Птицы конспект 4 класс

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Гаврилова Людмила Алексеевна
Место работы: МОУ СОШ №7 имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, город Тутаев, Ярославская область
Описание: классный час предназначен для обучающихся начальной школы.
Цель:
углубление знаний школьников о природе, птицах, писателях, которые писали о природе
Задачи:
- способствовать воспитанию бережного отношения и любви к родной природе, птицам;
- формировать у детей любознательность, наблюдательность, чувство прекрасного;
- развивать их сообразительность, память. творческую активность

Организационный момент
Есть одна планета -сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
(Слушают запись голосов птиц).
Определение темы
- Ребята, что вы услышали?(Голоса птиц)
- Сегодня мы будем говорить о них. Как вы думаете почему? (1 апреля- Международный день птиц)
- Птиц на земле много и все они разные. Их насчитывают приблизительно 9 тысяч видов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляет природу, вселяют в нас бодрость и радость.
Игра "Подскажи словечко. Знаетели вы, что. "
- Я читаю загадки, которые написаны в стихах. А вы, ребята, должны сказать слово ответ-хором, оно является последним словом в загадке.
- Трещала с самого утра
"Пор-р-ра!Пор-р-ра" А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит . (сорока)



Знаете ли вы, что о необычной находке рассказали местным орнитологам жители дачного поселка Петяшино, находящегося в 125 км от Красноярска. Они обнаружили вблизи своих домов сорочьи гнезда, сделанные из отходов цветных металлов. птицы, привыкшие сооружать свои жилища из всего яркого и упругого, на этот раз сделали гнезда из алюминиевой и медной проволоки, алюминиевых вилок и ложек.
- Зимой на ветках - яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнут яблоки,
Ведь это. (снегири)



Знаете ли вы, что красногрудые самцы по-рыцарски учтивы: как бы ни были голодны, всегда уступят лучшие гроздья рябины своим подружкам.
- В своей короне красной
Он ходит, как король.
Его ты ежечасно
Выслушивать изволь:
Я тут! Я на чеку-у-у!
Я всех вас допеку-у-у!
Уснули дети. Свет потух.
Молчи, горластенький. (петух)
Знаете ли вы, что1997 году в городе Петушки, Владимирской области был создан уникальный, единственный в России художественный Музей "Петуха". Музей выполнен в виде сказочной деревеньки со своими улицами и переулками,веселым курятником.



Знаете ли вы, что Жако - это лучший "говорун" среди попугаев. В домашних условиях Жако живут от 80 до 110 лет.
Беседа о творчестве В.В. Бианки
-Наши верные пернатые друзья источник вдохновения и для писателей.
- Ребята в этом году 121 год со дня рождения известного русского писателя Виталия Валентиновича Бианки.
- Мы знакомимся с его творчеством на уроках литературного чтения.
- Какие произведения В. Бианки вам запомнились и почему?




Вывод
- Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок. Данный урок способствует формированию у детей представления о птицах,как о части животного мира,учит выявлять признаки данного вида животных.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

2021 -2022 учебный год

Сформировать представление о птицах, ознакомить с особенностями строения и образом жизни птиц, и их приспособлениями к полёту.

Сформировать у детей представление о птицах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных.

Учить добывать информацию из иллюстраций, текста; использовать жизненный опыт; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать семью к проблеме помощи животным; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу.

Организационный момент:

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать ваша любознательность.

Повторение изученного

Давайте вспомним сколько времен года (4)

Назовите все времена года. (Зима, весна, лето, осень)

Ребята, а какое сейчас время года? (Весна)

Назовите весенние месяцы. (март, апрель, май)

Давайте вспомним какие изменения в природе происходят весной. (становится теплее, птицы возвращаются с юга, на деревьях набухают почки, всё кругом тает, капает с крыш и т.д ).

Задание: на карточках отметить времена года. Синий – зима, зеленый – весна, красный – лето, желтый – осень.

Молодцы, все справились с заданием.

Формулирование темы и постановка задач урока.

- Определить тему нашего занятия вы сможете, отгадав загадку:

Снится ночью пауку

Чудо- юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это … (птица)

А кто из вас задавал себе вопрос – кто такие птицы? Чтобы лучше узнать и понять их, мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) (А. Барто)

Изучение нового материала

Посмотрите, как много птиц. Некоторые из них улетают в теплые края, но и многие птицы остаются зимовать с нами.

(Рассматриваем плакаты и называем птиц)

Посмотрите, у всех птиц есть один отличительный признак от других представителей живого мира. Подумайте и назовите его, а я вам помогу.

Птицы умеют летать. Но летают и летучие мыши, а есть и летучие рыбы, летают бабочки и жуки, и другие насекомые.

Птицы умеют петь. Но и мы умеем петь.

Птицы вьют гнезда. Но и осы строят себе гнезда, а они не птицы.

Птицы несут яйца. Но яйца откладывают черепахи и крокодилы.

Так чем же отличаются птицы от других животных?

Я вам приготовила задание – пазлы. Соберите хорошо знакомых вам птиц и назовите их.

(Разрезные картинки на магнитах: голубь, синица, ласточка, сорока, дятел, грач, воробей, снегирь. Дети собирают картинки птиц на доске и называют их).

Посмотрите, ребята, все птицы разные, но они похожи по своему строению. Чем покрыто тело птиц? (Перьями) А у других животных есть перья? (нет)

Так вот это и есть главное отличие птиц от других животных – их тело покрыто перьями. Вот поэтому их и называют пернатыми.

Работа с учебником. Стр. 40. Читаем текст в учебнике и подтверждаем свои выводы.

Посмотрите на рисунок на стр. 41. (На доску вывешивается изображение голубя с подписанными частями тела)

Покажите, где у птицы крылья, хвост, клюв, голова, лапы.

А теперь потренируемся в определении частей тела у наших знакомых птичек. Отгадайте загадку и расскажите об этой птичке.

Чик-чирик!
За зернышком прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)

Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной? На меня он не глядит,
все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синичка)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

Все стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока
Вороватая … (Сорока)

(Дети показывают части тела у птиц, которых собрали из разрезных картинок)

Рассматриваем иллюстрации на стр. 41 Назовите этих птиц. (лебедь, курица, снегирь).

Расскажите, где живут эти птицы.

А чем птицы различаются? (Размер, среда обитания, способ питания)

Птицы бывают водоплавающие, домашние, лесные, полевые, городские, зимующие и перелетные.

Когда приближается зима, птицам трудно добывать себе корм и мы должны позаботиться о них.

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. (А. Яшин)

Ребята, давайте подведем итог. Всему, что мы сегодня узнали.

Чем птицы отличаются от других животных? (тело покрыто перьями)

Назовите части тела птиц.

Чем птицы отличаются друг от друга? (Размер, длина шеи, окраска и др.)

Самоанализ урока.

Учитель: Броневская М.Н

Цель: Сформировать представление о птицах, ознакомить с особенностями строения и образом жизни птиц, и их приспособлениями к полёту.

• Сформировать у детей представление о птицах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных.

• Учить добывать информацию из иллюстраций, текста; использовать жизненный опыт; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.

• Воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать семью к проблеме помощи животным; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу.

Тип урока: комбинированный урок.

Проведенный урок включал в себя 5 этапов: организационный момент, введение в тему, знакомство с новым материалом, закрепление пройденного материала, итог урока. Основными этапами были закрепление пройденного материала и знакомство с новым материалом.

При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: воспитывающая и развивающая направленность обучения, научность и доступность, систематичность и последовательность, связь обучения с жизнью, принцип коррекции в обучении, принцип наглядности, сознательность и активность учащихся, индивидуальный и дифференцированный подходы.

Чтобы достичь цели урока, я подобрала следующее содержание: вопросы, загадки, стихотворения, наглядные средства, показ. Материал урока оказался легким, интересным, познавательным, доступным для учащихся.

На уроке я использовала следующие методы обучения: беседа, упражнение, наблюдение, объяснение, демонстрация, практическая работа. Задания были ориентированы на развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, зрения, моторики, координации движений. Руководство учителя при выполнении заданий было инструктирующим, потому что ученики применяли практический метод выполнения задания. Мне удалось уложиться по времени. Мне было легко вести урок, ученики активно и с интересом включались в работу. Меня порадовали их успехи.

Цель урока можно считать достигнутой. В целом урок можно считать успешным.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное учреждение

Основная общеобразовательная школа п. Синда

учитель начальных классов

Беркут Татьяна Витальевна

Классный час по теме:

hello_html_573301fb.jpg

Цель: создание условий для обобщения знаний о зимующих птицах.

Межпредметные задачи: способствовать формированию универсальных учебных действий:

Регулятивных – умение управлять своей деятельностью, контролировать и корректировать её, проявлять инициативу и самостоятельность;

Познавательных:

- познакомить учащихся с различными зимующими птицами и их отличительных признаками;

- формировать умение различать птиц по внешнему виду;

Коммуникативных – умение интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие, готовность слушать собеседника, излагать своё мнение.

Личностные УУД: работать с текстами, учить проявлять заботу о пернатых друзьях.

Оборудование: презентация, картинки с изображением птиц, разрезные картинки с изображение птиц, карточки с индивидуальными заданиями для детей, запись голосов птиц, снежинки белого и синего цвета.

1. Организационный момент.

Учитель читает стихотворение С.Есенина

– Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

– Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы можем увидеть необыкновенные “цветы”. Как вы думаете, что это за “цветы”? (Это птицы зимнего леса)

2. Значение птиц в природе.

– Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Являются санитарами леса и поедают вредных насекомых. Сохраняют цепи питания. Создают красоту в природе.)

– Много ли птиц можно увидеть зимой?

– Что является причиной их малочисленности?

– Почему они улетели в тёплые страны?

Чудесные создания.
Они летают и поют, землю свято берегут.
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Что случится, что случится,
Если птицы пропадут?

Букашки, жучки, червячки
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки.
Вот что будет, если птицы все исчезнут – пропадут!

И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик-чирика воробья.
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете!

3. Многообразие зимующих птиц.

– Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. –

Многие птицы на юг улетают,

Многие зиму у нас коротают.

Синица, ворона, голубь, снегирь и воробей

Ну-ка, ребята, вспомни скорей

Как называются птицы все эти! (зимующие)

15 января мы отмечаем день зимующих птиц России.

Игра “Узнай птицу” (по мере определения птиц, на слайдах появляются изображения птиц, и дети могут услышать голос этой птицы).

Воробей . Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору сидят, плотно прижавшись друг к другу.

hello_html_5567809b.jpg

Синица . Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко – желтое.

hello_html_m43b44341.jpg

Дятел. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый.

hello_html_4b47b3b4.jpg

Клест . Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

hello_html_16a2fc04.jpg

Сорока . Голова, крылья, хвост этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.

hello_html_m138b78f5.jpg

Ворона . У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий и большой. Голова, шея, крылья – черные, а остальное тело – серое.

hello_html_m210f0c9c.jpg

Каждый раз дети рассматривают птичку, а учитель дополняет их знания:

Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой лапке стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно прихорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.

Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые коготки.

В наших лесах чаще всего встречается большой пестрый дятел . Он украшение нашего леса. Дятел - труженик. Расклюет дятел в своей “кузнице” шишку и летит за новой. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом.

Клестов называют “северными попугайчиками”. Такое прозвище они получили за то, что подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя часть изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки, и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими коготками, достают из нее семена. Если шишка падает на снег, клест не опускается за ней, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса. Клесты – единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже в лютые холода.

Сорока ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяются на зиму ближе к жилью людей.

Мы выходим на крыльцо,

Ветер дует нам в лицо,

На дворе стоит мороз,

Мерзнут щеки, мерзнет нос.

И ты руками помаши.

Птички с ветки улетели

И мы за парты тихо сели.

Далее проводится игра “Кто прилетит в кормушку?”

Детям предлагаются настоящая кормушка. Из предложенного многообразия птиц дети должны выбрать только зимующих птиц и посадить их в кормушку.

4. Значение природных условий для жизни зимующих птиц.

– Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?

– Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы, легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

5. Кормушки, их виды.

– Что за стол среди берез под открытым небом?

Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом? (Кормушка)

– Многие из ребят изготовили кормушки. Давайте их рассмотрим. Проводится “парад кормушек”. Рассматривая каждую кормушку, ведется обсуждение удобная она для птиц или нет.

– Кормушки надо развешивать в спокойных для птиц местах и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой.

Для того чтобы правильно вести наблюдение за птицами нужно знать правила наблюдения:

Определите всех птиц на кормушке и подсчитайте количество птиц каждого вида.

Выясните, какие птицы, какой корм поедают.

Выясните, каковы взаимоотношения птиц на кормушке.

6. Корма для птиц.

– А какой корм можно положить в кормушку мы узнаем из инсценировки, которую приготовили ребята.

Инсценировка “Разговор птиц у кормушки”

Клест : Хорошо зимой в лесу! Хорошо! Можно и птенцов выводить!

Ученик : Это что за чудак радуется суровой зиме?

Клест : Это мы клесты говорим. Ведь питаемся мы семенами хвойных деревьев. А поспевают они зимой.

Ученик : Как же достать семена эти?

Клест : На то и клюв у нас видите, какой интересный. Мы и птенцов выкармливаем измельченными семенами ели и сосны.

Сойка : Запасы кормов надо делать заранее, как поступаем мы сойки. А не надеяться на теплую зиму и урожай семян или ягод. Множество мелких кладовок устраиваем мы.

Ученик : Поучиться нам надо у соек. Вот хорошие хозяюшки!

Синичка-гаичка : И мы, и мы синички-гаички, и поползни делаем небольшие запасы под корой и в щелях деревьев. Эти кладовые не заносит снегом, и она зачастую спасают нас, когда снег и лед одновременно закроют доступ к другим кормам.

Большая синица : А мы большие синицы лакомимся семенами арбуза и тыквы, подсолнечника и конопли. Не прочь полакомиться и кусочком сала.

Щегол : Для нас щеглов, оставляйте сухой репейник, не ломайте его. И мы порадуем вас своим щегольским нарядом.

Ученик : Зимой больше всего беспокойно за птиц – за наших пернатых друзей. Как холодно в воздухе им! Поможем ли мы беззащитным таким? Поможем! Их надо кормить и тогда им будет легко пережить холода.

– Для птиц, которые прилетают к вам на кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью.

Семена подсолнечника, дыни и тыквы едят почти все птицы. Пшено и просо – любимая еда воробьев и овсянок. Семена репейника, крапивы, конского щавеля, лебеды охотно едят все зерновые птицы. Собирают семена в августе-сентябре, пока они еще не осыпались. Для заготовки семян срезают все растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать ее лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно класть в кормушку. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.

Знакомство детей с памяткой “Главные правила при подкормке птиц”

1. Нельзя кормить птиц солеными продуктами и ржаным хлебом . Это смертельно опасно для них!

2. Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!

3. Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц.

4. Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но никак не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)!

5. По возможности корм должен быть защищен от непогоды !

6. Кормушку необходимо регулярно чистить !

– Ребята, вы запомнили какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим.

Игра “Чей это корм?” (С завязанными глазами ребенок должен определить корм на ощупь и назвать, кто им питается.)

hello_html_302d938f.jpg

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна.

Игра “Составь картинку”. Дети делятся на группы и из разрезанных частей составляют картинку, на которой изображена какая-то зимующая птица. Далее дети должны рассказать все, что они запомнили об этой птице.

- Наше путешествие подходит к концу. И прежде чем мы вернёмся, ответьте на мой вопрос: почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека?

- Очень часто птицы голодают. Особенно им трудно во время метели, снегопада, сильного мороза.

- Ребята, что мы можем сделать, чтобы помочь птицам?

- Когда птицы сыты, то даже среди зимы могут петь песни.

Думаю, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, а главное, я думаю, что вы усвоили, птицы – наши маленькие друзья, и мы, как старшие – должны их беречь и охранять. Закончить хочу стихами.

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать

Не зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей

Ворона ,галка ,воробей…

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенья птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют. Чирикая:

Рефлексия: Вы молодцы! Хорошо потрудились. А понравилось ли вам наше путешествие, мы определим по вашим снежинкам: если понравилось, то покажите белую снежинку, а если нет, то синюю. На память оставьте снежинки. Спасибо за работу!

Задачи: Воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Пропаганда природоохранной деятельности.

Раскрытие творческих способностей и развитие личностных качеств учащихся.

Оборудование. Голоса птиц в грамзаписи.

Фотографии птиц, маски птиц, кормушки. Электронное приложение.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас с весенним праздником - Днем птиц!

Трудно представить себе весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев. Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернатым друзьям. Пусть эта встреча откроет для каждого что-то новое и интересное. Пусть крепче станет дружба между людьми и птицами! Итак, мы начинаем игру.

Учитель. Кажется , к нам гости!

Сцена оформлена в виде лесной полянки. Слышен шум вьюги. На сцене появляется, и в страхе оглядываясь назад "ворона".
Ворона. Карррр, карррр… Хулиганы! Ох и тяжко нам. воронам, живется. Всех опасаться приходится, особенно ребятишек. Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди искалечат.
Появляется "синица"
Синица. Здравствуйте, тетушка ворона! А я слышу, кто-то здесь разговаривает. Дай, думаю посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете?
Ворона. Каррр, еле ноги сейчас унесла. Все еще отдышаться не могу. Хулиганы! ( ворона грозит "крылом") сидела на заборе думала чем бы поживиться, а ребята снежками в меня снежками

Синица (вздыхает). Да и нам, синицам, зимой не легче живется. Все летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз целый день так и ничего и не найдешь, голодной засыпаешь. А вы знаете, тетушка Ворона, что из 10 синиц за зиму выживает только 9… Бедные мои синички!

Ворона. Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался. Говорил, что не знает. Как пережить зиму.

Синица. А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что этой зимой птицам легче будет. Говорит, что есть школьники, которые по всей деревне кормушки развесили. А в них разный корм: семечки, хлебные крошки, сало…

Ворона. Что это еще за кормушки?

Синица. Да вон, видишь (показывает "крылом" в зал). У многих ребят в руках кормушки.

Ворона. Кар- р-р-р! И в самом деле! Я в прошлом году такую же кормушку видела у одного дома. Летала я как-то по деревне. Три дня ничего не ела, Села на ветку, сил нет. Ну, думаю, конец мне пришел. Глядь, а на дереве висит вот такая же кормушка. Заглянула я в нее, а там семечки…
Так я и выжила в ту зиму.

Синица. И мне той зимой плохо было. А иногда подлетишь к кормушке, а там ничего нет, забыли ребята корм насыпать. Так и остаешься голодной.
Ворона. Как ты думаешь, сорока про кормушки правду сказала?

Синица. Не знаю, сороке верить трудно, она вечно разносит всякие небылицы по лесу. Сколько бы птиц ребята от голодной смерти спасли.
Синица. Тетушка Ворона, а давай попросим ребят, чтобы они все таки кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда никакая зима нам птицам не будет страшна.

Учитель. Как вы считаете, ребята, надо помогать птицам?

А вы ждёте весной прилёта птиц? Почему?

Мы вставали ночью даже,

Из окна смотрели в сад.

Ну когда же, ну когда же

Гости наши прилетят?

Ну когда же звонкой стаей

Защебечут у окна?

Может быть, они не знают,

Что вернулась к нам весна?!

Что скворечник ждёт их новый,

Что проснулись луг и сад…

Всех гостей встречать готовы.

Что же гости не летят?

А сегодня поглядели –

На ольхе сидит скворец.

Учитель. Вы хотите поиграть? Представление членов жюри – родителей, которые будут отмечать активных участников игры. Игра включает в себя пять конкурсов, участвовать в которых могут все желающие. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон – зёрнышко.

1.Какие птицы прилетают с юга первыми? (Грачи.)

Учитель. Светлое пятно над клювом – примета взрослого грача. Птица много работает своим клювом, добывая из почвы личинок насекомых и червей. При этом мелкие чёрные пёрышки вокруг клюва стираются и он белеет.

Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла.) Дятел живет в дупле, которое выдалбливает себе сам. В пору сокодвижения дятлы любят полакомиться кленовым, берёзовым или осиновым напитком. Своим крепким клювом он побивает отверстия в древесине, а затем засовывает туда свой длинный гибкий язык, покрытый клейкой слюной. Конец языка покрыт мелкими зубчиками. Наколов языком насекомое, дятел втягивает его в рот.

Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? ( Тетерева, рябчики.)

Учитель. Давайте послушаем, о чём дятел говорит с тетеревом.

- Здравствуй, тетерев! Со вчерашнего дня не виделись. Где летал, где спал?

- Летал я над, спал под.

- Что это за ребус такой: то над, то под?

- Это не ребус, а снег. Летал над снегом, спал под снегом.

- Ишь какая у тебя жизнь развесёлая. А я. Горемыка, всё в да в. летаю в лесу, прыгаю в ёлках, ночую в дупле. Скучно!

Учитель. А вот и неправда, скучать дятлу не приходится. Целый день работает дятел, спасая деревья от вредителей. Он лечит и наши сады. Понаблюдайте за этой красивой и неутомимой птицей.

Кто летает выше всех? (Орел.) Орёл может летать на высоте до 4000 метров со скоростью 160 км\час

Какую птицу называют лесной кошкой? (Сову. Охотится ночью.)

Учитель. Неужели к нам летит сова? А кто это рядом с ней, волк? Давайте послушаем, о чём они говорят.

- Мы, сова, с тобой похожи: ты серая, и я серый, у тебя когти, и я хищник. Почему же встречают нас люди по-разному? Тебя хвалят-расхваливают, меня клянут-проклинают.

- А ты, волк, что ешь-то?

- Да всё больше жирных барашков, да козлят, да телят…

- Ну вот видишь! А я всё мышей вредных. Похожи мы с тобой по одёжке, да разные по делам!

Учитель. Что правда, то правда. Благодаря своему отличному зрению в самую тёмную ночь сова видит на земле притаившуюся мышку. Днём сова тоже видит, но охотится только ночью. У неё и замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползёт жук или как под снегом бегают мыши. Одна сова съедает в год до тысячи грызунов.

Мудрейшая птица на свете – сова.

Но очень скупа на слова.

Чем больше услышит,

Тем меньше болтает.

Ах, этого многим из нас не хватает!

Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус.)

Учитель. Высота страуса 2,5 м, масса до 135 кг. Страус не умеет летать, зато он отличный бегун. В случае опасности он развивает скорость до 70 км\час.

Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты.)

Учитель. Клесты могут выводить птенцов в лютый мороз. Клесты кормят своих птенцов семенами из еловых и сосновых шишек, поэтому корма птицам хватает и зимой, и летом.

Какая птица любит нырять в прорубь? (Оляпка.)

- Ой-ой, оляпка, никак купаться в полынье вздумал?

- И плавать, и нырять!

- А не замёрзнешь?

- У меня перо тёплое!

- У меня перо водоотталкивающее!

- А проголодаешься после купания?

- А я для того и ныряю, чтоб водяным жучком закусить!

Учитель. Такую интересную птичку можно встретить в наших северных лесах. Живёт она на чистых, незагрязнённых ручьях и речках. Это небольшая, очень подвижная птичка с белой грудкой и длинными тонкими ножками, крепкими коготками. Она шустро бегает по мелким береговым камешкам и, взмахнув короткими крыльями. Над самой водой перелетает с камня на камень. На ваших глазах она вдруг исчезает под быстро текущею водою. Хорошо видно, как, загребая крылышками. Оляпка бежит по дну прозрачного ручья. Пробежав некоторое расстояние, она вылетает из воды и, усевшись на камень, вновь начинает петь свою весёлую песенку.


Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек.)

Учитель. Королёк в пять раз легче воробья. Гнездо строит на кончике одной из веток на самой макушке ели. Яйца королька размером с горошину. Своих птенцов королёк кормит самыми мелкими насекомыми, добывая их из щелей коры деревьев. Королёк за год поедает от 8 до 10 млн вредных насекомых.

Какая птица строит своё гнездо на земле? (Жаворонок) Гнездо жаворонка несложно: это ямка, выстланная соломинками и травинками. После пения жаворонок никогда не спускается на землю у самого гнезда. Он опустится не ближе 15-20 метров от своего гнезда, а потом уже, спрятавшись в траве, быстро перебегает это расстояние и подходит к гнезду. Жаворонок поедает на поле мелких насекомых и семена сорняков.

Учитель. Прилетели перелетные птицы. Принялись за свои трудовые дела: поправляют старые гнёзда, чистят скворечники. Весной птицы откладывают яйца, высиживают птенцов. Послушайте разговор между мухоловкой и кукушкой.

- Что же ты плачешь, Мухоловочка? Бедненькая!

- Как же мне, Кукушечка, на плакать. Было у меня в гнезде пять яичек, осталось четыре. Сойка одно яичко утащила!

- Ах, душегубка! Ах, негодница! Не плачь, Мухоловочка, я помогу твоему горю. Я тебе своё яичко положу.

- Нет, нет, нет! Прошлое лето одна кукушка помогла вот так мне, так я всех своих деток лишилась. Вылупился кукушонок-злодей и всех моих деток из гнезда выкинул! Знаю я тебя, помощницу. Пролетай, пролетай!


Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка.)

Учитель. Кукушка подкладывает свои яйца в гнёзда других птиц, выбирая по форме и окраске яйца, похожие на свои. Через 12 дней насиживания вылупляется кукушонок. В течение первых пяти дней (до появления в коже зачатков перьев) у кукушонка действует инстинкт выбрасывания. Всё, что касается его голой спины, он выталкивает из гнезда. Кукушка питается насекомыми, поедая, в частности множество волосатых гусениц, которых избегают другие птицы. Этим она приносит большую пользу. За лето она поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. А вот своих детей кукушка выкормить не может, так как слишком тяжёлая пища эти гусеницы для нежного горлышка птенца. Вот и подкладывает она свои яйца в чужие гнёзда, тем самым спасая своих детей.

Слушание голоса соловья.

Учитель. Питаются соловьи только насекомыми, поэтому на зиму улетают, а возвращаются, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Гнёзда соловьи вьют в кустах. Поют только самцы по вечерам и ночам, пока самка высиживает и растит птенцов. Во второй половине июня молодые соловьи покидают гнездо, а соловей перестаёт петь. Всю остальную часть лета соловьи ведут тихую. Скрытую жизнь и не поют. На всём свете нет никакой птички, которая бы пела лучше соловья.

Малиновка. Малиновка - боевая птичка. Стоит ненароком горластой вороне к её гнезду прилететь, разом преобразится малая птаха и кинется на незваную гостью. А когда прогонит, снова запоёт.

Описание птиц читают дети.

«Посмотри, какая красавица! А размером со скворца или чуть побольше. Очень скрытная и осторожная птица. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть, удаётся не всегда. Песня у неё красивая – короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили. (Иволга)


«Сидя на сучке дерева, трепеща чёрными крылышками, птица распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни. Каких только звуков не услышишь в её песне! Эта птица умело подражает голосам многих птиц. А труженица какая! 198 раз в сутки прилетает к гнезду. Рабочий день птицы длится 17 часов. (Скворец)

Учитель. А теперь поиграем. Я буду называть имена птиц, но если вы услышите среди них названия других животных, вы должны похлопать.

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Что неправильно? (Мухи)

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Аисты, вороны, галки, макароны…

Прилетели птицы: голуби, куницы…

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Галки и стрижи, чибисы, чижи,

Аисты, кукушки, даже совы-сплюшки,

Лебеди и утки, и спасибо шутке!

1. Трясогузка. 2. Бекас. 3. Петух.

Какая птица отправляется зимовать на юг пешком? Это коростель-дергач. Он плохо летает и может стать лёгкой добычей для хищных птиц. Но эта птица очень быстро бегает и умеет хорошо прятаться в траве. Поэтому коростель-дергач отправляется зимовать на юг пешком. Взлетает он только когда нужно пересечь озеро или реку. Он это делает ночью. Эта птица побольше скворца, но поменьше голубя.

1) Утка 2) Коростель 3) Гусь

1) Павлин 2) Цапля 3) Попугай

Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)

На каких птиц похожи маленькие лебеди? (На утят) Взрослых лебедей вы, конечно, видели. А приходилось ли вам видеть маленьких лебедей? Из одного заморского зоопарка нам привезли несколько маленьких лебедей. Встречайте.

Танец маленьких лебедей. Исполняют мальчики.

Как называется этот балет и кто написал к нему музыку?

Встреча с экзотической птицей

Родители рассказывают о попугае: уход, кормление.

1. Члены жюри объявляют итоги игры, отмечая самых активных участников.

Читайте также: