Прямоугольник квадрат 5 класс никольский конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Приемы: создание на уроке ситуации занимательности, ситуации успеха, поощрение за успешное выполнение заданий.

Тип урока: объяснение нового материала.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. АОЗ. Работа по таблице.

1. Какая фигура изображена на рисунке?

2. Назовите вершины. Показать соседние и не соседние.

3. Назовите стороны. Противоположные стороны.

III. Изучение нового материала.

На столах лежат фигуры. Среди фигур выберите четырехугольники. (Дети выбирают). (Слайд 3, приложение 1)

Почему их выбрали? (Ответы детей).

А теперь выберите из них прямоугольник и квадрат.

А как вы думаете, какая тема нашего урока? (Ответы детей).

Возьмите прямоугольник, а остальные фигуры отложите. Покажите вершины, стороны (соседние и не соседние, противоположные стороны). Вывод определения прямоугольника.

Руками покажите отрезком не соседние вершины. Отсюда вывод определения диагонали прямоугольника.

Хором проговаривают определение прямоугольника и его диагонали. (Слайд 4, приложение 1). Затем в парах.

Работа в тетрадях. Начертите прямоугольник АВСД. Выпишите: 1)вершины; 2)стороны; 3)углы; 4)соедините отрезком не соседние вершины; 5) диагонали.

Как найти периметр прямоугольника? (Ответы детей).

Начертите произвольный прямоугольник. Проведите диагонали. (Слайд 5, приложение 1)

а) Что больше: сторона прямоугольника или его диагональ?

б) Измерьте и сравните диагонали прямоугольника.

в) Сравните части диагонали, на которые она разбивается точкой пересечения диагоналей прямоугольника. Выводы. (Слайд 6, приложение 1)

Какая известная вам геометрическая фигура получится, если у прямоугольника все стороны будут равными? (Квадрат).

Вырежьте из прямоугольника квадрат. Руками показали стороны, вершины, углы, соседние вершины, не соседние вершины.

По экрану проговаривают определение квадрата. (Слайд 7, приложение 1).

Работа в тетрадях. Начертите квадрат АВСД. Проведите диагонали. Измерьте и сравните его диагонали. Сделайте выводы. Проговорить выводы по экрану. (Слайд 8,9, приложение 1).

IV. Закрепление темы.

Начертите несколько различных прямоугольников с периметром равным 18 см.

Составить план решения задачи. (Слайд10, приложение 1)

V. Итог урока.

Что нового на уроке узнали? (Слайд12, приложение 1)

VI. Домашнее задание: выучить определение прямоугольника и квадрата и их свойства, решить, т.е. найти целые корни уравнения х+у=24. (Слайд 11, приложение 1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать понятия прямоугольника и квадрата, их элементов; дать представление о свойствах противолежащих сторон прямоугольника; научить применять формулы для вычисления периметра.

План-конспект урока математики № 61

Прямоугольник, квадрат

Комбинированный

Оборудование:

Мультимедийный комплекс, карточки с заданиями.

Формы работы на уроке

Фронтальная, индивидуальная, групповая

обучающие

(ориентированные на достижение предметных результатов обучения)

Сформировать понятия прямоугольника и квадрата, их элементов; дать представление о свойствах противолежащих сторон прямоугольника; научить применять формулы для вычисления периметра.

Развивающие (ориентированные на достижение метапредметных результатов обучения)

Развивать логическое и пространственное мышление, внимание, память.

Воспитательные (ориентированные на достижение личностных результатов обучения)

Создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении все более и более сложных заданий, упражнений и операций.

I.Организационный момент

Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

- Что такое треугольник.

- Назовите элементы треугольника.

- Какие виды треугольников вы знаете?

- Какие фигуры называют равными?

- Что такое периметр треугольника?

- Как с помощью циркуля и линейки построить равнобедренный треугольник?

Графический диктант с последующей взаимопроверкой:

С помощью циркуля и линейки простройте треугольник со сторонами 2 см, 3 см, 4 см. Вычислите его периметр.

Постройте равнобедренный тупоугольный треугольник.

С помощью циркуля и линейки простройте треугольник со сторонами 3 см, 4 см, 5 см. Вычислите его периметр.

Постройте равнобедренный тупоугольный треугольник.

Отгадайте ребусы и вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока:



IV. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Где в повседневной жизни мы встречаемся с прямоугольником и квадратом? Где мы можем применить наши знания об этих многоугольниках?

V. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

План изучения нового материала:

Что такое прямоугольник? Обозначение прямоугольника.

Смежные и противоположные стороны прямоугольника.

Свойства противоположных сторон прямоугольника.

Что называется периметром прямоугольника?

Вычисление периметра прямоугольника.

Что такое квадрат?

Вычисление периметра квадрата.

VI. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).

Работа с учебником:

Устно - №455, 458, 459.

В тетради - №462, 463

VII. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).

Работа по группам

1 группа

Одна из сторон прямоугольника втрое больше другой, а его периметр равен 40 см. Найдите стороны прямоугольника.

Периметры двух прямоугольников равны. Обязательно ли должны быть равны стороны этих прямоугольников. Приведите примеры.

Как разрезать прямоугольник со сторонами 16 см и 9 см, чтобы из них можно было сложить квадрат.

Как разрезать квадрат со стороной 10 см на четыре равных прямоугольника и один квадрат? Чему равны стороны получившихся прямоугольников и квадрата?

2 группа

Одна из сторон прямоугольника вдвое меньше другой, а его периметр равен 60 см. Найдите стороны прямоугольника.

Найдите сторону квадрата, периметр которого равен периметру прямоугольника со сторонами 11 см и 15 см.

Как разрезать прямоугольник со сторонами 4 см и 9 см, чтобы из них можно было сложить квадрат.

Как разрезать квадрат со стороной 12 см на четыре равных прямоугольника и один квадрат? Чему равны стороны получившихся прямоугольников и квадрата?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Прямоугольник. Квадрат Цели урока:

- вспомнить определения квадрата и прямоугольника, их основных элементов;

- дать представление о свойствах противолежащих сторон прямоугольника

- дать представление о способе измерения периметра прямоугольника и квадрата; - развивающие: развивать правильную математическую речь, логическое мышление, умение аргументировать ответ, быстроту вычислительных навыков; познавательный интерес к предмету.

- воспитательные: воспитывать внимательность, аккуратность, умение слушать, точность при выполнении упражнений, формировать представления о значимости математики в практической жизни.

На протяжении всего урока используется презентация.

Тип урока: урок применения знаний на практике.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Технология: компьютерная технология, проблемное обучение. Формы: фронтальная.

I. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок математики? Математику, друзья, Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука, Интересная наука – Это математика!

II . Актуализация знаний.

1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать и поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета: учитель читает выражения ,дети ответы заносят в свои карты.( презентация), 2. затем учитель предлогает сделать взаимопроверку

2. Мотивация- С какими геометрическими фигурами мы познакомились на прошлом уроке? ( С четырёхугольниками)

Какая фигура называется четырёхугольником? (Фигура, состоящая из четырёх точек, каждые три из которых не лежат на одной прямой и четырёх отрезков, последовательно соединяющих эти точки)

Посмотрите на экран.( презентация ) Какая фигура лишняя? Напишите её номер в своих картах.

III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.

Теперь выполним следующее задание. По заданным точкам постройте четырёхугольник.

(Дети работают в картах).

Измерьте с помощью транспортира углы данного четырёхугольника и результаты измерений запишите в своих картах.

Как называется этот четырёхугольник? Запишите в картах.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Где могут пригодиться нам знания о прямоугольнике?

Такая фигура как прямоугольник очень широко встречается в современной жизни. Это и земельные участки, площадь и периметр которых необходимо уметь находить. В квартирах стены, потолок и пол также имеют форму прямоугольника. Чтобы постелить линолеум, обклеить стены обоями, положить плитку вам, конечно, пригодятся знания и умения, которые вы получите по этой теме.

- Какие предметы в классе имеют форму прямоугольника? Работа с текстом (приложение 1)

IV. Первичное усвоение новых знаний. Сейчас я вам прочту сказку, чтобы вы узнали имя ещё одного героя нашего урока.

Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Фигура имела такой вид, что кого бы она не встретила на своем пути, всем хвалилась:

- Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые.

- Как же зовут тебя, брат? – спрашивали встречные.

- А зовут меня просто…(Дети называют фигуру)

Ходил квадрат по свету. И стало тяготить его одиночество. Решил тогда квадрат поискать себе родственников. Однажды встречает он на пути фигуру, стал он к ней приглядываться. - Как зовут тебя, приятель?

- А мы не родственники с тобой?

- Если у нас найдутся 4 признака, по которым мы похожи, то, значит – родственники (дети ищут)

(обозначение, элементы : нижнюю и верхнюю сторону называют основаниями прямоугольника они равны и параллельны, а две другие стороны называют высотами,которые тоже равны и параллельны, периметр)

Обрадовались фигуры, тому, что нашли друг друга. Стали вдвоем жить – поживать, вместе трудиться, веселиться, вместе по белу свету шагать.(презентация) Чтение правил с. 102 учебника

Сколько прямоугольников и квадратов изображено?(презентация) Гимнастика для глаз

V. Первичное усвоение новых знаний.

1.Решите самостоятельно задачу. Найдите периметр данных фигур.(изображены на доске) Решение и ответ запишите в своём листе. Обменяйтесь листами. Проверяем. друг друга

2.Решите задачи №№ 465а, 466а, 467, 469. Решение на доске.

VIII. Подведение итогов урока.

-Какую задачу мы ставили на уроке?

-Удалось решить нам поставленную задачу?

-Какие получили результаты? По каким формулам находятся периметр прямоугольника и периметр квадрата?

-Где можно применить новое знание?

-Что на уроке у вас хорошо получалось?

-Над чем еще нужно поработать?

Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки.

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Сегодня мы говорили о периметре прямоугольника и квадрата. На следующем уроке мы будем решать более сложные задачи. Чтобы вам было проще с ними разобраться

прочитайте п.2.8 на стр.101 - 102 и решите №. 463а,в, 465б, 466б Спасибо за работу на уроке!

Поставьте красную, синюю или жёлтую звёздочку на свою карту в соответствии со следующими критериями

Предметные: познакомить учащихся с геометрическими фигурами прямоугольник и квадрат, ввести понятия соседние и противолежащие стороны прямоугольника, периметр прямоугольника и квадрата.

Личностные : формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения, вызвать интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения.

Метапредметные: понимать формирование сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Планируемые результаты : Учащийся научится строить, распознавать прямоугольник и квадрат и находить их периметры, уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели

Основные понятия: Прямоугольник, длина и ширина прямоугольника, соседние и противолежащие вершины прямоугольника, соседние и противолежащие стороны прямоугольника, свойство противолежащих сторон прямоугольника, периметр прямоугольника, квадрат. 1

Материалы: учебник, интерактивная доска с проектором, ноутбук, небольшие наборы конструктора Лего .

Организационный этап.

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация знаний.

Изучение нового материала.

Первичное закрепление нового материала.

Итоги урока.

Информация о домашнем задании.

Организационный этап.

Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка .

Постановка цели и задач урока.

Прямоугольник - это фигура, знакомая вам из курса математики начальной школы. Новым для вас будет являться введение понятий соседних и противолежащих сторон прямоугольника, а также формулировка свойств противолежащих сторон прямоугольника. А, чтобы легче усвоить данные понятия, мы воспользуемся конструктором Лего.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Скажите, пожалуйста, у кого из вас в детстве был конструктор Лего? Кто собирал различные фигуры, домики, машинки? Может быть кто то и сейчас занимается этим?

-Почти все. Замечательно!

Сегодня на уроке мы с вами немного вспомним детство, поработаем с конструктором Лего (на каждую парту раздаются небольшие наборы конструктора Лего).

Актуализация знаний.

-Прежде чем переходить к новой теме, давайте вспомним, какая фигура называется прямоугольником?

Дети: Прямоугольник-это черырёхугольник, у которого все углы прямые.

Изучение нового материала.

-Возьмём серую пластину для строительства размером 16×16 , две красные пластины размером 1×6, две зелёные пластины размером 1×8, два бежевых кирпича размером 1×1, два синих кирпича размером 1×1 и построим из этих деталей прямоугольник.

Бежевые и синие кирпичики - это вершины прямоугольника. Бежевый и синий кирпичи называются соседними вершинами, а два бежевых или два синих кирпичика - противолежащими вершинами прямоугольника.

Стороны прямоугольника, содержащие красную и зелёную пластину и имеющую общую бежевую или синюю вершину, называются соседними сторонами.

Соседние стороны прямоугольника называются его длиной и высотой. В нашем прямоугольнике сторона, содержащая зелёную пластину-это длина, а красную пластину - ширина.

Запомните, пожалуйста, свойство противолежащих сторон:

Противолежащие стороны прямоугольника равны.

Если нам известны длина и ширина в прямоугольнике, то легко вычислить его периметр по известной формуле:

где a -длина, b -ширина 2 .

Видим, что в нашем с вами прямоугольнике длина равна 10, ширина равна 8, значит, периметр будет равен:

Прямоугольник, у которого все стороны равны называется квадратом.

-Возьмём серую пластину для строительства размером 14×12 , четыре пластины размером 1×8 и соединим их так, чтобы получился квадрат размером 8×8.

Первичное закрепление нового материала.

Постройте из деталей LEGO прямоугольник, соседние стороны которого равны 4 и 2;

Квадрат со стороной 4.

Дети строят из конструктора различные варианты, один из всевозможных выводится на этом же слайде:

t1637442158ac.jpg

1. ​​​​​​​

t1637442158ad.jpg

2.

Задание №2 .

Возьмите серую плиту и составьте следующую фигуру. Сколько на серой плите составлено прямоугольников?

t1637442158ae.jpg

Дети думают несколько минут, затем дают ответ, который сверяем с ответом, появляющимся на этом же слайде.

Ответ: 7 (красный, бежевый, коричневый, фиолетовый, красный+ бежевый + коричневый + фиолетовый, бежевый + коричневый, бежевый + коричневый +фиолетовый.

- Возьмите зелёный прямоугольник и серый квадрат и вычислите их периметры ( периметр измеряется в модулях или количеством отверстий в балке )

Дети решают, дают ответ, который сверяем с ответом, появляющимся на этом же слайде.

Ответ: Периметр прямоугольника: 2*6+2*14=40;

Периметр квадрата: 6*6=36

-На коричневой плите составлен прямоугольник из следующих элементов: светло-серого, тёмно-серого, голубого квадратов и желтого, красного, фиолетового прямоугольников. Допустим, что сторона маленького квадрата равна 5 см. Тогда чему будет равен периметр данного прямоугольника?

Задача решается пошагово совместно с учителем.

Для того, чтобы найти периметр прямоугольника, необходимо знать его ширину и длину.

Найдём длину: По условию сторона самого маленького квадрата равна 5 см. Мы видим, что жёлтый и красные прямоугольники состоят из двух таких квадратов, значит длины жёлтого и красного прямоугольника равны по 10 см. Следовательно, длина нашего прямоугольника будет равна

5+5+10+10=40 см.

Найдём ширину: Видим, что сторона голубого квадрата в два раза больше стороны маленького. Следовательно, ширина нашего прямоугольника будет равна

Теперь считаем периметр:

P =40*2+ 15 *2= 110 см.

Ответ: 110 см.

-Составьте прямоугольник из следующих элементов: голубого и трёх белых одинаковых квадратов, красного, серого и черного прямоугольников. Периметр красного квадрата равен 48 см, ширина равна 8 см. Найдите периметр прямоугольника.

Дети решают, дают ответ, который сверяем с ответом, появляющимся на этом же слайде.

Длина красного прямоугольника равна:

Тогда длина нашего прямоугольника будет равна :

Ширина: 8*3=24 см.

Считаем периметр: P =32*2+ 24 *2= 112 см.

-Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цветами они изображены на плане. Заполните таблицу, в ответ запишите последовательность цветов.

Читайте также: