Рациональное использование природных ресурсов конспект

Обновлено: 06.07.2024

- развивать умения и навыки обучения, выделять главные идеи, объяснять ключевые выражения, обобщать сказанное, делать выводы, содействовать формированию собственных суждений и мнений.

Словарь:

- альтернативные источники энергии

ВложениеРазмер
urok_po_teme_ratsionalnoe_ispolzovanie_prirodnyh_resursov.docx 26.54 КБ

Предварительный просмотр:

- способствовать усвоению новых понятий: альтернативные источники энергии, приливная электростанция, геотермальная энергия, рекреационные ресурсы;

- воспитывать ответственное отношение к природным богатствам, формирование убеждения в необходимости их охраны и рационального использования;

- развивать умения и навыки обучения, выделять главные идеи, объяснять ключевые выражения, обобщать сказанное, делать выводы, содействовать формированию собственных суждений и мнений.

- альтернативные источники энергии

Оборудование: учебник, атлас, физическая карта России, ноутбук, проектор, электронный учебник.

Тип урока: изучение нового материала

Основные требования к ЗУН учащихся:

- новые слова урока (см. словарь);

- основные принципы рационального использования природных ресурсов.


  1. Приводить примеры использования различных видов природных ресурсов.

  2. Объяснять значение природных условий и ресурсов для жизни людей; их использование.

  3. Прогнозировать основные направления рационального природопользования.

I. Организационный момент (постановка УЗ урока, организация деятельности, эмоциональный настрой) – 2-3 мин.

II. Актуализация опорных знаний.

- определение понятий и объяснение ключевых выражение для выявления исходного уровня ЗУН обучающихся;

- подготовка к восприятию нового материала;

- контроль за работой класса и отдельных учащихся.

- Природные условия, природная среда, природные ресурсы, природопользование, рациональное природопользование.

2. Взаимоопрос и взаимооценка (учащиеся получают опросники).

4. Выставление оценок в оценочный лист.

- Какую тему мы начали изучать?

- С какими основными ключевыми понятиями мы познакомились?

3. Учитель раздает дидактические карточки-опросники, организуется взаимопроверка – 2 мин.

III. Усвоение новых знаний.

- определение познавательных учебных задач урока;

- обучение приемам добывания знаний обучающихся по методике ТОГИС;

- научиться выделять ключевые слова и выражения.

1. Обучающиеся узнают требования к ЗУН на уроке.

2. Организация самостоятельной работы с текстом п.36 с.210-213.

3. Учащиеся находят информацию по данному вопросу по тексту учебника (работа в парах).

1. Учитель ставит УЗ перед обучающимися

2. Выделить ключевые понятия и слова.

3. Учитель раздает карточки-задания – 7 мин.

4. Учитель дает задания в ходе прослушивания.

IV. Формирование умений и навыков.

- научить внимательно слушать и систематизировать ЗУН;

Виды природных ресурсов

Исчерпаемые возобновимые ресурсы

Экологически чистые; запасы неограниченны.

- используются естественные растения и дикие животные;

- можно выращивать культурные растения и разводить домашних животных;

- ценное сырье, необходимое для предприятий, для удовлетворения потребностей населения.

Неповсеместно можно использовать, географическая разобщенность.

- ухудшение их качества;

- недостаток этих ресурсов.

- загрязнение окружающей среды;


Вывод: Что делать?

2. Просмотр отдельных слайдов по электронному учебнику (Тема 5, Урок 39). Беседа с соответствующими выводами (8,9,11,16).

Экологический кризис представляет собой напряженное состояние отношений человечества и природы, характеризующееся несоответствием развития производственных отношений и производительных сил человечества ресурсным возможностям биосферы.

Экологическая катастрофа – это бесповоротное изменение природных комплексов, в результате которого возникает массовая гибель видов организмов, популяций, и целых экосистем.

Рациональное природопользование – это система природопользования, при которой полно используются изымаемые природные ресурсы и уменьшается объем их потребления, обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов, многократно используются все отходы производства.

Коэволюция – совместное гармоничное развитие природы и человека.

Агроценоз представляет собой биоценоз, искусственно созданный и поддерживаемый человеком для хозяйственных целей с определенным уровнем продуктивности.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

  1. Естествознание. 11 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017. : с 217-218.
  2. Одум Ю. Экология / Одум Ю., М. Наука, 1986, Т.1. с. 45-78.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Главная задача человечества на современном этапе — это не защита какого-то количества видов живых организмов или территорий от угрозы исчезновения, а сочетание высокого уровня продуктивности своей хозяйственной деятельности с сохранением функционирования биосферы и гармонизации отношений с ней.

Ввиду возникших по вине человека глобальных экологических проблем сегодня человечеству необходимо пересмотреть свой подход к использованию ресурсов биосферы. Человек не может полностью отказаться от использования воды, ископаемого топлива, сельскохозяйственных территорий и промышленности, ввиду чего следует пересмотреть процесс организации природопользования.

Природопользование — это деятельность человечества, направленная на удовлетворение своих потребностей через использование природных ресурсов.

Следует отметить, что рациональное природопользование – это в первую очередь, защита человеком самого себя, так как человечество не может существовать без достаточного количества чистого воздуха, воды и достаточного объема природных ресурсов. При этом планета без человека прожить сможет. В этой связи говорят о необходимости перехода к гармоничной совместной эволюции человека и биосферы – коэволюции.

Рациональное природопользование – это система природопользования, при которой:

- полно используются изымаемые природные ресурсы и уменьшается объем их потребления;

- обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов;

- многократно используются все отходы производства.

В противовес рациональному, нерациональное природопользование характеризуется снижением качества, и исчерпанием природных ресурсов, загрязнении окружающей среды, снижении ее свойств. Нерациональное природопользование не обеспечивает сохранения природно-ресурсного потенциала.

В целом, рациональное природопользование предполагает охрану природных ресурсов в процессе их использования. Охрана ресурсов в процессе их использования - это ключевой принцип охраны природы.

Охрана природы должна производиться человеком одновременно с рациональным природопользованием и идти в двух направлениях:

1) снижение вредных последствий своей деятельности;

2) стимулирование нормального функционирования и развития биосферы планеты.

Главными принципами рационального использования природных ресурсов являются следующие:

1) Изучение природных ресурсов. Бережное и грамотное использование природных ресурсов невозможно без наличия полноценных и актуальных сведений об их качестве, объеме, без прогноза последствий их изъятия и использования, и возможности замены их на иные ресурсы.

2) Мониторинг состояния и качества природных ресурсов.

3) Совершенствование технологий изъятия, транспортировки и переработки природных ресурсов, предусматривающее максимальное и полное их использование.

4) Повышение урожайности в сельском хозяйстве и продуктивности работы в рамках изъятия ресурсов.

5) Поиск новейших природоохранных технологий с проведением экологической экспертизы.

6) Сокращение объема образуемых отходов производства и применение технологий их очистки и обезвреживания - сточных вод, выбросов в атмосферу и твердых отходов. Вторичная переработка отходов, их использование в качестве сырья.

7) Восстановление природных объектов после изъятия ресурсов и иного техногенного воздействия – проведение рекультивации земель, восстановление и защита от эрозии почв, воспроизводство лесов и борьба с лесными пожарами т.п.;

8) Сохранение биологического разнообразия – создание особо охраняемых природных территорий – свободных от хозяйственной деятельности, например, заповедников, заказников и т.д.

9) Совершенствование природоохранного законодательства и экологическое просвещение населения.

Кроме того, перед использованием природных ресурсов, а равно и в рамках осуществления иной хозяйственной деятельности, по российскому законодательству обязательно проводится экологическая экспертиза.

Экологическая экспертиза проводится перед началом хозяйственной деятельности – например, перед открытием предприятия для того, чтобы выявить, какой вред нанесет его деятельность окружающей среде и допустимо или недопустимо открытие этого предприятия. В ходе экологической экспертизы устанавливается комплекс природоохранных мер, которые предприятие должно осуществлять.

Важным направлением рационального природопользования является создание искусственных экосистем, как правило, агроценозов, которые эксплуатируются много раз подряд. Например, в Финляндии практикуется посадка и вырубка леса по примеру сельскохозяйственной деятельности – то есть территория разграничена на участки, на одних из которых вырубают лес и тут же сажают новые деревья. Пока вырастают посадки – вырубка осуществляется на других участках леса.

Агроценоз представляет собой биоценоз, искусственно созданный и поддерживаемый человеком для хозяйственных целей с определенным уровнем продуктивности. Агроценозами сегодня занято около 10% суши.

В агроценозе, как и в любой экосистеме, существуют трофические уровни — продуценты, консументы и редуценты, и трофические сети, происходит обмен веществом и энергией между биоценозом и биотопом. В то же время агроценозы, как искусственные экосистемы отличаются рядом характеристик:

1) В агроценозах в значительной степени снижено разнообразие живых организмов. Бедность видов в агроценозе человек поддерживает искусственно – например, уничтожает сорняки и способствует росту только одной сельскохозяйственной культуры. Вследствие этого обедняется и население животных в агроценозах, и состав микроорганизмов почвы.

2) Виды сельскохозяйственных растений, культивируемые человеком в агроценозе, поддерживаются искусственным отбором. Такие виды не могут выдерживать борьбу за существование без поддержки со стороны человека.

3) Агроэкосистемы получают от человека дополнительную энергию (например, в виде удобрений), без которой они не могут существовать.

4) Первичная продукция агроценоза – биомасса растений (урожай) удаляется из экосистемы и не поступает в дальнейшем в цепи питания. В результате этого почва под агроценозом обедняется минеральными веществами, и требует их дополнительного внесения.

Таким образом, искусственные экосистемы, в отличие от природных экосистем, не являются саморегулирующимися, их регулирование осуществляется человеком.

В отличие от природной экосистемы агроценоз неустойчив, без поддержки человека он быстро разрушается, т.к. культурные растения не выдержат конкуренции с дикорастущими и будут ими вытеснены.

Создавая и поддерживая искусственные экосистемы человек должен заботиться о том, чтобы не повредить тем самым природные экосистемы, находящиеся рядом, что и составляет смысл реализации рационального природопользования.

Главная задача человечества на современном этапе — это не защита какого-то количества видов живых организмов или территорий от угрозы исчезновения, а сочетание высокого уровня продуктивности своей хозяйственной деятельности с сохранением функционирования биосферы и гармонизации отношений с ней.

Рациональное природопользование – это в первую очередь, защита человеком самого себя, так как человечество не может существовать без достаточного количества чистого воздуха, воды и достаточного объема природных ресурсов. При этом планета без человека прожить сможет.

Рациональное природопользование – это система природопользования, при которой:

- полно используются изымаемые природные ресурсы и уменьшается объем их потребления;

- обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов;

- многократно используются все отходы производства.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

1. Совместная гармоничная эволюция человека и биосферы это:

1) биосферная функция;

2) биогеохимический цикл;

4) экологическая экспертиза.

Правильный ответ: 3) коэволюция

1. полно используются изымаемые природные ресурсы и уменьшается объем их потребления;

2. обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов;

3. многократно используются все отходы производства;

4. не выбрасывается мусор.

1. полно используются изымаемые природные ресурсы и уменьшается объем их потребления;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Экологические основы природопользования

Тема: Особенности рационального природопользования.

Природоохранные мероприятия

1. Рациональное природопользование.

2. Восстановление природных ресурсов.

3. Комплексное использование природных ресурсов.

4. Вторичное использование природных ресурсов.

5. Проведение природоохранных мероприятий.

6. Внедрение новейших технологий.

1. Рациональное природопользование.

Рациональное природопользование отличается следующими особенностями:

использование природных ресурсов должно сопровождаться их восстановлением (для возобновляемых природных ресурсов);

комплексное использование природных ресурсов;

вторичное использование природных ресурсов;

проведение природоохранных мероприятий;

внедрение новейших технологий с целью снижения антропогенной нагрузки на окружающую природную среду.

2. Восстановление природных ресурсов

Восстановительные мероприятия могут использоваться только для возобновляемых природных ресурсов, к которым относятся растительный и животный мир, плодородие почв. Вырубка лесов, охота и другие виды деятельности, которые могут нанести невосполнимый урон этим видам ресурсов, строго контролируются государством. Пример: лесхозы или лесничества должны следить за состоянием вверенных им лесных массивов, не допускать самовольной порубки леса и браконьерства на своей территории. Охота разрешена только в определенные сезоны, для ее осуществления необходимо наличие лицензии.

Для охраны животного и растительного мира предусмотрено создание особо охраняемых территорий, к которым относятся: заповедники, заказники, национальные и природные парки, памятники природы. В пределах этих территорий установлен особый режим охраны, который зависит от вида территории. В заповеднике, например, запрещается не только любая хозяйственная деятельность, но и нахождение посторонних лиц без соответствующего разрешения. Национальный парк предназначен не только для охраны природы, но и для отдыха, поэтому на его территории могут быть выделены зоны с различными режимами охраны и заповедования.

3. Комплексное использование природных ресурсов

Это направление рационального природопользования должно осуществляться в первую очередь для исчерпаемых природных ресурсов, т. е. для полезных ископаемых. В свою очередь, здесь можно выделить две тенденции: во-первых , использование одних и тех же ресурсов в разных отраслях хозяйства; во-вторых , более полное извлечение ресурсов на стадии добычи. Пример: отходами ТЭС (тепловые электростанции) являются зола и шлаки, которые могут применяться в качестве строительного материала. Гранулированные доменные шлаки являются прекрасным материалом для дорожного строительства, в смеси с вязким битумом они успешно заменяют асфальтовые смеси, причем их возможно укладывать даже на влажное основание. Битумо-шлаковые покрытия дорог в 2,5 раза дешевле асфальтобетонных. Отходы многих промышленных производств, в том числе шлаки металлургической промышленности, каменноугольные и буроугольные золы, отходы бумажной промышленности, могут использоваться в сельском хозяйстве для известкования кислых почв.

Перспективным направлением является комплексная разработка месторождений полезных ископаемых. Практически все месторождения рудных полезных ископаемых являются комплексными; они содержат, как правило, несколько различных минералов и химических элементов, один из которых является основным, другие — попутными. Пример: 1). из медных руд можно получить также цинк, серу, железо, молибден, золото и серебро; 2). из железных руд можно добывать ванадий, никель, кобальт, фосфор, бор, серу, германий; 3). получаемый при добыче нефти попутный газ, который часто сжигают в факелах, можно использовать в химической промышленности для получения многих ценных соединений.

4. Вторичное использование природных ресурсов

Практически все виды производимых материалов — металл, бумагу, ткани, пластмассу — можно подвергать вторичной переработке. Во-первых, вторичная переработка позволяет экономить первичное сырье и энергию , так как на производство продуктов из вторичного сырья требуется намного меньше энергии. Пример: для переплавки металлолома в сталь требуется в 10 раз меньше энергии, чем для выплавки стали из руды. Во-вторых , вторичная переработка позволяет уменьшить количество твердых отходов.

Вторичная переработка, несмотря на очевидные преимущества, используется пока далеко не для всех видов отходов, так как технологии переработки являются весьма сложными и дорогостоящими. Давно было известно, что при вторичной переработке автомобилей можно использовать 98% материалов, из которых они сделаны, но только сейчас создается подобный завод в Германии.

5. Проведение природоохранных мероприятий

Эти мероприятия должны проводиться в первую очередь промышленными предприятиями, а государственные органы, отвечающие за охрану окружающей природной среды, должны контролировать их выполнение.

Любое промышленное предприятие должно быть оснащено очистными сооружениями, принимать меры по внедрению малоотходных технологий, обеспечивать соблюдение режима санитарно-охранных зон, которые устанавливаются вокруг каждого предприятия.

Государственные контролирующие органы должны следить за тем, чтобы не вводились в эксплуатацию предприятия, не обеспеченные очистными сооружениями, а также за тем, чтобы действующие предприятия соблюдали нормативы качества окружающей природной среды и другие нормы и правила, установленные в законодательном порядке.

Пример: окончательная приемка мелиоративных систем проводится только после апробации в течение года, после чего оценивается влияние такой системы на окружающую природную среду.

6. Внедрение новейших технологий с целью снижения нагрузки

на окружающую природную среду

Новейшие технологии разрабатываются сейчас по многим направлениям: энергосбережение, ресурсосбережение, вторичная переработка, очистка выбросов, мониторинг окружающей среды.

К энергосберегающим технологиям относится, например, использование нетрадиционных источников энергии: солнечной энергии, энергии морских приливов, энергии земных недр. Использование таких источников находит практическое применение во всем мире: построена солнечная ТЭС в США, действует российская приливная электростанция на Баренцевом море, геотермальное тепло используется в США, Мексике, на Филиппинах.

Внедрение ресурсосберегающих технологий особенно актуально для исчерпаемых природных ресурсов. Пример: разрабатываются технологии, которые позволят увеличить глубину переработки нефти. Используемые в настоящее время методы позволяют получить из нефти только 60% ценных продуктов, остальные 40% — это мазут . Более совершенные технологии позволят получить 90% ценных продуктов . Такое увеличение глубины переработки нефти позволит расходовать для получения того же количества бензина 2 тонны нефти вместо 3 тонн.

К новым технологиям очистки выбросов можно отнести нейтрализаторы выхлопных газов автомобилей , которые позволят снизить количество углекислого, угарного газов и углеводородов. Их уже успешно применяют во многих странах. Внедрение нейтрализаторов выхлопных газов в нашей стране тормозится из-за их высокой стоимости: основой нейтрализаторов является платина.

Мониторинг окружающей среды – изучение и анализ проведенных замеров чистоты воздуха на разных высотах, процентное содержание состава выхлопных газов автомобилей, анализ качества пресной воды в водоемах, содержание болезнетворных микроорганизмов в реках, озерах, на морском побережье и т. д. – этим занимаются ученые многих стран мира. По результатам проведенных исследований принимаются меры для рационального природопользования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

образовательные - ознакомить с классификацией природных ресурсов, уяснить важность сохранения генофонда живых существ, изучить основные принципы природопользования.

-развивающие - изучение основ природопользования и принципы рационального природопользования, на экологические последствия деятельности энергетического комплекса и развития сельского хозяйства.

-воспитательные - сформировать понятие о классификации природных ресурсов, иметь представление о последствиях нерационального природопользования и об экологических последствиях использования и истощения природных ресурсов.

Тип занятия: Комбинированный урок

Вид занятия: лекция

Оборудование: проектор, экран, иллюстрации, работа с атласом.

1. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. Уч. пособие для вузов. –М., Дом Гранд; Фаир-Пресс, 2000.

3. Стадницкий Г.В. Экология. –С.–Петербург. Химиздат. 2001.

Главная задача человечества на современном этапе — это не защита какого-то количества видов живых организмов или территорий от угрозы исчезновения, а сочетание высокого уровня продуктивности своей хозяйственной деятельности с сохранением функционирования биосферы и гармонизации отношений с ней.

Ввиду возникших по вине человека глобальных экологических проблем сегодня человечеству необходимо пересмотреть свой подход к использованию ресурсов биосферы. Человек не может полностью отказаться от использования воды, ископаемого топлива, сельскохозяйственных территорий и промышленности, ввиду чего следует пересмотреть процесс организации природопользования.

Природопользование — это деятельность человечества, направленная на удовлетворение своих потребностей через использование природных ресурсов.

Следует отметить, что рациональное природопользование – это в первую очередь, защита человеком самого себя, так как человечество не может существовать без достаточного количества чистого воздуха, воды и достаточного объема природных ресурсов. При этом планета без человека прожить сможет. В этой связи говорят о необходимости перехода к гармоничной совместной эволюции человека и биосферы – коэволюции.

Рациональное природопользование – это система природопользования, при которой:

- полно используются изымаемые природные ресурсы и уменьшается объем их потребления;

- обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов;

- многократно используются все отходы производства.

В противовес рациональному, нерациональное природопользование характеризуется снижением качества, и исчерпанием природных ресурсов, загрязнении окружающей среды, снижении ее свойств. Нерациональное природопользование не обеспечивает сохранения природно-ресурсного потенциала.

В целом, рациональное природопользование предполагает охрану природных ресурсов в процессе их использования. Охрана ресурсов в процессе их использования - это ключевой принцип охраны природы.

Охрана природы должна производиться человеком одновременно с рациональным природопользованием и идти в двух направлениях:

1) снижение вредных последствий своей деятельности;

2) стимулирование нормального функционирования и развития биосферы планеты.

Главными принципами рационального использования природных ресурсов являются следующие:

1) Изучение природных ресурсов. Бережное и грамотное использование природных ресурсов невозможно без наличия полноценных и актуальных сведений об их качестве, объеме, без прогноза последствий их изъятия и использования, и возможности замены их на иные ресурсы.

2) Мониторинг состояния и качества природных ресурсов.

3) Совершенствование технологий изъятия, транспортировки и переработки природных ресурсов, предусматривающее максимальное и полное их использование.

4) Повышение урожайности в сельском хозяйстве и продуктивности работы в рамках изъятия ресурсов.

5) Поиск новейших природоохранных технологий с проведением экологической экспертизы.

6) Сокращение объема образуемых отходов производства и применение технологий их очистки и обезвреживания - сточных вод, выбросов в атмосферу и твердых отходов. Вторичная переработка отходов, их использование в качестве сырья.

7) Восстановление природных объектов после изъятия ресурсов и иного техногенного воздействия – проведение рекультивации земель, восстановление и защита от эрозии почв, воспроизводство лесов и борьба с лесными пожарами т.п.;

8) Сохранение биологического разнообразия – создание особо охраняемых природных территорий – свободных от хозяйственной деятельности, например, заповедников, заказников и т.д.

9) Совершенствование природоохранного законодательства и экологическое просвещение населения.

Кроме того, перед использованием природных ресурсов, а равно и в рамках осуществления иной хозяйственной деятельности, по российскому законодательству обязательно проводится экологическая экспертиза.

Экологическая экспертиза проводится перед началом хозяйственной деятельности – например, перед открытием предприятия для того, чтобы выявить, какой вред нанесет его деятельность окружающей среде и допустимо или недопустимо открытие этого предприятия. В ходе экологической экспертизы устанавливается комплекс природоохранных мер, которые предприятие должно осуществлять.

Важным направлением рационального природопользования является создание искусственных экосистем, как правило, агроценозов, которые эксплуатируются много раз подряд. Например, в Финляндии практикуется посадка и вырубка леса по примеру сельскохозяйственной деятельности – то есть территория разграничена на участки, на одних из которых вырубают лес и тут же сажают новые деревья. Пока вырастают посадки – вырубка осуществляется на других участках леса.

Агроценоз представляет собой биоценоз, искусственно созданный и поддерживаемый человеком для хозяйственных целей с определенным уровнем продуктивности. Агроценозами сегодня занято около 10% суши.

В агроценозе, как и в любой экосистеме, существуют трофические уровни — продуценты, консументы и редуценты, и трофические сети, происходит обмен веществом и энергией между биоценозом и биотопом. В то же время агроценозы, как искусственные экосистемы отличаются рядом характеристик:

1) В агроценозах в значительной степени снижено разнообразие живых организмов. Бедность видов в агроценозе человек поддерживает искусственно – например, уничтожает сорняки и способствует росту только одной сельскохозяйственной культуры. Вследствие этого обедняется и население животных в агроценозах, и состав микроорганизмов почвы.

2) Виды сельскохозяйственных растений, культивируемые человеком в агроценозе, поддерживаются искусственным отбором. Такие виды не могут выдерживать борьбу за существование без поддержки со стороны человека.

3) Агроэкосистемы получают от человека дополнительную энергию (например, в виде удобрений), без которой они не могут существовать.

4) Первичная продукция агроценоза – биомасса растений (урожай) удаляется из экосистемы и не поступает в дальнейшем в цепи питания. В результате этого почва под агроценозом обедняется минеральными веществами, и требует их дополнительного внесения.

Таким образом, искусственные экосистемы, в отличие от природных экосистем, не являются саморегулирующимися, их регулирование осуществляется человеком.

В отличие от природной экосистемы агроценоз неустойчив, без поддержки человека он быстро разрушается, т.к. культурные растения не выдержат конкуренции с дикорастущими и будут ими вытеснены.

Создавая и поддерживая искусственные экосистемы человек должен заботиться о том, чтобы не повредить тем самым природные экосистемы, находящиеся рядом, что и составляет смысл реализации рационального природопользования.

Главная задача человечества на современном этапе — это не защита какого-то количества видов живых организмов или территорий от угрозы исчезновения, а сочетание высокого уровня продуктивности своей хозяйственной деятельности с сохранением функционирования биосферы и гармонизации отношений с ней.

Рациональное природопользование – это в первую очередь, защита человеком самого себя, так как человечество не может существовать без достаточного количества чистого воздуха, воды и достаточного объема природных ресурсов. При этом планета без человека прожить сможет.

Рациональное природопользование – это система природопользования, при которой:

- полно используются изымаемые природные ресурсы и уменьшается объем их потребления;

- обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов;

- многократно используются все отходы производства.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

1. Совместная гармоничная эволюция человека и биосферы это:

1) биосферная функция;

2) биогеохимический цикл;

4) экологическая экспертиза.

Правильный ответ: 3) коэволюция

1. полно используются изымаемые природные ресурсы и уменьшается объем их потребления;

2. обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов;

3. многократно используются все отходы производства;

4. не выбрасывается мусор.

1. полно используются изымаемые природные ресурсы и уменьшается объем их потребления;


В мире существует несколько глобальных проблем, которые могут привести человечество к экологической катастрофе. Одна из них — это проблема рационального использования природных богатств.

Что такое рациональное природопользование

Рациональное природопользование — это такой процесс взаимодействия человека с природой, при котором он в полной мере пользуются всеми ее ресурсами, но при этом охраняет и защищает ее от нежелательных последствий своей деятельности.

Наука понимает под природопользованием комплексные меры человечества по рациональному использованию тех ресурсов, которые нам дает природа.

Классификация природных ресурсов

Существует несколько классификаций природных ресурсов:

  • по происхождению;
  • по производственному использованию;
  • по степени истощаемости.

По происхождению

В первую очередь природные ресурсы подразделяют по происхождению.

  1. К биологическим природным ресурсам относятся все живые организмы, которые населяют биосферу нашей планеты. Это растения, деревья, животные, насекомые и т.д.
  2. Под минеральными ресурсами понимают все полезные ископаемые, которые находятся в литосфере Земли. Из них добывают минеральное сырье: металлы, уголь, нефть, газ и др.
  3. К энергетическим ресурсам относят источники энергии естественного и искусственного происхождения. Естественными источниками получения энергии являются солнце, ветер и вода. Искусственные источники получения энергии — это топливо и атомная промышленность.

По производственному использованию

Природные ресурсы по производственному использованию делят на:

  1. Гидроресурсы. Это вся вода, которая есть на нашей планете: моря, океаны, реки, грунтовые воды.
  2. Земельные ресурсы. Это и лесной фонд и земли, используемые для ведения сельского хозяйства.
  3. Флору.
  4. Фауну.

По степени истощаемости

Природные богатства можно разделить и по степени истощаемости.

  1. К неисчерпаемым ресурсам относятся ресурсы, которые могут использоваться в течение длительного времени и в неограниченном количестве. Это солнечная энергия, энергия ветра, приливы и т. д.
  2. Исчерпаемыми называют такие природные ресурсы, которые не подлежат восстановлению или их возобновление занимает миллионы лет (ископаемые ресурсы).
  3. К группе исчерпаемых и возобновимых природных ресурсов относят те ресурсы, которые могут быть естественным или искусственным образом возобновлены в небольшие сроки. Естественно обновляющимися ресурсами являются, например, леса и почвы. Искусственными — очистка воздуха и воды, восстановление видов животных или растений.

Классификация природных ресурсов

Рациональное и нерациональное природопользование

Рациональное природопользование подразумевает эффективное использование природных ресурсов, при котором человек не только не вредит природе, но бережно к ней относится, стремится к ее охране и восстановлению. Рациональное природопользование лежит в основе геоэкологии и охраны окружающей среды.

Признаками рационального природопользования считаются следующие действия человека:

  1. Восстановление ресурсов природы.
  2. Сохранение гидроресурсов, земельных ресурсов, флоры и фауны.
  3. Бережное и экономное использование исчерпаемых полезных ископаемых.
  4. Применение экологичных способов получения энергии.
  5. Сохранение природного ареала обитания животных, растений и человека.
  6. Регулирование численности населения Земли.

Нерациональное природопользование — это следствие потребительского отношения к природе и того, что она дает человеку, приводящее к истощению ресурсов и ухудшению экологической обстановки.

Экологи из разных стран мира бьют тревогу и предупреждают человечество о том, что нерациональное природопользование в угоду экономической прибыли неизбежно приведет к экологической катастрофе и огромным денежным и трудозатратам для ее ликвидации.

Признаки нерационального использования природных богатств это:

  1. Отсутствие системного подхода к добыче ресурсов.
  2. Пренебрежительное отношение к сберегающим технологиям.
  3. Игнорирование экологичных методов добычи ископаемых.
  4. Нарушение экологических законов и стандартов.
  5. Чрезмерное использование земельных ресурсов.
  6. Большое количество отходов при производстве.

Природопользование

Принципы рационального природопользования

Принципами рационального природопользования являются:

  1. Системный принцип, который оценивает влияние конкретного производства на природу и окружающую среду за определенное время.
  2. Принцип оптимизации, основанный на поиске лучших решений взаимодействия экологии и экономики.
  3. Принцип опережения темпов, предполагающий оптимизацию расходов природных богатств и снижение количества отходов за каждый производственный цикл.
  4. Принцип гармоничных отношений с природой, подразумевающий таких разработок, которые будут экологичными и безопасными для окружающей среды.
  5. Принцип меры в использовании природных богатств. Пользуясь ресурсами, которые дает природа, нужно помнить, что их количество ограничено. Важно заранее планировать их расход, исходя из возможностей источника получения ресурса.
  6. Принцип саморегуляции заключается в прогнозировании какого-либо производства или добыче полезных ископаемых. Человек обязан учитывать все негативные факторы, которые могут возникнуть в ходе его деятельности. Важно снизить это негативное воздействие на природу.
  7. Принцип комплексного использования предполагает концентрацию на единой территории специализированной структуры, состоящей из сырьевых, земельных, энергетических и людских ресурсов, что позволит снизить отходы и вредные факторы производства.
  8. Принцип безотходности предлагает внедрить замкнутый производственный цикл, когда одно производство будет перерабатывать или утилизировать отходы другого.

Основные пути реализации, примеры

В современном мире многие страны озадачены проблемой рационального использования ресурсов. Чтобы реализовать все вышеперечисленные признаки, необходимо следующее:

  1. Проведение государственной политики по охране окружающей среды.
  2. Принятие международных экологических стандартов и законов, которые будут регулировать промышленную деятельность людей и тот вред, который эта деятельность наносит природе.
  3. Наказание за разрушительное воздействие на природу, флору и фауну.
  4. Соблюдение правил эксплуатации плодородных земель.
  5. Размещение промышленных предприятий вдали от городов.
  6. Принятие комплексных законов по охране природы для каждого региона и страны.
  7. Организация обязательного экологического мониторинга и прогнозов последствий деятельности человека.
  8. Ведение актуальной отчетности по текущему состоянию экологии в мире.
  9. Решение проблемы чистой питьевой воды.
  10. Помощь развитых стран развивающимся во внедрении работающих схем в области экологии.

Развитые страны, которые давно осознали важность рационального отношения к природе, проводят успешную экологическую политику. Так, с 2021 года в странах Евросоюза будет введен запрет на одноразовую пластиковую продукцию.

К сожалению, абсолютное большинство государств в мире относится к природе потребительски, не задумываясь о последствиях такого отношения.

Виды деятельности, относящиеся к рациональному природопользованию

Примерами рационального отношения к природе могут служить:

  1. Высаживание растительности (деревьев и кустов) на склонах гор, холмов, оврагов, берегах рек. Эта мера способствует укреплению грунта, мешает образованию эрозии почв, сходу селей и лавин с гор.
  2. Использование замкнутого водооборота на промышленных предприятиях и производствах. Эта мера существенно экономит водные ресурсы и способствует снижению выбросов грязных вод в водоемы.
  3. Полное использование добываемого минерального сырья. Такой подход позволяет уменьшить количество отходов, использовать имеющиеся ресурсы по-максимуму.
  4. Рекультивация земель в тех районах, где происходила добыча полезных ископаемых. Рекультивированные земли можно использовать для сельского хозяйства.
  5. Насаждение защитных лесополос в полях в степной местности. Такая мера способствует устранению ветровой эрозии почв, сохранению в почве влаги.
  6. Очистка леса от сухостоя. Способствует росту молодой растительности.
  7. Чистка русел рек. Предотвращает заиливание и обмеление водоемов.
  8. Переход ТЭС с угля на природный газ. Газ — более экологичное топливо, нежели уголь.
  9. Внедрение систем, которые занимаются переработкой отходов, и использование вторичного сырья. Такая мера одновременно предотвращает загрязнение окружающей среды отходами и экономит природные ресурсы.
  10. Использование биотоплива, что позволяет экономить невозобновляемые минеральные ресурсы.
  11. Создание электростанций, которые работают на энергии, получаемой от приливов. Такие объекты обладают высокой экологичностью.
  12. Запрет на использование удобрений в пределах водоемов, что позволяет сохранить водные ресурсы в чистоте.
  13. Создание особо охраняемых уголков природы. Эта мера позволяет сохранить редкие виды животных и растений в их естественной среде.
  14. Восстановление лесов после пожара или вырубки. Это способствует очищению воздуха и восстановлению природного ареала для животных.
  15. Капельный полив сельскохозяйственных угодий позволяет экономить воду и предотвращает эрозию почв.
  16. Посадка лесов в долинах рек останавливает обмеление водоемов, позволяет вернуть к жизни пересохшие ручьи.
  17. Удержание снега на полях. Такая мера позволяет уберечь корни растений от промерзания и увлажнять почву.
  18. Активное использование неисчерпаемых и возобновляемых источников энергии. Такие ресурсы экологичны и помогают сберечь исчерпаемые минеральные ресурсы.

Солнечная энергия

В мире не так много государств, чьи усилия по осознанному взаимодействию с природой, можно поставить в пример другим странам. Как правило, это высокоразвитые страны:

  • Великобритания;
  • Исландия;
  • Германия;
  • Франция;
  • Нидерланды;
  • Япония.

Наша страна, щедро наделенная всевозможными богатствами природы, находится в самом начале этого пути. России есть чему поучиться у стран Запада, и прежде всего, сознательному отношению каждого гражданина к данному вопросу.

Читайте также: