Расположение вулканов на земле извержения вулканов обж 7 класс презентация и конспект

Обновлено: 05.07.2024

1 Вулканы 7 класс

2 Урок 1. Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на Земле Урок 2. Последствия извержения вулканов. Защита населения

3 Немного истории Древние римляне верили, что в недрах горы Этнос находится кузница бога Вулкана. Когда он и его помощники гиганты циклопы работают, слышится подземный гул, появляются столбы дыма и огонь. Поэтому все огнедышащие горы стали называть вулканами.

4 Что такое вулкан? Вулкан – это коническая гора, из которой время от времени вырывается раскалённое вещество-магма. Магма образуется в литосфере при высоких давлениях и температурах. Учёные считают, что образование магмы происходит при тектонических движениях плит литосферы на активных её окраинах. Капли расплава, зарождающиеся на глубине км сливаются друг с другом и перемещаются вверх. На более высоких уровнях в земной коре они образуют магматические очаги, и из самого верхнего очага происходит извержение. Процесс, при котором магма поднимается из недр, прорывая земную кору, изливается на поверхность, называется вулканизмом

5 Очаг магмы Жерло Лавовый поток кратер Вулканический конус Боковой кратер Строение вулкана?

6 Что такое извержение вулкана? Извержение вулкана - это выход на поверхность расплавленного вещества земной коры и мантии Земли, которое называется магмой. Магма состоит из жидкости, газа и твёрдых кристаллов. Важное значение при извержении играют растворённые в магме газы. Процесс освобождения магмы от газа называется дегазацией магмы. Если газ выделяется быстро – происходит взрыв, если выделение газа идёт постепенно, то извержение протекает более спокойно.

7 Существует три типа извержения вулканов. 1. Эффузивное извержение – если газы выделяются из магмы спокойно и она изливается на поверхность, образуя лавовые потоки. 2. Экструзивное извержение – магма очень вязкая, её температура невелика и она медленно выдавливается на поверхность

8 3. Эксплозивное извержение (взрыв) – газы выделяются очень быстро и происходит мгновенное вскипание магмы и она разрывается расширяющимися газовыми пузырьками.

9 Какие бывают вулканы? Вулканы 2. Линейные (трещинные)1. Центрального типа 1. Гора или холм с углублением на вершине – кратером. При извержении выброшенные обломки породы, пепел, лава остаются на его склонах. Увеличивается высота горы и кратер становится всё выше. 2. Возникновение этих вулканов связано с подъёмом жидкой магмы по трещине в земной коре. Жидкая лава растекается на огромные площади. Вулкан выглядит как трещина на поверхности Земли.

10 Вулканы Действующие – извергались в историческое время Дремлющие – об их извержении нет сведений, но они сохранили свою форму. Потухшие – не проявляющие вулканическую активность

11 Где встречаются вулканы? Большинство вулканов находится в зонах интенсивной тектонической деятельности в литосфере Земли.(Берега Тихого океана, Средиземноморье, Кавказ). На Земле более 500 вулканов. Примерно 370 из них находятся по берегам и на островах Тихого океана и на окраинах материков (С. и Ю. Америки). 9 действующих вулканов располагаются в Антарктиде. На территории России деятельность вулканов наблюдается в районе Камчатки, Курильских островов. Вулкан Авачинский недалеко от г. Петропавловск- Камчатский, за последние 200 лет извергался 16 раз. Вулкан Кракатау

19 Домашнее задание: 1. П. 2.4, 2. В тетради – изобразить схему строения вулкана, выписать определения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока обучающиеся знакомятся с основными терминами, расположением вулканов на Земле, строением вулкана. Поставленные задачи решают через работу с документами, контурными картами и схемами.

Разработал: Варавенко Н.В.

Проверил: Верещагина И.В.

г .Вихоревка, 2018

Дата проведения: 7 А класс – 13.10.2018

7 Б класс – 16.10.2018

Цель урока: формирование первичной системы представлений о вулканах.

Задачи урока:

образовательная – сформировать систему знаний о вулканах, о характере ЧС, вызываемых ими;

развивающая – развивать качества личности безопасного типа поведения, способность к деятельности в условиях извержения вулкана;

воспитательная – формировать чувство ответственности, организованность и инициативность в условиях ЧС.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Форма проведения – фронтальная.

Используемые методы – словесные, наглядные и практические.

Способ проверки знаний и оценивания – устное оценивание, выборочные отметки.

Оборудование – компьютер, мультимедийный проектор

- Смимрнов А.Т.,Хренников Б.О. и др. Основы безопасности жизнедеятельности рабочие программы, Просвещение, Москва ,2014 г.;

-Смимрнов А.Т.,Хренников Б.О. и др. ОБЖ. Учебник для 7класса общеобразовательных учреждений;

- Смимрнов А.Т.,Хренников Б.О. и др. ОБЖ. Тетрадь для оценки качества знаний для 7-го класса, Дрофа, 2014г.

Формируемые универсальные учебные действия

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

понимать друг друга, принимать позицию другого. Оценка личностного клада в работе группы.

Самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в заданиях.

Отвечать на простые и сложные вопросы педагога, самим задавать вопросы. Сравнивать и группировать объекты. Наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения на события. Оформлять свои мысли в устной речи. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Принимать точку зрения другого.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Мотивация учебной деятельности.

1.Приветствую всех присутствующих.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами узнаем еще об одном опасном для жизни человека природном явлении.

2.А вот о какой опасности для человека мы, будем говорить, вы можете сказать сами, прочитав описание данного события.

Это свершилось в 1906 году, ранним утром 4 апреля, когда на юго-западной стороне купола открылась трещина, а лава увеличила высоту вулкана до 1322 метров над уровнем моря. Из этой трещины стала изливаться магма. А к полуночи хлынул еще один поток, примерно на 360 метров ниже первого. Тем временем в кратере повышалась вулканическая активность. Затем резко, с каким-то диким выстрелом взмыла вверх верхушка конуса, отправив огромные обломки старой лавы парить в воздухе. Обрубленные "лавовые бомбы" - валуны пепла и камни весом до 2 тонн - разрушали дома и церкви вместе с находившимися в них людьми. В деревне Сан-Джузеппе были раздавлены 105 прихожан, пытавшихся найти убежище внутри местного собора от ярости извержения.

Утром 6 апреля третья трещина появилась на склоне горы. Извергаемая ею лава спустилась к городу Торре-Аннунциата и, в конце концов, затопила его. В течение следующих двух дней свежие лавовые потоки и громадное количество пепла и камней покрыли сельскую местность и частично города Терциньо, Оттавиано и Сан-Джузеппе.

Кульминацией извержения стал великий "газовый взрыв", который начался в 3.30 8 апреля и продолжался 12-15 часов. Страшным зрелищем был выброс газа такой мощи, что верхняя часть кратера слетела, увеличивая его размеры.

В этот раз взрывы оставили так много пепла, что несколько дней после них текли горячие грязевые потоки. Когда же в конце апреля хлынули проливные дожди, то грязевые оползни вызвали значительные повреждения в городе Оттавиано и его окрестностях.

3.Прошу выдвинуть предположение о предстоящей теме урока.

- Так о каком природном явлении мы вами будем говорить?

- Давайте посмотрим на слайд и посмотрим, подтвердилась ли ваша гипотеза.

Работа с документом

Этап изучения нового на основе организации учебной деятельности

Контурная карта мира

Схема вулкана в разрезе

Определения

Извержение вулкана Толбчик

4.Постановка задач:

а) Ребята, а как вы считаете, что мы должны с вами узнать, чтобы правильно вести себя во время извержения вулкана?

- Все ваши предположения верны. Они и будут являться теми вопросами, на которые мы сегодня должны ответить на уроке.

Что же такое вулкан?

Предлагаю вам обсудить это в своих группах и выдвинуть свои предложения. Давайте проверим, насколько верны ваши определения.

Показ определения на слайде.

Перед вами на столах находятся контурные карты, отметьте на них действующие вулканы и постарайтесь найти объяснение, в каких местах они находятся с точки зрения знаний по географии.

На листе бумаги, лежащем перед вами на столе, попробуйте нарисовать вулкан в разрезе и подпишите, из чего он состоит.

Объясните строение вулкана. Как вы думаете,

Для чего мы нарисовали схему.

Именно от того, с какой скоростью вытекает магма, какова мощность ее выброса на поверхность зависит тип извержения вулкана.

Что вы можете рассказать о типах извержения вулкана исходя из схем, которые находятся перед вами.

Эффузивное извержение – магма изливается на поверхность образуя лавовые потоки, газы выделяются относительно спокойно.

Эксплозивное – мощное извержение.

Экструзивное – магма вязкая и она выдавливается на поверхность.

Посмотрите на экран и попробуйте определить тип вулкана.

Показ фрагментов извержения вулканов.

Для чего человеку нужны знания о вулканах.

Можно ли предсказать извержение вулкана на основе имеющихся данных?

В заключении урока я предлагаю написать синквейн.

Этапы его составления вы вспомните посмотрев на слайд.

Выдвигают гипотезы

- Где находятся действующие вулканы в мире и в России?

- Какими бывают извержения и от чего они зависят?

Работа с картами в парах.

В России – это Дальний Восток, Тихоокеанская зона

Рисуют схему вулкана работа подгруппой.

Чтобы лучше понять, как происходит извержение вулкана.

Составление словарика по теме урока, используя информацию, распечатанную на карточках.

Определяют тип вулкана и объясняют, почему они так считают работа в парах.

Обсуждают ответы на вопросы, высказывают своё мнение, делают выводы.

Составление синквейна.

Индивидуальная работа

Приложение к плану-конспекту урока/занятия

Приложение 1.


Приложение 2.


Приложение 3.

Типы вулканов, состав лав. Классификация по характеру извержения

Классификация вулканов основывается главным образом на характере их извержений и на строении вулканических аппаратов. А характер извержения, в свою очередь, определяется составом лавы, степенью ее вязкости и подвижности, температурой, количеством содержащихся в ней газов. В вулканических извержениях проявляются три процесса:

1) эффузивный — излияние лавы и растекание ее по земной поверхности;

2) эксплозивный (взрывной) — взрыв и выброс большого количества пирокластического материала (твердых продуктов извержения);

3) экструзивный — выжимание, или выдавливание, магматического вещества на поверхность в жидком или твердом состоянии. В ряде случаев наблюдаются взаимные переходы этих процессов и сложное их сочетание между собой. В результате многие вулканы характеризуются смешанным типом извержения – эксплозивно-эффузивным, экструзивно-эксплзивным, а иногда один тип извержения сменяется другим во времени. В зависимости от характера извержения отмечается сложность и многообразие вулканических построек и форм залегания вулканического материала. Среди вулканических извержений выделяются следующие: извержения центрального типа, трещинные и ареальные.

Вулканы центрального типа. Они имеют в плане форму, близкую к округлой, и представлены конусами, щитами, куполами. На вершине располагается обычно чашеобразное или воронкообразное углублением, называемое кратером (греч.’кратер’—чаша ).От кратера в глубину земной коры идет магмоподводящий канал, или жерло вулкана, имеющий трубообразную форму, по которому магма из глубинного очага поднимается к поверхности. Среди вулканов центрального типа выделяются полигенные, образовавшиеся в результате многократных извержений, и моногенные – один раз проявившие свою деятельность.

Полигенные вулканы. К ним относится большинство известных вулканов мира. Единая и общепринятая классификация полигенных вулканов отсутствует. Различные типы извержений чаще всего обозначают по названию известных вулканов, в которых тот или иной процесс проявляется наиболее характерно. Эффузивные, или лавовые, вулканы. Преобладающим процессом в этих вулканах является эффузия, или излияние лавы на поверхность и движение ее в виде потоков по склонам вулканической горы. В качестве примеров такого характера извержения можно привести вулканы Гавайских островов, Самоа, Исландии и др.

Гавайский тип. Гавайи образованы слившимися вершинами пяти вулканов, из которых четыре действовали в историческое время. Особенно хорошо изучена деятельность двух вулканов: Мауна-Лоа, возвышающегося почти на 4200 метров над уровнем Тихого океана, и Килауэа высотой более 1200 метров. Лава в этих вулканах основная базальтовая, легкоподвижная, высокотемпературная (около 12000). В кратерном озере лава все время бурлит, ее уровень то понижается, то повышается. При извержениях происходит подъем лавы, возрастает ее подвижность, она заливает весь кратер, образуя огромное кипящее озеро. Газы выделяются относительно спокойно, образуя над кратером всплески, лавовые фонтаны, поднимающиеся в высоту от нескольких до сотен метров (редко). Вспененная газами лава разбрызгивается и застывает в виде тонких стеклянных нитей ‘волосами Пеле ’. Затем кратерное озеро переполняется и лава начинает переливаться через его края и стекать по склонам вулкана в виде крупных потоков.

Эффузивные подводные. Извержения являются самыми многочисленными и наименее изученными. Они также приурочены к рифтовым структурам, отличаются господством базальтовых лав. На дне океана при глубине 2 км и более давление воды столь велико, что взрывов не происходит, а значит и пирокластов не возникает. Под давлением воды даже жидкая базальтовая лава далеко не растекается, образует короткие куполообразные тела или узкие и длинные потоки, покрытые с поверхности стекловатой коркой. Отличительной чертой подводных вулканов, находящихся на больших глубинах, является обильное выделение гидротерм, содержащих высокое количество меди, свинца, цинка и других цветных металлов.

Смешаннные эксплозивно-эффузивные (газово-взрывные-лавовые) вулканы. Примерами таких вулканов могут служить вулканы Италии: Этна – высочайший вулкан Европы (более 3263 м), расположенный на острове Сицилия; Везувий (высотой около 1200 м), расположенный близ Неаполя; Стромболи и Вулкано из группы Липарских островов в Мессинском проливе. К этой же категории относятся многие вулканы Камчатки, Курильских и Японских островов и западной части Кордильерского подвижного пояса. Лавы данных вулканов различны — от основных (базальтовых), андезито-базальтовых, андезитовых до кислых (липаритовых). Среди их условно выделяют несколько типов.

Стромболианский тип. Характерен для вулкана Стромболи, поднимающегося в Средиземном море до высоты 900 м. Лава этого вулкана главным образом базальтового состава, но более низкотемпературная (1000-1100), чем лава вулканов гавайских островов, поэтому менее подвижна и насыщена газами. Извержения происходят ритмично через определенные короткие промежутки времени – от нескольких минут до часа. Газовые взрывы выбрасывают на относительно не большую высоту раскаленную лаву, которая выпадает затем на склоны вулкана в виде спирально завитых бомб и шлака (пористые, пузыристые куски лавы). Характерно, что пепла выбрасывается очень мало. Вулканический аппарат конусовидной формы состоит из слоев шлака и застывшей лавы. К этому же типу относится такой известный вулкан как Исалько.

Этно-везувианский (вулканский) тип синоним - плинианский тип. Для многих вулканов этого типа характерны различные лавы, чаще всего средние андезитовые, андезито-базальтовые, иногда андезито-дацитовые и даже липаритовые, обладающие относительно большой вязкостью, малой подвижностью и насыщенностью газами. Температура их от 8000 до 10000, иногда больше. Извержения таких вулканов происходят с большими взрывами, выбрасывавающими большое количество лавы, рассеивающейся в атмосфере и выпадающей на склоны вулканической горы и на смежные участки в виде вулканического пепла, песка, лапилей и бомб. Лава, вытекая из кратера, медленно движется в виде отдельных потоков. Скорость движения этих потоков относительно не большая. Так, лавы Везувия только в начальные моменты могут иметь скорость около 1 м/с, а затем она постепенно уменьшается, доходя до первых метров в минуту и менее. Длина лавовых потоков относительно не большая: от первых километров до 15, максимум 30 км. Характерная особенность ряда вулканов подобного типа – наличие побочных, или паразитических, вулканов, располагающихся на склонах основного вулкана ниже его кратера. Также одним из ярчайших примеров данного типа является вулкан Этна.

Вулканы эксплозивные (газово-взрывные) и экструзивно-эксплозивные. К этой категории относятся многие вулканы, в которых преобладающее значение имеют крупные газово-взрывные процессы с выбросом большого количества твердых продуктов извержения, почти без излияния лав (или в ограниченных размерах). Такой характер извержения связан с составом лав, их вязкостью, относительно малой подвижностью и большой насыщенностью газами. В ряде вулканов одновременно наблюдаются газово-взрывные и экструзивные процессы, выражающиеся в выжимании вязкой лавы и образовании куполов и обелисков, возвышающихся над кратером.

Пелейский тип. Особенно ярко проявился в вулкане Мон-Пеле на о. Мартиника, входящем в группу Малых Антильских островов. Лава этого вулкана преимущественно средняя, андезитовая, отличается большой вязкостью и насыщена газами. Застывая, она образует в жерле вулкана твердую пробку, препятствующую свободному выходу газа, который, накапливаясь под ней, создает очень большие давления. Лава выжимается в виде обелисков, куполов. Извержения происходят как сильные взрывы. Возникают огромные облака газов, перенасыщенные лавой. Эти раскаленные (с температурой свыше 700-800) газово-пепловые лавины не поднимаются высоко, а скатываются с большой скоростью по склонам вулкана и уничтожают на своем пути все живое.

Кракатауский тип. Выделен по названию вулкана Кракатау, на расположенного в Зондском проливе между Явой и Суматрой. Этот остров представлял собой три сросшихся вулканических конуса. Наиболее древний из них, Раката, сложен базальтами, а два других, более молодых,-андезитами. Эти три слившихся вулкана располагаются в древней обширной подводной кальдере, образовавшейся в доисторическое время. До 1883 г. в течение 20 лет Кракатау не проявлял активной деятельности. В 1883 г. произошло одно из крупнейших катастрофических извержений. Оно началось взрывами умеренной силы в мае, после некоторых перерывов вновь возобновлялись в июне, июле, августе с постепенным нарастанием интенсивности. 26 августа произошли два больших взрыва. Утром 27 августа произошел гигантский взрыв, который был слышен в Австралии и на островах в западной части Индийского океана на расстоянии 4000-5000 км. На высоту около 80 км поднялось раскаленное газово-пепловое облако. Огромные волны высотой до 30 м, возникшие от взрыва и сотрясения Земли, называемые цунами, вызвали большие разрушения на прилежащих островах Индонезии, ими было смыто с берегов Явы и Суматры около 36 тыс. человек. Местами разрушения и человеческие жертвы были связаны со взрывной волной огромной силы.

Подледный вид извержений возможен в случае, когда вулкан находится подо льдами или целым ледником. Подобные извержения опасны тем, что провоцируют мощнейшие наводнения, а также своей шаровой лавой. До настоящего времени известно лишь пять подобных извержений, то есть они весьма редкое явление.

Моногенные вулканы

Маарский тип. Этот тип объединяет лишь единожды извергавшиеся вулканы, ныне потухшие эксплозивные вулканы. В рельефе они представлены плоскими блюдцеобразными котловинами, обрамленными невысокими валами. В составе валов присутствуют как вулканические шлаки, так и обломки невулканических пород, слагающих данную территорию. В вертикальном разрезе кратер имеет вид воронки, которая в нижней части соединяется с трубообразным жерлом, или трубкой взрыва. К ним относятся вулканы центрального типа, образовавшиеся при однократном извержении. Это газово-взрывные извержения, иногда сопровождающиеся эффузивными или экструзивными процессами. В результате на поверхности образуются небольшие шлаковые или шлаково-лавовые конусы (высотой от десятков до первых сотен метров) с блюдцеобразным или чашеобразным кратерным углублением.

Трещинные извержения

Они приурочены к крупным разломам и трещинам в земной коре, играющим роль магмовыводящих каналов. Извержение, особенно в ранние фазы, может происходить вдоль всей тещины или отдельных участков ее участков. В последующем по линии разлома или трещины возникают группы сближеных вулканических центров. Излившаяся основная лава после застывания образует базальтовые покровы различных размеров с почти горизонтальной поверхностью. В историческое время подобные мощные трещинные излияния базальтовой лавы наблюдались в Исландии. Трещинные излияния широко распространены на склонах крупных вулканов. О ни же, по-видимому, широко развиты в пределах разломов Восточно-Тихоокеанского поднятия и в других подвижных зонах Мирового океана. Особенно значительные трещинные излияния были в прошлые геологические периоды, когда образовались мощные лавовые покровы.

Ареальный тип извержения. К этому типу относятся массовые извержения из многочисленных близко расположенных вулканов центрального типа. Они часто бывают приурочены к мелким трещинам, или узлам их пересечения. В процессе извержения некоторые центры отмирают, а другие возникают. Ареальный тип извержения захватывает иногда обширные площади, на которых продукты извержения сливаются, образуя сплошные покровы.


Презентация содержит необходимый материал для освоения темы "Вулканы", позволяет показать возникновения и последствия этого природного явления.

Содержимое разработки

 Цель урока: познакомить учащихся с понятием вулканы, причинами их извержения, разобрать какие бывают вулканы и где они находятся на Земле. Задачи урока: - познакомить учащихся с опасным природным явлением геологического происхождения — вулканами, с типами извержения вулканов и причинами их возникновения. - сформировать умение правильно оценивать ситуацию, умение анализировать, систематизировать и делать выводы; - сформировать интерес к предмету; - учить противостоять природной стихии.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием вулканы, причинами их извержения, разобрать какие бывают вулканы и где они находятся на Земле.

Задачи урока:

Учебные вопросы:

Устный опрос:

«… С этой минуты, когда гаснет день и вступает в свои права багровый свет расплавленных лав, мы переносились в мир волшебных видений… На массивные стены кратера огненное озеро отбрасывало зловещие багровые отсветы. Тяжёлые волны жидкой лавы глухо ревели и бились …

имени бога огня и кузнечного

дела Вулкана из древнеримских

Вулкан – это коническая гора, из которой время от времени вырывается раскалённое вещество – магма. Магма образуется при высоких температурах и давлениях в земной коре и верхней мантии. Учёные считают, что процесс образования магмы происходит при тектонических движениях плит литосферы на активных её окраинах.

Активные окраины – это участки литосферы, в которых океаническая кора погружается под более лёгкую и плавучую континентальную земную кору, образуя наклонную пластину. Взаимодействие пластины погружающейся океанической коры с континентальной литосферой вызывает плавление верхней мантии на глубине 150-200 км. Зародившиеся здесь капли расплава, сливаясь друг с другом, начинают перемещаться вверх. На некоторых, более высоких промежуточных уровнях в земной коре они образуют магматические очаги, и из самого верхнего очага происходит извержение.

Активные окраины – это участки литосферы, в которых океаническая кора погружается под более лёгкую и плавучую континентальную земную кору, образуя наклонную пластину. Взаимодействие пластины погружающейся океанической коры с континентальной литосферой вызывает плавление верхней мантии на глубине 150-200 км. Зародившиеся здесь капли расплава, сливаясь друг с другом, начинают перемещаться вверх. На некоторых, более высоких промежуточных уровнях в земной коре они образуют магматические очаги, и из самого верхнего очага происходит извержение.

 Извержение вулкана – это выход на поверхность планеты расплавленного вещества земной коры и мантии Земли, называется магмой .

Извержение вулкана – это выход на поверхность планеты расплавленного вещества земной коры и мантии Земли, называется магмой .

Причины извержения вулканов - землетрясение; - падение давления в очаге магмы. А при внезапном уменьшении давления магма расплавляется, газы расширяются и рвутся наружу.

Причины извержения вулканов

- падение давления в очаге магмы. А при внезапном уменьшении давления магма расплавляется, газы расширяются и рвутся наружу.

Признаки извержения вулкана

минеральных вод на его

Типы извержения вулканов

Если газы выделяются из магмы относительно спокойно, то она изливается на поверхность, образуя лавовые потоки. Такое извержение получило название эффузивное.

Если газы выделяются быстро, происходит как бы мгновенное вскипание магматического расплава и он разрывается расширяющимися газовыми пузырьками. Происходит мощное взрывное извержение, которое получило название эксплозивное.

Если газы выделяются быстро, происходит как бы мгновенное вскипание магматического расплава и он разрывается расширяющимися газовыми пузырьками.

название эксплозивное.

 Если магма очень вязкая и её температура невелика, то она медленно выдавливается на поверхность. Такое извержение называется экструзивным.

Если магма очень вязкая и её температура невелика, то она медленно выдавливается на поверхность. Такое извержение называется экструзивным.

Типы вулканов Наиболее распространены вулканы центрального типа – это возвышенность, гора или холм с углублением на вершине – кратером , из которого магма выходит на поверхность. При извержении вулкана выброшенные из него обломки породы, пепел, изливавшаяся лава остаются на его склонах. Высота горы увеличивает- ся, а вместе с ней и кратер перемещается все выше и выше.

Типы вулканов

Наиболее распространены вулканы центрального типа – это возвышенность, гора или холм с углублением на вершине кратером , из которого магма выходит на поверхность. При извержении вулкана выброшенные

из него обломки породы,

пепел, изливавшаяся лава

остаются на его склонах.

Высота горы увеличивает-

ся, а вместе с ней и кратер

перемещается все выше и

 Другой тип вулканов – линейные, или трещинные . Их возникновение связано с подъёмом жидкой базальтовой магмы по трещине в земной коре. Жидкая лава растекается на огромные площади, образуя лавовые покровы. Такой вулкан выглядит как трещина на поверхности Земли.

Другой тип вулканов – линейные, или трещинные . Их возникновение связано с подъёмом жидкой базальтовой магмы по трещине в земной коре. Жидкая лава растекается на огромные площади, образуя лавовые покровы. Такой вулкан выглядит как трещина на поверхности Земли.

вулканы дремлющие потухшие действующие

действующие

Из истории В 1 веке в Италии произошло одно из самых сильных за всю историю человечества извержение вулкана Везувий. Тучи пепла затмили солнце, потоки лавы, грязи и камней затопили города Помпею, Геркуланум и Стабию. Воздух наполнился ядовитыми парами. Люди пытались укрыться в домах и погибали там от удушья, либо под обвалившейся кровлей. В течение двух суток продолжалось извержение Везувия, а когда, наконец, оно прекратилось, города исчезли, полностью погребённые под пеплом, камнями, грязью. Спустя много веков археологи откопали их и обнаружили сохранившиеся под вулканическим пеплом образцы древнеримской архитектуры, скульптуры, домашнюю утварь.

В 1 веке в Италии произошло одно из самых сильных за всю историю человечества извержение вулкана Везувий. Тучи пепла затмили солнце, потоки лавы, грязи и камней затопили города Помпею, Геркуланум и Стабию. Воздух наполнился ядовитыми парами. Люди пытались укрыться в домах и погибали там от удушья, либо под обвалившейся кровлей. В течение двух суток продолжалось извержение Везувия, а когда, наконец, оно прекратилось, города исчезли, полностью погребённые под пеплом, камнями, грязью. Спустя много веков археологи откопали их и обнаружили сохранившиеся под вулканическим пеплом образцы древнеримской архитектуры, скульптуры, домашнюю утварь.


 Расположение вулканов на Земле. Вулканов на Земле около 500 . Основная масса сосредоточена по берегам и островных дугах Тихого океана. Несколько вулканических островов находится в Индийском океане, а в Атлантическом их только 45. Кроме Тихоокеанской зоны на Земле ещё есть две области вулканизма. Одна из них находится в Африке, а другая включает Средиземноморье и Малую Азию, а также Восточную Турцию и Иран. На территории России деятельность вулканов наблюдается в районах Камчатки и Курильских островов.

Расположение вулканов на Земле.

Вулканов на Земле около 500 .

Основная масса сосредоточена по берегам и островных дугах Тихого океана. Несколько вулканических островов находится в Индийском океане, а в Атлантическом их только 45. Кроме Тихоокеанской зоны на Земле ещё есть две области вулканизма. Одна из них находится в Африке, а другая включает Средиземноморье и Малую Азию, а также Восточную Турцию и Иран.

На территории России деятельность вулканов наблюдается в районах Камчатки и Курильских островов.

Карта вулканов Камчатки

Карта вулканов Камчатки

 1.Что такое вулкан и каковы причины его извержения? 2. Что представляет собой извержение вулкана и какие существуют предвестники извержения? 3. какие бывают вулканы? 4. Где встречаются вулканы?

1.Что такое вулкан и каковы причины его извержения?

2. Что представляет собой извержение вулкана и какие существуют предвестники извержения?

3. какие бывают вулканы?

4. Где встречаются вулканы?

Домашнее задание

Письменно: написать в тетради какие существуют предвестники извержения вулканов?


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Структура и ход урока:

Технологическая карта урока.

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1.Мотивация к учебной деятельности

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Готовят рабочее место

Продолжить формирование ответственного

отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

2.Проверка домашнего задания

Предлагает ответить на вопросы, оцененные в баллах.

Выбирают вопросы. Готовятся к ответу. Отвечают.

Продолжить формирование навыков самостоятельной работы

Продолжить формирование представлений о движении земной коры и землетрясениях.

Формировать умение реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности.

3.Актуализация знаний

Записываем тему урока в тетради.

Комментируя ответы, учитель совместно с учениками определяет цели урока (заранее пишет их на оборотной стороне доски и поочерёдно открывает записи)

Ученики предлагают варианты тем урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

Будут сформированы знания о вулканах и гейзерах России, сформированы правила безопасного поведения при извержении вулканов.

Научатся выделять и объяснять признаки понятий: вулкан, магма, лава, кратер, желоб.

Понимать причины возникновения вулканов. Определять положение Тихоокеанского огненного кольца

Описывать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами.

Формировать умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения.

(задание на столкновение мнений)

Перед вами картины разных художников. Распределите эти картины на две группы: горы и вулканическая гора.

-Как Вы выполнили это задание?

- Задание было одно, а выполнили мы его по-разному.

Выясняет, какими знаниями владеют школьники о вулканизме.

-Не знаем, чем отличается вулканическая гора от обычной горы.

Рассказывают о том, что они знают о вулканах.

Продолжить формирование навыков работы с иллюстрационным материалом

Формирование умений на практике пользоваться методами наблюдения,объяснения.

5.Усвоение новых знаний и способов деятельности

Формируя знания о вулканах, опирается на имеющиеся у школьников представления, которые уточняются и расширяются.

Задаёт вопросы по строению вулкана, используя рисунок в учебнике.

Чтение учащихся о процессе извержения вулкана сопровождает слайдами, рисунками.

Помогает сравнивать разные виды вулканов по рисунку.

Обращает внимание учащихся на правила поведения людей перед извержением вулкана и во время него.

Отвечают на вопросы при помощи рисунка. Находят очаг, жерло, кратер, лаву, выясняют особенности действующих и потухших вулканов. Примеры действующих и потухших вулканов находят на карте учебника.Зачитывают описание процесса извержения вулкана в учебнике .

Выясняют насколько опасно это явление, каковы были последствия наиболее сильных извержений вулканов.

Продолжить формирование познавательной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами,

ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды.

Выделять описывать и объяснять существенные признаки вулканов.

Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов вулканизма.

Отображать в речи содержание совершаемых действий.

Формирование умений извлекать информацию из различных источников знаний,

проводить самостоятельный поиск информации о своей местности из разных источников.

6.Первичная проверка понимания изученного

Применение изученного.

подписать составные части вулкана в тетради .

Консультирует учащихся при необходимости.

Работают в тетради

Ученик сообщает краткие сведения о гибели Помпеи. Остальные слушают.

Продолжить формирование познавательной и информационной культуры.

Формирование умений на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, объяснения, решения проблем.

7.Самостояте

льная работа с самопроверкой по эталону

Выдаёт тесты по основным понятиям темы.

Работают в парах.

Самостоятельно выполняют проверку тестов по эталону, обменявшись выполненными работами.

Освоение социальных норм и правил поведения в в небольших группах.

8.Рефлексия учебной деятельности

Предлагает учащимся ответить изученные вопросы и оценить свою работу на уроке.

Оценивают свои знания по пятибалльной системе.

Формирование опыта рефлексивно-оценочной деятельности.

9.Информация о домашнем задании

Молодцы, на уроке Вы узнали и открыли много новых знаний, научились применять их на практике, хорошо работали.

Читайте также: