Профессиональная этика сотрудника войск национальной гвардии рф конспект

Обновлено: 07.07.2024

Кириченко Н.С., капитан юстиции, старший офицер отделения судебной защиты и договорно-претензионной работы отдела правовой работы Северо-Кавказского округа войск национальной гвардии России.

Рецензент - доктор юридических наук, профессор А.В. Кудашкин.

В 2016 году в России было образовано новое силовое ведомство - Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации. В данной работе представлен краткий обзор правовой основы деятельности данного ведомства.

Ключевые слова: военнослужащий, военная служба, воинская часть, Росгвардия, ведомство.

Federal service of national guard troops of the Russian Federation: legal framework legal status

Kirichenko N.C., Captain of Justice, senior officer of separation of judicial protection and contractual and legal claims work department work of the North-Caucasian District troops Russian National Guard.

In 2016, Russia had established new law enforcement agencies - the Federal service of national guard troops of the Russian Federation. This paper presents a brief overview of the legal framework for the activities of the Agency.

Key words: soldier, military service, military unit of the Russian guard, Department.

Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" был образован новый федеральный орган исполнительной власти - Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия). Этим же Указом внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации, которые входят в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Во все нормативные правовые акты, в которых упоминались внутренние войска МВД России, внесены соответствующие изменения в виде замены данных войск Росгвардией либо в виде дополнения наименованием нового ведомства.

Возглавляет новую силовую структуру директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 158 "О директоре Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующем войсками национальной гвардии Российской Федерации" на данную должность назначен генерал армии Золотов Виктор Васильевич. Директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации пользуется при решении вопросов организации деятельности Федеральной службы, прохождения военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации и службы в Федеральной службе правами и полномочиями, установленными для руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (служба).

Росгвардия является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, в которой проходят службу лица, имеющие воинские звания, специальные звания (полиции), классные чины, а также имеются работники.

В структуру Росгвардии включены:

  • органы управления и подразделения МВД России, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также вневедомственная охрана, в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации;
  • специальные отряды быстрого реагирования (СОБР) территориальных органов МВД России;
  • отряды мобильные особого назначения (ОМОН) территориальных органов МВД России;
  • Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России и авиационные подразделения МВД России;
  • федеральное государственное унитарное предприятие "Охрана" МВД России.

Статья 5 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Закон о Росгвардии) определяет состав войск национальной гвардии, в который входят: органы управления; объединения, соединения и воинские части; подразделения (органы), в том числе те, в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции; образовательные организации высшего образования и иные организации.

Рассматривая вопрос состава войск национальной гвардии, считаем необходимым затронуть вопрос подсудности рассмотрения судами возможных административных исковых заявлений сотрудников об оспаривании решений (действий) должностных лиц. Вопрос заключается в том, что в территориальных подразделениях Росгвардии по субъектам Российской Федерации проходят службу и военнослужащие, и сотрудники, имеющие специальное звание "полиции" (которых преимущественное количество). Территориальные подразделения подчиняются командующим округами, которые, как известно, являются военнослужащими. Многие сотрудники территориального органа назначаются приказами командующих округами. Какой суд - "гражданский" районный (городской) или военный гарнизонный суд - должен рассматривать административное дело по административному исковому заявлению сотрудника территориального органа Росгвардии, имеющего специальное звание "полиции", например, об оспаривании приказа командующего округом? Либо в какой суд обращаться ему при оспаривании решения начальника территориального органа, который также имеет специальное звание "полиции"? По нашему мнению, было бы нелогично, если бы споры сотрудников и военнослужащих, проходящих службу в Росгвардии, рассматривали разные суды. Мы считаем, что было бы целесообразнее, чтобы все административные иски и военнослужащих, и сотрудников, и государственных гражданских служащих, и даже работников рассматривали бы гарнизонные военные суды. Конечно, у Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу будет свое мнение, о котором мы узнаем, но пока вопрос остается открытым и на его решение, на наш взгляд, остается все меньше и меньше времени.

Согласно ст. 1 Закона о Росгвардии войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Данным Законом также закреплены задачи войск национальной гвардии, которые, в сравнении с задачами, ранее возлагавшимися на внутренние войска, стали шире. К ним относятся (ст. 2 Закона о Росгвардии):

  1. участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;
  2. охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации;
  3. участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;
  4. участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции;
  5. участие в территориальной обороне Российской Федерации;
  6. оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации;
  7. федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;
  8. охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам.

Также, в сравнении с предоставляемыми внутренним войскам, значительно расширены полномочия (ст. 8 Закона о Росгвардии) войск национальной гвардии, которые подразделяются на несколько блоков: общие полномочия; специальные; полномочия по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения и правового режима контртеррористической операции и полномочия, связанные с участием в контртеррористической операции. На наш взгляд, заслуживает особого внимания само название данной статьи: "Полномочия войск национальной гвардии". В Федеральном законе "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Закон о внутренних войсках) аналогичная статья (ст. 24) имела наименование: "Права военнослужащих внутренних войск при несении боевой службы". В чем здесь принципиальное различие? Мы считаем, что новое наименование статьи, которое приведено в Законе о Росгвардии, является более точным и целесообразным, так как при формулировке "права при несении боевой службы" мог возникнуть, например, вопрос: имел ли право военнослужащий внутренних войск в выходной день задержать лицо, совершившее административное правонарушение, ведь военнослужащий не нес боевую службу? В настоящее время такой вопрос возникнуть не может, так как новый Закон не содержит такой "специфической" формулировки, ограничивающей действие полномочий военнослужащего (сотрудника) во времени. Мы считаем, что законодатель и должностные лица, внесшие свой вклад в создание Закона о Росгвардии, грамотно и предусмотрительно отнеслись к данному вопросу.

Полагаем, нет необходимости перечислять все полномочия войск национальной гвардии, отметим лишь некоторые из них, которые, по сравнению с полномочиями (правами) внутренних войск, являются новыми. К ним относятся: полномочия, вытекающие из задач в сфере государственного контроля (надзора) в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, контроля за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны; комплекс полномочий по охране объектов на договорной основе; полномочия на вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения. Полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности войска национальной гвардии не наделены.

Что касается социальных гарантий военнослужащих, сотрудников, служащих и работников Росгвардии, то они в основной части аналогичны тем, которые ранее предоставлялись во внутренних войсках, и тем, которые предоставляются в других ведомствах. Например, льготы в виде освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц у лиц, проходящих службу в Росгвардии, нет (такие вопросы задавались в первые дни создания ведомства).

Подготовка кадров для войск национальной гвардии и их дополнительное профессиональное образование осуществляются в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении войск национальной гвардии. Подготовка кадров для войск национальной гвардии в военных образовательных организациях высшего образования Вооруженных Сил Российской Федерации и образовательных организациях высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти на эти цели.

Надзор за исполнением войсками национальной гвардии федеральных конституционных законов и федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и сотрудники органов внутренних дел, проходившие военную службу (службу) по контракту до 5 апреля 2016 г., а также граждане, принятые на военную службу (службу) после указанной даты до утверждения штатов соответствующих органов управления, объединений, соединений, воинских частей, подразделений (органов), военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций войск национальной гвардии, продолжают проходить военную службу (службу) в войсках национальной гвардии в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов о прохождении военной службы (службы) без переаттестации и переназначения. Таким военнослужащим (сотрудникам) сохраняются специальные звания, а также ранее присвоенная классная квалификация (квалификационная категория, квалификационный класс, квалификационные звания) на срок, на который она была присвоена.

В заключение можно отметить, что Росгвардия - это молодое силовое ведомство, сосредоточившее в себе мощный боевой потенциал, силу и опыт личного состава, которое способно выполнить все возложенные на него задачи, главным образом защиту нашего государства и граждан!

Библиографический список

  1. Кудашкин А.В. Об учредительных документах военных организаций - юридических лиц (научно-практический комментарий к п. 4 ст. 11.1 Федерального закона "Об обороне") // Право в Вооруженных Силах. 2016. N 6.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Любая профессиональная деятельность предъявляет к человеку определенные требования и накладывает своеобразный отпечаток на его личность и весь образ жизни. И для того, чтобы определить, какими эстетическими качествами, обусловливающими эффективность профессиональной деятельности должен обладать сотрудник органов внутренних дел, необходимо подвергнуть психологическому анализу саму эту деятельность, выявить ее специфические особенности, раскрыть ее структуру. Выяснение закономерностей профессиональной деятельности позволяет не только изучить ее, но и разработать систему организационных мероприятий, направленных на ее совершенствование.
Деятельность сотрудника органов внутренних дел характеризуется следующими специфическими особенностями:

- во-первых, это правовая регламентация деятельности сотрудников органов внутренних дел — одна из наиболее специфических особенностей профессиональной деятельности в органах внутренних дел. Деятельность сотрудников строго регламентирована правовыми нормами.

- другой психологической особенностью деятельности сотрудников органов внутренних дел является наличие властных полномочий. В интересах дела сотрудникам предоставлено право в необходимых случаях вторгаться в личную жизнь людей, выяснять обстоятельства, которые нередко стараются скрыть от окружающих, входить в жилище граждан, ограничивать в необходимых случаях свободу отдельных граждан и даже лишать ее. Многосторонность коммуникативности сотрудника состоит в том, что он общается с представителями различных возрастных категорий, с людьми различных профессий, занимающих различное правовое положение.

К специфическим особенностям профессиональной деятельности сотрудника необходимо отнести дефицит времени и наличие перегрузок в его работе. Оперативность и быстрота входят в число основных принципов раскрытия и расследования преступлений. Чем больше преступник находится на свободе, тем больше у него возможностей для того, чтобы уйти от ответственности, уничтожить следы своей преступной деятельности скрыться от следствия. На его стороне всегда выигрыш во времени. Ну и конечно профессиональную деятельность сотрудника отличает ярко выраженный познавательный характер, что требует не только многообразного решения мыслительных задач различного плана и трудности, но и организации практического их осуществления. Познавательная деятельность. Без осуществления познавательной деятельности невозможно достичь ни одной цели борьбы с преступностью, без познания не может реализоваться ни деятельность в целом, ни один из указанных выше ее компонентов.
Чтобы решать задачи борьбы с преступностью, познавательная деятельность сотрудника должна обеспечить установление фактов, обстоятельств, причинных зависимостей, относящихся как к событиям настоящего, прошлого, так и будущего времени.

Установить четкий критерий выбора человеком своего, чаще всего пожизненного, занятия трудно и сложно, ибо в этом деле слишком много личного, субъективного и даже подсознательного.

В связи с этим необходимо рассмотреть в работе, что такое профессиональная культура, почему она является значительной ценностью, составляет основу жизни человека, служит показателем полнокровного участия индивида в развитии им человеческой культуры. Общеизвестно, что культурным считается человек, который смог в совершенстве овладеть профессией, подчинить свою жизнь какому-либо общеполезному делу и в конечном счете способствовать развитию общественного процесса.

Анализируя понятие профессиональной культуры будущего специалиста, необходимо, по нашему мнению, определить, прежде всего, подходы к пониманию самой категории “культура”.

Культура в более узком смысле –сфера духовной жизни людей. В самом широком смысле своего значения культура характеризует всю жизнедеятельность человека. Любая сфера человеческой жизни может быть представлена с точки зрения ее культурной значимости и ценности. Культура включает в себя и предметные результаты деятельности людей, и реализуемые в деятельности человека знания, умения и навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способы и формы общения. Культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. Емкость и универсальность понятия “культура” позволяют рассматривать ее многоаспектно: как срез общественной жизни, характеристику уровня развития личности, систему общественно регулятивных норм, механизм трансляции опыта, феномен самодетерминации и т.д.

Профессия и культура тесно и постоянно между собой взаимодействуют и друг без друга существовать не могут. Профессия, соединяясь с общечеловеческой культурой, порождает такое социальное явление, которое называется “профессиональная культура” и охватывает собой как область трудовой деятельности человека, так и качество этой деятельности, что в конечном счете составляет самое культуру как уникальный феномен всей человеческой истории, всего человеческого бытия. Следует заметить, что истоки профессионализма, профессиональной культуры в целом необходимо искать в трудовой деятельности людей, в общественном разделении труда. Именно общественное разделение труда и возникновение профессий явились объективными стимулами становления и развития культуры как “второй природы” человека. И разделение труда, и появление многочисленных и разнообразных профессий – это феномены, демонстрирующие закономерность общецивилизационной эволюции человечества и вызванные к жизни специфически-человеческим способом отношения к окружающей действительности – деятельностью.

Профессиональная культура – это мера, качество деятельности человека в определенной, строго ограниченной области его профессии, в том виде деятельности, где он чувствует себя вполне комфортно, уверенно, свободно и раскрепощенно. Ее понимают и определяют по-разному, в зависимости от дисциплинарного, т. е. свойственного данной научной отрасли, характера и интереса.

Одним из составных элементов общей культуры человека является профессиональная культура личности. Под профессиональной культурой понимается определенный уровень способностей, знаний, умений, навыков, необходимых для успешного выполнения специальной работы. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел - это наука о применении общих норм и принципов морали в их деятельности и повседневном поведении. Она включает высокую степень овладения профессией, соответствующий уровень правовой и специальной подготовки, образованности и воспитанности.

Профессиональная культура сотрудников ОВД включает в себя правовую и этическую культуру, представления о социальной значимости конкретного вида труда, профессиональном идеале, путях и средствах его достижения, развитое чувство профессиональной гордости, профессиональной чести и ответственности. Главная особенность профессионально-этической культуры сотрудников ОВД заключается в ее нормативном характере, т. е. все требования к их моральному облику и правилам поведения при выполнении служебных обязанностей закреплены в различных международных нормативно-правовых аспектах и являются обязательными для соблюдения. Игнорирование профессионально-этических норм одновременно является нарушением соответствующих законодательных актов.

Профессиональная культура сотрудника ОВД выражается в том, что он имеет дело с людьми, защищает их права, законность, правопорядок, оказывает воздействие на них, опираясь на имеющиеся законы, мораль, этические нормы общества. В условиях конфликтности сотрудники ОВД все чаще выступают в роли арбитров, живой стены, отделяющей противоборствующие группы людей, социальные слои общества, участвуют в сдерживании и разрешении межнациональных конфликтов и т. д.

В этих условиях они выполняют разнообразные воспитательные, профилактические, коммуникативные, организаторские, удостоверительные и другие функции, реализация которых требует высочайшего напряжения психики, собранности, определенной филигранности в общении с участниками конфликта. Это важнейший фактор, усиливающий роль морально-психологических знаний в правоохранительной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Важный фактор - нормативность общения сотрудников ОВД с гражданами. Свободный (непринужденный) диалог, например в плане специфики общения, коренным образом отличается от допроса обвиняемого или подозреваемого не только тем, что в последнем случае во главу угла поставлены свобода, а иногда и жизнь участника процесса, но и тем, что следователь в ходе допроса не может выйти за рамки закона, применять незаконные приемы. Кроме того, существует следственная этика, исходя из которой обман, запугивание, введение в заблуждение подследственного считается нарушением прав и свобод граждан. Общение в столь узком нормативном пространстве требует от его инициатора-сотрудника правоохранительных органов огромного напряжения и ответственности. Если же прибавить к этому ограниченность временных рамок общения (особенно это касается сотрудников оперативно-розыскных и следственных аппаратов), становится ясно, что психолого-педагогические и этические знания во многом могут быть отнесены к категории определяющих при характеристике и продвижении по должности сотрудников ОВД. Именно поэтому формирование у сотрудников ОВД этической культуры является первостепенной задачей.

Под этической культурой сотрудника ОВД мы понимаем профессиональную культуру человека, функционирующего в правоохранительной сфере, гармонию высокоразвитого профессионального мышления, знаний, чувств и творческой деятельности, способствующей эффективной организации общения с людьми. Она определяет характер осуществления всех основных функций сотрудником ОВД: правоохранительной, образовательной, воспитательной, развивающей. В содержании профессиональной культуры сотрудника ОВД можно выделить совокупность стержневых компонентов, таких, как культура мышления, общения, поведения и внешнего вида, духовно-нравственная культура. Так, культура мышления включает высокое развитие способности к научной обработке социальных явлений и фактов, относящихся как к личности граждан (их сознания, поведения), так и к поведенческой деятельности, личности самого сотрудника ОВД. Рефлексия сотрудника ОВД как компонент культуры мышления побуждает его к постоянному самосовершенствованию в личностном и профессиональном отношении. Интуиция как элемент культуры мышления способствует верным мгновенным решениям в сложных жизненных ситуациях. Интуиция -это чутье, догадка, озарение, основанные на богатом предшествующем опыте и психолого-педагогических знаниях. Культура правоохранительного труда сотрудника ОВД и его мышление обогащаются и развиваются на основе информационной культуры. Получение новой информации, ее отбор, обработка и затем своевременное использование - залог успешного творческого мышления и творческой деятельности сотрудника ОВД.

Признаками профессионально-этической культуры сотрудника ОВД являются интеллигентность, развитый интеллект, устойчивая правоохранительная направленность интересов и потребностей, гармония умственного, нравственного и физического развития, гуманизм, общительность, дисциплинированность, ответственность, развитый долг, педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству, мастерство общения.

Сотрудник ОВД своей деятельностью утверждает культуру взаимоотношений между людьми, является творцом культурных ценностей, и чем выше его культура, тем больших успехов он достигнет в своей правоохранительной деятельности, тем больше требований предъявляет к самому себе.

В статье рассматриваются основы педагогической этики командира войск национальной гвардии РФ, как актуальная составляющая на современном этапе развития войск. Авторами предлагается понятие педагогической этики командира, перечислены ее основные функции и компоненты, раскрывается нравственная проблематика взаимоотношений командира и подчиненного, анализируются необходимые этические знания руководителя.

Актуальностью темы является то, что в современном мире ценности традиционной профессиональной этики особо значимы. Педагогическая этика командира войск национальной гвардии Российской Федерации (ВНГ РФ) все больше носит дискуссионный характер и требует обсуждения и внимания. Проблема моральной ответственности сотрудника ВНГ РФ относится к одной из наиболее значимых при решении комплекса воспитательных и дидактических задач, направленных на формирование профессионального мировоззрения личности современного командира.

Педагогическая этика – это совокупность норм и правил поведения педагога (командира, руководителя), обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью.

На сегодняшний день педагог (командир, руководитель) усваивает нормы морали и осознаёт цели самовоспитания, саморазвития, самоосуществления в гуманистической системе ценностей, проходя обычные этапы социализации: микро и макро социум в который попадет человек, т.е. семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, место работы.

Педагогическая этика осуществляет общетеоретическую и практические (гуманизирующая, ценностно-ориентирующая, познавательная, воспитательная) функции. Педагогическая этика рассматривает не только сущность принципов педагогической морали, но и сущность основных ее категорий, моральных ценностей.

Размышляя о развитии педагогической стратегии в современных условиях для процесса образования в войсках национальной гвардии, необходимо подчеркнуть, что мы ее выстраиваем не на пустом месте, а на вполне конкретных концептуальных идеях и принципах, которые, если не получили всеобщего признания и практического применения, то только потому, что иногда консерватизм и инертность военно-профессионального мышления уводят в русло общепринятых, устоявшихся подходов и стереотипов. Следовательно, представляется, что для того, чтобы увидеть стратегически значимые возможности саморазвития военно-профессиональных систем, необходимо выйти за пределы собственно военного дела и на стыке профессий педагогики, психологии, военного дела и ряда других наук увидеть и осмыслить принципиально новые подходы к военно-профессиональной стратегии будущего, в основе которой должна лежать нравственность человеческих отношений.

Высокий уровень актуальности нравственной проблематики обусловлен чрезвычайно широким спектром причин девальвации нравственных ценностей, падением духовно-нравственной культуры не только у молодежи, но и у определенной части российской интеллигенции.

Особое значение нравственность имеет в деятельности военных специалистов, которые сосредотачивают в своих руках людей и оружие, способное разрушить все свободное мироздание и, в первую очередь, уничтожить самого человека, как организатора и носителя жизни на Земле. В современной России все более отчетливо осознается, что глубинные первопричины социально-экономических проблем и ухудшение здоровья нации находится не столько в сфере экономики, сколько в области духовно-нравственного воспитания, в деформации и деградации духовно-нравственных ценностей и идеалов значительной части населения, и особенно молодежи. Грубость, стяжательство, эгоизм, половая распущенность, алкоголизм и наркомания, ведут к преступности, которая разрушает качество жизни не только человека, но и общества в целом.

Сотрудник войск национальной гвардии, как непосредственный руководитель для своих подчиненных, должен обладать рядом знаний:

  • знание методов педагогического взаимодействия с категориями военнослужащих различных по национальному и возрастному признаку;
  • психологии, риторических приемов взаимодействия с аудиторией;
  • системы военного образования в ВНГ РФ, руководящих документов по организации боевой подготовки во ВНГ РФ;
  • форм, методов проведения занятий с подчиненными, порядка подготовки к занятиям, последовательности и лаконичности изложения учебного материала и т.д.

Сотрудники и военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации, кроме знаний, утвержденных квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке, должны обладать и общекультурными знаниями:

  • знаниями духовно-нравственных основ жизни людей, их взаимоотношений, этикета, культуры общения с подчиненными;
  • знаниями особенностей культур народов Российской Федерации и особенностей конфессий, исповедуемых подчиненными;
  • знаниями истории России, военной истории, традиций войск национальной гвардии Российской Федерации, внешней и внутренней политики, проводимой государством;
  • глубоким знанием общих военных дисциплин и базовыми знаниями естественнонаучных дисциплин.

Целью педагогической военно-профессиональной этики является необходимость выявлять, обосновывать и формировать базовые этические закономерности, и на их основе такие военно-педагогические принципы и правила, которые способствовали бы высоконравственному поведению в деятельности военного специалиста по выполнению служебно-боевых задач и созданию высоконравственной комфортной среды для всех участников военно-профессиональной деятельности [4]. Военно-профессиональная этика описывает, объясняет и предписывает правила нравственной деятельности военного специалиста.

Для совершенствования военно-педагогической подготовки командиров в войсках национальной гвардии с ними рассматриваются вопросы этики старшего начальника, роли человеческого фактора в экстремальной ситуации, особенности руководства и управления личным составом. Это имеет целью подготовить офицеров к умелому руководству и взаимодействию с подчиненными. С ними предусматривается проведение лекционных занятий, но большая часть времени отводится обсуждению проблемных вопросов в малых по численности учебных группах. Для проведения данных занятий привлекаются специалисты. При этом организаторы учебного процесса постоянно обращают внимание на то, чтобы обучающие способствовали развитию навыков поиска и обсуждения вопросов этики и других проблем, связанных с взаимоотношениями между людьми.

Следовательно, можно сделать выводы, что основами педагогической этики командира войск национальной гвардии являются: гуманизм; забота о нуждах и запросах подчиненных; дружелюбие; требовательность, основанная на справедливости; создание условий нравственно-педагогических отношений в коллективе с подчиненными; строгое соблюдение и поддержание субординации в подразделении; моральная поддержка; тактичность в общении в сочетающаяся с предъявляемым ими требованиями.

О войсках национальной гвардии Российской Федерации

(с изменениями на 1 июля 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Принят
Государственной Думой
22 июня 2016 года

Одобрен
Советом Федерации
29 июня 2016 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Войска национальной гвардии Российской Федерации и их предназначение

Войска национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии) являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Статья 2. Задачи войск национальной гвардии

1. На войска национальной гвардии возлагается выполнение следующих задач:

1) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;

2) охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации;

3) участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;

4) участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции;

5) участие в территориальной обороне Российской Федерации;

6) оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации;

7) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года N 391-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

8) охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам;

9) обеспечение по решению Президента Российской Федерации безопасности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и иных лиц.

(Пункт дополнительно включен с 4 сентября 2018 года Федеральным законом от 7 марта 2018 года N 40-ФЗ)

2. Иные задачи на войска национальной гвардии могут быть возложены решениями Президента Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 3. Правовая основа деятельности войск национальной гвардии

Правовую основу деятельности войск национальной гвардии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность войск национальной гвардии.

Статья 4. Принципы деятельности войск национальной гвардии

Войска национальной гвардии осуществляют свою деятельность на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, единоначалия и централизации управления.

Статья 4_1. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в деятельности войск национальной гвардии

1. При осуществлении полномочий, предусмотренных пунктами 4, 16, 18, 24, 26, 27 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, сотрудник войск национальной гвардии обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения, а в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

2. Сотрудник войск национальной гвардии имеет право не исполнять требования, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, при возникновении обстоятельств, создающих непосредственную угрозу жизни и здоровью сотрудника войск национальной гвардии или иных лиц, а также при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц.

(Статья дополнительно включена с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 275-ФЗ)

Статья 5. Общий состав войск национальной гвардии

1. В состав войск национальной гвардии входят:

1) органы управления;

2) объединения, соединения и воинские части;

3) подразделения (органы), в том числе в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции (далее - подразделения);

4) образовательные организации высшего образования и иные организации.

2. Органы управления объединений, органы управления соединений, воинские части, подразделения, образовательные организации высшего образования и иные организации войск национальной гвардии могут быть юридическими лицами в организационно-правовой форме государственного учреждения.

3. Создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) воинских частей и подразделений войск национальной гвардии осуществляются руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

4. Органы управления объединений, подразделения и организации войск национальной гвардии, являющиеся юридическими лицами, действуют на основании уставов, утверждаемых руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

5. Органы управления соединений и воинские части войск национальной гвардии, являющиеся юридическими лицами, действуют на основании единого типового устава, утверждаемого руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Статья 6. Руководство и управление войсками национальной гвардии

1. Руководство войсками национальной гвардии осуществляет Президент Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации:

1) определяет задачи войск национальной гвардии;

2) утверждает структуру и состав войск национальной гвардии (до оперативно-территориального объединения включительно);

3) утверждает штатную численность военнослужащих войск национальной гвардии, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии и имеющих специальные звания полиции (далее - сотрудники), и гражданского персонала войск национальной гвардии;

4) назначает на должность главнокомандующего войсками национальной гвардии и освобождает его от должности;

5) утверждает Устав войск национальной гвардии, знамя и флаг войск национальной гвардии, положения о них, их описания и рисунки;

6) утверждает положение об оперативно-территориальном объединении войск национальной гвардии;

7) устанавливает количество должностей в войсках национальной гвардии, подлежащих замещению высшими офицерами (высшим начальствующим составом), присваивает воинские звания высших офицеров (специальные звания высшего начальствующего состава), назначает военнослужащих (сотрудников) на воинские должности (должности), для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров (специальные звания высшего начальствующего состава), освобождает их от воинских должностей (должностей) и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;

8) утверждает концепцию и план строительства и развития войск национальной гвардии;

9) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3. Правительство Российской Федерации:

1) осуществляет выделение финансовых средств для обеспечения деятельности войск национальной гвардии в пределах сумм, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также обеспечивает выделение необходимых материально-технических ресурсов;

2) утверждает перечень состоящих на вооружении войск национальной гвардии оружия, боеприпасов, боевой и специальной техники, специальных средств;

3) обеспечивает оснащение войск национальной гвардии вооружением, боеприпасами, боевой и специальной техникой, специальными средствами по их заказам;

4) утверждает перечни важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии;

5) утверждает перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии;

6) осуществляет в пределах своих полномочий мероприятия по социальной защите, материальному обеспечению военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы из внутренних войск, уволенных с военной службы (службы) в войсках национальной гвардии, членов их семей, лиц, находящихся (находившихся) на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии), и гражданского персонала;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 264-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 276-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

6_1) утверждает перечень отдельных категорий сотрудников, которые имеют право на питание за счет средств федерального бюджета и которым по их просьбе выдается продовольственный паек, устанавливает порядок и нормы выдачи продовольственного пайка и его ассортимент;

(Пункт дополнительно включен с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 276-ФЗ)

7) обеспечивает реализацию гарантий правовой защиты и социальной поддержки военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы из внутренних войск, уволенных с военной службы (службы) в войсках национальной гвардии, членов их семей, лиц, находящихся (находившихся) на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии), и гражданского персонала;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 264-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

8) утверждает перечень водных объектов, расположенных в районах с наиболее ценными природными ресурсами, на акваториях которых воинские части войск национальной гвардии участвуют в охране общественного порядка;

9) определяет порядок использования авиации войск национальной гвардии в интересах других федеральных органов исполнительной власти;

10) утверждает требования к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии, порядок контроля за их выполнением и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны, если иное не установлено законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии;

11) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

4. Управление войсками национальной гвардии осуществляет руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти, являющийся главнокомандующим войсками национальной гвардии.

Статья 7. Дислокация войск национальной гвардии

1. Объединения, соединения, воинские части и подразделения войск национальной гвардии дислоцируются в соответствии с задачами войск национальной гвардии и с учетом социально-экономических условий мест дислокации.

2. Места дислокации воинских частей и подразделений войск национальной гвардии определяются решением руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а от соединения и выше - решением Президента Российской Федерации.

3. Передислокация воинских частей и подразделений войск национальной гвардии осуществляется по решению руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а от соединения и выше - по решению Президента Российской Федерации.

Глава 2. Полномочия войск национальной гвардии

Статья 8. Полномочия войск национальной гвардии

1. Войска национальной гвардии в целях выполнения возложенных на них задач осуществляют следующие полномочия:

1) общие полномочия;

2) специальные полномочия (меры принуждения): задержание; вскрытие транспортного средства; вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории); оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов; формирование и ведение банков данных о гражданах;

3) полномочия по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения и правового режима контртеррористической операции и полномочия, связанные с участием в контртеррористической операции;

4) иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Полномочия войск национальной гвардии реализуются органами управления, объединениями, соединениями, воинскими частями, подразделениями, организациями и военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

Читайте также: