Различение б п в ф 3 класс 8 вид конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Конспект логопедического занятия 3 класс :

Дифференциация звуков [б] – [п] в слогах, словах, предложениях.

Цель: формирование умения различать близкие по акустико-артикуляционным признакам звонкие и глухие согласные звуки [б] – [п].

• формировать дифференцированное произношение звуков [б] – [п].

• развивать фонематическое восприятие, слухо-речевую память, зрительное восприятие;

• умение соотносить звуки [б] – [п] с соответствующими буквами

• уточнять словарный запас

• учить пониманию определений : согласный звук, глухой / звонкий звук;

• развивать умение работать в группе;

• формирование положительной учебной мотивации

Оборудование: карточки со словами, артикуляционные профили звуков [б] – [п], карточки для работы по клеточкам, иллюстрации.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент: приветствие, организация рабочего места, положительный настрой на занятие.

Здравствуй, посмотри все ли готово к занятию. Садись.

2. Уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков П-Б.

Сегодня я буду говорить слова, скажи какой слышишь первый звук?

Балет, бык, бег, белка, банка, банан

Дети: звук [б]

пакет, пыль, птица, план, питон, плот.

Дети: звук [п]

Итак, сегодня на уроке мы будем учиться различать звуки [б] – [п]

Произнесите звуки Б и П. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Губами. Губы смыкаются)

• Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произнесении звука Б. Б-Б-Б. (Дрожит). С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).

• А теперь произнесите звук П и послушайте, дрожит ли горло при его произнесении. (Не дрожит). Вывод: что Б звонкий, а П глухой.

3. Дифференциация звуков П и Б в слогах, словах

а) Закончи стихотворения, вставляя слова с буквами П и Б.

Уж давно забылись лютые морозы,

распустили почки белые (берёзы).

Составить схему слова

Мы посеем зёрна,

на широком поле

спелая (пшеница).

Составить схему слова

тум- ___ вер- ___

лам- ___ тор- ___

4. Формирование пространственных представлений

Начертить на листочках, начиная от точки:

Что у нас с вами получилось? Какой изучаемый звук есть в этом слове?

Раз – поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою – три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть

6. Придумать предложения по картинкам

Мальчик бросает палку.

Собака лежит около будки.

Рыба плавает в пруду.

Полина поливает цветы.

Составить схему предложений. Подчеркнуть слова, в которых встречаются буквы п и б.

7. Послушайте и исправьте ошибки в предложениях.

1. Паутина плетёт паука.

2. Ботинки купили брата.

3. Под лампой потолок.

4. На почках появилась береза.

5. Блины испекли бабушку.

8. Дифференциация звуков П-Б в письме.

Спишите, вставляя пропущенные слоги.

Ка…ачки, ка…уста, ру…ашка, са…оги, …ара…ан, …одушка, …уханка.

9. Итог занятия и оценка работы детей.

Дайте характеристику звукам П, Б, чем отличаются эти звуки?

Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за занятие.

тум- ___ вер- ___

лам- ___ тор- ___

Задание 2. Начертить на листочках, начиная от точки

Задание 3. Спишите, вставляя пропущенные слоги.

Ка…ачки, ка…уста, ру…ашка, са…оги, …ара…ан, …одушка, …уханка.

Загрузить презентацию (688 кБ)

Загрузить презентацию (448 кБ)

Загрузить презентацию (880 кБ)

Тема: Дифференциация согласных звуков и букв Б – П на слух и на письме.

Цели и задачи: закрепление и совершенствование навыков дифференциации согласных Б – П в устной и письменной речи; совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, способности к переключению, памяти, контрольных действий, развитие связной речи; уточнение и активизация словаря; отработка умения формулировать задание; развитие речемыслительной деятельности детей, произвольности в общении.

Оборудование: компьютер, карточки с текстом, тетради, ручки.

I. Организационный момент.

1. Разминка.

2. Повтори за мной: “Питон пообедает потом; рыбы в проруби – пруд пруди”.

3. Определение темы занятия. Прочитай слова по первым звукам названий картинок. (Бочка – почка .) Назови первые звуки полученных слов. Что это за звуки? Хар – ка звуков (согласные, парные, звонкий и глухой).

II. Основная часть

1. Дифференциация звуков Б – П на слух в словах: балка, палка, забор, лопата, поплавок, бабушка, победа, букашка, потоп, глобус, беспокойный.

2. Составить слова из слогов: боч, ка, ба; па, ба, лу; гай, по, пу; каш, бу, ка; ба , ка, со; на, жи, пру; бан, ба, ра; са, по, ло; ла, ко, об.

3. Подобрать слова к схемам: бабочка, палуба, облака; букашка, пружина, собака; попугай, барабан, полоса.

4. Вставить пропущенные буквы: _очка, _улка, ка _уста, ра_ота, _а_ушка, _одушка, _ара_ан, _о_еда, _о_лавок.

Физкультминутка.

5. Составить словосочетания: зубная паста, спелые яблоки, полевой букет, пустой пузырек, забавная песенка.

7. Запиши словосочетания в тетрадь. Итог занятия. Чему мы учились на занятии? Какие задания были интересны? Что показалось трудным? Оценка работы учащихся.

Конспект логопедического занятия с учащимися 3-го класса.

Тема: Дифференциация согласных звуков и букв В – Ф на слух и на письме.

Цели и задачи: закрепление и совершенствование навыков дифференциации согласных В – Ф в устной и письменной речи; совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, способности к переключению, памяти, контрольных действий, развитие связной речи; уточнение и активизация словаря; отработка умения формулировать задание; развитие речемыслительной деятельности детей, произвольности в общении.

Оборудование: компьютер, карточки с текстом, тетради, ручки,

I. Организационный момент.

1. Разминка.

2. Повтори за мной: “ Рукава великану великоваты; на рифах – фрегат; у водопада водопой”.

3. Определение темы занятия. (Загадки: Днем спит, ночью летает, мышей пугает. (Филин.) В тихую погоду нет нас нигде. Ветер подует – бежим по воде. (Волны.) Назови первые звуки слов. Что это за звуки? Хар – ка звуков (согласные, парные, звонкий и глухой).

II. Основная часть

1. Дифференциация звуков В – Ф на слух в словах: фокус, ворота, конверт, салфетка, фуфайка, февраль, вафли, фарфор, фиолетовый, вывих, светофор.

2. Ответить на вопросы полным предложением, назвать слова с заданным звуком: Где изготавливают конфеты? Куда наливают воду туристы? Чем покрыты дороги в городе? Что открывают для проветривания комнаты? Как называется помещение для овец?

3. Составить слова из слогов: кон, фла; фор, све, то; ле, те, фон; фор, фар; ли, туф; фе, ты, кон; ка, ри, фаб; ква, ты; ле, те, фон.

Вафельный кафтан; деревянные торт; фарфоровая форель; вкусная вазочка; дырявый свитер; фиолетовый ворота.

5. Прочитать предложения, вставить пропущенные буквы. _ комнату через _ орточку _летел _оробей. _ера _яжет _ иолето_ ый шарф. _ едя услышал с _ист и_ олги. И_ан и _асилий _идели в зоопарке _илина, _ азана и жира_ а.

6. Составить предложения из данных слов.

Форточка, Вера, закрывать; ночью, филин, видеть, хорошо; ворота, у, вратарь, стоять; Фаина, фиалки, подарить, Вера Федоровна; Вера Федоровна, в, поставить, фиалки, ваза; Варя, фиолетовые, найти, васильки.

7. Записать предложения под диктовку.

Подведение итогов занятия:

  1. Чему мы учились на занятии?
  2. Какие задания были интересны?
  3. Что показалось трудным?
  4. Оценка работы учащихся.

Конспект логопедического занятия с учащимися 4 класса.

Тема: Дифференциация согласных звуков и букв Д – Т на слух и на письме.

Цели и задачи: закрепление и совершенствование навыков дифференциации согласных Д – Т в устной и письменной речи; совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, способности к переключению, памяти, контрольных действий, развитие связной речи; уточнение и активизация словаря; отработка умения формулировать задание; развитие речемыслительной деятельности детей, произвольности в общении.

Оборудование: компьютер, карточки с текстом, тетради, ручки,

I. Организационный момент.

1. Разминка.

2. Повтори за мной: “ Компьютерному пирату в интернете не рады; никто Тане не ткет ткани; не беда, когда бедный, беда, когда вредный”.

3. Определение темы занятия. Загадки:

Дядя Хлыст и тетя Нить простачков пошли ловить.

Одурачить простачков пригласили червячков. (Удочка.)

Пестрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (Уточка.) Чем различаются эти слова? Какими звуками?

II. Основная часть

1. Дифференциация звуков Д – Т на слух в словах: дыня, тарелка, победа, трудно, радуга, дата, метла, дракон, твердый, командир, дотронулся, тетрадь.

2. Ответить на вопросы полным предложением, назвать слова с заданным звуком: Какая погода бывает зимой? Последний месяц года? Какое вещество находится в градуснике? Какая птица долбит в лесу деревья? Как называется третий день недели? Как называется первый месяц весны?

3. Прочитать предложения, ответить на вопросы:

Перед домом сад. Что позади? Саша зашел за другом. Кто был дома?

За Мишей бежит Юра. Кто догоняет? За домом огород. Что впереди?

Над лесом взошла луна. Что внизу? Дуб выше березы. Что ниже?

4. Прочитать предложения. Отметить верное высказывание.

Дерево растет перед домом. Дом растет перед улицей.

Котлету съела девочка. Котлета съела девочку.

Газета читает девочку. Газету читает девочка.

Девочке нужна конфетка. Конфетке нужна девочка.

По волку бродит лес. По лесу бродит волк.

К уроку готовится ученик. К ученику готовится урок.

Солнце поднялось под лесом. В дождь нужно ходить над зонтиком. Тапочки стоят под скамейкой. Над яблоней лежат яблоки. Люстра висит под столом. Заяц сидел над сосной. Мыши смеются над котом. Ковер лежит над столом.

Однажды дима шел на пасеку ктетушке. Пошел тожть, стало демнеть. Вдруг видит Дима что-то падтеревом. Он па тумал, что это мит веть, а это был кустик. Смишно стало диме.

7. Составить предложения из данных слов.

Дуть, в, холодный, октябрь, ветры; падать, листочки, с, последние, деревья; готовы, утки, к, дальним, перелеты; зимой, становятся, дни, короче, ночи, а, длиннее; созрели, в, плоды, саду, деревьях, на.

Цель: Сформировать представление о парных согласных звуках и буквах, их признаках.

Задачи:

· Формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные;

· Упражнять в умении писать слова с парными звонкими и глухими согласными.

Коррекционно – развивающие задачи:

ü Развитие таких характеристик внимания как: устойчивость, переключение, концентрация, распределение;

ü Развитие фонематического слуха.

ü Развитие памяти, мышления, речи.

Ø Сделать процесс повторения радостным для детей и эффективным для педагогов;

Ø Повышать мотивацию к урокам русского языка.

Оборудование:

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

У: Урок у нас необычный. К нам на урок придет один гость. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто это.

Слепили зимой во дворе ребятишки,

Не горку слепили, не мишку.

Слепили из снега зимою парнишку.

Не нос, а морковка, не шляпа - ведро.

(Снеговик)

У: Вы догадались, кто наш гость?

У: Он пришел с волшебным сундучком. В сундучке конверты с заданиями. Для тех, кто будет стараться на уроке, Снеговик приготовил сюрприз.

У: Скажем Снеговику, о каких согласных мы говорили на прошлом уроке.

у: О парных звонких и глухих согласных.

III. Закрепление изученного

У: Назовите, какие пары получились?

у: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, с-з.

У: Почему одни звонкие?

У: А другие глухие?

у: Только шум.

У: Молодцы, посмотрите, какой красивый узор получился из снежинок.

2. Минутка чистописания.

Вы тетрадочку откройте,

и с наклоном положите.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку правильно держите.

Сядьте прямо, не сгибайтесь,

за работу принимайтесь.

У: Ребята, на следующей строчке запишем буквы, которые обозначают звонкие согласные. Это б, в, д, г, ж, з. А ниже запишем буквы, которые обозначают глухие согласные п, ф, т, к, ш, с. Молодцы, у вас красиво получилось.

3. Актуализация знаний

(Задание: отгадки пишем на доске и в тетрадях, подчеркнуть звонкие и глухие согласные.)

Мы будем отгадки записывать в тетрадь и подчеркивать звонкие и глухие согласнее. А кто-то будет записывать на доске.

Снег идет, снег идет, Щиплет щеки, щиплет нос.
Здравствуй, Здравствуй, Но не страшен нам ….
Новый . (Мороз)
(Год)

Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки,

Все лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры - помчались с горы.

Они по снегу быстро мчатся

И провалиться не боятся.

4. Физминутка

Молодцы. Правильно назвали все звуки.

5. Работа по теме

Вставить нужную букву, списать.

бочка- ?очка Веня-?еня гость-?ость день-?ень ужи-у?и коза- ко?а

Пропущенные буквы будем вставлять маркером на карточке. Затем подчеркнем звонкий согласный – красный + синий цвет, а глухой синим цветом.

6. Работа с деформированным предложением.

Учитель достает из конверта карточки со словами:

узоры, на, Мороз, окне, рисует.

У: Прочитайте. Первое слово у нас записано с большой буквы. А дальше попробуем составить предложение.

Мороз рисует узоры на окне.

Дети записывают предложение в тетрадь. Затем подчеркивают звонкие и глухие согласные.

(На снежинках записаны задания).

V. Итог урока.

У: Наш урок подходит к концу. Давайте посмотрим, остались ли конверты у Снеговика. Остался последний. Что же в нем?
Молодцы, ребята! Вы справились с заданиями. Всем вам дарю снежинки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Различение названия предметов и названия действий по вопросам.

Цель: - учить соотносить вопросы и слова, обозначающие названия предметов и названия действий предмета.

Задачи урока:

- закреплять знания обучающихся о словах, обозначающих названия предметов и названия действий; учить обучающихся находить данные слова в тексте по вопросам кто? что? что делает? что делают?

- развивать мелкую моторику; -развивать и корригировать орфографическую зоркость, связную устную и письменную речь обучающихся, внимание.

- воспитывать у обучающихся аккуратность при выполнении заданий, активность и любознательность, усидчивость.

Оборудование: компьютер, презентация, демонстрационные карточки, индивидуальные карточки.

Тип урока: комбинированный.

- Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно, На урок торопит нас – Русский язык у нас сейчас.

Учитель:- Настроение у нас? Обуч-ся: - Отличное! Учитель: - А улыбки? Обуч-ся: - Дело привычное! Учитель: -Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать пора.

(Слайд 2) Цель и задачи урока.

II . Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная

средним пальчиками).

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем

правой руки по ладони левой)

А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то

одной, то другой стороной).

Все в снегу домой пришли.

Съели суп, и спать легли. (Движения воображаемой ложкой.

Руки под щеку).

2. Упражнение с шариком Су-Джок.

Берём массажный шарик и катаем его между ладонями со словами: - Гладь мои ладошки, ёж! - Ты колючий, ну и что ж! - Я хочу тебя погладить, - Я хочу с тобой поладить.

Минутка чистописания.

1) Повторение правил посадки при письме.

2) Письмо элементов букв по образцу в тетради.

3) Письмо слова. - Ребята, а давайте узнаем какое слово мы будем писать на минутке чистописания. Для этого один обучающийся должен пойти к доске и прочитать слово, затем поменять слоги местами и прочитать новое слово.

На доске слово: насос (новое слово: сосна)

- С какой буквы начинается слово, прописанное на доске? - Какой звук она обозначает? - Назовите слова, которые начинаются с этого звука. Пропишите в тетради слово, правильно соединяя буквы.

а) звуко-буквенный анализ.

Разделите слово на слоги. Составьте графическую схему слова. Поставьте ударение. - Сколько гласных звуков? Сколько согласных? Сколько всего звуков? А сколько букв?

IV . Словарный картинный диктант . (Слайд 3 - 4)

Учитель поочередно показывает рисунки, обучающиеся называют то, что на них изображено и записывают слова в тетрадь.

Словарные слова: корова, воробей, капуста, карандаш, морковь, пальто, собака, помидор, коньки.

Взаимопроверка. (Обучающиеся меняются тетрадями и проверяют друг у друга словарные слова)

V . Формулирование темы и цели урока.

(Слайд 5) Слова на слайде: чирикает, чашка, кот, идёт, книга, прыгают, стол, волк, плавают, врач.

- Прочитайте слова. Что вы можете о них сказать?

- На сколько групп их можно разделить? Почему?

Предполагаемые ответы детей:

- Слова-предметы: чашка, кот, книга, стол, волк, врач.

- Слова-действия: чирикает, идёт, прыгают, плавают.

Что вам помогло распределить слова на группы? (Поставленные к ним вопросы)

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Предполагаемые ответы обучающихся)

- Сегодня на уроке мы должны будем вспомнить всё, что мы знаем о словах-названиях предметов и словах-названиях действий, будем учиться различать названия предметов и названия действий по вопросам. Поэтому сейчас нам надо быть внимательными, старательными и аккуратными.

VI . Работа по теме урока.

1. (Слайд 6) Слова на слайде: чашка, кот, книга, стол, волк, врач.

— Что обозначают эти слова? (Слова-названия предметов)

— На какие вопросы отвечают слова-названия предметов? (слова-названия предметов отвечают на вопросы кто? или что?)

— На какие два столбика можно разделить эти слова? (слова, отвечающие на вопрос кто? и слова, отвечающие на вопрос что?)

На доске: Кто? Что?

— Повторите, какие слова отвечают на вопрос кто? что?

(1. слова, обозначающие неживые предметы, вещи, отвечают на вопрос что? 2. Слова, обозначающие живые существа- животных, людей, отвечают на вопрос кто?)

2. (Слайд 8) Слова на слайде: идёт, прыгают, чирикает, плавают.

— Что обозначают эти слова? (Слова-названия действий предметов)

— На какие вопросы отвечают слова-названия действий предметов? (слова-названия действий предметов отвечают на вопросы что делает? что делают?)

VII . Физкультминутка.

Из - за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Улыбнулись, выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

А теперь вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

VIII . Закрепление.

- Давайте закрепим наши знания и выполним несколько упражнений.

1) Работа с учебником. Стр. 132, Упр. №1. - Ребята, давайте прочитаем текст и ответим на вопрос в заглавии. Почему рыбка молчит? (Предполагаемые ответы обучающихся). Спишите текст и подчеркните выделенные слова: названия предметов – одной чертой, названия действий – двумя чертами.

2) Работа по индивидуальным карточкам. Распределите слова по группам с помощью вопросов ( что? что делает?) и поселите их в нужный домик.

- Составьте из этих слов три предложения. Подчеркните названия предметов и названия действий.

IX . Итог урока.

- Чему учились на уроке? ( Различать слова по вопросам.)

- По каким вопросам? ( Кто? Что? Что делает? Что делают? )

- Когда задаём вопрос КТО? А когда вопрос ЧТО?

X . Рефлексия.

На доске изображение дерева. Обучающиеся прикрепляют листочки: - зеленые – я легко справился с заданиями, я понял новую тему; - желтые – я испытывал затруднения при выполнении заданий; - красные – мне было трудно, нужно еще поработать над темой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-развивающие:
— корригировать фонематический слух и произносительные навыки школьников;
— развивать связанную речь, через высказывания полными ответами на вопросы учителя, построения грамматически правильно оформленных предложений;

Воспитательные:

— воспитывать интерес к учебе.

2. Постановка учебной задачи, определение темы урока.

Слайд 1. Правильно назвать предмет на картинке, выделить первый звук.

-назовите предметы, которые начинаются на звук и букву б. В этих словах первый звук [б] (барабан, банан, белка). Давайте определим он звонкий или глухой?

[б]-согласный, звонкий., потому что звук произносится с голосом. Обратить внимание на доску Б.

-назовите предметы, которые начинаются на звук и букву [п] (петух, помидор, подсолнух). В этих словах первый звук [п ]. Давайте определим он звонкий или глухой?

[п]-согласный, глухой, потому что звук произносится без голоса. Обратить внимание на доску П.

Пальчиковая гимнастика

Я хочу построить дом

(руки сложить домиком и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём

(пальчики обеих рук соединить в кружок)

Чтоб у дома дверь была

(ладошки обеих рук соединить вместе вертикально)

Рядом чтоб росла сосна

(одну руку поднимаем вверх и растопыриваем пальцы)

Чтоб вокруг забор стоял, пёс ворота охранял

(соединяем руки в замок и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл

(сначала поднимаем рук вверх, пальцы растопырены., затем пальцы опускаем вниз и стряхиваем)

И тюльпан в саду расцвел!

Минутка чистописания. Слайд 4.

Бык, сок, бусы, бок, куст.

Лист, папа, паук, нос, пакет.

Слайд 6. Словарная работа. Загадка

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят.

Вспомним, как пишется слово помидор. Выделим первый звук п- согласный, глухой.

После п пишется гласная О, обратите внимание. Написать на доске, поставить ударение.

Составить устное предложение.

Что такое помидор? назвать ещё овощи.

Работа с учебником стр.33 упр3.

Какая буква пропущена?( согласная п) Где пропущена? ( в середине слова). Написать почеркнуть.

Липа, берёза, рябина это что? Это деревья.

Слайд 7. Где растут деревья?

(лес, роща, а ещё деревья растут в парке, что такое парк? Парк это участок с растительностью, предназначенный для отдыха и прогулок).

Слайд 8. Работа с деформированным предложением. В парке растут большие липы и берёзы. Работа по карточкам. Записать предложение в тетради, выделить б-п.

Работа с веерами. Балка- палка, башня-пашня, бочка-почка, пыль-быль.

Итог урока

- Какие звуки мы с вами сегодня учились никогда не путать?

- Какие они гласные или согласные?

- Какой звук звонкий? Глухой?

Рефлексия

- Вот и заканчивается наш урок. Вы хорошо работали. Давайте выберим смайлик

Читайте также: