Раскрашивание пространства около контура сравнение и сопоставление формы предметов конспект
Обновлено: 05.07.2024
Цель : Формировать представления детей о форме предметов и их цвете.
- совершенствовать знания о геометрических фигурах : круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
- учить применять геометрические фигуры для создания плоскостных и изображений по образцу.
- развивать мыслительные процессы – сопоставление, обобщение;
- развивать активный словарь – названия геометрических фигур, прилагательные, характеризующие форму предмета; пассивный словарь – геометрическая фигура, аппликация;
- развивать распределительное внимание - переключение внимания с одного объекта на другой;
- развивать тактильное восприятие, путем развития осязательного восприятия и мелкой моторики рук.
- воспитывать ответственность за результаты труда.
Ход занятия:
Организационный момент.
Вот опять звенит звонок, он зовёт нас на урок.
1.1. Дыхательные упражнения:
1.2. Стимулирующие упражнения:
2. Мотивация к учебной деятельности.
- Расслабьтесь, положите руки ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек. Постарайтесь обратить внимание, какой он на ощупь: тёплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжёлый или лёгкий, гладкий или шероховатый. Какую геометрическую фигуру он напоминает?
3. Актуализация знаний.
Весь мир устроен из фигур, Лишь присмотритесь - я не лгу
Дома, машины, люди, звери, Столы, картины, окна, двери,
Пруды, каналы и поля и в целом вся наша Земля.
Сегодня мы с вами отправимся в необычайную страну, в которой всё состоит из геометрических фигур: и люди, и цветы, и машины.
Давайте с вами вспомним, какие геометрические фигуры вы знаете. Отгадайте загадки.
1) Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины,
Вам представиться я рад,
а зовут меня… (квадрат!)
2)Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
3)Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - . (треугольник)
4) Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).
5) Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы . (овал)
4. Работа по теме урока:
4.1. Назовите какой формы заплатки на платье у куклы Маши, на штанишках у Мишки, на кофточке у Димы и т.д.?
С формой связан всех тесней
Мир предметов и вещей.
Много разных форм вокруг:
Треугольник, овал, круг.
-Рассмотрите предметные картинки, назовите их.
-На какую геометрическую фигуру похож этот предмет?
4.4. Зрительная гимнастика
Проведём, друзья, сейчас упражнение для глаз.
Влево, вправо посмотрели, глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Это вовсе не секрет- всё вокруг имеет цвет.
Но в природе неспроста перепутались цвета.
Как узнаешь, где какой: красный, жёлтый, голубой?
Учитель показывает контуры предметов, дети отгадывают и поднимают полоску из цветной бумаги соответствующего цвета.
5. Коллективно-практическая работа.
5.1. Пальчиковая гимнастика
5.2. Посмотрите на работу. В какой технике она выполнена? (аппликация)
- Что такое аппликация? (вырезание и наклеивание фигурок, узоров)
- А эта работа в какой технике выполнена?
- Да, это тоже аппликация. Вы заметили что-нибудь интересное? (Аппликация выполнена из геометрических фигур.)
- Как вы думаете, что предстоит нам сегодня делать?
5.3. Объяснение нового материала.
- Из каких деталей состоит работа? (Из геометрических фигур: круги, квадрат, треугольники, прямоугольники)
- Кто знает порядок выполнения нашей работы? Определим, кто какой элемент аппликации будет выполнять.
5.4. Повторение правил безопасной работы с клеем и выполнение работы совместно с учителем.
6. Рефлексия. Подведение итогов.
- Наше занятие подошло к концу. Понравилась вам работа, которую мы сделали?
- Что научились делать?
- О каких геометрических фигурах мы сегодня говорили?
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.
Целью программы предшкольной подготовки является всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
Данная программа позволяет:
- Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием;
- Устранить разноуровневую подготовку к обучению в школе в связи со снижением численности детей, посещающих дошкольные учреждения;
- Исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению;
- Сохранить здоровье малышей, готовящихся к обучению в школе.
В программе выделены основные принципы работы при подготовке детей к обучению:
· Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
· Недопустимость менторской позиции и порицания;
· Положительная оценка любого достижения ребенка;
Занятия проводятся на базе сада . Продолжительность занятий 20 мин., включая 2 физминутки.
Содержание программы
Развитие речи. Письмо.
Подготовка к обучению чтению построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи.
Развитие связной устной речи включает в себя обучение правильному литературному произношению, развитие творческого воображения и образного мышления.
Укрепление и развитие артикуляции предполагает обучение детей четкому произношению слов и фраз; формированию умений менять силу, высоту голоса (мелодия, интонация, темп речи), обучение правильному использованию интонационных средств. Важно развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений.
Разучивание загадок, скороговорок, пересказ сказок с опорой на иллюстрации, понимание смысловых значений слов способствует развитию интереса к самостоятельному словесному творчеству.
Подготовка к обучению письму: подготовка пишущей руки к письму с помощью обведенных по контуру узоров и рисунков, предметов различной конфигурации, составление узоров по аналогии и самостоятельно; знакомство с контуром предмета и его особенностями; развитие образного и творческого мышления; моделирование и конструирование предметов из элементов различной конфигурации.
К завершению подготовки к обучению дети должны:
- правильно произносить все звуки
- выделять из слов звуки
- отчетливо и ясно произносить слова
- выделять слова и предложения из речи
- давать описание знакомого предмета
- пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям
- работать на листе бумаги сверху вниз, слева направо.
Математика
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии:
- арифметическая (числа от 1 до 10), цифра и число
- геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.)
- содержательно-логическая, построенная, в основном, на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея, которая осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, что направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы: метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя, эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. А также работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью и др.
Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
Дети обучаются сравнению предметов (фигур), групп по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др), по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Математическое содержание курса:
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательности дальше, на каком бы месте мы не останавливались.
Простые геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг.
Содержательно-логические задания на развитие:
- воображения – деление фигур на части, составление фигур из частей.
- мышления – выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
К конце подготовительной ступени дети должны:
- знать названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше – меньше, определять число предметов заданной совокупности и устно обозначить результат числом;
- знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
- проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различать, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).
Игровые занятия для активации воображения, внимания, восприятия:
- анализ, классификация предметов;
- обобщение по заданному признаку
- сравнение и выделение главного
- действия по предложенной схеме-алгоритму.
Игровые занятия для развития речевой деятельности:
- самостоятельное составление предложений
Игровые занятия для развития математических способностей:
- овладение счетными операциями
- формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени
- сравнение количества предметов
- освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание)
- решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_detej_k_shkole_gotovo.docx | 43.39 КБ |
Предварительный просмотр:
"ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ"
Целью программы предшкольной подготовки является всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
Данная программа позволяет:
- Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием;
- Устранить разноуровневую подготовку к обучению в школе в связи со снижением численности детей, посещающих дошкольные учреждения;
- Исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению;
- Сохранить здоровье малышей, готовящихся к обучению в школе.
В программе выделены основные принципы работы при подготовке детей к обучению:
· Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
· Недопустимость менторской позиции и порицания;
· Положительная оценка любого достижения ребенка;
Занятия проводятся на базе сада . Продолжительность занятий 20 мин., включая 2 физминутки.
Развитие речи. Письмо.
Подготовка к обучению чтению построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи.
Развитие связной устной речи включает в себя обучение правильному литературному произношению, развитие творческого воображения и образного мышления.
Укрепление и развитие артикуляции предполагает обучение детей четкому произношению слов и фраз; формированию умений менять силу, высоту голоса (мелодия, интонация, темп речи), обучение правильному использованию интонационных средств. Важно развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений.
Разучивание загадок, скороговорок, пересказ сказок с опорой на иллюстрации, понимание смысловых значений слов способствует развитию интереса к самостоятельному словесному творчеству.
Подготовка к обучению письму: подготовка пишущей руки к письму с помощью обведенных по контуру узоров и рисунков, предметов различной конфигурации, составление узоров по аналогии и самостоятельно; знакомство с контуром предмета и его особенностями; развитие образного и творческого мышления; моделирование и конструирование предметов из элементов различной конфигурации.
К завершению подготовки к обучению дети должны:
- правильно произносить все звуки
- выделять из слов звуки
- отчетливо и ясно произносить слова
- выделять слова и предложения из речи
- давать описание знакомого предмета
- пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям
- работать на листе бумаги сверху вниз, слева направо.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии:
- арифметическая (числа от 1 до 10), цифра и число
- геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.)
- содержательно-логическая, построенная, в основном, на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея, которая осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, что направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы: метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя, эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. А также работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью и др.
Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
Дети обучаются сравнению предметов (фигур), групп по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др), по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Математическое содержание курса:
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательности дальше, на каком бы месте мы не останавливались.
Простые геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг.
Содержательно-логические задания на развитие:
- воображения – деление фигур на части, составление фигур из частей.
- мышления – выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
К конце подготовительной ступени дети должны:
- знать названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше – меньше, определять число предметов заданной совокупности и устно обозначить результат числом;
- знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
- проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различать, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).
Игровые занятия для активации воображения, внимания, восприятия:
- анализ, классификация предметов;
- обобщение по заданному признаку
- сравнение и выделение главного
- действия по предложенной схеме-алгоритму.
Игровые занятия для развития речевой деятельности:
- самостоятельное составление предложений
Игровые занятия для развития математических способностей:
- овладение счетными операциями
- формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени
- сравнение количества предметов
- освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание)
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
На уроке письма учимся правильно сидеть, правильно располагать тетрадь и правильно держать ручку. Учимся правильно по контуру обводить предметы. Упражнения на развитие мелкой моторики - пальчиковая гимнастика. Чтение рассказа, ответы на вопросы по содержанию. Учимся соотносить предметы и схемы, объединять предметы в группы.
уроки обучения грамоте в добукварный период умк Перспектива ,уроки-1-21
образец :Урок 1.Твои новые друзья. Дорога в школу (с. 3-5).
Целевые установки урока:
а) готовить руку ребенка к письму; обводить фигуры по контуру; штриховать; б) дать представление о рабочей строке:верхняя и нижняя линейки, середина строки, слева, справа; в) составлять устный рассказ по рисунку.
Ход урока.
1. Знакомство с учебной тетрадью. Рассматривание пособия (обложки и первой страницы).
— Что перед вами? Учебник или учебная тетрадь?Для чего нужен учебник? (Учебник — это книга для обучения чему-нибудь).А тетрадь?(Учебная тетрадь тоже относится к учению).
— Рассмотрите странички тетради. Скажите, чему она вас научит? Учебная тетрадь поможет вам лучше подготовиться к письму букв. Письмо букв и слов потребует от вас внимания, терпения и очень точных движений руки.
Оценить 2552 0
Урок 1. Твои новые друзья. Дорога в школу (с. 3-5).
Целевые установки урока:
а) готовить руку ребенка к письму; обводить фигуры по контуру; штриховать; б) дать представление о рабочей строке: верхняя и нижняя линейки, середина строки, слева, справа; в) составлять устный рассказ по рисунку.
1. Знакомство с учебной тетрадью. Рассматривание пособия (обложки и первой страницы).
— Что перед вами? Учебник или учебная тетрадь? Для чего нужен учебник? (Учебник — это книга для обучения чему-нибудь). А тетрадь? (Учебная тетрадь тоже относится к учению).
— Рассмотрите странички тетради. Скажите, чему она вас научит? Учебная тетрадь поможет вам лучше подготовиться к письму букв. Письмо букв и слов потребует от вас внимания, терпения и очень точных движений руки.
2. Знакомство со сквозными персонажами (Аня, Ваня, Мишутка, Котик, Зайка).
— Кто будет нам помогать? Как они готовились к школе? А вы?
3. Правила держания ручки.
— Внимательно рассмотрите рабочие строчки внизу. У Зайца, Мишки и Котика своя рабочая строка. Одинаково ли расположены фигуры на строке у Зайки и Мишутки? (Нет. У Зайца широкая сторона фигуры (основание треугольника) находится на верхней линейка, а у Мишки — на нижней). Выберите одну из рабочих строчек и обведите фигуры на ней.
6. Физминутка
8. Итог урока.
- Чему научились вы и ваши новые друзья?
Бордюр (полоска, которая обрамляет что-то) дети раскрашивают по желанию. Должна получиться нижняя цветная полоска.
* Количество упражнений учитель определяет сам, в зависимости от подготовки детей к школе. Упражнения на раскрашивание фигур и бордюра дети (по желанию) могут выполнять дома.
Урок2. Первое задание. На уроке. Что в центре? (с.6-7).
Целевые установки урока:а) готовить руку ребенка к письму; обводить фигуры по контуру; штриховать; б) ориентироваться на листе: середина (центр), слева, справа; в) точно выполнять задание учителя; различать верх и низ линейки на рабочей строке; обводить фигуры и линии на ней; г) классифицировать слова-названия предметов, находить одно общее слов для целой группы предметов; д) составлять устный рассказ по рисунку.
— Какое задание получили ученики? Справились ли они с заданием? Почему? (Они невнимательно слушали, не знали, что такое центр, слева, справа).
— Послушайте задание. Его цель: найти на рабочей строке кружок, который находится в центре, и обвести его (строка у Котика).
Учащимся дается тест на списывание, который выявляет уровень владения графическим навыком: умение видеть пробелы между словами и точно воспроизводить графический образ букв и слов, еще не умея писать.
— Какое задание получили ученики? Рассмотрите, как они справились с заданием. Попробуйте выполнить задание самостоятельно. Оцените его.
3. Рисование полукругов в рабочей полосе.
— Как расположены на рабочей строке два полукруга? (Первый полукруг касается верхней линейки, а второй расположен на нижней строке).
(Словесное описание фигур, их пространственное расположение).
4. Рассмотрение рисунка на стр.7.Классификация слов-названий предметов, нахождение одного общего слова для каждой группы предметов (овощи, одежда, транспорт, электроприборы). Штриховка любой группы предметов.
— Назовите каждый предмет в группах. Подберите общее слово для всей группы предметов.
5. Упражнения в рабочей строке. Самоконтроль.
— Что напоминает фигура на первой строке? (Огурец). Как она расположена? Прямо или наклонно? В каждой клетке или нет?
— Сверьте с образцом своё написание фигур. Подчеркните лучшие.
6. Самостоятельное рисование любого бордюра и его раскрашивание.
7. Итог урока.
— Красивая у вас получилась страничка или нет? Что нужно было сделать аккуратней?
Целевые установки уроков:а) ориентироваться на рабочей строке, различать верх и низ линейки, середина (центр) квадрата, слева, справа; б) обводить фигуры по контуру; штриховать их по заданию учителя; в) сравнивать предметы по форме, величине и количеству (с помощью учителя в практическом плане); г) составлять устный рассказ по рисунку.
— Попробуйте обвести фигуру ёжика, не отрывая ручки от листа тетради.
— Рассмотрите изображение мышки на рабочей полосе. На что оно похоже? (На полукруг, немного вытянутый влево). Нарисуйте его.
3. Упражнения на рабочей строке.
— Какого размера нарисованы фигуры? (Большие и маленькие). Выберите любую строчку и нарисуйте фигуры по образцу. (Учащиеся, испытывающие затруднения в письме, ограничиваются обведением фигур).
4. Сравнение предметов по количеству.
— Как можно сравнивать предметы? (По форме, размеру, количеству).
— Подумайте, какой прием помогает легко и быстро сказать, каких предметов больше: 1) пересчитать предметы в каждой группе, 2) соотнести предметы из каждой группы между собой и определить, каких предметов больше, 3) объединить их в группы.
5. Упражнения на рабочей строке: рисование бордюров по выбору.
Урок 4. Определи направление (с.12-15).
Целевые установки урока:а) ориентироваться на рабочей строке: верх и низ, середина, слева, справа; б) обозначать направление движения стрелкой; писать линии по направлению стрелки; в) писать вертикальные и горизонтальные линии; сравнивать лини по направлениям; г) составлять устный рассказ по рисунку.
Устный рассказ по картинке (с. 12). Определение направления с помощью жеста, замена жеста стрелкой. Письмо прямых линий, направленных слева направо и сверху вниз.
3. Устное составление предложений по картинке (с. 14).
— Где на рисунке использованы прямые и наклонные линии? Обведите их. При проведении прямых линий движения должны быть четко направлены сверху вниз.
4. Упражнения в рабочей полосе. Проведение вертикальных и горизонтальных линий (по выбору).
Обведение бордюров (выполняется по усмотрению учителя).
Урок 5. Найди пару. Лото (с.16-19).
Объединение единичных предметы в группы, подбор слов-названий с конкретным и общим значением (учебные принадлежности, игрушки…)
2. Обведение треугольников, различение прямых (вертикальных) линий и наклонных. Изображение ручки с помощью наклонных линий.
4. Устный рассказ по картинке. Сравнение предметов по высоте (выше — ниже), длине (короче — длиннее), количеству ( больше — меньше).
5. Рисование бордюра.
Уроки 6. Целое и часть (с.20-23).
Целевые установки уроков: а) различать целое и часть в предметах, дополнять часть до целого и разбивать целое на части (на практическом уровне); б) готовить руку ребенка к письму; обводить предметные рисунки по контуру; проводить параллельные линии, штриховать; в) классифицировать слова-названия предметов, находить одно общее слово-название для целой группы предметов (деревья, кусты, ягоды); г) рисовать и раскрашивать бордюр.
2. Штриховка кружков, проведение ровных параллельных линий.
3. Дорисовывание половинок до целого круга. Штриховка фигурок на компьютере.
4. Составление целого из частей (с. 22).
— Как дорисовать предмет, чтобы он стал целым? Рассмотрите, из каких частей состоит рисунок ( из двух его половинок). Какие фигурки есть в нарисованной половинке? (Это круги, овалы, полуовалы, прямые и наклонные линии). Повторите их справа по клеткам, точно воспроизводя все линии.
5. Развитие воображения: мысленное составление целого из частей (с. 23).
Упражнения на мысленное разделение целого предмета (любого) на части, называние его составных частей; составление целого из частей. (Эти упражнения, проводимые на практическом уровне, в дальнейшем помогут детям лучше воспринимать целостный графический образ буквы и выделять элементы, из которых состоит буква).
(Дополнительный материал в тетради учитель использует по своему усмотрению).
Урок 7. Головоломки. Овал (с. 24-25).
Целевые установки уроков:а) обводить предметные рисунки по контуру; проводить параллельные линии, штриховать;б)писать элементы печатных букв (прямые и наклонные линии, овалы и полуовалы); внимательно рассматривать все элементы графического рисунка, находить общее и различное;в) воспроизводить линии по образцу и сверять с ним написанные линии, фигуры; г) развивать фонематический слух, готовить детей к звуковому анализу слов.
— Попробуем разрешить эту трудную задачу и помочь нашим друзьям. Кто догадался, как решить эту головоломку?
— Найдите на первой строке образец. Из чего он состоит? (Фигуры: квадрат, круг. треугольник; прямые линии, расположенные вверху, внизу, слева и справа).) Чем фигуры отличаются от фигур на других строках? (Ничем). А их расположение? (Их расположение меняется, меняются и линии около фигур).
— Что отсутствует на последней строке таблицы? (Дополнительные прямые линии, горизонтальные и вертикальные).
— Восстановите рисунок на каждой строке по образцу: найдите и допишите недостающие элементы в других строках таблицы. Обратите внимание, какие линии должны быть рядом с квадратом, кругом и треугольником.
Проведение прямых линий около каждой фигуры. Словесная самооценка.
4. Подготовка к звуковому анализу. Упражнения в предварительной звуковой ориентировке: вычленение первого звука в словах (арбуз, астра, барабан, бант).
— Рассмотрите первую рабочую строку. Какие элементы вы видите? (Две наклонные прямые линии, направленные к середине верхней строки и короткая прямая линия посередине). Что показывают стрелочки? (Направление движений руки). Напишите элементы, ориентируясь на образец. После письма сверьте написанные элементы с образцом. Подчеркните самые красивые.
6. Индивидуальные задания для учащихся знающих буквы: печатание букв как сенсорных образцов известных детям звуков (вторая строка).
Урок 8. В квартире. Веселые превращения (с. 26-27).
Целевые установки уроков:а) обводить предметные рисунки по контуру; проводить параллельные линии, штриховать;б)писать элементы печатных букв (прямые и наклонные линии, овалы и полуовалы); внимательно рассматривать все элементы графического рисунка, находить общее и различное;в) воспроизводить линии по образцу и сверять с ним написанные линии, фигуры; г) развивать фонематический слух, готовить детей к звуковому анализу слов.
Целевая установка урока:а) обводить предметные рисунки по контуру; проводить штриховку; б) писать элементы печатных букв по образцу (прямые и наклонные линии, овалы и полуовалы); в) классифицировать слова по темам (одежда, обувь); различать слова-названия с общим (обобщающим) названием группы предметов и каждого предмета; г) развивать фонематический слух, готовить детей к звуковому анализу слов; д) совершенствовать устную речь, расширять словарный запас слов учащихся.
Лексическая работа: различение слов с общим названием группы предметов и названием каждого из них: дом — изба, вигвам, чум, иглу. Составление рядов слов по линии увеличения объема понятия: дом, улица, город, страна.
— Как расположить слова в цепочке слов, чтобы они означали постепенное увеличение размера предмета от меньшего к большему (улица, страна, дом, город)? (Дом — на улице, улица — в городе, город — в стране).
3. Письмо элементов печатных букв (Д — две наклонные линии, прямая линия внизу с линиями-черточками справа и слева; Е-прямая линия слева, прямые линии вверху, внизу, в середине). Движение руки в соответствии со стрелками.
— Кто отдыхает? Чем заняты зверята? Что они и говорят друг другу? Как общаются?
5. Предварительная звуковая ориентация в слове (жук, жёлудь).
Целевая установка урока:а) обводить предметные рисунки по контуру; проводить штриховку; б) писать элементы печатных букв по образцу (прямые и наклонные линии, овалы и полуовалы); в) классифицировать слова по темам (одежда, обувь); различать слова-названия с общим (обобщающим) названием группы предметов и каждого предмета; г) развивать фонематический слух, готовить детей к звуковому анализу слов; д) совершенствовать устную речь, расширять словарный запас слов учащихся.
- Чем заняты зверята? Какой платок кому принадлежит?
Предварительная звуковая ориентация в слове (зонт, замок).
6. Развитие фонематического слуха, определение начального звука в словах: игла, игрушки, кит, камыш.
Целевые установки уроков:а) обводить предметные рисунки по контуру; писать безотрывно петлеобразные линии по пунктирам; б) писать прямые линии по образцу и элементы печатных букв (прямые и наклонные линии, короткие и длинные); в) развивать фонематический слух, готовить детей к звуковому анализу слов; г) классифицировать слова по темам, называть виды транспорта для передвижения по воде, земле и воздуху; д) развивать устную речь, расширять словарный запас слов учащихся.
Урок 12. На лугу. Мы рисуем (с.36-37).
Целевые установки урока:а) обводить предметные рисунки по контуру; штриховать по пунктирным линиям; б) писать элементы печатных букв по образцу (прямые линии, овалы и полуовалы); в) развивать фонематический слух, готовить детей к звуковому анализу слов; г) совершенствовать устную речь, расширять словарный запас слов учащихся; д) классифицировать слова по темам (цветы, насекомые); различать слова-названия с общим (обобщающим) названием группы предметов и каждого из предметов;
— Какие цветы растут на лугу, а какие — в саду?
— Назовите слова, которые обозначают действия насекомых (ползают, прыгают, скачут, летают, порхают и др.)
2. Рисование и обведение овалов и полуовалов.
На каких предметных рисунках вы видите овалы и полуовалы? (с. 36). Обведите их.
Развитие фонематического слуха, подготовка к звуковому анализу.
— С какого звука начинается данное слово? (Ножницы, окна, облако).
Целевые установки урока:а) обводить предметные рисунки по контуру; штриховать по пунктирным линиям; б) писать элементы печатных букв по образцу (прямые линии, полуовалы); в) развивать фонематический слух, готовить детей к звуковому анализу слов; г) совершенствовать устную речь, расширять словарный запас слов учащихся.
3.Развитие фонематического слуха, подготовка к звуковому анализу.
— С какого звука начинается данное слово? (Паук, перо, рыба).
Урок 14. Мы — спортсмены. Кто построил домики? (с. 40-42).
На уроке ставятся те же целевые установки, что и на предыдущих уроках. Структура урока аналогична предыдущим урокам.
1. Устный рассказ по картинке. Выбор знака (символа) для спортивного магазина.
3. Первоначальная ориентировка в звуковой структуре слова. Слова: санки, слива; труба, телефон; утка, улитка; филин, фонарь.
Урок 15. Сравни и подумай. В гости к бабушке (с. 43-45).
На уроке ставятся те же целевые установки, что и на предыдущих уроках. Структура урока аналогична предыдущим урокам.
— Дорисуйте недостающие предметы.
4. Рассматривание рисунка дома. Активизация словаря.
— Назовите части дома: стена, крыша, фундамент, крыльцо и т.д.
5. Обведение предметных рисунков по контуру.
6. Классификация слов: посуда (чайная, столовая).
7. Первоначальная ориентировка в звуковой структуре слова (хлеб, цветок).
Урок 16. Распиши посуду. Наличники. Расшитые полотенца(с. 46-48).
На уроке ставятся те же целевые установки, что и на предыдущих уроках. Структура урока аналогична предыдущим урокам.
1. Беседа о предметах посуды.
3. Письмо элементов печатных букв.
Урок 17. Прогулка в парк. Знаки в городе (с. 50-53).
3. Письмо элементов печатных букв.
Урок 18. Подбери пару. Разгадай секрет (с. 52-53)
Целевые установки уроков: а) различать звучание слова и его значение; б) определять последовательность и количество звуков в слове, соотносить их со звуковой схемой; подбирать слова с заданным звуком в начале и середине слова; в) писать элементы письменных букв на рабочей строке; г) составлять предложения по рисункам.
1. Сравнение предметов по размеру и форме; раскрашивание.
2. Сравнение слов по звучанию. Звуковой анализ слов: определение последовательности звуков в слове, их количества с помощью схемы (тыква, репка; грибы, куст). Нахождение слов с искомым звуком в начале и середине слова.
3. Классификация слов: одежда (шуба), обувь (сапоги), головной убор (шапка). Звуковой анализ слов по выбору.
— Назовите части машины. Проверь себя, все ли слова — названия частей машины ты знаешь.
6. Упражнения в написании элементов письменных букв, рабочая строка, наклонные линии. Проводить контроль и оценку написанных строк.
Урок 21. Проверь себя (с.60-63).
5. В заключение уроков учащиеся просматривают рисунки, относящиеся к истории создания письменности, и делятся своими впечатлениями.
Учитель высказывает свое мнение о подготовке детей к изучению алфавита. Поощряется желание учащихся похвалить себя за достигнутые успехи, за то, что научились писать элементы печатных и письменных букв и размещать их на рабочей строке, понимать значение слов, которые мы употребляем в речи, слушать, как звучит слово, выделять в нем последовательность звуков. Все это залог того, что все дети успешно овладеют письменной речью.
Цель: Формировать представления детей о форме предметов и их цвете.
Задачи: Образовательные: - совершенствовать знания о геометрических фигурах : круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; - учить применять геометрические фигуры для создания плоскостных и изображений по образцу.
Коррекционно-развивающие: - развивать мыслительные процессы – сопоставление, обобщение;
- развивать активный словарь – названия геометрических фигур, прилагательные, характеризующие форму предмета; пассивный словарь – геометрическая фигура, аппликация; - развивать распределительное внимание - переключение внимания с одного объекта на другой; - развивать тактильное восприятие, путем развития осязательного восприятия и мелкой моторики рук.
Ход занятия:
Организационный момент.
Вот опять звенит звонок, он зовёт нас на урок.
1.1. Дыхательные упражнения:
1.2. Стимулирующие упражнения:
2. Мотивация к учебной деятельности.
- Расслабьтесь, положите руки ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек. Постарайтесь обратить внимание, какой он на ощупь: тёплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжёлый или лёгкий, гладкий или шероховатый. Какую геометрическую фигуру он напоминает?
3. Актуализация знаний.
Весь мир устроен из фигур, Лишь присмотритесь - я не лгу
Дома, машины, люди, звери, Столы, картины, окна, двери,
Пруды, каналы и поля и в целом вся наша Земля.
Сегодня мы с вами отправимся в необычайную страну, в которой всё состоит из геометрических фигур: и люди, и цветы, и машины.
Давайте с вами вспомним, какие геометрические фигуры вы знаете. Отгадайте загадки.
1) Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины,
Вам представиться я рад,
а зовут меня… (квадрат!)
2)Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
3)Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - . (треугольник)
4) Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).
5) Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы . (овал)
4. Работа по теме урока:
4.1. Назовите какой формы заплатки на платье у куклы Маши, на штанишках у Мишки, на кофточке у Димы и т.д.?
С формой связан всех тесней
Мир предметов и вещей.
Много разных форм вокруг:
Треугольник, овал, круг.
-Рассмотрите предметные картинки, назовите их.
-На какую геометрическую фигуру похож этот предмет?
4.4. Зрительная гимнастика
Проведём, друзья, сейчас упражнение для глаз.
Влево, вправо посмотрели, глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Это вовсе не секрет- всё вокруг имеет цвет.
Но в природе неспроста перепутались цвета.
Как узнаешь, где какой: красный, жёлтый, голубой?
Учитель показывает контуры предметов, дети отгадывают и поднимают полоску из цветной бумаги соответствующего цвета.
5. Коллективно-практическая работа.
5.1. Пальчиковая гимнастика
5.2. Посмотрите на работу. В какой технике она выполнена? (аппликация)
- Что такое аппликация? (вырезание и наклеивание фигурок, узоров)
- А эта работа в какой технике выполнена?
- Да, это тоже аппликация. Вы заметили что-нибудь интересное? (Аппликация выполнена из геометрических фигур.)
- Как вы думаете, что предстоит нам сегодня делать?
5.3. Объяснение нового материала.
Из каких деталей состоит работа? (Из геометрических фигур: круги, квадрат, треугольники, прямоугольники)
- Кто знает порядок выполнения нашей работы? Определим, кто какой элемент аппликации будет выполнять.
5.4. Повторение правил безопасной работы с клеем и выполнение работы совместно с учителем.
6. Рефлексия. Подведение итогов.
- Наше занятие подошло к концу. Понравилась вам работа, которую мы сделали?
- Что научились делать?
- О каких геометрических фигурах мы сегодня говорили?
-
Читайте также: