Раскрашивание пространства около контура сравнение и сопоставление формы предметов конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цель : Формировать представления детей о форме предметов и их цвете.

- совершенствовать знания о геометрических фигурах : круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;

- учить применять геометрические фигуры для создания плоскостных и изображений по образцу.

- развивать мыслительные процессы – сопоставление, обобщение;

- развивать активный словарь – названия геометрических фигур, прилагательные, характеризующие форму предмета; пассивный словарь – геометрическая фигура, аппликация;

- развивать распределительное внимание - переключение внимания с одного объекта на другой;

- развивать тактильное восприятие, путем развития осязательного восприятия и мелкой моторики рук.

- воспитывать ответственность за результаты труда.

Ход занятия:

Организационный момент.

Вот опять звенит звонок, он зовёт нас на урок.

1.1. Дыхательные упражнения:

1.2. Стимулирующие упражнения:

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Расслабьтесь, положите руки ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек. Постарайтесь обратить внимание, какой он на ощупь: тёплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжёлый или лёгкий, гладкий или шероховатый. Какую геометрическую фигуру он напоминает?

3. Актуализация знаний.

Весь мир устроен из фигур, Лишь присмотритесь - я не лгу
Дома, машины, люди, звери, Столы, картины, окна, двери,
Пруды, каналы и поля и в целом вся наша Земля.

Сегодня мы с вами отправимся в необычайную страну, в которой всё состоит из геометрических фигур: и люди, и цветы, и машины.

Давайте с вами вспомним, какие геометрические фигуры вы знаете. Отгадайте загадки.

1) Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины,
Вам представиться я рад,

а зовут меня… (квадрат!)

2)Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).

3)Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - . (треугольник)

4) Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).

5) Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы . (овал)

4. Работа по теме урока:

4.1. Назовите какой формы заплатки на платье у куклы Маши, на штанишках у Мишки, на кофточке у Димы и т.д.?





С формой связан всех тесней

Мир предметов и вещей.

Много разных форм вокруг:

Треугольник, овал, круг.

-Рассмотрите предметные картинки, назовите их.

-На какую геометрическую фигуру похож этот предмет?




4.4. Зрительная гимнастика

Проведём, друзья, сейчас упражнение для глаз.

Влево, вправо посмотрели, глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Это вовсе не секрет- всё вокруг имеет цвет.

Но в природе неспроста перепутались цвета.

Как узнаешь, где какой: красный, жёлтый, голубой?

Учитель показывает контуры предметов, дети отгадывают и поднимают полоску из цветной бумаги соответствующего цвета.









5. Коллективно-практическая работа.

5.1. Пальчиковая гимнастика

5.2. Посмотрите на работу. В какой технике она выполнена? (аппликация)


- Что такое аппликация? (вырезание и наклеивание фигурок, узоров)

- А эта работа в какой технике выполнена?


- Да, это тоже аппликация. Вы заметили что-нибудь интересное? (Аппликация выполнена из геометрических фигур.)

- Как вы думаете, что предстоит нам сегодня делать?

5.3. Объяснение нового материала.


- Из каких деталей состоит работа? (Из геометрических фигур: круги, квадрат, треугольники, прямоугольники)


- Кто знает порядок выполнения нашей работы? Определим, кто какой элемент аппликации будет выполнять.

5.4. Повторение правил безопасной работы с клеем и выполнение работы совместно с учителем.

6. Рефлексия. Подведение итогов.

- Наше занятие подошло к концу. Понравилась вам работа, которую мы сделали?

- Что научились делать?

- О каких геометрических фигурах мы сегодня говорили?

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

Целью программы предшкольной подготовки является всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

Данная программа позволяет:

  • Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием;
  • Устранить разноуровневую подготовку к обучению в школе в связи со снижением численности детей, посещающих дошкольные учреждения;
  • Исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению;
  • Сохранить здоровье малышей, готовящихся к обучению в школе.

В программе выделены основные принципы работы при подготовке детей к обучению:

· Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

· Недопустимость менторской позиции и порицания;

· Положительная оценка любого достижения ребенка;

Занятия проводятся на базе сада . Продолжительность занятий 20 мин., включая 2 физминутки.

Содержание программы

Развитие речи. Письмо.

Подготовка к обучению чтению построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи.

Развитие связной устной речи включает в себя обучение правильному литературному произношению, развитие творческого воображения и образного мышления.

Укрепление и развитие артикуляции предполагает обучение детей четкому произношению слов и фраз; формированию умений менять силу, высоту голоса (мелодия, интонация, темп речи), обучение правильному использованию интонационных средств. Важно развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений.

Разучивание загадок, скороговорок, пересказ сказок с опорой на иллюстрации, понимание смысловых значений слов способствует развитию интереса к самостоятельному словесному творчеству.

Подготовка к обучению письму: подготовка пишущей руки к письму с помощью обведенных по контуру узоров и рисунков, предметов различной конфигурации, составление узоров по аналогии и самостоятельно; знакомство с контуром предмета и его особенностями; развитие образного и творческого мышления; моделирование и конструирование предметов из элементов различной конфигурации.

К завершению подготовки к обучению дети должны:

- правильно произносить все звуки

- выделять из слов звуки

- отчетливо и ясно произносить слова

- выделять слова и предложения из речи

- давать описание знакомого предмета

- пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям

- работать на листе бумаги сверху вниз, слева направо.

Математика

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии:

- арифметическая (числа от 1 до 10), цифра и число

- геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.)

- содержательно-логическая, построенная, в основном, на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

В курсе реализуется основная методическая идея, которая осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, что направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы: метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя, эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. А также работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью и др.

Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

Дети обучаются сравнению предметов (фигур), групп по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др), по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.

Математическое содержание курса:

Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательности дальше, на каком бы месте мы не останавливались.

Простые геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг.

Содержательно-логические задания на развитие:

- воображения – деление фигур на части, составление фигур из частей.

- мышления – выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.

К конце подготовительной ступени дети должны:

- знать названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше – меньше, определять число предметов заданной совокупности и устно обозначить результат числом;

- знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;

- проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различать, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).

Игровые занятия для активации воображения, внимания, восприятия:

- анализ, классификация предметов;

- обобщение по заданному признаку

- сравнение и выделение главного

- действия по предложенной схеме-алгоритму.

Игровые занятия для развития речевой деятельности:

- самостоятельное составление предложений

Игровые занятия для развития математических способностей:

- овладение счетными операциями

- формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени

- сравнение количества предметов

- освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание)

- решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание

ВложениеРазмер
podgotovka_detej_k_shkole_gotovo.docx 43.39 КБ






Предварительный просмотр:

"ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ"

Целью программы предшкольной подготовки является всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

Данная программа позволяет:

  • Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием;
  • Устранить разноуровневую подготовку к обучению в школе в связи со снижением численности детей, посещающих дошкольные учреждения;
  • Исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению;
  • Сохранить здоровье малышей, готовящихся к обучению в школе.

В программе выделены основные принципы работы при подготовке детей к обучению:

· Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

· Недопустимость менторской позиции и порицания;

· Положительная оценка любого достижения ребенка;

Занятия проводятся на базе сада . Продолжительность занятий 20 мин., включая 2 физминутки.

Развитие речи. Письмо.

Подготовка к обучению чтению построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи.

Развитие связной устной речи включает в себя обучение правильному литературному произношению, развитие творческого воображения и образного мышления.

Укрепление и развитие артикуляции предполагает обучение детей четкому произношению слов и фраз; формированию умений менять силу, высоту голоса (мелодия, интонация, темп речи), обучение правильному использованию интонационных средств. Важно развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений.

Разучивание загадок, скороговорок, пересказ сказок с опорой на иллюстрации, понимание смысловых значений слов способствует развитию интереса к самостоятельному словесному творчеству.

Подготовка к обучению письму: подготовка пишущей руки к письму с помощью обведенных по контуру узоров и рисунков, предметов различной конфигурации, составление узоров по аналогии и самостоятельно; знакомство с контуром предмета и его особенностями; развитие образного и творческого мышления; моделирование и конструирование предметов из элементов различной конфигурации.

К завершению подготовки к обучению дети должны:

- правильно произносить все звуки

- выделять из слов звуки

- отчетливо и ясно произносить слова

- выделять слова и предложения из речи

- давать описание знакомого предмета

- пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям

- работать на листе бумаги сверху вниз, слева направо.

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии:

- арифметическая (числа от 1 до 10), цифра и число

- геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.)

- содержательно-логическая, построенная, в основном, на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

В курсе реализуется основная методическая идея, которая осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, что направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы: метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя, эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. А также работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью и др.

Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

Дети обучаются сравнению предметов (фигур), групп по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др), по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.

Математическое содержание курса:

Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательности дальше, на каком бы месте мы не останавливались.

Простые геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг.

Содержательно-логические задания на развитие:

- воображения – деление фигур на части, составление фигур из частей.

- мышления – выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.

К конце подготовительной ступени дети должны:

- знать названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше – меньше, определять число предметов заданной совокупности и устно обозначить результат числом;

- знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;

- проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различать, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).

Игровые занятия для активации воображения, внимания, восприятия:

- анализ, классификация предметов;

- обобщение по заданному признаку

- сравнение и выделение главного

- действия по предложенной схеме-алгоритму.

Игровые занятия для развития речевой деятельности:

- самостоятельное составление предложений

Игровые занятия для развития математических способностей:

- овладение счетными операциями

- формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени

- сравнение количества предметов

- освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание)

Конспект урока по теме

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

На уроке письма учимся правильно сидеть, правильно располагать тетрадь и правильно держать ручку. Учимся правильно по контуру обводить предметы. Упражнения на развитие мелкой моторики - пальчиковая гимнастика. Чтение рассказа, ответы на вопросы по содержанию. Учимся соотносить предметы и схемы, объединять предметы в группы.

уроки обучения грамоте в добукварный период умк Перспектива ,уроки-1-21
образец :Урок 1.Твои новые друзья. Дорога в школу (с. 3-5).

Целевые установки урока:
а) готовить руку ребенка к письму; обводить фигуры по контуру; штриховать; б) дать представление о рабочей строке:верхняя и нижняя линейки, середина строки, слева, справа; в) составлять устный рассказ по рисунку.
Ход урока.
1. Знакомство с учебной тетрадью. Рассматривание пособия (обложки и первой страницы).
— Что перед вами? Учебник или учебная тетрадь?Для чего нужен учебник? (Учебник — это книга для обучения чему-нибудь).А тетрадь?(Учебная тетрадь тоже относится к учению).
— Рассмотрите странички тетради. Скажите, чему она вас научит? Учебная тетрадь поможет вам лучше подготовиться к письму букв. Письмо букв и слов потребует от вас внимания, терпения и очень точных движений руки.

Оценить 2552 0

Урок 1. Твои новые друзья. Дорога в школу (с. 3-5).

Целевые установки урока:

а) готовить руку ребенка к письму; обводить фигуры по контуру; штриховать; б) дать представление о рабочей строке: верхняя и нижняя линейки, середина строки, слева, справа; в) составлять устный рассказ по рисунку.

1. Знакомство с учебной тетрадью. Рассматривание пособия (обложки и первой страницы).

— Что перед вами? Учебник или учебная тетрадь? Для чего нужен учебник? (Учебник — это книга для обучения чему-нибудь). А тетрадь? (Учебная тетрадь тоже относится к учению).

— Рассмотрите странички тетради. Скажите, чему она вас научит? Учебная тетрадь поможет вам лучше подготовиться к письму букв. Письмо букв и слов потребует от вас внимания, терпения и очень точных движений руки.

2. Знакомство со сквозными персонажами (Аня, Ваня, Мишутка, Котик, Зайка).

— Кто будет нам помогать? Как они готовились к школе? А вы?

3. Правила держания ручки.

— Внимательно рассмотрите рабочие строчки внизу. У Зайца, Мишки и Котика своя рабочая строка. Одинаково ли расположены фигуры на строке у Зайки и Мишутки? (Нет. У Зайца широкая сторона фигуры (основание треугольника) находится на верхней линейка, а у Мишки — на нижней). Выберите одну из рабочих строчек и обведите фигуры на ней.

6. Физминутка

8. Итог урока.

- Чему научились вы и ваши новые друзья?

Бордюр (полоска, которая обрамляет что-то) дети раскрашивают по желанию. Должна получиться нижняя цветная полоска.

* Количество упражнений учитель определяет сам, в зависимости от подготовки детей к школе. Упражнения на раскрашивание фигур и бордюра дети (по желанию) могут выполнять дома.

Урок2. Первое задание. На уроке. Что в центре? (с.6-7).

Целевые установки урока:а) готовить руку ребенка к письму; обводить фигуры по контуру; штриховать; б) ориентироваться на листе: середина (центр), слева, справа; в) точно выполнять задание учителя; различать верх и низ линейки на рабочей строке; обводить фигуры и линии на ней; г) классифицировать слова-названия предметов, находить одно общее слов для целой группы предметов; д) составлять устный рассказ по рисунку.

— Какое задание получили ученики? Справились ли они с заданием? Почему? (Они невнимательно слушали, не знали, что такое центр, слева, справа).

— Послушайте задание. Его цель: найти на рабочей строке кружок, который находится в центре, и обвести его (строка у Котика).

Учащимся дается тест на списывание, который выявляет уровень владения графическим навыком: умение видеть пробелы между словами и точно воспроизводить графический образ букв и слов, еще не умея писать.

— Какое задание получили ученики? Рассмотрите, как они справились с заданием. Попробуйте выполнить задание самостоятельно. Оцените его.

3. Рисование полукругов в рабочей полосе.

— Как расположены на рабочей строке два полукруга? (Первый полукруг касается верхней линейки, а второй расположен на нижней строке).

(Словесное описание фигур, их пространственное расположение).

4. Рассмотрение рисунка на стр.7.Классификация слов-названий предметов, нахождение одного общего слова для каждой группы предметов (овощи, одежда, транспорт, электроприборы). Штриховка любой группы предметов.

— Назовите каждый предмет в группах. Подберите общее слово для всей группы предметов.

5. Упражнения в рабочей строке. Самоконтроль.

— Что напоминает фигура на первой строке? (Огурец). Как она расположена? Прямо или наклонно? В каждой клетке или нет?

— Сверьте с образцом своё написание фигур. Подчеркните лучшие.

6. Самостоятельное рисование любого бордюра и его раскрашивание.

7. Итог урока.

— Красивая у вас получилась страничка или нет? Что нужно было сделать аккуратней?

Целевые установки уроков:а) ориентироваться на рабочей строке, различать верх и низ линейки, середина (центр) квадрата, слева, справа; б) обводить фигуры по контуру; штриховать их по заданию учителя; в) сравнивать предметы по форме, величине и количеству (с помощью учителя в практическом плане); г) составлять устный рассказ по рисунку.

— Попробуйте обвести фигуру ёжика, не отрывая ручки от листа тетради.

— Рассмотрите изображение мышки на рабочей полосе. На что оно похоже? (На полукруг, немного вытянутый влево). Нарисуйте его.

3. Упражнения на рабочей строке.

— Какого размера нарисованы фигуры? (Большие и маленькие). Выберите любую строчку и нарисуйте фигуры по образцу. (Учащиеся, испытывающие затруднения в письме, ограничиваются обведением фигур).

4. Сравнение предметов по количеству.

— Как можно сравнивать предметы? (По форме, размеру, количеству).

— Подумайте, какой прием помогает легко и быстро сказать, каких предметов больше: 1) пересчитать предметы в каждой группе, 2) соотнести предметы из каждой группы между собой и определить, каких предметов больше, 3) объединить их в группы.

5. Упражнения на рабочей строке: рисование бордюров по выбору.

Урок 4. Определи направление (с.12-15).

Целевые установки урока:а) ориентироваться на рабочей строке: верх и низ, середина, слева, справа; б) обозначать направление движения стрелкой; писать линии по направлению стрелки; в) писать вертикальные и горизонтальные линии; сравнивать лини по направлениям; г) составлять устный рассказ по рисунку.

Устный рассказ по картинке (с. 12). Определение направления с помощью жеста, замена жеста стрелкой. Письмо прямых линий, направленных слева направо и сверху вниз.

3. Устное составление предложений по картинке (с. 14).

— Где на рисунке использованы прямые и наклонные линии? Обведите их. При проведении прямых линий движения должны быть четко направлены сверху вниз.

4. Упражнения в рабочей полосе. Проведение вертикальных и горизонтальных линий (по выбору).

Обведение бордюров (выполняется по усмотрению учителя).

Урок 5. Найди пару. Лото (с.16-19).

Объединение единичных предметы в группы, подбор слов-названий с конкретным и общим значением (учебные принадлежности, игрушки…)

2. Обведение треугольников, различение прямых (вертикальных) линий и наклонных. Изображение ручки с помощью наклонных линий.

4. Устный рассказ по картинке. Сравнение предметов по высоте (выше — ниже), длине (короче — длиннее), количеству ( больше — меньше).

5. Рисование бордюра.

Уроки 6. Целое и часть (с.20-23).

Целевые установки уроков: а) различать целое и часть в предметах, дополнять часть до целого и разбивать целое на части (на практическом уровне); б) готовить руку ребенка к письму; обводить предметные рисунки по контуру; проводить параллельные линии, штриховать; в) классифицировать слова-названия предметов, находить одно общее слово-название для целой группы предметов (деревья, кусты, ягоды); г) рисовать и раскрашивать бордюр.

2. Штриховка кружков, проведение ровных параллельных линий.

3. Дорисовывание половинок до целого круга. Штриховка фигурок на компьютере.

4. Составление целого из частей (с. 22).

— Как дорисовать предмет, чтобы он стал целым? Рассмотрите, из каких частей состоит рисунок ( из двух его половинок). Какие фигурки есть в нарисованной половинке? (Это круги, овалы, полуовалы, прямые и наклонные линии). Повторите их справа по клеткам, точно воспроизводя все линии.

5. Развитие воображения: мысленное составление целого из частей (с. 23).

Упражнения на мысленное разделение целого предмета (любого) на части, называние его составных частей; составление целого из частей. (Эти упражнения, проводимые на практическом уровне, в дальнейшем помогут детям лучше воспринимать целостный графический образ буквы и выделять элементы, из которых состоит буква).

(Дополнительный материал в тетради учитель использует по своему усмотрению).

Урок 7. Головоломки. Овал (с. 24-25).

Целевые установки уроков:а) обводить предметные рисунки по контуру; проводить параллельные линии, штриховать;б)писать элементы печатных букв (прямые и наклонные линии, овалы и полуовалы); внимательно рассматривать все элементы графического рисунка, находить общее и различное;в) воспроизводить линии по образцу и сверять с ним написанные линии, фигуры; г) развивать фонематический слух, готовить детей к звуковому анализу слов.

— Попробуем разрешить эту трудную задачу и помочь нашим друзьям. Кто догадался, как решить эту головоломку?

— Найдите на первой строке образец. Из чего он состоит? (Фигуры: квадрат, круг. треугольник; прямые линии, расположенные вверху, внизу, слева и справа).) Чем фигуры отличаются от фигур на других строках? (Ничем). А их расположение? (Их расположение меняется, меняются и линии около фигур).

— Что отсутствует на последней строке таблицы? (Дополнительные прямые линии, горизонтальные и вертикальные).

— Восстановите рисунок на каждой строке по образцу: найдите и допишите недостающие элементы в других строках таблицы. Обратите внимание, какие линии должны быть рядом с квадратом, кругом и треугольником.

Проведение прямых линий около каждой фигуры. Словесная самооценка.

4. Подготовка к звуковому анализу. Упражнения в предварительной звуковой ориентировке: вычленение первого звука в словах (арбуз, астра, барабан, бант).

— Рассмотрите первую рабочую строку. Какие элементы вы видите? (Две наклонные прямые линии, направленные к середине верхней строки и короткая прямая линия посередине). Что показывают стрелочки? (Направление движений руки). Напишите элементы, ориентируясь на образец. После письма сверьте написанные элементы с образцом. Подчеркните самые красивые.

6. Индивидуальные задания для учащихся знающих буквы: печатание букв как сенсорных образцов известных детям звуков (вторая строка).

Урок 8. В квартире. Веселые превращения (с. 26-27).

Целевые установки уроков:а) обводить предметные рисунки по контуру; проводить параллельные линии, штриховать;б)писать элементы печатных букв (прямые и наклонные линии, овалы и полуовалы); внимательно рассматривать все элементы графического рисунка, находить общее и различное;в) воспроизводить линии по образцу и сверять с ним написанные линии, фигуры; г) развивать фонематический слух, готовить детей к звуковому анализу слов.

Целевая установка урока:а) обводить предметные рисунки по контуру; проводить штриховку; б) писать элементы печатных букв по образцу (прямые и наклонные линии, овалы и полуовалы); в) классифицировать слова по темам (одежда, обувь); различать слова-названия с общим (обобщающим) названием группы предметов и каждого предмета; г) развивать фонематический слух, готовить детей к звуковому анализу слов; д) совершенствовать устную речь, расширять словарный запас слов учащихся.

Лексическая работа: различение слов с общим названием группы предметов и названием каждого из них: дом — изба, вигвам, чум, иглу. Составление рядов слов по линии увеличения объема понятия: дом, улица, город, страна.

— Как расположить слова в цепочке слов, чтобы они означали постепенное увеличение размера предмета от меньшего к большему (улица, страна, дом, город)? (Дом — на улице, улица — в городе, город — в стране).

3. Письмо элементов печатных букв (Д — две наклонные линии, прямая линия внизу с линиями-черточками справа и слева; Е-прямая линия слева, прямые линии вверху, внизу, в середине). Движение руки в соответствии со стрелками.

— Кто отдыхает? Чем заняты зверята? Что они и говорят друг другу? Как общаются?

5. Предварительная звуковая ориентация в слове (жук, жёлудь).

Целевая установка урока:а) обводить предметные рисунки по контуру; проводить штриховку; б) писать элементы печатных букв по образцу (прямые и наклонные линии, овалы и полуовалы); в) классифицировать слова по темам (одежда, обувь); различать слова-названия с общим (обобщающим) названием группы предметов и каждого предмета; г) развивать фонематический слух, готовить детей к звуковому анализу слов; д) совершенствовать устную речь, расширять словарный запас слов учащихся.

- Чем заняты зверята? Какой платок кому принадлежит?

Предварительная звуковая ориентация в слове (зонт, замок).

6. Развитие фонематического слуха, определение начального звука в словах: игла, игрушки, кит, камыш.

Целевые установки уроков:а) обводить предметные рисунки по контуру; писать безотрывно петлеобразные линии по пунктирам; б) писать прямые линии по образцу и элементы печатных букв (прямые и наклонные линии, короткие и длинные); в) развивать фонематический слух, готовить детей к звуковому анализу слов; г) классифицировать слова по темам, называть виды транспорта для передвижения по воде, земле и воздуху; д) развивать устную речь, расширять словарный запас слов учащихся.

Урок 12. На лугу. Мы рисуем (с.36-37).

Целевые установки урока:а) обводить предметные рисунки по контуру; штриховать по пунктирным линиям; б) писать элементы печатных букв по образцу (прямые линии, овалы и полуовалы); в) развивать фонематический слух, готовить детей к звуковому анализу слов; г) совершенствовать устную речь, расширять словарный запас слов учащихся; д) классифицировать слова по темам (цветы, насекомые); различать слова-названия с общим (обобщающим) названием группы предметов и каждого из предметов;

— Какие цветы растут на лугу, а какие — в саду?

— Назовите слова, которые обозначают действия насекомых (ползают, прыгают, скачут, летают, порхают и др.)

2. Рисование и обведение овалов и полуовалов.

На каких предметных рисунках вы видите овалы и полуовалы? (с. 36). Обведите их.

Развитие фонематического слуха, подготовка к звуковому анализу.

— С какого звука начинается данное слово? (Ножницы, окна, облако).

Целевые установки урока:а) обводить предметные рисунки по контуру; штриховать по пунктирным линиям; б) писать элементы печатных букв по образцу (прямые линии, полуовалы); в) развивать фонематический слух, готовить детей к звуковому анализу слов; г) совершенствовать устную речь, расширять словарный запас слов учащихся.

3.Развитие фонематического слуха, подготовка к звуковому анализу.

— С какого звука начинается данное слово? (Паук, перо, рыба).

Урок 14. Мы — спортсмены. Кто построил домики? (с. 40-42).

На уроке ставятся те же целевые установки, что и на предыдущих уроках. Структура урока аналогична предыдущим урокам.

1. Устный рассказ по картинке. Выбор знака (символа) для спортивного магазина.

3. Первоначальная ориентировка в звуковой структуре слова. Слова: санки, слива; труба, телефон; утка, улитка; филин, фонарь.

Урок 15. Сравни и подумай. В гости к бабушке (с. 43-45).

На уроке ставятся те же целевые установки, что и на предыдущих уроках. Структура урока аналогична предыдущим урокам.

— Дорисуйте недостающие предметы.

4. Рассматривание рисунка дома. Активизация словаря.

— Назовите части дома: стена, крыша, фундамент, крыльцо и т.д.

5. Обведение предметных рисунков по контуру.

6. Классификация слов: посуда (чайная, столовая).

7. Первоначальная ориентировка в звуковой структуре слова (хлеб, цветок).

Урок 16. Распиши посуду. Наличники. Расшитые полотенца(с. 46-48).

На уроке ставятся те же целевые установки, что и на предыдущих уроках. Структура урока аналогична предыдущим урокам.

1. Беседа о предметах посуды.

3. Письмо элементов печатных букв.

Урок 17. Прогулка в парк. Знаки в городе (с. 50-53).

3. Письмо элементов печатных букв.

Урок 18. Подбери пару. Разгадай секрет (с. 52-53)

Целевые установки уроков: а) различать звучание слова и его значение; б) определять последовательность и количество звуков в слове, соотносить их со звуковой схемой; подбирать слова с заданным звуком в начале и середине слова; в) писать элементы письменных букв на рабочей строке; г) составлять предложения по рисункам.

1. Сравнение предметов по размеру и форме; раскрашивание.

2. Сравнение слов по звучанию. Звуковой анализ слов: определение последовательности звуков в слове, их количества с помощью схемы (тыква, репка; грибы, куст). Нахождение слов с искомым звуком в начале и середине слова.

3. Классификация слов: одежда (шуба), обувь (сапоги), головной убор (шапка). Звуковой анализ слов по выбору.

— Назовите части машины. Проверь себя, все ли слова — названия частей машины ты знаешь.

6. Упражнения в написании элементов письменных букв, рабочая строка, наклонные линии. Проводить контроль и оценку написанных строк.

Урок 21. Проверь себя (с.60-63).

5. В заключение уроков учащиеся просматривают рисунки, относящиеся к истории создания письменности, и делятся своими впечатлениями.

Учитель высказывает свое мнение о подготовке детей к изучению алфавита. Поощряется желание учащихся похвалить себя за достигнутые успехи, за то, что научились писать элементы печатных и письменных букв и размещать их на рабочей строке, понимать значение слов, которые мы употребляем в речи, слушать, как звучит слово, выделять в нем последовательность звуков. Все это залог того, что все дети успешно овладеют письменной речью.

Цель: Формировать представления детей о форме предметов и их цвете.

Задачи: Образовательные: - совершенствовать знания о геометрических фигурах : круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; - учить применять геометрические фигуры для создания плоскостных и изображений по образцу.

Коррекционно-развивающие: - развивать мыслительные процессы – сопоставление, обобщение;

- развивать активный словарь – названия геометрических фигур, прилагательные, характеризующие форму предмета; пассивный словарь – геометрическая фигура, аппликация; - развивать распределительное внимание - переключение внимания с одного объекта на другой; - развивать тактильное восприятие, путем развития осязательного восприятия и мелкой моторики рук.

Ход занятия:

Организационный момент.

Вот опять звенит звонок, он зовёт нас на урок.

1.1. Дыхательные упражнения:

1.2. Стимулирующие упражнения:

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Расслабьтесь, положите руки ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек. Постарайтесь обратить внимание, какой он на ощупь: тёплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжёлый или лёгкий, гладкий или шероховатый. Какую геометрическую фигуру он напоминает?

3. Актуализация знаний.

Весь мир устроен из фигур, Лишь присмотритесь - я не лгу
Дома, машины, люди, звери, Столы, картины, окна, двери,
Пруды, каналы и поля и в целом вся наша Земля.

Сегодня мы с вами отправимся в необычайную страну, в которой всё состоит из геометрических фигур: и люди, и цветы, и машины.

Давайте с вами вспомним, какие геометрические фигуры вы знаете. Отгадайте загадки.

1) Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины,
Вам представиться я рад,

а зовут меня… (квадрат!)

2)Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).

3)Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - . (треугольник)

4) Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).

5) Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы . (овал)

4. Работа по теме урока:

4.1. Назовите какой формы заплатки на платье у куклы Маши, на штанишках у Мишки, на кофточке у Димы и т.д.?

С формой связан всех тесней

Мир предметов и вещей.

Много разных форм вокруг:

Треугольник, овал, круг.

-Рассмотрите предметные картинки, назовите их.

-На какую геометрическую фигуру похож этот предмет?

4.4. Зрительная гимнастика

Проведём, друзья, сейчас упражнение для глаз.

Влево, вправо посмотрели, глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Это вовсе не секрет- всё вокруг имеет цвет.

Но в природе неспроста перепутались цвета.

Как узнаешь, где какой: красный, жёлтый, голубой?

Учитель показывает контуры предметов, дети отгадывают и поднимают полоску из цветной бумаги соответствующего цвета.

5. Коллективно-практическая работа.

5.1. Пальчиковая гимнастика

5.2. Посмотрите на работу. В какой технике она выполнена? (аппликация)

- Что такое аппликация? (вырезание и наклеивание фигурок, узоров)

- А эта работа в какой технике выполнена?

- Да, это тоже аппликация. Вы заметили что-нибудь интересное? (Аппликация выполнена из геометрических фигур.)

- Как вы думаете, что предстоит нам сегодня делать?

5.3. Объяснение нового материала.

Из каких деталей состоит работа? (Из геометрических фигур: круги, квадрат, треугольники, прямоугольники)

- Кто знает порядок выполнения нашей работы? Определим, кто какой элемент аппликации будет выполнять.

5.4. Повторение правил безопасной работы с клеем и выполнение работы совместно с учителем.

6. Рефлексия. Подведение итогов.

- Наше занятие подошло к концу. Понравилась вам работа, которую мы сделали?

- Что научились делать?

- О каких геометрических фигурах мы сегодня говорили?




















-

Читайте также: