Работа с таблицами конспект урока 4 класс
Обновлено: 06.07.2024
Цель: Расширить представления о том, что такое таблица, где и как её можно применять.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации;
- сформировать умение и навыки решения логических задач с помощью таблиц;
Развивающие:
- развитие логического мышления учащихся, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, внимательность, формирование познавательного интереса к предмету.
Планируемые результаты:
Предметные:
- дать представление о новом виде логических задач и решение их с помощью составления таблиц;
Метапредметные:
регулятивные:
- саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий;
- сравнение способа действия и его результата, коррекция;
- оценка – осознание качества и уровня усвоения;
познавательные:
- логические (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения);
- решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера);
коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества со сверстниками: как кооперация (сотрудничество), как взаимодействие;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (речевые действия).
Основные формируемые понятия:
- таблица;
- строка (столбец) таблицы;
- ячейка (адрес).
Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Методы обучения: проблемный метод, проектирование, беседа, работа с текстовой информацией, наглядные методы.
Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, ноутбуки, интерактивная доска, презентация, рабочие листы.
Структура и ход урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Громко прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Дети приветствуют учителя.
2. Актуализация знаний и
фиксация
затруднения в деятельности
Учитель: - Каждый день мы с вами получаем какую-либо информацию. Приведите примеры.
Слайд 1
- Какой вид информации преобладает?
- Какую информацию мы получаем с помощью зрения?
Расскажите о текстовой форме представления информации.
Ответы учащихся:Слуховая, зрительная, тактильная и др.
Ответы учащихся: читаем тексты, смотрим фильмы, идёт ли снег на улице и т.д.
Ответы учащихся: Текстовая информация – информация представленная в форме письменного текста. Примеры: чтение газеты, книги, разговор.
- Предлагаю вам следующую информацию.
Слайд 2
Триста восемьдесят девять миллионов шестьсот пятьдесят четыре тысячи двести два. – Какая это информация?
Слайд 3
- Следующая информация 389.654.202
Слайд 4
- Обратите внимание на такую информацию:
Класс миллионов
Класс тысяч
Класс единиц
Сотни
млно
Десятки
млн
Ед.
млн
Сотни
тысяч
Десятки
тысяч
Ед.
тысяч
Сотни
Десятки
Ед.
3
8
9
6
5
4
2
0
2
- Сформулируйте тему нашего занятия.
Слайд 5
- Какова же будет цель нашего занятия?
Формулируют цельзанятия: Расширить представления о том, что такое таблица, где и как её можно применять.
4. Построение
проекта выхода
из затруднения
Учитель: - Предлагаю вам следующую таблицу.
Слайд 6
Время
Расстояние
24 км/ч
5 ч
120 км
60 км/ч
2 ч
120 км
60 км/ч
3 ч
180 км
Учащиеся рассматривают таблицу, извлекают информацию.
5. Реализация
построенного
проекта
Учитель: - С помощью таблиц удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между различными объектами. Где вы в жизни встречаетесь с таблицами? Слайды 7, 8, 9, 10
6. Первичное
закрепление с проговариванием во внешней
речи
Учитель: - А теперь рассмотрим структуру таблицы.
Таблица состоит из строк и столбцов. На пересечении строк и столбцов образуются ячейки. Каждая ячейка имеет адрес. Он состоит из имени строки и столбца.
- Давайте определим адреса ячеек, в которых расположены смайлики. Слайд 11
Физминутка (Приложение 2)
Учащиеся рассматривают таблицу, называют адрес показанной ячейки.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Учитель: - Выполним упражнения в создании таблицы. Дома по математике вам необходимо было заполнить таблицу, записав в неё предыдущие и последующие числа.
Составим такую таблицу в программе Word. Немного упростив её. (Приложение 4)
а
а + 1
999.999
1.000.0004
4.000.999
99.999
8. Включение в систему знаний и повторение
Учитель: - А теперь прочитайте задачу, записанную у вас на рабочих листах.
(Приложение 4)
- Сможете ли вы ответить на поставленный вопрос в задаче?
Учащиеся читают задачу записанную на рабочих листах.
Ответы учащихся: не сможем.
- Для решения таких задач мы будем пользоваться таблицей.
- Преобразуйте текстовую информацию в табличную.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока технологии на тему: "Работа с бумагой. «Открытки на 8 марта". 3 класс.
Конспект урока технологии.
КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ НА ТЕМУ "Ножницы. Что ты о них знаешь?" 1 КЛАСС
КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ НА ТЕМУ "Ножницы. Что ты о них знаешь?" 1 КЛАСС.
Цели деятельности учителя:формирование умения изготавливать титульный лист;развитие творческого мышления и аккуратности;воспитание интереса к материалу урока.Планируемые результатыПредметные:знать осо.
Конспект урока технологии по теме: "Работа с бумагой. Изготовление объемной модели мельницы."
Цели деятельности учителя: формирование представлений о приемах конструирования объемного изделия на основе разверткиПланируемые результатыПредметные: сформировать умения самостоятельно составлять ком.
Цель урока: формирование способности учащихся к новому действию : формировать представление о вагоностроении, видах и составе поездов; учить создавать модель вагона из картона; совершенств.
В данном уроке показана особенность работы в сменных группах.
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_na_uchitel_-_goda.docx | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике "Повторение пройденного материала, основанного на знании таблиц умножения и деления"
Конспект урока по математике "Повторение пройденного материала, основанного на знании таблиц умножения и деления" по программе "Школа России".
Конспект урока по математике "Повторение деления столбиком. Вычисления с помощью калькулятора"
Цель урока: - Закрепить умение делить столбиком; - Познакомиться с прибором – калькулятор; - выполнить упражнения с помощью калькулятора.Тип урока: Повторение изученного. Открытие нового знания.Планир.
Конспект урока по математике на тему "Решение задач с единицами времени, 2 урока" 3 класс
УМК "Начальная школа 21 века".
Презентация к уроку математики "Решение задач с помощью таблиц и чертежей"
Данная презентация служит сопровождением к уроку.
Конспект урока по математике на тему: "Измерение площади с помощью палетки"
Конспект урока по математике "Поупражняемся в измерении площади с помощью палетки" (4 класс, УМК "ПНШ")
Цели деятельности учителя: формирование умений определять площади фигур произвольной формы, используя палетку; совершенствование вычислительных навыков.Планируемые результатыПредметные.
Цель урока: способствовать развитию умений решать уравнения и текстовые задачи изученных видов, переводить одни единицы площади в другие, работать с геометрическими фигурами, составить таблицу единиц площади.
Формируемые УУД:
Познавательные:уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); развивать умение извлекать необходимую информацию из математических текстов; использовать полученную информацию в практической деятельности; систематизировать, обобщить изученное.
Коммуникативные: строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; уметь управлять своим поведением, слушать других; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; умение контролировать свою деятельность; учет разных мнений.
Личностные: иметь положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;навыки сотрудничества со взрослыми в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Математическая разминка
Как измерить площадь?
Нет задачи проще!
Чтобы площадь нам узнать
Величины надо знать!
- В каких единицах измеряются площади фигур?
- По какой формуле можно найти площадь прямоугольника?
- Как найти площадь квадрата?
У змеи анаконды родились детеныши длиной 90 см. Выразите длину в дециметрах. (9 дм)
Самыми высокими облаками Земли являются серебристые облака, которые проявляются на высоте 90 км. Вырази эту высоту в метрах. (90000м)
Гусь может летать на высоте 9 км. Сколько это метров? (9000м)
- Молодцы! А какие единицы измерения площади мы знаем ?
Физкультминутка для глаз
Подготовка к изучению новой темы
- В какую единицу измерения мы переведем 3200 кв.см? (В кв.м)
-Что для этого нужно знать? Сколько кв. см в 1 кв.м?
-Как это узнать? (Нужно вспомнить, сколько в метре сантиметров и найти площадь – перемножить стороны квадрата.)
-Удобно ли постоянно выполнять такие вычисления? (Нет.)
-Что вы можете предложить? (Нужно вывести соотношения единиц площади, запомнить и в дальнейшем пользоваться ими.)
- Сформулируйте цель нашего урока. (Составить таблицу единиц площади.)
Составление таблицы единиц площади
- Что такое кв. метр? (Квадрат со стороной 1 метр)
-Перед вами квадратный метр. Как вы думаете, сколько в нем кв. дм? (10 дм *10 дм = 100 кв.дм.)
-А сколько кв.см., если 1 м = 100 см? (100 см*100 см = 10000 кв.см.)
(Запись на доске и в тетрадях.)
1 кв.м. = 100 кв.дм = 10000 кв.см
1 кв.дм = 100 кв.см
-Что такое кв. км? (Квадрат со стороной 1 км.)
-Что измеряют в кв. км? (Площадь городов и т.д.)
-Сколько кв. м в 1 кв. км, если 1 км = 1000 м? (1000 м*1000 м = 1000000 кв.м.) (Запись на доске и в тетрадях).
1 кв. км = 1000000 кв.м
-Какую единицу используют для измерения маленьких площадей? (кв.мм.)
-Что такое кв.мм? (Квадрат со стороной 1 мм).
-Сколько кв.мм в 1 кв.см? (10 мм*10 мм =100 кв.мм.) (Запись на доске и в тетрадях)
1 кв.см = 100 кв.мм
- А теперь давайте проверим, правильно ли мы составили таблицу единиц площади? И поможет нам в этом учебник. Откройте учебник на с.41 (Дети открывают учебник и сравнивают таблицу в учебнике с таблицей в тетради, приходят к выводу, что таблицу записали верно).
Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику
Открываем учебник на странице 41 и смотрим, правильно ли мы составили таблицу.
с. 41 № 179 (1) выразить в квадратных метрах
Физкультминутка
8. Продолжение работы над новым материалом
с. 41 № 179 (2) самостоятельно выполняют ученики. Взаимопроверка.
с. 141 № 182 – задача. (Один ученик работает у доски)
У продавца осталось 840 пачек черного чая, а зеленого – в 3 раза меньше. На сколько больше осталось пачек черного чая, чем зеленого?
- Что нам нужно найти и что нам известно в задачи?
- Как мы узнаем сколько зеленого чая было в магазине?
840:3=280 – осталось зеленого чая
840-280= 560- больше черного чая чем зеленого
10. Подведение итого урока
-Какую таблицу мы составили сегодня на уроке?
-Почему ее нужно запомнить?
-Как быть, если вы забудете таблицу? (Составить снова).
-Что для этого нужно помнить? (Соотношение единиц длины. Чтобы найти площадь квадрата, нужно сторону умножить на себя.)
1. Информационные таблицы
Примеры заданий
1 класс
На даче собрали урожай ягод. Их количество записали в таблицу
Укажите верные утверждения, составленные по таблице.
- Крыжовника больше, чем малины.
- Черники меньше, чем крыжовника.
- Малины столько же, сколько черники.
- Крыжовника больше, чем черники, но меньше, чем клубники.
2 класс
(Из проверочных работ)
В таблице указано расписание движения поездов
Запиши ответ на вопросы.
- Какой номер поезда Москва — Анапа?
- В какое время отправляется поезд Москва — Сочи?
- В какой город поезд отправляется раньше всех?
3 класс
Составь свою телефонную книгу. Расположи абонентов в алфавитном порядке. Какие телефоны экстренных служб обязательно должны быть занесены в книгу?
4 класс
Ответьте на вопросы по таблице, в которой записана длина корней некоторых растений.
- Какое растение имеет: а) самые длинные корни; б) самые короткие корни?
- Расставь растения в порядке уменьшения длины корней.
- На сколько сантиметров корни пшеницы длиннее, чем корни льна?
- На сколько сантиметров корни гороха короче, чем корни ржи?
2. Справочные таблицы
Справочные таблицы в первом классе показывают числа в пределах 20 с разных точек зрения. И далее, они помогают познакомить учеников с названиями чисел, видами вычислений, разрядами чисел, единицами измерения.
Читайте также: