Рациональная ступень познания конспект

Обновлено: 07.07.2024

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Рациональное познание (от лат. ratio — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.

Ступени рационального познания

  • Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
  • Суждение это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.
  • Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

Для рационального познания свойственно абстрактное мышление , то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.

Рациональное (логическое) отражение — более сложный способ познания действительности посредством абстрактного мышления. Для него характерна опора на результаты чувственного отражения, обобщенность и абстрактность возникающих образов, воспроизведение объектов на уровне сущности, т.е. внутренних закономерных связей и отношений.

Основными формами логического познания являются понятие, суждение, умозаключение. Эти формы познания — предмет изучения логики.

Решающая роль в рациональном познании принадлежит понятию. Понятие — форма мысли, воспроизводящая существенные свойства и отношения вещей. С понятия начинается и понятием завершается любой цикл логического осмысления действительности. Возникновение понятия — это всегда скачок от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от явления к сущности.

Одна из главных функций понятия, которая отчетливо проявляется в процессе познания, состоит в том, что оно представляет в обобщенном виде группы предметов, классифицируя их по определенным признакам.

Суждение — это форма мысли, связывающая несколько понятий и благодаря этому раскрывающая отношения между различными вещами и их свойствами. С помощью суждений строятся любые определения науки, все ее утверждения или отрицания. Суждение — это соотнесение понятий, выяснение степени их общности или отличия. Суждение - это процесс углубления в содержание понятия, выяснение особенностей предмета или явления, стоящего за понятием.

Процесс оперирования суждениями с целью получения нового знания составляет содержание умозаключения. На базе понятий и суждений формируются умозаключения.

Умозаключение — вывод из одного или нескольких взаимосвязанных суждений нового суждения, нового утверждения или отрицания, нового определения науки.

С помощью понятий, суждений и умозаключений происходит переосмысление эмпирического материала, полученного в процессе чувственного познания. На их основе выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся целостные теории как наиболее развитые и глубокие логические образы действительности. Тем самым рациональное познание выступает в качестве более высокой ступени познания, чем чувственное отражение. Если чувственное отражение во многом носит стихийный характер и человек практически отражает все, что попадает в его поле чувственной деятельности, то логическое познание превращает стихийный познавательный процесс в целенаправленный, осознанный.

Связующим звеном между чувственным и логическим познанием выступает практика. Роль практики в познании велика. С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно воздействуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно и целенаправленно воздействует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее.

Исторически первой ступенью человеческого познания было чувственное познание. Абстрактное познание является более сложным и оно возникает на основе чувственного познания. В реальном процессе познания эти две ступени являются неразрывными. Так, результаты чувственного познания всегда имеют логическое оформление, что связано с языком как носителем мышления. Ввиду этого, любое ощущение, восприятие или представление, будучи оформлено в предложениях языка, всегда имеет логическую форму выражения, в виде понятий, суждений и умозаключений.

Рациональное (логическое) отражение — более сложный способ познания действительности посредством абстрактного мышления. Для него характерна опора на результаты чувственного отражения, обобщенность и абстрактность возникающих образов, воспроизведение объектов на уровне сущности, т.е. внутренних закономерных связей и отношений.

Основными формами логического познания являются понятие, суждение, умозаключение. Эти формы познания — предмет изучения логики.

Решающая роль в рациональном познании принадлежит понятию. Понятие — форма мысли, воспроизводящая существенные свойства и отношения вещей. С понятия начинается и понятием завершается любой цикл логического осмысления действительности. Возникновение понятия — это всегда скачок от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от явления к сущности.




Одна из главных функций понятия, которая отчетливо проявляется в процессе познания, состоит в том, что оно представляет в обобщенном виде группы предметов, классифицируя их по определенным признакам.

Суждение — это форма мысли, связывающая несколько понятий и благодаря этому раскрывающая отношения между различными вещами и их свойствами. С помощью суждений строятся любые определения науки, все ее утверждения или отрицания. Суждение — это соотнесение понятий, выяснение степени их общности или отличия. Суждение - это процесс углубления в содержание понятия, выяснение особенностей предмета или явления, стоящего за понятием.

Процесс оперирования суждениями с целью получения нового знания составляет содержание умозаключения. На базе понятий и суждений формируются умозаключения.

Умозаключение — вывод из одного или нескольких взаимосвязанных суждений нового суждения, нового утверждения или отрицания, нового определения науки.

С помощью понятий, суждений и умозаключений происходит переосмысление эмпирического материала, полученного в процессе чувственного познания. На их основе выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся целостные теории как наиболее развитые и глубокие логические образы действительности. Тем самым рациональное познание выступает в качестве более высокой ступени познания, чем чувственное отражение. Если чувственное отражение во многом носит стихийный характер и человек практически отражает все, что попадает в его поле чувственной деятельности, то логическое познание превращает стихийный познавательный процесс в целенаправленный, осознанный.

Связующим звеном между чувственным и логическим познанием выступает практика. Роль практики в познании велика. С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно воздействуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно и целенаправленно воздействует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее.

Исторически первой ступенью человеческого познания было чувственное познание. Абстрактное познание является более сложным и оно возникает на основе чувственного познания. В реальном процессе познания эти две ступени являются неразрывными. Так, результаты чувственного познания всегда имеют логическое оформление, что связано с языком как носителем мышления. Ввиду этого, любое ощущение, восприятие или представление, будучи оформлено в предложениях языка, всегда имеет логическую форму выражения, в виде понятий, суждений и умозаключений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Рациональное познание (лат. ratio – разум) – необходимый этап познавательной деятельности человека. Как же протекает процесс мышления? Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение (абстрагирование). Имея дело в практической жизни с отдельными, конкретными предметами, человек по определенным признакам соотносит их, сравнивает между собой. При этом выделяет их общие существенные черты, отбрасывает те, которые в данном случае являются второстепенными. Результатом этого процесса является формирование понятия о данном предмете. Таким образом, понятие – это мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках.

Обратимся к конкретному предмету. Окультуривая дикие растения, человек научился выращивать различные сорта яблок, груш, слив. Определенное сходство внешних признаков, отмечаемых человеком, наблюдения за ростом и развитием дали возможность выделить их в некоторую группу похожих предметов. Сравнивая яблоки и груши, персики и апельсины, люди выявили их сходство и различие, отмечая при этом, какие из общих свойств можно считать существенными для данного класса предметов. Затем эта обобщенная совокупность свойств получила название, т.е. как бы облеклась в языковую, словесную форму. В нашем случае это название "плод". Таким образом, язык, речь является средством выражения мысли. При этом не нужно думать, что мышление и оформление его в речевой форме – два самостоятельных, идущих один за другим процесса. Нет, это единый процесс словесного мышления и осмысления речи.

Наша речь – это не хаотичный набор слов. По определенным правилам мы строим особые словесные комбинации – предложения. За этой на первый взгляд чисто грамматической формой тоже стоит мыслительный процесс, каждое понятие в нашем сознании находится в определенной связи с другими. Такая форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо, называется суждением. В сою очередь, логически связывая суждения, человек приходит к выводам, или умозаключениям. Например, мы утверждаем: зубы млекопитающих имеют корни. В этом суждении связано несколько понятий по степени общности (т.е. охвату группы сходных предметов), их можно расположить следующим образом: зубные корни, зубы, млекопитающие (здесь это наиболее широкое понятие). Наше второе суждение: собака – млекопитающее. Логическим выводом, связывающим два суждения, будет умозаключение "собака имеет зубные корни".

Наш собственный познавательный опыт подсказывает, что между чувственным и рациональным познанием существует неразрывная связь. В последнее время, например, было установлено, что осязание развивает другие органы чувств, формирует умственные способности.

Но какой же из этих источников знаний – разум или чувство – является определяющим в познавательной деятельности человека? Этот вопрос в 17-18 вв. стал предметом острого спора среди философов. Философы-рационалисты отдавали предпочтение разуму, благодаря которому, подчеркивали они, человечество овладевает истинными знаниями. Представители этого направления пришли к выводу о существовании неких врожденных идей, или задатков мышления, независимых от чувственного познания.

В противоположность этому философы-эмпирики ("эмпирия" в переводе с греч. – опыт) признавали решающую роль чувственного опыта. При этом рациональное мышление сводилось к различным комбинациям того, что дается в опыте, и, таким образом, рассматривалось как ничего не прибавляющее к знаниям.

Вопросы и задания

Что такое гносеология? В чем состоит ее проблематика?

Дайте определение познанию. Какие стороны предполагает данный процесс? От чего зависит результативность познавательной деятельности?

Какую роль играют знания в жизни людей? Возрастает ли их значение с ходом исторического развития человечества? Ответ обоснуйте.

Каковы основные источники знаний человека о внешнем мире и о самом себе?

В чем особенности чувственного познания? Каковы его формы?

Что представляет собой рациональное познание? Охарактеризуйте его основные формы.

Раскройте существо спора эмпириков и рационалистов. В чем сила и слабость их аргументов?


Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 ПОЗНАНИЕ. ЧУВСТВЕННАЯ СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ
  • 2 РАЦИОНАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ
  • 3 СПЕЦИФИКА ЛОГИКИ КАК НАУКИ
  • 4 ИСТИННОСТЬ И ПРАВИЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ
  • 5 ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ
  • 6 ЗАКОН ТОЖДЕСТВА
  • 7 ЗАКОН НЕПРОТИВОРЕЧИЯ
  • 8 ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО
  • 9 ЗАКОН ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Логика. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2 РАЦИОНАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ

Законы мира, сущность предметов и явлений мы узнаем посредством абстрактного мышления. Это вторая ступень процесса познания.

Форма мышления — способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря чему содержание существует и отражает действительность.

Понятие — это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса однородных предметов. Однородными предметами называются те, которые входят в один класс по фиксированному классо—образующему признаку.

Суждение — это форма мышления, в которой что—либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Обычно суждения выражаются в форме повествовательных предложений. Они могут быть простыми (грачи прилетели) или сложными, которые состоят из нескольких простых (наступила зима, выпал снег).

Умозаключение — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам получаем заключение.

Все деревья — растения. Береза — дерево. Береза — растение.

Абстрактное мышление обладает рядом специфических свойств:

1) отражение действительности в обобщенных формах (предметы материального мира группируются в определенные группы по сходным признакам);

2) отражение материального мира опосредованно (прямая связь с познаваемым объектом не обязательна);

3) отражение действительности происходит активно (познающий субъект использует определенные методы и приемы познания);

4) неразрывная связь с языком (познаваемый объект обязательно фиксируется в языковой форме).

Для познания окружающего мира абстрактное мышление использует ряд приемов и операций:

1) сравнение — это нахождение различий и сходств;

2) анализ — это мысленное разделение предметов и явлений на части или свойства;

3) синтез — это мысленное соединение частей в целое;

4) обобщение — это мысленное объединение предметов и явлений по сходным чертам;

5) абстрагирование — мысленное выделение отдельных, особо интересных в данный момент частей предмета.

Необходимо отличать процесс абстрагирования от процесса абсолютизации. Если первый заключается в выделении части предмета, то второй — в возведении этой части в ранг определяющей, что неизменно влечет за собой ошибки в процессе познания.

Читайте также: