Распутин последний срок конспект

Обновлено: 07.07.2024

Варвара – старшая дочь, простая деревенская женщина, измученная тяжелой жизнью и частыми родами.

Люся – дочь Анны, городская жительница, образованная, требовательная к себе и к людям.

Илья – средний сын, также житель города.

Михаил – младший сын, у которого живет Анна; нерешительный, безответственный, большой любитель выпить.

Татьяна – самый младший ребенок Анны, добрая и ласковая женщина.

Мирониха – лучшая подруга Анны.

Надя и Нинка – невестка Анны и ее маленькая внучка.

Валентин Распутин указывает современному обществу и человеку на их нравственное падение, на ту черствость, бессердечие и эгоизм, которые завладели их жизнями и душами.

Ради чего живут такие люди? Ради злости и ненависти, зависти и неуважении к другим людям? Если они не могут даже по-человечески проститься с умирающей матерью, что можно говорить об их отношении к окружающему миру, об их жизненном предназначении и роли…

Писатель показывает, насколько жалкой может быть жизнь таких людей, насколько бездуховной и мрачной, и главная мысль состоит в том, что они своими руками создали такой мир вокруг себя.

И остается лишь один вопрос, касающийся названия повести и какой смысл в него вложил Распутин.

Произведение относится к философскому творчеству писателя и является одним из главным его творческих созданий.

Композиционная структура повести заключается в действии, представленном в виде трех дней, времени, дарованном небесами главной героине произведения для последней перед смертью встречи с детьми.

Основным персонажем повести является образ восьмидесятилетней старухи по имени Анна, живущей в заброшенной российской деревеньке с семьей младшего сына Михаила. В качестве прототипа главной героини писатель использует свою родную бабашку, олицетворяющую народную мудрость, духовность, щедрую материнскую любовь.

Сюжетная линия повести выстраивается вокруг приезда детей Анны, вызванных телеграммой Михаила, о приближающейся смерти матери, которую женщина оттягивает для прощания с родными. К смерти Анна испытывает спокойное отношение, понимая естество природного человеческого увядания, однако предчувствие смертного часа заставляет женщину желать лишь минутной встречи с дочерями и сыновьями, которые волею судьбы разбросаны по всей стране.

Большую часть повествования писатель описывается поведение детей Анны, раскрывая их характеры посредством поступков, слов и давая им собственную авторскую оценку.

Одна из дочерей, Люся, представляется в повести в качестве твердого, последовательного человека, живущего не в соответствии с чувствами, а по закону жесткого разума. В отличие от нее Варвара является доброй женщиной, но глупой, в которой отсутствует душевный такт. Старший сын Илья всю жизнь ищет свой жизненный путь, много передвигаясь по России, но, отличаясь бесхарактерностью, не приобретает практического опыта и житейской мудрости. Младший ребенок, Михаил, проживающий совместно с умирающей матерью, изображается грубияном и алкоголиком. Писатель упоминает еще об одной дочери Анны, Таньчоре, живущей в далеком Киеве и не приехавшей проститься с матерью по неизвестным причинам.

Образы детей используются писателем для раскрытия типичных представителей современного общества, демонстрирующих собственную занятость, огромное количество бытовых и рабочих проблем, требующих много времени и сил, вспоминающих лишь изредка своих престарелых родителей, которые живут на этом свете исключительно мыслями о детях. Автор акцентирует читательское внимание на нелепости и неискренности поступков семьи Анны, отличающихся бездуховной черствостью, бессердечием и мрачным эгоизмом.

Смысловая нагрузка повести передает авторский замысел, заключающийся в названии произведения, дословно подчеркивающего не только последние дни жизни старой деревенской женщины, но и дающего последний шанс для ее детей на исправление совершенных ими жизненных ошибок, в том числе и по отношению к матери.

Повесть является глубоко нравственным произведением, изображающим реалии современной действительности, затрагивающим насущные психологические проблемы человеческих взаимоотношений.

Краткое содержание

Глава 1

Главы 2-3

Неожиданно для всех Анна открыла веки, поименно назвала собравшихся возле нее детей. Узнав, что Татьяна еще не приехала, женщина вновь впала в забытье.

На радостях, что мать оклемалась, Илья с Михаилом решили выпить.

Главы 4-5

На следующее утро Анна попыталась самостоятельно сесть, и это у нее получилось. На рассвете к ней притопала Нинка – малолетняя дочь Михаила, и пригрелась возле бабушки.

Анна попросила Варвару, которой приснился дурной сон, сбегать к Миронихе – старушке-соседке – и проведать ее.

Предусмотрительно спрятав одну бутылку водки в курятнике, Михаил разбудил брата, и они принялись жаловаться друг другу на то, как тяжело с возрастом бороться с похмельем. Впрочем, это не помешало братьям, пока их не видят женщины, распить бутылку водки еще до завтрака.

Глава 7

Наконец, она дошла до поля, которое и было целью ее прогулки. Однажды, в голодное послевоенное время, Люсю отправили бороновать это поле, выделив изможденного тяжелой работой и вечным недоеданием жеребца Игреньку. Во время работы он неожиданно упал, и так и не смог подняться. От страха Люся принялась бить коня, а после побежала за матерью.

Узнав о беде, Анна тотчас примчалась на помощь Игреньке. С ласковой настойчивостью она помогла подняться жеребцу, который понимал ее с полуслова. Тем и спасла его от верной смерти.

Главное действующее лицо повести это восьмидесятилетняя старуха Анна, которая живет у своего сына. Ее внутренний мир наполнен переживаниями о детях, которые уже давно разъехались и ведут жизнь отдельно друг от друга. Анна думает лишь о том, что ей хотелось бы увидеть их счастливыми до того, как она умрет. А если и не счастливыми, то просто увидеть их всех в последний раз.

Но ее выросшие дети это дети современной цивилизации, занятые и деловые, у них уже свои семьи, и они могут думать о многих вещах — и на все им хватает времени и сил, кроме матери. Почему-то о ней они почти не вспоминают, не желая понимать, что для нее ощущение жизни осталось только в них, мыслями о них она только и живет.

Когда Анна чувствует приближение смерти, она готова потерпеть до конца еще несколько дней, ведь ей очень хочется увидеть свою семью. До своей последней минуты она любит их всей душой и жизненной силой, что еще осталась в ней, но дети находят время и внимание для нее только ради приличия.

Смерть матери

На следующее утро старушка смогла сесть на постель и попросила позвать свою подругу Мирониху. Младшая дочь все не ехала, поэтому Анна боялась, что не сможет ее дождаться. Она прекрасно понимала, что живет не собственной жизнью, а Бог прибавил ей сил, чтобы попрощаться с детьми, которые томятся в ожидании смерти. Сестры были заняты домашними делами, часто скандалили, а братья продолжали выпивать.


Ходя по полям, девушки вспоминают родные места и понимают, что здесь они оставили нечто важное.

Анна наконец-то смогла увидеть давнюю подругу. В разговорах и воспоминаниях прошло еще несколько дней. Дети начали собираться в обратный путь, а младшая дочка так и не приехала. Старушка подумала, что теперь ей можно умереть, чтобы окружающим не пришлось вновь приезжать. Ночью ее не стало.

Приезд детей на похороны

У Анны было пятеро детей. Погибли двое ее сыновей, первенцы, которые родились один для Бога, а второй — для царя. Приехала Варвара проститься со своей родительницей из районного центра, а Илья и Люся — из провинциальных городков, находящихся неподалеку.

Анна идет на поправку

Дочь Люся вспоминает прежнюю жизнь

Горожанка Люся, вспоминая свою прежнюю жизнь, с большой радостью и теплотой вспоминает Игреньку, любимого коня, который был очень слабым и в конце концов умер. Много таскал Игрень, да не осилил. Люся, бродя по пашне и полям вокруг деревни, понимает, что не выбирает сама, куда ей идти, а ведет ее какая-то сила, посторонняя, обитающая в здешних местах. Жизнь, казалось, вернулась назад, так как Люся потеряла что-то ценное, необходимое, забыла что-то, без чего нельзя…

Тема повести

Но намного шире и разнообразнее тематика повести, не ограничивается она чем-то одним. Распутин поднимает в произведении следующие проблемы: взаимоотношения между родственниками, старость, причины алкоголизма, отношение к чести и совести, страх смерти.

План пересказа

  1. Приезд детей.
  2. Ожидание смерти матери.
  3. Долгие разговоры и воспоминания.
  4. Кончина старушки.

В своем повествовании писатель поднимает тему забвения собственных истоков и корней. Люди, которые находятся в футляре своего эгоизма, теряют бесценное духовное наследие далеких предков.

Начало событий

80-летняя женщина находится в критическом состоянии, но пока еще остается жива. Ее дочки знают об этом благодаря запотевшему зеркалу, которое они поднесли к губам мамы. Варвара полагает, что стоит начать отпевать ее. Сначала она рыдает у кровати старушки, а затем уходит плакать к столу, где Люся заканчивает шить траурное платье, которое успела скроить, еще находясь в городе.

У женщины было 3 дочки и 2 сына. Она постоянно жила вместе с Михаилом в селе. Другие дети приехали проводить ее в последний путь из города, где находились все это время. Анна ждала лишь Таню, работающую в Киеве. Все сели за стол, мужчины начали выпивать, так как не знали, чем еще себя занять. Позже к ним присоединились и сестры. Около полуночи они решили проверить, не померла ли мать.

Следующий день прошел в домашних хлопотах. Дети не знали, как скоротать время, ожидая момента, когда старушка умрет. Братья купили в местном магазине пару бутылок водки и снова сели выпивать. Иногда мама приходила в себя. Она шевелила губами, издавая непонятные звуки, вырывавшиеся из ее груди. Дети, стоя около Анны, нервно томились предчувствием смерти и жалели не только женщину, но и самих себя.

Однако старушка начала постепенно оживать. Она уже стала узнавать собственных детей и попросила их сварить немного жидкой манной каши. Анна радовалась, что смогла увидеть всех перед кончиной и беспокоилась об их жизни, желая видеть окружающих только счастливыми. Лишь младшая дочка все еще не приехала. Вскоре женщина повеселела и начала говорить.

Она жаловалась на Михаила, что когда тот пьет, то сильно ругается с женой и мамой.

Илья и Михаил напиваются

Илья и Михаил, притащив лодку, не могут решить теперь, что делать. По сравнению с предстоящим событием, все остальное казалось пустяком, и они маялись, пропуская через себя каждую минуту. Сыновья почти без закуски напиваются, забившись в амбар, перекусывают лишь продуктами, которые для них таскает Нинка, маленькая дочка Михаила. Это обстоятельство провоцирует законный гнев женщин, но стопки водки дарят ощущение праздника двум братьям. Мать, в конце концов, жива. Они уже не понимают, не обращая внимания на собирающую недопитые и пустые бутылки девочку, какую мысль хотят заглушить на этот раз. Возможно, страх от сознания того, что родительница их скоро умрет. Он не похож на другие страхи, всего ужаснее, так как идет от самой смерти, которая, казалось, заметила в лицо всех их и уже не забудет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 54

УРОК литературы

Мохнаткина Анжела Ивановна,

учитель русского языка и литературы МОУ СШ №54

Советского района Волгограда

Волгоград 2015

Содержание и методические основы урока

2.1. ФИО учителя: Мохнаткина Анжела Ивановна

2.3. Учебник: Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – В 2 ч. Ч. 2/ В. В. Агеносов и др.; Под ред. В.В. Агеносова. – М.: Дрофа, 2014.

2.4. Форма проведения урока: семинар

2.5. Используемые методы и технологии: эвристическая беседа, анализ фрагментов, метод творческого чтения, проблемно-поисковая технология обучения.

2.6. Возрастная группа учащихся: юноши и девушки 16-17 лет

2.8. Число учащихся: 25

2.9. Методические рекомендации проведения урока: для подготовки к уроку учитель заблаговременно предлагает старшеклассникам несколько коллективных, индивидуальных и групповых заданий.

Индивидуальные задания. Двум ученикам дается проследить композицию повести.

Трём ученикам поручается собрать материал о письмах героев.

Отдельным учащимся предлагается подготовить выразительное чтение диалогов героев в ключевых фрагментах повести.

- способствовать формированию идеала гармоничной и благополучной семьи, построенной на традиционном, освященном поколениями наших предков духовно-нравственном основании, той среды, где закладывается будущее всего общества;

- продолжить обучение анализу литературного произведения.

Эпиграфы к уроку:

Пятая Божья заповедь

Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.

Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба или своекорыстна в сравнении с нею.

Чем длительнее разлука между родителями и детьми, тем больше родители любят детей, тем меньше дети любят родителей.

Так же как и смерть, загадка семьи непонятна, не разрешена. Династии, общества, империи обращались в прах, если в них начинала рушиться семья…

Отклики учеников:

- Грустно, очень жаль героиню…

- Обидно, что дети, за исключением семьи Михаила, остаются глухи к своей матери, к её преклонному возрасту, к тому, что она стоит на пороге смерти и просит их побыть с ней совсем немного, а они…

-Удивил язык повести: живой, будто не литературный, а разговорный. Писатель удивительно передал интонации всех участников диалогов, и каждого не просто слышишь, но и представляешь отчетливо.

Первая учебная ситуация. Анализ композиции повести.

Учитель. В чем особенность композиции произведения Распутина? О чем мы узнаём из экспозиции повести?

Автор знакомит нас со старухой Анной, с местом, где живет главная героиня, и сыном Михаилом, вызывающим телеграммами сестёр и брата.

С самого начала, буквально в первых двух абзацах нас поражает распутинская способность передать нам человеческую боль за другого человека. Перед нами кратко обрисована жизнь матери, у которой судьба и война отобрали первых детей и осталось в живых только пять: три дочери и два сына. Оберегает её старость младший сын с семьёй. Невольно вспоминаются русские сказки, где свой последний срок старые родители коротают с младшими детьми..

Вторая учебная ситуация. Знакомство с героями.

Учитель. Познакомимся поближе с героями повести, узнаем об их прошлой жизни, истинном отношении к матери, о том, как жили они вдали от родного дома, как часто навещали её и о чём были их письма домой. Предлагаю каждой группе охарактеризовать героя по всем предложенным вопросам. Какими мы увидели детей старухи Анны?

I группа рассказывает о Варваре.

II группа рассказывает об Илье.

III группа рассказывает о Люсе.

Люся – средняя дочь старухи Анны. Ей уже больше сорока, но она выглядит молодо. У неё чистое и гладкое лицо, она ухожена и со вкусом одета. Героиня уехала из деревни сразу после войны в город и там и осталась. Бог не дал ей детей. По характеру Люся была похожа на мать – тоже твердая и гордая, мало кому спустит, только твердости и гордости дома у неё хватало на троих.

IV группа рассказывает о Таньчоре

V группа рассказывает о Михаиле

Михаил – младший сын старухи Анны, который остался жить в деревне в родительском доме с семьёй и с матерью. Внешне Михаил совсем не похож на старшего брата, потому что имеет по-цыгански густые и кудрявые волосы и бороду. Смуглолицый из-за постоянного пребывания на открытом воздухе. У него добрая, хорошая, хозяйственная жена Надя, взрослый сын Владимир, который уже второй год служит, и пятилетняя смышленая дочь Нинка. Мать не считала Михаила лучше других своих ребят, а принимала свое совместное проживание как судьбоносное решение, данное свыше. Герой всегда был возле матери, при ней женился, стал мужиком, отцом, как все мужики, заматерел, при ней все ближе подступал к старости. Все изменения, которые происходили в нем, теперь оставались для неё незаметными. Понимая, что мать стоит на пороге смерти, Михаил хочет представить и родительнице, и сестрам с братом возможность увидеться. Все действия Михаила продиктованы не только традициями многих семей, но и искренним отношением к матери. Осознавая отчаяние матери из-за неприезда любимой Таньчоры, он берёт удар на себя и говорит, что это он своей телеграммой остановил младшую сестру, тем самым подвергнув мать пустым горьким ожиданиям. Поступок надо отметить в высшей степени милосердный, потому что все негодование матери и родственников обратилось на него. Не выдержав обвинений в свой адрес, полупьяный Михаил в конце повести, потрясенный черствостью брата и сестёр, просит прощения за себя у матери. Михаил – единственный сын старухи Анны, который с состраданием и любовью относится к матери.

-Какой жизненный путь пришлось пройти Анне? VI группа рассказывает о старухе Анне

Третья учебная ситуация. Письма к матери как одно из средств характеристики героев.

Учитель. Чего же ждала от этих писем Анна?

Четвертая учебная ситуация. Анализ ключевых эпизодов произведения.

Учитель. Одним из средств раскрытия характеров героев является их речевая характеристика, и поэтому так важны диалоги, в которых проявляется человеческая сущность персонажей повести.

I эпизод: Сёстры и братья вечером за семейным столом в I день встречи.

Учитель. Проинсценируем предложенный фрагмент (диалог читается заранее подготовленными учащимися). Чтение эпизода со слов:

- Давно мы вот так все вместе не сидели, - с взволнованной грустью сказала вдруг Люся. – Татьяны только нет. Приедет Татьяна, и будто никто никуда не уезжал. Мы ведь раньше всегда за этим столом и собирались, в комнате только для гостей накрывали. Я даже на своём месте сижу. А Варвара не на своём. И ты, Илья, тоже.

Обратим внимание на ключевые слова и словосочетания, характеризующие героев и выражающие авторскую позицию.

Сделаем выводы о детях Анны в этом эпизоде.

II эпизод: Сцена скандала в IX главе

Учитель. Никак не хочет старая Анна умирать в одиночку…без последней встречи с Таньчорой! Тоска не отпускает её из жизни. Поистине повесть Распутина можно назвать повестью-драмой, потому что старухе Анне предстоит стать свидетельницей не просто скандала у своего смертного одра, но и пережить горький момент, когда Михаил говорит, что остановил Татьяну своей второй телеграммой. Обратимся к этому эпизоду и охарактеризуем поведение детей в этой сцене.

Оценка слов героев на предложение Михаила взять к себе мать.

Оценка поведения Михаила.

III эпизод: Отъезд детей на III день ( XI глава)

Сжатый пересказ эпизода.

Анализ фраз-реплик детей.

- Нельзя седни от матушки уезжать, нельзя, - волновалась Варвара. – Вы прямо как неродные. Нельзя.

-Помру я, помру. От увидите. Седни же. Погодите чутельку, погодите. Мне ниче боле не надо. Люся! И ты, Илья! Погодите. Я говорю вам, что помру, и помру.

Бесспорна актуальность произведения, написанного в 1970 году, для нашего времени, потому что повесть В.Г. Распутина – это сама жизнь, заглядывающая в нас, разглядывающая нашу душу, обнажающая нас перед самими собой. Писатель задает тысячу вопросов и помогает каждому оглядеться, вспомнить о родстве своём, учит любить и беречь близких людей, свою семью, друзей, близких и дальних. Обратимся ещё раз к эпиграфам и осмыслим их ещё раз в свете сказанного (зачитываются эпиграфы и звучит фонограмма).

Домашнее задание


Место и время действия

События повести происходят в XX веке в неназванной российской деревне.

Главные герои

  • Анна – старая женщина, мать пятерых детей, добрая, работящая, заботливая женщина.

Другие персонажи

  • Варвара – старшая дочь, простая деревенская женщина, измученная тяжелой жизнью и частыми родами.
  • Люся – дочь Анны, городская жительница, образованная, требовательная к себе и к людям.
  • Илья – средний сын, также живет в городе.
  • Михаил – младший сын, у которого живет Анна; нерешительный, безответственный, большой любитель выпить.
  • Татьяна – младшая дочь Анны, добрая и ласковая.
  • Мирониха – лучшая подруга Анны.
  • Надя и Нинка – невестка Анны и ее маленькая внучка.

Краткое содержание

Глава 1

Главы 2–3

Неожиданно для всех Анна открыла веки, поименно назвала собравшихся возле нее детей. Узнав, что Татьяна еще не приехала, женщина вновь впала в забытье.

На радостях, что мать оклемалась, Илья с Михаилом решили выпить.

Главы 4–5

На следующее утро Анна попыталась самостоятельно сесть, и это у нее получилось. На рассвете к ней притопала Нинка – малолетняя дочь Михаила – и пригрелась возле бабушки.

Анна попросила Варвару, которой приснился дурной сон, сбегать к Миронихе – старушке-соседке – и проведать ее.

Предусмотрительно спрятав одну бутылку водки в курятнике, Михаил разбудил брата, и они принялись жаловаться друг другу на то, как тяжело с возрастом бороться с похмельем. Впрочем, это не помешало братьям, пока их не видят женщины, распить бутылку водки еще до завтрака.

Глава 7

Наконец она дошла до поля, которое и было целью ее прогулки. Однажды в голодное послевоенное время Люсю отправили бороновать это поле, выделив изможденного тяжелой работой и вечным недоеданием жеребца Игреньку. Во время работы он неожиданно упал и так и не смог подняться. От страха Люся принялась бить коня, а после побежала за матерью.

Узнав о беде, Анна тотчас примчалась на помощь Игреньке. С ласковой настойчивостью она помогла подняться жеребцу, который понимал ее с полуслова. Тем и спасла его от верной смерти.

Главы 8–11

Заключение

В своем произведении Валентин Распутин поднимает проблему забвения своих истоков, своих корней. Люди, закованные в панцирь собственного эгоизма и безразличия, утрачивают богатое духовное наследие своих предков.

Использование в практике работы системы Е.Н.Ильина (преподавание литературы как предмета, формирующего Человека).

Средства реализации методической цели

Оборудование урока:

Эпиграфы на доске

Предварительная подготовка к уроку

Ход учебного занятия

I. Мотивационно – установочный этап.

1. Вступительное слово учителя.

Уходят наши матери от нас…
Уходят потихонечку, на цыпочках,
А мы спокойно спим, едой насытившись,
Не замечая этот страшный час.
Но спохватившись вдруг в какой-то год,
Им отмечаем шумно дни рожденья,
Но это запоздалое раденье
Ни их, ни наши души не спасет.

Наш разговор сегодня пойдет об обыденном и вечном – о любви к матери. Она заложена в каждом человеке самой природой. И сохрани нас Бог от смертного греха: предательства матери, осквернения памяти о ней.

3. Объявление темы урока, целей работы.

II. Организационно – деятельностный этап.

2. Беседа по содержанию прочитанной повести. Разберемся в прочитанном.

2.2. Заочное путешествие в Дрезденскую галерею.

(На картине изображена Мария с младенцем. Она как бы парит в облаках, спускаясь с неба навстречу людям. Перед нами молодая мать, которая держит на руках своего маленького сына, Христа. Ее красивое, ясное лицо выражает разные оттенки переживаний: и нежность, и едва уловимую тревогу за будущее своего ребенка. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его судьбу. Безграничная любовь к нему, душевная чистота сквозят во всем ее облике. С потрясающей силой здесь выражено представление о нравственной красоте человека.)

Я часами глядел на Мадонну,
Что бессмертье дала Рафаэлю,
На глаза…
Не от них ли, бездонных,
Даже черствые души светлели.
Не сводил с нее взгляда,
Покуда дымку облак накинув на плечи,
Как пригрезившееся чудо,
Мне шагнула мадонна навстречу.
Не безгрешная та, не богиня,
О которой земные не судят,
Просто мать.
И спросила о сыне, ее отданном людям…

  • Какое чувство у вас осталось после прочтения повести?

Поделитесь своими впечатлениями о книге.

(Закрываешь последнюю страницу и задумываешься над властью художественного слова. Книга В. Распутина – не развлечение, это – потрясение, зеркало, в котором отражается наша жизнь и мы, такие, как есть. Долго болит душа, не покидает острое чувство несправедливости.)

2.4. Какой эпизод, по-вашему, мог бы выполнить роль эпиграфа к повести? Объясните свой выбор.

2.7. С какой целью приехали Люся, Илья, Варвара?

2.8. Что вам бросилось в глаза во время встречи братьев и сестер? Что позволяет читателю усомниться в предельной искренности их чувств?

2.9. Старуха Анна словно просвечивает лучами своей души души взрослых сыновей и дочерей, чтобы и мы разобрались в них. Расскажите о каждом, отобрав эпизоды, ярко раскрывающие особенности характеров героев.

2.10. Смерть матери – серьезное моральное испытание для ее взрослых детей. Как его выдержали сыновья и дочери бабки Анны? Кто из них, на ваш взгляд, нравственно чище, лучше?

1 Панкеев И.А. Валентин Распутин: По страницам произведений.- М.: Просвещение, 1990.

(Автор намеренно воздерживается от комментирования происходящего, предоставляя нам, читателям, право делать свои выводы и заключения. Может быть, судьба как раз и уберегла Анну Степановну от этой встречи, этого самого большого ее возможного разочарования.)

2.13. Экстракта жизни в умирающей старухе гораздо больше, чем в ее живых детях; малообразованная, она природно интеллигентна.

Ролевое чтение одного из диалогов бабки Анны и ее подруги Миронихи (главы 7,10).

2.16. Если бы вам поручили написать сценарий по повести, какие эпизоды вы бы отобрали? Мотивируйте свой выбор.

2.17. Сформулируйте нравственные проблемы, поднятые В. Распутиным в повести. Какие нравственные уроки вы извлекли из содержания прочитанной книги?

III. Рефлексивный этап.

Повесть В.Г. Распутина написана почти 30 лет назад, но и сегодня она заставляет нас задуматься о смысле жизни, о том, что значит быть Человеком. Героиня повести умерла, но мы-то с вами живы. Как зовут нас – не ее ли детьми: Люсями, Варварами, Таньчорами, Ильями? Да разве в имени дело?

Страшно подходить к родительскому очагу, верной, надежной пристани, когда нас там никто не ждет. Придя сегодня домой, загляните в глаза, верные вам, любящие, попросите прощения у мамы за свои ошибки, нерадивые поступки, за причиненную ей боль, и на сердце станет теплее.

Читайте также: