Программная музыка симфоническая сюита 5 класс конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
А кто из вас знает композитора и произведение, которое написано на эту тему?
Определяем цель урока.
2. Узнать новых для себя персонажей. Узнать что такое симфоническая сюита.
3. Научится по заложенной в музыке программе представлять себе героя и сюжет.
Обращаясь к литературным источникам, композиторы часто создают на их основе музыкальные произведения. Такие произведения, называются – программной музыкой. (Запишем понятие программная музыка).
Они не редко имеют название литературного произведения или сопровождаются словесной программой в начале нотного издания, которая раскрывает их содержание.
Давайте разберем термин – симфоническая сюита.
- Симфоническая это что означает? (играет симфонический оркестр, разберем по составу (деревянные духовые, медные духовые, струнные инструменты)
Кто исполняет сюиту? (симфонический оркестр)
Сюита – это последовательность самостоятельных (т.е. независящих друг от друга) музыкальных номеров, но имеющих общую тему. Как правило, различаются по характеру, ритму, темпу и т. п., в то же время они могут быть связаны тональным единством, мотивным родством и др. способами. Гл. принцип формообразования С. - создание единого композиционного целого (произведения) на основе чередования контрастных частей - отличает С. от таких цикличных форм, как соната и симфония с их идеей роста и становления.
Вот такую программу приложил Н.А. Римский-Корсаков к партитуре (нотам) этой сюиты:
(Читает ученик) стр. 21.
Запишите еще один термин – лейтмотив – это главный, ведущий мотив.
После прослушивания вы ответите мне на вопрос.
- Какие особенности музыки придают им восточный колорит?
Она начинается с медленного вступления — своеобразного пролога всей сюиты — и строится на двух контрастных темах. Первая, тема султана Шахриара, исполняется в унисон медными духовыми и струнными инструментами и звучит грозно и величественно. (запишем в словарь, в конце тетради, характеристику темы, эпитеты, прилагательные воспользовавшись словарем)
Вторая тема, тема Шехеразады, поручена солирующей скрипке, которую поддерживают аккорды арфы.
Ее гибкая и плавная мелодия напоминает изысканный восточный орнамент. (запишем в словарь, в конце тетради, характеристику темы, эпитеты, прилагательные, воспользовавшись словарем)
Обе темы являются лейтмотивами, объединяющими все произведение. Тема Шахриара, рисует спокойный и величественный морской пейзаж.
А теперь творческое задание.
Мы послушаем 4ю часть сюиты, а вы мне скажете, какую картину перед вами нарисовала эта музыка. (запишем в словарь, в конце тетради, характеристику темы, эпитеты, прилагательные воспользовавшись словарем)
2. Н.А. Римский-Корсаков – «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником".
(Слышится гневный голос Шахриара — ему отвечает мягкий голос Шехеразады. Она начинает свою последнюю сказку. Доносится шум праздника в восточном городе. Основная тема четвертой части — в характере восточного танца, в ритме лезгинки).
Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что такое симфоническая сюита?
- Чем она отличается от симфонической картины?
- Кто такой Шахриар?
- Что сделала Шахеразада для своего спасения?
- Как назывались части сюиты, которые сегодня мы с вами послушали?
Домашнее задание – прочитать страницы 20-21. Письменно ответить на вопрос №3 (сочинить небольшую сказку…) на стр. 21.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Технологическая карта урока
Предмет, класс, тема
Планируемые результаты освоения содержания урока
Открытие новых знаний
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
-формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных
-Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера
-Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия
-Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиск компромиссов, распределение функций и ролей
-Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач
-Представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижении историко - культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
-Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности
Содержание урока, деятельность учителя
Пропевание музыкального приветствия по терции вниз:
Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Посмотрите на портрет, кто на нем изображен?
-Что вы о нем узнаете и с какими музыкальными произведениями знакомы?
-Почему композитора стали называть композитором-сказочником?
-Николай Андреевич Римский-Корсаков.
-Родился 18 марта 1844 г. в Тихвине Новгородской губернии. К музыке имел склонность с детства, но вначале избрал карьеру морского офицера. В 1856 г. поступил в Морской корпус в Петербурге. Правда, занятий музыкой не оставил.
- Большая часть произведений написана на сказочный сюжет.
Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности
3. Актуализация знаний.
Показать на слайде содержание сюиты:
Море и Синдбадов корабль — сонатная форма со вступлением и кодой (без разработки)
Рассказ царевича Календера — сложная трёхчастная форма с вступлением и кодой
Царевич и царевна — сонатная форма с кодой без вступления и разработки
Праздник в Багдаде — рондо (чередование всех тем из первых трех частей)
-Это музыкальное произведение относится к программной музыке, как вы думаете почему?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель урока : познакомить детей с одним из видов классической музыки - симфонией.
Задачи урока:
слушать музыку и уметь размышлять и характеризовать её;
пробуждать желание высказываться, раскрывать себя, высказывать свои мысли
развивать творческое воображение, восприятие музыкального образа, а через него восприятие разных сторон жизни; развивать музыкальный, вокальный слух и голос.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определение границ знания-незнания);
Коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
- ориентироваться в учебнике и тетради;
-находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и презентации;
- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;
-владеть опытом обобщения по теме урока;
Регулятивные:
-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;
-анализировать свою творческую деятельность;
- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала (знаний) на уроке и проводить его.
1.Организационный момент.
Музыкальное приветствие (в основе мелодии трезвучие и постепенное движение вверх и вниз):
Добрый день, добрый день,
Говорим мы каждый день,
Этими словами здороваемся с вами.
2. Актуализация опорных знаний. Постановка учебных задач.
Учитель: - Какой жанр музыки вы любите?
- Какой жанр музыки вы увидели? Знаком ли вам композитор? ( показать портрет композитора )
- В чем отличие камерной музыки от симфонической?
- Наведите примеры камерной и симфонической музыки.
- Давайте попробуем ответить на вопросы: 1. Что такое симфония?
2. Есть ли в симфониях названия?
3. Слушаете ли вы симфонию?
4. Где можно услышать симфонию?
5.Кто исполняет симфонию?
6. Кто писал симфонии?
3.Учитель: -Давайте попытаемся определить тему нашего урока.
( Определяют тему урока )
Учитель: - А теперь определим задачи, которые мы решим в течение урока.
У вас на столах лежат пустые карточки, запишите на них по одной задаче урока и прикрепите на доску.
- Давайте их озвучим.
3.Откытие новых знаний.
Симфония – это ведущий жанр оркестровой музыки, сочинение для оркестра, обычно состоящее из 3, 4 частей.
Каждая часть имеет свой темп:
1ч – аллегро ( быстрый темп)
2ч - анданте ( медленный темп )
3ч - менуэт ( умеренный темп )
4ч - аллегро (быстрый темп)
- Какой оркестр исполняет симфонию? (симфонический)
Учитель: -Сейчас мы с вами прослушаем 2 часть произведения, разберем по средствам музыкальной выразительности (вспомнить какие бывают средства муз.выразительности) и попробуем услышать какие музыкальные инструменты звучат в произведении.
После прослушивания ученики отвечают, какие муз.инструменты услышали:
- Учитель : Распределите инструменты по группам.
1.Группа струнно-смычковых инструментов
3. Группа медных духовых
4. Группа ударных
(Струнно-смычковые инструменты: скрипка, альт, виолончель, контрабас;
Деревяно-духовые: кларнет, гобой, фагот, флейта;
Медные духовые: труба, валторна, тромбон, туба
Ударные: литавры, треугольник, тарелки, колокольчики, большой барабан, бубен, бонго, кастоньеты, виброфон, ударная установка, маракасы, ксилофон, оркестровые колокола.)
- Молодцы. А какие музыкальные инструменты еще используются в симфоническом оркестре?
- Верно, рояль, арфа, орган.
- Посмотрите на доску. Знакомы ли вам эти композиторы? (ответы учеников)
Это портреты композиторов венской классической школы: Й.Гайдн, Л.Бетховен, В.А.Моцарт – основателей симфонии.
Й.Гайдн ( 1732-1809) - австрийский композитор. (Биография)
Л.Бетховен (1770-1827) – немецкий композитор. ( Биография)
В.А.Моцарт (1756-1791) – австрийский композитор. (Биография)
- Как вы думаете. Почему этих композиторов считают Венской классической школой?
- Верно! Все они сочиняли симфонии в строгой классической форме, все эти три композитора добились успеха и признания в г. Вене.
4.Закрепление знаний и умений по изучаемому материалу. Вокально-хоровая работа.
- Сейчас прозвучит отрывок произведения, но уже вокального, скажите, можно ли отнести его к классической музыке? ( ответы детей )
5. Подведение итогов.
- Итак, в начале урока я задала вопросы вам, на которые вы затруднялись ответить. А сейчас мы сможем дать ответы на эти вопросы?
1. Что такое симфония?
2. есть ли в симфониях названия?
3. слушаете ли вы симфонию?
4. где можно услышать симфонию?
5.кто исполняет симфонию?
6. кто писал симфонии?
Способ организации рефлексии в конце занятия. Учитель указывает, что урок подошёл к концу и предлагает учащимся высказаться, закончив предложение:
Я хочу сказать. Мне больше всего удалось . ;
За что ты можешь себя похвалить? ;
За что ты можешь похвалить одноклассников? Что приобрёл? Что меня удивило? Для меня было открытием то, что . ;
Что, на ваш, взгляд удалось? Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее? Мои достижения на уроке . ;
Сегодня на уроке я: научился . ; было интересно . ; было трудно …
Чему вы научились на занятии? Какие задания вам понравились больше всего? Мне показалось важным . ; я понял что . .
Урок: заставил задуматься . ; навел меня на размышления . .
Что нового вы узнали на уроке?
Что вы считаете нужным запомнить?
Над чем ещё надо поработать?
Своей работой на уроке я: доволен; не совсем доволен; я не доволен, потому что.
Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по музыке для учителя и ученика.
- Все 8449
- Уроки 3196
- Презентации 1273
- Тесты 212
- Планирование 518
- Мероприятия 1437
- Прочее 1813
Презентация учителя первой категории. Здесь ребята научаться различать жанры вокальной и инструментальной музыки,познакомяться с композиторами,узнают на какие типы деляться певче.
И первым номером нашей программы вы услышите песню о наше Родине - России, которую исполнит Оксина Ангелина. "Девочка - Россия".
Данная работа - доклад к педагогическому совету. В нем разбираются психологические основы музыкального обучения.
В работе подробно разбирается полифонический стиль в музыке, как начинать разбор и изучение полифонического произведения в фортепианном классе, правила исполнения мелизмов (украшений) эпохи И.С.Бах.
С неподдельным интересом и любовью русский фольклор изучают композиторы.Народное творчество питает, как неиссикаемый родник, их любовью.
Урок музыки 5 класса рекомендуется для учителей музыки в общеобразовательных школах и школах с детьми с ОВЗ. Материал можно использовать во внеурочной деятельности.
Приобщать к культуре русского народа. Изучать ис токи народной песни и ее дальнейшее развитие в композиторской музыке.
Одним из основных направлений модернизации является деятельностный характер образования, получение обучающимися практического и творческого опыта с последующим его применением в жизни. Активно-деят.
Добрый день дорогие наши гости, приветствуем вас на нашем празднике. 2 ведущий Счастья вам мира и согласия. Пусть Науырыз принесет нам большое счастье.
Актуальность темы. С началом XXI века отечественное искусство игры на духовых инструментах вступило в новый период своего развития. Неотъемлемой частью данного процесса являет.
Урок посвящён творчеству В.А.Моцарта. В уроке использованы произведения писателей о жизнь и загадочной смерти великого композитора.
Читайте также:
- Петушиная семья конспект занятия
- Особенности проведения спецопераций по выявлению и нейтрализации террористов смертников конспект
- Требования безопасности при проведении занятий по пожарно строевой подготовке конспект
- Гдз по географии 6 класс конспект
- Совершенствование техники защитных действий в баскетболе конспект