки, относящиеся к разным формам размножения в две колонки

Выберите утверждения, касающиеся митоза и мейоза

Определить, из какого зародышевого листка образуются органы

Прозвенит сейчас звонок и окончится урок.

Поработали на славу вы сегодня все, друзья.

Может чуточку устали, но ведь знанья показали.

Это радует меня.

И осталось мне одно — оценить вас хорошо.

Рефлексия (приложение3)

Мне показалось интересным ____________________________________________________

Что надо изменить__________________________________________________________

Домашнее задание

Подготовиться к зачёту в форме теста.

Приветствие, проверка готовности класса к началу работы.

) Раскрывает цель и задачи урока, знакомит с планом урока, заданиями для зачетной работы и критериями оценивания работ.

Объясняет правильность выполнения задания, демонстрирует слайды презентации

Объясняет правильность заполнения листа самооценки

Выставляет полученные оценки в журнал

Объясняет, как нужно выполнить задание

Даёт рекомендации для подготовки к зачёту выполнению внеаудиторной работы

Приветствуют преподавателя, готовность к уроку.

ЗаЗаполнение листа самооценки в ходе выполнения различных заданий.

Отвечают самостоятельно на задания

Подсчитывают баллы за ответы каждого задания, вносят в лист самооценки

Выполняют задание у себя в тетради.

Записывают домашнее задание.

Предполагаемый ответ: Размножение составляет одну из важнейших характеристик сущности жизни. Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению или самовоспроизводству.

Терминологическая перекличка

За каждый правильный ответ получает один балл, в случае ошибки при ответе появляется возможность заработать баллы у команды соперников.
Назовите свойства живых организмов (питание, рост, развитие, движение,размножение и тд)

Что за процесс – размножение (воспроизведение себе подобных)

Какие вы знаете способы размножения организмов?
(Половое и бесполое. Бесполое размножение осуществляется при участии лишь одной родительской особи и происходит без образования гамет. Дочернее поколение у одних видов возникает из одной или группы клеток материнского организма, у других видов – в специализированных органах. Половое размножение отличается тем, что формируются гаметы- специализированные половые клетки)
4. Перечислите формы бесполого размножения (амитоз, вегетативное размножение, почкование, спорообразование).
8. Каково преимущество бесполого размножения? 1. (Оно надежно т.к. любая особь вида способна оставить потомство.) 2. (Потомство будет многочисленным т.к. его оставляет каждая особь.)
9. Каковы недостатки бесполого размножения? (Пониженная изменчивость, и нет возможности унаследовать полезные качества других особей)
10. Отличительная черта полового размножения от бесполого (Формирование гамет)
11.Каковы преимущества полового размножения? (Все потомки индивидуальны, у них появляются новые неповторимые сочетания признаков)
12. Каковы недостатки полового размножения? (Есть риск остаться без потомства, Т.К. для оплодотворения необходима если не особи противоположного пола, то хотя бы их гаметы)

Явление, при котором яйцеклетки и сперматозоиды формируются в теле одного организма(гермафродитизм)

Процесс развития половых клеток (гаметогенез)

Процесс слияния сперматозоида и яйцеклетки, сопровождающийся объединением их генетического материала (оплодотворение)

Виды, у которых есть и мужские, и женские особи (раздельнополые)

Что лежит в основе бесполого размножения? (митоз)

Как называется деление половых клеток? (мейоз)

Просмотр видео тжой тубе митоз 1 декабря 2011 год.

Мейоз 14 декабря 2011 год.

Каждый живой организм обладает индивидуальным развитием.

Развитие организма (Онтогенез). Научфильм СССР 1987 год. | VK

В детстве сказку про лягушку,

Что царевной стала вдруг,

вы читали и не знали,

что подобное в природе

происходит там и тут.

И такие превращенья

В цирке только и в кино

Но в природе происходит то давно.

Вот прекрасное созданье

На цветок пархнуло вмиг.

Бабочек то очертанья

Красотой пленили лик.

И кто б мог подумать

гусеницей был их вид.

Вот таких загадок много

нам природа припасла.

Удивляет нас она.

И ещё загадок много

Разгадать придёт пора.

О каком типе постэмбрионального развития идёт речь?( развитие с метаморфозами)

Постэмбриональное развитие организма состоит из трех периодов:

1) Дорепродуктивный – рост организма, развитие и половое созревание.

2) Репродуктивный – активное функционирование взрослого организма, размножение.

3) Пострепродуктивный – старение, постепенное угасание процессов жизнедеятельности.

Постэмбриональное развитие животных бывает двух типов – прямое и непрямое.

(к термину из первого столбца подобрать определение из второго столбца)

5. Половое размножение

7. Двойное оплодотворение

1.Однослойный шарообразный зародыш с полостью внутри

2.Процесс слияния женских и мужских гамет

3.Способ размножения, в котором участвуют гаметы.

4.Непрямое постэмбриональное развитие организмов.

5.Форма размножения, присущая покрытосеменным растениям

6.Наружный зародышевый листок.

7.Форма размножения, при которой происходит обмен генетическим материалом.

8.Развитие организма из неоплодотворенной яйцеклетки.

9.Индивидуальное развитие организма.

10.Процесс образования половых клеток.

Ответы: 1-4, 2 – 8, 3 – 7, 4 - 10, 5 – 3, 6 – 9, 7 – 5, 8 – 6, 9 – 1, 10 – 2 СЛАЙД

1) Анафаза 2) Конъюгация 3) Овогенез 4) Дробление 5) Лягушка

Интерфаза Кроссинговер Онтогенез Зигота Комар

Телофаза Метафаза Эмбриогенез Бластула Собака

Профаза Хромосома Гаструла Мейоз Бабочка

ОТВЕТЫ: 1. Интерфаза 2. Метафаза 3. Овогенез 4. Мейоз 5. Собака

3.Распределите признаки, относящиеся к разным формам размножения в две колонки:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ автор.doc.docx

Автор: Лясота Светлана Ивановна

Должность: Учитель биологии

Категория: Вторая квалификационная категория

Казахстан, Северо-Казахстанская область

Выбранный для просмотра документ Приложение1.docx

Соотнести понятия:

(к термину из первого столбца подобрать определение из второго столбца)

Определение термина

10. Половое размножение

12. Двойное оплодотворение

1.Однослойный шарообразный зародыш с полостью внутри.

2.Форма размножения, при которой образуются споры.

3.Процесс слияния женских и мужских гамет.

4.Процесс образования яйцеклеток.

5.Способ размножения, в котором участвуют гаметы.

6.Непрямое постэмбриональное развитие организмов.

7.Форма размножения, присущая покрытосеменным растениям.

8.Форма размножения, при которой взрослый организм делится на отдельные фрагменты.

9.Наружный зародышевый листок.

10.Форма размножения, при которой происходит обмен генетическим материалом.

11.Биологический способ поддержания своего вида.

12.Форма полового размножения, когда в одном организме созревают разные половые гаметы.

13.Развитие организма из неоплодотворенной яйцеклетки.

14.Индивидуальное развитие организма.

15.Процесс образования половых клеток.

Выбранный для просмотра документ Приложение2.docx

Укажите способ размножения и его форму у данных живых организмов:

Живой организм

Способ размножения

Форма размножения

1. эвглена зеленая

2. собака домашняя

4. малина обыкновенная

5. туберкулезная палочка

10. морская черепаха

11. малярийный плазмодий

12. папоротник щитовник

13. тигровая акула

15. дождевой червь

Выбранный для просмотра документ Приложение3.docx

1.Какой набор хромосом несут сперматозоиды:

А)1п; В)2п; С)3п; Д)4п; Е)5п.

2.Какой набор хромосом имеет зигота:

А)1п; В)2п; С)3п; Д)4п; Е)5п.

3.Какой набор хромосом имеют соматические клетки тела:

А)1п; В)2п; С)3п; Д)4п; Е)5п.

4.Какой набор хромосом имеет эндосперм зародыша семени:

А)1п; В)2п; С)3п; Д)4п; Е)5п.

5.Какой набор хромосом имеет яйцеклетка млекопитающего:

А)1п; В)2п; С)3п; Д)4п; Е)5п.

6.В какой зоне гаметогенеза происходит митотическое деление клеток:

А)Зона размножения; В)Зона формирования; С)Зона роста;

Д)Зона созревания; Е)Зона образования.

7.В какой зоне гаметогенеза происходит мейотическое деление клеток:

А)Зона размножения; В)Зона формирования; С)Зона роста;

Д)Зона созревания; Е)Зона образования.

8.Какой из процессов размножения возник раньше всех в процессе эволюции:

А)Вегетативный; В)Бинарное деление; С)Почкование; Д)Половой; Е)Черенкование.

9.Что образуется в результате овогенеза:

А)Гаметы; В)Яйцеклетка; С)Сперматозоид; Д)Зигота; Е)Соматические клетки.

10.Какой из процессов размножения возник позже всех в процессе эволюции:

А)Вегетативный; В)Бесполый; С)Почкование; Д)Половой; Е)Бинарное деление.

11.Что образуется в результате гаметогенеза:

А)Яйцеклетка; В)Сперматозоид; С)Зигота;

Д)Соматические клетки; Е)Половые клетки.

12.Какая часть сперматозоида и яйцеклетки является носителем генетической информации:

А)Рибосомы; В)Центриоли; С)Митохондрии; Д)Ядро; Е)Лизосомы.

13.Сколько спермиев содержит в себе пыльцевое зерно:

14.Что развивается из оплодотворенной центральной клетки зародышевого мешка завязи:

А)Зародыш; В)Бластула; С)Спермий; Д)Эндосперм; Е)Семенная кожура.

15.Половой способ размножения спирогиры:

А)Гермафродитизм; В)Слияние гамет; С)Самооплодотворение;

Выбранный для просмотра документ Приложение4.docx

Определить способ постэмбрионального развития организмов

(прямое развитие или развитие с превращением- метаморфоз)

Выбранный для просмотра документ Приложение5.docx

Определить из какого зародышевого листка образуются органы

(эктодерма, энтодерма, мезодерма)

Выбранный для просмотра документ разработка урока.docx

Тема урока: Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Предмет: биология

Класс: 9 класс

Тип урока : урок-зачет

Ключевые слова: биология, урок, нетрадиционный, контроль знаний, размножение, онтогенез, метаморфоз

Цель урока: обобщение и закрепление знаний о формах и способах размножения живых организмов, особенностях оплодотворения у растений и животных, процессе онтогенеза живых организмов.

Задачи урока:

1.Провести контроль знаний по изученному материалу, активизировать развитие логического мышления путем использования активных методов контроля; дифференцированный подход к обучению.

2.Сформировать умения и навыки работы с терминами, карточками, тестовыми заданиями, развивать интерес к предмету.

3.Прививать четкость и организованность в самостоятельной работе, дать каждому ученику возможность достичь успеха.

Оборудование урока: таблицы по ботанике и зоологии с изображением мхов, папоротников, грибов, покрытосеменных растений, простейших животных, кольчатых червей, членистоногих, хордовых животных, тестовые задания, карточки с заданиями, интерактивная доска.

Методы урока: наглядные, информационно-развивающие, поисково-практические.

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, раскрывает цель и задачи урока, знакомит учащихся с заданиями зачетной работы и критериями оценивания работ.

1.Учитель может оценить каждую работу отдельно для большей накопляемости оценок за урок или можно за каждый вид работы поставить оценку и вывести одну общую, или можно поставить за каждую выполненную работу по одному баллу.

2.Выполненные задания учитель может проверить сам после урока или в конце урока, ученики обмениваются работами и проверяют самостоятельно по предложенным ключам учителя.

2. Зачетная работа:

1.Соотнести понятия:

(к термину из первого столбца подобрать определение из второго столбца)

Определение термина

10. Половое размножение

12. Двойное оплодотворение

1.Однослойный шарообразный зародыш с полостью внутри.

2.Форма размножения, при которой образуются споры.

3.Процесс слияния женских и мужских гамет.

4.Процесс образования яйцеклеток.

5.Способ размножения, в котором участвуют гаметы.

6.Непрямое постэмбриональное развитие организмов.

7.Форма размножения, присущая покрытосеменным растениям.

8.Форма размножения, при которой взрослый организм делится на отдельные фрагменты.

9.Наружный зародышевый листок.

10.Форма размножения, при которой происходит обмен генетическим материалом.

11.Биологический способ поддержания своего вида.

12.Форма полового размножения, когда в одном организме созревают разные половые гаметы.

13.Развитие организма из неоплодотворенной яйцеклетки.

14.Индивидуальное развитие организма.

15.Процесс образования половых клеток.

2.Укажите способ размножения и его форму у данных живых организмов:

Живой организм

Способ размножения

Форма размножения

1. эвглена зеленая

2. собака домашняя

4. малина обыкновенная

5. туберкулезная палочка

10. морская черепаха

11. малярийный плазмодий

12. папоротник щитовник

13. тигровая акула

15. дождевой червь

Внутреннее слияние гамет

Наружное слияние гамет

Внутреннее слияние гамет

Внутреннее слияние гамет

1.Какой набор хромосом несут сперматозоиды:

А)1п; В)2п; С)3п; Д)4п; Е)5п.

2.Какой набор хромосом имеет зигота:

А)1п; В)2п; С)3п; Д)4п; Е)5п.

3.Какой набор хромосом имеют соматические клетки тела:

А)1п; В)2п; С)3п; Д)4п; Е)5п.

4.Какой набор хромосом имеет эндосперм зародыша семени:

А)1п; В)2п; С)3п; Д)4п; Е)5п.

5.Какой набор хромосом имеет яйцеклетка млекопитающего:

А)1п; В)2п; С)3п; Д)4п; Е)5п.

6.В какой зоне гаметогенеза происходит митотическое деление клеток:

А)Зона размножения; В)Зона формирования; С)Зона роста;

Д)Зона созревания; Е)Зона образования.

7.В какой зоне гаметогенеза происходит мейотическое деление клеток:

А)Зона размножения; В)Зона формирования; С)Зона роста;

Д)Зона созревания; Е)Зона образования.

8.Какой из процессов размножения возник раньше всех в процессе эволюции:

А)Вегетативный; В)Бинарное деление; С)Почкование; Д)Половой; Е)Черенкование.

9.Что образуется в результате овогенеза:

А)Гаметы; В)Яйцеклетка; С)Сперматозоид; Д)Зигота; Е)Соматические клетки.

10.Какой из процессов размножения возник позже всех в процессе эволюции:

А)Вегетативный; В)Бесполый; С)Почкование; Д)Половой; Е)Бинарное деление.

11.Что образуется в результате гаметогенеза:

А)Яйцеклетка; В)Сперматозоид; С)Зигота;

Д)Соматические клетки; Е)Половые клетки.

12.Какая часть сперматозоида и яйцеклетки является носителем генетической информации:

А)Рибосомы; В)Центриоли; С)Митохондрии; Д)Ядро; Е)Лизосомы.

13.Сколько спермиев содержит в себе пыльцевое зерно:

14.Что развивается из оплодотворенной центральной клетки, зародышевого мешка завязи:

А)Зародыш; В)Бластула; С)Спермий; Д)Эндосперм; Е)Семенная кожура.

15.Половой способ размножения спирогиры:

А)Гермафродитизм; В)Слияние гамет; С)Самооплодотворение;

Ответы на тестовую работу:

4.Определить, способ постэмбрионального развития организмов

(прямое развитие или развитие с превращением- метаморфоз)

1.Паук-крестовик- Прямое развитие

2.Жаба болотная- Метаморфоз

3.Бабочка-капустница- Метаморфоз

4.Речной рак- Прямое развитие

5.Человек разумный- Прямое развитие

6.Азиатская саранча- Прямое развитие

7.Майский жук- Метаморфоз

8.Муха обыкновенная- Метаморфоз

9.Черный ворон- Прямое развитие

10.Пчела медоносная- Метаморфоз

11.Таракан рыжий- Прямое развитие

12.Тритон обыкновенный- Метаморфоз

13.Чесоточный зудень- Прямое развитие

14.Болотная черепаха- Прямое развитие

15.Зеленая лягушка- Метаморфоз

5.Определить, из какого зародышевого листка образуются органы

(эктодерма, энтодерма, мезодерма)

1.кишечник- Энтодерма

2.ногти- Эктодерма

3.легкие- Энтодерма

4.сердце- Мезодерма

5.семенники- Мезодерма

6.поджелудочная железа- Энтодерма

7.кожа- Эктодерма

8.хорда- Мезодерма

9.скелетные мышцы- Мезодерма

10.желудок- Энтодерма

11.нервы- Эктодерма

12.головной мозг- Эктодерма

13.почки- Мезодерма

14.мочевой пузырь- Мезодерма

15.печень- Энтодерма

3.Проверка выполненных работ.

Фамилия, имя

1.Соотнести понятия

и форма размножения

3.Тестовая работа

4.Способ постэмбрионального развития

5.Зародышевые листки

После заполнения таблиц , учитель показывает критерии оценивания работ, учащиеся выставляют оценки.

(все 5 заданий несут по 15 вопросов для облегчения оценивания выполненных работ)

4. Рефлексия урока.

Дорогие ребята, закончить наш урок я хотела бы словами А.Дистервега:

Ребята, каково ваше мнение…(высказывания учащихся)

5. Домашнее задание:

Выбранный для просмотра документ ‚ ¦­®!.txt

Данный материал был скачан с сайта www . metod - kopilka . ru

. Орфография и форматирование автора материала.

Образовательно-информационный ресурс для учителей информатики,

учащихся и всех-всех, кто интересуется ИТ:

Организационные, методические и нормативные документы,

лабораторно-практические работы (комплекс занятий по MS Word, MS Excel,

MS Access, MS PowerPaint, Paint, Move Maker и др. прикладным программам),

лекции,конспекты, дидактический материал, занимательная информатика,

экзамен, проектная деятельность, презентации.

Все в свободном доступе! Без регистрации!

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 072 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Раздел ЕГЭ: 3.3. Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов

Онтогенез (индивидуальное развитие) включает весь период жизни особи от зиготы до смерти. Различают два периода: эмбриональный и постэмбриональный.

Онтогенез

Эмбриональный период

Эмбриональный период (зародышевое развитие) — период онтогенеза от образования зиготы в процессе оплодотворения до рождения или выхода из яйцевых оболочек.

Этапы эмбрионального периода

В процессе дробления зигота многократно делится, при этом размеры дочерних клеток-бластомеров становятся всё меньше, так как после деления они не растут. В результате дробления образуется однослойный многоклеточный зародыш — бластула. Он напоминает полый шар с эпителиальной стенкой (бластодермой) и центральной полостью (бластоцелью, или первичной полостью тела), которая заполнена жидкостью.

После дробления наступает процесс гаструляции, который характеризуется перемещением части клеточного материала с поверхности внутрь, на места будущих органов. В результате образуется гаструла. Гаструла — чашевидный зародыш, состоящий из двух слоёв (зародышевые листки): наружный (эктодерма) и внутренний (энтодерма). На этой стадии заканчивается развитие низших животных. Нейрула — стадия закладывания внутренних органов (полости первичной кишки, нервной пластинки, хорды в случае хордовых животных). На этом этапе происходит образование третьего зародышевого листка — мезодермы, которая формируется в виде карманов — целом (вторичная полость тела).

Органогенез — дифференцировка клеток каждого зародышевого листка. В процессе органогенеза образуются ткани и органы.

Из эктодермы формируются нервная система, органы чувств, эпителий кожи с его железами и производными структурами (волосы, перья, когти и др.), эмаль зубов. Производными мезодермы являются все виды соединительной и мышечная ткани, кровеносная, выделительная и половая системы. Из энтодермы образуются эпителий средней кишки и его придаточные железы (печень, поджелудочная железа), жабры и их производные — лёгкие, плавательный пузырь и др., а также щитовидная железа.


Органогенез у хордовых связан возникновением комплекса осевых органов: нервной трубки, хорды и кишечника — и дальнейшей их дифференцировкой.

Постэмбриональный период

Постэмбриональный период развития начинается рождением или выходом из яйцевых оболочек и заканчивается смертью организма.

Постэмбриональное развитие начинается с выхода новой особи из яйцевых оболочек или (при живорождении) из организма матери. Оно подразделяется на три периода — ювенильный, пубертатный и период старения.

Этапы постэмбрионального периода

1) Ювенильный, продолжается до окончания полового созревания. Развитие организма в этот период может протекать по двум различным путям. Прямое развитие происходит, если из яйца или из организма матери выходит особь, похожая на взрослую, но меньшая по размерам и с несформированной половой системой. Другой тип развития называется непрямым и проходит с метаморфозом. Ювенильный период практически всегда сопровождается ростом организма. С одной стороны, процесс роста запрограммирован генетически, а с другой — зависит от условий существования. У человека рост контролируется целым рядом гормонов, выделяемых гипоталамусом, гипофизом, щитовидной и половыми железами.

2) Пубертатный (т. е. период зрелости). У большинства позвоночных животных он занимает, как правило, большую часть жизни.

3) Старение — это общебиологическая закономерность, свойственная живым организмам. В определенном для каждого вида возрасте в организме начинаются изменения, снижающие возможности этого организма к приспособлению к изменяющимся условиям существования.

Смерть — это прекращение жизнедеятельности организма. Однако смерть необходима для эволюционного процесса. Без смерти не происходила бы смена поколений — одна из основных движущих сил эволюции.

Типы постэмбрионального развития

  • Прямое: появившийся на свет организм имеет все основные органы, свойственные взрослому, и в дальнейшем происходит только его рост и половое созревание (рептилии, птицы, млекопитающие).
  • Непрямое: эмбриональное развитие приводит к образованию личинки, отличающейся по ряду анатомических и морфологических признаков от взрослой особи (имаго у насекомых), часто ведёт иной образ жизни (лягушки, некоторые насекомые, черви).



  • Ограниченный (закрытый): происходит в определённые периоды онтогенеза, в основном до полового созревания (насекомые, птицы, млекопитающие).
  • Неограниченный (открытый): продолжается в течение всего онтогенеза, вплоть до смерти (моллюски, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся).

типы роста

Читайте также: