Конспект по биологии основные систематические группы рыб

Обновлено: 01.06.2024

Конспект открытого урока биологии в 7 классе по теме:

Оборудование:

  • таблицы “Разнообразие рыб”;
  • плакат-буклет “Рыбы Индигирки”;
  • книга “Пресноводные рыбы, земноводные и пресмыкающиеся Якутии” (Сидоров Б.И., Тяптиргянов М.М. – Якутск: Бичик, 2004);
  • брошюра “Абыйга уоскуур балыктар” (Корякина М.Н., Слепцова А.П., 2006), проектор, экран, магнитки.

Цели и задачи урока:

  1. Обобщить знание учащихся о классах Надкласса Рыбы. Повторить и систематизировать учебный материал темы.
  2. Расширить знания учащихся о многообразий, систематики и классификации представителей класса Костные рыбы. Определить видовой состав рыб р. Индигирка.
  3. Выявить уровень знаний учащихся по теме.

ХОД УРОКА БИОЛОГИИ:

Подготовительный этап:

1. Опрос учащихся по ранее изученному материалу.(15 мин).

Но сначала давайте вспомним характерные признаки класса рыб. На ваших партах – опорные сигналы, которые помогут вам составить ответы.

Кто такие рыбы и где они обитают?

Какую форму тела они имеют?

Чем покрыто их тело?

Для чего рыбе плавники, какие?

Перечислите отделы скелета рыб.

Каково строение пищеварительной системы?

Как размножаются рыбы?

Для чего им плавательный пузырь?

Какие органы чувств имеют рыбы?

Что такое боковая линия?

Каково значение рыб?

  1. Работа по карточкам: 5 человек отвечают письменно в своих тетрадях.
  2. Работа в рабочих тетрадях по биологии по домашнему параграфу.

4 Индивидуальный опрос

Обобщение: рыбы -это позвоночные животные, обитающие в воде. Условия их обитания, состав пищи, конкуренты и враги повсюду различны, от этого зависит и большое разнообразие в строении и поведении рыб. Всего к классу рыб относится 20 тысяч видов животных.

3. Изучение нового материала.

Цель сегодняшнего урока - познакомиться с признаками представителей класса Хрящевые и Костные рыбы.

На ваших партах лежат схемы классификации класса рыб. Рассмотрите эти схемы .Почему этот класс носит такое название?

Хрящевые рыбы имеют хрящевой скелет.

После просмотра - определение признаков отряда Акул.

Название отряда, число видов.

Тело удлиненное, торпедообразное, кожа шероховатая,5-7 жаберных щелей, плавательного пузыря нет, зрение слабое, ведут активный образ жизни.

Тигровая акула, акула-молот, белая акула.

Тело сплющенное, ромбовидное, грудные плавники сросшиеся, хвостовой плавник в виде хлыста, жабр нет, плавательный пузырь отсутствует.

Манта, хвостокол, орляк пятнистый.

3. Химерообразные (30)

Развит передний отдел тела, хвостовой отдел заканчивается нитевидным придатком, кожа гладкая, жабр нет, плавательного пузыря нет.

Химера европейская, носатая химера.

Хрящевые – скелет хрящевой, кожа покрыта чешуей по строению напоминающей зубы. Жаберных крышек нет, жаберные щели открываются наружу самостоятельными отверстиями, плавательного пузыря нет.

Акулы – удлиненное торпедообразное тело, до 20 м. Питаются рыбой, отбросами.

Скаты – тело уплощено в спино-брюшном направлении, донные, жаберные щели на брюшной стороне. Манты – самые крупные скаты, ширина – 7 м, масса – 2 т.

Костные – скелет частично или полностью становится костным, отряды осетровые, сельдеобразные, тресковые, карпообразные.

Двоякодышащие – скелет в основном хрящевой, сохраняется хорда, есть жаберное и легочное дыхание (один или два пузыря, открываются на брюшной стороне пищевода). Обитают в пересыхающих водоемах Африки, Австралии, выкапывают норку, и дышат атмосферным воздухом до тех пор, пока вода не высохнет совсем, затем впадает в спячку, до наступления благоприятных условий.

Кистеперые – древняя и почти вымершая группа, единственный вид – латимерия (длина – 120-180 см, масса – 25-80 кг).Плавники мясистые. Похожи на лопасти, их скелет имеет общий план строения с конечностями наземных позвоночных. Хищники, рот вооружен острыми зубами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 20. Основные систематические группы рыб

Цель: формирование представлений об особенностях строения и жизнедеятельности хрящевых рыб как наиболее древних представителей надкласса Рыбы и многообразии костных рыб.

познакомить обучающихся с особенностями строения и жизнедеятельности хрящевых рыб и костных рыб; научить различать на рисунках и таблицах представителей различных систематических групп рыб; продолжить формирование умений организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; продолжить работу по формированию универсальных учебных действий на основе тематического содержания урока; сформировать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения.

Оборудование: учебник; рисунки, таблицы с изображениями представителей различных систематических групп рыб; интерактивное учебное пособие, мультимедийная установка и компьютер.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока : объяснительно – иллюстративный с элементами исследования.

Формы организации учебной деятельности :

индивидуальная работа с учебником;

групповая работа с электронным приложением;

фронтальная работа в ходе проверки знаний (уплотненный опрос, тестирование с использованием УМК)

I. Проверка знаний :

Урок начинается с проверки знаний обучающихся об особенностях внешнего, внутреннего строения и жизнедеятельности рыб. Учитель предлагает им ответить на вопросы:

1. Какие особенности строения рыб свидетельствует об их принадлежности к типу Хордовые?

2. Какие особенности внешнего строения рыб свидетельствуют о том, что они обитают в водной среде?

3. Какие особенности строения систем внутренних органов рыб свидетельствуют о том, что они обитают в водной среде?

4. В чем выражается приспособленность рыб к размножению в водной среде?

Отдельные учащиеся получают индивидуальные задания: Ответьте на вопросы теста

А) спинной мозг без сформировавшихся вокруг него костных или хрящевых защитных образований

Б) плотный упругий стержень, образованный тесно прилегающими друг к другу клетками

В) эластичная трубка, внутри которой находится спинной мозг

Г) полый хрящевой стержень

2. Приспособлением к передвижению в воде у рыб является

А) обтекаемая форма тела

В) наличие костного скелета

Г) наличие жаберных крышек

3. Спинной плавник обеспечивает рыбам возможность

А) двигаться вперед

Б) удерживать равновесие

В) всплывать и погружаться

4. Орган боковой линии проходит

А) от головы вдоль всей длины тела с обеих сторон

Б) от головы вдоль всей длины тела с одной его стороны

В) от головы до середины туловища

Г) вдоль спины от головы до хвоста

5. Слизь, которая покрывает тело рыб, вырабатывается

А) слизистыми железами

Б) Органом боковой линии

Г) слюнными железами

6. Функцию газообмена у рыб выполняют

А) жаберные лепестки

Б) жаберные щели

В) жаберные тычинки

Г) жаберные дуги

7. Выделительная система рыб представлена

А) парными лентовидными почками

Б) парными бобовидными почками

В) зелеными железами

Г) мальпигиевыми сосудами

8. Сердце рыб состоит из

А) одного предсердия

Б) одного желудочка

В) одного предсердия и одного желудочка

Г) двух предсердий и одного желудочка

9. Через сердце рыб проходит кровь

10. Отдел мозга рыб, отвечающий за координацию движений, называется

А) передний мозг

В) продолговатый мозг

Г) промежуточный мозг

II. Актуализация знаний

III. Изучение нового материала

Разнообразие рыб и их значение. Надкласс Рыбы подразделяется на два класса — Хрящевые и Костные. В природе их существует более 23 тыс. видов. Учитель напоминает обучающимся о том, чтобы разобраться в многообразии рыб (как и других групп животных), необходимо использовать данные систематики – науки, занимающейся распределением организмов по группам на основании их сходства и родства. Он на доске, а обучающиеся в тетради вычерчивают схему.

Особенности внешнего строения

Особенности внутреннего строения

5-7 пар жаберных щелей. Жаберных крышек нет. Тело покрыто плакоидной чешуёй. Хвостовой плавник неравнолопастной.

Скелет хрящевой. Хорда сохраняется в течение всей жизни. Нет плавательного пузыря. Оплодотворение внутреннее. Развитие прямое.

Белуга, осётр, стерлядь, севрюга

Жаберные крышки есть. Вдоль тела 5 рядов крупных костяных пластин. Хвостовой плавник неравнолопастной.

Скелет костно- хрящевой. Хорда сохраняется в течение всей жизни. Есть плавательный пузырь. Развитие с метаморфозом.

Лепидосирен, протоптерус, австралийский рогозуб

Чешуя крупная костная. Хвостовой плавник однолопастной.

Хорда сохраняется в течение всей жизни. Имеются лёгкие, сформировавшиеся из плавательного пузыря

Парные плавники похожи на мясистые лопасти. Тело покрыто крупной чешуёй.

Скелет в основном хрящевой. Хорда сохраняется в течение всей жизни. Слабо развит плавательный пузырь.

Сельди, лососи, окуни, карпы

Тело покрыто мелкой костной чешуёй. Хвостовой плавник однолопастной или равнолопастной. Есть жаберные крышки.

Скелет костный. Плавательный пузырь развит у большинства видов. Для большинства видов характерно наружное оплодотворение

После заполнения таблицы учитель привлекает обучающихся к оцениванию выступлений по критериям, а также и работу слушателей, проявивших активность.

Критерии для оценки выступлений: доступность подачи материала (умение кратко, понятно и интересно рассказывать), использование наглядности, владение материалом 9умение отвечать на вопросы аудитории).

Класс Хрящевые рыбы. Данный класс представлен группой немногочисленных морских видов рыб, имеющих хрящевой скелет в течение всей жизни. Жаберные крышки отсутствуют, по бокам головы наружу открывается 5—7 жаберных щелей. Плавательный пузырь не развит, поэтому, чтобы не утонуть, рыбы активно плавают. Парные плавники расположены горизонтально. Хвостовой плавник неравнолопастный, с большой верхней и малой нижней лопастями. Передняя часть головы вытянута в удлиненное рыло, из-за чего рот находится с брюшной стороны и имеет вид поперечной щели. Оплодотворение внутреннее. Размножение происходит путем откладки яиц или живорождения.

К хрящевым рыбам принадлежат два отряда: Акулы и Скаты. Акулы в основном активные пловцы с торпедообразной формой тела. Большинство из них хищники, находящие добычу с помощью обоняния, а также восприятия вибраций воды органом боковой линии. Челюсти вооружены острыми зубами. Самые крупные виды питаются, отцеживая планктон.

Класс Костные рыбы. Это самая многочисленная группа позвоночных животных (свыше 19 тыс. видов). Внутренний скелет костный, у немногих хрящевой, но в последнем случае укреплен накладными покровными костями. Жаберная щель прикрыта с боков жаберной крышкой. Имеется плавательный пузырь. Оплодотворение в основном наружное. В классе более 40 отрядов.

К отряду Осетрообразные принадлежат белуга, осетр, севрюга, стерлядь и другие древние костные рыбы. Как и у хрящевых рыб, у них имеются рыло, рот в виде поперечной щели на брюшной стороне тел а, горизонтальные парные плавники, хвост с увеличенной верхней и меньшей нижней лопастями. Основу осевого скелета составляет хрящ. Череп снаружи покрыт плоскими костями, а на туловище и хвосте расположены пять рядов костных ромбических пластинок. Живут только в Северном полушарии, относятся к проходным и озерно-речным рыбам. Питаются донными беспозвоночными и рыбой. Это ценные промысловые рыбы, дающие высококачественное мясо и черную икру.

Отряд Сельдеобразные включает морских стайных планктоноядных рыб. Большинство из них обитает вблизи берегов. Откладывают многочисленную липкую икру на грунт или водоросли. Отряд богат промысловыми рыбами: атлантическая, тихоокеаническая сельди, балтийская (салака), сардины, анчоусы.

Отряд Лососеобразные представлен проходными и пресноводными рыбами, откладывающими икру на дне пресных водоемов Северного полушария. Отличительной внешней чертой строения лососевых является наличие жирового плавника (без костных лучей). Они откладывают небольшое число крупных красных икринок. Лососевые — ценные промысловые рыбы (кета, горбуша, кумжа, семга, форель, голец, ряпушка), дающие высококачественное мясо и красную икру.

Отряд Карпообразные объединяет пресноводных рыб, у которых нет челюстных зубов. Пища измельчается глоточными зубами. К ним принадлежат промысловые рыбы — плотва, лещ, линь, сазан, язь и др.

Отряд Двоякодышащие относится к древнейшим рыбам, приспособившимся к жизни в условиях пересыхающих водоемов Африки, Австралии и Южной Америки. Помимо жабр дышат одним или двумя легкими — полыми выростами брюшной стенки пищевода. Воздух к легким поступает через сквозные ноздри. Намечается образование второго предсердия и легочного круга кровообращения. Представители этого отряда —австралийский рогозуб, американский чешуйчатник.

Отряд Кистеперые также является древней и почти полностью вымершей группой. Расцвета кистеперые достигли в девоне и карбоне. В настоящее время известен только один вид — латимерия, обитающая в глубинах Индийского океана. Длина рыбы до 1,5 м. У нее своеобразно устроены парные плавники. В основании их расположена широкая мясистая лопасть, внутри которой находится скелет плавника, напоминающий скелет конечности наземных позвоночных. Кистеперые представляют собой ветвь рыб, от которой произошли земноводные.

IV. Обобщение и закрепление знаний

С целью закрепления полученных знаний обучающимся предлагается выполнить задание.

К черепным (позвоночным) принадлежит большинство Хордовых (хрящевые рыбы, костные рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Особенности рыб: высокий уровень развития, позвоночник из кости или хряща, головной и спиной мозг, череп защищает головной мозг, парные конечности, мускулистое сердце. Размеры современных рыб варьируются от 8 мм до 20 м (китовая акула).

Внешнее строение

Тело рыб делится на голову, туловище и хвост, покрыто кожей с костной чешуей, защищающей тело от повреждений. Позвоночник неподвижно соединен с черепом.

Обтекаемая форма кожи имеет железы, которые выделяют слизь, уменьшающую трение в воде. Парные грудные и брюшные плавники обеспечивают сохранение равновесия при движении в воде. К непарным плавникам относятся спинной, хвостовой и анальный плавники. Позади брюшных плавников три отверстия: анальное, половое и мочевое.

На голове спереди – рот, которым рыба захватывает пищу и втягивает воду для дыхания.

внешнее строение рыбы

Органы чувств. Выше рта – ноздри (орган обоняния). Глаза большие, состоят из роговицы и хрусталика. Рыбы видят на близком расстоянии и различают цвета. Внутри черепа – внутреннее ухо. Рядом – орган равновесия. Органами вкуса являются вкусовые почки в ротовой полости и на поверхности тела. По бокам тела рыбы – органы боковой линии (чувствительные клетки, воспринимающие колебания воды).

Внутреннее строение

Кровеносная система замкнутая — с двухкамерным сердцем, состоящим из предсердия и желудочка. Кровь от сердца движется по артериям к органам, а от органов по венам — к сердцу, циркулируя, таким образом, по одному кругу кровообращения.

Органы дыхания. Газообмен проходит в жабрах (в капиллярах жаберных лепестков). Жабры костных рыб прикрыты жаберными крышками.

Пищеварительная система рыб начинается ртом с острыми одинаковыми зубами, сидящими на челюстях. Через рот и глотку пища попадает в пищевод и желудок, где переваривается желудочным соком.

У костных рыб есть плавательный пузырь, расположенный в полости вдоль позвоночника и являющийся выростом кишечника, утратившим с ним связь. Протекающая по ним кровь либо поглощает из пузыря газ, либо выделяет в него газы, в результате рыбы всплывают или опускаются на дно.

внутреннее строение рыбы

Выделительная система представлена парными почками, расположенными между позвоночником, мочеточниками и мочевым пузырем.

Нервная система состоит из головного и спинного мозга и нервов. Головной мозг расположен в мозговой коробке и имеет пять отделов: передний мозг, средний мозг, промежуточный мозг, продолговатый мозг и мозжечок. В поведении рыб проявляются условные и безусловные рефлексы.

Биологические и систематические признаки в строении рыб. Рыбы, живущие на глубине (акулы, сельди), обычно имеют обтекаемое, сжатое с боков тело, а рыбы, ведущие придонный образ жизни (скаты, камбалы), — сплюснутое сверху вниз. Вместе с тем акулы сходны со скатами. Эти рыбы имеют хрящевой скелет, жаберные щели. У сельдей и камбал скелет костный, а жабры прикрыты жаберными крышками.

Сходство и различия в форме и окраске тела, в строении плавников и многие другие признаки развились у рыб в связи с приспособлением к жизни в сходных или разных местах обитания. Такие признаки называют приспособительными (биологическими). Они не служат доказательством родства между животными (дельфины по форме тела сходны с рыбами, но они не рыбы, а млекопитающие). Признаки сходства и различия в строении скелета и жаберного аппарата объясняются близким или дальним родством рыб и развились у их предков независимо от приспособления к тем или иным местам обитания. Такие признаки называют систематическими.

По систематическим признакам рыб подразделяют на класс хрящевых рыб и класс костных рыб.

Класс хрящевых рыб. К хрящевым рыбам относятся представители нескольких отрядов скатов и акул (рис. 203, 204, 205). Они имеют хрящевой скелет. Кожа у большинства видов покрыта чешуей с зубообразными шипами, покрытыми эмалью (рис. 206). Жабры открывают ся наружу 5–7 жаберными щелями. Большинство хрящевых рыб — обитатели морей и океанов. Рис. 203. Хрящевые рыбы. Скаты Рис. 204. Хрящевые рыбы. Акулы Рис. 205. Китовая акула Рис. 206. Зубообразные шипы на коже акулы
Акулы живут в основном в толще воды. Большинство из них — хищники. Средиземноморская голубая акула, например, нападает на самых различных морских животных и даже людей. Живущая в Черном море колючая акула, или катран (длина тела до 2 м), питается главном образом мелкими рыбами. Голова у акул оканчивается вытянутым рылом — рострумом. Большой рот расположен на нижней стороне головы и имеет вид поперечной щели. Челюсти вооружены несколькими рядами острых зубов. Торпедообразное тело, мощный неравнолопастной хвостовой плавник дают возможность акулам развивать большую скорость. У акул нет плавательного пузыря, и поэтому они находятся в постоянном движении, даже во время сна.

Самые крупные из акул — гигантская (длина тела до 15 м) и китовая (длина тела до 20 м и более) — питаются планктоном.

Скаты имеют уплощенное, широкое тело. Кожа у них голая или покрыта шипами. Края грудных плавников срослись с боками головы и туловища. Спинные плавники смещены на хвост, или их совсем нет. Большинство скатов ведет придонный образ жизни. Питаются они преимущественно моллюсками. Самые крупные скаты — манты; их длина около 6 м.

Класс костных рыб. К костным рыбам относится большинство видов рыб. Их подразделяют на костно-хрящевых, двоякодышащих, кистеперых и костистых.


К костно-хрящевым, или осетровым, рыбам относятся белуга, стерлядь, русский осетр (рис. 207). У них костно-хрящевой скелет с хорошо развитой хордой, имеются жаберные крышки, плавательный пузырь. Вдоль тела осетровых проходит 5 рядов костных пластинок, между которыми располагаются мелкие костные пластиночки. Голова, как у акул, имеет вытянутое рыло. Около рта, расположенного на нижней стороне головы, находятся усики. Хвостовой плавник неравнолопастной. Рис. 207. Осетровые рыбы

Осетровые — проходные рыбы северного полушария. Они живут до 50–100 и более лет. Эти рыбы широко известны из за особо вкусного мяса и черной икры. Типичный представитель осетровых — русский осетр, обычный обитатель Волго-Каспийского и Черноморского бассейнов. Большую часть времени проводит в море, нерестится в реках. Питается осетр в основном кольчатыми червями и моллюсками. На зиму залегает в глубокие ямы, чаще всего в предустьях рек. В настоящее время численность осетров небольшая.


Двоякодышащие — немногочисленная (всего 6 видов) древняя группа рыб. В их числе австралийский рогозуб, африканский и южноамериканский чешуйчатники (рис. 208). У двоякодышащих в течение всей жизни сохраняется хорда, не развиваются тела позвонков, что и указывает на их древность. Наряду с жабрами, эти рыбы имеют легкие, развившиеся из плавательного пузыря. Изменилось и строение сердца: предсердие разделено неполной перегородкой на левую и правую половины. В правую половину поступает кровь от жабр, а в левую — от легких. Рис. 208. Двоякодышащие рыбы

Другие представители двоякодышащих — африканский чешуйчатник (длиной до 2 м) и южноамериканский чешуйчатник (длиной до 1 м) во время пересыхания водоемов закапываются в ил и впадают в спячку.


Кистеперые рыбы — древняя группа рыб. До первой половины XX в. их считали вымершей ветвью позвоночных, когда то широко распространенных как в пресных водоемах, так и в морях. Кистеперые близки к двоякодышащим. Скелет у них был в основном хрящевым. Хорда у взрослых рыб отсутствовала. Плавники кистеперых были похожи на плавники рогозуба, плавательный пузырь превратился в парное легкое, ноздри сообщались с ротоглоткой. В настоящее время известен один современный представитель — латимерия, потомок морских кистеперых (рис. 209). Рис. 209. Кистеперая рыба

Латимерия — крупная рыба (длиной до 180 см). Ее тело покрыто массивной чешуей, а плавники (особенно парные) похожи на мясистые лопасти. Живут латимерии у дна, на глубине до 400 м (возможно, и глубже), в юго западной части Индийского океана. Питаются рыбой.

Костистые рыбы — наиболее многочисленная группа современных рыб (около 96% всех видов). Скелет у них окостеневший, хорда развивается только у зародышей, чешуя костная. Для них обычен плавательный пузырь. Обитают эти рыбы почти во всех водоемах Земли. К этой группе относятся рыбы отрядов сельдеобразных (сельди, сардины, анчоусы, два вида которых называют хамсой), лососеобразных (благородный лосось, или семга, кета, горбуша, чавыча, нерка, сиг, хариус, корюшки), карпообразных (голавль, плотва, лещ, язь, елец, жерех, сазан, карась), сомообразных (сом), трескообразных (треска, навага, пикша, путассу, минтай, налим), камбалообразных (камбала, палтус) (рис. 210–215). Всего их более 40 отрядов.

➊ По каким признакам рыб разделяют на хрящевых и костных? ➋ По каким признакам акул можно отличить от других рыб? ➌ Чем по внешнему строению скаты отличаются от акул? ➍ Каковы основные различия костно-хрящевых, кистеперых и костистых рыб? ➎ Какие систематические группы рыб и почему считаются более древними, а какие — более молодыми? ➏ От каких животных, возможно, произошли древние рыбы? Ответ обоснуйте.

Читайте также: