Рассказы чехова конспект урока 10 класс

Обновлено: 06.07.2024

3. Глубина и сложность нравственной проблематики чеховских рассказов, интерпретация художественных деталей в произведении.

Мещанство — это моральное качество, характеризующее образ жизни и мышления, которому присущи ограниченность жизненных идеалов личными интересами, проявление трусости и приспособленчества в политическом отношении, ханжества в морали, вульгарности во вкусах; близко по значению к пошлости.

Основная литература

  1. Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература

1. Русская литература XIXвека. 10 класс: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля.: В 2 ч. М.: Московский лицей, 2007.

Открытые онлайн-ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Блестящую прозу Чехова отличает невероятная смысловая концентрация в пределах небольшого произведения. Его рассказы обрисовывают простые жизненные ситуации и судьбы героев с иронией и одновременно достоверностью. В них сочетаются тончайшая эмоциональность и суровое равнодушие, лирика и ораторская декламация, романтические и реалистические приёмы.

Стиль Чехова основан на краткой обрисовке образов и выразительных формулировках, но при этом отличается сложностью и многогранностью. В его произведениях необычайно важны художественные детали, которые соединяются в яркую реалистичную картину. Писатель использует простые синтаксические формы, а его оригинальные метафоры и сравнения заставляют читателя посмотреть под другим углом на предмет или проблему.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Ребус – соответствие

К какому расскажу относятся пейзажи:

Правильный ответ:

Название рассказа

Высказывание

Иван Иваныч, Буркин − хорошие люди. Спокойные реалистические пейзажи, увиденные их глазами, всегда напоминают о прекрасном.

Разбор задания:

Изображение жизни не могло быть полным без описаний природы, но это не единственная причина использования их автором. Пейзаж создаёт эмоциональный фон, на котором развёртывается действие, подчёркивает психологическое состояние героев, придаёт рассказанным историям более глубокий смысл.

Лента времени

Николай Иванович

Правильный ответ:

1. Мечтающий, кроткий, добрый.

2. Скупой, жадный, не умеющий жалеть и любить.

3. Обрюзгший, располневший, постаревший.

Разбор задания:

Урок литературы в 10 классе по рассказам А.П.Чехова "Припадок" и В.М.Гаршина "Красный цветок" содержит музыкальный ряд, который является и мотивацией и рефлексией, и зрительный ряд - репродукции разных художников, а также портреты самих авторов. Урое предполагает предварительное вдумчивое чтение произведений учащимися.

ВложениеРазмер
urok_literatury_v_10_klasse_po_rasskazam_chekhova_pripadok_i_garshina_krasnyy_tsvetok.docx 20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе

2. Работа над произведениями:

- Первый написан в 1883 году, второй – в 1888 году: такова хронологическая последовательность. А можно их расположить по-другому? Как и почему?

- Найдите в тексте описание студента Васильева. Что гаршинского в его облике? (в середине 6 главы)

- Почему речь об этом идёт только в середине 6 главы. Почему сразу автор об этом не пишет?

- Зачем в рассказе автором повторяется мотив первого снега?

- В какое время суток чаще происходит действие в обоих произведениях? Что это значит?

- Что мы знаем о музыке? Для чего она служит?

- В чём разница музыки на картине и музыки в С.переулке?

- Каков вообще стиль С.переулка? Что постоянно подчёркивает автор в описании стиля? (безвкусица=безнравственно)

- Чем терзается студент Васильев и что он, наконец, понял? (глава 4)

- Какое обвинение бросает Васильев в лицо своим друзьям? Как вы считаете, он прав?

- Только ли приятелям предназначено это обвинение? (конец 5 главы)

- - Что испытывал в дальнейшем студент Васильев? Что это значит?

- В чём смысл концовки? Открытая ли она? Причём здесь судьба Гаршина?

- В чём смысл жизни Васильева?

- Обратите внимание на портреты Чехова разных лет. Какой Чехов мог написать рассказ и почему?

- Способствует ли обстановка сумасшедшего дома выздоровлению больных?

- Как вы думаете, что доводит до такого состояния главного героя?

- Есть ли в его рассуждениях мысли, которые вы разделяете?

- С чем он борется?

- Почему всё, с чем он борется, сконцентрировано в красном цветке? Что в нём особенного или, может, иллюзорного?

- Почему автор не даёт своему герою имени?

- В чём смысл контраста: светом, к которому тянется воля больного, и тьмой, в которую погружён его рассудок?

- вспомните концовку музыкального эпиграфа. Что вам в ней слышится? (человек-борец)

- Так, может, герой по-настоящему болен, и Гаршин ещё и под впечатлением своей болезни это описал?

- Почему герой умер, а черты выражали горделивое счастье? Что общего между героем и автором? (Приложение 2)

- Можете ли вы соотнести эту музыку с произведениями Чехова и Гаршина?

- Что же вы сегодня унесёте с собой с нашего урока?

По собравшейся там толпе мы догадались , что там и есть картина Репина, и направились туда. Пока картина была видна через головы толпы, она не производила такого сильного впечатления, но по мере того, как толпа расходилась и мы приближались к картине, нижняя часть её становилась всё более и более видна. Когда, наконец, мы увидали лужу крови, Гаршин, как бы испугавшись, весь затрясся и, схватив меня под руку, дрожащим от волнения голосом проговорил:

- Зачем, зачем столько крови?

Я его тотчас увёл в другие комнаты. По его словам, он не спал всю последнюю ночь. Но, видимо, что-то особое влекло его к этой крови, и он почти каждый день, идя на службу, заходил на несколько минут на выставку. \. \

Ф.Ф.Фидлер. Всеволод Михайлович Гаршин.

Он застенчиво-скорбно улыбнулся и сел в угол большого дивана, подтянув под себя ноги… \. \

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Литература. 10 класс.

Цель: раскрыть многоплановость чеховских мыслей; содействовать формированию представлений учащихся об истинных жизненных ценностях; совершенствовать навыки выразительной речи, умение конспектировать, находить нужные цитаты; развивать самостоятельность суждений, формируя при этом познавательную и социальную компетентности.

Ожидаемые результаты: желание ближе и глубже познакомиться с творчеством А.П.Чехова, возможность задуматься об истинных и ложных ценностях, пересмотреть современные идеалы молодёжи и свои лично.

Оборудование: портрет А.П.Чехова; иллюстрации к рассказам (приготовленные обучающимися заранее); выставка сборников произведений А.П.Чехова (из школьной и сельской библиотек); тексты анализируемых рассказов (на каждой парте, прочитанные к уроку).

I . Актуализация знаний.

- Чем отличаются, по-вашему, прочитанные к уроку рассказы от прочитанных ранее, в младших классах?

- Каков социальный статус героев этих рассказов?

- Что объединяет героев этих рассказов и Ионыча, героя одноименного рассказа, о котором говорили на предыдущем уроке? Ответить одним словом. (бездуховность)

II . Работа по теме урока.

Нам предстоит разобраться в художественном творчестве Чехова 80-х – 90-х гг., его особенностях. Задаю три вопроса, на которые вы ищете ответ в учебнике и записываете его в тетради. (Класс делится на 3 группы, каждая получает свой вопрос; ответ группы читает один ученик, после обсуждения и коррекции тезис записываем в тетради все).

1.Что говорит А.П.Чехов о задачах литературы вообще и о своей цели в литературе в 80-90гг.?

2.Как относится А.П.Чехов к политическим и литературным группировкам?(Отстаивает свою независимость).

3.Кто является главным героем его произведений этого периода, почему, как он относится к своим героям? (обращается к представителям интеллигенции, отношение к которой неоднозначно).

Подведение итогов 1-го этапа работы.

2.Практическое усвоение материала. Интерактивные задания. Каждой группе – своё задание. Распределение ролей в работе над заданием: лидер, секретарь, помощники, докладчик. (задания на карточках, текст).

Выводы каждой группы класс записывает в тетради. (На выполнение задания – 7-10 минут).

Обобщение. Вопросы классу:

- Докажите, что очерёдность расположения рассказов была тщательно продумана?

- В чём актуальность этих рассказов?

Слово учителя.

Однако Чехов не только осуждает и отрицает, он ещё и мечтает о здоровой, духовной красоте человека, осмысленном существовании его, о труде как основе справедливой и честной жизни. Он восхищается умом, бескорыстием, работоспособностью русской интеллигенции.

- Передайте сюжет рассказа.(2-3 ученика цепочкой пытаются пересказать сюжет рассказа).

Вы заметили, что сюжет чеховских рассказов, как правило, прост, но пересказать их сложно. Почему, как вы думаете? (слушаем 2-3 ответа). Конечно, каждое произведение психологично, предельно насыщено мыслями, переживаниями, которые вовлекают в своё движение читателя.

Основная мысль рассказа:

Задания по группам:

Рассказать о занятиях Ольги Ивановны (максимально привлекая цитаты).

Рассказать о занятиях Осипа Степановича Дымова (максимально используя цитаты).

Чью занятость мы можем назвать мнимой, а чью настоящей? Какие чувства вызывает одна и вторая?

Обобщающая беседа с классом.

-.Объясните название рассказа. Какую ассоциацию оно вызывает?

-Каково отношение Ольги Ивановны к Дымову как к мужу и как к человеку?(подтвердите свои слова текстом).

- Почему умер Дымов?

- Чем отличаются друзья Дымова от друзей Ольги Ивановны?

- Кто и когда открыл Ольге Ивановне глаза на мужа?

- Вспомните самый яркий для вас эпизод, который как-то характеризует героя или героиню.

- Как соотносятся между собой Дымов и Ионыч?

Тема. Подлинное и мнимое величие человека, его истинная и ложная красота.

Основная мысль: мы должны учиться различать мнимую и истинную ценность человека.

3.Подведение итогов урока.

Самооценка работы. (Группы в целом, каждого участника группы в отдельности).

Выставление и комментирование оценок учителем.

Ответить на вопросы: что удалось на уроке? Что нет? Почему?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок входит в систему уроков по творчеству А.П.Чехова в 10 классе образовательных программ по литературе в старшей школе. Это второй урок в изучении "маленькой трилогии" А.П.Чехова, включающей рассказы "Человек в футляре, "Крыжовник", "О любви".

учителя русского языка и литературы ГБОУ школы № 135 Канунниковой С.Ф.

Предмет: литература

Тема: Художественное мастерство Чехова – рассказчика.

Класс: 10

Цель развивать речевые способности учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи,

показать роль средств художественной выразительности в изображении нравственного мира , чувств и настроения героев

Задачи:
Обучающие: . формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.

Умение грамотно излагать свои мысли; прослеживать причинно-следственные связи; творчески подходить к выполнению домашнего задания; работать самостоятельно; работать в нестандартной обстановке; развивать монологическую речь

Развивающие: развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса . создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, способствовать обучению самостоятельно работать с материалом (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация, редактирование). развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи, показать роль прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль в предложении, научить употреблять прилагательные в речи.

Этапы урока

I. Мотивация (3 мин)

II. Актуализация изученного материала знаний (10 мин)


Футляр защищает от жизни. Это символ духовной инертности.


Футляр – усадьба – идеал покоя, бездумного существования; крыжовник – символ плотского, физиологического счастья.


Футляр для чувства, для любви. Он символ страха жить не как все, гибели любви, личности.

III. Постановка учебной проблемы(система вопросов, выводящая на формулирование темы урока, поиск решения, наблюдение, дискуссия)(5мин.)
- А теперь я хочу задать вам вопрос : Кто из вас любит читать Чехова?

А почему не все?

IV Формулирование проблемы (5 мин.)

Об этом мы поговорим сегодня на уроке

Давайте вместе сформулируем тему нашего урока

Художественное мастерство Чехова – рассказчика

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока

Никто не понимает так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни", - писал М. Горький. В этом мы убедились, когда познакомились с "маленькой трилогией" о футлярных людях. М. Горький очень точно назвал чеховских героев людьми, "проглядевшими свою жизнь". Кого из таких героев вы можете назвать? (Ответы учащихся)

V. Актуализация новых знаний.(открытие нового знания, формулирование правила, применение знаний, т.е. формирование умений, тренировочные упражнения ) (10 мин)

Работа в группах (5 – 7 мин)

Проанализировать «маленькую трилогию с точки зрения её художественной формы по плану:

б) роль портрета

д)изобразительно- выразительные средства
Выступления групп (5 мин на выступление каждой группы; в случае затруднения, учитель дополнительными вопросами подводит учащихся к правильному ответу).

Вывод: речь культурного, умного, образованного человека, Так ли это?

? Беликов умер, но что все еще тревожит, волнует рассказчика? Вспомним, как выглядели присутствующие на похоронах.

?Как вообще начался разговор о Беликове?

VI.Рефлексивно-оценочный этап (5 мин)

.(осуществляют оценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия)

Продолжите фразы:

Чехов тщательно оттачивал свои фразы, поэтому….. его легко понимаешь.

Его мысли спрессованы в простые, ёмкие формулы, поэтому …..легко запоминаются.

Он понятен читателям, потому что….. в его произведениях звучит настоящий русский язык.

Чехову веришь, ибо главное в его творчестве …..- искренность и правда.

…не успокаивайтесь и не давайте усыплять себя!
Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!
Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть
Смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье,
А в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!

Читайте также: