Птицы вернулись из теплых стран конспект занятия

Обновлено: 07.07.2024

продолжать формировать основы экологической культуры.

Развивающие:

развивать интерес детей к чтению произведений художественной литературы экологической направленности.

Воспитательные:

воспитывать доброжелательное, заботливое отношение к птицам.

Методические приемы:

проблемные ситуации, ситуативный разговор, дид/игры, беседа, объяснение воспитателя.

Материалы и оборудование: иллюстрации птиц, мяч, аудиозапись «Голоса птиц, проектор со слайдами.

Воспитатель: Как вы думаете, от кого эта телеграмма и кто нам принес весну?

Воспитатель: Конечно же, птицы. С началом весны возвращаются на Родину птицы, зимовавшие в теплых краях. Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно?

Показ 1 слада- весенняя лесная поляна.

Где мы с вами оказались? (ответы детей). На весенней лесной поляне.

А вы знаете, ребята какие птицы прилетают весной?(дети перечисляют перелетных птиц)

А давайте послушаем пение птиц и попробуем их разгадать!

Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю немного размяться и провести хороводную игру на смекалку.

Воспитатель: Сейчас вам предлагается найти и назвать на слайде лишнюю птицу и объяснить почему?

1 слайд (на проекторе выставлены картинки с изображением птиц: ласточка, грач, кукушка, соловей, гусь).

Воспитатель:- Какие птицы изображены на экране? (ответы детей). Назовите лишнюю птицу, как догадались?

2 слайд – (ласточка, грач, кукушка, соловей, ворона).

Воспитатель: Чем эта группа птиц отличается между собой?

3 слайд - (ласточка, грач, кукушка, соловей, орел).

Воспитатель: Что общего между ними и какие различия вы видите?

Воспитатель: А сейчас задание. Я начинаю предложение, а вы заканчиваете его по смыслу.

- Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).

- Осенью птицы улетают на юг, потому что….(холодно и нечем питаться)

- У цапли длинные ноги, потому что…(она ходит по болоту)

- У орла большое гнездо, потому что…(он большая птица)

- Все люди любят слушать соловья, потому что…(он красиво поет)

- Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда).

Воспитатель: я вам прочитаю стихотворение, вы слушайте внимательно. Вам надо сосчитать, сколько присутствует птиц в этих стихотворных строчках.

На столах у каждого лежат счетные палочки, чтобы легче считать. На каждую услышанную птицу, берем одну счетную палочку и откладываем в сторонку. Затем подводим итоги.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Раздель : Русский язык

Цель : Уточнить и закрепить представления детей о весне и ее признаках. Продолжать обогащать словарь детей согласно лексической теме, учить называть перелетных птиц на русском языке. Обобщать знания о перелетных птицах. Расширить и активизировать словарь детей по теме. Развивать слуховое внимание, устойчивость внимания, словесно-логическое мышление.

Воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к птицам, проявлять заботу о них :

Словарная работа: Птицы-құстар, дерево-ағаш, лес-орман, гнездо-ұя, грач, скворец, ласточка, жаворонок, кукушка, соловей.

Оборудование: слайд с изображением весеннего леса, аудиозапись с записями голосов птиц, слайд с изображением перелётных птиц, сюжетные картинки, геометрические фигуры.

Этапы деятельности

Действия педагога

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Круг радости.

Встанем все вместе в круг и скажем:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Очень рад вас видеть Я!

Ручки вверх .

Ручки в стороны

Все берутся за руки .

Раскачивают ручк .

Организационно-поисковый

-Какое сейчас время года?

-Какая погода весной?

- Весна - это замечательное и прекрасное время года, природа просыпается и оживает после долгого зимнего сна.

-Молодцы, ребята, получите фишки за хорошие ответы.

Мы сегодня все вместе отправимся путешествие по весенний лес (Дети идут друг за другом , подходят к стенду, где вывешена картина с изображением весеннего леса)

-Откройте глаза. Что вы услышали?

- Правильно слышны голоса и пение птиц.

-Наступила весна и всё вокруг ожило . Сегодня нас радует птичий щебет. Первые вестники весны – птицы .

- Слышите? Это птицы вернулись домой из теплых стран. Сидят они на веточках и рассказывают о своих путешествиях.

Дети сегодня наше занятие будет по с вящено птицам. Птицы -это прекрасное создание природы. Птицы –это наши друзья. Они украшение и защитники нашей природы. У птицы есть крылья , поэтому они могут летать на большие расстояния. Несмотря на свой маленький рост и вес, птицы поедают огромное количество вредных насекомых, защищают поля и леса от грызунов.

Ребята птицы делятся на зимующие и перелетные, летающие и не летающие, дикие и домашние. Почему их так разделяют потому что (зимующие – зимуют с нами, перелётные – улетают в теплые края, дикие – живут в природе, домашние рядом с человеком.)

– Сегодня мы с вами поговорим о перелётных птицах.

-Как вы думаете, почему их так называют?

Правильно, потому что они улетают в теплые края.

- Ребята , с приходом весны в наши края начинают прилетать птицы, которые зимовали на юге. Давайте познакомимся с ними и внимательно посмотрим на них , запомним как они выглядят, как их названия.

Слайд: О перелётных птицах.

-Вот мы познакомились с некоторыми перелётными птицами.

Вы должны отгадать, какая птица поет.

- Ребята, голоса каких птиц вы услышали?

Грач - каркает , қарға -қарқылдайды

Лебедь - трубит, аққу - сұңқылдайды

Журавль - курлычет, тырна - тыраулайды

Кукушка - кукукает, көкек - көкектейді

Ласточка - чирикает, қарлығаш - шықылдайды

Ребята птицы весной не только поют , но у них ещё появляются птенцы.

Давайте вспомним, как называются птенцы разных п тиц

Детки перепутались и не могут найти своих мам

Давайте поможем (раздаются карточки с изображением взрослой перелётней птицы.

Вот вы, какие молодцы.

Вы хорошо потрудились, теперь давайте отдохнем.

Птички прыгают, летают,

Птички весело поют.

Птички крошки собирают,

Птички зернышко клюют.

И на место сели.

Ну вот мы немного отдохнули, теперь я проверю внимательные вы, или нет.

- Ребята птиц нужно беречь. В птиц нельзя бросать камнями, стрелять из рогаток, разорять гнёзда.

Будьте осторожны с птичьими гнездами. Не подходите к ним близко, и тем более не берите в руки птенцов. Птицы боятся запаха человека и не возвращаются в гнездо. Птенцы без родителей погибают.

Перед работой разомнем пальчики.

Из скворечника торчат Соединяем большой палец с указательным
Клювы маленьких скворчат. Соединяем большой палец со среднем
Клювик раз, Соединяем большой палец с безымянным
клювик два, Соединяем большой палец с мизинцем
Лапки, лапки, Сжимают и разжимают кулачки
Голова. Рисуют в воздухе руками круг

Весной у птиц много забот , а самая главная, какая?

-Весной птицы вьют гнезда , которые служат им для высиживания птенцов

-Как называются домики у птиц ?

- Люди помогают птицам, когда кормят их. А еще люди помогают птицам, когда строят для них домики и вывешивают на деревьях. Это очень полезное дело
Давайте выложим скворечник из геометрических фигур

-Предлагаю каждому из вас построить скворечник и сделать кормушку, а затем разместить их на дереве у дома и любоваться птицами.

-Ребята давайте подумаем, что произойдет, если у нас не будет птиц? (Будет много насекомых, и они поедят весь наш урожай, прогрызут кору деревьев и тогда деревья могут засохнуть)

-Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора нам , ребята возвращаться в школу.

Теперь я уверена, что вы все всегда будете помогать братьям нашим меньшим-птицам. Подкармливать надо их не только зимой но и в другое время года, а так же с родителя ми делать им скворечники, чтобы птицам было где высиживать своих птенцов. А птицы подарят нам свои прекрасные песни и будут защищать наши деревья от вредных насекомых.

С вами на свете приятнее жить, будем же с птицами , люди, дружить!

Ребята, наш урок подошел к концу. Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением, которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение.)

Автор: Вицкова Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ "Детский сад "Золотая рыбка" Астраханской области Черноярского района.
Данное мероприятие будет полезно для воспитателей, при проведении непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.
Цель: Знакомство детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие у детей познавательных интересов.
Программное содержание: Формировать представление о перелетных птицах с характерными особенностями внешнего вида, образа жизни. Расширять представления о том, как люди заботятся о перелётных птицах. Закрепить знания о зимующих птицах. Развивать речь детей, мышление, внимание. Обогащать словарный запас у детей: скворечник, перелётная, птенцы, скворчонок, грачонок. Воспитывать интерес к окружающей природе.
Предварительная работа: наблюдения за зимующими птицами, рассматривание альбомов и журналов с изображением перелетных птиц.
Оборудование: иллюстрации с изображением птиц (скворец, ласточка,грач ) и их гнезд, аудиозапись с голосами птиц.


Цель: формирование представлений детей называть птенцов перелетных птиц в Р.п. мн. числа
Журавли – журавлят
Грачи – грачат
Скворцы - скворчат…
Гуси -…гусят
Утки -…утят
Грачи -…грачат
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, для чего птицам гнезда?
Дети. Чтобы в гнездах спать, выводить птенцов.
Воспитатель. Молодцы, правильно. Дети, назовите перелетных птиц?
(Ответы детей)
Воробей. Молодцы, ребята. А за то, что вы хорошо работали, я хочу подарить вам раскраски с изображением перелетных птиц.

Лексическая тема

Цапля ходит по воде
Цапля ходит по воде
И мечтает о еде.
Ноги выше поднимай
Ты, как цапля, не зевай! (Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую.)
Чтоб поймать еду в водице,
Надо цапле наклониться.
Ну-ка тоже наклонись,
До носочка дотянись. (Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.)

Пальчиковая гимнастика

Перелетные птицы

Птицы в небе тают, тают

Птицы к югу улетают.

Все растаяли вдали

Аист, цапли, журавли

Машем руками

Загибать по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы

Дыхательная гимнастика

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие мимических мышц.

Осенью вы прощались с птицами, (Грустно). Изобразить голодных птиц в морозный день. Передать эмоциональное состояние, вы сочувствуете птицам, жалеете их. Грустное, жалостливое лицо). Скворец попался в лапы кошке. (Страх) Птицы вернулись из теплых стран. (Радость)

Рассказ о птицах

В природе существует большое разнообразии птиц . Где бы вы ни гуляли – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду вы встретите птиц . Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются , то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там , где растут новые. Птицы живут в гнёздах . Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать .

Расскажите детям о перелетных птицах.

Перелетные птицы - это те птицы, которые поздней осенью и зимой не находят для себя корма и улетают в теплые края, где много корма.

Улетают от нас насекомоядные, болотные и водоплавающие птицы. А почему?

Скворец, грач, кукушка и другие насекомоядные птицы питаются насекомыми. Осенью насекомые прячутся в кору деревьев, зарываются в землю, находят укромные местечки и там зимуют. Птицы не могут отыскать насекомых, им становятся голодно, холодно; они улетают.

Болотные и водоплавающие птицы питаются мелкими рыбками, лягушками, водными насекомыми. Осенью холодно - лягушки и водные насекомые впадают в спячку. Зимой вода превращается в лед - до рыбешек птицам не добраться.

Побеседовать о том, какую пользу приносят перелётные птицы.

Существительные: ласточки, грачи, скворцы, гуси, утки, журавли, лебеди, дрозды, жаворонки, чижи, стрижи, перо, крылья, клюв, голова, тело, лапы, глаза

Назвать и показать части тела птицы:

- Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечать полным предложением. У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапки. У птиц есть хвост. У птиц есть клюв.

У птиц есть шея. Тело птиц покрыто перьями.

Назвать перелетных птиц: лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, иволга, жаворонок, утка, цапля, ласточка, гусь, дрозд, чиж, стриж.

У человека квартира, а у птицы … гнездо.

У зверей шерсть, а у птицы … перья.

У человека нос, а у птицы … клюв.

У человека руки, а у птицы … крылья.

У человека ноги, а у птицы … лапки.

У человека ребенок, а у птицы … птенец.

грач – грачонок – грачата

аист - аистёнок - аистята

журавль - журавлёнок - журавлята

кукушка - кукушонок - кукушата

скворец - скворчонок - скворчата

утка — утенок - утята

гусь - гусёнок - гусята

- У птиц есть крылья. А как про крылья скажем ласково?

крыло – крылышко крылья – крылышки птенец – птенчик

перо – перышко голова – головка шея – шейка

ноги – ножки лапы – лапки клюв – клювик

глаз – глазик глаза – глазки, птенец – птенчик

хвост – хвостик гнездо – гнездышко кукушка – кукушечка

он грач – они грачи - много грачей

он стриж – они … - много …

он аист – они … - много аистов

он скворец они… - много…

она ласточка – они ласточки - много …ласточек

она кукушка – они … - много …кукушек

лебедь – нет лебедя скворечник — … птица — … грач — … журавль — … соловей — … перо – … аист — … клюв — …

Одна ласточка, две ласточки, пять ласточек.

Один соловей — два соловья — пять соловьев

одна кукушка — две кукушки — пять кукушек

один скворец – два скворца – пять скворцов

(аист, грач, журавль)

На дереве гнездо, а на деревьях . (гнезда).

На ветке сук, а на ветках .

В гнезде птенец, а в гнездах — .

На дворе дерево, а в лесу — .

- Послушайте предложения. Расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

Птенцы высиживают яйца. Тело птицы покрыто шерстью.

Из яиц птиц вылупились крокодильчики. Птенцы строят гнезда. Дети сделали для аистов скворечники. Скворец живет в будке.

Развитие логического мышления: Ласточки улетают на юг раньше, чем журавли. Какие птицы улетают первыми? Какие – вторыми? Кто за кем?

Прилагательные: перелетная, длинношеий, длинноногий, красноклювый, короткоклювый.

Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)

Аист какой?-…(белый, большой, красивый)

Грач какой?-…(чёрный, крупный)

Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)

Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)

Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)

Соловей какой?-…(маленький, голосистый)

Перелётные птицы питаются (чем?) насекомыми (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами), червяками, ягодами;

Журавли, цапли, аисты питаются (чем?) лягушками, рыбой.

Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у цапли длинные ноги, то она – (длинноногая).

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у аиста красный клюв – (красноклювый)

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

Если у ласточки длинный хвост. Она. (длиннохвостая)

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

Если у гуся длинная шея. Значит, какой гусь? (длинношеей.)

Если у утки плоский клюв. Она какая? (Плоскоклювая)

Если у утки лапы с перепонками. Значит они. (перепончатые)

У журавля – журавлиные У гуся - …

У грача - … У соловья - …

У цапли впереди хвост.
У грача сзади клюв.
У ласточки вверху лапы.

У кукушки внизу крылья.
У утки сбоку хвост.

Закончи предложение словами (длинноногий журавль)
В поле я увидел . (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за . (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный . (длинноногий журавль). Я хотел подойти к . (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе . (длинноногий журавль). Я рассказал маме о . (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать . (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к . (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за . (длинноногим журавлем).

Глаголы: лететь, нырять, клевать, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть.

Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).

Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).

Одна птица, а много… (птиц). Один птенец, а много (птенцов).

Одно гнездо, а много (гнёзд). Один грач, а много…(грачей).

Один лебедь, а много…(лебедей). Одна утка, а много…(уток).

Один жаворонок, а много… (жаворонков). Один гусь, а много…(гусей).

Один скворец, а много… (скворцов).

(Одна ласточка, один соловей, один журавль, один аист, одна кукушка, одна стая, одно крыло).

Птица улетает, а птицы . (улетаЮТ)

(вылетает, залетает, прилетает, летает, клюёт, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьёт гнездо, поёт)

Ворона, воробей, ласточка, голубь

Скворец, грач, голубь, аист

Индюк, лебедь, петух, гусь.

Кукушка, соловей, грач, курица.

Поиграйте в такую игру: птичка к гнезду (что сделала?) …подлетела.

Птичка из гнезда (что сделала?) …улетела; вылетела.

Птичка в гнездо (что сделала?)…залетела; влетела; прилетела.

Правила игры: воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.

Взрослый называет птицу, а ребёнок говорит, какая она – перелётная или зимующая: воробей, ласточка, голубь, снегирь, аист, соловей, дятел, скворец, грач, глухарь, ворона, журавль, лебедь, кукушка, синица, утка

Образец: Улетело 2 ласточки, а потом еще 5 ласточек.

Улетел 1 лебедь, а потом еще 5 лебедей.

2 слога: чай-ка, ут-ка, а-ист, ле-бедь; 3 слога: ку-куш-ка, лас-точ-ка)

Прослушай текст. Ответь на вопросы.

Улетают журавли (И. С. Соколов—Микитов)

В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Готовясь в далекий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние, теплые страны.

Через леса, через поля, через шумные города высоко летели журавли.

Высоко в небе летели журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!

• Куда и когда улетают журавли?
• Когда журавли прилетают обратно?
• Где летят журавли?

Составление описательного рассказа по мнемотаблице:
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач)

Кто на ёлке, на суку

Детки домик смастерили
И на дерево прибили.
Поселился в нем певец.
Как зовут его? . (Скворец)

Хвостик - тонкие косицы,
Предсказать погоду может, -
Вам знакома эта птица. ( Ласточка )

В небе осенью курлычут,
За собою в небо кличут.
Долго манят нас вдали.
Кто скажите? . (Журавли)

Раньше всех из птиц встаёт,
Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют? (Жаворонок)

Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)

Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь? - ..(Утка)

Пушистый матросик,
Лопаточкой носик.
На ножках коротеньких -
Красные ботинки. (Утенок)

В ледяной воде болота
Целый вечер бродит кто-то,
И не холодно ни капли
Долговязой грустной … (Цапле)

. Игра "Закрась и назови". Различать насекомоядных, болотных и водоплавающих птиц.
Рассмотрите и назовите птиц. Закрасьте кружки цветными карандашами: возле насекомоядных птиц - зеленым цветом, возле водоплавающих - синим, возле болотных - желтым цветом.

Читайте также: