Простое предложение 8 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Грамматическая основа может состоять из двух главных членов — подлежащего и сказуемого, например: Теплятся в зелени лампадки ; или из подлежащего, например: В березке над нами солнышко ; или из сказуемого: Пахнет зеленой рощей. В глазах у меня туманится.

Слова, к которым можно задать вопросы от подлежащего или сказуемого, называются зависимыми словами (это второстепенные члены предложения).

Подлежащее вместе с зависимыми словами образует состав подлежащего, например: Справа деревья тянутся, в светлой и нежной зелени . (И. Шмелёв)

Сказуемое с зависимыми словами образует состав сказуемого: Золотой скобкой в окно заглянул месяц . (М. Горький)

Двусоставными называются простые предложения, в грамматической основе которых имеются оба главных члена — подлежащее и сказуемое. В лесу держался запах прелой травы .

Односоставными называются простые предложения, у которых грамматическая основа состоит из одного главного члена — подлежащего (назывные) или сказуемого (глагольные). Летний полдень.

Простое осложненное предложение

Простое предложение может быть осложнено однородными и обособленными членами предложения, вводными и вставными конструкциями, обращением.

осложняющие компоненты

Признаки осложненного предложения:

  • Больше синтаксических позиций, чем в элементарном предложении (предикативное ядро + присловные распространители в виде словосочетаний). В Осложненном предложении есть распространители, включенные непосредственно в предложение.
  • Кроме предикативных и подчинительных отношений есть сочинительные и полупредикативные отношения.
  • Формальные семантико-синтаксические показатели (союзы, частицы, интонация)

Осложненное предложение является объектом конструктивного синтаксиса. Конструкция — это такое синтаксическое единство, которое характеризуется относительной самостоятельностью, целостностью и оформляется по определенным грамматическим схемам, состоит из компонентов, количество и характер которых определяется вне конкретных слов.

Перейти далее к конспектам:

- закрепить умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов;

- создать условия для осознания учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.

Планируемые результаты:

Личностные:

- осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала;

- выявлять пробелы в знаниях и устранять их.

Метапредметные:

1.Познавательные

- умение опознавать простые предложения, определять их виды;

- наблюдение за особенностями употребления простых предложений в речи и художественном тексте.

- умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов

2. Коммуникативные:

- осуществление взаимного контроля, умение приходить к единому мнению в рамках учебного диалога

- согласование своего мнения с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога

- адекватное использование речи для представления результата.

3. Регулятивные:

- владение навыками контроля и оценки своей деятельности;

- поиск и устранение причин возникших трудностей

- оценивание своих учебных достижений, своего физического и эмоционального состояния.

Предметные:

- давать характеристику предложению;

- умение определять виды простых предложений по количеству главных членов предложения.

ВложениеРазмер
8_kl.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе. (по ФГОС)

Учитель Бишадаева ЮН

Тема: Простое предложение

- активизировать и закрепить знания о синтаксической структуре предложения; уяснить виды простых предложений по количеству главных членов предложения;

- закрепить умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов;

- создать условия для осознания учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.

- осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала;

- выявлять пробелы в знаниях и устранять их.

- умение опознавать простые предложения, определять их виды;

- наблюдение за особенностями употребления простых предложений в речи и художественном тексте.

- умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов

- осуществление взаимного контроля, умение приходить к единому мнению в рамках учебного диалога

- согласование своего мнения с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога

- адекватное использование речи для представления результата.

- владение навыками контроля и оценки своей деятельности;

- поиск и устранение причин возникших трудностей

- оценивание своих учебных достижений, своего физического и эмоционального состояния.

- давать характеристику предложению;

- умение определять виды простых предложений по количеству главных членов предложения.

Основное содержание темы, термины и понятия

- актуализация знаний о простом предложении: виды простых предложений по интонации, по цели высказывания, по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов предложения по количеству главных членов предложения, по осложнённости;

- изучение интонационно правильного произношения предложения.

Тип урока: комбинированный

Организация образовательного пространства

- Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык: учеб. для 8 класса общеобразоват. учреждений.- М.: Пролсвещение, 2007 г.

- Русский язык. 8 класс: поурочные планы по учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О.М.Александровой/ авт.-сост. Н.Ю.Кадашникова. – Волгоград: Учитель, 2011 г. с. 46-51

- ПК, медиа-проектор, карточки-задания для контроля знаний.

Цель: активизировать и закрепить знания о синтаксической структуре предложения; уяснить виды простых предложений по количеству главных членов предложения;

Личностные: выявление пробелов в своих знаниях по ранее изученному, их устранение.

Предметные: умение опознавать простые предложения, определять их виды;

Вопросы для учащихся:

1. Как вы понимаете это высказывание К.Паустовского?

2. При помощи чего вы выражали сейчас свои мысли?

3. О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Сегодня на уроке мы поговорим о предложении как средстве выражения мысли: ведь, общаясь друг с другом (разговаривая, беседуя о чём-то, рассказывая что-то), люди обмениваются не словами, не словосочетаниями, а предложениями. А так как в познании чего- либо идут от простого к сложному, то и мы начнём с простого, с простого предложения. Запись темы урока.

4. Какое предложение называется простым предложением?

5. Что входит в грамматическую основу предложения?

Индивидуальная работа с таблицей: Предложение

Выражает законченную по смыслу и интонационно мысль, которая сообщается или как реальная, или как желательная, или как возможная при определённых условиях.

2. Виды предложений по количеству главных членов.

3. Виды предложений по количеству грамматических основ.

4. Виды предложений по цели высказывания.

Повествовательное, вопросительное, побудительное

5. Виды предложений по интонации.

Восклицательное и невосклицательное.

6. Виды предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов.

Распространённые и нераспространённые.

7. Виды предложений по осложнённости.

Могут быть осложнены обращениями, однородными членами, причастным и деепричастным оборотом

Ученики сверяют свои записи в таблице с ответами на презентации, обсуждают результаты, исправляют ошибки.

Учитель. У кого были ошибки? Объясните, почему вы ошиблись. Поняли ли причину? Сможете не допускать таких ошибок впредь?

Характеристика предложений по таблице:

1. Выходишь ранней осенью в ближайшую рощу и удивляешься большой перемене. (односост., простое, повест., невосклиц., распрост., ослож. однород.чл.)

2. Уже не поёт, не заливается звонкой трелью соловей. ( двусост., простое, повест., невосклиц., распрост., осложн. однород.чл.)

6. Чем различаются эти предложения?

7. Какие предложения называются односоставными предложениями? двусоставными предложениями?

Учитель читает пронумерованные предложения, учащиеся 1 варианта записывают номера односоставных предложений, 2 вариант – номера двусоставных.

1. Ради розы терпят и шипы. (пословица)

2. Весна берёт свои права. (А.Фет)

3. Нигде жилья не видно на просторе. (А.Фет)

4. Со скрипом опустили трап. (А.Толстой)

5. Еду-еду в чистом поле. (А.Пушкин)

6. Ведут ко мсне коня. (А.Пушкин)

7. Осенний день прошуршал ломкой листвой.

8. Не спится, няня. (А.Пушкин)

9. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. (С.Васильев)

10. Кому-то принесли от мастера ларец. (И.Крылов)

ОТВЕТЫ: 1 вариант: 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 2 вариант: 2, 7

Ученики сверяют свои ответы.

Учитель. У кого были ошибки? Объясните, почему вы ошиблись. Поняли ли причину? Сможете не допускать таких ошибок впредь

ЭТАП 2. ПОРЯДОК СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. ИНТОНАЦИЯ .

Цель: закрепить умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов;

Познавательные: умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов

Коммуникативные: осуществление взаимного контроля, умение приходить к единому мнению в рамках учебного диалога; согласование своего мнения с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога; адекватное использование речи для представления результата.

Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; поиск и устранение причин возникших трудностей

Работа с предложениями

Бобры строят хатки.

Хатки строят бобры.

Строят бобры хатки.

1. Прочитайте предложения. Меняется ли смысл предложения?

2. От чего это зависит? (от изменения порядка слов в предложении)

3. Как еще можно изменить смысл предложения, не меняя порядка слов в предложении? (при помощи логического ударения)

4. Прочитайте предложение, меняя его смысл при помощи логического ударения.

Работа в группах.

Опираясь на теоретический материал & 14,15, заполните таблицу.

Характер порядка слов в русском языке

Порядок слов относительно свободный

От чего зависит порядок слов

Порядок слов в русском языке зависит от того, что хочет подчеркнуть автор, от ситуации, от смысловых отношений между предложениями в тексте.

Что такое интонация?

Интонация – это различные изменения в силе, тембре и темпе голоса.

Основные элементы интонации

Пауза, логическое ударение, изменение громкости, изменение тона, темп

Логическое, смысловое ударение

Придаёт речи особую выразительность

Стили речи, в которых используется логическое ударение.

Разговорный, публицистический стиль, стиль художественной литературы

Ученики сверяют свои записи в таблице с ответами на презентации, обсуждают результаты, исправляют ошибки.

Учитель. У кого были ошибки? Объясните, почему вы ошиблись. Поняли ли причину?

Работа с учебником: - упр. 82 (устно) - упр . 84 (устно)

ЭТАП 3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Цель: научить обучающихся подводить итоги, выделять главные мысли урока.

Личностные: осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала;

Предметные : уметь давать характеристику предложению; уметь определять виды простых предложений по количеству главных членов предложения.

1. Что такое предложение?

2. Какое предложение мы называем простым предложением?

3. Какое предложение называется односоставным предложением? двусоставным предложением?

4. Что входит в грамматическую основу предложения?

5. Как можно изменить смысл предложения в устной речи?

Возвращение к эпиграфу урока.

6. Так какие же чудеса можно творить с русским языком? Возможно ли такое в изучаемых вами иностранных языках?

По учебнику Л.А.Тростецовой, Т.А.Ладыженской и др. Русский язык: уче. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. – М.Просвещение, 2007 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: систематизировать знания по теме “Предложение. Грамматическая основа”: формировать умение различать простые предложения; формировать умения выделять грамматическую основу в предложениях;

сформировать понятие о видах предложений по наличию главных чле­нов (односоставные, двусоставные); учиться разграничивать односоставные и двусоставные предложения, определять способ выражения главного члена в од­носоставных предложениях;

Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие творческих способностей на основе практической работы.

Воспитательные: воспитывать чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместной работы и выполнения самостоятельных заданий; развитие навыка работы в паре, развивать мотивацию изучения русского языка, используя разнообразные приёмы деятельности.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, карточки, портрет М. Цветаевой

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

Синтаксическая разминка.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Читаю стихотворение.

- Кто автор стихотворения? (Марина Цветаева)

Вывешиваю на доску портрет поэтессы.

- О чем это стихотворение?

- Благодаря чему достигается выразительность? (Благодаря средствам выразительности речи)

- какие средства выразительности речи использует М. Цветаева? (Метафоры)

- Ребята, найдите словосочетания, определите их вид по главному слову и вид связи слов.

- Почему грамматическая основа не может быть словосочетанием?

3. Формулировка темы и целей урока.

- Посмотрите на доску

- Будут ли записанные слова предложением? Чего не хватает? (грамматической основы)

Открываю грам.основу

- А сейчас перед вами предложение? Почему?

- Какое это предложение по количеству грамматических основ? (простое)

- Что такое предложение?

- Что такое грамматическая основа, из чего она состоит и для чего она нужна? (грамм.основа явл.смысловым ядром предложения)

Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.

Главные члены предложения составляют грамматическую основу.

Подлежащее – это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы кто? или что?

Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет?, каков предмет?

Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.

В сложном предложении две или несколько грамматических основ.

Предложение состоит из главных и второстепенных членов.

- Сформулируйте тему урока и цели.

Запишите число, тему урока.

Работа по теме урока

1) Синтаксический разбор предложений

-Запишите предложение и выполните синтаксический разбор (один ученик работает у доски)

-Запишите следующее предложение, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор . (один ученик работает у доски)

Открываю заранее написанное предложение

Солнце, не видимое за горизонтом, где-то справа еле-еле освещает кусочек неба, а на полях уже тишина. (Повеств., невоскл., сложное, союзное, ССП)

- Какое это предложение, сколько грамм.основ?

- Чем выражена грамм основа первой предикат.части? … и второй?

-Как вы думаете, как называются простые предложения, где есть и полежащее, и сказуемое? (Двусоставные)

- А как называются предложения, где только один главный член? (Односоставные)

2) Работа с текстом по карточкам

- У вас на столах карточки с предложениями. Нужно их распределить по колонкам. В первую колку выписываем предложения с одним главным членом, а во вторую – с двумя, т.е. подлеж.и сказ. Подпишите части речи, которыми выражена грамм основа

Люблю зиму. В зимний воскресный день идёшь по дорожке парка и любуешься огромными елями. Хочется нарисовать всё это!

Они покрыты удивительными снежными шапками. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев.

- Прочитайте текст. О чем он? Определите вид предложения по количеству грамматических основ.

1.Люблю зиму. 2. В зимний воскресный день идёшь по дорожке парка и любуешься огромными елями. 3. Они покрыты удивительными снежными шапками. 4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. 6. Хочется нарисовать всё это!

-Как назовем первую колонку. и вторую? (Вписываем названия колонок)

- Обратите внимание, из каких слов состоит последнее предложение перкой колонки.

- Только ли из одного слова может состоять член предложения? (нет, м/б и словосочетанием)

- А чем выражено сказуемое последнего предложения второй колонки? (фразеологическим оборотом)

Я буду называть предложения, если оно односоставное, то вы делаете наклоны, а если оно двусоставное, то – приседания

Завтра идем в поход. Строители возводят здание. В доме шумели. Почтальон принес газету. Тишина. Я тороплюсь. Принеси книгу. Соловья баснями не кормят.

3. Составление предложений с фразеологическими оборотами

На доске: Лучшие ученики участвовали (приняли участие) в научной конференции.

Войска победили (одержали победу) в сражении.

Волонтеры помогли (оказали помощь) пожилым старушкам (людям)

- Выделите грам. основу в предложениях и замените сказуемые фразеологическими оборотами.

- В последнем предложении допущена речевая ошибка, какая? Исправьте её

Такие ошибки называются плеоназмом. В переводе с древне-греческого слово плеоназм— это излишество (употребление ненужных для понимания слов или фраз)

- Запишите получившиеся предложения и подчеркните грамм. основу.

4. Закрепление

Выполнение упр. 75 с. 47 Устно разбираем задание, затем ученики самостоятельно записывают.

5. Итог урока. Рефлексия.

Как называются предложения с одной грамматической основой. с двумя?

Что является главным в предложении. Какими частями речи могут быть выражены подлежащие и сказуемые?

Как называются предложения, в которых грамматическая основа выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым)? двусоставными.

Как называются предложения с одним главным членом? односоставными.

Мы научились различать односоставные и двусоставные предложения.

Мы упражнялись в умении определять грамматическую основу предложения.

Вы все сегодня поработали хорошо.

8.Домашнее задание.

Изучить параграф 13 стр.46., выполнить упр. 73

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательные: систематизировать знания по теме “Предложение. Грамматическая основа”: формировать умение различать простые предложения; формировать умения выделять грамматическую основу в предложениях;

дать понятие о видах предложений по наличию главных членов (односоставные, двусоставные); разграничивать односоставные и двусоставные предложения, определять способ выражения главного члена в односоставных предложениях;

Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие творческих способностей на основе практической работы.

Воспитательные: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместной работы и выполнения самостоятельных заданий; развитие навыка работы в паре, развивать мотивацию изучения русского языка, используя разнообразные приёмы деятельности.

1. Организационный момент.

- Я хочу вам пожелать

2. Речевая разминка.

- Чтобы настроиться на урок, давайте повторим правила, которые вы должны соблюдать на уроке:

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнем

И сами до всего дойдем.

3. Орфографическая разминка.

- Откройте тетради, запишите число.

- Какое было домашнее задание?

Ученикам раздаются карточки с названиями частей речи. Каждый объясняет орфограмму своей части речи

(Не)друг, а враг; (не) сделанный; (не)объятный; вовсе (не) интересен; (не) выполнен; (не)взлюбить; (не) зависевший от обстоятельств; (не) рисуя; (не)широкий, а узкий; (не) собрать; (не)чаянность; (не)медленно.

Словарная работа.

Необъятный – огромный по размерам.

-Подберите к этому слову синонимы.

Необъятный - безграничный, огромный, безбрежный.

- Составьте с этими словами словосочетания, предложения.

4. Повторение изученного.

Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.

В сложном предложении две или несколько грамматических основ.

Предложение состоит из главных и второстепенных членов.

Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое .

Главные члены предложения составляют грамматическую основу .

Подлежащее – это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы кто? или что?

Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? , каков предмет?

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Мы будем говорить о простом предложении, грамматической основе предложения.

6. Работа над темой урока.

1). Работа с текстом.

- Прочитайте текст. Определите вид предложения по количеству грамматических основ.

1.Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке парка и любуешься огромными елями, которые покрыты удивительными снежными шапками. 4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. 6. Хочется нарисовать всё это!

-Назовите простые предложения. Докажите.

Простые предложения: 1, 2, 4, 5, 6, потому что одна грамматическая основа.

-Назовите сложные предложения.

Сложные предложения: 3, потому что две грамматические основы.

Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.

В сложном предложении две или несколько грамматических основ.

2). Исследовательская работа.

Работа с карточками .

Задание: Подчеркните грамматические основы. Заполните таблицу.

1.Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке. 4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. 6. Хочется нарисовать всё это!

Предложения с двумя главными членами.

1. Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке. 6. Хочется нарисовать всё это!

4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Яне могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев.

1. Предложения, в которых грамматическая основа выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым), называются двусоставными.

2. Предложения с одним главным членом называются односоставными .

(чтение теоретического материала по учебнику стр.46)

7. Закрепление материала.

- Распределите простые предложения по кармашкам. Назовите грамматическую основу.

2. Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз.

6. Поздний вечер.

8.Ходите осторожно во время гололёда.

-Исправьте ошибки, запишите предложения (работа у доски и в тетрадях).

На уроке будь внимательным.

Зимой холодная вода.

Сонливый да ленивый – два брата .

Поздним вечером поставили палатку.

Мать с дочерью поехали в гости.

3)Чтение и анализ стихотворения.

Зима! Скорее на коньки!

Но выходить на лёд нельзя,

Пока непрочен он, друзья,

Когда есть трещины на нём,

Когда вдруг потеплело днём …

Провалишься – придёт беда:

Зимой холодная вода …

- О чём говорится в стихотворении?

(В стихотворении говорится о правилах поведения на реке).

- О каких правилах поведения на реке говорится в стихотворении?

Выходить на лёд нельзя, …

Выходить на лёд нельзя, …

Выходить на лёд нельзя, …

-Запишите предложения, выполните их синтаксический разбор.

(Один ученик работает у доски, остальные – на местах).

8. Итог урока. Рефлексия.

Предложение с одной грамматической основой называется простым предложением.

Главные члены составляют его грамматическую (предикативную) основу.

Предложения, в которых грамматическая основа выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым), называются двусоставными.

Предложения с одним главным членом называются односоставными .

Мы научились различать односоставные и двусоставные предложения.

Мы упражнялись в умении определять грамматическую основу предложения.

-Ребята, оцените свою работу на уроке.

(по листам самооценки).

8.Домашнее задание.

Выучить правило на стр.46.

Конспект урока по русскому языку в 8 классу на тему:

Цели: научить производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений; обучать умению интонационно выразительно читать предложения; обобщить ранее изученное о простом предложении.

Планируемые результаты:

Личностные:

- осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала;

- выявлять пробелы в знаниях и устранять их.

Метапредметные:

1.Познавательные

- умение опознавать простые предложения, определять их виды;

-наблюдение за особенностями употребления простых предложений в речи и художественном тексте.

- умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов

2. Коммуникативные:

- осуществление взаимного контроля, умение приходить к единому мнению в рамках учебного диалога

- согласование своего мнения с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога

- адекватное использование речи для представления результата.

3. Регулятивные:

- владение навыками контроля и оценки своей деятельности;

- поиск и устранение причин возникших трудностей

- оценивание своих учебных достижений, своего физического и эмоционального состояния.

Предметные:

- давать характеристику предложению;

- умение определять виды простых предложений по количеству главных членов предложения.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: групповая, индивидуальная

Методы: проблемно-поисковые, творческие

Приемы: орфографическая разминка , тестирование, дидактические игры, работа со схемой

1. Организационный момент.

- Я хочу вам пожелать

2. Речевая разминка.

- Чтобы настроиться на урок, давайте повторим правила, которые вы должны соблюдать на уроке:

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнем

И сами до всего дойдем.

3. Орфографическая разминка.

- Откройте тетради, запишите число.

- Какое было домашнее задание?

Ученикам раздаются карточки с названиями частей речи. Каждый объясняет орфограмму своей части речи

(Не)друг, а враг; (не) сделанный; (не)объятный; вовсе (не) интересен; (не) выполнен; (не)взлюбить; (не) зависевший от обстоятельств; (не) рисуя; (не)широкий, а узкий; (не) собрать; (не)чаянность; (не)медленно.

Словарная работа.

Необъятный – огромный по размерам.

-Подберите к этому слову синонимы.

Необъятный - безграничный, огромный, безбрежный.

- Составьте с этими словами словосочетания, предложения.

4. Повторение изученного.

Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.

В сложном предложении две или несколько грамматических основ.

Предложение состоит из главных и второстепенных членов.

Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.

Главные члены предложения составляют грамматическую основу.

Подлежащее – это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы кто? или что?

Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет?, каков предмет?

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Мы будем говорить о простом предложении, грамматической основе предложения.

6. Работа над темой урока.

1). Работа с текстом.

- Прочитайте текст. Определите вид предложения по количеству грамматических основ.

1.Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке парка и любуешься огромными елями, которые покрыты удивительными снежными шапками. 4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. 6. Хочется нарисовать всё это!

-Назовите простые предложения. Докажите.

Простые предложения: 1, 2, 4, 5, 6, потому что одна грамматическая основа.

-Назовите сложные предложения.

Сложные предложения: 3, потому что две грамматические основы.

Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.

В сложном предложении две или несколько грамматических основ.

2). Исследовательская работа.

Работа с карточками .

Задание: Подчеркните грамматические основы. Заполните таблицу.

1.Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке. 4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. 6. Хочется нарисовать всё это!

Предложения с одним главным членом.

Предложения с двумя главными членами.

1.Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке. 6. Хочется нарисовать всё это!

4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев.

1. Предложения, в которых грамматическая основа выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым), называются двусоставными.

2. Предложения с одним главным членом называются односоставными.

(чтение теоретического материала по учебнику стр.46)

7. Закрепление материала.

- Распределите простые предложения по кармашкам. Назовите грамматическую основу.

2. Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз.

5. Сынвыпускник школы.

6. Поздний вечер.

8.Ходите осторожно во время гололёда.

-Исправьте ошибки, запишите предложения (работа у доски и в тетрадях).

На уроке будь внимательным.

Зимой холодная вода.

Сонливый да ленивый – два брата.

Поздним вечером поставили палатку.

Мать с дочерью поехали в гости.

3)Чтение и анализ стихотворения.

Зима! Скорее на коньки!

Но выходить на лёд нельзя,

Пока непрочен он, друзья,

Когда есть трещины на нём,

Когда вдруг потеплело днём …

Провалишься – придёт беда:

Зимой холодная вода …

- О чём говорится в стихотворении?

(В стихотворении говорится о правилах поведения на реке).

- О каких правилах поведения на реке говорится в стихотворении?

Выходить на лёд нельзя, …

Выходить на лёд нельзя, …

Выходить на лёд нельзя, …

-Запишите предложения, выполните их синтаксический разбор.

(Один ученик работает у доски, остальные – на местах).

8. Итог урока. Рефлексия.

Предложение с одной грамматической основой называется простым предложением.

Главные члены составляют его грамматическую (предикативную) основу.

Предложения, в которых грамматическая основа выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым), называются двусоставными.

Предложения с одним главным членом называются односоставными.

Мы научились различать односоставные и двусоставные предложения.

Мы упражнялись в умении определять грамматическую основу предложения.

-Ребята, оцените свою работу на уроке.

Читайте также: