Путешествие по москве 2 класс презентация и конспект

Обновлено: 08.07.2024

  • образовательные: способствовать формированию знаний о столице нашей страны, городе Москве и ее достопримечательностях;
  • развивающие: развитие у обучающихся наблюдательности, умения делать выводы; активизация познавательной деятельности младших школьников на уроке;
  • воспитательные: создать условия для воспитания интереса к истории своего народа; обретение чувства любви к родной стране.

Оборудование урока: медиапроектор, экран, компьютер, презентация к уроку "Достопримечательности Москвы и Московского Кремля".

Ход урока

I. Организационный момент (слайд 2)

Другим не сравниться.
Главный в стране он,
Зовётся . (Столица) (слайд 2)

- Как называется город, который является столицей нашего государства? (Москва)

(Подготовленный ученик наизусть читает стихотворение, подготовленное заранее)

. Есть города, овеянные славой,
Их памятники – точно ордена.
Есть города, носящие по праву
Прославленных людей большие имена.

Но среди многих городов вселенной,
Похожих и различных меж собой,
Один есть город, навсегда нетленный,
С неповторимой сказочной судьбой.

М-о-с-к-в-а! Шесть букв. Короткое названье.
Но в это слово краткое легли
Все долгие людские упованья,
Все лучшие надежды всей земли.

В её истории история народа –
Строителя, героя и бойца.
Написано: "Москва!" Читается: "Свобода!"
Так чувствуют все честные сердца.

Враги её смертельно ненавидят,
Друзья готовы жизни ей отдать.
Свои мечты в ней труженики видят,
Свою защиту, Родину и мать.

II. Повторение изученного на прошлом уроке

- Мало карту иметь, нужно ещё уметь её читать, понимать условные знаки.

- Давайте вспомним, как по карте определить стороны горизонта?

- Скажите, что обозначают на карте различные цвета?

- Что обозначают другие условные знаки карты?

- Итак, я вас приглашаю в путешествие по Москве, во время которого вы узнаете много интересного об этом городе, познакомитесь с его достопримечательностями.

- Ребята, что вы знаете о Москве? (Ответы детей)

- Москва - огромный город. В нём около 4 тысяч улиц и площадей. Ориентироваться в таком городе очень сложно, особенно тем, кто приехал в Москву в первый раз. Что же может помочь гостям Москвы достаточно легко ориентироваться в городе? (слайд 13)

IV. Создание проблемной ситуации

- Можем ли мы с нашей картой путешествовать по Москве?

- Почему? Поможет она нам не заблудиться в городе?

- Кто знает, что может нам помочь?

- Выход есть. Путешествовать по Москве нам поможет план. План - это чертеж местности.

V. Изучение нового материала

- Рассмотрите план центральной части Москвы. На нём показаны улицы, площади, парки, музеи.

- План Москвы есть у нас и в учебниках на стр. 99, на котором хорошо видны не только улицы, парки, музеи и площади, но и еще Московская кольцевая автомобильная дорога, окружающая город. Маленькие рисунки, помещенные в учебнике, обозначают некоторые достопримечательности столицы.

- Город Москва - столица нашей Родины. Он был основан более 850 лет назад на берегах Москвы - реки. Основал город Юрий Долгорукий, которому теперь в центре установлен памятник. (слайд 14)

- В Москве, как и во всех других городах, есть своя символика: герб, гимн и флаг.

- Герб города Москвы представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами и заостренный в оконечности темно-красный геральдический щит с изображением развернутого вправо от зрителя всадника - Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного Змия. Эталоны герба города Москвы (цветной и черно-белый рисунки), а также его описание хранятся в Музее истории города Москвы и доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам.

- Флаг города Москвы является официальным государственным символом города Москвы, представляет собой темно-красное прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3 с двусторонним изображением в центре развернутого от древка основного элемента герба города Москвы - Святого Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем Змия. Габаритная ширина изображения основного элемента герба на флаге города Москвы должна составлять 2/5 части длины полотнища. Эталон флага города Москвы, а также его описание хранятся в Музее истории города Москвы и доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам.

- Гимном города Москвы является музыкально-поэтическое произведение, созданное на основе песни И.О. Дунаевского на стихи М.С. Лисянского и С.И. Аграняна "Моя Москва".

Текст гимна города Москвы

Я по свету немало хаживал,
Жил в землянке, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.
Но Москвою привык я гордиться
И везде повторял я слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой,
Я люблю твою Красную площадь
И кремлевских курантов бой.
В городах и далеких станицах
О тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в веках будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов.
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

VI. Физкультминутка

Вот Москва - столица наша,
Не найти столицы краше,
Солнце хоть весь день свети
Город нам не обойти.
Север, юг, восток и запад -
Не пройти столицу за год.

VII. Продолжение изучения нового материала

- В Москве много достопримечательностей. С некоторыми из них мне хочется вас познакомить на нашем уроке - путешествии. (слайд 17)

- Красная площадь в Москве – любимое место в столице не только гостей, но и москвичей. Она является символом города, ее сердцем. В ее облике отражена вся история России.

- Московский Кремль - символ нашей Родины. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится Россия. Москва. Кремль. Эти два имени всегда рядом, потому что Кремль - это сердце Москвы. Его древние стены с зубцами, бойницами, сторожевыми башнями стоят на высоком холме и отражаются в водах Москвы - реки. Купола похожи на шлемы богатырей. В далекие времена Кремль был крепостью, за стенами которой жители древней Москвы спасались от врага.

- Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - главный храм столицы России. Поэтому для многих жителей планеты он является символом России. В настоящее время храм является филиалом Государственного Исторического музея. С 1990 года он входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

- Храм Христа Спасителя в Москве был построен как благодарность богу за помощь и заступничество в трудный период истории России – во время Отечественной войны 1812 года. Это памятник русскому народу за его мужество и героизм. (слайды 30,31)

- Третьяковская галерея является одним из крупнейших музеев мира. В нем собраны работы мастеров, созданные с 10 по 20 век. Здесь представлены все направления русской живописи - от икон до авангарда. Третьяковская галерея в Москве, которую часто называют Третьяковкой, – одна из тех достопримечательностей столицы, которую посещают не только ценители искусства, но и все, кто хоть чуточку неравнодушен к культурному наследию России. Третьяковская галерея – один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительных центров России, крупнейший в мире музей русского искусства. (слайд 32)

- Большой театр в Москве, расположенный в центре столицы, на Театральной площади, является одним из символом России, блестящего мастерства ее артистов. Его талантливые исполнители: вокалисты и артисты балета, композиторы и дирижеры, балетмейстеры известны во всем мире. Более 800 произведений было поставлено на его сцене. (слайд 33)

- Царь-колокол в Москве – одна из достопримечательностей Московского Кремля. Никогда не звонивший он поражает туристов своими гигантскими размерами. Расположен на Ивановской площади, является памятником литейного искусства 18 века. Отлит он был мастерами Моториными - Иваном и его сыном Михаилом. Известные мастера литейного дела отлили десяток пушек, а колокола их работы звонили не только в Москве, но и в Петербурге, Киеве и других русских городах. (слайд 34)

- Царь-пушка в Москве – одна из достопримечательностей Московского Кремля. Это мощное орудие, расположенное на Ивановской площади, является памятником русской артиллерии. Крупнейшая по калибру в мире, она стала памятником литейного дела.

- В самом центре столицы, на Соборной площади Кремля расположена церковь-колокольня Святого Иоанна Лествичкина, больше известная как колокольня Ивана Великого. Она объединяет все древние храмы Московского Кремля в единый архитектурный ансамбль. В 2008 году храм отметил свое 500-летие. (слайд 36)

- Все, кто хоть раз побывал в столице России Москве и в самом ее центре – на Красной площади, любовался и знаменитой Спасской башней Московского Кремля.

VIII. Закрепление изученного материала

- А теперь откройте тетради на стр.67. Давайте проверим, какие достопримечательности вы запомнили.

Проверка (слайды 37, 38)

IX. Итог урока

- Наше путешествие подошло к концу. Много интересного можно встретить в Москве - за год, пожалуй, обо всем не узнаешь. И сегодня на уроке мы познакомились лишь только с малой частью достопримечательностей этого великого города.

- Вам понравилось наше путешествие?

- Что нового о Москве вы узнали для себя на уроке?

- Что такое план местности?

X. Домашнее задание

развивающие : развивать мышление, воображение, память, внимание, речь обучающихся; совершенствовать умение работать с информацией;

воспитательные: прививать чувство гордости за свою Родину и свой народ; воспитывать бережное отношение к окружающему миру, историческим и культурным ценностям; формировать культуру поведения при фронтальной и групповой работе.

Предметные: учащиеся научатся находить и показывать Москву на карте России, узнавать и называть основные достопримечательности столицы, читать план города.

Личностные: обучающиеся получат возможность для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; для совершенствования эмоционально-волевой сферы и освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии; для формирования способности к саморазвитию, самоконтролю.

  • Регулятивные УУД: формирование умения формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; высказывать своё предположение; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  • Коммуникативные УУД: развитие умения работать с информацией на уроке, умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
  • Познавательные УУД: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, пошлите и им свои улыбки.

Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу. Я желаю вам успеха!

II. Повторение изученного на прошлом уроке

- Мало карту иметь, нужно ещё уметь её читать, понимать условные знаки.

- Что такое карта?

- Давайте вспомним, как по карте определить стороны горизонта?

- Скажите, что обозначают на карте различные цвета?

Вы научились читать карту, определять по компасу стороны горизонта. Теперь можно отправляться в путь. Первое наше путешествие мы совершим в удивительный город.

Чудесный город есть на свете
И всем столицам он глава
Для нас, он лучший на планете
Любимый город наш – Москва.

Почему вы так решили?

Определите, какая тема нашего урока? (слайд 1)

- Путешествие по Москве.

Что вы знаете о Москве?

Давайте попробуем найти этот город на карте.

У человека есть сердце. Без него он не может ни дышать, ни двигаться, ни работать. И у нашей страны то же есть сердце - Москва. По земле, по воздуху, по воде люди стремятся попасть в этот город. Они хотят побывать в театрах, побродить по площадям, проспектам, полюбоваться достопримечательностями.

IV. Изучение нового материала.

- Итак, я вас приглашаю в заочное путешествие по Москве, во время которого вы узнаете много интересного об этом городе.

Мы познакомимся с историей столицы, интересными событиями, получим много новой информации.

Говорят в Москве, а слушают по всей стране

За Москву-мать не страшно и жизнь отдать

Москвой-столицей весь народ гордится

В Москве все найдешь, кроме родного отца да матери.

Все реки текут в море, все дороги ведут в Москву

От искры Москва загорелась

Москва - сердце России

Видна из Кремля вся русская земля

Москва веками строилась

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

В Москву полетим на большом самолёте “ТУ – 154”.

Итак, путешествие начинается…

По трапу самолёта все поднимаемся в салон и удобно усаживаемся в кресло. (слайд 2)

Вы находитесь на борту самолёта “ТУ- 154”, следующий рейсом до Москвы. Полёт совершает экипаж под командованием пилота 2 а класса Ткач Павла. Просьба пристегнуть ремни и приготовиться к полёту. Наш полёт будет длиться 40 минут. По прибытию в аэропорт вас встретят экскурсоводы, которые расскажут о достопримечательностях города Москва. (звук самолёта ). (слайд 3)

- Прослушайте информацию о Москве. (слайд 4)

В одной старинной летописи написано “Князь великий Юрий Долгорукий взошёл на гору и обозрел с неё очами по обе стороны Москвы - реки и возлюбил сёла и повелел на месте том сделать город, и прозвали его званием реки той Москва - град”.

Это было более 850 лет назад. Сначала вся Москва умещалась в стенах Кремля. Стены его первоначально были деревянные, потом белокаменные, а пять веков назад их сложили из крепкого красного кирпича.

Город рос, Кремль стал центром большого города, город - центром большого государства. (слайд 5)

- В Москве, как и во всех других городах, есть своя символика: герб, гимн и флаг. (Слайд 6)

- Герб города Москвы представляет собой четырехугольный щит с изображением всадника - Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии, на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем Змея.

(Учащиеся рассказывают стихи о Москве) (слайд 7)

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных.
Это матушка Москва!

- Наш самолёт пошёл на посадку в столичном аэропорту Внуково.

Счастливого вам, путешествия!

Здравствуй, столица, здравствуй, Москва!
Здравствуй, московское небо!
В сердце у каждого эти слова
Как далеко бы он не был!

Вот Москва - столица наша,
Не найти столицы краше,
Солнце хоть весь день свети
Город нам не обойти.
Север, юг, восток и запад -
Не пройти столицу за год.

V .Создание проблемной ситуации.

- Москва - огромный город. В нём около 4 тысяч улиц и площадей. Ориентироваться в таком городе очень сложно, особенно тем, кто приехал в Москву в первый раз. Что же может помочь гостям Москвы достаточно легко ориентироваться в городе?

- Можем ли мы с нашей картой путешествовать по Москве?

- Кто знает, что может нам помочь?

Что же такое план? Что изображено на плане?

- Выход есть. Путешествовать по Москве нам поможет план.

Около аэровокзала много автобусов. Один из них ожидает туристов из поселка Иогач. (слайд 9)

Все проходим к автобусу и отправляемся на экскурсию по городу.

Здравствуете, сегодня я ваш экскурсовод. Зовут меня Виктория. Я рада вас приветствовать в Москве - столице нашей Родины.

1. Красная площадь (слайд 10)

- Каждый день в Москву приезжает больше миллиона человек. Люди приезжают по делам, в гости, в отпуск. И все они в любое время года идут на Красную площадь. И мы с вами отправимся туда.

Раньше на этой площади проводились ярмарки, многолюдные праздники, торжества. Народ одевался в красивую, яркую одежду и площадь была яркой, праздничной, красивой и получила название красная. Сейчас на этой площади проходят военные парады, праздники и демонстрации. Когда попадаешь на Красную площадь, чувствуешь, что самое главное здание на ней Мавзолей. У Мавзолея днём и ночью стоит почётный караул, который каждый час под бой Кремлёвских курантов меняется.

Всем привет, меня зовут Тимурхан.

2. Кремль (слайд 11)

- Московский Кремль - символ нашей Родины. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится Россия. Москва. Кремль. Эти два имени всегда рядом, потому что Кремль - это сердце Москвы. Его древние стены с зубцами, бойницами, сторожевыми башнями стоят на высоком холме и отражаются в водах Москвы - реки. Купола похожи на шлемы богатырей. В далекие времена Кремль был крепостью, за стенами которой жители древней Москвы спасались от врага.

3. Собор Василия Блаженного (слайд 12)

- Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - главный храм столицы нашей Родины. Поэтому для многих жителей планеты он является символом России. В настоящее время храм является филиалом Государственного Исторического музея.

4.Храм Христа Спасителя (слайд 13)

Храм Христа Спасителя в Москве был построен как благодарность богу за помощь в трудный период истории России – во время Отечественной войны 1812 года. Это памятник русскому народу за его мужество и героизм.

5. “Царь-Пушка” (слайд 14)

- В Кремле есть памятники. Наиболее известный “Царь - Пушка”. Она весит около 400 тонн. Рядом с пушкой лежат огромные ядра. Пушку отлил русский мастер Андрей Чохов более 400 лет тому назад.

V I. Физминутка (слайд 15)

V II. Продолжение работы по теме урока

6. “Царь-Колокол” (слайд 16)

- Это самый большой колокол из всех существующих в мире. Высота его 6метров 14сантиметров, весит 200 тонн. Во время страшного пожара колокол получил повреждение от быстрой смены тепла и холода, образовались трещины, откололся кусок в 11 с половиной тонн.

7. “Спасская Башня” (слайд 17)

- Одной из самых главных башен Кремля является “ Спасская Башня”. На этой башне находятся самые знаменитые часы с курантами. Во время боёв часы были повреждены снарядом. Мастера не только их исправили, но и научили исполнять мелодию. Давайте послушаем. (звучит бой Кремлёвских курантов).

8. “Могила Неизвестного Солдата”. “Вечный огонь” (слайд 18)

Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата, днем и ночью полыхает у Кремлевской стены, - память о тех, кто отстоял Москву, защитил Родину.

Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись….

Словно сердце Земли бьётся Вечный огонь
Над положенным здесь Неизвестным Солдатом.
С огненных рубежей сорок первого года,
Что знамёнами славы поныне шумят,
Верный Родине, сын трудового народа,
Ты вернулся в Москву, Неизвестный Солдат.

9. “ Большой Театр” (слайд 19)

- Сейчас мы проезжаем мимо “Большого Театра”, которому более 200 лет. В нём проходят выступления оперы и балета. Каждая новая постановка на его сцене является крупным событием в театральной жизни столицы. В Большом театре выступают прославленные артисты. Попасть в Большой театр нелегко.

10. “ВДНХ” (слайд 20)

- Вот мы подъезжаем к Выставке Достижений Народного Хозяйства. Сюда из разных уголков нашей Родины люди присылали достижения своего труда. Перед нами главный вход. На ВДНХ много павильонов: “Животноводство”, “Машиностроение”, “Космос” и т. д.

11. “Стадион в Лужниках” (слайд 21)

- Сейчас мы отправимся на самый большой стадион в Лужники. Москва является одной из самых спортивных городов на свете. Летом в 1980 году здесь проходили 12 Олимпийские Игры. Сюда съехалось около 12 тысяч представителей из 140 стран пяти континентов.

На этом наша экскурсия закончилась, желаю вам приятного отдыха и хорошего настроения.

VIII. Закрепление изученного материала

- Наше путешествие подошло к концу. Много интересного можно встретить в Москве - за год, пожалуй, обо всем не узнаешь. И сегодня мы познакомились лишь только с малой частью достопримечательностей этого великого города. В память о Москве предлагаю сфотографироваться. (слайд 22) Посмотрите, какая замечательная фотография у нас получилась. (слайд 23 )

По пути к аэропорту давайте еще раз полюбуемся красотами города Москва

А теперь нам нужно возвращаться домой. (слайд 25)

Во время полета, откройте справочник – путеводитель на стр.104- 105 и внимательно прочитайте историю Кремля.

А теперь ответьте на вопросы:

Если вы считаете, что

Дмитрий Донской - оранжевый квадрат

Иван Третий – зеленый квадрат

Василий Второй- желтый квадрат

  1. Кто перестроил Кремль 500 лет назад? (слайд 27)

Дмитрий Донской - оранжевый квадрат

Иван Третий – зеленый квадрат

Семион Иванович Гордый - желтый квадрат

  1. Какой высоты достигали стены Кремля? (слайд 28)

До 3 метров - оранжевый квадрат

До 12 метров- желтый квадрат

До 6 метров- зеленый квадрат

- Ну что ж, давайте проверим, насколько хорошо вы узнали достопримечательности Москвы, соберите пазлы, и определите, что на них изображено. Эту работу я предлагаю выполнить в группах. (слайд 29)

Давайте подведем итоги: (слайд 30)

Столица нашей Родины - .
Основателем Москвы был ….
На гербе города Москвы изображен ….
Самая красивая площадь Москвы - …..

Символ нашей Родины- ….

X. Рефлексия (слайд 31)

на уроке
Я узнал…..
Я научился….
Мне понравилось….
Моё настроение…..

Познакомить учащихся с историей возникновения, с историческими и культурными достопримечательностями Москвы- столицы России.

Развивать мышление, воображение, память, внимание, речь обучающихся;

Совершенствовать умение работать с информацией;

Прививать чувство гордости за свою Родину;

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, историческим и культурным ценностям;

Планируемые результаты:

учащиеся научатся узнавать и называть основные достопримечательности столицы.

обучающиеся получат возможность для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Регулятивные УУД: формирование умения формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу; высказывать своё предположение; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные УУД: развитие умения работать с информацией на уроке, умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Познавательные УУД: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк

Мы готовы начать урок.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и нашим гостям, которые присутствуют сегодня на уроке.

Актуализация опорных знаний.

Каждый день, приходя в школу, вы проходите мимо и не обращаете внимание на этот огромный глобус.

А ведь это наша Земля и где- то здесь находится наша страна.

- Как называется наша страна? (Россия- находим на глобусе)

У каждого человека есть сердце. Без него он не может ни дышать, ни двигаться, ни работать так и у нашей страны есть столица- сердце нашей Родины.

- И это? (город Москва- находим).

- Думаю вы догадались куда мы отправимся в путешествие?

- Подскажите, а на каком виде транспорта можно добраться до Москвы? (поезд, самолёт, автобус)

Итак, мы путешественники….Но путешественники очень внимательные люди и на своём пути они замечают многое. И нам с вами сейчас предстоит тоже быть внимательными.

Вам необходимо пока мы идём в класс увидеть таблички с названиями городов, которые встретятся на пути в Москву. Будьте внимательными, постарайтесь запомнить их!

(переходим в класс)

- Названия каких городов вам встретились?

- Самым внимательным был…….. Я хочу, чтобы все сегодня на уроке были внимательными.

-Давайте запланируем, что нам предстоит сделать сегодня на уроке…..

(побывать в Москве, посмотреть достопримечательности, узнать что-то новое)

В нашей столице всегда много гостей. Она по праву считается одним из самых красивых городов мира. Но человеку, впервые попавшему в Москву, хочется увидеть как можно больше интересного.

-А что вы уже знаете об этом городе?

- А быть может кто- то из вас был в Москве?

(- А хотите ещё раз там побывать? )

- Что вам понравилось там?

- Какие памятники, площади, улицы запомнили?

Ну что же отправляемся . Целью проектной деятельности будет являться составление путеводителя.

Во время путешествия мне будут помогать наши:


-Ну что готовы?

Открытие нового знания.

Сначала давайте с вами перенесемся в прошлое и узнаем, как же возникла Москва. А было это очень давно. Впервые о Москве упоминается в летописи 1147 года.

- Ребята, а вы знаете, что такое летопись? В этом нам поможет лингвист.

(читает Артём определение из словаря)

Уважаемый историк, познакомьте нас с исторической справкой. (Стас)

Давно это было. Жил на свете князь. Звали его Юрием. Князь много воевал.

Он поднимал руку и на ближнего, и на дальнего соседа. За это прозвали его Долгоруким. На крутом холме реки Москва срубили его люди топорами маленький городок среди могучего бора. И назвали его Москва. Это было более 860 лет назад. Юрия Долгорукого с тех пор считают основателем Москвы, а в центре города ему установлен красивый памятник.

- А знаете ли вы, почему этот город получил такое название? (по названию реки)

2) Знакомство с символикой города.

Как и другие города, Москва имеет свой герб.

- Что изображено на гербе Москвы? (ответы детей)

- Давайте снова обратимся к нашим историкам и узнаем почему герб выглядит именно так. (Трофим)

Существует легенда о том, что Георгий Победоносец чтобы спасти принцессу от приношения ее в жертву страшному змею, явился к змею на коне и убил его, пронзив мечом, тем самым спас жизнь принцессе и еще многим людям. Георгий Победоносец является народным защитником и борцом с иноземными захватчиками.

3)Работа с учебником- чтение статьи

Ребята, много полезной информации есть в наших учебниках: стр._98__

Прочитайте текст вполголоса и ответьте на вопрос: - При помощи чего можно рассмотреть общий вид Москвы?

- При помощи чего можно рассмотреть общий вид Москвы? (план)

-Что такое план? (План – это чертеж местности).

- Что можем увидеть на плане?

- Каждый город имеет свои достопримечательности.

- Что такое достопримечательности ?

Снова обратимся к лингвисту. (Максим)

А теперь пришла пора из прошлого перенестись в современную Москву и посмотреть как же она красива.

(ролик про Москву)

- Понравилась ли вам Москва?

4)Достопримечательности

Давайте остановимся на самых важных достопримечательностях, на плане они обозначены цифрами.

- Мы много путешествовали, пора и отдохнуть- посетить главный цирк страны.

-А любите ли вы цирк?

Это самый старейший цирк в России. Зданию уже более 130 лет.

Юрий Владимирович Никулин был генеральным директором и художественным руководителем Московского цирка.

Работа с Путеводителем

Красная площадь- это сердце Москвы. Раньше на этой площади проводились ярмарки, многолюдные праздники, торжества. Здесь собирались и москвичи и приезжие из других городов. Народ одевался в красивую, яркую одежду и площадь была яркой, праздничной, красивой и получила название красная- значит красивая. Сейчас на этой площади проходят военные парады, физкультурные праздники и демонстрации . (видео ярмарка)

Убираю цифру- помещаю Красную площадь.

-Давайте возьмём наши Путеводители. Найдите название главной площади- приклейте, найдите фото- приклейте, а справа в прямоугольнике запишите то, что запомнилось вам больше всего.

- Ну что, идём дальше?

(Работа на планшетах)

-Чтобы узнать о какой достопримечательности пойдёт речь дальше, вам предстоит собрать мозаику на своих планшетах. Когда вы увидите о чём пойдёт речь, можно будет посмотреть мультфильм. Откройте первую вкладку и приступайте к работе.

- О какой достопримечательности узнали?

- О каких часах шла речь в мультфильме?

По ним сверяет время вся страна. Часовой механизм курантов весит 25 тонн, длина минутной стрелки 3 метра 28 см, часовой- 2 метра 97 см. Во время боёв часы были повреждены снарядом. Мастера не только их исправили, но и научили исполнять мелодию.

- Приходилось ли вам, когда- либо видеть эти часы?

Работа с Путеводителем

Ну а теперь, ребята, мы с вами отправимся к священному месту. У Кремлёвской стены, в Александровском саду, находится “Могила Неизвестного Солдата”

Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата, днем и ночью полыхает у Кремлевской стены, - память о тех, кто отстоял Москву, защитил Родину.

Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись….

В этом году вся страна будет праздновать знаменательную дату- это 75- летие Победы русского народа над фашистскими войсками в ВОВ. Каждый год, 9 мая, наш президент В.В. Путин приходит к могиле неизвестного солдата почтить память погибших солдат. Давайте посмотрим, как это происходит. (видеоролик)

Работа с Путеводителем

Много ещё достопримечательностей в Москве и не перечислить: это и Останкинская телебашня, телесигналы которой принимает вся страна, это и МГУ- главное высшее учебное заведение страны, это и Третьяковская галерея, и многие другие. Но, к сожалению, за 45 минут мы не сможем обо всём рассказать и всё увидеть, поэтому мы познакомились с наиболее яркими достопримечательностями.

_ Ребята, понравилась ли вам Москва?

- Хотели бы вы там побывать? Я желаю вам осуществить эту мечту.

А нам с вами пришла пора вернуться из нашего путешествия. Любое путешествие- это знания! И вы их сегодня надеюсь получили.

- Ну что, проверим наши знания?

Закрепление изученного материала

1. Назови столицу России .

2.Каков приблизительный возраст Москвы?

А) более 860 лет

Б) более 1000 лет

В) более 2000 лет

3. Где был основан город Москва?

А) на берегах Москвы-реки

Б) на берегах Волги

В) на берегах Дона

4.Кто основал Москву?

Б) Юрий Долгорукий

В) Александр Невский

5.Кто изображен на гербе Москвы?

Б) воин, побеждающий змея

6.Как зовут всадника, изображенного на гербе Москвы?

А) Юрий Долгорукий

Б) Георгий Победоносец

В) Ярослав Мудрый

7.Какое сооружение считается сердцем столицы?

А) Московский Кремль

Б) Цирк на Цветном бульваре

8.На какой башне Кремля находятся Куранты?

А) на Троицкой башне

Б) на Спасской башне

9.Назови главную площадь Москвы.

А) Красная площадь

Б) Соборная площадь

В) Театральная площадь

10.Сколько этажей в Спасской башне?

Домашнее задание

Откройте следующую вкладку и напишите одним словом свои впечатления о путешествии в Москву. (облако)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок имеет цель познакомить детей с историей основания Москвы, с некоторыми достопримечательностями города.

Конспект урока по окружающему миру

Ход урока.

I этап: Мотивация к деятельности.

Цель: мотивировать учащихся на изучение темы.

Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

- Ребята, скажите, как называется раздел с которым мы знакомимся? (Путешествия)
- Где, по чему мы начали путешествие? (По родной стране).

- Как называется наша родная страна? (Россия)

- Ребята, сегодня по дороге в школу я случайно услышала такой разговор трёх мальчиков.

- Что ребята это за язык такой – географический? (Это язык карт.)

- Как вы думаете, с кем из этих ребят можно смело путешествовать? Почему?

- Теперь мы с вами посмотрим, кто из вас может быть на месте этого третьего мальчика.
- Давайте вспомним, что такое карта? Дополните на тексте недостающие слова и прочитайте. Обсудите в паре. СЛАЙДЫ 2 и 3

Карта – уменьшенное ___________ земной поверхности на __________ с помощью ________ __________.

(Карта – уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков)


1) Как определить по карте стороны горизонта? (Север – вверху, юг – внизу, восток – справа, запад – слева).

2) Что обозначают на карте различные цвета? СЛАЙД 4

Задание: Соотнесите цвет с географическими названиями, составив схему.


Учитель: Что обозначают другие условные знаки?

Тонкой голубой линией на карте обозначают. (реки)

Часть водного пространства, врезающаяся в сушу, – это… (море)

Коричнево-желтые пятна на карте, причем, чем темнее, тем выше. (горы)

Часть суши, окружённая со всех сторон водой - это… (остров)

Точками на карте обозначены… (города)

Учитель: Молодцы! Поменяйтесь листочками, давайте проверим, на сколько мы с вами эрудированны.

Дети отвечают, называя поочередно правильные ответы. Взаимопроверка работ.

- Молодцы! – Ребята, у кого задания не вызвали затруднения? А кто для себя выявил какие-то затруднения?

- Ну что, продолжим путешествие. Откройте карту на странице учебника с. 90-91. Вы должны проследить маршрут моего движения по карте и назвать мне пункт назначения. Работаем в парах.

С Кавказских гор я двигаюсь по Каспийскому морю на север. Попадаю на реку Волга. Плыву по Волге на север. Проплываю города: Астрахань, Волгоград, Самара, Казань, Нижний Новгород. С Нижнего Новгорода плыву по реке Ока и попадаю …
- Назовите пункт назначения. (Москва) – Что такое Москва? Кто был в Москве? Поднимите руку. Что запомнилось?

Постановка проблемной ситуации: – Ребята, а как быть тем, кто в Москве не был, но очень хочет познакомиться с этим городом?
- Проблема? Какие вы предложите варианты решения проблемы? Какой вариант подходит для нас?

Постановка цели урока: – Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня займёмся на уроке?
- Сформулируйте цель урока.

Учитель: Правильно, сегодня мы совершим путешествие по Москве. В этом путешествии мы с вами узнаем, когда и кем была образована Москва, познакомимся с некоторыми достопримечательностями города, узнаем интересные факты о них.

III этап: Открытие нового знания.

- Ребята, а что вы знаете о Москве? – Кто знает когда, где и кем была основана Москва?

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных.
Это матушка Москва! (“Москва” Ф. Глинка)

- Откройте учебник на странице 98, прочитайте самостоятельно 1 абзац под фотографией Москвы и ответьте на вопросы. – Когда, где и кем была основана Москва? ( Более 850 лет назад, на берегах реки Москва. Юрием Долгоруким)

Учитель: СЛАЙД 6 Действительно, Москва веками строилась. У городов точная дата рождения в паспорте стоит редко. Особенно это относится к старинным городам. Поэтому принято принимать дату, когда впервые упоминается о городе в историческом документе. Для Москвы это 4 апреля 1147 года. Город Москва – это столица нашей Родины. Построен он на берегах какой реки?

Дети: Москва.

Учитель: Правильно. Основал город князь Юрий Владимирович Долгорукий, которому теперь установлен памятник в центре города. - Кто такой Юрий Долгорукий? СЛАЙД 7

Давно это было. Жил на свете князь. Звали его Юрием или Георгием. Князь много воевал. Завоёванные земли присоединял к своему княжеству. Он поднимал руку и на ближнего, и на дальнего соседа. За это прозвали его Долгоруким (длинные руки). Но князь Юрий Долгорукий был не только воином. Был он и градостроителем. На крутом холме между реками Москвой и Неглинной срубили люди топорами маленький городок среди могучего бора. Место было водное, лесное, рыбное, охотничье. У холма пересекались водные и конные дороги. Получился город крепкий, и стали его называть по имени реки, у которой он стоял - “город Москвы”. Юрия Долгорукого с тех пор считают основателем Москвы. А случилось это в 1147 года. С тех пор прошло более 850 лет

- Ребята, как думаете, почему Москву назвали Москвой? Существует несколько версий, почему Москву назвали Москвой.

1. Имя города в переводе с древнеславянского означает болотистую местность или сырость. Наша столица действительно была заложена на топком месте.

Ученые предполагают, что название пошло от древнеславянского корня “моск” или “мозг”, что значит “мокнуть”(а места здесь, действительно, в древности были болотистые). В современном русском языке есть еще слово “промозглое”, т.е сырое, влажное. Значит, название “Москва” имеет смысл – “топкая, болотистая, мокрая”. Вероятно, такой ее впервые увидели наши далекие предки – славяне больше тысячи лет назад – топкой, болотистой.

2. Существует также библейский вариант происхождения этого имени: Мосох (внук Ноя) в стародавние времена поселился на берегу реки и впоследствии основал там город. Реку и город назвали в честь самого Мосоха и его жены Ква – таким образом получилось слово Москва.

3. Но большинство историков считает, что город получил своё название от реки.

В одной старинной летописи написано: «Князь великий Юрий Долгорукий взошёл на гору и обозрел с неё очами по обе стороны Москвы- реки и возлюбил сёла и повелел на месте том сделать мал деревян город и прозвали его званием реки той Москва- град”.

Нельзя не сказать о гербе города. Что такое герб? СЛАЙД 8

Дети: Герб – это эмблема города.

Учитель: В каждом городе своя эмблема. На гербе Москвы изображен всадник с копьём, поражающий змея. Вы знаете, кто это?

Дети: Это Святой Георгий Победоносец.

Святой великомученик Георгий Победоносец

Святой великомученик Георгий жил в 284-305 гг. во времена правления римского императора Диоклетиана. Он был сыном богатых и благородных родителей, исповедовавших христианскую веру. Когда Георгий был еще ребенком, его отца замучили за исповедание Христа. Получивший блестящее образование и отличавшийся крепким телосложением, красотой и мужеством юноша уже в 20 лет стал одним из самых близких к императору людей. Но, почтив Георгия за выдающуюся храбрость званием воеводы, Диоклетиан не знал еще, какой он веры. Его мать скончалась, когда ему было 20 лет, и он получил богатое наследство. Георгий отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения, но когда начались гонения на христиан, он, будучи в Никомидии, раздал имущество бедным и перед императором объявил себя христианином, его арестовали и стали пытать.

В 1-й день, когда его стали толкать в темницу кольями, одно из них сломалось чудесным образом, словно соломинка. Затем его привязали к столбам, а на грудь положили тяжёлый камень

На следующий день его подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами. Диоклетиан счёл его мёртвым, но вдруг явился ангел, и Георгий приветствовал его, как это делали воины, тогда император понял, что мученик ещё жив. Его сняли с колеса и увидели, что все раны исцелились.

Затем его бросили в яму, где была негашёная известь, но и это не повредило святому.

Через день ему перебили кости на руках и ногах, но наутро они опять стали целыми.

Его заставили бежать в раскалённых докрасна железных сапогах (вариант — с острыми гвоздями внутри). Всю следующую ночь он молился и наутро опять предстал перед императором.

Его избили плетьми (воловьими жилами) так, что со спины слезла кожа, но он восстал исцелённым.

На 7-й день его принудили выпить две чаши со снадобьями, приготовленные волхвом Афанасием, от одной из которых он должен был лишиться разума, а от второй — умереть. Но они не повредили ему. Затем он совершил несколько чудес (воскресил умершего и оживил павшего вола), что заставило многих обратиться в христианство [1] .

Ему отрубили голову.

Много пословиц сложено о Москве: Прикрепить на доску пословицы.

1. Москва – всем городам мать.

2. Москва – сердце Родины.

3. Москва всему голова.

4. Москва верстой далека, да сердцу рядом.

5. За Москву-мать не страшно умирать.

6. Москва – Родины украшенье, врагам – устрашенье.

7. Москвой-столицей весь народ гордится.

8. От Московского Кремля земля счастьем отцвела.

9. Москва людей не боится.

10. Москва слезам не верит, ей дело подавай.

11. Москва веками строилась.

Учитель: Москва – огромный город. Число жителей нашей столицы превысило 11 миллионов человек . Каждый день в Москву прибывает больше миллиона человек. Люди приезжают по делам, на учебу, в гости и в отпуск. В нем около 4тыс. улиц и площадей. Ориентироваться в таком городе достаточно сложно, особенно людям, которые приехали в него впервые. Что же может помочь гостям ориентироваться в городе?

Дети: Карта.

Учитель: Не совсем карта, а план города. Подумайте, что такое план?

На странице учебника 99, во 2 абзаце, прочитаем, что такое план.
-Что такое план? СЛАЙД 9 (План – это чертеж местности)

Рассмотрите план Москвы на стр.99.
- Что мы можем увидеть на плане города? ( главные улицы, дороги , реку, рисунки некоторых достопримечательностей, достопримечательности,).

– Поможет ли нам план при путешествии по городу?

-Ребята, а на что приезжают в Москву посмотреть туристы? (на достопримечательности) СЛАЙД 10
-Что такое достопримечательности? – Какие достопримечательности Москвы вы знаете? – Давайте посмотрим и послушаем рассказы о некоторых достопримечательностях Москвы. (Доклады)

- О какой достопримечательности пойдёт речь?

Мы учили песенку, а в песенке слова:
Здравствуй, наша Родина, город наш Москва
Что за площадь есть в Москве? Там где башня Спасская?
Эту площадь знают все, это площадь Красная! СЛАЙДЫ 11 и 12

Ученик: Красная площадь – сердце Москвы. В древности Красная площадь называлась Торгом. Целый день шла здесь бойкая торговля. Здесь собирались и москвичи, и приезжие из других городов. Часто возникали пожары на площади, где горели торговые ряды, Случалось, площадь выгорала дотла, но вскоре отстраивалась заново. После опустошительного пожара, во время которого сгорели торговые ряды, площадь стали называть Пожаром . Когда площадь была отстроена красивыми каменными зданиями, то она стала называться Красная . Красная – значит красивая .

Учитель: На Красной площади проходили и проходят праздничные шествия, парады. Еще на Красной площади есть храм Василия Блаженного СЛАЙД 13, очень красивый. Купола на нем как леденцы разноцветные и всякой разной формы: и круглые, и луковкой, и башенкой, и стрелочкой. Храм этот царь Иван Грозный построил в честь победы над Казанским ханом.

На берегу Москва-реки стоит Храм Христа Спасителя. Посмотрите, какой он красивый, именно в нём происходят все праздничные богослужения, которые показывают по телевидению. СЛАЙД 14

- Ребята, если вы приедете в Москву на самом деле, то непременно спуститесь в метро. Что же это такое ? СЛАЙД 15

Ученик: Талантливые умы и руки создавали московское метро. Метро помогала строить вся страна, из разных мест присылали сюда мрамор, гранит. Метро – подземная московская сказка, в которой столько чудес и такие быстрые поезда. Поезду метро не мешают ни автомобили, ни пешеходы. Он идет в тоннеле, глубоко под землей. Нужно всего полчаса, чтобы доставить пассажиров из одного конца большого города в другой. Метро – самый удобный, быстрый и надежный вид городского транспорта. Метро любят все москвичи. Это гордость нашей столицы.
Московское метро считается самым лучшим в мире.

Учитель: Посетив Москву нельзя не побывать в Третьяковской галерее, которая названа в честь купца Павла Михайловича Третьякова. Многие считали его чудаком, потому что все деньги он тратил на покупку картин, которые развешивал по комнатам своего просторного дома. Третьяков разрешал смотреть свои картины всем желающим. А потом он подарил картины и галерею городу Москве. Это – мировая сокровищница. В ней хранится около 35 тысяч картин. Москвичи там частые гости, а приезжие обязательно стремятся туда попасть.

- Но самым известным памятникам старины на территории Красной площади является, конечно же Кремль. СЛАЙД 17

Ученик: Одним из самых красивых сооружений города является Кремль. Сначала стены Кремля были деревянными, затем они были сделаны из белого известняка. Белокаменный Кремль простоял более 100 лет. Он пережил вражеские нападения, пожары, даже землетрясения. Но каждый раз отстраивался заново, становясь еще краше. И только спустя много лет когда Русь освободилась от татарского ига, были возведены красные зубчатые стены, стройные башни из красного кирпича. Его стены и башни сохранились до сих пор. Кремль – это волшебный город. Царь – пушка и царь-колокол – словно великаны из сказки. Кремль – сердце нашей земли, с ним связаны многие страницы русской истории.
На стенах Кремля 19 башен и все они разные. На главных башнях горят пятиконечные рубиновые звезды.

Учитель: Подробно о Кремле, его башнях и соборах мы поговорим на следующем уроке, но хочется сказать несколько слов о Спасской башне Кремля. На ней находятся большие часы с золотыми цифрами - куранты. Бой Кремлевских курантов передают по радио в 6 часов утра и в 12 часов ночи.

19 – Исторический музей

Музей истории России со времен палеолита до наших дней открыт в 1883 году, в 48 залах музея представлено 4,5 млн экспонатов: памятники археологии, собрание рукописей, старопечатных книг, нумизматическая коллекция, изделия стекольных и всех керамических производств, коллекция народной одежды всех регионов России, собрание русской усадебной мебели, коллекция русского и европейского боевого и охотничьего оружия.

20 – Царь-колокол, царь-пушка

Царь-колокол в Москве – одна из достопримечательностей Московского Кремля. Никогда не звонивший он поражает туристов своими гигантскими размерами. Расположен на Ивановской площади, является памятником литейного искусства 18 века. Отлит он был мастерами Моториными - Иваном и его сыном Михаилом. Известные мастера литейного дела отлили десяток пушек, а колокола их работы звонили не только в Москве, но и в Петербурге, Киеве и других русских городах.

Царь-пушка в Москве – одна из достопримечательностей Московского Кремля. Это мощное орудие, расположенное на Ивановской площади, является памятником русской артиллерии. Крупнейшая по калибру в мире, она стала памятником литейного дела. Такие орудия применяют лишь для разрушения стен.

21 – Цирк на Цветном бульваре

Московский цирк был открыт 12 октября 1880 года Альбертом Саламонским. Интересно то, что до Саламонского цирк не считался зрелищным заведением для детей. Саламонский первый осознал, что дети — замечательная публика для цирка.

22 – Театр зверей имени Владимира Дурова

23 – Большой театр, Библиотека, Московский университет им. Ломоносова, Триумфальная арка

Триумфа́льная а́рка — архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий

24 – Стадион Лужники

- Ну, а теперь проверим, насколько внимательны вы были на уроке.

Проверочная работа.
1. Город Москва был основан: а) более 300 лет назад; б) более 850 лет назад; в) более 100 лет назад.
2. Основателем Москвы был: а) Георгий Победоносец; б) Юрий Долгорукий
3. На гербе Москвы изображён: а) Георгий Победоносец; б) Юрий Долгорукий
4. Выберите, что не является достопримечательностью Москвы: а) Кремль; б) Третьяковская галерея; в) Петродворец; г) Храм Христа Спасителя..

- Самопроверка. У кого нет ошибок? Молодцы!


Как называются часы, по которым сверяет время вся страна? (куранты)

Основатель Москвы? (Долгорукий)

Что со всех сторон окружало Москву? (ров)

Как называется известнейший театр в Москве? (Большой)

Фамилия купца, открывшего картинную галерею? (Третьяков)

Как называют главный город страны? (столица)

V этап: Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
- Давайте подведём итог. Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какие задания вам показались особенно интересными? Что запомнилось больше всего?
Сегодня на уроке я….(слайд 31)

- Оцените свою деятельность на уроке, используя смайликов. Если вы считаете, что поработали плодотворно и урок пошёл вам на пользу, то покажите улыбающегося смайлика, если нет, то грустного.
- С помощью этих же смайликов покажите своё настроение.

Читайте также: