Радиация конспект по обж 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: дать представление о радиации, ее положительной роли и отрицательном воздействии на человека.

Задачи: 1. Изучить основные понятия радиации; источниках и видах ионизирующего излучения, единицах измерения, воздействия на человека.

2. Развитие мышления, памяти, речи, воображения, мировоззрения, эмоционально-волевых потребностей, лидерских качеств; умения слушать, анализировать ситуацию, делать выводы.

3. Воспитание ответственности, самостоятельности, нравственности, воспитание бережного отношения к здоровью.

Тип урока: урок изложения нового материала.

Форма проведения: проблемная лекция.

Учебные вопросы: Ионизирующее излучение и его виды.

Источники излучений (естественные и искусственные).

Внутреннее и внешнее облучение организма.

Нормы радиационной безопасности человека.

Продолжительность урока: 40 минут.

Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный (объяснение, демонстрация), опережающего обучения.

Формы организации: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: учебник, тетрадь, план, схемы; компьютер; мультимедийный проектор; презентация; фотослайды.

1.Организационный момент. 2 мин

2.Целеполагание и мотивация. 3 мин

3.Актуализация. 20 мин

4.Динамическая пауза. 1 мин

5.Осознание и осмысление учебной информации. 3 мин

6.Первичное закрепление учебного материала. 7 мин

7.Информация о домашнем задании. 3 мин

8.Рефлексия (подведение итогов урока). 4 мин

Содержание урока

Речь учителя

Речь учеников

Организационный момент (2м)

Здравствуйте, ребята, садитесь. Кто отсутствует в классе? Будьте внимательны, и активны.

Отвечают на вопросы

Целеполагание и мотивация (3 м)

Попробуем ответить на вопрос: имеются ли в близлежащем городе, например в Нижневартовске, объекты работающие на энергии атома?

В Нижневартовске есть одна электростанция - Нижневартовская государственная районная электрическая станция, сокращенно ГРЭС ( слайд № 2 ). Откуда берется энергия на этой электростанции?

Отвечают на вопросы

Тепло, вода, атомная энергия.

Актуализация знаний и умений (20 мин)

В России, в настоящий момент работает 10 атомных электростанций, более 30 научно-исследовательских организаций работают с использованием радиоактивных веществ.

Итак, запишем - Радиация- в перероде с латинского означает "сияние", "излучение"- это процесс распространения энергии в пространстве в форме различных волн и частиц, которое включает в себя излучения нескольких видов: альфа-, бета- и гамма-излучение. Каждое из них различно не только по названию, но и по степени проникающей способности в ткани ( слайд № 8 ).

Альфа-излучение – распространяется на небольшие расстояния в воздухе, полностью поглощается листом бумаги, не представляет опасности.

Бета-излучение – распространяется в воздухе до 15 м, Одежда наполовину ослабляет их действие, не проходят через оконное стекло и металлические предметы толщиной несколько миллиметров, Но при контакте с кожей также опасно.

Гамма-излучение – распространяется мгновенно, в воздухе на сотни метров, свободно проникает через одежду, тело человека и значительные толщи материалов. Это излучение самое опасное для человека.

Дозу излучения принято измерять в рентгенах (Р) – это количество энергии, поглощаемое 1 г вещества (слайд № 9). А дозу облучения в бэккерелях.

Единственным доступным для обычного человека способом определить уровень радиации является использование специального прибора - дозиметра (радиометра) ( слайд № 10 ) .

Теперь переходим к ИСТОЧНИКам ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ. Источники излучений (естественные и искусственные) (слайд № 11).

Все источники можно разделить на 2 группы: естественные и искусственные. Давайте обратимся к схеме №1, которая есть у каждого из вас и рассмотрим ее внимательно (слайд № 14).

Нужно добавить, что на Земле есть места, где очень высокий уровень естественной радиации. Их всего пять: Бразилия, Франция, Индия, Египет и о .Ниуэ в Тихом океане. Однако, люди там здоровы, так как проживают длительное время и уже адаптировались.

Замечу что и в нашем округе проводились ядерные взрывы, вредные для здоровья.

После защиты проектов на проектор выводится карта взрывов в ХМАО. В космосе источниками комического излучения являются звездные взрывы и солнечные вспышки, Ну и так как космос - источник естественного излучения, то высота местности также имеет значение-чем выше над уровнем моря, тем большее значение имеет радиационный фон.

Источники искусственного облучения весьма разнообразны, находятся нередко рядом с нами, поэтому необходимо знать, какая доза радиации является безопасной.

В зависимости от того, как расположен источник излучения, различают ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ ОБЛУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

Давайте подумаем, в каком случае радиация опаснее - снаружи или внутри организма?

Конечно же, когда источник облучения находится внутри организма. У вас есть еще одна схема, показывающая виды облучения. Разберем ее (схема 2, слайд № 11).

hello_html_36d172c5.jpg

Вам, наверное, интересно узнать в цифрах НОРМЫ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА? Тогда давайте посмотрим на следующий слайд

Доза излучения измеряется в рентгенах - Р (рентген)

Доза облучения – в бэр (биологический эквивалент рентгена)-1 бэр = 1 Р

От 4 до 12 мкР/ч

Естественный радиационный фон

30 – 100 мбэр (0,03 -0,1 бэр)

Годовая доза облучения

Допустимое облучение за год

Естественный радиационный фон составляет 4-12 мкР/ч. При превышении дозы может возникнуть лучевая болезнь. В результате воздействия излучения происходит нарушение функций всех органов и систем, но наиболее тяжелым является поражение центральной нервной системы, системы кроветворения, желудочно-кишечного тракта. У лучевой болезни различают 4 степени в зависимости от дозы облучения и времени, проведенного в зоне заражения.

Динамическая пауза (1 мин). И.п. – стоя.Давайте посмотри вокруг – видна ли радиация? (вращение головой).Напишите руками в воздухе буквы α, β, γ (вращение руками).Где радиация выше – в горах или на равнине (руки вверх, наклон вперед – достать руками пол).Электроны в ядре атома двигаются хаотично (прыжки, шаги на месте).


Этот урок рассказывает о том, что собой представляет радиация. Ведь, чтобы говорить о каких-либо методах защиты, нужно знать, с чем мы имеем дело. Узнав о том, что такое радиация, мы познакомимся с объектами, представляющими радиационную опасность.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Радиоактивность и радиационно опасные объекты"

Радиоактивность – это явление самопроизвольного превращения одних атомных ядер в другие, сопровождаемое испусканием частиц и электромагнитного излучения. Именно излучение или потоки таких частиц и являются опасными для человека. Существует естественная и искусственная радиоактивность. Под естественной радиоактивностью подразумевается содержание радиоактивных элементов на нашей планете. Ну а искусственная радиоактивность – это дело рук человеческих, то есть радиоактивные излучения, создаваемые в результате деятельности людей.


Вещества, создающие естественный радиационный фон, образовались вместе с образованием Земли, но проявляют активность и по сей день из-за очень большого периода полураспада. Период полураспада – это промежуток времени, в течение которого распадается половина, от первоначального количества ядер радиоактивного вещества. Так вот, для некоторых радиоактивных элементов период полураспада может измеряться в миллиардах лет, то есть, он сравним с возрастом Земли. Кроме того, в космическом пространстве существует множество излучений (в частности солнечное), которые частично попадают на Землю и вносят свой вклад в естественный радиационный фон.


Радиационный фон распределяется неравномерно.


Например, повышенный радиационный фон часто наблюдается в высокогорье, а также вокруг месторождений некоторых полезных ископаемых.


Радиоактивность была открыта относительно недавно: в тысяча восемьсот девяносто шестом году физиком Антуаном Беккерелем было замечено, что от урана исходит неизвестное невидимое излучение. Это было четко зафиксировано на фотопластинке.


Изучением нового излучения занялись многие ученые того времени. Уже в тысяча восемьсот девяносто восьмом году, супруги Мария и Пьер Кюри выяснили, что такое излучение исходит не только от урана, но и от других веществ, таких как радий или полоний.



Этот вопрос актуален и на сегодняшний день. Как вы знаете, сегодня существует ядерное оружие, разрушительная сила которого просто огромна, не говоря уже о последствиях ядерного взрыва.


Впервые о радиации, как о вредном факторе серьёзно задумались после того, как в 1945 году на японские города Хиросима и Нагасаки были сброшены атомные бомбы. Как выяснилось в дальнейшем, излучение, возникшее в результате взрывов атомных бомб, в последующие годы погубило значительно больше людей, чем сама ударная волна.

Но, несмотря на то, что теперь ядерная энергия используется только в мирных целях, все равно, существует серьёзная опасность радиационного загрязнения. Например, 26 апреля 1986 года произошла страшная катастрофа на атомной электростанции в Чернобыле.


Зоной радиационного заражения оказалась территория, на которой проживало около 17 миллионов человек. В результате, город Припять был полностью покинут людьми, и сейчас там находится так называемая зона отчуждения. Несмотря на то, что прошло уже почти тридцать лет со дня трагедии, возвращаться в зону отчуждения до сих пор нельзя. Там же осталось много военной техники, поскольку ей уже нельзя пользоваться из-за радиационного загрязнения.



Поэтому, необходимо знать об источниках радиационного загрязнения и о средствах защиты. Например, в России находится десять действующих атомных электростанций и еще несколько строится. Как видно на карте, почти все действующие АЭС находятся в западной части страны, где плотность населения во много раз больше, чем в восточной. Таким образом, более 4 миллионов россиян проживают в непосредственной близости от АЭС (то есть, в радиусе 30 километров). Атомные электростанции, несомненно, являются радиационно опасными объектами. Вообще, радиационно опасный объект – это объект, на котором используют, хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества. При аварии на таком объекте люди, животные и растения могут подвергнуться губительному ионизирующему излучению.


К таким объектам относятся атомные электростанции. Кроме того, радиационно опасными объектами являются судостроительные и судоремонтные заводы и базы атомного флота. Также, радиационную опасность представляют собой предприятия по добыче и обработке урана и предприятия по производству обогащенного урана и оружейного плутония. Места утилизации кораблей военно-морского флота с ядерными энергетическими установками тоже представляют собой угрозу радиоактивного загрязнения. Наконец, существуют исследовательские ядерные реакторы (на них производятся те или иные работы в научных целях). Надо сказать, что самые разные предприятия и организации (которых насчитывается более десяти тысяч) тоже используют радиоактивные вещества в своей деятельности. И, конечно, радиационно опасными объектами являются места захоронения радиоактивных отходов.


Что происходит при радиационных авариях? Радиационная авария – это авария на радиационно опасном объекте, которая приводит к выбросу или выходу радиоактивных продуктов или появлению ионизирующих излучений в количествах, превышающих установленные нормы для данного объекта.


На сегодняшний день радиационные аварии классифицируются, исходя из семибалльной шкалы.

Авария в один балл – это авария, которая считается незначительным происшествием. В этом случае наблюдаются некоторые отклонения от нормального функционирования оборудования, что указывает на некоторые недостатки в обеспечении безопасности, но не представляет собой какого-либо риска. Более существенная авария называется происшествием средней тяжести. Это, например, отказ оборудования, который не несет прямую угрозу безопасности станции, но требует серьёзной переоценки мер безопасности.

Если же на станции прошли значительные загрязнения поверхностей или в результате каких-либо событий произошло облучение рабочих, превышающее норму, то это считается серьёзным происшествием. Далее следует авария, которая распространяется на всю электростанцию. При такой аварии, как правило, происходят повреждения активной зоны. У рабочих могут проявляться острые лучевые эффекты от полученной дозы облучения. Если же речь идет не о повреждениях, а о разрушении активной зоны (или большей её части), то это уже авария с риском для окружающей среды. В этом случае требуется частичное принятие мер безопасности по защите населения и персонала.


За безопасным использованием ядерной энергии, а также за нераспространением ядерного оружия следит организация, которая называется МАГАТЭ. Это международное агентство по атомной энергетике при организации объединенных наций, созданное ещё в тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году.


Итоги урока:

· Радиоактивность – это явление самопроизвольного превращения одних атомных ядер в другие, сопровождаемое испусканием частиц и электромагнитного излучения.

· Радиационная авария – это авария на радиационно опасном объекте, которая приводит к выбросу или выходу радиоактивных продуктов или появлению ионизирующих излучений в количествах, превышающих установленные нормы для данного объекта.

· Радиационно-опасный объект – это объект, на котором используют, хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Радиация вокруг нас" разработан для учащихся 8 класса, по премдмету ОБЖ. Урок с приложением теста.

ОБЖ – 8 класс

Тема урока: Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия

Образовательная:

Развивающая:

Воспитательная:

Расширить знания учащихся о радиации;

Дать понятие радиационно опасный объект, ионизирующее излучение,

Развивать коммуникативные способности учащихся, вести продуктивную беседу, применять полученные знания на практике.

Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;

Тип урока: урок изучение нового материала

Методы урока: репродуктивный, частично проблемный

Форма организации занятий:

Средства обучения:

Хронометраж урока:

Орг момент-2 мин

Проверка дом задания (фронтальный опрос) -5 мин.

Подготовка к основному этапу урока усвоения учебного материала -1мин.

Усвоение новых знаний – 26 мин

Закрепление полученных знаний – 7 мин

Подведение итогов урока – 2 мин

Информация о дом задании – 2 мин.

Хронометраж урока:

Орг момент-2 мин

- здравствуйте, ребята! Садитесь! Очень рад видеть вас на уроке. (фиксация отсутствующих; проверка рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся)

- Я вижу, что вы готовы к уроку и думаю, что в течение всего урока будете очень внимательны и активны.

Проверка дом задания (фронтальный опрос) -5 мин

Что называется Ч.С. техногенного характера?

Ч.С. техногенного характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии или опасного техногенного происшествия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающее природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

Чем обусловлено возникновение ч с ситуаций техногенного характера?

Чс техногенного характера возникают в процессе производственной деятельности людей. Для удовлетворения своих жизненных потребностей человек создал и постоянно совершенствует производство, развивает экономику, все это связано с работой машин и механизмов. В результате деятельности возникают различные аварии и катастрофы, которые и являются причиной возникновения ситуаций техногенного характера.)

Какие объекты экономики в случае производственной аварии на них представляют серьезную опасность для населения и окружающей среды?

К таким объектам относятся: радиационно опасные объекты, химически опасные объекты, Взрыво и пожароопасные объекты, газо-и нефтепроводы;, транспорт, гидротехнические сооружения, коммунальные объекты)

Задания на карточках троим уч-ся

Дать определение понятий: Авария, Катастрофа,

ЧС техногенного характера

Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала

Прежде чем мы узнаем тему урока я попрошу вас посмотреть этот ролик ( показ ролика)

- Ребята кто из вас догадался о чем пойдет сегодня речь на уроке, т.е как называется тема урока

Усвоение новых знаний:

1.Радиационно опасные объекты.

2. Возможные последствия на радиационно опасном объекте.

3. Влияние ионизирующего излучения на организм человека.

Закрепление изученного материала

Тест на экране (либо каждому)

Подведение итогов урока

(Выставление оценок)

Изучить параграф 5.2, запись в тетради, стр 105 задание выполнить письменно.

Спасибо за урок , можете быть свободны.

Приложение 1 Влияние ионизирующего облучения на организм человека.

Ионизирующее излучение, в частности радиоактивное, занимает особое место среди многочисленных факторов среды обитания человека, так или иначе влияющих на его здоровье и жизнь.

Ионизирующее излучение создается при радиационном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков.

Ионизирующее излучение было открыто сравнительно недавно. В 1895 году известный немецкий физик В.Рентген открыл излучение, названное его именем. Чуть позже, в 1898 году, Беккерель обнаружил излучение солей урана, а в 1898 году братья Кюри установили излучение полония и радия, а также факт превращения радионуклидов в другие химические элементы. С этого времени ионизирующее облучение стало одним из приоритетных направлений физики. Исследования дорого обошлись научному миру – около 400 ученых отдали свои жизни, изучая эти явления.

Ионизирующее излучение представляет собой потоки заряженных и нейтральных частиц, а также электромагнитных волн. Это сложное излучение, включает в себя излучение нескольких видов.

Альфа-излучение-ионизирующее излучение состоящее из альфа –частиц.(они поглощаются листом бумаги и не представляют опасности для человека , если нет непосредственного контакта с кожей)

Бета –излучение – электронное ионизирующее излучение, испускаемое при ядерных превращения (они поглощаются оконным стеклом и любым металлическим экраном в несколько мм, но при контакте с кожей они опасны)

Гамма –излучение –Фотонное (электромагнитное) ионизирующее излучение Распространяется со скоростью света. Это излучение считается самым опасным для человека.

В основе биологического воздействия ионизирующего излучения на организм человека лежит степень ионизации атомов и молекул выше доступной нормы. При допустимой норме ионизации организм восстанавливает нарушения, а превышение нормы приводит к развитию лучевой болезни. Лучевая болезнь возникает при воздействии на организм ионизирующих излучений в дозах, превышающих предельно допустимых. В настоящее время хорошо изучены последствия однократного облучения человека и выделено несколько степеней лучевого поражения.(обратится к таблице на стр 104 последствия однократного облучения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока для 8 класса по теме Ионизирующее излучение.

МБОУ Верхличская ООШ Учитель Захарченко С. Н класс 8

Тема: Виды ионизирующих излучений.

Цель урока: Разобрать характеристики ионизирующих излучений.

• Повторить основные положения предыдущего урока.

• Выяснить, как воздействует радиационное излучение на человека.

• Разобрать виды радиационных излучений.

• Разобрать виды радиационных облучений.

Задачи урока:

Развивающая: приобрести навыки оценки окружающей среды по степени радиационной опасности.

Образовательная: разобрать характеристики ионизирующих излучений.

Воспитательная: воспитать серьезное отношение к проблемам последствий аварий техногенного характера.

Методические приемы, используемые на уроке:

• Работа в хронологической таблице.

• Знакомство с новым материалом.

• Решение ситуационной задачи.

Для учителя:

Для ученика:

По окончании урока оценивается работа учеников устно — рейтинговая система.

Повторение пройденного материала (экспресс-опрос)

Как различать источники радиоактивности и радиацию? Источники радиации — радиоактивные вещества или ядерно-технические установки — могут существовать значительное время, а радиация существует лишь до момента своего поглощения в каком- либо веществе.

Что такое радиоактивность? Неустойчивость ядер некоторых атомов, проявляющаяся в их способности к самопроизвольным превращениям (распаду), сопровождающимся испусканием ионизирующего излучения.

Что такое ионизирующее излучение? Это частицы, энергия которых способна при воздействии на вещество создавать ионы разных знаков.

Что такое радиация? То же, что и ионизирующее излучение.

Что такое изотопы? Стабильные и радиоактивные атомы химического элемента.

Что такое радионуклиды? Это радиоактивные изотопы.

Что такое ядерная реакция? Взаимодействие атомного ядра с собственными элементарными частицами или другими ядрами, в результате которого происходит преобразование ядер и выделение вторичных частиц.

Что такое период полураспада? Время, в течение которого исходное количество радиоактивных ядер распадается вдвое.

Правда ли, что если радиоактивное вещество имеет пери- од полураспада 1 час, это значит, что через 1 час распадется его первая половина, а еще через час — вторая половина, и это вещество полностью исчезнет (pacпадется)? Нет, не верно.

Ионизация РИ

Радиоактивные излучения (РИ) характеризуются различной проникающей и ионизирующей (повреждающей) способностью. РИ обладают способностью проникать в различные предметы на разную глубину. Проникая в глубь какой- либо среды, РИ сталкивается с атомами этой среды, что приводит к ионизации ее атомов.

Ионизация — в результате воздействия РИ от атома среды отрывается электрон, и атом распадается на две части, два иона:

• ядро с оставшимися электронами (+);

• другая часть — оторвавшийся электрон ( — ).

Проникая в глубь среды, РИ ионизирует в первую очередь воду, а вода является главной составляющей организма. Выделяемые ионы вступают во взаимодействие с тканевым кислородом, образуя соединения перекиси, что является сильным окислителем. Появившиеся окислители приводят к гибели живых клеток.

Виды радиационных излучений

Альфа-частицы — относительно тяжелые, положительно заряженные частицы, представляющие собой ядра гелия.

Бета-частицы — это просто электроны.

Гамма-излучение имеет ту же электромагнитную природу, что и видимый свет, однако обладает гораздо большей проникающей способностью.


Нейтроны — электрически нейтральные частицы, возникают главным образом непосредственно вблизи работающего атомного реактора.

Рентгеновское излучение подобно гамма-излучению, но имеет меньшую энергию. Солнце — один из естественных источников рентгеновского излучения, но земная атмосфера обеспечивает от него надежную защиту.

Ультрафиолетовое излучение и излучение лазеров не являются радиацией.

Заряженные частицы очень сильно взаимодействуют с веществом. Даже одна альфа-частица при попадании в живой организм может уничтожить или повредить очень много клеток, но достаточной защитой от альфа- и бета-излучения является любой, даже очень тонкий слой твердого или жидкого вещества — например, обычная одежда, если источник излучения находится снаружи.

Проходя через материалы, радиоактивное излучение вступает с ними в реакцию, теряет свою энергию.

Виды радиационных облучений

Организм человека реагирует на радиацию, а не на ее источник.

Растения получают РВ из атмосферы (листья) и из почвы (корни); животные — из атмосферы с воздухом, пищей, водой; человек — из атмосферы с воздухом, с пищей, с водой. Концентрация РВ в растениях выше, чем в окружающей среде (аккумулируется). Человек, питаясь мясом зараженных животных и растениями, получает еще большую концентрацию РВ.


Внутреннее облучение значительно опаснее внешнего

На решение теста дается две минуты. После решения теста учениками учитель объясняет правильное решение.

Закрепление нового материала

Время работы — 2 минуты.

Ионизирующее . представляет собой потоки . и квантов электромагнитного излучения, прохождение которых через вещество приводит к . и возбуждению его . и молекул. Оно имеет сложный состав.

Правильный ответ: «Ионизирующее излучение представляет собой потоки частиц и квантов электромагнитного излучения, прохождение которых через вещество приводит к ионизации и возбуждению его

Читайте также: