Разделительные ъ и ь 5 класс конспект урока презентация

Обновлено: 05.07.2024

Компьютер, проектор, экспозиционный экран, распечатанная рабочая тетрадь.

Ход урока

1. Сценка “Мягкий Знак и Твёрдый Знак” - представляется заранее подготовленными учениками (Ъ, Ь, А, автор).

— Не чересчур ли ты добряк? —
Так Знаку Мягкому промолвил Твердый Знак.
— Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
— Кто б говорил, но ты б уж помолчал!
— Знак Мягкий Твердому на это отвечал.
— Ты тверд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять.
— Друзья! Наш разговор — никчемные слова, —
Услышав этот спор, сказала буква А.
— Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.

Приложение. Слайд 3.

2. Когда же Ъ и Ь стоят в нужном месте?

Обратимся к нашей теме, разгадаем ребус.

Приложение. Слайд 4.

3. Условия употребления Ъ и Ь.

Разделительный Ъ пишется перед гласными Е, Ё, Ю, Я:

- после приставок, оканчивающихся на согласную: подъезд, объезд;

- после иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную (в том числе и после бывших приставок, которые сейчас слились с корнем): аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон, контр-, об-, суб-, транс-: адъютант (офицер при штабе), инъекция (укол), объект (предмет или явление), субъект (человек);

- в сложных словах, первая часть которых - числительные двух-, трёх-, четырёх-: двухъярусный, но трехэтажный

Приложение. Слайд 5.

Условия употребления Ъ и Ь.

Разделительный Ь пишется:

- внутри слова перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И: крестьянин, вьюга;

- в некоторых словах иноязычного происхождения перед буквой О: медальон, шампиньон.

Приложение. Слайд 6.

4. Игра “Где Ъ и Ь”?

Ученики поднимают правую руку (если в слове Ь), левую руку (если в слове Ъ).

Съездим
Трёхэтажный
Бьющийся
Предъюбилейный
Воробьи
Сэкономить
Объединение
Овечьи
Изъявить

Приложение. Слайд 7.

5. В работе над темой нам поможет Рабочая тетрадь, в которой мы выполним ряд заданий.

Распределите слова по двум столбикам.

Какое из выписанных слов прилагательное?

Приложение. Слайд 8,9.

Задание 2. Вставьте Ъ или Ь. Выбор букв объясните.

раз_ярённый зверь,
с_ёжиться от холода,
об_яснить задачу,
л_ётся дождь,
раз_единить провода,
большой об_ём,
раз_увериться во всём,
с_узить юбку,
под_езд к дому,
в_ёт гнездо,
сверкнуть в лист_ях,
сер_ёзная опасность.

Приложение. Слайд 10.

Почему в словах с одинаковыми приставками в одном случае пишется Ъ, а в другом – нет?

Разъяснить – разлить
Съехать – сузить
Предъюбилейный – предложить

Приложение. Слайд 11.

Прочитайте стихотворный отрывок. Найдите слово, в котором есть и разделительный Ъ, и разделительный Ь. Почему в этом слове количество букв и звуков одинаковое?

Волк ужасно разъярен,
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съежась, выставил иголки –
Объегорил злого волка.

Приложение. Слайд 12.

Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. В каких словах нужно употребить Ь? Ъ?

За морем веселье, да чужое,
А у нас и горе, да своё.
Горе в чужой земле безъязыкому.
Дома всё споро, а вчуже житьё хуже.

Приложение. Слайд 13.

Объясните постановку Ъ или Ь.

С необъяснимою печалью
Стою в раздумье сам не свой:
В лугах цветок иван-да-марью
Я не могу косить косой.

Почему нельзя определить часть речи слова КОСОЙ вне контекста?

Подчеркните грамматические основы данного предложения.

Приложение. Слайд 14.

6. Физкультминутка.

Гимнастика для глаз: сначала “напишем” глазами Ъ, потом Ь. Затем в течение минуты быстро-быстро поморгаем.

Приложение. Слайд 15.

Буква “ер” - Ъ - полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд).

До 1917—1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ.

Тогда весь народ наш был разделён на писавших с “ером” и без “ера” на концах слов. В то время буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слёзы.

Букву “ер” называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом. Буква “ер” на конце слова пожирала более 8% времени и бумаги.

Эта буква - бездельник была самой дорогой буквой мира.

Приложение. Слайд 16.

8. Кроссворд “Разделительные Ъ и Ь”.

1. Занавес из тяжелой материи на дверях или окнах.
3. Непригодный для еды.
6. Предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с каким-либо лицом.
8. Ожерелье из драгоценных камней, жемчуга и т. п.
9. Огороженная металлической сеткой площадка для содержания животных.
10. Забавный, странный, несуразный, смешной случай, происшествие.
11. Отправление в путь в экипаже, в поезде и т. п.

По горизонтали. 1. Портьера. 3.Несъедобный. 6.Интервью. 8. Колье. 9. Вольера. 10. Курьёз.11. Отъезд.

По вертикали. 2. Объявление. 4.Досье. 5.Вьюга. 7. Въезд. 8. Карьера.

Приложение. Слайд 17.

Приложение. Слайд 18.

9. Вывод.

Назовите условия, при которых пишется разделительный Ъ.

Когда надо писать разделительный Ь?

Почему в слове СЪЯЗВИТЬ пишется Ъ, а в слове САГИТИРОВАТЬ – нет?

Приложение. Слайд 19.

10. Самостоятельная работа.

1. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ъ?

1) под_езд, с_ёмка, об_явление
2) об_ективный, с_экономить, раз_яснить
3) ин_екция, в_елся, б_ётся

2. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ь?

1) ад_ютант, бул_он, лис_и
2) компан_он, шампин_он, интерв_ю
3) почтал_он, павил_он, раз_езд
4) комп_ютерный, медал_он, об_ехать

Приложение-презентация к уроку русского языка в 5 классе "Разделительные Ь и Ъ".

ВложениеРазмер
urok8.ppt 302 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Разделительные Ь и Ъ Урок 8

Цель: Закрепить правило употребления Ь и Ъ. Развить речевой слух учащихся.

Разделительный Ъ пишется после приставок на согласные перед буквами Е, Ё, Ю, Я : съ е хать, подъ ё мный, предъ ю билейный, разъ я рённый Разделительный Ь пишется после согласных перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И в корне слов или в конце их: пь е са, вь ё тся, разоль ю , навь ю чить, обезьянь и .

Весёлые рифмы Перед е, ё, и, ю, я Я в корнях стою, друзья. Воробьи, семья, жильё – Перед я, ю, и, е, ё. Мягкий знак – хитрый знак. Не назвать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится . Твёрдый знак нам нужен тоже, Без него сказать не сможем: Съезд, съедобный, объясненье, И подъезд, и объявленье.

Найти слова с разделительным Ь Выпишите их. Составьте маленький рассказ с этими словами. пью пьёт шьёт лью льёт шью шью шьёт пришьёт бью бьёт пришью семья платье подошьёт кольцо альбом подошью копьё пальто сошьёт пони воробей сошью

Ь - подсказчик Внимательно рассмотрите слова и найдите спрятанный в них [ й ] . Ель, ёлка, воюет, веялка, коньки, вьюн, обезьяна, килька

Поставьте Ъ и Ь на свои места Коля составлял из букв слова, но забыл поставить разделительные Ъ и Ь. Помогите ему сделать это. С..езд, счаст..е, об..явление, л..ётся, обез..яна, с..ела, в..ётся.

Кроссворд Впишите слова с разделительным Ь. Снежная буря. 2. Домики для пчёл. 3. Мать, отец, дети. 4. Животное. 5. Ягоды, сваренные в сахаре. Ь Ь Ь Ь Ь В Ю Г А У Л И С Е М Я О Б Е З Я Н А В А Р Е Н Е

Орфографическая дуэль Об..ём б..ющийся павил..он Интерв..ю об..ективный с..ёжился Об..ятия обез..яна вар..ировать Об..яснение п..еса пред..явить Лис..я в..юга без..ядерный 1 2 3 4 5 1 2 3

Орфографическая дуэль 1 2 3 4 5 1 2 3 Ъ Ь Ь Ь Ъ Ъ Ъ Ь Ь Ъ Ь Ъ Ь Ь Ъ

Загадки Хвост крючком, Нос пятачком. Лежит в грязной луже И совсем не тужит. Без ног приходит, Без языка рассказывает. Летом вырастают, А осенью опадают. У двух матерей По пять сыновей. Одно имя всем.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Составитель:

Федосова Наталия Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Бродовская СОШ

Аннинского муниципального района

Воронежской области.

Цель: обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение, умение применять правило правописания слов с разделительным Ъ и Ь.

- формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы.

- развивать орфографическую зоркость

2. Метапредметные

- формировать умение находить информацию в тексте

- учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов.

- учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде.

3. Личностные

- устанавливать коммуникативные связи.

Планируемые результаты:

Уметь вычленять из текста слова с данной орфограммой.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные:

-Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли .

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Индивидуальная работа (1 ученик работает у доски).

Карточка: Выписать слова с приставками, выделяя их

Сдавать экзамены, подбежать к школе, поехать на экскурсию, изменить решение, расписание уроков, разделить поровну.

Работа с классом. (Запись на доске слов с пропущенными буквами)

Задание: Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Кон…, капел…, мел…ница, пис…мо, ноч…, доч…, молодёж…, выучиш…

Какую роль выполняет Ь?

Проверка индивидуальной работы.

3. Основная часть урока.

1.В нашем классе есть две ученицы – Ольга и Софья. Каждая из двух девочек утверждает, что в её имени пишется разделительный ь знак. Так ли это?

Что поможет это доказать? Ольга, Софья. Сравнивается транскрипция написания этих слов.

(В одном слове появляется звук [й], который разделяет согласный глухой [ф] от гласного, нет слияния)

[Ол’га ] - обозначает мяг. согл. зв.

[Соф’й’а ]– разделительный ъ знак.

2. Создание проблемной ситуации.

Расскажите правило написания разделительного ь знака в словах.

Предъявление ученикам противоречивых мнений .

На доске – запись:

Не за то волка [б’ й у т], что сер, а за то, что овцу [с’ й э л].

– Как вы понимаете эту пословицу?

– Спишите пословицу в тетрадь, заменив транскрипционную запись буквенной.

Возникает затруднение – дети спрашивают, какую букву писать.

3. Актуализация проблемы.

– Почему у вас возник этот вопрос?

Оба знака хороши,

Достойны оба чести,

Ведь стоят у нас они

В очень нужном месте.

4. Поиск решения.

У меня есть два варианта разрешения данной ситуации:

1. Я просто скажу вам, что писать.

2. Вы попробуете сами разрешить эту проблему. (Дети выбирают 2-й вариант).

В результате наблюдения за двумя группами слов

дети легко находят объяснения Ь и Ъ, формулируют вывод, который затем сверяют с правилом в учебнике.

5. Физкультминутка.

Выберите любую понравившуюся линию и проследите глазами по ней несколько раз.

Здоровьесберегающий подход (Выполняют сидя.)

6. Применение нового.

1. Образуйте новые слова с корнем езд, используя только приставки и запишите их в тетрадь.

По-, под-, в-, от-, про-, об-, раз -пере-.

2.Приготовьте сигнальные карточки.

Мальчики показывают разд. Ъ, если в слове пишется Ъ.

Девочки показывают разд. Ь, если в слове пишется Ь.

Судья, соловьи, объявление, поёт, вьюга, объём, стулья, ружьё, отъехал, заехал, съёжился, безделье, разъехались.

3. Запишите словосочетания в 2 колонки.

с разделительным Ь с разделительным Ъ

в_ёт гнездо,об_яснить задачу, собирать лист_я, сер_ёзная опасность, л_ётся дождь, раз_единить провода, большой об_ём, раз_ярённый зверь, под_ёмный кран, отличное здоров_е.

4. Вставьте пропущенные буквы.

С_ёмка, варен_е, дерев_я, олад_и, коп-ё, об_едем,лист_я, ноч_ю, руч_и, вз_ерошенные, с_ехал.

5. Это интересно! Из истории языка.

6. Собери пословицы.

Вставь пропущенные буквы.

I. Учен.._е свет, II. надо в воду лезть.

Чтобы рыбку с..есть ядра не с..ешь,

Не рзгрызёшь ореха а не ученье тьма.

7. Развитие орфографической зоркости.

В подезде я увидел взерошенного котёнка. Он сёжился от страха под лестницей, а над ним стоял разярённный пёс. Котёнка я забрал домой.

Назовите слова, в которых допущена ошибка.

8. Письмо с комментированием. Упр. 65. Взаимопроверка.

7. Итоговая беседа.

Сделайте вывод, какие ключевые слова темы были использованы на уроке.

Сформулируйте правило употребления разделительных Ъ и Ь.

8. Домашнее задание (дифференцированное).

9. Рефлексия.

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

У меня получилось…

10. Использованная литература.

Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. - 192 с.

Разумовская М. М. и др. Русский язык: учебник для 5 кл. для общеобр. учрежд. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - 368 с.

Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М.Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Л.А.Брусенская, Г.Ф.Гаврилова. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. Ростов-на-Дону, изд. "Феникс", 1996.

Эпиграф:

Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся. (Л.В. Щерба)

Цели урока:

  1. Учебные:
    • повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ъ и Ь;
    • сформировать способности дифференцировать условия употребления Ъ и Ь.
  2. Развивающие:
    • видеть отличия употребления Ъ и Ь в словах;
    • уметь применять знания теоретического материала в письменной речи.
  3. Воспитательные:
    • воспитывать стремление владеть грамотной речью;
    • прививать чувство гордости за свой язык и его неповторимость.

Оборудование:

  • Компьютерная презентация.
  • Экран, проектор, компьютер.
  • Раздаточный материал.

Виды деятельности на уроке:

  • Эвристическая беседа.
  • Исследовательская работа учащегося с презентацией.
  • Индивидуальная работа у доски.
  • Работа в парах.
  • Самостоятельная работа с учебником.
  • Дифференцированное домашнее задание.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Оформление тетрадей

III. Обращение к эпиграфу

– Сегодняшний урок я хочу начать с высказывания Льва Владимировича Щербы. (Учитель читает эпиграф, записанный на доске).

– Как вы понимаете эти слова?

(Безграмотная речь мешает общению, пониманию сообщаемого.)

Что необходимо для того,чтобы быть грамотными?

(Нужно видеть в слове проблемные места, в которых можно допустить ошибку, знать правила правописания той или иной орфограммы.)

IV. Проверка домашнего задания

На экране появляется текст с пропущенными буквами. В процессе объяснения буквы появляются.

1 абзац выполняет 1 ученик, объясняет орфограммы, буквы на экране появляются.

2 абзац появляется уже с буквами, но с ошибками.

– Ребята, во 2 абзаце в предложенном тексте есть ошибки, найдите их, исправьте и объясните, в чём состоят ошибки?

(На экране исправляются ошибки).

– Запишем данное слово в транскрипции. Что такое транскрипция?

[суд’ба] (1 ученик у доски.)

– Посчитаем, сколько букв и звуков в этом слове?

– Объясните, а почему такое несоответствие звуков и букв? (Буква Ь звука не обозначает.)

– А какую ещё вы знаете букву русского языка, которая никогда не обозначает звука? (Ъ).

– А зачем же они тогда нужны? (Для обозначения мягкости, для разделения).

– Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чём сегодня на уроке у нас пойдёт речь?

– Сформулируйте тему урока.

– Запишем тему урока (на доске и в тетради).

V. Изучение нового материала

1. Слово учителя

Вы знаете, что русский язык – это прежде всего система знаков. И интересующие нас сегодня знаки тоже входят в эту систему. С течением времени они тоже претерпели изменения, как и сам русский язык.

– Русский язык – это сокровищница, бездна неизведанных тайн. Чтобы чуть-чуть приоткрыть одну из них, мы начнём разговор со страницы истории…и проследим судьбу Ъ и Ь.

– Своё маленькое исследование по этому вопросу провёл Ваня Бурцев и Максим Махота. Они поделятся с нами своими наблюдениями. А вы, слушая их выступление, постарайтесь определить, какие же изменения произошли в судьбе Ъ и Ь.

2. Выступление учеников с презентацией

Сколько интересных открытий можно сделать, внимательно вчитываясь в знакомые с детства, родные слова. На уроках по фонетике мы изучали звуки русского языка. Я обратил внимание на то, что всего две буквы русского языка никогда не обозначают звука. Меня заинтересовало это явление, и мы с Максимом решили узнать историю этих букв, зачем их когда-то придумали. Заглянуть в далёкое прошлое нам помог Интернет – это современный способ получения информации. И вот, что мы выяснили.

В заключение добавлю, что мне стала понятна суть высказывания: без истории нет настоящего. Ведь не обратись я к далёкому прошлому нашего языка, так и не понял бы, почему в слове большой пишется Ь, а слово подъезд нужно написать с Ъ. Спасибо за внимание.

3. Беседа по прослушанному

– Итак, какие же изменения произошли в судьбе Ъ и Ь?

(Изменилась их роль и правописание.)

4. Изучение функций Ъ и Ь

– Давайте мы рассмотрим примеры и выясним, какую роль сегодня выполняют Ь и Ъ.

(На экране выводятся слова.)

4.1. Наблюдение над языковым материалом
  • жизнь
  • мольба
  • судьба
  • дочь
  • мечтаешь
  • беречь
  • семья
  • подъём

– Какую функцию выполняют Ь и Ъ знаки в этих словах? Разделите их на три группы.

Ь – для смягчения

Ь – для выражения грамматических форм

Ь и Ъ знаки – для разделения согласного и гласного

Жизнь
Мольба
Судьба

Беречь
Мечтаешь
Дочь

– Вы видите, ребята, что функции этих знаков стали более разнообразными. Появились новые значения, а что-то ушло в истории.

– Что же ушло в историю?

(Ъ – для обозначения твёрдости согласных звуков).

– А Ь по-прежнему выполняет свою основную функцию – смягчает согласные звуки.

– Но Ь для обозначения мягкости не всегда бывает уместен, и вы это знаете. А иногда без него обойтись невозможно.

4.2. Работа с раздаточным материалом, составление опорной схемы

– Сейчас, опираясь на теоретический материал, находящийся в нашем учебнике на странице 109–110, закончите рисунок-схему, вписав в каждый кленовый листок условие правописания Ь. Когда он нужен для обозначения мягкости согласного на письме. Обратите внимание, что один из кленовых листочков отличается от других цветом: он - красный. В него вы запишите то условие написания Ь, о котором ещё не знали.

Рисунок-схема

– Что у вас получилось? В каких же случаях на письме необходим Ь, чтобы показать мягкость согласного?

1 листок – ь на конце слова: шмель.

2 листок - ь после Л перед согласным: скользить.

3 листок – Ь перед твёрдыми согласными: возьму.

4 листок – Ь перед мягкими Г, К, Б, М.

5 листок – опавший: Ь не пишется в сочетаниях НЧ,НЩ, ЧК,ЧН.

(На экране высвечиваются листочки.)

– Какое же условие написания Ь стало для вас новым?

– Почему же один листок лежит на земле, а не висит на дереве? (Ь не пишется).

4.3. Тренировочное упражнение, закрепление изученного

– Из упражнения 70 выпишите слова, которые проиллюстрируют данное правило, только что изученное.Запишите слова парами, чтобы доказать необходимость написания в них – Ь. Слова для проверки должны быть в Род. падеже.

Резьба – резьбы, зверьки – зверьков, молотьба – молотьбы, судьба – судьбы, ларьки – ларьков.

На экране появляются 3 группы слов.

– Найдите в каждой группе слов третье лишнее. По какому принципу вы это определили.

  1. пень, текстильщик, мышь.
  2. дальше, поёшь, свадьба.
  3. стричь, большой, серьга.

– Почему вы решили, что эти слова являются лишними?

– Для чего в них служит Ь?

(Для выражения грамматических форм).

– Посмотрите на выписанные вами слова и определите, какую грамматическую форму они обозначают. Отобразите это на следующей схеме. Белка собрала грибочки, а один выбросила. Почему? Отразите в схеме правила написания Ь для обозначения различных грамматических форм.

1 грибочек – Ь выражает форму сущ. Ж.р.3 скл.

2 грибочек – глагол в форме наст. вр. 2 лица ед.ч.

3 грибочек – глагол в неопределённой форме.

– Почему белочка не взяла два грибочка?

(Потому что в двух формах существительных Ь не пишется:

  1. у сущ. Ж.р.в Род п. мн.ч. : много туч
  2. у сущ. М.р.: плащ, грач
4.5. Выполнение упражнения с помощью аудиозаписи

– А сейчас мы посмотрим, как хорошо вы усвоили написание Ь для выражения грамматических форм. Выполняем упражнение № 72.

– Какой условный знак вы видите? (Наушники.)

– Каким образом мы выполняем его? (Слушаем аудиозапись и работаем; 1 человек у доски.)

4.6. Физкультминутка

– Мы с вами уже неплохо потрудились, и нам необходимо немного отдохнуть. Сделаем физкультминутку. Кто желает провести её?

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад).

Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.

(Рывки руками перед грудью).

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

4.6. Выполнение упражнения 75

– Ребята, мы с вами обращаемся к упражнению, где проиллюстрированы все те функции Ь, о которых мы сегодня говорили.

– Читаем задание к упражнению (1 человек).

– Прочитаем текст вслух. Кто желает? (1 человек читает.)

– Что за слово выделено автором? (Затеси.)

– Что оно обозначает? (Затеси – диалектное слово, то же, что и затёс, стёс, сделанный на дереве топором или другим острым предметом. Синонимы – зарубка, метка.)

– Где в нашей стране находится тайга? (Тайга находится в Сибири, там растут в основном ели и сосны, хвойные деревья.)

– Вы видите, что в этом упражнении много слов с орфограммами.

– Давайте найдём слова, которые иллюстрируют правописание Ь.

Работать будем по вариантам.

  • 1 вариант – выписывают слова, в которых Ь пишется для обозначения мягкость согласного и не пишется после сочетаний ЧК,ЧН,НЧ,НЩ (маленького, привычно, спички).
  • 2 вариант – выписывают слова, в которых Ь служит для выражения грамматических форм (сгинешь, не поспоришь, идёшь).

– А теперь давайте проверим, какие слова вы выписали? Объясните свой выбор.

– Ребята, обратите внимание: в тексте упражнения есть ещё слова, в которых пишется Ь, но мы их не выписали. Что это за слова? Почему они пишутся с Ь и какую функцию он в них выполняет?

(Ь здесь выполняет разделительную функцию).

– Запишем слова в транскрипции. (1 ученик у доски).

Ружьё – [ружйо], матерью – [мат’ир’йу].

– Скажите, а вы знаете, в каких случаях Ь выполняет функцию разделения.

(Разделительный Ь пишется в корне слова после согласного перед гласными е, ё, ю, я, и.)

– Ребята, посмотрите на слова, которые даны в упражнении 78 под цифрой 2. Какое слово здесь лишнее, почему?

(Лишнее слово – въехать, так как оно пишется с Ъ.)

– Вспомните, в каких случаях пишется разделительный Ъ.

(Ъ пишется в корне слова после приставки на согласный перед гласными е, ё, ю, я.)

– Правы ли мы? Проверим себя. Для этого обратимся к учебнику. На странице 114 учебника есть таблица о написании разделительных Ь и Ъ. Изучите её самостоятельно и заполните вашу схему. В лесу выглянуло солнышко. Видите, у него три лучика. Впишите в каждый лучик условия написания разделительных Ъ и Ь.

– Все ли случаи их написания мы учли при выполнении упражнения 78?

– Что же нового вы узнали?

(Есть слова иноязычного происхождения, в которых после ь пишется буква О).

Словарь: павильон, почтальон, бульон, лосьон, шампиньон…

– В словаре есть слово, в котором Ь не пишется. Почему, как вы думаете?

(Слово – район: после Й не пишется Ь).

– Продолжаем записывать словарные слова. Следующие три слова с другой орфограммой – с Ъ. Это слова тоже иноязычного происхождения. Запишем их и найдём в справочнике толкование их значения.

Адъютант, объект, субъект.

– Посмотрите, какая солнечная красивая картина у нас получилась. В ней отражены не только красота осеннего леса, но и очень важные орфограммы русского языка – правописание Ь и Ъ.

V. Закрепление

– А сейчас посмотрим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока и выполним следующие задания.

1. Выполнение 2 задания упражнения 79 (у доски 2 человека)

  1. Девочки принесли на подносах бульон в кружках и пирожки с говядиной (девочки принесли).
  2. Прямо по тропинке на своём велосипеде едет сельский почтальон (едет почтальон).

2. Работа в парах

– На доске записаны слова, в них пропущены буквы.

– Спишите, вставьте пропущенные буквы. Как только закончите обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте друг друга.

Тенистый ел…ник, острый меч…, заботливая нян…ка, ты пишеш… красиво, детское об…единение, фамил…ный медал…он, бредёш… по берегу, береч… здоровье, об…яснить тему, сил…ная в…юга, опытный врач…, мален…кий колокол…чик, смешная обез…яна, густая рож…, решение сложных задач…, кист.. рябины.

– А теперь проверьте, справились ли вы с этим заданием и оцените работу на уроке своего соседа по парте. Верно ли вы выполнили задания, я узнаю, проверив тетради. Сдайте, пожалуйста, их.

VI. Итог

– Довольны ли вы сегодня своей работой?

– Я тоже довольна вашей работой и поэтому вы сегодня получаете следующие оценки.

VII. Выставление и комментирование оценок

– Ребята, хорошие ли вы оценки получили?

– Значит, мы на правильном пути, и, несомненно, станем грамотными людьми и научимся общаться друг с другом. Будем помнить слова Л.В. Щербы, записанные в начале урока.

VIII. Домашнее задание

Дома вы выполняете одно из трёх предложенных заданий. Они у вас записаны на схеме, с обратной стороны:

Читайте также: