Просмотреть ролик судовые якоря и сделать конспект

Обновлено: 07.07.2024

1. Назначение якорей.
2. Классификация.
3. устройство и принцип действия.
4. Типы якорей и стопоров судов речного
флота.

Якорь – литая,
кованная или сварная
конструкция,
предназначенная для
удержания судна на
открытой воде

И С ТО Р И Ч Е С КА Я С П РА В КА
Якорь, как одно из
важнейших приспособлений,
придуманных древними,
появился четыре тысячи
лет до нашей эры. Принцип
его конструкции считается
классическим и продолжает
использоваться в
конструкциях
адмиралтейских якорей

Судовые якоря
Становые
Носовой правого борта
Вспомогательные
Стоп - анкер
Верп
Носовой левого борта
Дрек - шлюпочный
Запасной
Якорь - кошка
Ледовый якорь

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЯКОРЯ
Стоп – анкеры – самые крупные из вспомогательных якорей и
применяются совместно со становыми для удержания судна в
определенном положении.
Верпы – малые якоря, применяемые для тех же целей, что и стоп
– анкеры.
Дреки – небольшие шлюпочные якоря массой от 16 до 45 кг.
Кошки – малые трех- и четырехрогие якоря массой
от 5 до 15 кг.,
применяются для отыскания затонувших и вылавливания
плавающих предметов.
Ледовые якоря имеют массу от 75 до 80 кг. И применяются
для удержания судна у ледового поля.

Устройство якоря
4
Адмиралтейский
Якорь Холла
Якорь Матросова
По конструкции якоря подразделяются:
со штоком, зарывающиеся в грунт одной лапой.
со штоком и без штока, зарывающиеся в грунт двумя
лапами.
Якорь состоит: 1. скоба; 2. шток; 3. веретено; 4. рог; 5. лапа;
6. тренд; 7. коробка.

Подбор якорей
В соответствии Правил Российского Речного Регистра
количество и масса становых и вспомогательных якорей
определяются по формуле характеристики снабжения судна:
Nс = L(B + H) ∙ k ∙ ∑l ∙ h; где
L – длина судна, м;
В – ширина судна, м;
Н – высота борта, м;
k – коэффициент, учитывающий суммарную длину надстроек;
∑l – суммарная длина надстроек, м;
h – высота надстроек судна, м.

Адмиралтейский якорь
Адмиралтейский якорь относится к
штоковым якорям, зарывающимся в
грунт одной лапой
Достоинства: якорь прост по
конструкции и обладает большой
держащей силой (7 – 8 m q).
Недостатки: якорь неудобен при
отдаче и уборке. Зарывшись в грунт
одной лапой, якорь представляет
опасность для судов на мелководье.
Возможность запутывания якорной
цепи за выступающий рог.
Применяется на стоечных судах и
судах технического флота.

Литой якорь с поворотными лапами
системы Холла является самым
распространенным на судах речного флота.
Якорь состоит из двух основных деталей:
веретена и коробки, отлитой как одно целое
с двумя лапами. Якоря Холла изготовляются
двух исполнений – с веретеном круглого или
квадратного сечения. Угол разворота лап
45°. Коробка имеет захваты (песочники)
способствующие повороту лап при
вхождении в грунт.
Достоинства: якорь Холла удобен в
эксплуатации. Его можно быстро отдать, он
обладает большой держащей силой (3,75 m
q), удобно втягивается в клюз и безопасен
при стоянке на мелководье.
Недостатки: при развороте судна
вырывается из грунта.

Имеет широкие лапы, расположенные почти
вплотную к веретену и могут поворачиваться на
угол 35°. Лапы имеют отлитый вместе с ними
шток, смещенный вверх относительно оси
вращения веретена в тренде якоря.
Применяется якорь Матросова на скоростных
судах и судах небольшого водоизмещения.
Достоинства: якорь имеет сравнительно
небольшую массу и обладает большой держащей
силой (12 mq).
Недостатки: хуже работает на каменистых
грунтах.

И С ТО РИ Ч ЕС К А Я С П РА В К А
В 1946 году советский инженер
И. Матросов создал
оригинальную литую
конструкцию якоря
повышенной держащей силы на
принципе кривошипного
механизма, что позволяет
якорю быстро забирать грунт
не выходить из него при
развороте судна на 360°

Предназначены для крепления якоря по походному.
На судах речного флота применяются следующие типы стопоров:
а) Винтовой; б) закладной; в) маятниковый; г) цепной.
1. скоба; 2. зажимная колодка; 3. винтовой шпиндель; 4. ручка; 5. подушка;
6. Палубный обух; 7. талреп; 8. глаголь – гак; 9. якорная цепь.

1. Какие принципиальные отличия между
адмиралтейским якорем и якорем Холла?
2. Какие принципиальные отличия между
якорем Холла и якорем Матросова?
3. Какими вспомогательными якорями снабжают
судно?
4. Какую роль выполняют палубные стопоры?
5. Какие типы стопоров применяются на судах?

Поднятые якоря на танкере VALE ESPIRITO SANTO

Поднятые якоря на танкере VALE ESPIRITO SANTO

До начала съемки с якоря или швартовых бочек необходимо заблаговременно выполнить следующие подготовительные операции:

главный двигатель перевести в постоянную готовность;

проверить связь с машинным отделением и баком;

сверить часы на мостике и в машинном отделении;

проверить работу и согласование машинного телеграфа;

проверить работу рулевого устройства;

проверить работу устройства подачи звуковых сигналов (тифон);

включить и настроить РЛС;

установить связь с портом, службой управления движением судов (СУДС);

После общей подготовки судна на бак вызываются расписанные для съемки с якоря члены экипажа (обычно третий помощник и боцман), которые подготавливают к работе брашпиль и проверяют его работу на холостом ходу.

По окончании подготовки, но не менее чем за 15 минут до съемки с якоря, старший помощник и старший механик докладывают капитану о готовности судна к съемке с якоря.

Подготовку к подъему якоря осуществляют в следующем порядке:

проверяют надежность крепления ленточного стопора;

проверяют брашпиль (шпиль) в действии на холостом ходу;

соединяют цепные барабаны с механизмом брашпиля;

отдают дополнительные стопоры (если они были наложены);

открывают воду для промывания якорной цепи и сообщают на мостик о готовности брашпиля к работе.

Поднятые якоря на судне

Выборку якорной цепи, чтобы не вызвать перегрузку брашпиля, начинают на самой малой скорости и одновременно с этим включают систему обмыва якорной цепи. Когда судно тронется вперед, скорость выбирания цепи можно увеличить, однако необходимо следить, чтобы цепь успевала хорошо обмыться и шла в цепной ящик чистой. Не следует допускать также большого разгона судна, чтобы цепь не пошла под корпус судна.

По команде, полученной с мостика, отдают ленточный стопор и включают брашпиль. Во время выбирания якорной цепи следят за ее направлением - если цепь ложится на излом через форштевень, необходимо временно приостановить ее выбирание, выжидая момент, когда нос судна вновь будет повернут в нужную сторону.
Если это не будет сделано, то якорная цепь, испытывая при изгибе чрезмерные напряжения, может разорваться или сильно деформироваться.

В процессе выборки якорной цепи помощник капитана постоянно докладывает на мостик о количестве смычек на брашпиле или в воде, натяжении и направлении цепи относительно диаметральной плоскости судна.

Одновременно в колокол подаются следующие сигналы:

количество смычек, оставшихся в воде, отбиваются отдельными ударами;

якорь вышел из воды (чист/нечист) - два удара в колокол;

якорь в клюзе (на месте) - три удара в колокол.

Когда якорь будет подтянут до панера, т. е. когда якорная цепь будет направлена по вертикали к уровню воды, а сам якорь еще не оторвался от грунта (рис. 2.35), об этом сообщают на мостик подачей установленного сигнала.

Необходимо спустить шар или выключить якорные огни и включить ходовые.

При съемке с якоря на волнении, когда нос судна резко поднимается и опускается, существует опасность обрыва якорной цепи. Чтобы цепь не оборвалась, дают машине самый малый ход вперед и подрывают якорь.

При съемке с двух якорей вначале выбирают якорь, у которого в воде меньше якорной цепи, или якорь того борта, который расположен ближе к опасностям и рядом стоящим судам. Если угол между цепями небольшой, их можно выбирать одновременно.

При стоянке на двух якорях способом фертоинг для съемки с якорей первоначально травят цепь якоря, на котором судно стоит в данный момент, и одновременно с этим подбирают цепь второго якоря. Когда он окажется в клюзе, выбирают первый якорь.

Якорь панер

Рис. 2.36. Якорь вышел из воды

Якорь вышел из воды

Процесс съемки судна с бочек в спокойную погоду трудностей не представляет. Вначале отдают все кормовые концы, затем носовые, причем последним отдают швартовный трос, поданный дуплинем.

При наличии ветра и течения прибегают к помощи буксира кантовщика, особенно, если направление ветра и течения на совпадает с диаметральной плоскостью судна.
В этом случае также сначала отдают все кормовые швартовные концы, затем носовые, оставив заведенный дуплинем. Отдав последний швартов с кормы, маневрируют на выход, потравливая, а затем и отдавая носовой швартовный трос.



Рис. Постановка судна на якорь при движении по течению:
I, II – движение судна к месту отдачи якоря; III – положение судна в момент отдачи якоря; IV- раз-ворот судна на якорной цепи; V – положение судна после постановки на якорь.
2) Постановка судна на два якоря.
Наиболее распространенный способ постановки на два якоря с разносом их якорных цепей под углом 20 -300.
При благоприятных условиях, до усиления ветра, когда якорная цепь отданного ранее якоря вытравлена на ограниченную длину и в цепном ящике остается 3-4 глубины, то отдача второго якоря может осуществляться без помощи машины. Для этого выжидают момент, когда судно зарыскнет на наибольший угол в сторону свободного борта, и отдают второй якорь (рис. ). После этого сразу начинают травить обе якорные цепи, добиваясь, чтобы они были одинаково загружены, при этом цепи будут иметь разные длины. Необходимо, чтобы длина короткой цепи была не менее 4-5 глубин (на малых глубинах) и 3-4 глубины – на средних.
При усиливающемся ветре и когда якорная цепь первого якоря вытравлена на значительную длину, то постановка обязательна с помощью машины. Для выполнения маневра перекладывают руль в сторону свободного борта (где находится второй якорь), и начинают осторожно подрабатывать машиной на передний ход, не допуская значительного разгона судна.
Изменив курс на 20-300, выходят примерно на траверз первого якоря и отдают второй, подтравливают постепенно его якорную цепь, не допуская, чтобы судно пришло рывком на якорную цепь первого якоря. Чтобы облег-чить движение судна к месту отдачи второго якоря, якорная цепь первого подбирается примерно до половины, а затем подтравливается.
Достоинством такого способа постановки на два якоря является то, что за счет равномерного распределения нагрузки на обе якорные цепи увеличивается держащая сила якорного устройства в целом. При очень малых углах разноса якорных цепей возможно перепутывание цепей. Поэтому только на судах с большим разносом якорных клюзов можно допустить, чтобы угол разноса был меньше 200.
При равномерном натяжении якорных цепей их равнодействующая будет находиться в ДП судна и в одной вертикальной плоскости с силой ветра. В результате этого исчезнет фактор, вызывающий рыскание судна в горизонтальной плоскости. Это второе важное достоинство данного способа.

Рис. Постановка судна два якоря при неизменном направлении ветра.
Недостаток данного способа: в случае перемены направления ветра возможно перекручивание якорных цепей. Поэтому, если известно, что ветер поменяет направление, лучше использовать способ перекрещивающихся цепей.
При этом способе судно первоначально становят или на один левый якорь, если направление ветра будет изменяться против часовой стрелки, или правый – при изменении направления ветра по часовой стрелке и с усилением ветра максимально вытравливают якорную цепь отданного якоря (рис. Положение I). Затем с началом рыскания, выждав ? периода рыскания, когда судно отклонится на наибольший угол в сторону отданного якоря (положение III), отдают второй якорь, вытравливая его без задержки. После того, как судно в обратном движении придет на лини. Ветра, задерживают якорную цепь и берут ее на стопор (положение).
При этом способе судно стоит на одном якоре с максимально вытрав-ленной цепью. Якорная цепь второго якоря лежит на грунте, поэтому якор-ные цепи не трутся друг от друга, удерживая судно от разворота и рыскания.

Рис. Постановка судна на два якоря способом перекрещивающихся цепей.

Если же характер изменения направления ветра заранее неизвестен, или направление ветра изменяется периодически то в одну, то в другую сторону, можно использовать постановку на два якоря способ тандем. При этом способе также стоит на одном якоре с максимально вытравленной якорной цепью, а второй якорь для уменьшения рыскания кладется просто на грунт. Поскольку противодействие рысканию создается за счет волочения якоря по грунту, полностью рыскание не устраняется, но значительно уменьшается его амплитуда.
Применение такого способа возможно только при достаточной глубине, исключающей повреждение корпуса судна собственным якорем во время рыскания.
В тех случаях, когда сила, действующая на стоящее на якоре судно, меняется по направлению сразу на 1800, ставят на два якоря способом фертоинг. Якоря кладутся с таким расчетом, чтобы их якорные цепи располагались под углом, близким к 1800. Часто к этому способу прибегают при постановке на якорь в районах, где действуют приливно-отливные течения, а площадь якорной стоянки ограничена и не позволяет судну свободно разворачиваться при перемене направления течения. Для выполнения маневра судно выходит носом против течения, проходит предполагаемое место стоянки на расстояние, равное длине якорной цепи, которая будет вытравлена, и отдает один из якорей.
Потравливая якорную цепь, спускаются по течению на расстояние, равное двумя длинам якорной цепи, и отдают второй якорь. Травят его якорную цепь и одновременно с этим выбирают якорную цепь первого якоря, пока обе якорные цепи не получат одинаковую длину и судно не придет в намеченную точку якорной стоянки. Судно будет стоять не на двух якорях, а поочередно в зависимости от направления течения то на правом, то на левом якоре.


Рис. Постановка судна на два якоря а) способом тандем, б) способом фертоинг.

Якорное устройство служит для постановки судна на якорь, обеспечения надежной стоянки судна на открытой воде и для снятия его с якоря.

Основное якорное устройство размещается в носовой части открытой палубы и состоит из элементов, показанных на рис. 57.



Рис. 57. Якорное устройство судна. 1 — становой якорь; 2 — якорная скоба; 3 — вертлюг; 4 — якорная цепь; 5— бортовой клюз; 6 — якорная труба; 7 — палубный клюз; 8 — цепной стопор; 9 — зажимной стопор; 10 —брашпиль (шпиль); 11 — цепная труба; 12 — цепной ящик; 13 — жвака-галс.

Якоря обеспечивают прочную связь судна с грунтом дна и создают удерживающую силу, противодействующую внешним силам, стремящимся сдвинуть судно с места.

Для длительной и прочной стоянки судов применяют мертвые якоря, которые могут быть увеличенного веса и особой конструкции, обеспечивающей надежное сцепление с грунтом. Якоря, применяющиеся на плавающих судах, называются становыми. Количество и общий вес якорей на судне выбирают в зависимости от главных размерений судна. Известно много конструкционных типов якорей, наиболее часто применяющиеся якоря приведены на рис. 58.

Якоря характеризуются держащей силой — способностью соединяться с грунтом и выдерживать натяжение, определяемое силой, кратной его весу.



Рис. 58. Типы якорей, применяющихся на судах, и их конструктивные элементы: а — якорь типа Матросова; б— якорь типа Холла. 1 — веретено; 2 —лапа ; 3 — якорная скоба; 4 — голова.

Наилучшим якорем по держащей силе, доходящей до 15-кратного веса якоря, является адмиралтейский якорь . Но из-за громоздкости конструкции, исключающей его уборку в якорную трубу и в бортовой клюз, на морских судах этот якорь не используется. На этих судах широкое применение находят: якорь повышенной держащей силы (Матросова ) и якорь

Холла, удобные в эксплуатации. Держащая сила этих якорей, соответственно равна величине 15- и 3,5—3,75-кратной их весу. Якорные цепи являются связью между якорем и судном.

Провес цепи в воде обеспечивает амортизацию судна при частых динамических воздействиях на него ветра и волн на открытой водной поверхности. Цепь — пока незаменимый элемент якорного устройства, несмотря на ее громоздкость и относительную дороговизну.

Якорные цепи изготовляют стальными, используя способ литья, ковки, штамповки или сварки (рис. 59). Они состоят из звеньев и изготовляются участками, называемыми смычками, длиной каждая около 25 м. В звено ставят распорки (контрфорсы), которые увеличивают прочность цепи примерно на 20— 25%. Минимальный диаметр сечения звена в местах соединения их друг с другом (диаметр проволоки) называется калибром цепи. Отдельные смычки соединяются специальными соединительными звеньями (так называемое звено Кэнтера) в якорную цепь длиною в несколько сот метров. Для предупреждения скручивания цепи при отдаче якоря в нее включается у якоря поворотное приспособление, называемое вертлюгом.



Рис. 59. Элементы якорной цепи: а — жвака-галсовая смычка; б — коренная смычка; в — промежуточная смычка, г — якорная смычка. 1 — общее звено с распоркой; 2 — увеличенное звено без распорки; 3 — соединительное звено; 4 — концевое звено; 5 — вертлюг; 6 — скоба концевая; 7 — глаголь-гак жвака- га л совый.

Коренной конец якорной цепи, противоположный якорю, крепится к корпусу специальным устройством — жвака-галсом, с откидным приспособлением — глаголь-гаком, позволяющим в случае экстренной надобности быстро отдать конец якорной цепи. При подъеме цепи из воды она сходит в специально оборудованное помещение, называемое цепным ящиком, где и хранится.

Якорные клюзы — бортовые и палубные — служат подушками, уменьшающими трение при сходе или подъеме якорной цепи, и, кроме того, бортовые клюзы являются нишами, в которые заподлицо убирается голова и лапы якоря.

Для надежного крепления якорной цепи на якорной стоянке предназначены стопоры, которые принимают на себя динамические рывки якорной цепи, а также служат для закрепления якорных цепей на палубе при поднятых якорях. Стопоры бывают кулачковыми, цепными, винтовыми и эксцентриковыми.

Якорные машины служат для подъема якорной цепи и якоря из воды. Подъем цепи осуществляется звездочкой, представляющей собой диск, вращающийся с валом машины от электрического привода. Звездочка имеет гнезда, соответствующие форме и размеру звена цепи. В эти гнезда входит звено, и при вращении звездочки цепь выбирается.

Якорные машины могут быть двух систем, различающихся конструктивным положением вала, на котором закреплена звездочка. У шпиля ось вала расположена вертикально, и звездочка вращается в плоскости палубы. Конструктивно шпиль выполняется так, что привод, вращающий вал, располагается под палубой, на палубе остается только звездочка и выше ее — барабан-турачка для намотки тросов при их выбирании. У брашпиля ось вала — горизонтальная, и звездочка вращается в плоскости, перпендикулярной палубе. Вся конструкция брашпиля и приводная машина расположены на палубе и занимают на ней много места.

Важное

Первый турецкий легкий авианосец вышел на ходовые испытания

Названа дальность стрельбы гиперзвуковой ракеты "Циркон"


Важное

Зеленский предложил Путину переговоры


Важное

Читайте также: