Программная музыка симфоническая сюита 5 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

А кто из вас знает композитора и произведение, которое написано на эту тему?

Определяем цель урока.

2. Узнать новых для себя персонажей. Узнать что такое симфоническая сюита.

3. Научится по заложенной в музыке программе представлять себе героя и сюжет.

Обращаясь к литературным источникам, композиторы часто создают на их основе музыкальные произведения. Такие произведения, называются – программной музыкой. (Запишем понятие программная музыка).

Они не редко имеют название литературного произведения или сопровождаются словесной программой в начале нотного издания, которая раскрывает их содержание.

Давайте разберем термин – симфоническая сюита.

  • Симфоническая это что означает? (играет симфонический оркестр, разберем по составу (деревянные духовые, медные духовые, струнные инструменты)
    Кто исполняет сюиту? (симфонический оркестр)

Сюита – это последовательность самостоятельных (т.е. независящих друг от друга) музыкальных номеров, но имеющих общую тему. Как правило, различаются по характеру, ритму, темпу и т. п., в то же время они могут быть связаны тональным единством, мотивным родством и др. способами. Гл. принцип формообразования С. - создание единого композиционного целого (произведения) на основе чередования контрастных частей - отличает С. от таких цикличных форм, как соната и симфония с их идеей роста и становления.

Вот такую программу приложил Н.А. Римский-Корсаков к партитуре (нотам) этой сюиты:

(Читает ученик) стр. 21.

Запишите еще один термин – лейтмотив – это главный, ведущий мотив.

После прослушивания вы ответите мне на вопрос.

  • Какие особенности музыки придают им восточный колорит?

Она начинается с медленного вступления — своеобразного пролога всей сюиты — и строится на двух контрастных темах. Первая, тема султана Шахриара, исполняется в унисон медными духовыми и струнными инструментами и звучит грозно и величественно. (запишем в словарь, в конце тетради, характеристику темы, эпитеты, прилагательные воспользовавшись словарем)

Вторая тема, тема Шехеразады, поручена солирующей скрипке, которую поддерживают аккорды арфы.

Ее гибкая и плавная мелодия напоминает изысканный восточный орнамент. (запишем в словарь, в конце тетради, характеристику темы, эпитеты, прилагательные, воспользовавшись словарем)

Обе темы являются лейтмотивами, объединяющими все произведение. Тема Шахриара, рисует спокойный и величественный морской пейзаж.

А теперь творческое задание.

Мы послушаем 4ю часть сюиты, а вы мне скажете, какую картину перед вами нарисовала эта музыка. (запишем в словарь, в конце тетради, характеристику темы, эпитеты, прилагательные воспользовавшись словарем)

2. Н.А. Римский-Корсаков – «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником".

(Слышится гневный голос Шахриара — ему отвечает мягкий голос Шехеразады. Она начинает свою последнюю сказку. Доносится шум праздника в восточном городе. Основная тема четвертой части — в характере восточного танца, в ритме лезгинки).

Рефлексия.

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Что такое симфоническая сюита?
  • Чем она отличается от симфонической картины?
  • Кто такой Шахриар?
  • Что сделала Шахеразада для своего спасения?
  • Как назывались части сюиты, которые сегодня мы с вами послушали?

Домашнее задание – прочитать страницы 20-21. Письменно ответить на вопрос №3 (сочинить небольшую сказку…) на стр. 21.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Предмет, класс, тема

Планируемые результаты освоения содержания урока

Открытие новых знаний

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

-формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных

-Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера

-Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия

-Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиск компромиссов, распределение функций и ролей

-Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач

-Представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижении историко - культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

-Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности

Содержание урока, деятельность учителя

Пропевание музыкального приветствия по терции вниз:

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Посмотрите на портрет, кто на нем изображен?

-Что вы о нем узнаете и с какими музыкальными произведениями знакомы?

-Почему композитора стали называть композитором-сказочником?

-Николай Андреевич Римский-Корсаков.

-Родился 18 марта 1844 г. в Тихвине Новгородской губернии. К музыке имел склонность с детства, но вначале избрал карьеру морского офицера. В 1856 г. поступил в Морской корпус в Петербурге. Правда, занятий музыкой не оставил.

- Большая часть произведений написана на сказочный сюжет.

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности

3. Актуализация знаний.

Показать на слайде содержание сюиты:

Море и Синдбадов корабль — сонатная форма со вступлением и кодой (без разработки)

Рассказ царевича Календера — сложная трёхчастная форма с вступлением и кодой

Царевич и царевна — сонатная форма с кодой без вступления и разработки

Праздник в Багдаде — рондо (чередование всех тем из первых трех частей)

-Это музыкальное произведение относится к программной музыке, как вы думаете почему?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока : познакомить детей с одним из видов классической музыки - симфонией.

Задачи урока:

слушать музыку и уметь размышлять и характеризовать её;

пробуждать желание высказываться, раскрывать себя, высказывать свои мысли

развивать творческое воображение, восприятие музыкального образа, а через него восприятие разных сторон жизни; развивать музыкальный, вокальный слух и голос.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определение границ знания-незнания);

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

- ориентироваться в учебнике и тетради;

-находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и презентации;

- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

-владеть опытом обобщения по теме урока;

Регулятивные:

-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;

-анализировать свою творческую деятельность;

- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала (знаний) на уроке и проводить его.

1.Организационный момент.

Музыкальное приветствие (в основе мелодии трезвучие и постепенное движение вверх и вниз):

Добрый день, добрый день,

Говорим мы каждый день,

Этими словами здороваемся с вами.

2. Актуализация опорных знаний. Постановка учебных задач.

Учитель: - Какой жанр музыки вы любите?

- Какой жанр музыки вы увидели? Знаком ли вам композитор? ( показать портрет композитора )

- В чем отличие камерной музыки от симфонической?

- Наведите примеры камерной и симфонической музыки.

- Давайте попробуем ответить на вопросы: 1. Что такое симфония?

2. Есть ли в симфониях названия?

3. Слушаете ли вы симфонию?

4. Где можно услышать симфонию?

5.Кто исполняет симфонию?

6. Кто писал симфонии?

3.Учитель: -Давайте попытаемся определить тему нашего урока.

( Определяют тему урока )

Учитель: - А теперь определим задачи, которые мы решим в течение урока.

У вас на столах лежат пустые карточки, запишите на них по одной задаче урока и прикрепите на доску.

- Давайте их озвучим.

3.Откытие новых знаний.

Симфония – это ведущий жанр оркестровой музыки, сочинение для оркестра, обычно состоящее из 3, 4 частей.

Каждая часть имеет свой темп:

1ч – аллегро ( быстрый темп)

2ч - анданте ( медленный темп )

3ч - менуэт ( умеренный темп )

4ч - аллегро (быстрый темп)

- Какой оркестр исполняет симфонию? (симфонический)

Учитель: -Сейчас мы с вами прослушаем 2 часть произведения, разберем по средствам музыкальной выразительности (вспомнить какие бывают средства муз.выразительности) и попробуем услышать какие музыкальные инструменты звучат в произведении.

После прослушивания ученики отвечают, какие муз.инструменты услышали:

- Учитель : Распределите инструменты по группам.

1.Группа струнно-смычковых инструментов

3. Группа медных духовых

4. Группа ударных

(Струнно-смычковые инструменты: скрипка, альт, виолончель, контрабас;

Деревяно-духовые: кларнет, гобой, фагот, флейта;

Медные духовые: труба, валторна, тромбон, туба

Ударные: литавры, треугольник, тарелки, колокольчики, большой барабан, бубен, бонго, кастоньеты, виброфон, ударная установка, маракасы, ксилофон, оркестровые колокола.)

- Молодцы. А какие музыкальные инструменты еще используются в симфоническом оркестре?

- Верно, рояль, арфа, орган.

- Посмотрите на доску. Знакомы ли вам эти композиторы? (ответы учеников)

Это портреты композиторов венской классической школы: Й.Гайдн, Л.Бетховен, В.А.Моцарт – основателей симфонии.

Й.Гайдн ( 1732-1809) - австрийский композитор. (Биография)

Л.Бетховен (1770-1827) – немецкий композитор. ( Биография)

В.А.Моцарт (1756-1791) – австрийский композитор. (Биография)

- Как вы думаете. Почему этих композиторов считают Венской классической школой?

- Верно! Все они сочиняли симфонии в строгой классической форме, все эти три композитора добились успеха и признания в г. Вене.

4.Закрепление знаний и умений по изучаемому материалу. Вокально-хоровая работа.

- Сейчас прозвучит отрывок произведения, но уже вокального, скажите, можно ли отнести его к классической музыке? ( ответы детей )

5. Подведение итогов.

- Итак, в начале урока я задала вопросы вам, на которые вы затруднялись ответить. А сейчас мы сможем дать ответы на эти вопросы?

1. Что такое симфония?

2. есть ли в симфониях названия?

3. слушаете ли вы симфонию?

4. где можно услышать симфонию?

5.кто исполняет симфонию?

6. кто писал симфонии?

Способ организации рефлексии в конце занятия. Учитель указывает, что урок подошёл к концу и предлагает учащимся высказаться, закончив предложение:

Я хочу сказать. Мне больше всего удалось . ;

За что ты можешь себя похвалить? ;

За что ты можешь похвалить одноклассников? Что приобрёл? Что меня удивило? Для меня было открытием то, что . ;

Что, на ваш, взгляд удалось? Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее? Мои достижения на уроке . ;

Сегодня на уроке я: научился . ; было интересно . ; было трудно …

Чему вы научились на занятии? Какие задания вам понравились больше всего? Мне показалось важным . ; я понял что . .

Урок: заставил задуматься . ; навел меня на размышления . .

Что нового вы узнали на уроке?

Что вы считаете нужным запомнить?

Над чем ещё надо поработать?

Своей работой на уроке я: доволен; не совсем доволен; я не доволен, потому что.

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по музыке для учителя и ученика.

  • Все 8449
  • Уроки 3196
  • Презентации 1273
  • Тесты 212
  • Планирование 518
  • Мероприятия 1437
  • Прочее 1813

Нажмите, чтобы узнать подробности


Презентация учителя первой категории. Здесь ребята научаться различать жанры вокальной и инструментальной музыки,познакомяться с композиторами,узнают на какие типы деляться певче.



И первым номером нашей программы вы услышите песню о наше Родине - России, которую исполнит Оксина Ангелина. "Девочка - Россия".


Данная работа - доклад к педагогическому совету. В нем разбираются психологические основы музыкального обучения.



В работе подробно разбирается полифонический стиль в музыке, как начинать разбор и изучение полифонического произведения в фортепианном классе, правила исполнения мелизмов (украшений) эпохи И.С.Бах.



С неподдельным интересом и любовью русский фольклор изучают композиторы.Народное творчество питает, как неиссикаемый родник, их любовью.



Урок музыки 5 класса рекомендуется для учителей музыки в общеобразовательных школах и школах с детьми с ОВЗ. Материал можно использовать во внеурочной деятельности.



Приобщать к культуре русского народа. Изучать ис токи народной песни и ее дальнейшее развитие в композиторской музыке.



Одним из основных направлений модернизации является деятельностный характер образования, получение обучающимися практического и творческого опыта с последующим его применением в жизни. Активно-деят.




Добрый день дорогие наши гости, приветствуем вас на нашем празднике. 2 ведущий Счастья вам мира и согласия. Пусть Науырыз принесет нам большое счастье.


Актуальность темы. С началом XXI века отечественное искусство игры на духовых инструментах вступило в новый период своего развития. Неотъемлемой частью данного процесса являет.


Урок посвящён творчеству В.А.Моцарта. В уроке использованы произведения писателей о жизнь и загадочной смерти великого композитора.

Читайте также: