Конспект урока достоевский бедные люди 9 класс

Обновлено: 20.07.2024

2. Провокация интереса. Слайд 2 (Приложение1).

“Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…”

Ф. М. Достоевский.

3. Вступительное слово учителя.

- Вы прочли роман “Бедные люди” и познакомились с высказыванием великого писателя о своем художественном кредо. Какова же главная тема творчества этого автора?

- Человек и его внутренний мир.

- Данная черта станет определяющей у Достоевского и будет именоваться психологизмом. Это свойство прозы писателя появилось под влиянием молодого критика Валериана. Майкова, вместе с которым начинающий автор входил в кружки братьев Бекетовых, М. В. Петрашевского, С. Ф. Дурова. Майков выдвигает в качестве главной задачи современной литературы психологизм, изучение человеческой природы. Слайд 3

“И Гоголь и Достоевский изображают действительные обстоятельства. Но Гоголь - поэт по преимуществу социальный; г. Достоевский - по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга; для другого самое общество интересно по его влиянию на личность индивидуума”.

- Как называется направление в искусстве и литературе ХIХ века, для которого характерно “изображение типической личности в типических обстоятельствах”:

- Роман “Бедные люди” явился громким литературным дебютом писателя. Автора интересовал особый тип человека, открытый в свое время Пушкиным, Гоголем. Этот интерес обозначился в заглавии. Восторг был всеобщим, никому не известный молодой писатель стал одним из участников “натуральной школы”, а его произведение открывало ее второй альманах “Петербургский сборник”, изданный в 1846 году. Властитель дум В. Г. Белинский после прочтения романа в волнении вопрошал его автора (Слайд 4): “Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали?”- “Это была самая восхитительная минута в моей жизни”. Ф. М. Достоевский.

- Как вы думаете, почему роман снискал славу еще до выхода в свет?

- Его тема взволновала читателей насущными проблемами современности.

- Прочтите “ странички из дневников” со своими замечаниями о произведении.

- Какой же тип героя волнует писателя в романе?

Слайд 5: “Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: “Ведь это тоже люди, ваши братья!”

Слово учителя:

- Тема “маленького человека” была выстрадана русской литературой первой половины ХIХ века. Докажите или оспорьте данный тезис.

(Ученики приводят примеры произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, посвященных этой теме. )

5. Целеполагание

- Каждый автор, безусловно, вносит свое видение в черты известного литературного типа. Какие вопросы вы бы подняли сегодня на уроке, чтобы лучше понять роман?

- В чем смысл заглавия?

- Что нового внес в тему Достоевский?

- Какие черты традиции и новаторства присутствуют в образе Девушкина?

- Как особенности жанра передают идейное содержание?

- Вы верно определили наш путь работы над изучением романа. Вот наши задачи:

- Как заглавие романа вместе с декларацией знакомой темы раскрывает новый аспект в ее звучании?

- Почему автор выбрал эпистолярный жанр?

- Какие тематические черты включает образ Макара Девушкина?

- Определите степень новаторства писателя в изображении “маленького человека”.

- Для эффективной работы разобьемся на группы. Вам дается 25 минут, чтобы выполнить задание и обсудить итоги наблюдений на следующем уроке.

Группа 1 Жанровые и стилевые особенности произведения.

Группа 2. Макар Девушкин и его “предшественники”

Группа 3. “Двойники” главного героя в романе.

Группа 4. Соотношение традиции и новаторства в “Бедных людях”.

(Класс разбивается для коллективного решения проблем на группы. )

6. Самостоятельная работа в группах

Урок 2

1. Коллективный диалог.

Ученики записывают результаты промежуточных этапов. Вопросы группируются по единству учебной задачи, но обсуждение идет в логике решения центральной проблемы “Маленький человек: тип или личность?” (В конспекте за вопросом следует указание номера группы, дающей ответ. )

- Сравните схемы образных систем “Станционного смотрителя”, “Шинели”, “Бэлы”, “Бедных людей, которые вы составили дома в качестве опережающего задания. Почему так колоссально разрастается образная система романа Достоевского о “маленьком человеке”? - 2 группа.

- В соответствии с жанром романа, избранным автором.

- Вдумайтесь в смыслы заглавия произведений и сопоставьте их - 2 группа.

- Название “Станционный смотритель” указывает на социальное положение главного героя. “Медный всадник” - символ безразличия государства к судьбе “маленького человека”, игнорирования его надежд и подавления личности. “Шинель” - предмет поклонения Башмачкина, обретения смысла существования, способ самоутверждения.

- Почему название романа Достоевского формулируется во множественном числе? - 3 группа

- Автор назвал произведение “Бедные люди”, чтобы показать типичность судеб героев. Писатель рисует в романе серию “двойников” Макара, поэтому так велика образная система произведения.

- На какое слово в заглавии падает логическое ударение? - 4 группа.

- Достоевский делает акцент на слове “люди”, показывая не только нищету персонажей, но и их мечты, планы на изменение жизни, заботу о ближнем, чувство достоинства.

- Назовите “двойников” Макара в романе и прочитайте эпизоды произведения, доказывающие, что перед нами “маленькие люди” - 3 группа. Ученики называют чиновника Горшкова, Петра Покровского, Захара Прокофьевича, Емельяна Ивановича, Терезу. Зачитываются ключевые эпизоды для доказательства правильности суждений - 3 группа.

- Найдите в рассуждениях Девушкина упоминания о литературных героях, которые родственны ему по принадлежности к типу “маленького человека” - 2 группа.

Приводятся отрывки из писем Макара от 1 июля (стр. 57 - 58), от 6 и 8 июля.

“Теперь я “Станционного смотрителя” здесь в вашей книжке прочел; ведь вот скажу я вам, маточка, случается же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя как по пальцам разложена… Ведь я то же самое чувствую, вот совершенно так, как в книжке, да я и сам в таких же положениях подчас находился, как, примерно сказать, этот Самсон-то Вырин, бедняга. Да и сколько между нами ходит Самсонов Выриных, таких же горемык сердечных!. . Я сам это видал, - это вот все около меня живет; вот хоть Тереза - да чего далеко ходить! - вот хоть бы и наш бедный чиновник, - ведь он, может быть, такой же Самсон Вырин, только у него другая фамилия, Горшков”…

- Проанализируйте форму повествования в “Станционном смотрителе”, “Медном всаднике”, “Шинели”, “Бэле”. Слышим ли мы в этих произведениях речь “маленьких людей”? - 2 и 4 группы.

- В “Шинели” и “Медном всаднике” повествование доверено автору, в “Станционном смотрителе” о событиях говорит рассказчик, Максим Максимыч сам излагает историю взаимоотношений Бэлы и Печорина. В “Шинели” мы не просто не слышим монологов героя - автор открыто утверждает: “Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями, и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было очень затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы…” В “Станционном смотрителе” поведать о своих злоключениях доверено герою, но читатель узнаёт эту историю от рассказчика. Из уст Вырина звучат воспоминания о Дуне. Евгений в “Медном всаднике” в форме несобственно прямой речи мечтает о будущем счастье с Парашей. Максим Максимыч - прекрасный рассказчик, понимающий мир природы и чувства людей. Но это ещё не психолог. Вот почему портрет “странного человека” Печорина автор “поручит” странствующему офицеру.

- Какие качества Девушкина-повествователя раскрывает эпистолярная форма - 1 группа.

- Во-первых, Девушкин говорит сам, далее, мы видим мучительный процесс личностного роста героя в борьбе за обретение собственного “слога”, наконец, письма показывают, что круг забот Макара не ограничивается собой и Варенькой. Герой помогает ближнему.

Презентация слайда 7 с письмом Достоевского брату, Михаилу Михайловичу.

- Сопоставьте письмо писателя брату и послания Девушкина. Почему автор романа не принимал упреков Белинского в неумении “одолеть препятствия со стороны языка и формы”?

- “Незрелая” манера Достоевского - новаторский прием, попытка говорить на “косноязычном языке” “маленького человека” и утвердить его достоинства.

Демонстрация слайдов 8,9, 10 с цитатами Бахтина, Виноградова, Достоевского о новаторстве стиля “Бедных людей”:

“В гоголевском мире автор “Бедных людей” произвел “коперниковский переворот”, сделав предметом изображения не действительность героя, а его самосознание как действительность второго порядка”

М. М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского.

“Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями”.

“Не понимают, как можно писать таким слогом. Во всем они привыкли видеть рожу сочинителя, я же моей не показывал. А им и невдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет”.

Ф. М. Достоевский.

- Перечитайте письма Макара и докажите, что его мечты и мысли делают личность титулярного советника душевно богаче, нежели характеры его предшественников в галерее “маленьких людей”

(Письма от 12 апреля (стр. 17 - 18), 22 июня (стр. 59 - 60), 5 сентября (стр. 121 - 122) - восприимчивость к страданиям других;

4 августа (стр. 94 - 97), 1 августа (стр. 87 - 88)- бедность;

26 июня (стр. 65) - мечты о литературной славе;

12 июня (стр. 55)”В пословицу меня ввели…” - отсутствие смирения в сравнении с Башмачкиным, возмущение насмешками;

28 июня (стр. 68); 1 июля (стр. 72) - стремление помочь ближнему;

7 июля (стр75 - 76); 28 июля (стр. 84 - 86) - мечты о любви;

8 июля - гордость за честную бедность. 0

- Зачем Достоевский повторяет эпизод из “Шинели” (прием у значительного лица), но меняет его исход? Почему после счастливого приговора суда умирает Горшков?

1. Низким, бедственным, подчиненным социальным положением

2. Страданием от сознания своей слабости и ошибок.

3. Неразвитостью личности.

4. Остротой жизненных переживаний.

5. Осознанием себя “маленьким человеком” и стремлением утвердить свое право на жизнь.

Но новаторство Достоевского в разработке темы огромно: (12 слайд)

Его герой окружен “двойниками”.

Он не изолирован от общения с людьми: мир “маленького человека” разрастается.

Девушкин не только призывает к сочувствию, но и оказывает деятельную помощь ближнему.

Мечты героя Достоевского не ограничиваются удобствами быта: он мечтает о любви и литературном успехе.

Персонажи романа не выдерживают испытания счастьем.

- Прочитайте последнее письмо Макара. Какие ощущения оно вызывает?

- Трагические из-за отчаяния от отъезда Вареньки и комические при сетованиях на конец формирования “слога”.

- О каком качестве прозы Достоевского это говорит?

- О психологизме; подтекст, недосказанность отражают трагическую ситуацию.

Демонстрация 3 слайда с высказыванием В. Майкова.

- Аникин утверждает: “В изображении “бедных людей” Достоевский начал скорее с отрицания “маленького человека”: изуродованные бедностью Девушкины (Прохарчины, Голядкины и т. д.) показаны как карикатура, чувство протеста движет писателем, и он показывает, что “так жить нельзя”, как живут герои ранних его произведений. А это, напомним, уже совсем другое направление, нежели утверждение темы “маленького человека”. - Согласны ли вы с точкой зрения литературоведа?

2. Подведение итогов урока.

- Своим творческим кредо Достоевский считал потребность “при полном реализме открыть человека в человеке”. Это ему удалось. “Униженные и оскорбленные” будут полноправными героями всей прозы писателя, но главными персонажами они станут в “Двойнике”(1846), “Господине Прохарчине” (1846), “Ползункове”, “Романе в девяти письмах” (1847). Оказывается, “Бедные люди” не единственное произведение эпистолярного жанра у Достоевского. Домашнее задание тоже предоставит вам шанс поработать в жанре письма.

3. Домашнее задание (13 слайд).

1. - В своем последнем послании к Макару Варенька пишет: “Я буду вам писать, друг мой, я обещаюсь, но ведь один бог знает, что может случиться…”. Напишите послание Вареньки, по возможности следуя авторскому стилю.

2. Напишите письмо другу с впечатлениями о “Бедных людях” и героях романа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 9 КЛАССА

Развивающая: развитие навыков аналитического чтения, выразительного чтения; умение понимать и воспринимать произведения художественной литературы и искусства; умение быть милосердным и терпимым по отношению к окружающим ( общекультурная); служение благу общества и семьи, щедрость по отношению к нуждающимся ( социально-гражданская)

Воспитательная: воспитание в учащихся чувства сострадания, гуманного отношения к окружающим. Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, иллюстрации к роману, текст романа.

Опрос домашнего задания.

На прошлом уроке мы ознакомились с биографией и особенностями творчества великого русского писателя-реалиста Ф.М. Достоевского, который наряду с Пушкиным, Гоголем, Тургеневым, Толстым, Гончаровым и другими представителями критического реализма завоевывает мировое признание и оказывает большое воздействие на развитие русской и европейской литератур.

- Что же сделало его популярным?

- Почему его произведения волновали и продолжают волновать читателей сегодня?

Изучение нового материала.

Запишите эти высказывания в тетрадь.

- Какое из них мы могли бы взять в качестве эпиграфа к уроку?

- Как отнеслись современники писателя к роману? ( Роман имел необыкновенный успех еще до его публикования.

- Чем объяснить такой успех романа? ( Следуют ответы учащихся)

- Какое впечатление произвел роман на вас? ( Следуют ответы учащихся)

- Согласны ли вы с этим мнением? ( Нет, так как Достоевский показал внутренний мир героев, их душевные переживания, способность к состраданию, готовность прийти на помощь, тогда как у Гоголя Н.В. Акакий Акакиевич одинок, очень замкнут. )

- Что нового привнес в раскрытие данной темы Достоевский? ( Герои говорят о себе сами, в письмах.

И Гоголь и Достоевский изображают действительные обстоятельства. Но Гоголь - поэт по преимуществу социальный; г. Достоевский - по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга; для другого самое общество интересно по его влиянию на личность индивидуума”.

- Какими же предоставлены герои романа Достоевского Варенька Доброселова и Макар Девушкин

- О чем же письма М. Девушкина и каким предстает он в этих письмах?

- Что мы можем сказать о речи М. Девушкина?

Переход к Вареньке Доброселовой

Подведение итогов.

Так Достоевский показал нам, как много прекрасного, благородного и светлого лежит в самой ограниченной человеческой натуре.

Что же делать? Для себя Достоевский решил этот вопрос таким образом: -старался выразить тайну человеческой души.

А как вы бы ответили на этот вопрос, прозвучавший в начале урока?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, иллюстрации к роману, текст романа.

-развитие навыков аналитического чтения, выразительного чтения;

-воспитание в учащихся чувства сострадания, гуманного отношения к окружающим.

На прошлом уроке мы ознакомились с биографией и особенностями творчества великого русского писателя-реалиста Ф.М. Достоевского, который наряду с Пушкиным, Гоголем, Тургеневым, Толстым, Гончаровым и другими представителями критического реализма завоевывает мировое признание и оказывает большое воздействие на развитие русской и европейской литератур.

Что же сделало его популярным?

Почему его произведения волновали и продолжают волновать читателей сегодня?

(Слова проецируются на слайде)

Запишите эти высказывания в тетрадь.

Какое из них мы могли бы взять в качестве эпиграфа к уроку?

Ответить на данный вопрос мы сможем несколько позже.

Как отнеслись современники писателя к роману?

Роман имел необыкновенный успех еще до его публикования.

Такой триумф дебютанта был незаурядным событием в истории русской литературы.

По мнению Некрасова, в лице Достоевского новый Гоголь явился.

Обращаясь к Достоевскому, вопрошал: «Да вы понимаете ль сами-то что вы такое написали. осмыслили вы сами-то всю эту страшнуюправду, на какую вы нам указали?

Чем объяснить такой успех романа?

( Следуют ответы учащихся)

Какое впечатление произвел роман на вас?

( Следуют ответы учащихся)

Предметом изображения писателя становится маленький человек, его внутренний мир.

«Станционный смотритель А,С Пушкин.

Вещь заменила человека

Мундир заменил личность, чин заменил человека.

Ценность человека определяется по формальным признакам, по внешним данным — одежде, чину, дому. Но иначе быть не может: такова суть государственного устройства.

Согласны ли вы с этим мнением?

Нет, так как Достоевский показал внутренний мир героев, их душевные переживания, способность к состраданию, готовность прийти на помощь, тогда как у Гоголя Н.В. Акакий Акакиевич одинок, очень замкнут.

Что нового привнес в раскрытие данной темы Достоевский?

Герои говорят о себе сами, в письмах.

Для чего нужно было героям романа переписываться, ведь они живут в одном дворе, даже видят друг друга в окно. Зачем же надо было писать?

Достоевский боится, что его встречи с девушкой дадут повод для сплетен и пересудов.

Чтобы показать внутренний мир героев, ведь герои говорят в письмах о себе сами.

Это письма — исповеди, письма — признания, письма — откровения.

Вот почему автор обратился к эпистолярному жанру.

Какими же предоставлены герои романа Достоевского Варенька Доброселова и Макар Девушкин

О чем же письма М. Девушкина и каким предстает он в этих письмах?

Очень хорошо характеризует героев их речь.

Что мы можем сказать о речи М. Девушкина?

Переход к Вареньке Доброселовой

Так Достоевский показал нам, как много прекрасного, благородного и светлого лежит в самой ограниченной человеческой натуре.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ссылка на программу

Цели обучения

9.2.6.1 - анализировать художественный мир произведения, оформляя своё представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы и пр.);

9.2.2.1 - определять тему и идею произведения, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию

Критерий оценивания

Определяет тему и идею произведения;

Выражает свое мнение об их актуальности;

Аргументирует свою позицию;

Проводит сравнительный анализ и определяет сходства и различия героев, произведений;

Социальная адаптивность, развитие тёплых отношений, формирование навыков сотрудничества, самоуважение. Доброта, отзывчивость и стремление к познанию окружающего мира.

Межпредметные связи

Создание коллаборативной среды.

2.Анализ образов двух персонажей (Акакия Акакиевича Башмачкина и Макара Девушкина), отвечая на вопросы, и заполняют диаграмму Венна:

Почему они унижены?

Какие обстоятельства жизни различаются/схожи?

Какова тема и идея произведений?

Какие средства выражения авторской позиции использованы в произведениях?

Каково отношение авторов к своим героям?

ФО. Наблюдение учителя. Оценивание по критериям

Учащиеся могут представить информацию в виде схемы, таблицы и др.

Задание 1. Почему и Самсон Вырин, и Акакий Акакиевич, и Макар Девушкин – “маленькие люди”? Аргументируйте ответ, приведите примеры из текста.

Задание 2. Докажите, что от Пушкина до Достоевского действительно произошла эволюция в раскрытии темы “маленького человека”. (Эволюция – медленное, постепенное изменение). Аргументируйте ответ, приведите примеры из текста.

Им мало нужно для жизни, для счастья, но и этого малого их лишает государственное устройство, т.к. в конечном итоге все они пострадали от социального неравенства

Самсон Вырин забит, бесправен, он делает робкую попытку защищать себя, но быстро отступает, заболевает и умирает.

А.А.Башмачкин тоже пытается себя защитить, но, не добившись ничего, тяжело заболевает и умирает. Правда, автор его воскрешает, его дух мстит чиновникам тем, что пугает их по ночам и ворует шинели.

Макар Девушкин по своей натуре уже совсем другой человек. У него есть чувство собственного достоинства, он читает книги, он горд тем, что честно свой кусок хлеба заработал. На последних страницах романа мы видим его, надломленным разлукой с Варенькой, но жизнь его продолжается и, возможно, она будет еще более духовной.

Ф. Наблюдение учителя. Оценивание по критериям

Критерии оценивания:

Выражает свое мнение (согласие или несогласие);

Аргументирует свой ответ;

Сравнивает и определяет сходства и различия жизненных обстоятельств двух героев;

Критерии оценивания:

Раскрывает выбранную тему;

Выражает свое мнение;

Соблюдает нормы письма.

Рефлексия/ СВЕТОФОР

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

/Отрывок из статьи/

Материалы для учителя:

Читайте также: