Путешествие в антарктиду конспект нод
Обновлено: 07.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Составитель:
Лалетина Ксения Васильевна
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе “Путешествие в Антарктиду”.
Цель: Развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе ознакомления детей с миром природы.
Образовательные задачи: - познакомить детей с особенностями географического положения Антарктиды и ее природой;
- формировать представления о взаимосвязи живых организмов со средой обитания.
Развивающие задачи: - развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
- развивать речь, обогащать словарный запас дошкольников
( Антарктида, ледник, айсберг, ледокол );
- развивать внимание, память, логическое мышление, познавательный интерес;
- формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство совокупности.
Воспитательная задача : - воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: - глобус, компас, иллюстрации с изображением флоры и фауны Антарктиды, емкость с водой, лед, перья, жир.
Ход занятия:
(На столе стоит глобус)
- Ребята, что вы видите перед собой ? (глобус)
- Как по-другому можно его назвать , что такое глобус ? (Модель Земли)
- Что изображено зеленым цветом на глобусе ? (Леса, поля)
- А коричневым ? (Горы)
- Синим ? (Моря, океаны)
- Найдите на глобусе белый цвет. (2 ребенка находят)
- Это Северный и Южный полюс.
- Я вам предлагаю путешествие на Южный полюс, а точнее в Антарктиду. Посмотрите ,как далеко от нас находится Антарктида. Как мы можем туда добраться , на чем? (Самолет, корабль)
- А это ,что у меня в руках ? (Компас)
- Давайте посмотрим, в какую сторону нам нужно двигаться, чтоб попасть на южный полюс, в Антарктиду. Как правильно установить компас? ( Красная стрелочка смотрит на букву “ N ”, то есть на север)
- Значит другой край стрелочки куда будет смотреть? (На юг)
- Вот туда мы и поплывем. А поплывем на специальном корабле.
Волшебный глобус я верчу
В Антарктиду я хочу!
(слайд № 1 )
- Что, это за корабль? (Ледокол)
-Ледоколы ломают льды, чтобы другие корабли могли без препятствий передвигаться.
(слайд № 2 )
- Почти 200 лет назадв ходе русской кругосветной экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева была открыта Антарктида.
-Мы с вами проплываем мимо ‘ледяных гор’, что это? ( Айсбегр)
- Айсберги, откуда они взялись? (Откололись от ледника)
(Слайд № 4 )
- Форма айсберга самая причудливая и удивительная: это кубик.
Это и причудливые арки.
(Слайд № 6 )
-И замки со шпилями.
(Слайд № 7 )
- Почему айсберги не тонут? (Ответы детей)
- Давайте проведем эксперимент. Вот вода в сосуде, вот кусочек льда. Опустим лед в воду. Что видим? (Лед плавает)
- Лед не тонет, потому- что он легче воды. Обратите внимание, большая часть льда находится в воде. Так же и с айсбергами.
(Слайд № 8 )
-Айсберги опасны для кораблей, могут повредить дно корабля .
(Слайд № 9.10,11 )
- Но нам ничего не страшно, т.к. мы плывем на ледоколе.
- Вот, наконец, и доплыли до Антарктиды. Давайте посмотрим, что же там интересного.
-Плыли долго, давайте немного разомнемся.
Физминутка “Самолет”
Мы садимся в самолет (Дети приседают)
Отправляемся в полет. (“Заводят” самолет, встают, говорят” ж-жу”)
Мы летим под облаками (Руки в стороны)
Машем маме, машем папе. ( По очереди обеими руками)
Видим, как течет река(Показывают руками волны)
Видим в лодке рыбака (Забрасываем удочку)
Осторожнее, гора!( наклоны влево, вправо, говорят “ ж-жу “)
Приземляться нам пора! (Приседают)
-Как вы думаете, на этом континенте люди живут?(нет)
(Слайд № 12 )
Здесь живут только полярники-ученые, научные сотрудники и туристы. Здесь людям жить очень тяжело. Самая низкая температура была -89 градусов, а средняя температура составляет -34 градуса. Здесь два сезона: 6 месяцев лето- светит солнце, 6 зимних месяцев- темнота.
-А как вы думаете, здесь есть животные в таком холоде? (Да)
-Кто же здесь может жить?(Пингвины)
(слайд № 13 )
- Что вы про них знаете? (Ответы детей)
-Пингвины- это кто? (Птицы)
- Они умеют летать?(Нет)
-Какие же они птицы?(Есть клюв, крылья)
- Да, верно, это птица, хоть и не летает. Не летают они, потому что у них крылья маленькие , но крылья помогают им ‘летать ‘ в воде, т.е. плавать.
- А как они не мерзнут в ледяной воде?(Ответы детей)
- У них перья пропитаны жиром, что не дает перьям намокать, жир отталкивает воду.
-Вот посмотрите. Если обычное перо опустим в воду, то оно намокнет. А теперь перо намажем жиром и опустим в воду. Что видим?(Капли воды скатываются)
-Чем питаются пингвины?( Рыбой)
- Пингвины, как и все птицы, откладывают яйца и выводят птенцов. В самые морозы, отец пингвин берет яйцо на лапки, и прижимает к низу живота, не давая яйцу упасть на холодную ледяную землю. Они даже ходят с яйцом. А когда появляется птенец, то воспитанием занимается мама.
(слайд № 14 , 15, 16 )
У пингвинов тоже есть ясли. Пока пингвинята в детском саду, родители в море добывают пищу. Взрослые пингвины защищают малышей от холода, закрывают их своими телами. И только плотные перья , да надежное плечо друга помогает пингвинам выживать и выращивать птенцов.
- А еще здесь какие-нибудь птицы живут?(Ответы детей)
(слайд № 17 )
-Здесь живут такие птицы как Поморник и Альбатрос. Они тоже питаются рыбой, а еще и разбойничают- воруют яйца других птиц. Часто ловят мелких зверьков и мелких птиц.
-А еще там какие животные живут? (Ответы детей)
(Слайд № 18 )
(Слайд № 19 )
- Да верно, в Антарктиде живут тюлени, морские слоны, касатки. Они питаются не только рыбой, но и пингвинами.
(Слайд № 20 )
(Слайд № 21 )
- Как думаете, а растения в Антарктиде растут?(Да)
-Растут, но только мхи и лишайники.
(Слайд № 22 )
(слайд № 23 )
- Ребята, Антарктида- континент льда, холода, снега, и он нмкому не принадлежит, там нет правительства. Договорились, что Антарктида общая, для научных исследований.
(слайд № 24 )
-А сейчас мы поиграем в игру “ Собери картинки из пазлов “ (работа в парах, картинки на тему ‘Антарктида’, потом рассказывают, что получилось)
-Давайте, подведем итоги нашего путешествия, что вы узнали? (Ответы детей)
- воспитывать уважительное отношение к собеседнику, интерес к природе.
- воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Словарная работа: полярник, айсберг, ледник, морской котик, океан.
- рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;
- чтение книг об Антарктиде;
Оборудование и материалы:
- географическая карта, глобус, очки, теплые вещи – шарф, шапка, варежки, аптечка, посылка;
- емкость с водой - чашка, крем, салфетки – на каждого ребенка ;
- полотенце на каждого ребенка.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром нам принесли посылку, и мы ее сейчас откроем.
- вы хотите узнать, что в ней находится? (ответы детей)
-Что это? (воспитатель выкладывает на стол все вещи)
Дети перечисляют предметы: карта, компас, аптечка, очки, теплые вещи – шарф, шапка, варежки.
Воспитатель: Как вы думаете, кому они могут принадлежать все эти вещи?
( человеку для путешествий в холодные места).
Почему именно в холодные места? (в посылке лежат теплые вещи).
Воспитатель: (берет в руки карту) Что это?
Воспитатель: для чего нужна карта? (чтобы знать, где находится место, куда человек поедет)
Воспитатель: (берет в руки компас) Это что?
Воспитатель: для чего он нужен (определять направление движения).
Воспитатель: (достает и показывает аптечку). А это что такое?
Воспитатель: для чего нужна аптечка? (чтобы оказать помощь себе или другу)
Воспитатель: (берет в руки темные очки) Что это?
Воспитатель: для чего нужны темные очки? (защищать глаза от солнца – летом, от снега – зимой)
Воспитатель: (достает и показывает варежки, шапка, шарф) Что это? (дети поочередно называют варежки, шапка, шарф – теплые вещи)
Кому принадлежат все эти вещи? (полярнику)
Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь видеописьмо.
Слайд № 2- Фото полярника (письмо полярника на магнитофоне)
Здравствуйте, дорогие ребята из п. Горный! Меня зовут Иван Николаевич Петров. Большой привет вам с Антарктиды. Я знаю, что вы смелые, сильные, дружные ребята, любите путешествовать. Вы, когда – нибудь, видели удивительное явление природы – полярное сияние? А хотите посмотреть? Приглашаю вас посмотреть на это чудо природы! Но, прежде чем увидеть полярное сияние, вы должны разгадать загадки Антарктиды. Если отгадаете все загадки, узнаете много интересного об удивительном и загадочном материке Антарктида и увидите полярное сияние.
Знает каждый человек
Самый южный материк.
Глобус мы перевернём и название найдём.
Где находится Антарктида? (Антарктида находится на Южном полюсе ).
Воспитатель: - А что же мы знаем про Антарктиду?
Ребята, а теперь посмотрите, пожалуйста на экран.
- Это небольшая земля, назвали её Антарктида.).
Слайд № 3- Антарктида
Воспитатель: Изображая Антарктиду на глобусе, использовали белый цвет. Воспитатель: Что же означает белый цвет?
(снег, лёд , холод).
Антарктида самое холодное место на земле.
Там никогда не бывает тёплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идёт снег и метут метели. (музыка)
-Антарктида, Антарктида! Холодна ты даже с виду,
-Ты на глобусе цветном , ледяным лежишь пятном.
- А на деле Антарктида холодней чем даже с виду.
- В холодильнике и то, было б жарче, чем в пальто.
Воспитатель: Первую загадку мы отгадали, следующая загадка Антарктиды
- А как мы доберёмся туда?
Слайд № 5 –Транспорт
(Карточки с разными видами транспорта: велосипед, автомобиль, корабль).
- Давайте выберем транспорт.
- Садимся в корабль, как мы его назовём? (Ледокол)
( Работа за столами, перед детьми лист бумаги с картинками одежды, дети подчеркивают ту картинку, которая необходима для путешествия.)
Слайд № 7 (Ледокол)
- Это наш корабль с крепким носом, он раскалывает даже самые крепкие льдины.
- День и ночь стучат машины,
- От винта бежит вода.
- Вот уже поплыли льдины,
- И настали холода.
Воспитатель: Сейчас предстоит разгадать вторую загадку Антарктиды
Слайд № 8 - Айсберги
- Что это за льдины?
- Это айсберги, огромные горы льда. Они могут просуществовать 6-12 лет , постепенно тая и делясь на мелкие. Их вынесло в море. Формы у них бывают самые разные. В солнечную погоду айсберги кажутся разноцветными и выглядят очень красиво.
-Плавают или тонут айсберги?
Чтобы это выяснить, мы отправляемся в лабораторию.
Воспитатель:Ребята, подойдите ко мне поближе, я беру и помещаю в воду большой кусок льда. Представьте, что это откололся кусок льда от айсберга.
Воспитатель: Почему? ( Лед легче воды)
Воспитатель: Где находится большая часть льда?
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? ( Айсберги опасны для кораблей ). Почему? ( потому что под водой находится его большая часть и она не видна, поэтому нужно плыть осторожно, чтобы не столкнуться и не пробить дно корабля ).
Дети хлопают в ладоши - хорошо, плохо – топают ногами. Молодцы!
Воспитатель: Как вы думаете, могут постоянно жить люди в Антарктиде? ( нет)
Слайд № 9 Там нет городов, только станции на которых работают ученые - полярники).
Воспитатель: Кто такие полярники? ( Люди, которые работают на полюсе, за полярным кругом).
Воспитатель: Как вы думаете, что они делают в Антарктиде?( наблюдают за погодой, жизнью Антарктиды и передают свои наблюдения на большую землю)
Слайд № 9 – человечки – качества полярников.
Кто из вас, ребята, назовет эти качества? (умные, сильные, выносливые – настоящие герои, готовые бороться с любыми трудностями, смелые, внимательные, наблюдательные, быстрые, спортивные). Да, ребята, благодаря этим смелым и отважным людям – ученым - полярникам, мы знаем о погоде, жизни в Антарктиде.
Воспитатель: А вы хотите быть полярниками?
Полярники смелые, сильные, спортивные люди. Значит нам тоже необходимо размяться.
Слайд № 11 Воспитатель: Антарктида - самое холодное место на земле.
И плывут кругом вдали
Лишь косматая пурга
Кружит белые снега. Включить вой метели и вьюги
- Живут ли в Антарктиде животные? Оказывается, живут.
Давайте разгадаем четвертую загадку природы
Воспитатель: Посмотрите на экран.
Слайд № 12 Тюлень и морской котик
- В дальних холодных морях
На арктических полях
Я охочусь день - деньской,
Крики чаек надо мной.
Я ныряю целый день.
А зовут меня (тюлень).
Странный гладкий серый кот
Рыбу ест, во льдах живёт,
Есть усы и хвост и ротик.
Кто же это? ( морской котик).
Воспитатель: Вы знаете, что ученые прозвали котика пятнистый морской леопард. ( за его окрас – пятнышки на теле ) Как вы думаете, почему эти животные похожи? У этих животных есть морда, тело покрыто короткой густой шерстью, есть ласты, хвост, У тюленя и у морского котика рождаются живые детеныши, покрытые короткой, густой шерстью, оба кормят детенышей молоком )
Посмотрите, удивительные животные показались из-за снежного холма. Слайд № 13-14-15
Они идут цепочкой, друг за другом.
Идущий впереди время от времени останавливается и оглядывается, нет ли отставших.
Он король полярных льдин,
Ух, для птички он велик,
Ходит очень важно.
Самый южный материк
Заселил отважно. (Пингвин)
Воспитатель: Скажите, пингвин летает? Если пингвин птица и не летает, то для чего же им нужны крылья? (чтобы плавать).
Воспитатель: Чем покрыто тело пингвина? (плотными короткими перьями ). Почему пингвины, плавая в воде, в такую стужу, не замерзают, не превращаются в сосульку? (Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их плотные короткие перья покрыты слоем жира ). Давайте это проверим и пройдем в нашу лабораторию – опыт с кремом и водой – каждый ребенок выполняет самостоятельно
Воспитатель: Ребята, подвиньте поближе к себе емкость с водой. Опустите руки в воду и выньте из воды. Что вы заметили? (капли воды остаются на коже ). А теперь вытрите насухо руки и смажьте кремом, который вы видите на блюдце. Смазываем хорошо, тщательно растираем крем на коже рук. Теперь опускаем руки в воду и вынимаем из воды. Что вы заметили? ( капли воды скатываются с рук ). Тоже самое происходит с перьями пингвина.
Какай вывод мы можем сделать?
Вывод: Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их перья покрыты слоем жира. Ребята, пингвин – это удивительная птица: они не только живут в суровых условиях, но и высиживают, растят птенцов.
Для этого вам нужно пройти за столы.
Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите на карточки и расселите животных Антарктиды. Карандашом подчеркните. Молодцы! Внимание на экран Слайд № 18. Еще одну загадку Антарктиды вы отгадали.
Воспитатель: Ребята, осталась одна загадка. Посмотрите на экран.
Слайд № 19 - День.
Воспитатель: Какое время суток изображено на картинке? (день ). Как вы это определили? ( светит солнце, дети играют птички летают…)
Слайд № 20 - Ночь.
Воспитатель: Какое время суток изображено на картинке? ( ночь ). Как вы это определили? ( темно, на небе светит луна, звезды…)
Воспитатель: Ребята, вы знаете, в Антарктиде короткий полярный день и очень длинные полярные ночи.
Слайд № 21- День - Ночь.
Полярники работают и в темное время суток.
Воспитатель: Мы разгадали все загадки Антарктиды.
Ребята, пока мы путешествовали в Антарктиде уже наступила полярная ночь и мы сможем увидеть удивительное явление природы – полярное сияние.
Слайд № 23 – Видео – Слайды Полярное Сияние. Красота небесного свечения!
Воспитатель: Понравилось полярное сияние? Если вы хотите подробнее узнать об этом удивительном явлении, попросите родителей прочитать в энциклопедии.
Воспитатель: Вот какая удивительная земля есть на нашей планете. А сейчас ребята снова садимся на наш ледокол и возвращаемся домой.
-День и ночь стучат машины
От винта бежит вода.
Вот уже проплыли льдины,
-До свидания, Антарктида!
У кого были затруднения? Какие?
Я думаю, что пройдет немного времени, кто – то из вас обязательно станет ученым и продолжит знакомство с Антарктидой.
Ребята, этот год объявлен годом кино, очень много мультфильмов, передач снято об этом материке и вы можете их посмотреть вместе с родителями.
В память о нашем путешествии я хочу подарить вам вот такие раскраски (раздаю детям). Молодцы, вы меня очень порадовали своими знаниями. Спасибо.
1.Вводная часть.
Воспитатель приносит в зал картонное яйцо: Ребята, посмотрите, что попало к нам группу.
Домик круглый, домик белый,
И на вид вполне он целый.
Когда же треснет наконец,
На волю выскочит юнец!
Как вы думаете, чьё это яйцо? Кто может появиться из него?(выслушивает ответы детей).
2.Активизация внимания детей.
Воспитатель:А для того, чтобы узнать кто же там находиться, я предлагаю вам отгадать загадку.
Я недавно из яйца,
И похож я на птенца.
Что за птица моя мать?
• Обогащать речь детей словами, характеризующие особенности географического положения, климатических зон, животного мира, природы Антарктиды.
• Упражнять в подборе существительных к прилагательному (снег – белый, холодный и т. д.)
• Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (трое пингвинят).
• Упражнять в образовании однокоренных слов (пингвин - пингвиненок; тюлень - тюлененок)
• Обогащать речь детей словами, характеризующие особенности географического положения, климатических зон, животного мира, природы Антарктиды.
• Упражнять в подборе существительных к прилагательному (снег – белый, холодный и т. д.)
• Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (трое пингвинят).
• Упражнять в образовании однокоренных слов (пингвин - пингвиненок; тюлень - тюлененок)
• Развивать монологическую речь через использование мнемотаблиц.
• Развитие экологического мышления и творческого воображения впроцессе ознакомления детей с миром природы Антарктиды.
• Развивать познавательный интерес в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.
Оборудование и материалы:
- карта, глобус, очки, теплые вещи – шарф, шапка, варежки, аптечка, картинка яйцо пингвина;
(Строим корабль из стульев для путешествия в Антарктиду).
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами станем настоящими моряками и отправимся в путешествие к далекой Антарктиде. Мы построили корабль. Теперь нам нужно собрать вещи, которые понадобятся в плавании. Я принесла некоторые из них, давайте посмотрим?
(воспитатель выкладывает на стол все вещи, спрашивая, что это)
Воспитатель: (берет в руки карту)Что это? (Карта)
Воспитатель: для чего нужна карта (для прокладывания маршрута, определения местоположения).
Воспитатель: (берет в руки компас)Это что? (компас).
Воспитатель: для чего он нужен? (определять направление движения).
Воспитатель: (достает и показывает аптечку). А это что такое? (аптечка).
Воспитатель: для чего нужна аптечка? (для хранения предметов оказания первой медицинской помощи).
Воспитатель: (берет в руки темные очки) Что это? (темные очки)
Воспитатель: Ребята, наверное, это попало сюда по ошибке. Нужны ли нам темные очки? (да, защищать глаза от солнца – летом, от снега – зимой, т. к. снег отражает солнечный свет).
Воспитатель: (достает и показывает варежки, шапка, шарф) Что это? (дети поочередно называют варежки, шапка, шарф). Как можно это назвать одним словом? (теплые вещи).
Воспитатель: для чего нужны теплые вещи? (чтобы сохранять тепло, когда низкие температуры).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кому могут пригодиться эти вещи в Антарктиде? (ученому – полярнику).
Воспитатель: Кто такие полярники? (Люди, которые работают на полюсе, за полярным кругом).
Воспитатель: Что они делают в Антарктиде? (наблюдают за погодой, жизнью Антарктиды и передают свои наблюдения на большую землю).
Воспитатель: Да, ребята, благодаря этим смелым и отважным людям – ученым, полярникам, мы знаем о погоде, жизни в Антарктиде.
Воспитатель: Как вы думаете, могут постоянно жить люди в Антарктиде? (нет, там только станции, на которых работают ученые, полярники). Почему? (потому, что там низкие температуры, нет достаточно пищи для питания, низкое содержание кислорода в воздухе).
(помощник заранее подкладывает незаметно яйцо).
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это? (яйцо). Как вы думаете, чье оно? (дети называют возможные варианты, приходим к выводу, что это яйцо пингвина). Может нам вернуть его маме и папе, раз мы всё равно отправляемся в путешествие в Антарктиду? (да).
Воспитатель: Отлично, к плаванию мы готовы. Теперь нам нужно проложить маршрут нашего путешествия. Посмотрите внимательно на карту. На каком материке мы живем? (Евразия).
Воспитатель: Никита, покажи, пожалуйста, его на карте.
Воспитатель: Как вы думаете, где находится Антарктида? (Антарктида находится на Южном полюсе). Кто мне покажет, где это? (ребенок показывает Антарктиду на карте). Молодцы, а теперь посмотрите, пожалуйста, на глобус. Они различаются с картой тем, что глобус – это объемная модель Земли. Карта же – плоскостное изображение нашего земного шара.
Воспитатель: Итак, маршрут мы проложили, пора отправляться в путешествие на нашем ледоколе. Ведь только он может расколоть замершие воды океана. Но, чтобы нас сильно не укачивало, мы с вами немного разомнемся.
Рано утром моряки делают зарядку, (руки поднять вверх опустить к плечам)
Делают зарядку только по порядку. (руки в стороны к плечам)
Опускают якорь в воду, (руки в замок опущены вниз наклоны не сгибая колени)
Стоп машина нету хода. (руки сжаты в кулаки постукиваем кулак о кулак перед собой)
Моют палубу с утра, (дети имитируют мытьё пола)
Проверяют сети (руки поднимают вверх поворачиваются вправо, влево)
Порыбачить нам пора - мы займёмся этим (дети имитируют закидывание удочки правой и левой руками)
Трюмы рыбою полны, (разводят руки в стороны)
Мы ужасно голодны! (потирают живот двумя руками)
Пообедаем и в путь (подносят поочерёдно правую и левую руки ко рту)
Паруса пора надуть. (дыхательное упражнение с поворотом головы вправо влево)
Якорь поднят, море ждёт –(руки сцеплены в замок перед собой поднимаем до груди и опускаем вниз)
Кто так сможет - шаг вперёд!
Воспитатель: Перед тем, как мы поплывем, нам нужно придумать правила поведения на корабле.
Воспитатель: Загружаемся на корабль и вперед!
Воспитатель: Ребята, смотрите, что это впереди? (Антарктида). Почему она маленькая?
Воспитатель: Каким цветом отмечена Антарктида? (белым)
Воспитатель: Что означает белый цвет? (снег, лед, холод).
Воспитатель: Антарктида - самое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней. Температура воздуха минус - 88,3*С. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели.
Воспитатель: Ой, ребята, как вы думаете, что это мы проплываем? (Айсберги).
Воспитатель: Откуда появились эти ледяные громады? (Они откололись от ледника).
Воспитатель: Опасны ли айсберги? Для кого? (большую опасность айсберги представляют для кораблей.) Почему?
Воспитатель: Чтобы это выяснить, мы отправляемся в лабораторию, которая находится внизу в каюте.
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне поближе, возьмите и поместите в воду ваши кусочки льда. Представьте, что это откололся кусок льда. - Утонул он?
Воспитатель: Почему? (Лед легче воды)
Воспитатель: Где находится большая часть льда?
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? (Айсберги опасны для кораблей). Почему? (потому что под водой находится его большая часть и она не видна).
Воспитатель: Возвращаемся на корабль.
Воспитатель: Антарктида - самое холодное место на земле. Как вы думаете, есть ли в Антарктиде живые существа? (да).Назовите их (животные - тюлень, морской котик; птицы (какие) (пингвины, буревестники, рыбы (какие) (кит, касатка).
Картинка. Морской котик.
Воспитатель: - Смотрите, мы как раз проплываем одних из жителей Антарктиды. Кто это? (Животные).Назовите их (тюлень, морской котик).
Воспитатель: - Кто это? (морской котик). Покажи. А как по – другому называют морского котика (пятнистый морской леопард).Как вы думаете, почему? (за его окрас – пятнышки на теле).
Воспитатель: - Кто это? (тюлень). А как можно ласково назвать тюленя? (тюлененок). А если их много? (много тюленей).
Воспитатель: Молодцы! Плывем дальше.
Картинка –буревестник, альбатрос.
Воспитатель: Кто это? (птицы). Назовите их (альбатрос, буревестник). Почему это птицы? (У птиц есть клюв, тело покрыто перьями, есть две лапы, высиживают яйца).
Воспитатель: Скажите, пингвин летает? Если пингвин птица и не летает, то для чего же им нужны крылья? (чтобы плавать).
Воспитатель:Ребята, давайте вспомним еще раз, что за птица пингвин. Никита, может быть ты нам расскажешь? Поможет тебе в этом наша таблица. (рассказ по мнемотаблице).
Почему пингвины, плавая в воде, в такую стужу, не замерзают, не превращаются в сосульку? (Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их плотные короткие перья покрыты слоем жира).
Картинка. детский сад пингвинов
Воспитатель: У пингвинов тоже есть детские ясли, взрослые пингвины защищают малышей от холода, закрывая их своими телами. И только плотные перья, да надежное плечо друга помогает пингвинам выживать и выращивать птенцов в таком суровом крае.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, в Антарктиде короткий полярный день и очень длинные полярные ночи.
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, а яйцо то исчезло.
Картинка. – Пингвин вместе с яйцом.
Воспитатель: Это мама пришла за своим яйцом. Смотрите, как она рада! Ну, что? Яйцо мы вернули в Антарктиде побывали, пора нам возвращаться обратно. Вас ведь тоже ждут ваши мамы и папы. Давайте скажем до свидания нашим пингвинам. Отправляемся в путь!
Воспитатель:Вот мы и вернулись в наш детский сад. Ребята, а кто еще хотел бы вернуться в Антарктиду? Я думаю, что пройдет немного времени, кто – то из вас обязательно станет ученым и продолжит знакомство с Антарктидой.
Читайте также: